Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 27 мая — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 27 мая, четверг. — № 98 (23953). — 8 полос.

    «Президент России и главы республик ищут согласия на новом конституционном поле» — страница 1
    «26 мая в «Президент-отеле» в Москве состоялось заседание Совета глав республик, входящих в состав России. В повестке дня один вопрос — о механизме реализации Федеративного договора. <…>
    Открывая заседание, президент Б. Ельцин заметил, что оно проходит в расширенном составе. На заседание приглашены руководители межрегиональных ассоциаций России. Это закономерно — роль таких ассоциаций в нашей жизни возрастает, важно знать их мнение о механизме реализации Федеративного договора и относительно конституционной реформы. Далее президент, в частности, сказал: Вот уже более года прошло с момента подписания Федеративного договора. Но не секрет, многие его положения пока не работают. Главная причина тому — Федеративный договор остается в действующей Конституции инородным телом. Нынешний Основной Закон продолжает оставаться Конституцией унитарного государства, что парализует действенность Федеративного договора. Вот почему считаю проведение конституционной реформы и отладку механизма реализации Федеративного договора единым процессом… <…>
    — В ходе обсуждения проекта новой Конституции наиболее активно дискуссия идет о гарантиях равноправия субъектов Федерации,- подчеркнул Б. Ельцин. — Нужно быть реалистами, нельзя здесь рубить сплеча. Необходимо сохранить их нынешний статус. В то же время в таких вопросах, как финансовая, налоговая политика, необходимо максимально сблизить республики, края и области. Для завершения работы над проектом новой Конституции 5 июня созывается представительное Конституционное совещание, как гибкий и легитимный способ нашего взаимодействия… <…>».

    «Армения поддержала международную инициативу по Карабаху, Карабах — нет» — страница 1
    «Имея в кармане окончательный ответ на трехстороннюю мирную инициативу по Нагорному Карабаху, президент Армении Л. Тер-Петросян намеревался обнародовать его до 12 часов дня местного времени 26 мая, то есть к предельному сроку, установленному российско-американо-турецким документом для определения своих позиций заинтересованными сторонами.
    Оттягивая до упора ответ на взбудораживший общественность документ, руководство Армении лишь подлило масла в огонь бушующих страстей. 25 мая в Ереване прошел многотысячный митинг, потребовавший от президента сказать «нет». <…>».

    «Чечня: драма на театральной площади» — страница 1, 2
    «Как сообщил корреспондент ИТАР-ТАСС Шерип Асуев, сторонники Джохара Дудаева не позволили членам чеченского парламента провести митинг на площади имени шейха Мансура. Они оттеснили людей, стреляя при этом в воздух. Большинство отошло к Театральной площади и присоединилось к митингу оппозиции, который идет здесь беспрерывно с 15 апреля, после чего число митингующих на Театральной площади возросло во много раз. Похоже, что этот оппозиционный прежде митинг становится уже общенациональным. <…>
    Уточняю, есть ли нужда в столь долгом продолжении митинга. Кажется, обе стороны сходятся в главном, не изменив своих взглядов на государственное устройство Чечни как суверенного государства, не входящего в состав России. Но только в этом и сходятся; основное и непримиримое противоречие, считает Умхаев, в том, что власть в Чечне захватил преступный «синдикат», который способен погубить собственный народ и навечно рассорить его с соседями, с которыми чеченцы, несмотря на суверенитет, надеются сохранить самые добрые и взаимовыгодные отношения. <…>
    Другую точку зрения на события изложил председатель этнического Совета республики Борис Асатуров. Он, например, полагает, что оппозиция не наберет необходимого числа голосов против Дудаева. Между тем ее непримиримость, отказ от сотрудничества с существующим руководством республики, нежелание совместными усилиями преодолевать кризис власти углубляет конфронтацию и только дает повод президенту забирать в свои руки все бразды правления. Президент как раз шел на уступки, удовлетворив шестнадцать из двадцати пунктов требований оппозиции… <…>».

    «Более двух третей опрошенных в Грузии русских утверждают, что их не притесняют» — страница 1
    «89 проц. жителей Грузии, опрошенных сотрудниками Института демографических и социологических исследований республиканской Академии наук, считают «неудовлетворительными» взаимоотношения между Россией и Грузией,
    86 проц. респондентов уверены в том, что Грузия заинтересована в хороших взаимоотношениях с Россией. 59 проц. заявили, что в этом заинтересована и Россия. Более 23 опрошенных русских, живущих в Грузии (опрос проводили интервьюеры русской национальности), заявили, что их не притесняют по национальному признаку. 59 проц. респондентов-русских и 52 проц. грузин уверены, что большинство русских останется жить в Грузии… <…>».

    «Для крупных инвестиций правительству понадобились крупные банки» — страница 2
    «Правительство России приняло постановление, в соответствии с которым предусматривается создать ряд крупных банков и банковских объединений для осуществления инвестиционной деятельности, и прежде всего для финансирования государственных программ. Тем самым, фактически, совершен крутой поворот не только в политике формирования банковской системы страны, но и в политике инвестиционной. <…>
    Хотя в этом документе речь вроде бы идет о многих банках, однако конкретно упоминается только один из них — «Промстройбанк». И невольно создается впечатление, что именно для его воссоздания в прежнем виде — а раньше он контролировал практически всю промышленность страны — и заваривалась каша. Предвидели обвинения в попытках монополизировать рынок кредитных ресурсов, очевидно, и руководители «Промстройбанка». Не случайно сразу после выхода правительственного постановления они организовали пресс-конференцию, на которой изложили свое видение ситуации. <…>».

    «Граждан Литвы станет больше» — страница 2
    «Наконец-то прояснилась проблема литовского гражданства, на которое по межгосударственному договору между Литвой и Россией могли претендовать лица, прибывшие в Литву в период с 3 ноября 1989 года (дня принятия закона Литвы о гражданстве) по 29 июля 1991 года (дня подписания договора в Москве).
    Как сообщили в отделе информации и печати министерства иностранных дел Литвы, после обмена соответствующими нотами между внешнеполитическими ведомствами Литвы и России отныне это право может быть реализовано в полной мере. Эти люди, постоянно проживающие в республике, имеющие легальный источник существования и постоянное место работы, свою волю относительно литовского гражданства могут свободно выразить до 1 июля этого года. Всем им должно быть предоставлено литовское гражданство. <…>
    Тех же, кто не успеет оформить необходимые документы в установленные сроки, на границе ждут большие неприятности. На этой неделе в Литве ужесточен порядок пересечения границы пассажирами железнодорожного транспорта и на пограничной станции возле белорусской границы проводятся тщательные проверки документов, а заодно и багажа… <…>».

    «В России создается международный институт технической безопасности» — страница 2
    «Сломать ведомственные перегородки между всеми, кто призван свести к минимуму нежелательные последствия развития современных технологий, — такую цель ставила перед собой Российская академия наук, создавая Международный институт безопасности сложных технических систем. <…>
    Возглавивший это начинание вице-президент Российской академии наук академик Константин Фролов в эти дни проводит в Брянске большой семинар с участием зарубежных ученых, посвященный проблемам смягчения последствий чернобыльской катастрофы. Чернобыль — наиболее актуальная сфера приложения сил. Но предметом попечения нового объединения ученых будет уменьшение любых негативных последствии индустриальной и технической революции. Отменить все современные технологии невозможно. Создаются проекты атомных станций, на два-четыре порядка более безопасных, чем существующие… <…>».

    «План мирного урегулирования в Боснии остается под огнем критики» — страница 3
    «<…> Об итогах своих консультаций рассказал российским журналистам в Белграде находившийся там специальный представитель президента России, заместитель министра иностранных дел В. Чуркин. Он сообщил, что руководство Союзной Республики Югославии, Сербии и боснийских сербов выразило удовлетворение тем, что путь к урегулированию кризиса прочерчен в политических рамках, а не путем военного вмешательства. А также тем, что дан больший простор маневра для всех боснийских сторон.
    Делясь впечатлениями о поездке в Косово, В. Чуркин отметил, что позиция «югославской пятерки» о неприемлемости отделения Косово от Сербии и СРЮ полностью отвечает реальности и может сыграть позитивную роль в предотвращении нового межнационального конфликта. На основе проведенных в Приштине встреч у Чуркина создалось впечатление, что большинство обвинений в адрес сербской стороны о притеснениях албанцев просто надуманны… <…>».

    «Гайдар — он и в Японии Гайдар» — страница 3
    «По приглашению правящей японской Либерально-демократической партии и японского МИД в Токио приехал Егор Гайдар. В программе много встреч с высокими партийными и правительственными чинами, представителями деловых кругов, выступления перед избранной аудиторией за закрытыми дверями и масса кулуарных бесед, которые одинаково интересны как хозяевам, так и гостю. <…>
    Гайдар — он и в Токио остается Гайдаром, так что сенсационных заявлений, рассчитанных на публику, и многозначительных оговорок ожидать от него не нужно. Однако по ряду моментов тезисы нынешнего советника президента весьма примечательны. Так, насколько известно, Гайдар довольно откровенно объяснил японской стороне, что никаких иллюзий относительно резкого и быстрого «прорыва» в известном территориальном вопросе питать не стоит… <…>
    В Токио, помимо этого, с большим вниманием отнеслись и к политическим прогнозам Гайдара, в частности, к тезису о том, что в России основные, базовые политические проблемы в стране пока еще не решены, и вопрос о том, куда же пойдет в итоге Россия, актуален по-прежнему. Выбор, собственно говоря, по Гайдару, невелик — это либо присоединение к цивилизованному демократическому сообществу, либо вариант политико-экономической системы типа Ирака. Эта альтернатива, по словам российского гостя, должна определиться довольно быстро, и в решающей степени на грядущих выборах в парламент. <…>».

    «Власть и согласие» / Сергей Филатов, руководитель администрации президента РФ — страница 4
    «<…> Сегодня в стране реальное двоевластие, а фактически обстановка безвластия, разорительная для общества и угрожающая основам государственности. Эта обстановка еще более усугубилась в результате работы двух подряд внеочередных съездов — VIII и IX. Терпеть и дальше сложившуюся во властных структурах ситуацию стало во вред обществу и государству. Тем более что всем ясно, что расстановка сил в депутатском корпусе сегодня не отражает реальную расстановку сил в обществе. Эту неадекватность нужно было обнаружить, напрямую обратившись к мнению народа. <…>
    Главнейшая политическая задача сегодня — преодолеть наконец двоевластие. Приняв новую Конституцию, приступить к созданию нового общества, дав народу необходимые гарантии для спокойной нормальной жизни и мирной работы.
    Проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией и в основном одобренный на VI съезде, находился в фактически замороженном состоянии. Вероятно, потому, что действующая Конституция, после сотен поправок и перелицовок, соответствует интересам нынешнего руководства Верховного Совета и послушного его воле агрессивного большинства съезда. <…>»

    «Безработные становятся предпринимателями» — страница 4
    «<…> Сегодня Рязанская область по оперативным сводкам Федеральной службы занятости не значится в числе неблагополучных. Доля безработных составляет 0,7–0,8 процента от общего числа трудоспособного населения. Однако скрытая безработица уже вселяет тревогу. По оценкам экспертов, она равна 12 процентам. Это значит, что подавляющее большинство предприятий сохраняет рабочие места благодаря неполному рабочему дню, предоставлению длительных, частично оплачиваемых отпусков. <…>
    Но вот одна из обучающих программ для безработных, честно говоря, удивила. Речь идет о курсах для предпринимателей. Хотя школой бизнеса или, как модно сегодня говорить, менеджмента нынче мало кого удивишь, вопрос все еще носит философский характер. Можно ли научить человека быть предпринимателем? И гены-то предпринимательские повытравили за годы советской власти, и народ ленивый, и хозяином быть разучились. А в Рязани взяли да и попробовали. <…>
    Результат ошеломляющий — из 22 первых «камикадзе» 16 открыли собственное дело! Последующие группы несколько снизили показатели (из 62 обучившихся в школе малого бизнеса 26 стали предпринимателями), но это понятно — в первую группу попали люди с высшим образованием, так или иначе намеревавшиеся «завязать» с государственными предприятиями или учреждениями. <…>».

    «Все на продажу?» — страница 4
    «<…> 26 марта прошлого года мэр Москвы Юрий Лужков издал распоряжение, «регламентирующее выносную мелкорозничную торговлю». Хочешь торговать — заручись разрешением коммунальных служб, административно-технической инспекции, госпожнадзора, санэпидстанции, районного архитектора и только потом со всеми подписями — в комиссию префектуры или территориального управления.
    Прошло менее четырех месяцев, и мэр столицы 19 июля издает второе распоряжение «Об упорядочении торговли и общественного питания в г. Москве». В нем указывается, что первое распоряжение не выполнено… ни в одном муниципальном округе. Минуло еще два с небольшим месяца. 30 сентября мэр Москвы издает очередное распоряжение «О неудовлетворительном выполнении префектурами…«<…>
    Спустя два с половиной месяца после этого, последнего распоряжения мэра в Центральном округе появилось уже 1708(!) незаконных киосков, подлежащих сносу.
    Мнения о власти, не только префектурной или столичной, но и российской, разделились. То ли власть ничего не может, то ли, наоборот, может все, скуплена на корню и потому ведет себя соответственно: правая рука — для правильных распоряжений, левая лапа — чтобы на нее брать. <…>».

    «Российская мафия в ФРГ действует, словно у себя дома» — страница 5
    «Возникновение в ФРГ российских мафиозных структур, пожалуй, одно из самых неожиданных побочных явлений германского объединения. Они зародились и стремительно развились до злокачественной опухоли. Впечатление такое, что этот феномен буквально застиг врасплох страну, которая во все времена славилась своей полицией.
    Однако именно для российской мафии в объединенной Германии появились объективно благодатные условия: мощный эмигрантский слой из бывшего Советского Союза, неподготовленное к такому повороту дел германское законодательство, проницаемость восточных границ, а также присутствие нашей Западной группы войск… <…>
    Немецкие власти хватились довольно поздно, обнаружив, что мафиозная опухоль российского происхождения быстро проникает в ткань германского общества, сказал нам представитель Министерства безопасности России в Германии генерал-майор Анатолий Олейников. Военной контрразведке, которой он руководит в ФРГ, после германского объединения пришлось существенно расширить свои функции. Преступные структуры плотно обложили наши военные гарнизоны в землях Бранденбург и Мекленбург-Передняя Померания (из Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии российские войска почти полностью выведены). Кружат они вокруг Вюнсдорфа (там штаб ЗГВ), Шперенберга (военный аэродром), гарнизона в Потсдаме, а также берлинского района Карлсхорст, в котором дислоцирована мотострелковая бригада. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. — 1993. — 27 мая, четверг. — № 97 (521). — 8 полос.

    «Депутатское братство» — страница 1
    «Сессия Моссовета рассмотрела два представления московской прокуратуры о «даче согласия на возбуждение административного производства в отношении депутата Анпилова». В первом представлении Анпилову инкриминируется невыполнение закона о печати, выразившееся в затягивании передачи бесплатных экземпляров газеты «Молния» (главный редактор — отставной журналист Анпилов) в московскую регистрационную инспекцию. Во втором представлении Анпилов обвиняется в нарушении порядка проведения первомайского митинга. Представитель прокуратуры Александр Балакирев не смог ответить на вопросы депутатов, каким образом можно признать Анпилова нарушителем правопорядка, если российская прокуратура еще не подтвердила вину демонстрантов в происшедшем кровопролитии. Окончательное решение по «делу Анпилова» Моссовет смог принять только вчера, проголосовав за проект резолюции, полностью оправдывающий Виктора Анпилова».

    «Главы республик предъявили «конституционный» ультиматум Президенту» — страница 1, 2
    Подзаголовок — «Края и области потребовали равных прав с экс-автономиями. Борис Ельцин, похоже, готов их поддержать»
    «Вчера перед совещанием глав республик РФ в Москве последние приняли политическое заявление о процедуре подготовки, обсуждения и принятия новой Конституции Российской Федерации и механизме реализации Федеративного договора. <…>
    Уже второе заседание Совета глав республик лидерам периферии предлагает не слишком приемлемые для них документы. В апреле их попросили подписать обращение к народу с просьбой поддержать Бориса Ельцина на референдуме, сегодня — одобрить президентский проект Конституции РФ. Но если в апреле главы республик все-таки обратились к избирателям с просьбой принять активное участие в референдуме, то вчера никто даже частично не подписал предложенного Ельциным проекта заявления. Тогда же главы республик впервые поставили жесткий ультиматум: сначала пакет законопроектов о реализации Федеративного договора и закон о процедуре разработки и принятия нового Основного Закона — затем только принятие новой Конституции. Как следует из публикуемого документа, по мнению большинства республик, разработка и принятие новой Конституции возможны только после соответствующего закона… <…>
    …Республиканские боссы посчитали «необходимым проведение Конституционного совещания», причем в Кремле. Что и записали в заявлении. Но то что в основу новой Конституции будет положен президентский проект, как сообщил пресс-секретарь президента Вячеслав Костиков, договорились лишь устно, «под честное слово». А оно (слово честное), видимо, зависит от того, как далеко пойдет Центр в разграничении полномочий с субъектами. И пойдет не когда-то после дождика в четверг, а в ближайший месяц. Республики требуют подписания всех документов, касающихся реализации ФД, в июне на встрече в Петрозаводске Ельцин согласился на это… <…>».

    «Россия втягивается в новую ненужную войну?» — страница 1
    Подзаголовок — «Договор с Душанбе может обернуться вторым Афганистаном»
    «Подписанный 25 мая договор между Россией и Таджикистаном — несомненно, событие для обоих государств. Какие же плюсы и минусы приносят подписанные документы Москве и Душанбе?
    Выгоды Таджикистана достаточно очевидны. Даже в годы застоя значительная часть бюджета республики являла собой дотации из Центра. Сегодня же разрушенная гражданской войной экономика Таджикистана просто не в состоянии существовать самостоятельно. <…>
    Гораздо меньшую выгоду сулит новый документ России. Вообще ставка Москвы на новый режим объяснима. Политические интересы России в Таджикистане имеют два главных аспекта: защита государственной границы и положение русскоязычного населения. По сути, это подтвердил Борис Ельцин, заявивший после подписания договора, что Афганистан имеет территориальный интерес к Таджикистану и выразивший надежду, что положение русскоязычного населения республики стабилизируется. В какой-то мере новые власти Таджикистана действительно соответствуют российским интеpecaм: они искренне заинтересованы в жестком контроле границы. Что касается второй позиции, то из всех бывших республик СССР только в Таджикистане предполагается двойное гражданство и предоставление русскому языку статуса второго государственного. <…>».

    «Для реформ нужны условия и желание всех» — страница 1, 3
    Подзаголовок — «Леонид Кравчук не собирается действовать по-партизански»
    «Отвечая на вопрос о своем отношении к утверждению московской ТВ-программы «Итоги», что в результате парламентских дебатов о правительстве проиграл народ Украины, Леонид Кравчук сказал, что так уж повелось на территории бывшего СССР, что раньше большевистско-коммунистические газеты после любого пленума партии, съезда или принятия программы партии утверждали, что народ выиграл, а теперь эта же пропаганда действует в противоположном направлении. «Поэтому я не вижу большой разницы между бывшей пропагандой и нынешними «Итогами», — заявил Леонид Кравчук. <…>
    — Для реформ нужны условия и желание всех. Скажем, мы на уровне парламента и правительства имеем определенные законы. Но спускаемся ниже, и там начинаются главные проблемы: Совет народных депутатов хочет одного, администрация президента — другого, сельсовет — третьего, председатель колхоза — четвертого. У каждого своя точка зрения, и в принципе это неплохо, что она есть, но когда эти точки зрения становятся препятствием для реформ, то это уже плохо. <…>».

    «Иностранные инвестиции важны для России, но приоритет в этой области должен принадлежать российскому бизнесу» — страница 1
    «Вопрос об иностранных инвестициях для России пока, к сожалению, не является практическим, а представляется лишь предметом спора о выборе между самоизоляцией и интеграцией в международную экономику», — сказал на вчерашнем расширенном заседании Совета по внешней политике министр иностранных дел РФ Андрей Козырев. В настоящее время в России нет единого подхода ни по общим, ни по конкретным вопросам проблемы иностранных инвестиций. Многие политики придерживаются устаревшей точки зрения о том, что инвестиции иностранных капиталов ведут к закабалению страны. На самом деле, заявил Козырев, это признак здоровой и мощной экономики… <…>
    Несмотря на всю важность иностранных капиталов для экономики страны, приоритет в области инвестиций должен принадлежать российскому бизнесу, подчеркнул Андрей Козырев. Он также отметил, что необходимо в настоящий момент начать формирование политического центристского движения, направленного на совмещение интересов общества и российского предпринимательства… <…>».

    «Тропа на волю» для сердечных друзей» — страница 1, 6
    Подзаголовок — «Механизм освобождения «отцов» преступного мира»
    «Вор должен сидеть в тюрьме». Это известное изречение Глеба Жеглова, героя популярного телесериала «Место встречи изменить нельзя», давно перестало быть аксиомой как для преступников, так и для сотрудников правоохранительных органов. Только за последние три года около 16 авторитетов преступного мира вышли на свободу, не отсидев половины или даже трети положенного им срока. Таинственные мощные силы организовали своеобразную «тропу на волю» для известнейших воров, рэкетиров и бандитов. <…>
    В марте 1991 г. крупные рэкетиры, члены «Лозаннской» группировки Хожа-Ахмет Нухаев, кличка «Хожа», и Мовлади Атлангериев, кличка «Руслан», были осуждены Московским городским судом на 8 лет лишения свободы каждый по статье 148 УК РФ (вымогательство). В сентябре 1991 г. Атлангериев был направлен для отбытия наказания в Кемеровскую область, а Нухаев — в Хабаровский край.
    В скором времени механизм освобождения в отношении обоих сработал безотказно, и уже 27 ноября 1991 г. в колонию, где томился «Хожа», прибыл конвой из Чечни с постановлением Наурского районного суда г. Грозного. В постановлении указывалось, что против Нухаева этим районным судом возбуждено дело по ст. 206 УК РФ (хулиганство), и его срочно необходимо этапировать в СИЗО города Грозного для проведения неотложных следственных действий. По закону районный суд может только ходатайствовать перед прокурором России или Верховным судом о проведении подобных мероприятий. Тем не менее Нухаев был передан руководством колонии конвою, вывезен в Грозный и отпущен на свободу вместе с другими уголовниками Наурской колонии. <…>».

    «Наименьшее зло» — возможно ли такое?» / Вадим Белоцерковский — страница 2
    Подзаголовок — «Что бывало, когда «нет альтернативы», мы уже знаем»
    «Многие мои московские друзья негодуют: «Критикуя в своих статьях Ельцина и его команду, его реформу, ты льешь воду на мельницу красно-коричневых. Да, Ельцин далек от совершенства, но его противники еще хуже — коммуняки и фашисты! Ельцину нет альтернативы. Приходится выбирать наименьшее из двух зол. Как можешь ты, сторонник демократии, этого не понимать?!" <…>
    Я не фанатик, я готов быть на стороне наименьшего зла, но при некоторых условиях. Во-первых, я должен быть уверен, что зло это — действительно наименьшее и, во-вторых, не слишком велико по модулю, по абсолютной величине. Трудно, к примеру, решить, какой человек хуже: укравший тысячу рублей или миллион, убивший одного человека или тысячу? Конкретнее, в августе 91-го и ранее я был полностью на стороне Ельцина, хотя уже тогда догадывался о существовании пятен на Солнце. Но когда Ельцин одобрил проведение реформы Гайдара, которая, с одной стороны, обрекает большую часть населения на нищету, а иных и на гибель из-за лишений или плохой медицины (для бедных), с другой же стороны, отдает большую и лучшую часть промышленности, созданной народом, в собственность номенклатуры и мафии, причем в их коллективную собственность, исключающую конкуренцию и свободный рынок, то встал вопрос: не слишком ли уж велико это «наименьшее зло»? <…>».

    «Кирсан скромен, но амбициозен» — страница 2
    Подзаголовок — «Состоялся банкет, посвященный избранию президента Калмыкии Хальмг-Тангч»
    «На банкет были приглашены члены правительства России, представители российского истеблишмента, главы дипломатических корпусов различных стран. Ельцин, Хасбулатов и Зорькин не воспользовались приглашением, зато поздравить первого калмыцкого президента Кирсана Илюмжинова прибыли Анатолий Чубайс, Рамазан Абдулатипов, Сергей Филатов, Михаил Федотов. На празднестве присутствовали весь Совет министров Калмыкии (состоящий из пяти министров) и председатель ВС Константин Максимов. Остальные парламентарии напряженно трудятся в Элисте. <…>
    Кирсан провозгласил первый тост «за молодую новую Россию», подтвердив тем самым, что калмыцкие власти выступают за сильную единую Россию. Вот почему ВС Калмыкии предлагает не включать «право наций на самоопределение вплоть до отделения» в российскую Конституцию.
    Один из друзей президента заверил корреспондента «НГ» в том, что Кирсан рассчитывает сделать большую политическую карьеру и намерен стать со временем, например, вице-президентом России. По его словам, Кирсан Илюмжинов не только амбициозен, но и скромен: лишь недавно он пересел из «Волги» в десятиметровый «Линкольн». <…>».

    «Две формулы вывода российских войск из стран Балтии» — страница 3
    Подзаголовок — «В Литве уже говорят о завершении, а в Латвии и Эстонии — еще о начале»
    «Вывод российских войск из стран Балтии с течением времени превратился в сложную межгосударственную проблему. Расставить все точки над «i» и имел своей целью состоявшийся на днях первый официальный визит министра обороны России Павла Грачева в Литву. Сходя с трапа самолета в Вильнюсе, министр сказал встречающим, что приехал на свою вторую родину — в этих краях проходила когда-то его служба. <…>
    Вывод российских войск должен быть завершен до 31 августа этого года. Возможно, не будут вывезены лишь некоторые боеприпасы и кое-какое военное имущество (чтобы уложиться в срок, необходимо в 3–4 раза больше железнодорожных вагонов). Но есть договоренность, что эти склады будут взяты под охрану литовской армией и их содержимое не спеша переправят в Россию. <…>
    Совершенно иная картина сложилась на встречах, которые провел Павел Грачев с военными министрами двух других балтийских республик — Латвии и Эстонии. Его позиция сводилась к тому, что сначала необходимы межгосударственные соглашения и только на их основе — разработка графиков вывода войск. Поднимались вопросы компенсации или участия в строительстве жилья для выводимых войск и социальных гарантий отставным военнослужащим. <…>».

    «Ереван принял план мирного урегулирования» — страница 3
    Подзаголовок — «Степанакерт скорее всего нет»
    «Днем 26 мая первый заместитель министра иностранных дел Армении Жирайр Кипаритян провел брифинг, где сообщил журналистам, что правительство Армении решило одобрить совместную мирную инициативу России, США и Турции по Нагорному Карабаху от 18 мая, к которой присоединился также председатель Минской группы Марио Рафаэлли, и полностью выполнить требования, относящиеся к компетенции Еревана, а именно: установить перемирие вдоль всей армяно-азербайджанской границы и открыть свои транспортные коммуникации для беспрепятственного передвижения грузов. На деле это означает деблокирование Нахичевана. Руководство Армении выражает надежду, что адекватный подход будет продемонстрирован и другими участниками конфликта — НКР и Азербайджаном. <…>
    По словам Жирайра Липаритяна, Ереван просчитал последствия возможного отказа: международное признание Армении государством-агрессором, введение санкций и расширение военных действий. Было принято во внимание, что новый план заметно и выгодно отличается от старого хотя бы уже тем, что мандат наблюдателей от СБСЕ будет распространен на весь регион конфликта и что первым пунктом плана является установление перемирия, за которым должны последовать переговоры. Было также учтено, что это первая достаточно реальная возможность установить мир. Поэтому после многочисленных консультаций на международном уровне было решено план принять. Жирайр Липаритян сообщил, что вскоре ожидается специальное заявление президента, где будет сказано, что одновременно со скрупулезным следованием своим обязательствам Армения усилит гарантии безопасности НКР, исходя из того, что не верит до конца в твердость мирных намерений Азербайджана… <…>».

    «ВПК и преобразования в России» / Николай Михайлов, президент акционерной корпорации «Вымпел» — страница 4
    Подзаголовок — «Рыночные баталии надо выигрывать либо не ввязываться в них вовсе»
    «<…> По моему мнению, под оборонным комплексом как минимум следует понимать Министерство обороны, военно-промышленный комплекс и государственную систему управления и обеспечения.
    При этом граница, отделяющая оборонный комплекс от гражданского, очень подвижна и условна — ведь существуют как символическая швейцарская гвардия, так и милитаризованные сверхдержавы, какой был СССР, каковыми сегодня остались США. Главная проблема сводится к управлению положением этой границы, а основная цель реформирования — к повышению уровня оперативной адаптации. В конечном итоге нужна упорядоченная система принятия решений, обеспечивающая эффективность действий оборонного комплекса в интересах безопасности Российской Федерации, Этому же должны служить военная доктрина, структура и состав вооруженных сил, качество вооружения, «пакет» заказов в интересах вооруженных сил и т. д.… <…>
    Осуществление структурных преобразований при растущей децентрализации в управлении народным хозяйством (включая и оборонный комплекс) в условиях экономической, политической и военной реформ и при общем нарастании факторов нестабильности из спасительной перспективы легко может превратиться в опасную. Рыночные баталии либо надо выигрывать, либо лучше в них не вступать. <…>».

    «Дорога в никуда» — страница 4
    Подзаголовок — «Именно туда ведут нас реформаторы, в чем скоро все мы убедимся»
    «Если за годы Великой Отечественной войны выпуск продукции сократился на 32%, то за мирное время перестроек и реформ Россия снизила промышленное производство на 40%. Важнейшими продуктами жизнеобеспечения мы располагаем сейчас, как в 1952–1954 годах. И снова поводыри обещают свет в конце тоннеля…
    Мне как экономисту ясно: у социально-экономической политики президентской команды нет конструктивного начала. <…>
    Выход из кризиса невозможен без пересмотра бездумной планово-принудительной приватизации государственного достояния, без отмены узаконенных форм разграбления национального богатства России. Подумать только: за рубли, вымененные на один доллар, в России можно купить больше килограмма мяса, или 20 буханок хлеба, или, наконец, полторы бутылки водки… В США за доллар выпьешь стакан фруктового сока. И то не везде. Вот такой у нас эквивалентный обмен по-гайдаровски. И только ленивый бизнесмен не вывозит из страны все, что вывозится, в том числе продовольствие. Правда, потом мы его за рубежом покупаем, но уже за доллары. И совершенно по другой цене. <…>».

    «Российский маятник: судьба демократии» / профессор Александр Владиславлев, профессор Иосиф Дискин, профессор Леонид Опенкин — страница 5
    Подзаголовок — «Может, стоит подумать о том, чтобы предоставить Борису Ельцину полномочия, действительно необходимые для углубления реформ»
    «<…> Закономерно возникает вопрос: почему молодая, толком не ставшая на ноги российская демократия оказалась в таком плачевном состоянии? Главная причина, по нашему убеждению, состоит в том, что в преобразовательной деятельности российских политиков восторжествовали примитивно-упрощенные представления о демократии. Многим из них так и не удалось подняться до проверенной опытом многих народов истины, что демократия представляет собой ответственное и квалифицированное народовластие на основе либерально-нравственных ценностей, черпающих свои силы и из достижений прогресса, и из почвы народной традиции. Осталось неосознанным и другое: демократию невозможно утвердить, сметая со своего пути неугодные политические силы. Народ как показал референдум, оказался мудрее многих считающих себя демократами политиков, поддержав центристскую идею эволюционного преобразования общества при активном сотрудничестве всех ветвей власти. <…>
    Уйти с накатанной революционной дорожки невозможно, не истребив в себе отечественно-традиционный утопический стереотип демократии. Сознание общества должно наконец очиститься от хмельного стремления подменять действительное желаемым. Надо избавиться от мифа и признать, что в России нет никакой демократии, а есть лишь ее едва наметившиеся ростки. Истинную демократию невозможно провозгласить решением Верховного Совета или указом президента России. Народовластие, если мы его действительно хотим, придется долго и терпеливо взращивать, культивируя массовое политическое сознание, общественную нравственность. <…>
    Гораздо более серьезен вопрос о том, на что можно в обозримом будущем опереться в движении по пути демократии. Прошедшие годы сделали свое дело. Много, очень много людей поверили в идеалы свободы, предпринимательства. Да и за время кризиса миллионы россиян стали все больше полагаться на себя, а не на благообещающее государство. Изменился директорский корпус, промышленный менеджмент, которые почуяли вкус хозяйственной независимости, свободы и так просто их не отдадут. <…>».

    «Демократия и осетрина» — страница 8
    Подзаголовок — «В России голодно, но свободно»
    «Негоже человеку с нормальной психикой и неокончательно глупому обращаться к политике. Единственное оправдание, что интересуют меня скорее нравы, чем курс рубля и война в Абхазии.
    Именно нравы, именно тот непонятный феномен, что наши журналисты раз за разом повторяют, будто у нас теперь ну совсем нет никакой демократии. Не правые и не из «Дня». <…>
    В связи с этой безмерно расширенной демократией вопрос всех вопросов: кто пойдет защищать «идеалы», если какой-нибудь «патриотический», генерал выведет на улицы Москвы свою дивизию? Наверное, не московская милиция, прославившая себя «несовпадением» с акциями «Памяти», нейтрализовать которую и легче, и безопаснее. И не печально знаменитый ОМОН, столь эффективный против демократов и столь мало пригодный, как свидетельствуют очевидцы недавней заварухи на площади Гагарина, против настоящих умельцев уличных боев. Уроки, господа, уроки! Демократическая пресса, боюсь, сама не понимает, на какой ниточке все всегда висит в России. И изо всех сил отчуждает себя от правительства, делая из него ярмарочного Петрушку, направляя на него весь огонь, будто ждет не дождется нового Пиночета или Кастро. А ведь это совсем не худшее правительство. И не оно виновато, что не хотим мы брать землю, открывать предприятия, проявлять волю к жизни. <…>».

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 27 мая, четверг. — № 100 (716). — 8 полос.

    «Заявление Совета глав республик» — страница 1
    «<…> Выражая озабоченность складывающейся социально-политической ситуацией в обществе в вопросе принятия новой Конституции Российской Федерации и в связи с необоснованным игнорированием требований об ускорении разработки механизма реализации Федеративного договора считаем целесообразным заявить следующее.
    1. Безотлагательное завершение разработки пакета законопроектов и постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Федеративного договора, является обязательным условием продолжения работы по подготовке новой Конституции Российской Федерации. <…>
    2. Конституционный способ разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации возможен только на основе специального закона о процедуре ее подготовки, обсуждения и принятия. <…>».

    «Июнь — пора совещаний» — страница 1
    «3 июня в Москве откроется Всероссийское конституционное совещание… <…>
    Как сообщил вчера на пресс-конференции народный депутат, один из лидеров парламентской оппозиции Г. Саенко, продлится оно всего один день. Его участникам будет предложено обсудить ход конституционной реформы в стране, рассмотреть поправки и замечания к уже опубликованным проектам Основного Закона, принять несколько резолюций. Для участия приглашены все политические партии и движения.
    Отношение к проводимому кремлевскому совещанию участники пресс-конференции выражали неоднозначное. Да, Президент имеет право проводить его, консультироваться, но в данном случае почему-то присутствует избирательный фактор, далеко не все получили на него приглашение… <…>».

    «Российские парни должны быть выданы России» — страница 1
    «<…> Однако непростительно и то, что сейчас творится вокруг судьбы пятерых российских солдат, приговоренных в Азербайджане к смертной казни. Константин Тукиш, Михаил Лисовой, Андрей Филиппов, Владислав Кудинов, Ярослав Евстигнеев ныне пока живы, находятся в бакинской тюрьме и томятся в неведении между все еще продолжающейся жизнью и вероятными свинцовыми точками в ее конце. Высшие государственные деятели России обратились с просьбами (личными?) к президенту Азербайджана Абульфазу Эльчибею помиловать этих парней. <…>
    Рискну и я обратиться к президенту Абульфазу Эльчибею с личной просьбой. Прошу вынести самые суровые приговоры поставщикам наркотиков из Азербайджана в города России — многие российские матери, чьи дети от них погибли, выплакали все глаза. Прошу также не ведать пощады к тем мафиози из вашей страны, по вине которых совершаются преступления в Москве, в том числе насилия и убийства. Сведения об этом есть в российских правоохранительных органах и при желании их нетрудно получить. Еще хотел бы знать, как наказаны повинные в изгнании части россиян из вашей страны, в издевательствах над ними и разграблении их имущества. И не торопитесь, пожалуйста, обвинять меня в «разжигании» — у меня есть адреса подмосковных поселков, где живут эти самые россияне, сдержанно называемые «беженцами». <…>».

    «Реформы с точки зрения мирового опыта» — страница 2
    «25 мая в Москве в Государственном Кремлевском дворце состоялось открытие III международного форума «Мировой опыт и экономика России», который продлится до 29 мая и будет проходить также в крупных научных и промышленных центрах страны. Для участия в нем со всех уголков России, ближнего зарубежья, а также более чем из 40 государств мира съехались представители деловых кругов — крупных промышленных предприятий, малого бизнеса, ученые, экономисты… словом, все желающие… <…>
    Цель нынешнего съезда, как отмечалось во время его открытия, — дать людям максимум информации о ходе реформ, в том числе и тем, кто оказывает непосредственное влияние на развитие экономических процессов. Подобные собрания, конечно же, — это еще и живое общение, а значит, и новые контакты. <…>
    Итогом форума станет выработка пакета предложений, которые затем будут направлены в различные министерства и ведомства, а также Президенту, в парламент и правительству России. Именно они-то и должны стать тем практическим результатом, который в дальнейшем будет оказывать влияние на ход реформ… <…>».

    «По ту сторону голубого экрана» — страница 2
    «<…> — Ситуация юридической и кадровой неразберихи в электронных средствах массовой информации обусловлена отсутствием законодательства о телерадиовещании. В обществе, в котором не принята концепция независимости СМИ от любых властных структур, естественно их стремление тянуть одеяло влияния и контроля на себя. Президентские указы, касающиеся петербургского телевидения, очень далеки от правовых представлений о том, как должна действовать телерадиовещательная компания в демократическом обществе. Иные указы просто удручающе безграмотны с юридической точки зрения… <…>
    Жизнь сегодня далеко опережает законотворчество в этой области. Возникают частные радио- и телекомпании, на которые не распространяется влияние ни той, ни другой власти. В поле чьих интересов могут попасть такие структуры, если в их деятельности не будет законодательно гарантирована независимость от любых государственных органов и политических партий, бизнеса? Должен быть закон о федеральном, финансируемом из госбюджета телерадиовещании, о местном региональном телевидении и радио, о частных коммерческих телерадиокомпаниях и закон об их лицензировании… <…>».

    «Эксперты — о лоббизме в России» — страница 2
    «В середине мая по инициативе Верховного Совета Российской Федерации состоялась международная конференция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни», в которой приняли участие представители администрации Президента России, правительства РФ, политических партий, общественных движений, профсоюзных, коммерческих и научных организаций, а также бизнесмены из США, Великобритании, Канады и других стран. <…>
    Подавляющее большинство специалистов, участвовавших в опросе, отметили, что лоббизм в России должен быть упорядочен и юридически оформлен. Так, 81 процент считает, что группы лоббирования должны иметь определенный юридический статус. Три четверти — 74 процента — поддерживают идею о необходимости принятия специального закона о лоббизме и примерно столько же — что следует официально фиксировать, услугами каких лоббистских организаций пользуются законодатели, представители исполнительной и судебной властей».

    «Догони и добей красного!» — страница 2
    «Почти 106 лет назад на берегах Темзы произошли события, напоминающее то, что мы наблюдали недавно на Ленинском проспекте в Москве. Так же, как 1 мая 1993 года российские демонстранты прорывались на Воробьевы горы, английские безработные хотели сделать местом сбора Трафальгарскую площадь. И тогда, и сейчас на пути следования стали «блюстители порядка»… <…>
    Так стоит ли надеяться, что деморадикальные издания когда-нибудь напишут не только о пострадавших 1 мая милиционерах, но и о доставленных в больницу демонстрантах? Если «красный», залитый кровью от побоев, для них все еще не человек, и поэтому не заслуживает участия, на его лице они видят только «глупость учений и идей, которыми он живет». И ничего более! Эти господа будут выхватывать из толпы только перекошенные злобой лица, как это сделали иные наши газеты, поместив снимок участников демонстрации 9 мая. <…>».

    «Северный Кавказ не станет козырной картой в руках политиков» — страница 2
    «Все республики Северного Кавказа, исключая Северную Осетию (63 процента принявших участие голосовали «за»), не поддержали на референдуме Президента и нынешний курс реформ. Два года назад эти же республики, за исключением Северной Осетии, столь же единодушно поддержали Президента… <…>
    Обратимся теперь к «политической экзотике» Северного Кавказа. Объективно и трезво анализируя ситуацию здесь, мы с неотвратимостью придем к простой и очевидной мысли: кризисные явления на Северном Кавказе — лишь отражение и преломление общероссийского политического кризиса через многогранную призму северокавказской полиэтничности. Не менее того, но, ей-богу, и не более. <…>
    Неудивительны итоги голосования в Ингушетии. За полгода до трагедии я и мои ближайшие помощники по конфедерации встретились практически со всеми высшими руководителями России, связанными с ингушско-осетинской проблемой. Лишь Президент, несмотря на обещания, не смог выкроить времени для встречи. Не после трагедии, как видные демократы, а за полгода до нее мы предлагали аналогичный план разрешения назревавшего конфликта. Ни у кого он не вызвал принципиальных возражений. Но практических шагов не последовало. <…>».

    «Центристы готовятся к объединению» — страница 3
    «На российском политическом горизонте стало явно наличие широкой коалиции центристских сил. На днях российский социал-демократический центр решил принять участие в ее создании.
    Социал-демократы рассматривают коалицию как возможный механизм формирования и выражения политической воли россиян на основе сочетания демократии и патриотизма. Одновременно они считают неприемлемым волюнтаризм и радикализм. Ближайшие задачи коалиции, как они видятся ими, в формировании согласованного общефедерального списка кандидатов в депутаты будущего нового парламента, а также политическое обеспечение последовательной конституционной реформы в строгом соответствии с нормами действующего Основного Закона России. <…>».

    «Мифы и реальность» — страница 3, 4
    «Неожиданно острой политической проблемой нашего общества стало принятие новой Конституции. Своеобразие проблеме придает наличие официального проекта, над которым в течение 2 лет работала парламентская конституционная комиссия, и нового, «президентского» проекта Конституции. В президентском проекте предусмотрено, что 50 процентов мест в Совете Федерации отдается 32 национальным республикам автономным областям и округам, а оставшиеся места отдаются 55 русским краям и областям, а также городам Москве и Санкт-Петербургу. Получается, что 14 процентов российского населения, проживающего в национальных республиках, автономных областях и округах, будут иметь в верхней палате парламента такое же представительство, как остальные 86 процентов (!) российского населения, проживающего в русских краях, областях и городах. Президентский проект Конституции предполагает большую самостоятельность национальных республик в составе Российской Федерации и практически не предусматривает никаких мер для сдерживания сепаратистских тенденций в этих республиках… <…>».

    «Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» — страница 3
    «<…> 2. Считать государственную поддержку малого предпринимательства одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующего развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
    Определить в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства:
    производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
    производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
    оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
    строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
    инновационную деятельность. <…>».


    «В нашей стране возможно все…»