День за днем. 24 января 1993 года
«Московские новости» / Учредитель: общество «МН» — Народная газета» — 1993. — 24 января, воскресенье. — №4 (651). — 48 полос.
«Год прошел, как страшный сон» — страница 2а, 3а
«После Армении Грузия второй в Закавказье сделала шаг к сближению с Москвой. Ее парламент между предложением лидера Народного фронта Нодара Натадзе — объявить войну России — и требованием вице-премьера Романа Гоциридзе рассмотреть вопрос, «что дало Грузии неучастие в СНГ», выбрал второе. Республика встала на путь установления межгосударственных отношений с Россией. После визита в Тбилиси замминистра иностранных дел России Бориса Пастухова стало ясно: договор о дружбе и взаимной помощи между сторонами готов. Фактически он устанавливает конфедеративные отношения между Москвой и Тбилиси. <…>
Улицы Тбилиси производят унылое впечатление. На лицах прохожих почти не видно улыбок. <…>
Причин для веселья маловато. Средняя зарплата в Грузии вдвое меньше российской, а цены — почти вдвое выше. Хотя 60 процентов земли еще весной отдано крестьянам, многих продуктов не хватает. Всюду карточки, списки, талоны и очереди, очереди… Хороших сортов марочного вина нет даже в коммерческой торговле, и никто толком не знает, куда оно подевалось после неплохого урожая винограда. Из-за нехватки энергии, топлива и комплектующих деталей предприятия останавливаются десятками, а продолжающие работать сокращают рабочий день. Уровень производства составил чуть больше половины уровня 1991 года, дефицит бюджета приблизился к 50 процентам его величины. Подавляющее большинство населения оказалось за гранью нищеты. <…>
Прошлогодний осетинский конфликт, несмотря на ожесточенную пропаганду, особой популярностью в Грузии не пользовался. Войну в Абхазии удалось героизировать. Лидеры республики — частые гости в окопах, а Эдуард Шеварднадзе вместе с премьер-министром Тенгизом Сигуа даже Новый ход встречали на передовой. Денег на войну не жалеют: пресс-центр министерства обороны вполне официально предлагает военным специалистам с опытом «горячих точек» служить в грузинской армии, обещая месячную зарплату в 60 долларов и 60 тысяч рублей. <…>
Антироссийская кампания Грузии достигла своего апогея. <…>
Парламент все настойчивее атакует Тенгиза Китовани, пытаясь добиться его отставки. Эдуарду Шеварднадзе пока удается не доводить ситуацию до прямого столкновения, в котором шансы парламента будут невелики. <…>
В итоге заинтересованные в скорейшем решении конфликта политические лидеры России и Грузии оказываются под сильнейшим давлением собственных военных, пытающихся диктовать им свои условия.
Шеварднадзе, чтобы удержаться у власти, необходима более серьезная поддержка России. Но за это его немедленно обвинят в предательстве независимости и суверенитета со всеми вытекающими отсюда последствиями. А его падение будет наверняка означать установление в Грузии авторитарного режима. <…>».
«Чье небо над Грузией?» / Валерий Симонов, полковник — страница 3а
«Вывести сегодня из Грузии российские силы ПВО — значит добавить к ситуации на Кавказе еще один фактор нестабильности.
В Тбилиси в конце минувшего года глава республики Эдуард Шеварднадзе заявил, что пока не может быть и речи о выводе с территории Грузии погранвойск и частей противовоздушной обороны России, так как границы страны окажутся незащищенными со всех сторон.
В Москве тем временем принято решение о расформировании 19-й армии ПВО, дислоцированной в Грузии. Это означает, что воздушные границы Грузии со всех сторон окажутся открыты для любого проникновения — ввоза контрабанды, наркотиков, оружия, взрывчатки, террористов. <…>
Политика в области противовоздушной обороны подчиняется вполне конкретным интересам.
России, например, выгодно отодвинуть от своих границ воздушные рубежи. Во-первых, современные средства нападения обладают такой скоростью, что остается крайне мало времени на их поражение. <…>
Во-вторых, юг России — это равнинная местность, которая со стороны Большого Кавказского хребта просматривается на несколько сотен километров. Воздушные цели могут скрытно выходить к объектам на малых высотах, а своевременно обнаружить их будет трудно.
Есть свой интерес и у Грузии. Сильная система ПВО на ее территории (все равно какая — национальная, смешанного состава или российская) — это мощный сдерживающий фактор от несанкционированного проникновения в ее воздушное пространство. Поэтому сейчас для Грузии очень важно и выгодно иметь на своей территории российские войска ПВО. <…>
С наступлением мира на грузинской земле акценты в области национальной обороны переместятся на противовоздушную оборону. Горная местность республики, большое количество естественных препятствий не дают возможности нападающим использовать многочисленные группировки наземных войск. Реальный вариант: выбрасывать воздушные десанты и диверсионно-разведывательные группы, активно применять авиацию.
Естественно, возникает вопрос: зачем же разрушать то, что уже создано и успешно работает на оборону Грузии? <…>».
«На продажу четыре — завода» — страница 4а
«В Ярославле проходит первый в России аукцион по массовой продаже акций сразу нескольких предприятий за ваучеры. Он, кстати, может оказаться и последним, если российский парламент примет закон о «народных предприятиях», по которому собственность предприятий может принадлежать только их работникам и только на время работы. <…>
Посетители получают информацию о приватизируемых предприятиях и заполняют заявку двух типов на выбор: с фиксированным или плавающим курсом акции относительно ваучера. Дальше можно идти домой и несколько дней ждать результата. Ваучеры возвращаются лишь в первом случае, если фиксированный курс не совпал с реальным. Во втором все зависит от количества поданных заявок: много ваучеров — дорогие акции, мало — дешевые. <…>
Оказывается, благодаря аукциону предприятия получают ряд существенных льгот. Прежде всего, они могут быстро забрать большую часть акций у государства. Затем коллективы имеют право получить для себя еще 5 процентов акций в дополнение к обычным 51, не считая купленных работниками непосредственно на аукционе. Таким образом, коллектив может стать собственником 60–70 процентов акций, да еще и выкупить сразу после аукциона земельный участок, на котором размещается. <…>
В Ярославской области исполнительная власть не воюет с представительной, поэтому председатель облсоветовского Фонда имущества Олег Платов и председатель административного комитета по госимуществу Валерий Фираго готовили аукцион совместно. По мнению Платова, нынешняя система аукционов приводит к тому, что акции прибыльных предприятий из-за большого конкурса будут стоить несколько чеков, а дешевые акции нерентабельных заводов может скупить один человек. Валерий Фираго, в свою очередь, основываясь на опыте областных денежных аукционов и конкурсов, считает, что нашим денежным мешкам пока не потянуть в одиночку даже среднего заводика, не говоря уже о крупных. Впрочем, оба дружно обругали присланную из Москвы схему проведения аукционов и также дружно заявили, что аукционы будут продолжаться и следующий состоится уже в феврале. <…>».
«Мэрия нашла место под Солнцевом» — страница 5а
Подзаголовок — «Московское правительство продолжает заботиться о внешнем виде города. На этот раз жертвой благоустройства стали столичные автолюбители»
«Мэрия решила с 1 января ликвидировать все стихийно сложившиеся в Москве авторынки и на этом пепелище устроить один, очень большой. Для реализации этой цели, на радость популярной солнцевской мафиозной группировке, был выбран одноименный район столицы. <…>
Мэрия исполнила обещание. Рынок и правда оборудован всем необходимым на площади более 3 гектаров. Вместе с тем он пока мертв. <…>
Для того, чтобы автолюбители захотели приехать в Солнцево, властям придется постараться. Для начала нужна кампания рекламных акций ОМОНа на незаконных теперь традиционных рынках. По своей воле с насиженных мест никто, конечно, не снимется. Наконец, нужна просто рекламная кампания. <…>».
«Генералы — бизнесмены» — страница 5а
«Командир дивизии дальней авиации генерал-майор Владимир Родионов и его заместитель полковник Георгий Искров скоро предстанут перед трибуналом.
Оба они арестованы по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Военная прокуратура еще ведет следствие в разных районах России и СНГ, но уже сейчас в уголовном деле двух высших армейских чинов немало тяжких эпизодов. Военный аэродром в приморском селе Воздвиженка, где базируется дивизия, которой командовал Родионов, за последнее время из объекта особой важности и секретности превратился в перевалочный пункт для «туристов» со всего СНГ, едущих через Приморье за дешевым ширпотребом в Китай и обратно. <…>
Воздвиженские командиры принимали все. Лишь незначительная часть выручки оприходывалась через финансовую часть дивизии, большую же Родионов и Искров присваивали. <…>
Но, думается, однозначный запрет на армейскую коммерческую деятельность вряд ли будет справедлив и обоснован. <…>».
«Второе пришествие капитализма в Россию» — страница 7а
«Почти синхронно Виктор Черномырдин запустил постановление о государственном регулировании цен, отсек приводной ремень гайдаровской команды Алексея Головкова на посту управделами правительства и продвинул в отраслевые министры двух практиков. Тем самым председатель Совмина приступил к стерилизации народного хозяйства от живого и идейного наследия предшественника. <…>
«Повышения управляемости» долго требовал от правительства широкий спектр оппозиции. Виктор Черномырдин в этом смысле явился как сон в руку. Однако начатое им «приручение» цен с железной логикой тянет за собой восстановление госзаказа, принудительные поставки, карточное распределение товаров, а заходить так далеко, даже из благих побуждений, сегодня не дано никому. <…>
С какой бы частотой и кто бы теперь ни вселялся на Старую площадь, это будут колебания вдоль оси, ведущей Россию к государственному капитализму. Прыжок, минуя ступени, из социализма в либеральный рынок не состоялся, и страна, похоже, возвращается к прерванному 75 лет назад. Понятно, возвращение идет на другой социальной и технологической почве, но, тем не менее, при направляющей, более или менее грубой руке государства. Приметы этого проступают все отчетливее. <…>
В целом влияние «гайдаровцев» на экономическую политику Кабинета министров будет ослабевать.
Возможно, купирование остатков команды Гайдара станет заметным достижением Виктора Черномырдина. Не исключено, что он окажется причастен к другому достижению — резкому росту дефицита бюджета и гиперинфляции. <…>».
«Галина Старовойтова: «Караульщики устали…» / Галина Старовойтова, народный депутат России — страница 8а
«17 и 18 января в Петербурге, в Мариинском дворце, состоялась общественная научно-практическая конференция «Развитие конституционного процесса в России, целесообразность и возможность созыва всероссийского Учредительного собрания». По окончании конференции один из ее организаторов, народный депутат России Галина Старовойтова сказала несколько слов для «МН». <…>
— Все мы помним, как во время работы VII Съезда народных депутатов страна несколько раз вздрагивала. Нестабильность двух важнейших ветвей власти стала очевидна. Понятно, что может сложиться ситуация, когда гражданский мир в стране окажется под угрозой. Если мы не хотим повторения пройденного, то должны думать, как поддержать распадающуюся государственность России, как ради сохранения гражданского мира подставить плечо под российскую государственность. <…>
Но для этого надо, чтобы на референдум был вынесен вопрос о том, кому же люди доверяют сделать столь важный для России шаг — принять новую Конституцию.
Впрочем, на этой конференции самым важным было заявить: в стране есть интеллектуальный и политический потенциал тех сил, которые сегодня не могут допустить, чтобы развитие событий было пущено на самотек. <…>
И чтобы референдум не провалился, необходимо вынести на него вопрос об учредительном собрании. Это должно быть главным вопросом референдума. Если референдум легитимизирует вопрос об учредительном собрании, у нас будет время обсудить подробности и детали его избрания и проведения. <…>».
«Могло быть и лучше…» — страница 9а
«Начало нового года в короткой истории СНГ было ознаменовано новой встречей создателей Содружества — президентов России и Украины. <…>
Президенты, их делегации и главы правительств общались в основном на экономические темы — и с этой точки зрения встреча была расценена обеими сторонами как вполне успешная в ряду необходимых регулярных контактов на высшем уровне. <…>
Леонид Кравчук подтвердил несогласие Украины подписывать проект устава Содружества в его нынешнем виде, заметив, однако, что ни в коей мере не подвергает сомнению саму идею целесообразности СНГ. Борис Ельцин, по всей видимости, решил не углубляться в дискуссию — до очередной встречи глав государств СНГ в Минске оставалась неделя, которую можно было использовать для выработки новых вариантов. <…>
Варианты действительно придется поискать. Идея создания координирующих органов Содружества, поддержанная, в частности, президентами России и Казахстана, представляется Украине посягательством на ее независимость. Один из главных камней преткновения — тот способ, которым, по нынешнему проекту устава, должны разрешаться противоречия внутри Содружества. Украина настаивает на разрешении конфликтов не большинством голосов, а консенсусом, что является не просто формальностью. <…>
Упрощенно говоря, позиция Украины: вначале постепенное сближение законодательств, мероприятий по экономической реформе, затем уже — общие прожекты и шаги. Позиция России (и в большой степени Казахстана), если опять же пренебречь подробностями: все сближения легче осуществлять на базе общих решений. Именно их взглядам на Содружество предстоит в очередной раз столкнуться в конце нынешней недели в Минске. <…>».
«Пойдем другим путем?» — страница 9а
«Подготовка к референдуму об основах конституционного строя в России, назначенному на 11 апреля, перешла на прошлой неделе в стадию практических дел. Создан государственный штаб во главе с первым вице-премьером Владимиром Шумейко, начались консультации между политическими силами. <…>
Обнаружилось, что стороны, подписавшие на VII съезде мирное соглашение, по-разному понимают предмет и цель референдума. Борис Ельцин по-прежнему надеется, что «примем новую Конституцию — и нет его. Съезда…», и, похоже, рассчитывает на то, что в опросные листы достаточно прямо будет заложена идея президентской республики. Руслан Хасбулатов, напротив, методично готовит парламентариев к сглаживанию выносимых на референдум формулировок, разъясняя с трибуны и печатно, что основы Конституции — это не конкретные статьи, которые можно включить в ее текст, а всего лишь принципы, пронизывающие Основной закон. При столь разных «концептуальных» подходах к предмету всенародного волеизъявления мы имеем шанс получить на голосование такой вариант опросного листа, ответы на который позволят толковать «волю народа», как подскажет воображение. <…>
Собственно говоря, референдум «под конституцию» имеет в подоплеке те же мотивы, только более радикальные: не просто новые выборы, но и легитимная ликвидация съезда. Сторонники «конституционного» плебисцита исходят из того, что съезд никогда не пойдет на самоупразднение. В этом случае выборы теряют смысл, ибо сама система государственной власти остается нефункциональной. <…>
Соглашение о досрочных выборах позволило бы снять чрезмерный накал дискуссий вокруг учредительного собрания и избавило бы людей от необходимости вникать в тонкости политико-юридических споров вокруг конституционных принципов. Однако на пути к нему — целый частокол вопросов, еще не имеющих ответа. <…>».
«Неповиновение» — страница 11а
«В облике сегодняшней российской армии больше всего потрясает растущее неповиновение. Многие полагают, что это происходит потому, что Министерство обороны не проявляет достаточной настойчивости в укреплении воинской дисциплины. Во всяком случае, так записано в постановлении VII Съезда народных депутатов. На самом деле все значительно сложнее. <…>
В самом «горячем» Северо-Кавказском военном округе к концу 1992 года на сборные пункты военкоматов не явилось более 40 проц. призывников. Эту устойчивую тенденцию едва ли удастся переломить с помощью нового закона о воинской обязанности и военной службе, просьб министра обороны, обращенных и к Верховному Совету, «дать конкретные поручения правоохранительным органам в отношении «уклонистов» и «отказников». <…>
Вначале массовое неповиновение в армии было порождено системой глумления и издевательств над личностью солдата, с одной стороны, и акциями протеста против этой системы солдатских матерей и их комитета — с другой.
Позднее, когда единую армию стали делить, прикрываясь вывеской объединенных вооруженных сил СНГ, генералитет и власти не раз скрыто поощряли акты неповиновения в том случае, если это представлялось им политически выгодным и практически целесообразным. <…>
Все вместе взятое говорит лишь об одном: в обществе рельефно сформулировалось противоречие между изжившей, но не желающей этого признавать административно-командной и законодательно-уставной системой военного руководства и нарождающимся новым менталитетом российской армии Этот узел не разрубить закручиванием гаек в армии, подавлением в ней инакомыслия и свободомыслия. <…>».
«Вольная борьба с коррупцией — если так пойдет и дальше, то она может стать боем с собственной тенью» / Виктор Лошак — страница 11а
«<…> Как раньше заклинание с трибун от района до страны звучала необходимость дать последний и решительный «бой пьянству и алкоголизму», так сейчас ни одно мало—мальски серьезное выступление не обходится без призывов развернуть борьбу с коррупцией. <…>
Разворачивается большая кампания. «Под коррупцию», видимо, выделяются финансы, дополнительные ставки, техника. Вот-вот наступит время рапортовать о победе над злом. Как-то не приходит, очевидно, в голову, что сам по себе факт сражения с коррупцией на милицейском уровне — это та же борьба с пьянством даже не силами врачей, а лишь медсестер наркологических кабинетов. <…>
Можно, конечно, переименовать ОБХСС в Особую антикоррупционную службу и провести пару рейдов «Коррупция-93», но почему те, кто поднимает массы в поход на это страшное зло, не замечают, как в его определении сложился двойной, а то и тройной стандарт. <…>
Говорят, многое должен прояснить закон о государственной службе. Без него, конечно, не очень понятно, что «брать» — нехорошо: Хочется верить, закон этот государственные служащие не приспособят под свои материальные нужды, а парламентарии не пробьют в нем лазейки для самих себя. Но коль закона нет, кто бы мог объяснить, по каким уставам, положениям, временным требованиям должны иметь дело с нашими чиновниками западные предприниматели. <…>».
«Россия: Миграция как бизнес» — страница 12а
«Распад СССР, перешедший местами в боевые действия, породил проблемы беженцев и миграции населения. Спрос родил предложение — повсеместно начали свою деятельность всевозможные коммерческо-благотворительные образования: фонды, ассоциации, миграционные службы. Кроме того, некоторые старые предпринимательские структуры также постарались не только вписать соответствующие параграфы в свои уставы, но и громко об этом заявить. <…>
Скорее всего, подобные службы выполняют заказы крупных предприятий, поставляя им дешевую (куда беженцу деваться?) рабочую силу. Эту версию подтверждает тот факт, что не представляющим интереса людям «торговцы беженцами» советуют обращаться в соответствующие госструктуры. <…>
С военными дела обстоят еще интересней. По данным комиссии правительства России по вопросам военнослужащих и членов их семей, в течение последних полутора лет возникло около 30 фондов и ассоциаций, занимающихся строительством жилья, различными видами «дополнительного финансирования» и «социального страхования». <…>
На ниве миграции сложился рынок «благотворительных услуг», где одни пускают на зарплату уставной капитал, другие выходят на цивилизованный уровень, третьи крутятся по комиссиям, доказывая свою неповторимость и рассчитывая на поддержку правительства».
«Таджикистан: Кому — союзник, кому — жандарм» — страница 12а
Подзаголовок — «Положение в республике Таджикистан будет рассмотрено на минской глав государств СНГ»
«<…> Гражданская война в Таджикистане продолжается. Наступающие правительственные силы взяли города Обигарм и Рогун и вплотную приблизились к последнему оплоту оппозиции — Горному Бадахшану. <…>
Большинство средств массовой информации России охотно раздувают миф об угрозе фундаментализма в Таджикистане. К началу сентября, сроку ввода российских миротворческих сил в Таджикистан, появилась уже серия статей, которые в случае вооруженного подавления оппозиции могли бы оправдать решительные действия «повстанческой армии Сангака» против «ваххабистов» или «вовчиков» (терминология КГБ). Только уход Набиева в отставку в начале сентября предотвратил ввод войск.
После насильственной отставки президента Набиева Ислам Каримов пустил в ход прием использования российской армии против строптивого Таджикистана, пожелавшего идти своим путем. <…>
Логика действий Ислама Каримова, видимо, основана в первую очередь на тех опасениях, что победа демократов и последователей идеи возрождения ислама в Таджикистане может воодушевить несколько миллионов таджиков Узбекистана, а также прибавить сил исламскому движению в Ферганской долине. <…>
Кремль никогда не изменял своей имперской тактике делать ставку в регионе на наиболее многочисленный народ, и проводником колониальной политики в Средней Азии во все советские времена была администрация Узбекистана. Похоже, новые российские власти за неимением лучшего переняли эту тактику. И ставка на авторитарный режим Каримова стала стержнем ее политики в Средней Азии. <…>».
«Северный Кавказ: Премьера российской Женевы» — страница 12а
«Встреча лидеров национальных движений Северного Кавказа в Пятигорске должна была превратить этот город в подобие российской Женевы. Но президиум совещания был не в силах остановить ораторов, начинавших перечисление бедствий их народов, как заметил председатель Совета национальностей Рамазан Абдулатипов, со времен татаро-монгольского ига. <…>
Обсуждение путей выхода из осетино-ингушского тупика стало центральным на пятигорской встрече Дагестану и Ставрополью обе стороны предложили роль посредников, которую и Махачкала и Ставрополь приняли. <…>
Тема Осетии и Ингушетии была одной из главных и на встрече в Кисловодске глав законодательной и исполнительной власти российских республик, краев и областей, договорившихся о создании межрегионального координационного совета. <…>
Российский центр в лице председателя Госкомнаца сделал в Пятигорске первую попытку наверстать упущенное за последние годы».
«МН СРЕДА»
ДальноВИДный Листьев хватает звезды и «звезд» / Интервью Елены ЧЕКАЛОВОЙ
— <…>На нашем ТВ практически нет профессиональных продюсеров. Поэтому, если автор передачи хочет добиться успеха, он должен быть хорошим организатором и разбираться во всех нюансах производства — от дизайна студии до составления смет и взаимоотношений с партнерами. Полифункциональные люди — это школа «ВИД»
— У «ВИДа» действительно много программ с высоким зрительским рейтингом. Есть какой-то секрет?
— Только один. Мы делаем ставку на разнообразные, но обязательно регулярные эфирные программы.
То есть редким шедеврам вы предпочитаете стабильность. Что лучше — чуть хуже, но зато еженедельно?
— Именно так. И жизнь, то есть рейтинг зрителей доказывает, что мы правы.
В прошлом году отношения «ВИДа» с телекомпанией «Останкино» складывались не очень просто… Что теперь? <…>
— <…>Мы всегда вели честную игру, и телекомпания получала и получает от «ВИДа» по нескольку миллионов в месяц. Важно, чтобы в руководстве «Останкино» было больше разумных людей. Мы думаем о грядущем акционировании. Сейчас колоссальное государственное хозяйство разваливается на глазах, потому что у него нет хозяина. Не хочу обидеть нового шефа «Останкино» — я его совсем не знаю. Но сегодня почти все «звезды» первого канала работают в параллельных производственных структурах (ВИД, REN-TV, и т. д.), которые и являются донорами издыхающего тела неповоротливой государственной телекомпании<…>