Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 25 августа, вторник. – № 191 (23765). – 8 полос.

    «Каждый получит ваучер на 10.000 рублей» страница 1, 2
    Подзаголовок – «Выкупим заводы или не хватит на сапоги?»
    «Как сообщило агентство «Контакт», в Екатеринбурге новорожденного мальчика назвали Ваучером. Пожалуй, нет сегодня более «горячей» и острой темы, чем приватизационные чеки.
    Насколько реально разбогател каждый из нас от новорожденного младенца до заслуженного пенсионера с помощью десятитысячных ваучеров, родного правительства. Известно, что теперь это стоимость относительно приличных женских сапог (наиболее расхожее и уничижительное сравнение в нынешних дискуссиях). <…>
    Сосчитали чеки в своей семье? Ведь наверняка вы по нынешним рублям миллионеры. И можете… купить сапоги. У нас ведь страна чудес.
    Но прежде чем мы получим возможность реализовать чеки, надо еще приватизировать предприятия, которые акционируются-то пока туговато. Меньше недели до планового срока завершения акционирования, но далеко не все коллективы даже рабочие комиссии по приватизации создали. А ведь на это полтора месяца назад отводился указом президента недельный срок. Может быть, к лучшему: на предприятиях тем временем хоть как-то разобрались в ситуации, более осмысленно подошли к выбору своего варианта приватизации. Правда, нужных для этого документов нет, как и полтора месяца назад. Опубликовано было в конце июля лишь Положение Госкомимущества о закрытой подписке на акции. Но 4 августа уже утверждены правительством и ждут лишь публикации Типовой план приватизации, ну и, конечно, «чековый» указ президента, так же подготовленный командой специалистов Госкомимущества, настоящего «министерства приватизации». <…>
    Неразворотливости, конечно же, хватало, но сопротивления, саботажа, в общем, не было, а значит – не было и поводов для предусмотренных законом санкций и вмешательства конфликтов. В конце минувшего месяца руководители Госкомимущества собирали представителей региональных комитетов по управлению имуществом и убедились – подавляющее большинство предприятий деятельно готовятся к приватизации, 2/3 заявили, что непременно уложатся в намеченные сроки. И наконец, главное – все согласны с новыми условиями приватизации и коэффициентами к льготам. <…>».
     
    «Россия предпринимает шаги для политического урегулирования конфликта в Абхазии» страница 1, 2
    «Президент России Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе в ближайшее время должны встретиться для обсуждения ситуации в Абхазии и вокруг нее.
    Договоренность об этом достигнута в ходе неоднократных телефонных консультаций. Б. Ельцин, созвавший в понедельник внеочередное заседание Совета Безопасности РФ специально по «абхазскому вопросу», заявил, что предпримет необходимые шаги для скорейшего политического урегулирования конфликта. О каких же конкретных мерах идет речь, пока не объявлено. Россия до сих пор внимательно следила за развитием ситуации в регионе. Однако воспринимала ход событий как чисто внутреннее дело Грузии. Но после того как пришли в довольно опасное движение сопредельные с Абхазией российские территории Северного Кавказа, Москва не может больше занимать роль внимательного, но пассивного наблюдателя. Деятельность Конфедерации горских народов Кавказа, засылка на территорию Абхазии военизированных отрядов резко обостряют ситуацию в регионе. В Тбилиси недвусмысленно заявляют, что никаких переговоров с Абхазией не может быть, пока там действуют «внешние силы». <…>
    Но многие на Северном Кавказе понимают, что вмешательство в конфликт в Абхазии чревато большими осложнениями. <…>
    Например, руководство Северной Осетии не приветствует отправку 600 добровольцев из Южной Осетии в район конфликта.
    Взвешенную политику проводит и Кабардино-Балкария. Собкор «Известий» Али Казиханов передает, что пресс-служба президента Кабардино-Балкарии сообщила о телефонном разговоре Бориса Ельцина с президентом КБР Валерием Коковым. За несколько дней до этого группа первых руководителей республик, краев и областей Северного Кавказа встречалась с вице-президентом Российской Федерации Александром Руцким. Обсуждался один вопрос о положении в Абхазии. Эта группа руководителей предложила идею переговоров, в которых бы приняли участие лидеры России, Северного Кавказа, Грузии и Абхазии. Сообщается, что Б. Ельцин в своем телефонном разговоре с президентом Кабардино-Балкарии поддержал эту идею. <…>».
     
    «Поэтапный план решения проблемы Южных Курил» страница 1
    Подзаголовок «Который представит президент России во время визита в Японию»
    «В ходе предстоящего в середине сентября визита в Японию президент России намерен представить «целый ряд конкретных предложений» по решению омрачающей российско-японские отношения территориальной проблемы, в основе которых будет лежать объявленный ранее Борисом Ельциным поэтапный план урегулирования этого вопроса.
    Об этом заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС находящийся сейчас здесь руководитель администрации президента России Юрии Петров. <…>
    «Первый этап президентского плана пройден, второй этап пока остается не до конца реализованным, но мы считаем, что следует переходить к третьему этапу демилитаризации островов, одновременно решая и вопросы второго этапа совместного с Японией освоения Южных Курил», отметил Юрий Петров. <…>
    Касаясь проблемы российско-японских экономических связей, Юрий Петров подчеркнул, что Москва не ждет от Токио никакой благотворительности. «Мы считаем, что речь идет не о помощи, а о развитии нормального, равноправного экономического сотрудничества между нашими странами, – сказал он.
    – Если оно нам будет выгодно, мы готовы сотрудничать, если нет – будем искать других партнеров».
    В ходе предстоящего визита президента России, указал руководитель его администрации, будет очень важным, чтобы японская сторона не замыкалась только на территориальной проблеме. Глава Российского государства намерен вести переговоры по всему спектру проблем российско-японских, региональных и международных отношений. «Планируется уделить самое серьезное внимание обсуждению таких вопросов, как сотрудничество в азиатско-тихоокеанском регионе, укрепление мер доверия, снижение военной опасности». <…>».
     
    «Армения апеллирует к Совету Безопасности ООН» страница 1
    «<…> Как передал корреспондент ИТАР-ТАСС из Нью-Йорка, правительство Армении обратилось в ООН с просьбой о срочном созыве заседания Совета Безопасности «в связи с быстро ухудшающимся положением в Армении и Нагорном Карабахе».
    Ереван сейчас апеллирует к международному сообществу с просьбой рассмотреть возможность «в качестве первого шага» направить в Нагорный Карабах наблюдателей ООН для ведения переговоров об урегулировании конфликта. <…>
    При этом Армения оставляет широкий выбор: «голубые каски» могут быть под Флагом ООН или Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) или любой другой международной организации подобного профиля. Иными словами, возможны варианты, что в Азербайджане, видимо, должны расценить как учет его прежде категорического неприятия иностранных солдат и качестве миротворческой силы. <…>».
     
    «Крестьян по-прежнему не пускают на рынок, но приглашают в зерновой фонд» – страница 1
    «Президент России Борис Ельцин подписал указ о создании федерального фонда зерна. Цель: гарантировать поставку хлебопродуктов в регионы, которые не смогут сами обеспечить себя зерном.
    В России всего 12 краев и областей, способных производить зерно-продуктов больше собственных потребностей. Десятилетиями перераспределение осуществлялось с помощью различных форм государственного оброка. Причем государство забирало даже то зерно, которое было необходимо самим регионам, чтобы потом им же его перепродавать. В нынешнем году впервые этот механизм забуксовал. Не допущенные к свободному рынку крестьяне не выполняют договоры о госпоставках зерна, хотя урожай уже выше прошлогоднего. И недавнее повышение закупочных цен вызвало лишь временное оживление в продаже хлеба государству. <…>
    Ситуация становится все тревожнее для тех регионов, где возможности собственного производства зерна ограничены. Чтобы обеспечить их хлебопродуктами и создается федеральный фонд, который должен формироваться как за счет госзакупок в России, так и закупок в странах СНГ, прежде всего в Казахстане, а также из импортного зерна. Насколько действенной окажется эта мера, предсказать трудно, поскольку ничего существенного, рыночного во взаимоотношениях государства с крестьянами и этот указ не добавляет».
     
    «Главы администрации России обеспокоены сроком истечения своих полномочий» страница 2
    «Чтобы экономика России смогла преодолеть кризис, нужно быстрее проводить реформы на местах. Эта мысль доминировала на состоявшемся 24 августа рабочем совещании в правительстве, в котором приняли участие руководители республик, входящих в РФ, главы местных администраций, директора госпредприятий, частные предприниматели.
    На совещании констатировалось, что нынешний кризис связан с расстройством денежно-финансовой системы, распадом хозяйственных связей, монополизмом и отсутствием конкурентной среды. Это особо остро ощущается во многих областях и регионах России. Важнейшая задача сейчас – переместить центр тяжести реформ на места. <…>
    Судя по поступающей информации с мест, в результате поездок в российскую глубинку можно сделать главный вывод: реформа на местах пошла, люди относительно спокойно преодолели шоковые меры, связанные с либерализацией цен. На сегодняшний день в разных областях и регионах России успешно наладили свое дело около 500 тысяч частных предпринимателей, фермеров, которые производят товары, продукты, а не занимаются перекупкой.
    Однако на совещании говорилось, что в целом по России к концу года ожидается резкий рост числа безработных в результате банкротства предприятий. Их число может составить два-три процента от всего трудоспособного населения. Что же касается проблем, которые сдерживают развитие рыночных структур на местах, то их целый букет: слабое материально-техническое обеспечение, особенно частников, трудности в банковских расчетах, несовершенство нормативной базы для земельной реформы.
    Подводя итоги совещания, исполняющий обязанности премьер-министра Е. Гайдар отметил необходимость упрочения статуса глав администраций, назвал одной из самых срочных задач реализацию программы приватизации, которая не может осуществляться без трудностей и конфликтов. Участники совещания приняли ряд рекомендаций, которые, в частности, включают разработку в месячный срок региональных программ приватизации, проект закона «О выравнивании условий хозяйственной деятельности», подготовку предложений о поддержке частного предпринимательства».
     

    «Не в характере кавказца сдаваться в плен»