«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1992. — 29 декабря, вторник. — №280 (23854). — 6 полос.
«Украина подтверждает свои намерения стать безъядерным государством» — страница 1
«Украина идет к безъядерному статусу и ни в коем случае не сойдет с этого пути, о чем неоднократно заявляли ее президент и премьер-министр», — подчеркнул во вторник, в ходе пресс-конференции посол Украины в Москве Владимир Крыжановский.
Посол напомнил, что его страна заявила о намерении стать безъядерным государством еще два года назад во время провозглашения декларации о суверенитете. Украина, особо отметил он, первой показала пример остальным ядерным государствам, заявив, что желает полностью избавиться от ядерного оружия. <…>
— Украина действительно находится в очень сложном экономическом положении, — заявил посол, — и осуществление мер по ядерному разоружению требует больших затрат. Украина хотела бы иметь гарантию, что большая часть средств на эти цели будет получена от партнеров по ядерному сообществу. Сейчас есть признаки того, что в мире понимают наши нужды, — американская сторона заявила, что Украине будет предоставлено около 175 миллионов долларов на проведение первоочередных работ по этим вопросам. Однако наши подсчеты показывают, что конечная цифра затрат будет гораздо выше. Мы хотели бы иметь экономические гарантии о помощи… <…>».
«Крестьяне и правительство впервые в истории России подводят итоги года как партнеры» — страница 1
«Как ни тяжел был год для нашего села, он подтвердил правильность избранной аграрной политики», — считает министр сельского хозяйства России Виктор Хлыстун. Никогда прежде крестьянство не вступало в договорные отношения с российским правительством. Свои взаимные финансовые обязательства партнеры сумели выполнить в конце года: правительство выделило все предусмотренные для развития сельского хозяйства средства, фермеры в основном рассчитались с кредитами. <…>
Фермерство в России за минувший год стало реальной силой, новым укладом с уже заметной долей в производстве продукции. Так, из 24 миллионов тонн зерна 1 миллион тонн был закуплен у частных хозяйств. Определилась и весьма перспективная тенденция межфермерской кооперации.
Тем не менее, как считает Виктор Хлыстун, аграрной реформе в 1993 году нужны коррективы. Прежде всего центр организаторской работы по преобразованию сельского хозяйства должен быть перенесен на места. Ведь, как выяснилось, во многих селах и хозяйствах представления о целях реформ и возможностях, которые они открывают, для каждого селянина, достаточно искаженные — иной раз «с точностью до наоборот». <…>».
«Экономике Таджикистана нанесен ущерб в 90 миллиардов» — страница 1
«Гражданская война, продолжавшаяся последние полгода, нанесла республике огромный ущерб.
На состоявшемся в Душанбе совещании, в котором приняли участие руководители министерств и ведомств Таджикистана, министр экономики и финансов И. Давлатов, в частности, привел такую цифру: в результате боевых действий республике нанесен материальный ущерб на сумму, превышающую 90 миллиардов рублей… <…>».
«МВД и погранвойска пополнятся профессионалами» — страница 1
«29 декабря состоялось заседание коллегии правительства России. Главный вопрос, который обсуждался на нем, — «О переходе на смешанный способ формирования личного состава внутренних и пограничных войск РФ».
Ожидается, что в 1993 году во внутренние войска на выгодных материальных условиях будет привлечено около 10 тысяч профессионалов, а в погранвойска — около 12 тысяч… <…>».
«Россия предоставила Молдове кредит» — страница 1
«Центральный банк России предоставил Молдове новый технический кредит на сумму 13 миллиардов рублей.
Выделенные средства будут направлены на закупку сырья и материалов для промышленности республики, товаров первой необходимости, а также на закупку остродефицитных в Молдове горюче-смазочных материалов. Это уже второй технический кредит ЦБ РФ Молдове… <…>».
«Ассамблее пока далеко до Европарламента» — страница 2
«Как и ожидалось, вопреки сделанным накануне открытия в Санкт-Петербурге заседания Межпарламентской ассамблеи заявлениям ее председателя, мероприятие, если судить по его итогам, не стало сколь-нибудь заметным политическим событием на пространстве бывшего СССР. Самым убедительным доказательством тому стало участие в заседании представителей всего шести государств-членов СНГ, при том, что Беларусь и Таджикистан были представлены вторыми лицами. Уместно вспомнить, что первое такое совещание, хотя и не носило звучного наименования ассамблеи, собрало председателей и заместителей председателей Верховных Советов всех стран Содружества, присутствовали также наблюдатели из Грузии. <…>
Совершенно очевидно, что Межпарламентской ассамблее предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы приблизиться к заветной цели ее организаторов — стать по своим возможностям и значению аналогом Европарламента. Как минимум следует обеспечить кворум на заседаниях. Возможно, небесполезным для этого оказался бы пересмотр ряда концептуальных идей ассамблеи, в основе которых отчетливо просматривается тенденция воссоздать по старой схеме, несмотря на сегодняшние реалии, подобие бывшего СССР. <…>».
«Литва: парламентские страсти накануне президентских выборов» — страница 2
«<…> …В
ДПТЛ уже извлекла уроки из прошедших выборов в сейм и с помощью голосов парламентского большинства ввела в новый закон о выборах президента статью, в которой говорится о создании новой избирательной комиссии на предстоящих президентских выборах 14 февраля. Тем самым она разбила монолитное единство правых в этих комиссиях. <…>».
«Азербайджан: предупреждение оппозиционным партиям» — страница 2
«Генеральный прокурор республики предупредил оппозиционные партии, что любые несанкционированные акции с их стороны будут решительно пресекаться.
О каких несанкционированных акциях речь? В конце минувшей недели отряд столичной полиции разогнал группу в несколько десятков человек, пытавшихся организовать пикет перед зданием Верховного Совета Азербайджана. Инициатором проведения пикета была Социал-демократическая партия республики, члены которой хотели выразить протест против принятого на днях Милли-меджлисом закона о государственном языке. <…>
Кстати, неделю назад такая же несанкционированная акция состоялась перед Государственной телерадиовещательной компанией. Ее участники требовали предоставить эфирное время на телевидении оппозиционным партиям. Но тогда полиция не решилась применить силу против пикетчиков. Ведь это были члены Партии национальной независимости Азербайджана, а с ее лидером Э. Мамедовым, как считают журналисты, нынешние власти предпочитают не конфликтовать».
«Золотой дождь» иностранного капитала пока не пролился над Россией» — страница 2
«<…> Что касается России, то, по данным западных концернов, их капиталовложения у нас составляют около 3 млрд. долларов. При этом объем реально внесенного в российские СП иностранного капитала оценивается нашими экономистами примерно в 1,0 млрд. долларов. Иными словами, ожидание того, что иностранные инвестиции хлынут широким потоком в нашу страну, явно не оправдалось. <…>
Острейшая необходимость преодолеть неразбериху в инвестиционной политике и привела российское руководство к идее создать на правительственном уровне совершенно новую структуру — Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР), руководство которым возложено на вице-премьера правительства А. Шохина. <…>
Будет ли способно РАМСИР компенсировать для иностранных инвесторов политическую и экономическую нестабильность в стране? Разумеется, это его задача. Под его эгидой будет формироваться целостная система институтов, занимающихся иностранными инвестициями. В их числе — фонд страхования политических рисков, Центр проектного финансирования инвестиций, Агентство технического содействия и другие. Должны утвердиться стабильные правила игры, после чего придется еще терпеливо подождать, пока бизнес приспособится к ним. <…>».
«Почему СССР не дожил до своего 70-летия» — страница 3
«<…> Листая назад страницы истории, остановимся прежде всего на августовском путче, который — не забудем этого — был отнюдь не опереточным уже потому, что главной цели достиг: воспрепятствовал заключению ново-огаревского договора. Тут, несомненно, был последний толчок, обрушивший все, что еще оставалось от прежнего СССР, от прежнего «социализма», от прежней КПСС. Но — лишь последний толчок, развеявший остатки надежд на успех попыток Горбачева что-то сохранить. Самый последний из многих ударов по грандиозному зданию. Гибельные трещины рассекли его стены раньше. <…>
Страна, именовавшаяся Российской империей, а затем Советским Союзом, — реально существующее единство. Не только единое экономическое и военно-политическое пространство (это как раз поддается изменению), а единство человеческое. Попытки так или иначе юридически оформить его не прекратятся до тех пор, пока не будет найдена форма, приемлемая для всех. Новое единство не может быть подобием прежнего Союза, потому что он рухнул не случайно. Оно родится не по декрету — чьему бы то ни было. Новое единство сможет осуществиться и жить только в том случае, если никогда больше независимость не будет игрой».
«Крах трех крупнейших банков Эстонии» — страница 3
«В Эстонии банковский скандал: ликвидирован Тартуский коммерческий банк, два других крупных коммерческих банка в Эстонии вынужденно были объединены. <…>
Официальная трактовка: внешне респектабельные фирмы оказались просто несостоятельными. Так отозвался президент Банка Эстонии Сийм Каллас. Есть и прямо противоположные утверждения: главный банк освободился от основных конкурентов — Тартуского и Объединенного Балтийского. К тому же далеко не всех устраивали их руководители — очень заметные люди в недавнем прошлом. (Должен уточнить, Северо-Западный сформирован Банком Эстонии на базе своего отдела и полностью на свои деньги. К тому же его ждала коренная реорганизация. Так что для него мораторий не явился слишком большим наказанием). <…>
Отсутствие информации всегда порождает самые разные слухи и гипотезы. Утверждение о расправе Банка Эстонии над конкурентами и начале передела собственности — одно из многих. В подтверждение его приводят довод: ТКБ ликвидирован, а 51 процент акций нового объединенного банка будет принадлежать Банку Эстонии. <…>».
«Прогресс достигнут, но переговоры по
«В Женеве между госсекретарем США Л. Иглбергером, министром иностранных дел России А. Козыревым и министром обороны России П. Грачевым продолжаются начавшиеся в понедельник переговоры по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (
Первоначально предполагалось, что они будут завершены в течение одного дня. Однако делегациям США и России не удалось в столь короткий срок урегулировать остававшиеся проблемы. После завершения первого дня переговоров министры заявили, что существенный прогресс достигнут, хотя еще сохраняются некоторые сомнения в полном успехе их миссии… <…>».
«Россия расширяет военное сотрудничество со странами Южной Азии» — страница 5
«<…> Весной нынешнего года правительство России выделило Индии долгосрочный кредит на закупку оружия в размере 830 миллионов долларов. До сих пор Индия не использовала этого кредита. Наши производители боевой техники, естественно, заинтересованы в оплате своей продукции наличными с тем, чтобы иметь возможность закупить столь нужные нам индийские потребительские и продовольственные товары. <…>
Но если российские авиаторы могут занести в свой актив достижение договоренностей с Индией, то этим никак не могут похвастаться наши танкостроители. «Танковое сражение» они проиграли в соседнем с Индией Пакистане. Из Исламабада пришло сообщение, что пакистанские власти намерены вскоре подписать соглашение с Польшей на покупку 320 танков
«Суд против авиакомпании КАЛ» — страница 6
«Почти четыреста тысяч долларов компенсации присудило жюри присяжных в федеральном суде Нью-Йорка близким родственникам Мюриэль Коул, пассажирки южнокорейского «Боинга», сбитого в ночь на 1 сентября 1983 года над Сахалином. <…>
Комиссия, созданная Борисом Ельциным и проявившая уже ряд важных международных инициатив (этим специалистам принадлежит идея передачи всеми заинтересованными странами всех документов, находящихся в Корее, Японии, США и России, для компетентного расследования в ИКАО — Международную организацию гражданской авиации), располагает сегодня оригиналами записей обоих «черных ящиков» «КАЛ-007». Специалисты технически в состоянии сделать копию хотя бы с одного из них — записи переговоров пилотов. И тогда документы, предоставленные президентом России, общественности и »Известиям», приобретут статут официальных. А значит, смогут фигурировать в судах. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1992. — 29 декабря, вторник. — №251 (422). — 8 полос.
«Заявление пресс-секретаря президента РФ» — страница 1
«Вчера пресс-секретарь президента России Вячеслав Костиков сделал следующее заявление:
В российских и зарубежных средствах массовой информации, в комментариях отдельных политических деятелей делаются попытки скептического анализа продуктивности визитов президента России Бориса Ельцина в Южную Корею и в Китай… В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что результаты визитов Бориса Ельцина, и в частности, последнего визита в Китай, оцениваются в окружении президента как в высшей степени результативные… <…>».
«Государственная монополия на информацию не разрушается, а крепнет» — страница 1
Подзаголовок — «Михаил Полторанин придумал себе должность. Теперь ему премьер не указ, а вместо одного министерства информации у нас их два, но под разными именами»
«Оказывается, российские реформы нуждаются в информационном обеспечении. Руководить этим обеспечением назначен Михаил Полторанин. Обеспечению придается столь важное значение, что руководит им теперь человек в ранге вице-премьера, не подчиняющийся премьеру. Оно, пожалуй, верно: трудно проводить реформы, не владея информацией. Но почему-то Полторанин возглавил не Госкомстат с социологическими службами, а телевидение и ТАСС. Теперь понятно: он будет обеспечивать информацией не реформаторов, а публику. Правительство и так все знает, а вот у населения сложилось превратное представление о ходе реформ. Так, видимо, рассуждал президент, пристраивал к властной пирамиде еще одну башню… <…>
Один отрадный факт согревает душу: не удалось кровожадным депутатам оставить министра без куска хлеба. Обоснование для новой структуры придумано хорошее: «разбить монополию министерства печати и информации» (которое теперь возглавляет его друг и бывший зам — Михаил Федотов. Что бы им не договориться о »разбитии монополии» дружески, без учреждения новых постов и бюджетных структур?). Чтобы быть последовательным, президенту теперь надо завести отраслевых вице-премьеров прямого подчинения — по числу министерств. Почему бы, к примеру, не »разбить монополию» министерства путей сообщения? Проложить параллельные рельсы и переподчинить скорые поезда и спальные вагоны. А президентское телевидение у нас уже было… <…>».
«Правительство повышает цены» — страница 1
Подзаголовок — «И убеждает народ в неизбежности этого шага»
«<…> В субботу в своем обращении к народу премьер-министр Украины Леонид Кучма, назвав предыдущее время и методы руководства страной «пассивным следованием за катастрофическими процессами» и »социальным популизмом, который заключался в социальных выплатах, ничем не подкрепленных материально», объяснил непопулярные решения правительства повышением цен на энергоносители: на газ — в 100 раз, на нефть — в 300 раз. А дальше премьер-министр Украины заявил, что за предыдущие два года на Украине была практически разрушена финансовая система, и только в этом году инфляция превысила 2000 процентов… <…>
27 декабря состоялось заседание президиума ВС Украины. Участники заседания признали необходимость непопулярных действий правительства для преодоления кризиса, однако отметили некомплексность проводимых мероприятий».
«
Подзаголовок — «Вопрос только в том, кто из партнеров торопится»
«Ситуация вокруг договора
Теперь вся надежда на встречу Козырева с Иглбергером. Тот факт, что вместе с Козыревым в Женеву отправился Павел Грачев, свидетельствует о том, что проблемы возникли, по-видимому, на межведомственном уровне. Журналистов министры решили с собой не брать, и это укрепляет нас в наших подозрениях. <…>».
«Независимость или объединение с Румынией?» — страница 1, 3
Подзаголовок — «Президент Снегур считает, что настала пора выбирать»
«Выступление президента Снегypa в парламенте Молдовы на прошлой неделе явилось неожиданностью для большинстве парламентариев. Обсуждать в парламентских фракциях на этот раз было что. Президент открыто и без лавирования сказал об актуальных проблемах общества, заострив внимание на том, что настала пора окончательно определить статус Республики Молдова. Такое предложение президента было обусловлено участившимися в последнее время призывами к объединению с Румынией. Кроме того, после выборов в Румынии об объединении стали открыто говорить и некоторые официальные лица соседнего государства… <…>
После этого фракция депутатов-аграриев, имеющих большинство в парламенте, внесла предложение до 1 марта провести референдум по вопросу о независимости. Их поддержали фракция независимых депутатов и группа «Согласие». Фракция Народного фронта, которая, как известно, отстаивает идею объединения с Румынией, выступила категорически против референдума. Главный аргумент — «народ еще не готов к плебисциту по такому сложному вопросу». По поводу этого возникли бурные дебаты: на минувшей неделе выступили более 30 парламентариев. После нескольких выступлений стало очевидным, что парламент едва ли сможет принять какое-нибудь решение. Разочарованный президент Снегур обещал больше не делать никаких заявлений в парламенте и не обращаться к нему за помощью… <…>».
«Международное движение демреформ хочет опять «консолидировать народы» — страница 2
Подзаголовок — «Вячеслав Шостаковский полагает нелишним спросить раньше сами народы»
«Вторым антиконституционным переворотом 1991 года» назвал Беловежское соглашение предисполкома Международного движения демократических реформ Игорь Смирнов на II съезде ДДР в минувшие выходные. Создание суверенных государств вместо советских республик «не отражало подлинных настроений людей», убежден Смирнов.
Реальные же настроения, то есть «непреодолимую тягу народов к консолидации», отразил призыв седьмого съезда к воссозданию единого государства на территории СССР. Поэтому ДДР (сохранившее свои ячейки почти во всех бывших союзных республиках) намерено «объединить усилия» с возглавляемой председателем ВС России Русланом Хасбулатовым Межпарламентской ассамблеей СНГ и »другими центристскими силами» в движении «К новому согласию». <…>
Представитель республиканской партии возмутился «творением мифа о евразийстве, которым хотят прикрыть воссоздание «координирующих», а в сущности, прежних диктаторских структур Центра». А лидер Республиканской партии Вячеслав Шостаковский, являющийся также сопредседателем ДДР, заявил корреспонденту «НГ», что готовится уйти с руководящего поста в Движении демреформ. «Говорить о необходимости воссоединения народов никто не имеет права, не спросив сами народы, — убеждает Шостаковский. Он »не желает поддерживать вождизма и необольшевизма» своих коллег. <…>».
«Реформы сельского хозяйства перенесут на места» — страница 2
«Виктор Хлыстун, сохранивший за собой в новом правительстве России пост министра сельского хозяйства, считает, что «следует внести коррективы в аграрную реформу, не меняя ее общей философии». Коррективы, по его мнению, должны заключаться в »переносе осуществления реформы на места», поскольку в центре уже создана достаточная нормативно-методическая база.
Другое изменение, считает министр, могло бы касаться государственной поддержки в сельском хозяйстве за счет введения «селективных форм», так как российское крестьянство не может рассчитывать на реальное увеличение государственного финансирования… <…>».
«Чтобы принять новый основной закон» — страница 2
Подзаголовок — «Референдум 11 апреля — шаг на пути стабилизации общества»
[Андрей Гольцблат, руководитель секретариата конституционной комиссии]: «На седьмом съезде народных депутатов наконец-то сделан первый шаг от »дальнейшей работы над проектом» к принятию новой Конституции. Этому в той или иной степени послужило и противостояние законодателя, желающего все и вся, и исполнителя, желающего не меньше. Все почувствовали наконец, что нет того устава, который бы четко раздавал каждому свое. Порядок изменения действующей Конституции позволяет законодателю практически возродить всевластие Советов. Положение статьи 104 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России о том, что «съезд народных депутатов Российской Федерации правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации», так и осталось в тексте Конституции, несмотря на то, что предлагалось данную формулировку исключить как противоречащую принципу разделения властей, принципам правового государства… <…>
В большинстве основные положения новой Конституции изложены в ее первом разделе «Основы конституционного строя». Поэтому первоначально предполагалось, что именно положения первого раздела проекта будут вынесены на референдум. Однако депутатам показалось, что первый раздел не отражает все необходимые для всенародного утверждения основные положения, и седьмой съезд принял постановление «О толковании отдельных положений Постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». <…>
В Российской республике объединяются на федеративной основе национально-территориальные и региональные образования. Они входят в Российскую Федерацию на основе равноправия и самоопределения.
Российская Федерация может добровольно объединяться с другими государствами в содружество или иной союз на основе договора. Часть своих прав она делегирует содружеству (союзу) для ведения общих совместных дел, оставляя за собой право контроля и участия в их осуществлении. Суверенитет Российской Федерации остается незыблемым. За ней сохраняется право свободного выхода из содружества (союза). <…>».
«Как с умом потратить деньги?» — страница 4
Подзаголовок — «Сегодня оценки зачастую опираются на интуицию эксперта»
[Ростислав Вчерашний, первый заместитель директора Всероссийского НИИ информации и технико-экономических исследований в промышленности]: «<…> Чтобы отечественный и зарубежный капитал активнее включился в производство, чтобы мелкие и средние отечественные и западные фирмы могли сотрудничать без многочисленных посредников, нужны благоприятные условия. Тут еще предстоит поработать и законодателям, и правительству. Недаром в обширной программе преодоления кризиса, подготовленной командой Гайдара, этой проблеме посвящен один из главных разделов. Однако там нет очень важного компонента — механизма реализации инвестиционного процесса… <…>
Сейчас положение на рынке быстро меняется. Рост цен на комплектующие, увеличение сбытовых расходов привели к тому, что цена многих изделий уже не соответствует их потребительским свойствам. При наличии спроса оказывается, что цена слишком велика для покупателя, а рынок затоваривается невостребованной продукцией-то есть возникает дисбаланс в системе «себестоимость — цена — платежеспособный спрос». А это несоответствие должно прогнозироваться уже на стадии маркетинга, с которого начинается технико-экономическое исследование. <…>
Успех инвестиций напрямую связан с глубоким анализом проектов на государственном уровне. Эта работа должна быть составной частью ежегодного социально-экономического прогноза, который готовит правительство для рассмотрения на Верховном Совете. Однако до сих пор сведения о приоритетах в области инвестиций можно почерпнуть только из уст ответственных работников, поведавших об этом дотошному журналисту. В результате не хватает информации для принятия грамотных решений, а некоторые важные проблемы вообще не имеют хозяев… <…>».
«Не надо бояться западных капиталовложений» — страница 4
Подзаголовок — «Российский инвестор способен добиться уважения своих интересов»
«В начале декабря консультационно-аудиторская фирма «Эрнст энд Янг Внешконсульт Групп» представила Липецкому областному комитету по управлению госимуществом финальный отчет по определению стоимости собственности, подлежащей передаче в уставный фонд совместного российско-итальянского предприятия «Comtez». Это первое обращение российского инвестора за оценкой своего имущества в мировых ценах: до настоящего времени оценку имущества российской стороны заказывали только иностранные партнеры, желающие точно знать, во что они вкладывают деньги. По мнению заместителя начальника отделения приватизации «Эрнст энд Янг Внешконсульт Групп» Романа Кирюхина, демарш Липецкого областного комитета знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях российских инвесторов с их зарубежными партнерами. <…>
[Роман Кирюхин]: …Существующие на настоящий момент в РФ способы оценки ни в коей мере не отражают действительной стоимости имущества. Более того, в целом российская система бухгалтерской отчетности сильно затрудняет возможность даже ведения переговоров с западными партнерами, не говоря уже о заключении реальных соглашений. В то же время на настоящий момент самым действенным источником финансирования все еще остаются средства, привлекаемые
«Советник президентов хочет обустроить Россию» — страница 4
Подзаголовок — «Глава Института прикладных проблем развития общества Владимир Свирский о массовом индивидуальном строительстве»
«<…> Итак, отечественная небюджетная промышленность, чтобы выжить, должна больше ориентироваться на потребительский спрос. А потребительский спрос в основном сегодня существует по трем направлениям: продукты питания, товары народного потребления и жилье. Наверное, есть еще спрос на медикаменты, но скорее это относится к государственному бюджетному сектору. Для того чтобы сейчас загрузить промышленность выпуском продукции по одной из этих трех номенклатур, требуются достаточно большие капиталовложения для переоборудования отраслей. По-моему, строительство индивидуального жилья — наиболее перспективное направление… <…>
Статус государственной программы должен обеспечить массовость строительства и соответственно массовую загрузку производства. С другой стороны необходимы государственные гарантии использования выпущенного оборудования при реализации государственных градостроительных программ. Нужно, чтобы кто-то ответственно заявил: «Давайте, ребята, инвестируйте!» С третьей стороны статус государственной программы позволит решить проблемы собственника. У нас традиционно существовало понятие заказчика-застройщика. Это тот субъект, который имел право строить… <…>».
«Быть русскими! Но — сегодня» — страница 5
Подзаголовок — «В преддверии «либерально-патриотического синтеза»
«<…> Мы явно недооцениваем некоторые «странности» расположения национал-патриотов в общем идейно-политическом ландшафте. В стране плодятся команды, присваивающие себе «эксклюзивное право» выражать национальные интересы России, представительствовать от имени национальной идеи, считать себя держателями тайн российской этнонациональной идентичности и единственными носителями подлинно национальной духовности. Причем самые шумные из этих персонажей до недавнего времени особыми пристрастиями к русской тематике не выделялись, никакими подвигами на ниве национальной духовности не отмечены, ничего нового о русской идее не удумали, а в старом обычно разбираются никак или понаслышке… <…>
Постсовременный подход предполагает максимальное ограничение вмешательства в будущее, отказ от какой-либо идеологической, а тем более политической узурпации национальной перспективы. Задача либеральной реформы — не в том, чтобы «выбрать оптимальный путь», а в том, чтобы в политике, культуре и экономике создать инфраструктуру, способную обеспечить максимально свободный выбор. Какой ей быть в будущем, Россия решит сама, а не по принуждению тех или иных частных политических пристрастий, идеологических и »доктринальных» моделей. Это вопрос либеральной самоорганизации; дело же политики — обеспечение максимальной независимости и непринудительности этого процесса. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — 29 декабря, вторник. — №278 (614). — 8 полос.
«Дебют в Таврическом» — страница 1
«<…> Посланцы шести стран СНГ — России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана собрались в северной российской столице в своей новой штаб-квартире в Таврическом дворце на второе пленарное и первое по месту «законной прописки» ассамблеи заседание в Санкт-Петербурге.
Ассамблея начала искать подходы к решению этих животрепещущих проблем, касающихся так или иначе каждого из нас. В повестке дня вопросы реализации договоренностей о сближении национальных законодательств, конституционные реформы в государствах-участниках Содружества. <…>
На сессии выступил председатель Межпарламентской ассамблеи Р. Хасбулатов. Он, в частности, сообщил собравшимся, что анализ социологических опросов показал: повсеместно высказываются пожелания, чтобы Межпарламентская ассамблея активно включалась в процесс движения и укрепления отношений между странами СНГ, что особенно важно в условиях тяжелых испытаний длительного переходного периода. Разработка политики по развитию стран Содружества потребует немало времени и сил. Можно было бы создать Совет при нашей Межпарламентской ассамблее по разработке и нормированию такой политики где-то к лету 1993 года. Он бы играл роль стимулятора интеграционных процессов. <…>».
«Министерство правды вместо свободы печати» — страница 1
«Итак, возвратились на круги своя! Десятки лет печать, радио, телевидение изнывали под игом отдела пропаганды ЦК КПСС, не могли слова вымолвить без того, чтобы не согласовать его с агитпропом. И вот после оттепели, когда средства массовой информации в мучительном поиске своего места в общественной жизни начали обретать независимый голос, Указом Президента «О Федеральном информационном центре России» создается по сути дела министерство пропаганды с функциями, которые не снились и отделу пропаганды ЦК КПСС. <…>
Новому центру передается фактически вся идеологическая машина. Даже в застойные годы, скажем, ТАСС и Комитет по телевидению и радиовещанию функционировали самостоятельно, независимо друг от друга. Теперь у них один начальник: Михаил Полторанин. Он будет координировать, определять, какая информация (а следовательно, и взгляды) правдива, а какая лжива, кого финансировать, а кого отправить на тот свет. Помимо функций главного редактора всех российских средств массовой информации, Михаил Полторанин взваливает на себя и »собачью» должность: главного цензора. В отечественной и зарубежной истории подобные фигуры, конечно, были, но, как известно, их имена написаны черным шрифтом. <…>».
«Указ Президента Российской Федерации О Федеральном информационном центре России» — страница 1
«<…> 1. Создать Федеральный информационный центр России.
Установить, что Федеральный информационный центр России подчиняется Президенту Российской Федерации.
Основными задачами Федерального информационного центра России считать:
координацию государственной политики в области периодической печати, информационной деятельности, телевидения и радиовещания;
обеспечение через печать и средства массовой информации своевременного и широкого распространения точной и правдивой информации о ходе реформ в России и разъяснение государственной политики Российской Федерации; <…>
3. Установить, что Федеральный информационный центр России осуществляет координацию и руководство деятельностью Информационного телеграфного агентства России (ИТАР) и Российской государственной телерадиовещательной компании «Останкино». <…>
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».
«Информационное поле сузится» — страница 1
[Олег Попцов, президент Российской телерадиокомпании:]: «- Мы с вами законопослушные люди, поэтому будем исходить из состоявшегося факта президентского Указа. Его последствия? Я всегда был сторонником демонополизации информации, многокрасочности мнений, демократичности информационного поля. Контроль за качеством информации должен осуществляться профессионализмом журналиста, а также Законом о средствах массовой информации. Этот же закон определял и политику отношений государства и средств массовой информации. Конечно, под каждый закон можно создавать специальную надзорную службу, обширное бюрократическое ведомство. Но это логика абсурда… <…>
— Деньги телевидению как бюджетной организации выделяются парламентом через статьи бюджета. Поэтому не думаю, что Федеральному центру удастся накинуть на нас финансовую удавку. Но теперь местные телекомпании, которые работают на канале РТР, контролируются новым центром. И если наша компания будет высказывать точку зрения, отличную от предписанной им, нам просто перекроют эфир в Новгородской, Псковской или Петербургской областях».
«В традициях бюрократизма» — страница 1
[Виталий Третьяков, главный редактор «Независимой газеты»]: «<…> — Решение о создании нового ведомства считаю абсурдным, антиконституционным и весьма расточительным. Фактически в России образуется второе министерство информации, хотя и первое, которое до своей отставки возглавлял Михаил Полторанин, было совершенно излишним. <…>
В этих условиях появление еще одного государственного монстра, стоящего над многими средствами массовой информации, — это верх бюрократизма, до которого не додумались бы даже в годы расцвета советской власти. Во всяком случае, данное решение демократической власти развивает наиболее яркие традиции властей коммунистических. <…>».
«Би-би-си: Привет Агитпропу-93» — страница 1
«Эта идея довольно давно витала в правительстве и президентских структурах. Впервые об этом примерно месяца два назад упомянул В. Шумейко. У нас, сказал он, очень плохо поставлена пропаганда реформ, плохо обстоит дело с разъяснением правительственной политики и смысла правительственных решений. Нужно создать небольшую, но вполне профессиональную структуру, чтобы она могла специально заняться разъяснением населению смысла реформ. Однако то, что получилось сейчас, говорит комментатор Би-би-си, насколько это можно вычислить из самого текста Указа, насколько подсказывает опыт анализа разного рода президентских документов,- это зрелище в общем довольно страшное. Это монстр с колоссальными, судя по всему, государственными ассигнованиями, помещениями, оборудованием, со штатом и так далее… <…>».
«Академия понесла потери, но выстояла» — страница 1, 4
[Юрий Осипов, президент Российской академии наук]: «<…> В 1992 году в академии нарастает процесс «утечки мозгов». Сокращение численности работников академии составило за полугодие 9,8 процента. Речь идет о сотнях молодых способных людей и опытных специалистов, которые уезжают за границу или переходят в коммерческие структуры. Их уход из научных учреждений, особенно молодежи, грозит нашей науке катастрофическими последствиями. <…>
Минувший год не мог не быть для РАН крайне сложным. Но академия не рухнула — и в этом главный результат. Она понесла потери, но выстояла как высшее научное учреждение России, как главный источник фундаментальных знаний. Академия — благодаря преданности ученых своему делу — сохраняет высокий потенциал, престиж в мировом научном сообществе. Ее вклад в мировую науку остается весьма значительным, по ряду направлений он является определяющим.
Если государство не предпримет быстрых и решительных мер для поддержки науки, то оно лишится этого стратегического ресурса. Разрушение научного потенциала и его сердцевины — фундаментальной науки отбросит Россию в разряд третьестепенных стран. С таким пониманием значения фундаментальной науки государственные деятели должны подходить к вопросу о роли и месте РАН в российском обществе. <…>».
«Жаркая осень. И такая же зима» — страница 2
«На прошлой неделе пятая сессия Верховного Совета Российской Федерации завершила свою работу. Парламентарии разъехались на новогодние короткие каникулы.
Если обратиться только к цифрам, то вроде бы шла рядовая законотворческая работа. На них в первую очередь обратил внимание Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов, закрывая работу сессии парламента.
— Проведено 31 совместное заседание палат Верховного Совета, — говорил он. — Из подготовленных 200 законодательных актов предполагалось рассмотреть 70. Фактически парламент обсудил более 120 законопроектов и принял 80 из них. Около трети законопроектов было предложено Президентом России… <…>
Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти нынешней осенью было крайне острым. Порой оно переходило рамки нормальных цивилизованных отношений. Памятно выступление М. Полторанина, Г. Бурбулиса, А. Чубайса и А. Козырева, обыгравших большевистский принцип: искать и создавать врага, чтобы затем побеждать его. Кто враг? Да все те, кто хоть намеком упоминает о корректировке курса реформ. В первую очередь — парламент, хотя Верховный Совет требовал от правительства то, что он и должен требовать — вовремя представить бюджет, программу антикризисных мер, элементарного выполнения принятых законов. <…>».
«От старых обид — к новому согласию» — страница 2
«Средневековая традиция считала, что хорошо управлять можно лишь государством, до границ которого король из столицы проскачет не более трех дней. Николай I душевно жаловался маркизу де Кюстину, что главный рок России — огромные расстояния, видимо, не уставая в душе рисовать ее как среднеевропейскую страну с »урезанными» расстояниями между городами. Возможно, подобные пасторали отчасти питают и сегодняшнее упоение суверенитетами и независимостями. <…>
Поиски нового баланса интересов в этой области сегодня идут по трем каналам — президентскому (встречи глав СНГ), парламентскому (Межпарламентская ассамблея) и партийному. Свидетельством последнего стал форум «К новому согласию», проведенный 26 декабря Международным движением демократических реформ. Более тридцати партий и движений из республик бывшего СССР (в том числе Социалистическая партия Казахстана, Социал-демократическая партия Грузии, Союз предпринимателей ДДР Таджикистана, Ассоциация предпринимателей Латвии) прислали своих представителей для работы в зале Российской академии управления. Пришли и некоторые из »отцов-основателей» ДДР — Вольский, Попов, Собчак. Главный итог работы — поддержка концепции и Хартии евразийского содружества. <…>».
«Министерство обороны России выступило с заявлением» — страница 2
«Вчера Министерство обороны Российской Федерации выступило с заявлением, в котором обратилось к главам государств и правительств, где временно находятся российские войска, с просьбой безотлагательно принять необходимые меры по недопущению к ним противоправных действий, скорейшем подписании соглашений об их статусе.
В документе подчеркивается, что за прошедший год в отношении военных объектов, российских военнослужащих и членов их семей допущено около 600 случаев противоправных действий, в результате которых погибли 73 человека. <…>».
«Ветераны милиции бьют тревогу» — страница 2
«Прошедшее недавно Всероссийское совещание-семинар руководителей ветеранских организаций органов внутренних дел и внутренних войск приняло обращение, касающееся правопорядка и законности в стране.
Состояние дел в этой сфере ветераны расценивают как глубоко неблагополучное: нарастает правовой нигилизм, попирается законность, крайне ослаблена профилактическая работа, резко ухудшилась криминогенная обстановка. <…>
Эффективно бороться с преступностью, ослабить криминогенную обстановку можно только «сформулировав единую программу, принципы и механизм действий последовательной государственной политики в этой области, объединения в этом деле усилий общественности, народных депутатов, всех государственных и политических структур». Первым крупным шагом на этом пути должно стать, считают ветераны органов внутренних дел и внутренних войск, всероссийское совещание по обсуждению проблем борьбы с преступностью. С просьбой созвать такое совещание они обращаются к Президенту Российской Федерации и Верховному Совету».
«Опыты быстротекущей жизни» — страница 2
[Михаил Митюков, председатель Комитета по законодательству Верховного Совета]: «<…> — Да, пятая сессия была самая длительная в истории нынешнего нарождающегося постоянно действующего парламента. Было много интересного, хотя и много бестолкового, если можно так сказать… <…>
Поддерживая в целом экономические реформы, в то же время в многочисленных решениях, касающихся пенсионного, налогового законодательства, ВС однозначно высказался за то, что нужна сильная социальная политика, а не шоковое решение экономических проблем. И в этом — одно из главных положений деятельности минувшей сессии. <…>
К положительным моментам работы сессии можно отнести и законодательство, направленное на реализацию концепции судебной реформы. Как-то незаметно прошли многие изменения в уголовном, судоустроительном законодательстве, а ведь они — вехи в судебной реформе. Удалось установить судебный контроль за арестами. Это очень важно для нашей страны. Верховный Совет разработал законодательную основу для возможности судьям единолично, без судебных заседателей, рассматривать дела, не представляющие больших сложностей. Осуществлен и подход к закреплению положений, дающих основания ввести у нас суд присяжных, мировых судей. <…>».
«Закон об обязательном медицинском страховании вступает в силу» — страница 2
«Оставшихся трех дней, похоже, не хватит для того, чтобы полностью подготовиться к введению с 1 января обязательного медицинского страхования. Хотя многое уже сделано, например, Верховным Советом РФ принят закон «О страховых тарифах на обязательное медицинское страхование на первый квартал 1993 года», пока остаются и нерешенные проблемы. <…>
Впрочем, проблема нехватки денег — не единственная в области страховой медицины. «На сегодняшний день, — сказал Владимир Стародубов,- достаточно развитой сети страховых компаний в стране нет». Кроме того, распределяются эти компании крайне неравномерно на территории России. В одних регионах страховые компании уже начали свою работу, в то время как в других их нет совсем. <…>».
«Легко управлять, не зная чем» — страница 3
[Леонид Декельман, кандидат экономических наук; Алексей Мананников, народный депутат России]: «Начнем с азбучной истины: невозможно управлять каким-либо процессом, если нет достоверной и своевременной информации о нем. Между тем в сложнейший период перехода к новой экономической формации мы позволяем себе не иметь точной повседневной картины того, что происходит. Особенно это касается новых рыночных структур, сведения о которых либо отсутствуют вообще, либо крайне недостаточны и сомнительны. Примером может служить статистика, отражающая деятельность малых предприятий. <…>
Почему же органы Госкомстата не выполняют своих функций?
Дело в том, что действующие формы статистической отчетности приспособлены к централизованно планируемой командно-административной экономике и могут использоваться лишь для государственных предприятий. Создание же негосударственного сектора, ликвидация вертикальной подчиненности предприятий привели к путанице и анархии в нашей статистике. Еще совсем недавно, в 1988–1990 годах, все же удавалось получать достаточно подробные сведения о производственных кооперативах. Теперь и они — тайна за семью печатями. <…>».
«Метать икру выгодно» — страница 3
«<…> По данным таможенных экспертов Франции, контрабанда икры на мировой рынок за последние 15 лет увеличилась в 6 раз и составляет ныне около 30 процентов от всего объема. Основная часть, естественно, — из России. Вполне понятно, ведь только на долю Каспийского моря приходится 85–90 процентов всех мировых запасов осетров. Но, помимо браконьерства, ситуация здесь теперь осложняется еще противоречиями, возникшими между бывшими республиками Союза: Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Если раньше из центра на Азербайджан выделялась квота в 4 тонны черной икры, то теперь только в этом году здесь предпринята попытка выйти на рубеж уже в 30 тонн, а в будущем — на 100 тонн! <…>
— Как-то мы обратили внимание на одну лицензию, — говорит замначальника таможенного управления по борьбе с контрабандой Владимир Егоров. — Огромная партия икры уходила за границу дешевле, чем по 200 долларов за килограмм. Тогда-то и решили поставить торговлю икрой на контроль, хотя в сущности подобной проверкой должен заниматься лицензионный комитет. Но там этой проблемой либо вовсе не занимаются, либо, наоборот, проявляют к ней чрезмерный интерес <…>».
«Золото Енисейской республики» — страница 3
«Добыча золота сейчас еле держится на прошлогодних запасах, но уже в будущем году следует ожидать резкого падения производства. Борьба сегодня идет не за право добывать золото, а за право им распоряжаться. Производственный персонал в счет не берут, поскольку считают, что рабочему «быдлу» посулить морковку всегда успеют. Этот вопрос власть имущие, похоже, хотят решать в индивидуальном порядке. Неудивительно поэтому, что, желая прибрать к рукам всю полноту власти над валютными ценностями, чиновники «упустили» саму отрасль. <…>
К сожалению, хаос в экономике, сопровождаемый тяжбой в руководстве валютного комплекса, усугубляется противостоянием властных структур на местах. В Красноярском крае страсти разгорелись вокруг богатого золотоносного месторождения. Волна суверенизации периодически выплескивает пенную идею создания Енисейской республики — хозяйки всех таежных богатств. Однако у сторонников «большой ложки» появились соперники. Они потребовали «своего» суверенитета и хотели создать «свою» — Северо-Енисейскую республику. <…>».
«Что вы думаете о современной России» — страница 4
Подзаголовок — «С таким вопросом «Российская газета» обратилась к видным представителям российской диаспоры за рубежом, нашим соотечественникам»
«<…> Евгений Аксенов, директор международной медицинской клиники (Япония):
— Мне очень трудно понять ситуацию в России, то, что с нею происходит. Надо сначала накормить Россию. Простите, но я просто не в состоянии уяснить себе, почему, располагая такой огромной территорией и таким трудолюбивым народом, Россия пока не может этого сделать. Даже Китай с его громадным населением кормит себя и еще экспортирует рис… Дайте скорее народу землю без всяких оговорок и ограничений, и он себя прокормит. Я говорил вашим даже очень высокопоставленным чиновникам: дайте землю крестьянам! А они мне в ответ: землю нельзя разбазаривать. Но разве это разбазаривание, когда русская земля отдается русскому народу? <…>
Ростислав Галузевский, инженер, профессор (США):
— Я вижу, что в России полыхает пожар. Рубль стремительно падает, и я думаю, что это падение будет продолжаться, потому что рублю никто не хочет помочь. Жить очень трудно, и потребуются невероятные усилия, чтобы стабилизировать экономику. Я вижу ключ к решению многих трудностей и проблем в нормализации курса рубля. Надо учитывать не только экономические, но и психологические факторы, падение рубля создает напряженность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне, люди нервничают. <…>».
«Закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России» — страница 5
«<…> 1. Преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику в составе Российской Федерации и Чеченскую Республику в составе Российской Федерации.
2. Часть первую статьи 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России после слов «Дагестанская Советская Социалистическая Республика — Республика Дагестан» дополнить словами «Ингушская Республика», а после слов «Республика Хакасия» — словами «Чеченская Республика». Слова «Чечено-Ингушская Республика» исключить.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».
«Постановление Съезда народных депутатов О мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики» — страница 5
«<…> 1. Осудить применение насилия и нарушение прав человека при решении спорных вопросов конфликтующими сторонами, а также действия тех, кто способствовал разжиганию вооруженного конфликта на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики и препятствует его урегулированию. Считать недопустимым нарушение территориальной целостности субъектов Российской Федерации. Все территориальные споры могут решаться только мирным путем и в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. <…>
3. Органам государственной власти и управления Северо-Осетинской ССР, администрации Ингушской Республики. Временной администрации на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики незамедлительно обеспечить освобождение заложников без всяких условий, принять меры к розыску без вести пропавших, обеспечить изъятие оружия у населения и разоружение вооруженных формирований противоборствующих сторон, а также принять меры к возвращению беженцев в места постоянного проживания. <…>
Председатель Верховного Совета РФ
«Обращение седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации к народу, органам власти и управления Чеченской Республики» — страница 5
«Съезд народных депутатов Российской Федерации выражает глубокую озабоченность нарушением Конституции Российской Федерации, напряженностью в отношениях между органами власти Чеченской Республики и другими органами власти в Российской Федерации. Разрушаются узы дружбы, связывающие чеченцев, проживающих здесь представителей других национальностей с братскими народами России. Начали сворачиваться жизненно важные экономические, социальные, культурные и человеческие контакты, что ведет к трагическим последствиям. <…>
Съезд обращается к чеченскому народу, к людям всех национальностей Чеченской Республики, политическим партиям, национальным организациям и движениям с призывом отодвинуть в сторону все вольные и невольные ошибки, кем бы они ни совершались в прошлом, присоединиться к Федеративному договору и строить наши отношения исходя в первую очередь из заботы о благополучии народов Чечни и всей России… <…>».
«Разными курсами, но в рублевой зоне» — страница 7
[Андрей Вавилов, заместитель министра финансов]: «<…> — Сейчас в СНГ происходят очень серьезные изменения, касающиеся финансов. Кто-то хочет остаться в рублевой зоне, кто-то нет. Характерный пример — Украина, отказавшаяся от рубля. Всем известны другие республики, которые ввели свою валюту. Уже по этой причине очень важно урегулирование платежно-расчетных отношений в СНГ. <…>
Чем опасно автоматическое перечисление один к одному? Да тем, что идет эмиссия валюты на территории другой республики, а затем она появляется в нашей. На эти деньги — не секрет — скупаются товары и вывозятся за рубеж. Так вот, чтобы этого не происходило, есть защитное средство. Это котирование курса рубля. Как только в других республиках выпустят много валюты, достаточно котировать курс, и тогда все их заявки могут снизиться на порядок. В данном случае, исходя из ориентации на наши внутренние цены, спрос на российские товары выровняется. <…>
Раз цены будут пересчитываться к курсу, значит, сразу станет ясно, выгодно торговать с той же Украиной или нет. Выгодно покупать какой-то товар в других республиках или нет. В общем, механизм для этого есть. Разработан и технический порядок. Нужно лишь принять решение или Центральному банку, или Верховному Совету, или Президенту. В общем, кто-то должен взять на себя политическую ответственность. <…>».