Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    «Известия». – Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1991. – 25 ноября, понедельник. – № 280. – 8 полос.

    «В Ново-Огареве продолжилось рассмотрение Договора о Союзе Суверенных Государств» – страница 1
    «25 ноября, как и ожидалось, в 12 часов в Ново-Огареве началось заседание Госсовета СССР, на котором представители республик еще раз рассмотрели проект Договора о ССГ.<…>
    Он, по всей видимости, будет направлен Верховным Советам государств, выразивших желание образовать новый Союз, предстоит обсудить его и вынести решение – одобрить или отклонить. Только после этой процедуры  полномочные делегации республик будут окончательно подписывать этот договор, и он с этого момента вступит в силу. <…>
    Как сообщил ТАСС, открывая заседание, Михаил Горбачев сказал, что после обсуждения Союзного договора произойдет закрытое заседание Госсовета. <…>».
     
    «На выпад правительство отреагирует, вероятно, завтра» – страница 1
    «Новые признаки кризиса отношений между Верховным Советом и правительством РСФСР, проявившегося еще во время алма-атинской встречи, вновь налицо. Сыр-бор на сей раз разгорелся в связи с демонстративным отказом парламентариев утвердить проект Указа Президента «О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР». <…>
    Суть его в том, что в документе есть пункт, в котором речь идет о передаче в ведение Министерства финансов РСФСР расположенных на территории России предприятий и организаций Гознака РСФСР, а также Гохрана и Главалмаззолота, что было воспринято депутатами как антизаконный жест. <…>
    В правительстве считают, что упреки в его адрес, будто оно хочет подчинить себе печатный станок, взять ключи от подвалов с золотым запасом, драгоценными металлами, алмазами, надуманны. Речь идет лишь о подчинении Минфину РСФСР этих специфических предприятий, как и любых других производств. <…>
    Центральный банк России должен, по замыслу правительства, быть независимым ни от правительства, ни от парламента и включать печатный станок, исходя из экономической целесообразности.<…>
    Для преодоления кризиса есть несколько вариантов. Договориться, что отвечало бы мировой практике взаимоотношений законодательной и исполнительной властей. Второй – если не удастся договориться, Президент может потребовать созыва внеочередного Съезда народных депутатов. Если он не решит эту проблему, – уйти в отставку. Третий вариант – в тяжелейшем положении, в котором находится экономика России, означал бы катастрофу. <…>».
     
    «В. Фокин: Свои долги мы оплатим» – страница 1
    «<…> Из заявления, с которым выступил В. Фокин на брифинге, однозначно следует, что Украина свою часть внешнего долга бывшего Советского Союза оплатит безоговорочно. Отсутствие подписи республики под документом переговоров с представителями «большой семерки» означает не расхождение по принципиальному вопросу с зарубежными банкирами, а неприятие методов работы тех, кто занимается проблемой долгов Союза с нашей стороны. Бывшие союзные ведомства скрывают от республик истинную сумму внешних долгов СССР, не предоставляют информации о нашем имуществе за рубежом, прячут данные об активах Союза за границей. При этом они хотят, чтобы Украина поставила свою подпись под векселем, на котором нет обозначения, сколько же она должна. <…>
    Глаза правительства республики заявил далее, что Украина обращается к международному сообществу с просьбой предоставить государствам, бывшим членам Союза ССР, всю информацию об активах Союза за границей. Такая информация будет содействовать скорейшему погашению долгов республик».
     
    «Президент избран, а претендент оспаривает результаты голосования» – страница 2
    «К середине дня в понедельник Центризбирком Таджикистана еще не сообщил окончательных итогов выборов президента республики, сославшись на то, что не поступили данные из нескольких отдаленных районов. По предварительным данным, за Р. Набиева, недавно избранного Председателем Верховного Совета республики, проголосовало около 60 процентов избирателей. <…>
    Но Давлатназар Худоназаров направил в республиканскую комиссию и Президиум Верховного Совета Таджикской ССР официальный протест, в котором содержится требование признать итоги всенародного голосования недействительными, так как, по его утверждению, были допущены многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего порядок голосования.<…>
    Факты нарушения законности в день выборов подтвердил и выступивший перед сотрудниками средств массовой информации член Верховного Совета страны А. Плотников, который в качестве наблюдателя побывал на многих избирательных участках».
     
    «У коммунистов те же козыри» – страница 2
    «В Екатеринбурге прошел инициативный съезд коммунистов России, на котором была образована Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На нем был принят устав, основные программные положения, избран состав ЦК.
    Среди участников съезда коммунистов России – опальный генерал А. Макашов, его напарник по предвыборной борьбе за пост Президента России А. Сергеев. Идеолог объединенного фронта трудящихся Р. Косолапов. Неизвестно пока, какую политику будет вести РКРП в социально-экономическом плане. Ни делегаты, ни журналисты не смогли ознакомиться с соответствующими документами. В основных программных положениях говорится лишь о советизации экономики. Что вкладывается в это понятие, догадаться нетрудно, если посмотреть на тех, кто переметнулся в новую партию – в основном это лидеры ОФТ. Тем самым они предпринимают новую попытку удержаться на плаву. В свое время движение ОФТ не нашло поддержки в рабочем Екатеринбурге. <…>».
     
    «Резкий протест азербайджанских журналистов» – страница 2
    «По требованию журналистского коллектива и технического состава АзТВ позавчера прекращена трансляция программы ТВ ИнформЦТ на территорию республики.
    В заявлении председателя Аз телерадиокомпании выдвинуто требование предоставить возможность представителю азербайджанского телевидения выступить по ЦТ в связи с безответственным комментарием в вечерней программе ИТА 23 ноября народного депутата Верховного Совета СССР от Армении Г. Старовойтовой, а также с необъективной информацией, касающейся гибели военного вертолета «Ми-8Т». <…>».
     
    «Забастовка учителей приостановлена» – страница 2
    «С понедельник после 40-дневной забастовки учителей возобновились занятия в школах Иванова.
    Однако, как подчеркнул в разговоре со мной председатель стачкома Анатолий Мишуткин, забастовка не прекращена, а лишь приостановлена до первого февраля, ибо главное требование более трех тысяч учителей города о значительном повышении заработной платы пока не выполнено. Этот вопрос пообещал рассмотреть на специальной сессии городской Совет.
    А тем временем в Иванове назревает новый трудовой конфликт: только что аналогичные требования о повышении заработной платы предъявили горисполкому несколько тысяч работников детских дошкольных учреждений».
     
    «Казахстан: расстановка сил накануне выборов» – страница 2
    «Все наиболее влиятельные политические партии и массовые общественные движения Казахстана определили свои позиции на предстоящих 1 декабря всенародных выборах Президента республики.<…>
    В общей сложности, по данным социологов, Н. Назарбаева поддерживают до 90 процентов казахстанцев.
    Тем не менее абсолютной однозначности на политической палитре нет. С самого начала предвыборной кампании против Н. Назарбаева выступили национально-демократическая партия «Желтоксан» и партия национальной независимости «Алаш», попытавшиеся выдвинуть своего кандидата
    Главная претензия национал-радикалов к Н. Назарбаеву – отступление от интересов коренной нации. В то же время прямо противоположный упрек ему высказали представители альтернативного политического крыла – межнационального движения «Единство». <…>».
     
    «Вправе ли частный сектор себя защищать?» – страница 2
    Подзаголовок – «Нет, утверждают власти Санкт-Петербурга»
    «Петербургская мэрия предприняла еще одну акцию, плохо совместимую с идеями перехода к рынку. Специальным распоряжением в этом городе запрещена деятельность кооперативов и агентств, занимающихся частным сыском, охраной объектов, физической и технической охраной частных лиц и организаций, а также охраной коммерческих и служебных тайн. Указано, что перечисленные виды деятельности могут теперь осуществлять только государственные органы. <…>
    Устраняется и конкурент «государственным органам», которые, согласно распоряжению вице-мэра, должны теперь во всем заменить своих коллег из частного сектора.<…>
    В последнее время наша вторая столица проявляет тревожные признаки, указывающие на желание двинуться против общероссийского «течения» к рынку. До сих пор дело сводилось к яростному отстаиванию госмонополии в торговой сфере, теперь вот она (монополия) распространена и на область физической и правовой защиты. <…>».
     
    «Латвия меняет министров» – страница 2
    Подзаголовок – «К каким переменам в жизни нового независимого государства это приведет?»
    «Иварс Годманис, Председатель Совета Министров Латвии, обновил министерскую команду. Она стала компактнее: количество министерств сокращено. Среди новых министров – четверо депутатов Верховного Совета. Пост государственного министра занял лидер фракции Народного фронта в парламенте Янис Диневич. Он же возглавляет латвийскую делегацию на переговорах с СССР и Россией. Смену «команды Годманиса» объясняют разными причинами. Сам премьер считает, что реорганизация правительства станет первым шагом на пути к созданию Кабинета министров. <…>
    Расставание с Востоком не может пройти для Латвии безболезненно, убеждают реалисты. Хотя бы из-за полной сырьевой зависимости – энергия, нефтепродукты, химические материалы, хлопок...<…>
    Ситуацию могли бы выправить полноценные рыночные контакты с российскими биржами, предпринимателями. Но тут подножку будущим контактам поставил закон об иностранных инвестициях, принятый латвийским парламентом. Рубль и деньги других стран имеют в законе разные права, хоть рубль был бы «иностранный». Интерес российских бизнесменов к вложениям в Латвию значительно снизился.<…>».
     
    «Проект: Договор о Союзе Суверенных Государств» – страница 3
    «Государства, подписавшие настоящий договор, исходя из провозглашенных ими деклараций о суверенитете и признавая право наций на самоопределение; учитывая близость исторических судеб своих народов и выражая их волю жить в дружбе и согласии, развивая равноправное взаимовыгодное сотрудничество; заботясь об их материальном благосостоянии и духовном развитии, взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности; желая создать надежные гарантии прав и свобод граждан, решили на новых началах создать Союз Суверенных Государств и договорились о нижеследующем.
    I. Основные принципы.
    Первое.Каждая республика – участник договора является суверенным государством. Союз Суверенных Государств (ССГ) – конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники договора.
    Второе.Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. <…>
    Пятое.Государства, образующие Союз, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно - территориальное устройство, систему органов власти и управления. <…>
    Седьмое.Союз Суверенных Государств выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права – преемника Союза Советских Социалистических Республик. <…>
    II. Устройство Союза
    Статья 1.Членство в Союзе
    Членство государств в Союзе является добровольным.<…>
    Статья 2.Гражданство Союза
    Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза Суверенных Государств. <…>
    Статья 3. Территория Союза
    Территория Союза состоит из территорий всех государств – участников договора. <…>
    Статья 5. Вооруженные Силы Союза
    Союз Суверенных Государств имеет единые вооруженные силы с централизованным управлением. <…>
    Статья 8. Собственность
    Государства – участники договора обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности. Государства – участники договора передают в распоряжение органов Союза имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью государств, образующих Союз, и используется исключительно в их общих интересах, включая ускоренное развитие отстающих регионов.<…>
    III. Органы Союза
    Статья 12. Верховный Совет Союза
    Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. <…>
    Совет Республик принимает решения об организации и порядке деятельности органов Союза Суверенных Государств, рассматривает вопросы отношений между республиками, ратифицирует и денонсирует международные договоры Союза, дает согласие на назначение Правительства Союза.
    Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимает решения по всем вопросам компетенции Верховного Совета, за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик. <…>
    Статья 13. Президент Союза
    Президент Союза – глава конфедеративного государства.
    Президент Союза выступает гарантом соблюдения Договора о Союзе Суверенных Государств и законов Союза, является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представляет Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза.<…>
    IV. Заключительные положения
    Статья 19. Язык межнационального общения в Союзе
    Участники договора самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе государства–участники договора признают русский язык.
    Статья 20. Столица Союза
    Столицей Союза является город Москва.
    Статья 21. Государственная символика Союза
    Союз имеет государственный герб, флаг и гимн. <…>».
     
    «Как татарам предлагают освободиться от «русского ига» – страница 4
    «<…> Требуя от Верховного Совета Татарстана провозглашения независимости, народный депутат республиканского парламента Фаузия Байрамова подчеркивает, что это «последняя попытка получить государственность мирным путем». «Если этот путь не даст результатов, – пишет она, – то мы, радикальное крыло национального движения, будем вынуждены бороться, перейдя к самым решительным методам... Мы будем бороться до последней капли крови...» <…>
    Я думаю, что даже этот далеко не полный перечень высказываний Ф. Байрамовой дает достаточно оснований для обвинения ее в разжигании национальной розни. Кстати, это понимают и ее земляки. В Татарстане создано движение «Граждане Российской Федерации». Активно поддерживал социально-экономические преобразования, осуществляемые сегодня в Российской Федерации, они выступают за дружбу и взаимопомощь всех народов, проживающих на ее территории. В заявлении организаторов движения говорится о необходимости решать все проблемы межнациональных отношений только мирным, ненасильственным, конституционным путем.<…>
    Хочется верить, что здоровые силы не допустят разгула реакции, преградят путь оголтелому национализму. Но уповая на это, нельзя в правовом государстве спускать с рук вылазки шовинистов, под какими бы знаменами они ни выступали. Особенно сейчас, в наше взрывоопасное время, когда каждое такое выступление может сыграть роль бикфордова шнура. Из-за безответственности таких политических деятелей в бедственном положении может оказаться прежде всего ее же народ. <…>» .
     
    «Наместник» – страница 4
    Подзаголовок – «Новая роль на политической сцене: представитель Президента РСФСР»
    «<…> Положение томского наместника – хуже губернаторского. Демократы требуют либеральной терпимости к оппонентам справа и слева. Президент же России внушает, что реформы «просто невозможно провести без достаточно жестких действии всей системы исполнительной власти»..
    Получив от Ельцина солидные полномочия, Сулакшин очень скоро ошеломил былых единомышленников – дружба дружбой, а служба службой – откровенным своим заявлением: «И пусть эти слова пугают или не пугают, но демократические способы правления могут возникнуть только тогда, когда сопутствующий им общественный механизм производства, распределения и потребления тоже демократизируется. Этого нет, и мечтать об идеальном, крайне выраженном демократическом способе, нельзя. Это просто опасно. Это означает неуправляемость, хаос, бесконтрольность, а значит, и неэффективность проведения реформ. Словом, нам предстоит этап авторитарного типа управления».<…>
    Оппозиция уместна в парламенте или Совете. Оппозиция в исполнительных органах – это саботаж. По данным Контрольного управления администрации Президента РСФСР, власть на местах ныне представляют преимущественно бывшие партработники рангом не ниже первого секретаря райкома.<…>
    Сформированная из партноменклатуры администрация российских провинций проявляет совершенно несвойственную ей прежде страсть к дискуссиям вместо безоговорочного и усердного, к чему, казалось бы, приучена, исполнения верховной воли. При этом государственные чиновники воруют, берут взятки, занимаются частным бизнесом с азартом и размахом, доселе невиданными. Этим хаосом и административной вольницей, когда ни наверху, ни внизу никто никому уже не подчиняется, и призван опять на службу наместник главы государства российского. <…>
    С назначением Кресса главой администрации облисполком прекратил свое существование. Аппарат предупредили: через два месяца – на выход с вещами, устраивайтесь, где и кто как может.<…>
    Все те же мы! И по-прежнему жива вера в необходимость сильной властительной длани, отечески опекающей, но и отечески секущей. Нехороша тут усмешка, нам ведь всерьез, просто жизненно требуется дееспособная власть на местах, иначе каюк всем реформам, вообще полный крах. Но присмотритесь к изобретенной модели управления, именуемой жесткой исполнительной вертикалью. Сконструированная из обломков самовластья одновременно царя и генсека, она являет собой механизм монархический по форме и социалистический по содержанию.<…>
    Оно вредно для дела, для общественного самочувствия – стремление собрать всю власть в один кулак, сделать эту власть всепроникающей, супергосударственной. Наоборот, полагаю, ее следует не захватывать, а раздавать людям, уже сегодня свободным и независимым от казенного догляда. Только они и способны сотворить что-то толковое. Начать с них этот спасительно нам необходимый, хотя, конечно, труднейший процесс разгосударствления и приватизации власти.<…>».
     
    «Мурманские энергетики убедили: строить АЭС надо» – страница 4
    Подзаголовок – «Мурманский областной Совет принял решение продолжить строительство Кольской АЭС»
    «<…> Еще недавно в Кандалакше, где действуют первые четыре блока АЭС, собирали подписи под протестами горожан. По всей области шли акции протеста, в основном, по инициативе «зеленых». <…>
    Лет десять руководители Колэнерго во главе с Виталием Мешковым обивали пороги всех инстанций, доказывая перспективу грядущего энергетического кризиса.<…>
    А Кольской АЭС необходимы дополнительные маневренные мощности – в первую очередь гидроагрегаты. Река Иоканга с ее малой рыбной продуктивностью, по мнению экспертов, могла бы быть полезной. <…>».
     
    «Заговор против Литвы» – страница 7
    Подзаголовок – «Телевидение до и после 13-го»
    «Семь месяцев на ТВ, ставшем, по сути, большим караульным помещением, новая «журналистская» команда каждый вечер с 18 до 23 часов вела под охраной автоматов и бэтээров свои теле- и радиопередачи. В последний раз вышла в эфир 20 августа. Были зачитаны документы ГКЧП. К телезрителям обратился секретарь ЦК КПЛ, генерал-майор А. Науджюнас. Через три дня объекты литовского телевидения были возвращены законным хозяевам.<…>
    Зачем штурмовали телецентр? На нынешнем телевидении и радио Литвы рассуждают так: лидеры ЦК КПЛ верили, что стоит им лишь заявить с телеэкрана о восстановлении Советской власти в Литве, как это вызовет небывалый энтузиазм сограждан в республике. Надеялись на «всенародную поддержку масс». Поэтому другие телерадиоцентры и ретрансляторы, расположенные в Литве, оставили в покое.<…>
    Телевидение «в законе». Разумеется, в Литве, где власть вопреки задуманному так и не удалось свергнуть, узаконить новообразованное телевидение и радио было невозможно. И тогда взоры ЦК КПЛ обратились к Москве. Спустя несколько дней после трагедии у телебашни в Вильнюсе высаживается десант технических работников Центрального телевидения.<…>
    Ранее Всесоюзная телерадиокомпания узаконила студию «Советская Литва», о чем, кстати, не преминули с гордостью сообщить телезрителям комментаторы захваченного телевидения. <…>
    Компьютерная клептомания. Уходя в августе, сотрудники столь поспешно зарегистрированной Минфином СССР ассоциации залили пульт кислотой. Половину блоков успели вынуть из пульта, промыли под струей воды, спасли. Но что делать с искореженными микрофонами, обломанными магнитными головками? Разорвано и испорчено около 40 процентов оборудования, аппаратуры. Даже спустя два месяца работники телевидения и радио не в силах насести порядок. <…>».

     

    Крах ССГ. Крах Горбачева