Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Московские новости» / Учредитель: общество «МН» Народная газета» 1991. – 29 декабря, воскресенье. – № 52. – 16 полос.

    «Тбилиси: кровавое воскресенье» – страница 2
    «В минувшее воскресенье Дом правительства и прилегающая к нему территория снова стали местом боевых действий. Национальная гвардия под командованием Тенгиза Китовани решила вынудить уйти в отставку Звиада Гамсахурдиа. Новое противостояние грозит перерасти в гражданскую войну.
    Как утверждают очевидцы, в воскресенье, примерно в восемь часов утра, после суточной осады здания правительства представителями оппозиции и жителями Тбилиси из резиденции Гамсахурдиа вышли несколько десятков людей и открыли огонь по участникам демонстрации. Были убиты четыре человека. <…>
    Корреспонденту «МН» удалось связаться по телефону с Тенгизом Китовани, который еще находился у себя в штабе вблизи Тбилисского моря и отдавал последние приказы по мобилизации военной техники на штурм президентского дворца. По его словам, все мирные попытки уговорить Гамсахурдиа пойти на демократические преобразования в республике исчерпаны. <…>
    Противостояние переросло в жесткий вооруженный конфликт с применением артиллерии. В результате артиллерийской дуэли в ночь с воскресенья на понедельник разрушены несколько домов. В больницах около ста тяжелораненых. Количество убитых растет с каждым часом конфликта.
    По всей вероятности, Гамсахурдиа надеется на то, что подоспеет помощь провинции от верных ему префектов. Есть сведения, что надежды эти небеспочвенны. Тбилисская милиция, как сообщают источники, самоустранилась от вооруженного противостояния, но блокировала въезд в город. Оппозиция контролирует аэропорт, захватила банк и дом связи».
     
    «Чисто советское убийство» – страница 3
    «Минувший год начался кровавой бойней в Вильнюсе, перешел через попытку государственного путча в Москве и закончился политической казнью СССР в Алма-Ате. Несмотря на всю внешнюю несовместимость этих событий, они тем не менее весьма близки – их источник в политической целесообразности, поставившей себя выше закона и демократических процедур. <…>
    В Алма-Ате свершилось то, чего не смогли проделать путчисты в августе, – законно избранный президент страны низложен в обход конституции и закона. <…>
    Шагом в этом направлении было решение Съезда народных депутатов РСФСР о передаче президенту республики полномочий издавать не просто «рыночные указы», но и такие, которые противоречат конституции и ранее принятым законам; вторым шагом стало поспешное упразднение СССР. Возможно, о любом действии отныне будут судить не по тому, насколько оно законно, а лишь по тому, насколько оно целесообразно для реформ и государственного строительства. <…>
    Если следовать логике этой формы как юридическому прецеденту, то не исключено, что когда-нибудь в недалеком будущем на каком-нибудь хуторе под Урюпинском соберутся президенты Татарстана, Чечни, Башкортостана и других национально-государственных автономий и объявят о роспуске Российской Федерации, так как поведение федеративной власти их в чем-то не устраивает. Потом, опять же следуя прецеденту, они позвонят Бушу и, спросив его благословения, уведомят Ельцина об упразднении поста Президента РСФСР и о назначении ему соответствующей пенсии. <…>».
     
    «1991-й: год уходящий – год уходящих» – страница 4
    «Уходит не просто год – уходит политическая эпоха. А вместе с нею – ее политики. Иначе не могло быть. Дело, которое они начали в 1985-м, завершено: тоталитарное имперское государство разрушено, партия «нового типа» распущена, командно-административная экономика сломлена.
    Они сделали почти невозможное. А между тем все эти шесть лет мы указывали им на то, что сделано слишком мало. Нас раздражала их нерешительность, настораживали компромиссы, удивляло видимое отсутствие стратегического замысла. Мы быстро забыли точку отсчета – так родилась уверенность, что к цели можно прийти коротким путем. И все-таки свое дело они исполнили. И как бы там ни было, они уходят с политической сцены достойно. <…>».
     
    «Алма-Ата ставит точку в истории СССР» – страница 4
    «Все произошло молниеносно, буквально за несколько часов. Никто не успел толком ни разочароваться, ни порадоваться. Впрочем, особо радоваться как-то и не хотелось. Когда, открывая заключительную пресс-конференцию, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал «заявление века» о том, что после этой встречи Союза Советских Социалистических Республик больше не существует и это теперь уже непреложный факт, зал не взорвался бурными аплодисментами. <…>
    С утра 11 президентов суверенных государств встретились как ни в чем не бывало, будто и не пробегала между ними «беловежская кошка». Правда, по информации, просочившейся из-за плотно закрытых дверей зала переговоров. Ислам Каримов все-таки не удержался и упрекнул Бориса Ельцина за брестскую встречу. Тот не стал оправдываться. <…>
    Во встрече 11 президентов незримо участвовала еще одна фигура. Нет, не Михаил Горбачев, хотя его тень немым укором тоже наверняка присутствовала на переговорах. 12-й незримый участник – госсекретарь США Джеймс Бейкер, который многое сделал для того, чтобы алма-атинская встреча все-таки состоялась. <…>
    А через час стало известно: в 14.50 по местному времени закончилась встреча руководителей суверенных государств, и мы уже живем пусть не в Союзе, но в содружестве, – Содружестве независимых государств, в которое входят как равноправные члены и соучредители 11 бывших союзных республик.
    Подписано шесть документов, дающих ответы на основные вопросы которые все эти дни задавал себе мир: единое экономическое пространство, единый контроль над стратегическими силами и ядерным оружием, коллективная гарантия соблюдения международных обязательств, принцип нерушимости существующих границ. <…>».
     
    «Бюджет-92: без дефицита?» – страница 5
    «К концу этого года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 процентов ВНП – цифра беспрецедентная даже для стран, переживающих глубокий кризис. Что будет с бюджетом России в 1992 году?
    Первый заместитель Егора Гайдара в Министерстве экономики и финансов Андрей Нечаев полагает, что из-за по меньшей мере троекратного роста цен в первые месяцы реформы подсчеты доходов и расходов на следующий год практически невозможны. <…>
    Предполагается, что доходная часть пополнится за счет нового налога на добавленную стоимость. Рассчитывают, что он принесет 41,8 процента всех поступлений, а налог на прибыль – 23 процента. <…>
    Между тем усиливается новый кризис – с наличностью. Обещания остановить его в декабре не сбудутся, хотя «Гознак» работает в три смены. Один из рабочих вариантов правительства: зарплату в январе частично выплачивать на счета – депонировать. Уровень жизни в первом квартале по самым мягким прогнозам снизится на четверть. <…>».
     
    «Почему уходит Гавриил Попов? Две версии одной отставки» – страница 5
    Подзаголовок – «Версия Юрия Лужкова, вице-мэра Москвы»
    «Главная причина, заставившая Попова пойти на этот шаг, по мнению вице-мэра, состоит в том, что исполнительная власть до сих пор не стала независимой от законодательной. Потеряв исполнительные структуры, которыми она помыкала, представительная власть очнулась и предпринимает новые попытки подчинить исполнительную власть. Попов хочет делать дело, а вынужден заниматься перетягиванием каната с московскими депутатами. <…>».
    Подзаголовок – «Версия Николая Гончара, председателя Моссовета»
    Для председателя Московского Совета намерение Попова уйти в отставку «просто непонятно». Причин для такого шага именно сейчас он не видит. Но его словам, о том, что приватизация необходима, никто уже не спорит. Николай Гончар констатировал: когда мэр выпустил свое распоряжение о начале приватизации торговли, оно вызвало противодействия не только у Моссовета, но и у работников торговли, и у московского правительства, и у специалистов. <…>
    Гончар, по его словам, не может понять и другое: Попов утверждает, что у него нет конфликта с Ельциным. Но тут же объявляет на пресс-конференции, что суть конфликта – в разногласиях с российским правительством по ряду вопросов. <…>».
     
    «Мы прожили год потрясений. Но все еще впереди» – страницы 6, 7
    Подзаголовок – «Реквием по Союзу, которого нет»
    «Этот год сделал былью то, что еще недавно нельзя было и вообразить: за несколько месяцев ликвидированы коммунистический режим, правящая партия и могущественная империя, именовавшаяся Советским Союзом. Но сегодня, оглядываясь назад, трудно представить иные варианты. Все внезапные события были основательно подготовлены, и не было силы, способной помешать железной логике падения и распада того, что было обречено на гибель. <…>
    До и после Августа. Год 1991-й в жизни общества разделен на две неравные части событиями Августа – попытка государственного переворота и немедленный контрудар. Все, что происходило до Августа, воспринимается теперь как необходимая подготовка его; все, что происходит после Августа, представляется неизбежным результатом развития событий и расстановки сил в Августе. <…>
    Конец имперской эры.Михаил Горбачев сумел переступить через многие табу номенклатурного сознания, но не преодолел «имперского» барьера, и это привело его к концу политической карьеры. На идеях «священного» Союза строили последние линии своей обороны силы консервативных реставраторов. Сегодня же мы видим, что призраки бывшей империи способны разлагать и лагерь демократии: некая часть ее вчерашних идеологов и героев склоняют перед ними свои головы. <…>
    В начале года тон центробежным тенденциям задавали республики Прибалтики, и это оставляло центру надежды если не сломать их самым грубым насилием (январские провокации против Литвы и Латвии), то по крайней мере локализовать. Когда в конце года камертон оказался в руках Украины, произошел неизбежный коллапс Союза. Приступы истерии, которые устроила до и после украинского референдума президентская власть (Горбачев) и часть левой прессы, могли только ускорить гибель империи. <…>
    Деятели и символы. Наша молодая и не вполне доношенная демократия по-прежнему персонализована, и массовое сознание воспринимает ее прежде всего через личности, а не через демократические институты. <…>
    Как и в прошлые годы, все ведущие имена в республиках, где проводилось исследование, перевоплотившиеся деятели старой партийно-государственной номенклатуры. Нет представителей новой политической элиты, как нет и духовных, нравственных лидеров общества. <…>
    Старые надежды или новые страхи?Если отслеживать смену общественных настроений за год, можно заметить, что мы сейчас в периоде какой-то тоски и печали, охватившей чуть ли не все слои. <…>».
     
    «Армия без государства, присяги и президента» – страница 8, 9
    «Несмотря на то, что одиннадцать президентов суверенных государств подписали в Алма-Ате военное соглашение, судьба армии бывшего СССР по-прежнему остается неясной. По-прежнему территория рухнувшей империи оккупирована армией несуществующего государства. Армией без присяги, без закона и без президента. И пока лидеры новых независимых государств выясняют свои отношения – старая армия ищет точку опоры. Не для того, чтобы перевернуть мир, а чтобы достойно существовать. Если эта точка опоры не будет найдена, то не исключено, что слухи о грядущем военном перевороте станут реальностью. И тогда мир перевернется».
    Подзаголовок – «Оборона: финансовый разрез»
    «Что будет пониматься в обороне под разумной достаточностью, и будет ли проявлена достаточная разумность? Станут ли делить человека с ружьем, вместо того чтобы отделить человека от ружья? На вопросы отвечает Александр Орлов, председатель Контрольной палаты СССР. <…>
    Бездумный военный передел вызовет конкуренцию между бывшими республиками по количеству и качеству вооружений, соревнование в военных бюджетах. <…>
    Вряд ли кто-то способен возразить против создания в республиках-государствах сил безопасности и поддержания порядка типа национальных гвардий или внутренних войск охраны. <…>
    В сумятице политических страстей как-то забыли, что кончается год и с 1 января 1992 г. объединенные и разделенные армия и флот остаются без средств. Время требует нового подхода к формированию оборонного бюджета. Если члены СНГ договариваются о совместной безопасности, то и оборонный бюджет должен быть консолидированным. Каждое государство вносит свою долю средств пропорционально среднему удельному весу, рассчитанному по четырем показателям: численности войск, дислоцированных на их территории, численности населения, объему национального дохода и валового национального продукта. <…>
    Если же члены СНГ берут на себя обязательства о совместной безопасности лишь по силам стратегической обороны (ракетные войска, стратегические силы ВВС и ВМФ, системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны и управление космических средств), а остальные вооруженные силы забирают в свое подчинение, то и оборонный бюджет будет иметь две составляющие: консолидированную часть и собственную в каждом государстве. В этом случае – даже без всякого соревнования в вооружениях – нагрузка на национальные бюджеты может значительно возрасти, поскольку потребуются дополнительные расходы на содержание аппарата военных министерств, системы их обеспечения и обслуживания, собственных учебно-тренировочных центров, полигонов, учебных заведений и т.п. <…>».
    Подзаголовок –«Кто кого сократит?»
    «Годы перестройки изрядно озлобили армию не только постоянным падением еще недавно сравнительно высокого уровня жизни офицерского состава, но и столь же регулярными попытками политиков решать множившиеся, как снежный ком проблемы с ее помощью. Ныне набравшие силу республиканские лидеры, озабоченные распадом экономики и укреплением собственных властных структур, за судьбой союзной армии, похоже, наблюдают боковым зрением, задабривая ее обещаниями повысить зарплаты и пенсии. <…>
    При отсутствии реальных планов и действий по сокращению армии этот процесс может начаться обвально, что очень хорошо сознает и сама армия. Случись «обвал» – сотни тысяч профессиональных военных, многие из которых не имеют жилья, окажутся на улице. Нужно учесть и особую ментальность армейской среды, где демократические традиции отнюдь не приветствуются и где привыкли выполнять приказы и регулярно получать денежное довольствие. <…>».
     
    «Декабрьские слезы Карабаха» – страница 10
    Подзаголовок – «Судьба Карабаха решается в Степанакерте»
    «Так считают многие, в том числе военные специалисты. Одна из самых горячих точек – прилегающее к городу армяно-азербайджанское село Кыркиджан. В нижней части живут около 1500 армян, а на горе 300 азербайджанских домов. <…>
    На крайнем опорном пункте армянских боевиков во время затишья удается поговорить. Многие – уроженцы Кыркиджана, но большая часть – беженцы из Баку и приезжие из Еревана. Как ни парадоксально, приезжие настроены агрессивнее, чем местные. Их позиция однозначна: победа за ними, и они освободят карабахскую землю от «турок» – так здесь называют азербайджанцев. <…>
    В азербайджанской части <…> Капитан в военной форме агрессивен: «Скоро покажем армянам». Мужчина с малокалиберной винтовкой на плече спрашивает: «Мы что, не имеем права жить на этой земле?» И сам отвечает: «Но жили ведь все вместе». Подзывает жену и просит принести фотографии. Приносит пакет, показывают: «Вот на свадьбе я с другом армянином – вместе пили и гуляли, вот учительница-армянка, наших детей обучала. Я против них ничего не имею». <…>».
    Подзаголовок – «Чего хотят в Карабахе?»
    «В Ереване, в аппарате главного советника по национальной безопасности республики, сказали, что Армения готова не вмешиваться во внутренние дела Азербайджана, если в Карабахе прекратят геноцид армян. <…>
    Вскоре после референдума руководитель Нагорного Карабаха Леонард Петросян направил телеграмму главам Беларуси, России и Украины с просьбой принять Карабах в свой состав как независимое государство.
    Другая депеша была направлена министру обороны СССР маршалу Шапошникову с просьбой о размещении дополнительного контингента советских войск на территории Карабаха. <…>».
     
    «Откуда растут уши?» – страница 15
    «Скандалом минувшей недели, который может иметь свое продолжение в будущем, называют передачу Межреспубликанской службой безопасности (правопреемницей КГБ) схем подслушивающих устройств, установленных в свое время КГБ в новом здании американского посольства в Москве.
    «MH» обратились к генерал-лейтенанту Бакатину – бывшему главе уже бывшей МСБ с просьбой дать свой комментарий к этому скандалу. <…>
    Этой осенью я собрал у себя специалистов. Спросил: есть ли там что-либо ценное? Ответили: нет, схема и оборудование старые, разрабатывались еще в 70-х годах. Не говоря уже о том, что многое американцам было известно: они томографами просветили здание. Все кабели выдернуты, тоннели засыпаны. А мы тем не менее продолжаем врать: просим у американцев деньги, но врать продолжаем. <…>
    А Горбачев был в курсе этих переговоров?
    – Конечно. И Горбачев, и Ельцин. Еще в сентябре я направил соответствующее письмо Президенту СССР, он наложил свою резолюцию: «Совместно с Панкиным решить». Тогда же я звонил Ельцину. Он был тоже «за». Говорил и с Шеварднадзе, потом с Козыревым. Оба сказали: слава Богу, что это наше вранье наконец-то кончится. <…>
    Значит, разговоры о том, что вас за этот «шаг доброй воли» снимают, не более чем слухи?
    – Я ухожу, это правда. Но ухожу потому, что приказом Президента России МСБ упраздняется, равно как и Агентство федеральной безопасности, и создается единое с милицией Министерство безопасности и внутренних дел. <…>
    Другую точку зрения на факт передачи схем электронного контроля нового здания американского посольства предложил редакции сотрудник одного из научно-технических подразделений Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР, который свою фамилию из соображений профессиональных интересов открыть не может:
    – Я считаю, что этим шагом нанесен ущерб безопасности страны. <…>
    Проблема не в том, что американцы найдут наши приборы: Бакатин прав, когда говорит, что приборы старые и у американцев сейчас работает аппаратура куда более тонкая. Проблема в том, что теперь, получив точную схему и зная, что они видят на компьютере, какой электронный образ создает именно данный конкретный прибор, они смогут создать методику обнаружения подобной аппаратуры и в других местах, где есть подозрение, что поработала советская разведка. Более того: изъяв из панелей и стен этот прибор, они разработают технику, способную найти именно данное устройство. <…>
    Но меня, простите, не столько сейчас волнуют американцы, сколько люди, которые на нас работали. Что я имею в виду. Вся документация по строительству здания, не сомневаюсь, сохранилась. Значит, американцы знают, откуда пришел на стройку каждый, грубо говоря, гвоздь, каждая панель.
    В том числе и те, что пришли из Финляндии?
    – Короче, теперь американским спецслужбам предстоит очень интересная работа по поиску этих людей. Живых людей, которых мы просто отдали ради «акта доброй воли».
    У вас есть соображения, чем можно объяснить этот шаг Бакатина и руководителей государства, которые его санкционировали?
    – Некомпетентностью. <…>».
     
     

    До начала реформ – несколько дней