Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    «Российская газета»: Издание Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 26 июля, пятница. – № 156 (202). – 4 полосы.

    «Я был готов к этому давно» – страница 1
    Подзаголовок – «Указ Президента РСФСР по нашей просьбе комментирует заместитель председателя КГБ РСФСР Владимир Поделякин»
    « – Владимир Андреевич, каково ваше личное отношение к Указу о департизации?
    – Если говорить о первом впечатлении, то он не был для меня неожиданным. Недавно у нас проходило первое всероссийское совещание руководителей органов госбезопасности – там не обошлось без разговора о том, что департизация не за горами. И прямо скажу, голос ни у кого не дрогнул...
    Сам для себя я выбор сделал. Есть у нас Президент, избранный народом. И указы его людям, состоявшим на государственной службе, надо не обсуждать, а исполнять. Так мы и будем работать. <…>».
     
    «На место и роль профсоюзов не посягаем» – страница 1
    «Вчера Президент РСФСР Б. Ельцин встретился с председателем Федерации независимых профсоюзов России И. Клочковым. В ходе продолжительной беседы обсуждались вопросы взаимодействия новых структур исполнительной власти с ФНПР.
    И. Клочков был удовлетворен разъяснениями Президента о том, что Указ о департизации ни в коей мере не посягает на место и роль профсоюзных организаций в обществе. <…>».
     
    «Караван юстиции» – страница 1
    «Вчера в Москве министры юстиции России и Узбекистана подписали Соглашение о взаимной правовой помощи, обмене информацией и сотрудничестве. Область действия соглашения достаточно широка: от взаимных обязательств по исполнению решений суда до консультаций в области государственного строительства.
    – Мы не видим себя вне связей с Россией, – сказал при подписании соглашения министр юстиции Узбекистана М. Маликов, – и союз с ней есть подтверждение нашего суверенитета.
    Пока подобное соглашение между республиками первое. Но, по мысли российского министра Н. Федорова, «караван юстиции должен идти вперед – на очереди подписание таких же документов с другими республиками. <…>».
     
    «Есть база для сотрудничества» – страница 1
    «На проходившем недавно в Бухаресте международном симпозиуме по безопасности в Восточной Европе СССР представлял директор Института Европы АН СССР Виталий Журкин. В перерыве между заседаниями по просьбе «Российской газеты» он ответил на вопросы корреспондента агентства «Новости». <…>
    … – Как будут складываться в дальнейшем отношения СССР с бывшими социалистическими странами?
    – Есть немало трудностей в наших отношениях, в первую очередь экономические. Я считаю, что все виноваты и все совершили большую ошибку – и СССР, и члены СЭВ. когда приняли решение о переходе на торговлю в свободно конвертируемой валюте. Ни у нас, ни у них нет этой валюты в достаточном количестве, в результате окончательно расстроилась существовавшая до этого времени система отношений. И все же у нас есть хорошая база для сотрудничества. СССР быт и остается рынком для многих товаров стран Восточной Европы, потому что, надо сказать откровенно, эти товары имеют плохой сбыт на западном рынке, но часто гораздо лучше советских. Кроме того, у нас создана мощная инфраструктура – нефтепроводы, газопроводы, линии железнодорожных перевозок, определенная взаимосвязь электросети и т. д. СССР еще длительное (время будет оставаться важнейшим поставщиком энергоносителей в эти страны)».
     
    «Председатель Совета Республики исповедует умеренность» – страница 1
    «К одиннадцати часам дня, на которые была назначена пресс-конференция, в Большом зале свердловского Дома печати оказалось восемь человек, включая Владимира Борисовича Исакова и его помощника. <…>
    По мнению Владимира Исакова, ВС РСФСР смог за год создать правовую базу для реформ, назревших в нашем обществе. Во-первых, заложена законодательная основа для земельной реформы. Важно только, оговорился Владимир Борисович, не сводить реформу к отрезанию хороших земель от нормально работающих колхозов в пользу фермеров, а сформировать фонд свободных земель, которыми в первую очередь и распоряжаться.
    Во-вторых, продолжал В. Исаков, принят пакет законодательных актов о приватизации. Наконец, созданы и законы о власти, в частности о Президенте РСФСР, о местном самоуправлении. <…>».
     
    «Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об иностранных инвестициях в РСФСР» – страница 2, 3
    «Статья 1. Иностранные инвесторы
    Иностранными инвесторами в РСФСР могут быть:
    – иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организацией нити ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
    – иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
    – иностранные государства: международные организации.
    Статья 2. Иностранные инвестиции
    Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) <…>».
     
    «Пока комиссия выявляла нарушения, контролеры искали людей, передавших информацию» – страница 2
    «<…> То, что продемонстрировали 11 июля некоторые депутаты в Верховном Совете СССР, когда там обсуждался проект постановления «О работе Комиссии по вопросам привилегий и льгот и мерах по реализации ее предложений», представленный самой же Комиссией, определенно подтвердило такой тезис.
    Они буквально не щадя живота своего бросились атаковать несчастную комиссию. Изощренно. В чем только ее не обвиняли: в некомпетентности, предвзятости (с чего бы?), в превышении полномочий, в присвоении карательных функций... <…>».
     

    «Известия»: Издание Совета Народных депутатов СССР. – 1991. – 26 июля, пятница. – № 177 (23443). – 8 полос.

    «На Пленуме ЦК» – страница 1
    «25 июля 1991 года начал работу очередной Пленум Центрального Комитета КПСС. На рассмотрение Пленума внесены следующие вопросы:
    1. О проекте Программы КПСС я задачах партийных организаций по его обсуждению.
    2. О выдвижении кандидатов в народные депутаты СССР от КПСС вместо выбывших.
    3. Организационные вопросы.
    4. Об отношении к Указу Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». <…>
    С докладом по первому вопросу повестки дня на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. <…>.»
     
    «О проекте новой программы КПСС» – страница 1, 2
    Подзаголовок – «Доклад М. С. Горбачева»
    «Переходя к обоснованию представленного проекта, хочу начать с вопроса: почему партии нужен сейчас документ именно такого типа, какими объективными причинами предопределена его необходимость? Коротко можно сказать так: прежняя теоретическая и практическая модель социализма, которая в течение многих десятилетий навязывалась партии, оказалась несостоятельной. Появилась необходимость глубокой перестройки, демократической реформации всех сторон общественной жизни. С этим связано и обновление самой партии, и потребность в новой партийной Программе. <…>
    Главное в проекте – решительный разрыв с отжившими идеологическими догмами и стереотипами, стремление привести наше мировоззрение и политику в согласие со всем опытом развития, насущными потребностями страны и народа.
    Именно поэтому во главу программы вынесен раздел о принципах, представляющих определенный итог осмысления истории нашей партии, рабочего, освободительного движения. <…>
    К наиболее важным программным установкам относится сохранение и обновление нашего союзного государства как демократической федерации суверенных республик, в которой должны быть надежно гарантированы права и свободы граждан всех национальностей; переход к рыночной экономике с сильной социальной защитой; модернизация страны и ее интеграции в европейское и мировое экономическое пространство. <…>
    Мы отстаем от экономически развитых стран, прежде всего, по современным высоким технологиям, организации рынка, экономическим механизмам, обеспечивающим эффективное производство и столь же надежное удовлетворение потребностей общества. Наше стремление к углублению экономического сотрудничества встречает в целом позитивное отношение.
    В этом, если хотите, проявляется понимание того, что ушла эпоха, когда проигрыш одного государства оборачивался выигрышем для других. Во взаимозависимом и целостном мире трудности любой страны грозят обернуться потерями для всего сообщества. Тем более, когда речь идет о государстве, занимающем шестую часть суши, обладающем огромными природными и людскими ресурсами, научно-техническим и производственным потенциалом, военной мощью. <…>».
     
    «Кто же рвет прямые связи?» – страница 1
    «В первом полугодии, по данным статистики, ежемесячные длительные остановки из-за необеспеченности материальными ресурсами имели более тысячи заводов и фабрик; потеряно при этом 12 миллионов человеко-дней, на 3 миллиарда рублей продукции. Причем четыре пятых всех перебоев – результат срыва поставок по уже заключенным договорам.
    Ну и почему они рвутся, связи? В качестве причин обычно называют забастовки, межнациональные конфликты, экологические проблемы. Не совсем это так. На заседании Кабинета Министров СССР выступил недавно министр Н. Пугин и привел такую статистику: решение о сокращении рабочей недели на один час обошлось Минавтосельхозмашу потерей продукции на 1,5 миллиарда рублей. Не будет изготовлено 30 тысяч грузовых машин, 50 тысяч легковых, 20 тысяч тракторов, 3,5 тысячи комбайнов. И спросить не с кого за это непродуманное решение. <…>
    ... если министерства (концерны) больше не принимают решений о том, сколько и чего заказывать смежникам, не следует ли вывести их из игры, предоставив предприятиям самим строить свои отношения на рынке? Иначе и дальше будем сетовать на рвущиеся хозяйственные связи. Народная мудрость не зря гласит: где тонко – там и рвется. У нас рвется в сфере проржавелых административно-хозяйственных звеньев управления, где кое-кто еще не прочь и покомандовать. <…>».
     
    «Саратовская жатва» – страница 1
    «25 июля Председатель Совета Министров РСФСР И. Силаев побывал у хлеборобов Саратовской области.
    Цель поездки – на месте оценить ситуацию, сложившуюся на полях Поволжье в связи с засухой и при необходимости скорректировать действия республиканского правительства, направленные на создание необходимых хлебных запасов из урожая этого года.
    Зона рискованного земледелия, в которой находятся области Поволжья, подчеркивал И. Силаев в многочисленных беседах с руководителями хозяйств, экономистами, механизаторами, требует к себе особого отношения. Между тем долгие годы мы принимали де-факто сложившуюся здесь структуру сельскохозяйственного производства и требовали неуклонного выполнения плана госпоставок. В этом году даже ужесточили меры за невыполнение обязательного для хозяйств продовольственного налога. <…>
    По всей вероятности, по итогам поездки будет подготовлено решение Совмина республики об уменьшении размеров продналога для территорий, которые пострадали в этом году от засухи. <…>».
     
    «Борис Ельцин встретился с профсоюзным лидером» – страница 1
    «25 июля состоялась встреча Президента РСФСР Б. Ельцина с председателем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) И. Клочковым. Обсуждались вопросы взаимодействия новых структур исполнительной власти с российским профцентром, повышения роли обновляющихся профсоюзов в защите законных прав и интересов трудящихся при переходе к рыночным отношениям. <…>».
     
    «Руслан» объединил акционеров» – страница 3
    «<…> – Объединиться заставила нас нужда, – рассказывает член акционерного совета, заместитель генерального директора Запорожского производственного объединения «Моторостроитель» В. Михайлуца. – Поскольку в связи с сокращением армии военные отказались закупать «Русланы», то встал вопрос об остановке производства этих самолетов. А это значило, что десятки тысяч человек в разных городах страны лишатся работы. Шаг недопустимый. Вот и возник замысел использовать Ан-124 для перевозки грузов на коммерческой основе. Конъюнктурный обзор мирового рынка показал, что самолетов, способных целиком доставить, скажем, стотонный кран из Европы в Америку со скоростью 750 километров в час, ни у кого, кроме нас, нет. <…>
    Ну а само название общества «Волга-Днепр» говорит о том, что между Россией и Украиной возник новый тип отношений, опирающихся на единую негосударственную собственность и единый экономический интерес. <…>».
     
    «Темная история с красной икрой» – страница 3
    «<…> – Рыбе все одно пропадать, – утверждает председатель крайисполкома В. Литвинов. – Китайцы в срединной части Амура ежегодно вылавливают до 250–300 тонн осетровых. Договориться о том, чтобы упорядочить лов, мы с ними не можем. Потому будем брать. Как они – так и мы!
    Согласитесь, странная логика. Вместо того чтобы терпеливо и ответственно налаживать контакты, убеждать соседей, что надо бы поберечь богатства реки, от которой кормимся, мы тоже включаемся в безлицензионный, по сути, браконьерский лов, чтобы потом сбыть деликатесный товар за бесценок в Америку. Смешны оправдания крайисполкомовских чиновников, что делают они это исключительно ради обещанного рыборазводного завода. Дескать, сейчас осетровых поубавим, зато потом... <…>
    Безоглядное, бездумное разбазаривание природных ресурсов характерно сегодня для многих видов нашей так называемой внешнеэкономической деятельности. Подчас здесь срабатывает психология временщиков: «урвать да удрать». Так что же опять после нас – хоть потоп? <…>».
     
    «Моссовет вводит контроль рублем» – страница 3
    «В четверг на заседании президиума городского Совета столицы с участием многих депутатов было рассмотрено более десятка вопросов, большинство из которых войдет в повестку дня будущей сессии. Как подчеркнул в начале работы председатель Моссовета Н. Гончар, проходящая ныне реорганизация системы управления городом, разграничение компетенции органов власти и управления предполагают, что одной из основных функций народных депутатов будет формирование и утверждение бюджета, а также постоянная проверка его исполнения. Другими словами, Моссовет намерен установить эффективный и непрерывный «контроль рублем» за всеми сторонами деятельности мэрии и городского правительства. <…>».
     
    «О дополнительных мерах по урегулированию ввоза гражданами потребительских товаров в СССР, их вывоза за границу и упорядочению распоряжения товарами, изъятыми таможенными органами СССР» – страница 3
    «В целях совершенствования регулирования ввоза гражданами потребительских товаров в СССР, их вывоза за границу, улучшения условий для пропуска граждан через Государственную границу СССР, а также упорядочения распоряжения товарами, изъятыми таможенными органами СССР, Кабинет Министров СССР согласился с предложением Таможенного комитета СССР об увеличении стоимостной квоты подарков (в розничных ценах, действующих в СССР), беспошлинно перемещаемых гражданами в 1991 году через таможенную границу СССР:
    при ввозе в СССР – до 2000 рублей;
    при вывозе из СССР – до 300 рублей. <…>».
     
    «Поездка генерала К. Пауэлла» – страница 3
    «Председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Колин Пауэлл, находящийся в нашей стране с официальным визитом, сегодня побывал у десантников Тульского гарнизона. Он осмотрел образцы боевой техники и оружия, ознакомился с подготовкой воинов, присутствовал на полковом тактическом учении с десантированием. <…>
    Отвечая на вопросы журналистов, генерал армии М. А. Моисеев и генерал К. Пауэлл коснулись многих сторон советско-американских отношений, особенно в военной области. Рассматривались роль СССР и США в современном мире, состояние переговоров между ними, прежде всего по разоруженческой проблематике. Затрагивались аспекты урегулирования на Ближнем и Среднем Востоке. <…>».
     
    «КГБ готовится к визиту президента США» – страница 4
    «<…> Подготовка подобных визитов начинается с контактов подразделения с соответствующими службами той страны, откуда прибывает высокий гость, сообщил корреспонденту ТАСС заместитель начальника штаба службы охраны КГБ СССР полковник В. Величко. Сейчас, сказал он, аналогичная работа ведется в Москве нами и передовой группой секретной службы США. (Двум спецслужбам уже пришлось вместе поработать в 1988 году во время визита в СССР президента США Рональда Рейгана). <…>».
     
    «Белые ночи» дали первую нефть» – страница 4
    «Крупнейшее из созданных в нефтедобывающей промышленности совместных предприятий – советско-американское СП «Белые ночи» – отгрузило на днях первые тысячи тонн «черного золота». <…>
    По словам генерального директора «Варьеганнефтегаз» Анатолия Сивака, «Англо-Суисс» привлекла его тем, что разработанная компанией передовая технология позволяла резко увеличить количество нефти, извлекаемое из каждой скважины. Если пользоваться отечественными метопами, значительная часть нефтезапасов так и осталась бы в пластах. Объединение нашло беспроигрышный вариант. По контракту, советская сторожа оставляет в своем распоряжении всю ту нефть, которую можно было бы добыть при помощи отечественной технологии – около 28 миллионов тонн за период разработки. А прирост, полученный благодаря американскому методу (приблизительно 50 миллионов тонн) делится поровну между учредителями «Белых ночей».
    Десять процентов прибыли от продажи нефти (а это миллионы долларов) СП выделит на решение социальных проблем региона. В этом году, по словам Сивака, для коренных жителей Тюменской области (ханты, манси, селькупов) планируется построить детский сад, а затем – больницу, дом культуры, магазины. <…>».
     
    «Не упустить возможности» – страница 5
    «Две великие державы договорились наконец о встрече в верхах. Договорились после довольно длинных и мучительных усилий – более длинных и более мучительных, чем можно было ожидать и чем оправдывало состояние советско-американских отношений. Но как бы то ни было, теперь препятствия устранены, и встреча состоится. <…>
    Можно себе представить два возможных сценария встречи.
    Первый, если она сведется, пусть к очень заметному, надолго овладевшему средствами массовой информации, но, по существу, церемониальному событию. В общем, ничего предосудительного здесь даже нет – готовили встречу тщательно, крупные вопросы, включая договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), были решены заранее. В Москве эти договоренности остается лишь оформить.
    И второй сценарий – если встреча будет не только еще одним символом окончания «холодной войны», но и ознаменует переход к новому этапу отношении двух стран и международных отношений в целом, станет в этом смысле настоящим рубежом. <…>».
     
    «Главное – в судьбе СССР» – страница 5
    «<…> На всех советско-американских встречах в верхах главным, разумеется, был вопрос о состоянии и перспективах отношений двух держав. После Мальты, Вашингтона и особенно Хельсинки акцент впервые сместился с установления безопасных пределов соперничества на попытку определить рамки взаимовыгодного сотрудничества. Но теперь и этот акцент перечеркнут и перекрыт другим. В советско-американских отношениях главным стал вопрос о судьбе Советского Союза.
    Находясь в Москве, Буш будет искать ответ на этот вопрос не только у Горбачева, потому что не только от Горбачева – в уравнении «девять плюс один» – зависит ответ. Его собеседниками станут Ельцин, украинские лидеры во время короткого пребывания в Киеве и, возможно, лидеры прибалтийских и других республик.
    Увы, на данном этапе ни один из них сам по себе, а также и все вместе не могут дать четкого, определенного и, так сказать, гарантированного ответа, каким будет обновленный Советский Союз, как на практике воплотится невиданная в истории концепция государственности, предполагающая двойную суверенность - суверенных государств в составе общего суверенного государства. <…>».
     
    «Майкл Дуглас: Жадность не должна быть жизненным кредо» – страница 6
    «<…> Недавно я видел в «Лос-Анджелес таймс» весьма удручающую статью о быстром ухудшении экономического положения в Советском Союзе, которое усугубляется буквально с каждым днем. Но я надеюсь, что ваши люди не связывают решение всех проблем только с личностью Горбачева, а понимают возможность существования различных политических курсов, подобно тем, что имеют место в нашей стране, которая является самым крупным должником в мире (мы превратились из крупнейшего кредитора в крупнейшего должника всего за двенадцать лет). Надеюсь, что люди в СССР поймут, что они имеют дело с раковой опухолью, которая поразила страну задолго до того, как Горбачев пришел к власти. И все же я считаю его самым динамичным политическим лидером XX столетия, по крайней мере из тех, кого я знал на своем веку. <…>».
     
     

    Люди за бортом