«Московские новости» / Учредитель: общество «МН» — Народная газета» — 1993. — 24 января, воскресенье. — №4 (651). — 48 полос.
«Год прошел, как страшный сон» — страница 2а, 3а
«После Армении Грузия второй в Закавказье сделала шаг к сближению с Москвой. Ее парламент между предложением лидера Народного фронта Нодара Натадзе — объявить войну России — и требованием вице-премьера Романа Гоциридзе рассмотреть вопрос, «что дало Грузии неучастие в СНГ», выбрал второе. Республика встала на путь установления межгосударственных отношений с Россией. После визита в Тбилиси замминистра иностранных дел России Бориса Пастухова стало ясно: договор о дружбе и взаимной помощи между сторонами готов. Фактически он устанавливает конфедеративные отношения между Москвой и Тбилиси.
Улицы Тбилиси производят унылое впечатление. На лицах прохожих почти не видно улыбок.
Причин для веселья маловато. Средняя зарплата в Грузии вдвое меньше российской, а цены — почти вдвое выше. Хотя 60 процентов земли еще весной отдано крестьянам, многих продуктов не хватает. Всюду карточки, списки, талоны и очереди, очереди… Хороших сортов марочного вина нет даже в коммерческой торговле, и никто толком не знает, куда оно подевалось после неплохого урожая винограда.
Прошлогодний осетинский конфликт, несмотря на ожесточенную пропаганду, особой популярностью в Грузии не пользовался. Войну в Абхазии удалось героизировать. Лидеры республики — частые гости в окопах, а Эдуард Шеварднадзе вместе с премьер-министром Тенгизом Сигуа даже Новый ход встречали на передовой. Денег на войну не жалеют: пресс-центр министерства обороны вполне официально предлагает военным специалистам с опытом «горячих точек» служить в грузинской армии, обещая месячную зарплату в 60 долларов и 60 тысяч рублей.
Антироссийская кампания Грузии достигла своего апогея.
Парламент все настойчивее атакует Тенгиза Китовани, пытаясь добиться его отставки. Эдуарду Шеварднадзе пока удается не доводить ситуацию до прямого столкновения, в котором шансы парламента будут невелики.
В итоге заинтересованные в скорейшем решении конфликта политические лидеры России и Грузии оказываются под сильнейшим давлением собственных военных, пытающихся диктовать им свои условия.
Шеварднадзе, чтобы удержаться у власти, необходима более серьезная поддержка России. Но за это его немедленно обвинят в предательстве независимости и суверенитета со всеми вытекающими отсюда последствиями. А его падение будет наверняка означать установление в Грузии авторитарного режима.
«Чье небо над Грузией?» / Валерий Симонов, полковник — страница 3а
«Вывести сегодня из Грузии российские силы ПВО — значит добавить к ситуации на Кавказе еще один фактор нестабильности.
В Тбилиси в конце минувшего года глава республики Эдуард Шеварднадзе заявил, что пока не может быть и речи о выводе с территории Грузии погранвойск и частей противовоздушной обороны России, так как границы страны окажутся незащищенными со всех сторон.
В Москве тем временем принято решение о расформировании
Политика в области противовоздушной обороны подчиняется вполне конкретным интересам.
России, например, выгодно отодвинуть от своих границ воздушные рубежи. Во-первых, современные средства нападения обладают такой скоростью, что остается крайне мало времени на их поражение.
Во-вторых, юг России — это равнинная местность, которая со стороны Большого Кавказского хребта просматривается на несколько сотен километров. Воздушные цели могут скрытно выходить к объектам на малых высотах, а своевременно обнаружить их будет трудно.
Есть свой интерес и у Грузии. Сильная система ПВО на ее территории (все равно какая — национальная, смешанного состава или российская) — это мощный сдерживающий фактор от несанкционированного проникновения в ее воздушное пространство. Поэтому сейчас для Грузии очень важно и выгодно иметь на своей территории российские войска ПВО.
С наступлением мира на грузинской земле акценты в области национальной обороны переместятся на противовоздушную оборону. Горная местность республики, большое количество естественных препятствий не дают возможности нападающим использовать многочисленные группировки наземных войск. Реальный вариант: выбрасывать воздушные десанты и диверсионно-разведывательные группы, активно применять авиацию.
Естественно, возникает вопрос: зачем же разрушать то, что уже создано и успешно работает на оборону Грузии?
«На продажу четыре — завода» — страница 4а
«В Ярославле проходит первый в России аукцион по массовой продаже акций сразу нескольких предприятий за ваучеры. Он, кстати, может оказаться и последним, если российский парламент примет закон о «народных предприятиях», по которому собственность предприятий может принадлежать только их работникам и только на время работы.
Посетители получают информацию о приватизируемых предприятиях и заполняют заявку двух типов на выбор: с фиксированным или плавающим курсом акции относительно ваучера. Дальше можно идти домой и несколько дней ждать результата. Ваучеры возвращаются лишь в первом случае, если фиксированный курс не совпал с реальным. Во втором все зависит от количества поданных заявок: много ваучеров — дорогие акции, мало — дешевые.
Оказывается, благодаря аукциону предприятия получают ряд существенных льгот. Прежде всего, они могут быстро забрать большую часть акций у государства. Затем коллективы имеют право получить для себя еще 5 процентов акций в дополнение к обычным 51, не считая купленных работниками непосредственно на аукционе. Таким образом, коллектив может стать собственником 60–70 процентов акций, да еще и выкупить сразу после аукциона земельный участок, на котором размещается.
В Ярославской области исполнительная власть не воюет с представительной, поэтому председатель облсоветовского Фонда имущества Олег Платов и председатель административного комитета по госимуществу Валерий Фираго готовили аукцион совместно. По мнению Платова, нынешняя система аукционов приводит к тому, что акции прибыльных предприятий
«Мэрия нашла место под Солнцевом» — страница 5а
Подзаголовок — «Московское правительство продолжает заботиться о внешнем виде города. На этот раз жертвой благоустройства стали столичные автолюбители»
«Мэрия решила с 1 января ликвидировать все стихийно сложившиеся в Москве авторынки и на этом пепелище устроить один, очень большой. Для реализации этой цели, на радость популярной солнцевской мафиозной группировке, был выбран одноименный район столицы.
Мэрия исполнила обещание. Рынок и правда оборудован всем необходимым на площади более 3 гектаров. Вместе с тем он пока мертв.
Для того, чтобы автолюбители захотели приехать в Солнцево, властям придется постараться. Для начала нужна кампания рекламных акций ОМОНа на незаконных теперь традиционных рынках. По своей воле с насиженных мест никто, конечно, не снимется. Наконец, нужна просто рекламная кампания.
«Генералы — бизнесмены» — страница 5а
«Командир дивизии дальней авиации генерал-майор Владимир Родионов и его заместитель полковник Георгий Искров скоро предстанут перед трибуналом.
Оба они арестованы по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Военная прокуратура еще ведет следствие в разных районах России и СНГ, но уже сейчас в уголовном деле двух высших армейских чинов немало тяжких эпизодов. Военный аэродром в приморском селе Воздвиженка, где базируется дивизия, которой командовал Родионов, за последнее время из объекта особой важности и секретности превратился в перевалочный пункт для «туристов» со всего СНГ, едущих через Приморье за дешевым ширпотребом в Китай и обратно.
Воздвиженские командиры принимали все. Лишь незначительная часть выручки оприходывалась через финансовую часть дивизии, большую же Родионов и Искров присваивали.
Но, думается, однозначный запрет на армейскую коммерческую деятельность вряд ли будет справедлив и обоснован.
«Второе пришествие капитализма в Россию» — страница 7а
«Почти синхронно Виктор Черномырдин запустил постановление о государственном регулировании цен, отсек приводной ремень гайдаровской команды Алексея Головкова на посту управделами правительства и продвинул в отраслевые министры двух практиков. Тем самым председатель Совмина приступил к стерилизации народного хозяйства от живого и идейного наследия предшественника.
«Повышения управляемости» долго требовал от правительства широкий спектр оппозиции. Виктор Черномырдин в этом смысле явился как сон в руку. Однако начатое им «приручение» цен с железной логикой тянет за собой восстановление госзаказа, принудительные поставки, карточное распределение товаров, а заходить так далеко, даже из благих побуждений, сегодня не дано никому.
С какой бы частотой и кто бы теперь ни вселялся на Старую площадь, это будут колебания вдоль оси, ведущей Россию к государственному капитализму. Прыжок, минуя ступени, из социализма в либеральный рынок не состоялся, и страна, похоже, возвращается к прерванному 75 лет назад. Понятно, возвращение идет на другой социальной и технологической почве, но, тем не менее, при направляющей, более или менее грубой руке государства. Приметы этого проступают все отчетливее.
В целом влияние «гайдаровцев» на экономическую политику Кабинета министров будет ослабевать.
Возможно, купирование остатков команды Гайдара станет заметным достижением Виктора Черномырдина. Не исключено, что он окажется причастен к другому достижению — резкому росту дефицита бюджета и гиперинфляции.
«Галина Старовойтова: «Караульщики устали…» / Галина Старовойтова, народный депутат России — страница 8а
«17 и 18 января в Петербурге, в Мариинском дворце, состоялась общественная научно-практическая конференция «Развитие конституционного процесса в России, целесообразность и возможность созыва всероссийского Учредительного собрания». По окончании конференции один из ее организаторов, народный депутат России Галина Старовойтова сказала несколько слов для «МН».
— Все мы помним, как во время работы VII Съезда народных депутатов страна несколько раз вздрагивала. Нестабильность двух важнейших ветвей власти стала очевидна. Понятно, что может сложиться ситуация, когда гражданский мир в стране окажется под угрозой. Если мы не хотим повторения пройденного, то должны думать, как поддержать распадающуюся государственность России, как ради сохранения гражданского мира подставить плечо под российскую государственность.
Но для этого надо, чтобы на референдум был вынесен вопрос о том, кому же люди доверяют сделать столь важный для России шаг — принять новую Конституцию.
Впрочем, на этой конференции самым важным было заявить: в стране есть интеллектуальный и политический потенциал тех сил, которые сегодня не могут допустить, чтобы развитие событий было пущено на самотек.
И чтобы референдум не провалился, необходимо вынести на него вопрос об учредительном собрании. Это должно быть главным вопросом референдума. Если референдум легитимизирует вопрос об учредительном собрании, у нас будет время обсудить подробности и детали его избрания и проведения.
«Могло быть и лучше…» — страница 9а
«Начало нового года в короткой истории СНГ было ознаменовано новой встречей создателей Содружества — президентов России и Украины.
Президенты, их делегации и главы правительств общались в основном на экономические темы — и с этой точки зрения встреча была расценена обеими сторонами как вполне успешная в ряду необходимых регулярных контактов на высшем уровне.
Леонид Кравчук подтвердил несогласие Украины подписывать проект устава Содружества в его нынешнем виде, заметив, однако, что ни в коей мере не подвергает сомнению саму идею целесообразности СНГ. Борис Ельцин, по всей видимости, решил не углубляться в дискуссию — до очередной встречи глав государств СНГ в Минске оставалась неделя, которую можно было использовать для выработки новых вариантов.
Варианты действительно придется поискать. Идея создания координирующих органов Содружества, поддержанная, в частности, президентами России и Казахстана, представляется Украине посягательством на ее независимость. Один из главных камней преткновения — тот способ, которым, по нынешнему проекту устава, должны разрешаться противоречия внутри Содружества. Украина настаивает на разрешении конфликтов не большинством голосов, а консенсусом, что является не просто формальностью.
Упрощенно говоря, позиция Украины: вначале постепенное сближение законодательств, мероприятий по экономической реформе, затем уже — общие прожекты и шаги. Позиция России (и в большой степени Казахстана), если опять же пренебречь подробностями: все сближения легче осуществлять на базе общих решений. Именно их взглядам на Содружество предстоит в очередной раз столкнуться в конце нынешней недели в Минске.
«Пойдем другим путем?» — страница 9а
«Подготовка к референдуму об основах конституционного строя в России, назначенному на 11 апреля, перешла на прошлой неделе в стадию практических дел. Создан государственный штаб во главе с первым вице-премьером Владимиром Шумейко, начались консультации между политическими силами.
Обнаружилось, что стороны, подписавшие на VII съезде мирное соглашение, по-разному понимают предмет и цель референдума. Борис Ельцин по-прежнему надеется, что «примем новую Конституцию — и нет его. Съезда…», и, похоже, рассчитывает на то, что в опросные листы достаточно прямо будет заложена идея президентской республики. Руслан Хасбулатов, напротив, методично готовит парламентариев к сглаживанию выносимых на референдум формулировок, разъясняя с трибуны и печатно, что основы Конституции — это не конкретные статьи, которые можно включить в ее текст, а всего лишь принципы, пронизывающие Основной закон. При столь разных «концептуальных» подходах к предмету всенародного волеизъявления мы имеем шанс получить на голосование такой вариант опросного листа, ответы на который позволят толковать «волю народа», как подскажет воображение.
Собственно говоря, референдум «под конституцию» имеет в подоплеке те же мотивы, только более радикальные: не просто новые выборы, но и легитимная ликвидация съезда. Сторонники «конституционного» плебисцита исходят из того, что съезд никогда не пойдет на самоупразднение. В этом случае выборы теряют смысл, ибо сама система государственной власти остается нефункциональной.
Соглашение о досрочных выборах позволило бы снять чрезмерный накал дискуссий вокруг учредительного собрания и избавило бы людей от необходимости вникать в тонкости политико-юридических споров вокруг конституционных принципов. Однако на пути к нему — целый частокол вопросов, еще не имеющих ответа.
«Неповиновение» — страница 11а
«В облике сегодняшней российской армии больше всего потрясает растущее неповиновение. Многие полагают, что это происходит потому, что Министерство обороны не проявляет достаточной настойчивости в укреплении воинской дисциплины. Во всяком случае, так записано в постановлении VII Съезда народных депутатов. На самом деле все значительно сложнее.
В самом «горячем» Северо-Кавказском военном округе к концу 1992 года на сборные пункты военкоматов не явилось более 40 проц. призывников. Эту устойчивую тенденцию едва ли удастся переломить с помощью нового закона о воинской обязанности и военной службе, просьб министра обороны, обращенных и к Верховному Совету, «дать конкретные поручения правоохранительным органам в отношении «уклонистов» и «отказников».
Вначале массовое неповиновение в армии было порождено системой глумления и издевательств над личностью солдата, с одной стороны, и акциями протеста против этой системы солдатских матерей и их комитета — с другой.
Позднее, когда единую армию стали делить, прикрываясь вывеской объединенных вооруженных сил СНГ, генералитет и власти не раз скрыто поощряли акты неповиновения в том случае, если это представлялось им политически выгодным и практически целесообразным.
Все вместе взятое говорит лишь об одном: в обществе рельефно сформулировалось противоречие между изжившей, но не желающей этого признавать административно-командной и законодательно-уставной системой военного руководства и нарождающимся новым менталитетом российской армии Этот узел не разрубить закручиванием гаек в армии, подавлением в ней инакомыслия и свободомыслия.
«Вольная борьба с коррупцией — если так пойдет и дальше, то она может стать боем с собственной тенью» / Виктор Лошак — страница 11а
«
Разворачивается большая кампания. «Под коррупцию», видимо, выделяются финансы, дополнительные ставки, техника. Вот-вот наступит время рапортовать о победе над злом. Как-то не приходит, очевидно, в голову, что сам по себе факт сражения с коррупцией на милицейском уровне — это та же борьба с пьянством даже не силами врачей, а лишь медсестер наркологических кабинетов.
Можно, конечно, переименовать ОБХСС в Особую антикоррупционную службу и провести пару рейдов «Коррупция-93», но почему те, кто поднимает массы в поход на это страшное зло, не замечают, как в его определении сложился двойной, а то и тройной стандарт.
Говорят, многое должен прояснить закон о государственной службе. Без него, конечно, не очень понятно, что «брать» — нехорошо: Хочется верить, закон этот государственные служащие не приспособят под свои материальные нужды, а парламентарии не пробьют в нем лазейки для самих себя. Но коль закона нет, кто бы мог объяснить, по каким уставам, положениям, временным требованиям должны иметь дело с нашими чиновниками западные предприниматели.
«Россия: Миграция как бизнес» — страница 12а
«Распад СССР, перешедший местами в боевые действия, породил проблемы беженцев и миграции населения. Спрос родил предложение — повсеместно начали свою деятельность всевозможные коммерческо-благотворительные образования: фонды, ассоциации, миграционные службы. Кроме того, некоторые старые предпринимательские структуры также постарались не только вписать соответствующие параграфы в свои уставы, но и громко об этом заявить.
Скорее всего, подобные службы выполняют заказы крупных предприятий, поставляя им дешевую (куда беженцу деваться?) рабочую силу. Эту версию подтверждает тот факт, что не представляющим интереса людям «торговцы беженцами» советуют обращаться в соответствующие госструктуры.
С военными дела обстоят еще интересней. По данным комиссии правительства России по вопросам военнослужащих и членов их семей, в течение последних полутора лет возникло около 30 фондов и ассоциаций, занимающихся строительством жилья, различными видами «дополнительного финансирования» и «социального страхования».
На ниве миграции сложился рынок «благотворительных услуг», где одни пускают на зарплату уставной капитал, другие выходят на цивилизованный уровень, третьи крутятся по комиссиям, доказывая свою неповторимость и рассчитывая на поддержку правительства».
«Таджикистан: Кому — союзник, кому — жандарм» — страница 12а
Подзаголовок — «Положение в республике Таджикистан будет рассмотрено на минской глав государств СНГ»
«
Большинство средств массовой информации России охотно раздувают миф об угрозе фундаментализма в Таджикистане. К началу сентября, сроку ввода российских миротворческих сил в Таджикистан, появилась уже серия статей, которые в случае вооруженного подавления оппозиции могли бы оправдать решительные действия «повстанческой армии Сангака» против «ваххабистов» или «вовчиков» (терминология КГБ). Только уход Набиева в отставку в начале сентября предотвратил ввод войск.
После насильственной отставки президента Набиева Ислам Каримов пустил в ход прием использования российской армии против строптивого Таджикистана, пожелавшего идти своим путем.
Логика действий Ислама Каримова, видимо, основана в первую очередь на тех опасениях, что победа демократов и последователей идеи возрождения ислама в Таджикистане может воодушевить несколько миллионов таджиков Узбекистана, а также прибавить сил исламскому движению в Ферганской долине.
Кремль никогда не изменял своей имперской тактике делать ставку в регионе на наиболее многочисленный народ, и проводником колониальной политики в Средней Азии во все советские времена была администрация Узбекистана. Похоже, новые российские власти за неимением лучшего переняли эту тактику. И ставка на авторитарный режим Каримова стала стержнем ее политики в Средней Азии.
«Северный Кавказ: Премьера российской Женевы» — страница 12а
«Встреча лидеров национальных движений Северного Кавказа в Пятигорске должна была превратить этот город в подобие российской Женевы. Но президиум совещания был не в силах остановить ораторов, начинавших перечисление бедствий их народов, как заметил председатель Совета национальностей Рамазан Абдулатипов, со времен татаро-монгольского ига.
Обсуждение путей выхода из осетино-ингушского тупика стало центральным на пятигорской встрече Дагестану и Ставрополью обе стороны предложили роль посредников, которую и Махачкала и Ставрополь приняли.
Тема Осетии и Ингушетии была одной из главных и на встрече в Кисловодске глав законодательной и исполнительной власти российских республик, краев и областей, договорившихся о создании межрегионального координационного совета.
Российский центр в лице председателя Госкомнаца сделал в Пятигорске первую попытку наверстать упущенное за последние годы».
«МН СРЕДА»
ДальноВИДный Листьев хватает звезды и «звезд» / Интервью Елены ЧЕКАЛОВОЙ
—
— У «ВИДа» действительно много программ с высоким зрительским рейтингом. Есть какой-то секрет?
— Только один. Мы делаем ставку на разнообразные, но обязательно регулярные эфирные программы.
То есть редким шедеврам вы предпочитаете стабильность. Что лучше — чуть хуже, но зато еженедельно?
— Именно так. И жизнь, то есть рейтинг зрителей доказывает, что мы правы.
В прошлом году отношения «ВИДа» с телекомпанией «Останкино» складывались не очень просто… Что теперь?
—