Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 26 мая — среда. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 26 мая, вторник. — № 78 (23933). — 8 полос.

    «Еще один трудный шаг на пути к рынку — отпущены цены на нефтепродукты» — страница 1

    «В понедельник вечером стало известно, что президент России подписал указ, ограничивающий для потребителя срок действия предельных розничных цен на нефтепродукты до 25 мая.
    В переводе с официального языка на понятный это означает, что бензин теперь будет продаваться по более высокой цене, чем прежде. В официальном сообщении, распространенном Интерфаксом, есть фраза о том, что ранее указом президента РФ предельная розничная цена на нефтепродукты фиксировалась на уровне, действовавшем до 1 марта 1992 года… <…>
    Совпадение сроков замораживания цен на бензин с подготовкой к референдуму дает основание предположить, что «сельский аргумент» был не главным или, по крайней мере, не единственным. И даже далекие от автомобильных и политических проблем люди понимали, что держать неестественно низкие цены на горючее удастся недолго. Так оно и случилось. Теперь, когда в связи с окончанием весенне-полевых (и прочих) работ ценам на бензин вышла амнистия, можно попробовать прикинуть, сколь же будет стоить освобожденное горючее. <…>».

    «Сараево и Загреб осудили вашингтонский план мирного урегулирования в Боснии» — страница 1, 3
    «Выработанный Россией, США, Францией, Великобританией и Испанией план мирного урегулирования в бывшей Югославии оказался под угрозой срыва спустя всего сутки после его обнародования. <…>
    Российская дипломатия, приложившая столько усилий для проталкивания варианта урегулирования, приемлемого для сербов, столкнулась с новыми требованиями Белграда и лидеров самопровозглашенной Сербской республики в Боснии. Прибывший в югославскую столицу специальный представитель президента Ельцина Виталий Чуркин был в весьма категорической форме извещен президентом СРЮ Добрицей Чосичем о том, что в Белграде не согласны на размещение международных наблюдателей вдоль границы между Сербией и Боснией, равно как и на увеличение числа международных наблюдателей в Косово.
    Таким образом, под ударом оказываются два важнейших пункта новой миротворческой инициативы. Маловероятно, что В. Чуркин сумеет добиться смягчения сербской позиции от президента Слободана Милошевича, встреча с которым запланирована на вторник… <…>».

    «Определены численный состав и порядок работы конституционного совещания» — страница 1
    «Очередной брифинг руководителя администрации президента РФ С. Филатова был посвящен подготовке проведения Конституционного совещания.
    Он сообщил, что в соответствии с указом президента определен численный состав этого органа, в него войдут 95 человек от Конституционной комиссии, 14 человек — представители политических фракций Верховного Совета, 50 человек — представители президента и правительства (персональный состав на днях будет объявлен). Таким образом, всего примерно 160 человек. Плюс к этой цифре 176 человек представителей субъектов Федерации. <…>
    Относительно содержания проекта Основного документа поступило 419 предложений и замечаний, а в последние дни их поток резко возрос. Анализ заявок, который проводят специалисты Государственно-правового управления, свидетельствует о том, что превалируют три позиции. Во-первых, высказывается обеспокоенность за ситуацию в стране и желание выйти на единый проект Конституции. При этом за основу предлагается взять президентский проект. Второй аспект — это проблема легитимности принятия новой Конституции. Она обоснованна. Третий аспект, сказал С. Филатов, — учесть замечания по обеспечению прав республик, краев, областей, автономий, а также касающийся полномочий президента. Здесь имеется в виду отрегулировать механизм взаимодействия президента с парламентом. <…>».

    «Киев сближается с Варшавой и Будапештом» — страница 1
    «<…> После визита польского президента, а также венгерского премьера на Украину в восточноевропейских столицах вновь заговорили о плане регионального сотрудничества и безопасности, который Лех Валенса со свойственной ему афористичностью называет НАТО-бис.
    Ядром такого сотрудничества явилось бы сближение Польши к Венгрии с Украиной — крупнейшей державой региона. По замыслам инициаторов, зона сотрудничества и безопасности могла бы охватить также Словакию, Чехию, Беларусь, страны Балтии, а возможно, также Молдову, Румынию и Болгарию. Единственное, что абсолютно исключено, — присоединение России как государства, не вписывающегося в рамки региона Центральной и Восточной Европы. <…>».

    «Правительство и Центральный банк наконец-то договорились» — страница 2
    «Правительство и руководство Центрального банка Российской Федерации подписали совместное заявление, текст которого будет направлен в Международный валютный фонд для получения первой половины из 3 миллиардов долларов, предназначенных на проведение «системных преобразований» в экономике России. <…>
    Казалось бы, столь выгодные условия получения валютного кредита должны были заставить правительство и руководство Центрального банка как можно быстрее откликнуться на заманчивое предложение. Но текст совместного заявления, где излагались бы обоюдные намерения по сокращению бюджетного дефицита, по сдерживанию темпов инфляции, рождался целый месяц.
    Складывается впечатление, что эта работа велась чуть ли не с нуля, и прежде не было никаких экономических программ. Или эти программы в правительстве и Центральном банке настолько отличались друг от друга, что состыковать их было очень трудно. Думается, что такое противостояние, такое неумение искать и находить взаимные компромиссы просто непозволительны в нынешней кризисной ситуации в стране. Проблема сотрудничества ЦБ и правительства явно перезрела и требует скорейшего своего разрешения. <…>».

    «Омск: политическая Мекка или Нью-Васюки — страница 2
    «Конфузом завершилась попытка руководителей сопредельных территорий России и Казахстана создать механизм межрегионального взаимодействия — Ассоциацию экономического и культурного сотрудничества со штаб-квартирой в Омске. Организаторам мероприятия, губернским властям пришлось делать хорошую мину при плохой игре.
    Участвовавший в совещании вице-премьер Сергей Шахрай, пытаясь сгладить острые углы, объяснил неудачу организаторов тем, что после девятого января, когда в Омске было подписано «Соглашение о принципах сотрудничества сопредельных территорий России и Казахстана», в суверенном Казахстане была принята новая конституция, отобравшая у территорий даже ту самостоятельность, которую они имели… <…>
    Рискну предположить, что стараниями губернских властей Омск превращается в некую «политическую Мекку», место паломничества президентов, премьеров, вице-премьеров, спикеров и заместителей спикеров, которые не просто приезжают, но и привозят кредиты для оборонных предприятий, подписывают важные бумаги, согласовывают, разрешают, обещают и высоко оценивают деятельность местного руководства. <…>».

    «Указ президента о проведении демонстраций в Москве» — страница 2
    «Президент Российской Федерации Б. Ельцин издал Указ, утверждающий временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. <…>
    Уведомление о проведении массовой акции не принимается органом исполнительной власти, если эта акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина, общепринятым нормам общественной морали; если отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечить соблюдение общественного порядка или акция совпадает по форме, месту и времени с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее или одновременно; а также, если она создает реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций или создается необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта. <…>».

    «Судьбу приговоренных к расстрелу военнослужащих может решить межпарламентская комиссия» — страница 2
    «Председатель Верховного Совета Азербайджана Иса Гамбаров выступил с инициативой создать совместно с Россией межпарламентскую комиссию для окончательного решения судьбы пяти военнослужащих 7-й армии, приговоренных военной коллегией Верховного суда республики к смертной казни. <…>
    Как же все-таки сложится судьба приговоренных к высшей мере наказания? Помилует их президент Азербайджана или нет? Это, пожалуй, одна из самых сложных задач, которую предстоит решить А. Эльчибею. Если он все-таки, проявив гуманность, спасет жизнь осужденных и согласится передать дело российской стороне, то где гарантия, что завтра на территорию Азербайджана не будут переброшены другие диверсионные группы? Как объяснить правомерность принятого решения матерям тех солдат, которые погибли в бою под Сырхавендом, кто ответит за смерть их сыновей? Однозначно ответить на эти вопросы непросто».

    «Вологодские предприниматели решили судиться с Советом» — страница 2
    «Иного способа отучить народных депутатов от большевистской привычки «экспроприировать экспроприаторов» деловые люди уже не видят.
    Суть конфликта: Малый совет задним числом — с первого января — ввел дорожный налог, что явилось неожиданностью для бизнесменов и сильно расстроило их финансовые дела. <…>
    Примечательно, что бизнесмены ругают не сам дорожный налог, а всю налоговую политику. Они готовы щедро финансировать строительство хороших автомагистралей, способных уменьшить транспортные расходы (сейчас из-за бездорожья эти расходы составляют почти половину стоимости товара). Но их возмутило то, что власти предержащие не соизволили предварительно обсудить с предпринимателями размер налога, практику его взимания и статьи расходов собранных сумм. Сегодня доля акционерных обществ в промышленности уже составляет 24 процента, в строительстве — 17 процентов, а частная торговля обеспечивает более 30 процентов розничного товарооборота. И молодые вологодские капиталисты желают, чтобы власть перестала резать кур, несущих золотые яйца. Количество и размер налогов сегодня таковы, что бизнесмены стоят перед тяжким моральным выбором: либо сворачивать дело, либо обжуливать государство. <…>».

    «Бастуют медики Атомграда» / Карл Рендель, депутат Сосновоборского горсовета — страница 2
    «С понедельника медики Соснового Бора, города, где находится Ленинградская атомная электростанция, обслуживают только экстренные вызовы.
    Вот уже два месяца им не выдают и без того скудную заработную плату. Неделю назад удалось наскрести по 2.700 рублей на каждого врача и медсестру. Нет у местной больницы лекарств, отложены на неопределенное время плановые операции, нет перевязочных материалов. Осталось на четыре дня кровезаменителей. Не на что покупать продукты для больничной столовой. Значительной части персонала предложили немедленно уйти в отпуск, но оплачивать их вынужденные каникулы нечем. <…>
    Проблема заключается в том, чтобы немедленно на уровне правительства принять решение о «двухканальном» финансировании здравоохранения Соснового Бора — через федеральный комитет и из областного бюджета. Если такой шаг не будет сделан, как заявили на своем собрании медики, они останутся на своих рабочих местах, но будут оказывать лишь неотложную помощь. <…>».

    «Токио ждет от Москвы «позитивного подхода» к территориальной проблеме» — страница 3
    «Судя по всему, российско-японские отношения вступают в очередную фазу «заморозки», протяженность которой пока предсказать сложно. Как стало известно из надежных источников в Токио, японская дипломатия на российском направлении после непродолжительной «весны» решила обойтись без «лета» — контакты на высоком официальном уровне с Москвой откладываются на потом, во главу угла вновь выдвигается территориальная проблема. <…>
    Как сообщает пресс-служба весьма влиятельной газеты «Нихон кэйдзай», премьер-министр Миядзава лично санкционировал перемену в подходах к российской теме и даже отдал распоряжение японскому МИД воздержаться от отправки в Москву официальных делегаций. Учитывая, что ближайшей такой миссией должна была стать поездка японских дипломатов для переговоров относительно определения новой даты для уже дважды отложенного визита Ельцина в Японию, рекомендации премьера нельзя не признать символическими… <…>».

    «Армия для государства, а не государство для армии» — страница 4
    «<…> «Абсолютная неправда, что в армии нет реформ», — заявил на Всероссийском собрании офицеров запаса министр обороны России Павел Грачев. 70–80 процентов от запланированного на 1992 год, сказал он, выполнено. «В армии появилась стабильность, чего не было раньше».
    Однако из всех видимых достижений в армии наиболее заметным и значительным можно признать лишь улучшение материального положения военнослужащих. Сегодня минимальный офицерский оклад с учетом денежной компенсации за продпаек составляет 40 тысяч рублей. С учетом же освобождения военнослужащих от уплаты налогов, бесплатного проезда на всех видах транспорта, выплат трех дополнительных окладов за год, половинной оплаты стоимости коммунальных услуг и других льгот эта категория граждан перешла из разряда низкооплачиваемых на верхнюю ступень тарифной сетки государственных служащих. Но не вижу в этом особой заслуги Министерства обороны. Тут, скорее, результат соревнования органов государственной власти за влияние на силовые структуры. <…>
    Необходима государственная политика по отношению к армии. Армия не может быть вне государственной политики, но должна быть вне поля деятельности политических партий и организаций. Основными и неотложными условиями обеспечения этого со стороны государства должны стать: полный запрет на участие военнослужащих в деятельности политических партий и организаций; немедленная приостановка военной службы для депутатов из числа военнослужащих; формирование Министерства обороны как политико-административного органа во главе с гражданским лицом; оперативный прокурорский надзор и судебное реагирование на любые попытки общественных организаций проводить пропагандистскую работу среди военнослужащих. <…>».

    «Китайские деревни в Сибири и на Дальнем Востоке» — страница 4
    Подзаголовок — «Что принесет России «политика открытых дверей»?
    «<…> Идет поток и вполне мирных переселенцев в наш Дальневосточный край. Трудолюбивые китайские земледельцы приезжают на заброшенные земли, скажем, Амурской области, строят там дома, дороги, открывают магазины, разводят овощи. Пришедшие в упадок деревни оживают. Уже есть случаи, когда контракты заключаются на долгие сроки, причем предусматривается, что приглашенные рабочие пересекают границу с семьями. В перспективе, значит, смешанные браки, обзаведение недвижимостью… <…>
    С тех пор граница с КНР стала едва ли не самой спокойной из всех российских границ. Правда, Москва и Пекин так и не пришли к согласию относительно нескольких островов на Аргуни и Амуре, в частности Большого Уссурийского, что напротив Хабаровска. Переговоры по этому поводу продолжаются, но сдвиг тут вряд ли возможен, поскольку ни одна из сторон не собирается поступаться своими интересами. <…>».

    «Мы предложили не убегать от дождя, а бежать сквозь него» — страница 5
    Подзаголовок — «Так объясняет успехи политики своего правительства Президент Эстонской Республики Леннарт Мёри»
    «<…> — Закончился, по-моему, уже десятый раунд российско-эстонских переговоров. В начале февраля я имел честь присутствовать на их первом раунде. Тогда мы были полны оптимизма и рассчитывали в кратчайший срок решить проблему вывода российских войск, оставшихся на территории Эстонии, и тем самым покончить с последним последствием второй мировой войны. Я думаю, тот факт, что мы спустя год и два месяца с того времени все еще ведем переговоры, является прискорбным, но не должен давать пищу для пессимистических выводов. По большому счету мы должны быть выше таких категорий, как «кто кого переиграл на переговорах». Я убежден, что вывод российских войск отвечает как эстонским, так и российским национальным интересам. <…>
    Что же касается русскоязычного населения, то я не так давно посетил Нарву, Силламяэ, Кохтла-Ярве и, знаете, убедился, что у нас нет национальных проблем. У нас есть проблемы политические, которые в какой-то степени являются следствием нерешенных межгосударственных проблем. Но в своем громадном большинстве русскоязычное население готово лояльно работать в Эстонии… <…>».

    «Право и политика эшелонах третьей власти» / Николай Витрук, заместитель председателя Конституционного суда РФ, доктор юридических наук, профессор — страница 5
    «<…> — В президентском проекте четко обозначена модель разделения властей в рамках единой государственной власти. Президент является главой государства и как бы выведен за рамки трех властей; он выступает в качестве гаранта Конституции и прав человека, арбитра, который использует предусмотренные законом согласительные процедуры. И если это не помогает, тогда вступает в действие судебная власть. Видеть в этих правомочиях президента его всевластие по меньшей мере странно. Не обвиняют же в диктаторстве президентов в США или Франции, ФРГ или Италии, хотя они имеют сходные полномочия. <…>
    — Не в ликвидации Советов как представительных органов суть проблемы, а в их всевластия за счет так называемых распорядительных, т. е. управленческих функций. Нынешняя Конституция потому и неприемлема, что, декларируя разделение властей, утверждает всевластие Советов. Каждое дело, рассмотренное Конституционным судом, свидетельствует о таком противоречии. Всякий раз мы вынуждены скрупулезно исследовать: превысили Советы свои полномочия или нет. И часто едва возможно в этом разобраться. <…>».

    «Дело ГКЧП: Генеральный прокурор в отставку не собирается и продолжает говорить на языке публицистики» — страница 7
    «Решение Военной коллегии Верховного суда России по делу ГКЧП о получении от Верховного Совета РФ реальных гарантий независимости государственного обвинения встречено юристами, как говорится, неоднозначно. В принципе оценивая смелость военных судей, бросивших перчатку Генеральному прокурору, некоторые комментаторы тем не менее отмечают определенное несоответствие судебного решения действующей букве уголовного процесса и духу советского права… <…>
    А пока Генеральный прокурор РФ Валентин Степанков продолжает говорить на языке публицистики. Выступая на Всемирном форуме будущих лидеров, он, как сообщил «Интерфакс», заявил: Военной коллегии следует рассматривать дело ГКЧП и выносить приговор, а не обсуждать позицию Генерального прокурора. Сам же судебный процесс, по мнению Степанкова, уже превратился в политический… <…>
    Пытаясь аргументировать, видимо, свой тезис о «перерастании уголовного процесса по делу ГКЧП в политический», В. Степанков заявил, что создается уникальная ситуация, когда суд просит Верховный Совет о вмешательстве, в то время, как руководитель парламента Руслан Хасбулатов проходит свидетелем по делу, а другой свидетель — министр обороны Павел Грачев — ходатайствует перед президентом о повышении звания председательствующему суда. <…>».

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 26 мая, среда. — № 96 (519). — 8 полос.

    «Большая ложь большой политики» — страница 1
    Подзаголовок — «Предреферендумные обещания Президент выполнять не собирается»
    «Объявлено, что очередным своим указом президент России Борис Ельцин отменил соответствующую статью своего же указа, подписанного накануне референдума, согласно которой замораживалась цена на нефтепродукты. <…>
    В последнее время процент лжи у российского руководства явно превосходит все уменьшающийся процент правды. Ложь нарастает лавинообразно, она уже превратилась в Большую ложь, уже въелась во все поры кремлевской политики. Южнокорейские дипломаты и журналисты в Сеуле до сих пор недоумевают, почему перед этой страной так никто и не извинился за беспрецедентный финт с пустым чемоданчиком, который как-никак был передан самим президентом России и в котором не оказалось никаких «черных ящиков» со сбитого когда-то южнокорейского пассажирского «Боинга». <…>».

    «Цены на нефтепродукты отпущены» — страница 1
    Подзаголовок — «Каковы будут экономические последствия?»
    «Промышленные предприятия последнее время пользовались разницей между ценами на основные энергоресурсы, отдавая предпочтение газу как более дешевому. Топочный мазут им обходился в 30 тыс. руб. за тонну, а за газ, который можно использовать примерно с тем же эффектом, они платили 13 тыс. руб. с небольшим… <…>
    Однако вчерашней фактической отменой указа президента РФ от 9 апреля 1993 года отпущена цена не на газ, а на нефть и нефтепродукты. В принципе такое решение продиктовано как необходимостью поддержать нефтяников, у которых темпы добычи сократились до катастрофически низкого уровня, так и потребностью дальше совершенствовать ценовую политику в отраслях энергетики. Существование трех уровней цен (для внутренних потребителей, для стран СНГ и для дальнего зарубежья) оставляет, помимо прочего, простор для разного рода злоупотреблений, не считая уж явно криминальных. Такое решение, естественно, приведет к цепной реакции роста цен (от электроэнергии до всего остального). И как поведут себя энергопотребители, предсказать нетрудно… <…>».

    «Правительство и ЦБ договорились» — страница 1
    Подзаголовок — «Подписан программный документ для МВФ»
    «Председатель Совета министров РФ Виктор Черномырдин и председатель Центрального банка России Виктор Геращенко подписали 24 мая совместное заявление об экономической политике, которое определяет основные ориентиры при проведении курса на финансовую стабилизацию и развитие рынка в России. В документе, в частности, отмечается, что целью налоговой и денежно-кредитной политики является сокращение месячных темпов инфляции до уровня ниже 10% к концу 1993 года и достижение дальнейшей стабилизации цен в 1994 году, сообщает ИТАР-ТАСС. <…>
    Переход к стабильному обменному курсу рубля остается стратегической задачей, но он «будет плавающим по отношению к другим валютам до тех пор, пока существенно не снизится инфляция». До этого времени, говорится в заявлении, ЦБР не будет проводить интервенции с целью искусственного поддержания курса рубля. Предполагается также «расширить допуск нерезидентов на валютные рынки России», причем уже с 15 июля разрешить им продавать, а с 1 сентября 1993 года — покупать валюту. <…>».

    «Российские студенты выдвигают ультиматум» — страница 1
    Подзаголовок — «Они требуют, чтобы власти сдержали слово»
    «В Москве 20 мая состоялось заседание правления Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС). Основной его темой стало обсуждение выполнения указа президента России № 443.
    Напомним, что 12 апреля 1993 года Борис Ельцин подписал документ, согласно которому студенты, начиная с апреля, должны были получать стипендию в размере минимальной заработной платы (4250 руб.) плюс 85 руб. в день — дотация на питание.
    На сегодняшний день финансирование вузов продолжает осуществляться в прежнем объеме из расчета стипендии в размере 2250 руб… <…>
    РАПОС, не удовлетворенная такой ситуацией, намерена провести 4 июня 1993 года (в годовщину расправы над студентами на площади Тяньаньмэнь в 1989 году) ряд акций протеста. В заявлении, принятом руководством РАПОС и студенческими лидерами из регионов, говорится: «Ставим в известность правительство России, что если до 1 июня наши законные требования не будут выполнены, мы считаем необходимым провести акции студенческого протеста, в которых поставим вопрос об отставке правительства, не выполняющего указы президента РФ и собственных решений». <…>».

    «Казани и Якутску не нравятся оба проекта Конституции РФ» — страница 1, 3
    Подзаголовок — «Об этом заявили Верховные Советы республик»
    «С перерывом в неделю парламенты Республики Саха (Якутия) и Татарстана рассмотрели оба проекта российской Конституции. Первым выразил свое отношение ВС Республики Саха (Якутия). 18 мая сессия якутского парламента приняла соответствующее постановление. В нем говорится, что «оба представленных проекта не соответствуют положениям Федеративного договора и не утверждают конституционно-договорной характер федерации, не учитывают действующую Конституцию Республики Саха (Якутия) и тем ставят республику вне Российской Федерации». По мнению якутских депутатов, «оба проекта Конституции РФ не могут служить основой для Конституции подлинно федеративного государства». С ними согласны их татарстанские коллеги, обсуждавшие проекты российской Конституции вчера… <…>
    …По мнению ВС Татарстана, затянувшийся переговорный процесс «порождает сомнения в приверженности руководства России идеям реформирования федерации на новых демократических началах». ВС Татарстана считает необходимым официальное признание федеральными органами власти нового государственного статуса республики и включения в проект новой Конституции Российской Федерации отдельного положения о договорно-конституционных отношениях между Татарстаном и Россией. Народные депутаты поручили президенту Минтимеру Шаймиеву и председателю ВС Фариду Мухаметшину довести до сведения Бориса Ельцина и Руслана Хасбулатова позицию парламента Татарстана… <…>».

    «Богу — Богово, Кесарю — Кесарево» — страница 2
    Подзаголовок — «Нынешнему президенту — особые полномочия, России хорошую Конституцию»
    «Быть может, это покажется парадоксом, но как раз сейчас созрели, по нашему мнению, условия для политического компромисса. Президент предлагал накануне референдума конституционное соглашение или конституционный закон, который развязывал бы руки правительству в осуществлении реформ. Парламент отверг это предложение. Но народ поддержал его, особенно своим голосованием по второму вопросу. Избиратели, несмотря на все тяжелые испытания последнего времени, не видят другого пути и доверяют президенту и правительству осуществление экономической политики. Верховный Совет РФ и съезд народных депутатов не могут не считаться с ясно выраженной волей избирателей. Нужно набраться мужества и мудрости и отдать богу богово, кесарю кесарево. Последние дискуссии в парламенте показывают, что это возможно сделать… <…>
    …Выход в том, чтобы уже сейчас предоставить президенту и правительству полномочия, необходимые для осуществления реформ. Нужно вернуться к идее конституционного закона на переходный период и закона о выборах в новый парламент. Выход и в том, чтобы разумно и взвешенно (неистерично и неконфликтно) готовить один совместный проект Конституции Российской Федерации, которая должна стать актом национального единения, а не углубления раскола общества. Искать и находить разумный компромисс никогда не поздно. Это создало бы прочные основы для союза правоцентристских сил, что стало бы лучшим достижением референдума».

    «Ельцин и Рахмонов подтверждают взаимное расположение» — страница 2
    Подзаголовок — «Сделать это раньше мешала война»
    «Вчера в Кремле президент России Борис Ельцин и председатель Верховного Совета Таджикистана Эмомали Рахмонов подписали четыре документа о сотрудничестве и взаимопомощи и о взаимодействии в военной области. В тот же день были подписаны четыре правительственных документа, которые касались прежде всего финансового, материального, медицинского обеспечения российских войск, находящихся на территории Таджикистана. <…>
    Председатель ВС Таджикистана особо подчеркнул, что если бы не было «России и лично Бориса Ельцина, не было бы Узбекистана и лично Ислама Каримова, Таджикистана уже не существовало бы».
    Борис Ельцин также заявил, что границы Таджикистана, одновременно являющиеся границами СНГ, необходимо охранять совместными усилиями. Тем более что Афганистан, по словам Ельцина, «неравнодушен» к Таджикистану — только его интерес особого рода, отметил российский президент, — территориальный. <…>».

    «ВС собрал собственное «конституционное совещание» — страница 2
    Подзаголовок — «Оно закончится именно 5 июня»
    «Вчера в российском Белом доме открылось совещание рабочей группы представителей субъектов РФ по учету предложений к проекту новой Конституции. Оно продлится до 5 июня, и его основная задача — сделать учет всех этих предложений максимальным, чтобы официальный проект Конституции стал более сбалансированным и потому получил преимущества перед президентским… <…>
    С основным докладом выступал ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев, который сделал президентскому проекту свои уже ставшие традиционными замечания. Например, он коснулся статей о частной собственности в обоих текстах, формулировки которых, как он выразился, «вырисовывают социальную суть проектов». Президентский (господин Румянцев все время присоединял к этому слову приставку «нео») провозглашает право на частную собственность для узкой группы населения, а официальный основывается на праве справедливости, потому что вводит в интересах всего общества большие ограничения. <…>».

    «В Абхазии не стреляют» — страница 3
    Подзаголовок — «Сегодня — День восстановления грузинской государственности»
    «Напряженное ожидание» — так комментируют сегодня политические обозреватели грузинско-абхазское перемирие. При этом настойчиво подчеркивается тот факт, что, несмотря на московские соглашения Шеварднадзе и Ельцина, из зоны конфликта до сих пор не начат отвод тяжелой техники, что является следующим условием после прекращения огня. <…>
    Тем временем очередные сутки в Абхазии прошли спокойно. По сообщению пресс-центра штаба вооруженных сил Грузии в Абхазии, ночь с 24 на 25 мая и первая половина 25 мая в зоне конфликта были мирными. По некоторым данным, с начала перемирия вдоль линии ставшего безмолвным противостояния было зафиксировано несколько случаев совместных «фронтовых празднований» грузинскими и абхазскими солдатами прекращения огня. Однако, несмотря на подобные окопные пассажи, наиболее реальной представляется оценка ситуации теми политиками, которые характеризуют нынешнее положение в грузинско-абхазской войне без излишнего оптимизма, полагая, что ситуация в любой момент изменится… <…>».

    «Внешняя политика: концепции и реальность» — страница 3
    Подзаголовок — «О выступлении Альгирдаса Бразаускаса в Совете Европы»
    «Отношения Литвы и России, как показали завершившиеся на днях в Вильнюсе переговоры государственных делегаций, складываются на новой основе довольно трудно. Небезынтересно и небесполезно наложить их на контекст внешнеполитических концепций литовского государства, подробно проанализированных президентом Альгирдасом Бразаускасом в докладе по случаю вступления Литвы в Совет Европы. Итак, каковы же эти концепции? Главная из них связана с геополитическим положением Литвы. Литва рассматривается как место соединения интересов Востока и Запада и как государство-посредник между старой Западной Европой и Европой до Урала. Отсюда новое руководство Литвы выводит следующие важнейшие принципы внешней политики: принцип баланса интересов Востока и Запада, сходящихся в Литве при сохранении за собой права выбора, и принцип «моста» между Востоком и Западом, который означает создание в Литве благоприятных условий для инвестиций, предпринимательства, туризма и транзита… <…>
    Сейчас началась реализация протокола, подписанного 25 марта прошлого года руководителями трех балтийских государств, о создании единого визового пространства. Остальные же вопросы на практике продвигаются трудно: создано пока очень мало совместных литовско-латвийских и литовско-эстонских предприятий, развитие торговли тормозится отсутствием в Литве собственной национальной валюты (правда, как отметил А. Бразаускас, скоро этого препятствия, видимо, уже не будет). Другой приоритетный регион, в котором Литва имеет традиционные интересы, — это Калининградская область. Реализовать их возможно только в деловом сотрудничестве с Россией, подчеркивается в докладе. Доверие к политике России повысилось бы, если бы Калининградская область была постепенно демилитаризована и превращена в зону свободной торговли… <…>».

    «Россия хочет в ФАО, но этому с успехом противятся ее же министерства и ведомства» / Владлен Сироткин, эксперт Комитета по международным делам и внешнеэкономическим связям ВС РФ — страница 4
    «Когда, получив задание руководства комитета во время недавней служебной командировки в Италию провести попутно неофициальный зондаж — почему же Россия до сих пор не вступила в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), я позвонил в Отдел международных организаций МИД РФ, чтобы узнать, кто же сегодня является наблюдателем РФ при ФАО в Риме, ответа я так и не получил. Максимум, на что оказался способным молодой российский дипломат на другом конце провода, — это сообщить мне, заглянув в справочник ООН, что генеральным секретарем ФАО является с 1975 года ливанец-христианин Эдуард Саума и что, скорее всего, в ноябре 1993 г. он будет переизбран, ибо пребывает на этом посту дольше, чем все другие руководители специализированных организаций ООН, — целых 18 лет. <…>
    В чем же дело? На поверхности фигурирует цифра в 22 млн. долл. — таков ежегодный взнос России как члена — учредителя ФАО. Кстати, для России взнос понизили почти на 12 млн. долл. — с СССР в 1990 г. брали 34,3 млн. Как водится, и Минфин СССР, и Минфин РФ хором заявили: казна пуста, валюты нет, взносы платить нечем. Сельхозники, рыбаки и лесники взмолились: без ФАО нам никак нельзя, поскребем по своим валютным сусекам, скинемся и заплатим.
    Но тогда 30 мест, положенных России в центральном аппарате ФАО в Риме, включая пост замгенсека по Восточной Европе и бывшему СССР, а это 100 тыс. долл. в год жалованья — наши. <…>»

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 26 мая, среда. — № 99 (715). — 8 полос.

    «Пришлось громкоговоритель выносить на улицу» — страница 1, 3
    «Беседы и встречи, состоявшиеся во время визита в Псковскую область Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатова и его заместителя В. Агафонова, высветили всю глубину проблем, стоящих перед российским обществом.
    Знаменитая агрофирма «Черская» — как модель маленького государства. Здесь, в многоцелевом хозяйстве, успешно трудятся, отлично уживаясь, представители 25 национальностей. Для многих агрофирма — пример для подражания. Производство сельхозпродукции, несмотря на передряги реформ, не упало. Селяне живут очень прилично. В местном магазине сторублевое мясо, масло за 200 рублей килограмм. Место в детсадике стоит 60 рублей в месяц, квартплата — 80. <…>
    — Тревоги по поводу положения дел на селе наши депутаты высказывают со второго Съезда,- сказал Р. Хасбулатов.- Если бы правительство встало на путь выполнения решений, принятых еще на втором Съезде, не было бы такого бедственного положения на селе. Выделены огромные средства под конкретные программы. Мы стремимся внушить и Президенту, и правительству необходимость приоритетного отношения к сельскому хозяйству. <…>».

    «Острые сюжеты в отсутствие процедуры» — страница 1, 2
    «Обнародованный президентский указ о созыве Конституционного совещания заслуживает того, чтобы общество пригляделось и нему внимательнее.
    Государственный руководитель, конечно же, имеет право посоветоваться с представителями различных социально-политический групп о том, как довести до ума проект нового Основного Закона. Даже больше — он просто обязан сделать это, поскольку от качества подготовки данного документа во многом будет зависеть судьба огромной страны. Сегодня нужно найти идею, способную объединить граждан России для строительства новой государственности и совершенно иной экономики… <…>
    Указ содержит очень прозрачный намек: «текст… подготовленный Конституционным совещанием, представляется Президенту». То есть сотни очень занятых людей будут трудиться в поте лица недели три и, возможно, все же подготовят нечто похожее на Конституцию, после чего торжественно положат ее на стол Борису Ельцину. А дальше? Что он будет делать с этим плодом коллективного творчества, куда понесет? Передаст ли на утверждение Съезду народных депутатов или сядет дорабатывать заново вместе с Шахраем? Какие вообще берет на себя обязательства Президент, затевая столь непредсказуемые для судьбы Отечества консультации?
    Указ об этом умалчивает. Хотя именно этот момент вызовет наверняка и наиболее острые споры на совещании… <…>».

    «Тратить деньги, не ускоряя инфляцию, может только Президент» — страница 1, 3
    «Сбить инфляцию к концу года до 10 процентов в месяц. Такая цель поставлена в «Заявлении об экономической политике Правительства и Центрального банка России». Комментируя его, вице-премьер Борис Федоров сказал, что, хотя правительство пишет 10, в уме оно держит 5 процентов, и для этого как будто есть все предпосылки. В чем их суть?
    Начиная со второго квартала этого года общий прирост кредитов ЦБР решено ограничить поквартальными лимитами, которые будут снижаться: во втором квартале прирост должен составить 30 процентов, в третьем — 20 процентов, а в четвертом — 15 процентов… <…>
    Программа оставляет очень противоречивое впечатление. Трудно поверить, что такие меры, как отмена экспортных квот и введение абсолютно свободной внешней торговли будут способствовать снижению темпов инфляции. Ясно, что речь идет прежде всего об экспорте сырья, в первую очередь нефти и газа. Получив возможность гнать товар за рубеж в любом объеме и получать за него валюту, производители не будут заинтересованы торговать в родном Отечестве иначе как по мировым ценам. Значит, будет стремительный взлет цен на энергоносители и соответственно новый виток инфляции. <…>».

    «Ясно одно: закон принимают законным путем» — страница 1, 2
    «Вчера в Верховном Совете Российской Федерации открылись парламентские слушания, посвященные завершению работы над новым проектом Конституции. Проводятся они в соответствии с постановлением Верховного Совета от 29 апреля. В них принимают участие представители российских республик, краев, областей, автономий, эксперты, ученые-правоведы, народные депутаты. Слушания продлятся до 5 июня. В ходе их предстоит обсудить поступившие замечания, предложения к проекту Конституции, подготовленному Конституционной комиссией, а также выработать рекомендации, с которыми многие из участников могли бы работать в предстоящем Конституционном совещании. <…>
    Открывшаяся дискуссия выявила различные точки зрения участников слушаний. Хотя было и общее мнение — в обоих проектах есть еще немало недостатков.
    К сожалению, до сих пор никто не может точно сказать, каким путем принимать новую Конституцию. Ясно лишь одно — только законным путем. Любой другой ведет к анархии и развалу страны… <…>».

    «Остап Бендер и тот уголовный кодекс чтил…» — страница 2
    «Особенность последнего времени — широко идущие обсуждения в прессе и по телевидению политической доктрины принятия Конституции в обход полномочий конституционных законодательных органов.
    Как же согласуется эта доктрина с недавно подписанным Президентом РФ Б. Ельциным (9 октября 1992 года) Законом «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»? В статье I этого закона четко оговорено: «Никто не вправе присваивать полномочия конституционных органов власти, установленные Конституцией и законами РФ», а также «создание структур власти вне порядка, предусмотренного Конституцией и законами РФ, является незаконным». <…>
    Доктрина неконституционного реформирования страны ставит ее приверженцев в конфликтные отношения с Уголовным кодексом. В будущем правовом Российском государстве, несомненно, обратят внимание на эти противоправные тенденции в сегодняшнем политическом движении.
    Так зачем же бунтовать, впадая в криминальный уклон? Ведь недовольство деятельностью тех или иных парламентариев (в том числе и по конституционным вопросам) должно было бы инициировать демократическое движение за их отзыв. Для этого есть законные процедуры и есть достаточно активные общественные силы, способные к ним прибегнуть… <…>».

    «Помянут нас добром или лихом?» — страница 2
    «<…> С позицией Председателя Верховного Совета по вопросам работы над проектом новой Конституции наши читатели знакомы. Представилась возможность изложить и мнения представителей некоторых регионов, принимавших участие в селекторном совещании. <…>
    Егор Ларионов, заместитель председателя ВС Республики Саха (Якутия):
    — Мы рассмотрели на сессии Верховного Совета республики и приняли постановление, в соответствии с которым не одобряем оба проекта. Мы считаем, что нарушается Федеративной договор, совершается мощнейший удар по федерализму. Во-вторых, нарушается ряд основополагающих положений нашей Конституции, которой исполнился только год. Мы считаем, что нарушается конституционно-договорной характер Федерации. Исходя из трех основополагающих положений, сессия, надо сказать, единогласно предложила из двух вариантов Конституции сделать один и принять его. Надо использовать механизм принятия Федеративного договора, принять только конституционным способом. <…>
    Александр Попов, председатель Ростовского-на-Дону областного Совета народных депутатов:
    — У нас в студии находятся народные депутаты Российской Федерации, областного Совета, представители администрации. Есть одно пожелание.
    Абсолютно ясно, что механизм принятия Конституции должен быть конституционным, т. е. окончательный вариант текста должен пройти через Верховный Совет и через Съезд, если Съезд не решит что-то другое.
    У нас вызывает опасение, что в Москве не могут найти механизма, как свести воедино тексты проектов Конституции. Мы тоже у себя в области сделали единую рабочую группу, которая будет собирать предложения с мест, обобщит их и мы будем посылать их Президенту и в Верховный Совет. <…>».

    «Кто займет депутатские места? Мафия?» — страница 2
    «Переходная стадия от социализма к капитализму создала мощнейшую предпосылку к созданию в стране мафиозных структур, сказал на пресс-конференции Асланбек Аслаханов, председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета России.
    Точкой отсчета формирования преступных кланов, по мнению А. Аслаханова, стало принятие «Закона о кооперации». <…>
    Почему же государство не в состоянии бороться со злом? Причин много. Первая — война между ветвями власти. Вторая-то, что МВД, МБ, прокуратура оказались втянутыми в политические баталии, дрязги. Повлиял и тот факт, что прокуратуру курирует Верховный Совет, а МВД, МБ и другие «силовые» структуры — Президент, из-за чего былое взаимодействие стало иллюзорным. Следующая причина — несовершенное законодательство. У нас нет уголовной ответственности по одиннадцати пунктам, какие есть в законодательстве других стран. К примеру, никто не отвечает за объявление ложного банкротства, создание ложных предприятий и так далее. Законодатели должны как можно быстрее принять документы, по которым смогли бы нормально работать правоохранительные органы. <…>».

    «Гражданский союз» стоит за досрочные выборы» — страница 3
    Подзаголовок — «Ответы председателя исполкома «Гражданского союза» Василия Липицкого на вопросы редактора «Зюддойче цайтунг» г-на Дитера Шрюдера»
    «<…> — «Гражданский союз» — это блок разных политических сил. Большую часть его составляют члены и сторонники Народной партии Свободная Россия, придерживающиеся социал-демократической ориентации. Демократическая партия России, еще один из участников ГС, социально-либерального направления. Молодежные союзы, профсоюзные объединения не объявляют своей политической позиции. Цели союза — конкретные пути преодоления кризиса. Если же говорить о политической ориентации «Гражданского союза» в общем то, пожалуй, это социал-демократическая организация. <…>
    — «Гражданский союз» за сильную исполнительную власть, как за сильную законодательную, и за сильную распорядительную в лице Президента. Сила власти не должна, однако, зависеть от личности. У нас уже состоялся неудачный опыт совмещения поста Президента и главы правительства. На наш взгляд, Президент должен сохранить обширные полномочия, но лишь в границах своей распорядительной функции. Главенство над исполнительной властью должно принадлежать главе правительства. Парламент должен в полной мере реализовывать свою функцию контроля за исполнительной властью. <…>».

    «Предложений было много. Гайдар предпочел Ярославль» — страница 3
    «В Ярославской области начала работу группа специалистов Института экономических проблем переходного периода. Возглавляет ее Егор Гайдар, директор ИЭППП. <…>
    Инициатива зазвать Гайдара в Ярославль исходила одновременно и от местных законодателей — депутатского корпуса области и от губернской администрации. Причем здесь не скрывают, что институт и руководитель программы выбраны неслучайно. Союз с Гайдаром должен показать серьезность намерений ярославских властей, их приверженность курсу реформ, радикальным экономическим преобразованиям. Как известно, главный результат сотрудничества Нижнего Новгорода с Григорием Явлинским состоит в том, что город и область получили известность в мире, а вместе с этим и приток иностранных инвестиций в местную экономику. Имидж Гайдара-реформатора также способен привлечь в Ярославскую область дополнительные инвестиции извне, в том числе и валютные. <…>».

    «Татарстан обошел центр» — страница 3
    «И сделал он это путем заключения в Казани генерального соглашения с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом. <…>
    Документ включает в себя пункты об экономическом, научном, культурном сотрудничестве, взаимодействии в области правовой сферы и носит бессрочный характер. По более конкретным вопросам по мере надобности будут подписываться отдельные соглашения. В этот раз, например, подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на 1994 год. Возможно подписание документов о совместных действиях в области конверсии, транспортировки нефти и нефтепродуктов, производства сельскохозяйственной техники и т. д. Татарстану интересен питерский опыт приватизации, которая там уже заканчивается, а здесь почти не начиналась. Санкт-Петербург не прочь перенять опыт «мягкого» вхождения в рынок, социальной защиты населения, поскольку их тактика реформ оказалась слишком жесткой, а также изучить исследования татарстанских экономистов в области конверсии и реализацию их на практике. <…>».

    «На земле древнего Новгорода» — страница 3
    «Визит рабочей группы Верховного Совета во главе с Председателем Р. Хасбулатовым на новгородскую землю совпал с Днями славянской письменности и культуры. Именно здесь, в Новгороде, праздник, ныне ставший традиционным для россиян, получил первый импульс. <…>
    …Почему за последние 5 месяцев цены выросли на 280 процентов, значительно обогнав рост зарплаты? Как развиваться производителю на 14 копеек с каждого рубля прибыли, когда остальная часть дохода идет на покрытие госналогов? Почему так катастрофически падает престиж собственной национальной валюты — рубля? Кто в нынешней России несет ответственность за бесконечные проколы в экономике? Отвечая на эти и другие вопросы на встрече с трудовыми коллективами производственного объединения «Квант» и крупнейшего в области совхоза «Новгородский», Р. Хасбулатов отметил:
    — Нужно отчетливо понимать и различать те функции, которые выполняют в государстве представительные и исполнительные органы власти. Правительство и Президент как исполнительная власть несут сегодня полную ответственность за все, что происходит в нашей экономике — в промышленности и в сельском хозяйстве. <…>».

    «Инфляционный суп варится на валютной бирже» / Михаил Делягин, экономист — страница 4
    «Действительно, мы привыкли слышать, что рост количества денег всегда вызывает соответствующий рост цен. Однако есть здесь существенные нюансы. Утверждение это справедливо до тех пор, пока денежная масса устойчиво превосходит товарную, пока низкие, некоммерческие цены подтягиваются до уровня цен равновесия.
    Между тем в результате либерализации цен соотношение между деньгами и товарами изменилось с точностью до наоборот: цены возросли настолько, что товарная масса превысила денежную. И почти все проблемы, с которыми сталкивалась экономика после этого, в конечном счете сводились к недостаточности платежеспособного спроса для обслуживания оборота уже произведенных товаров… <…>
    Конечно, соблазнительно единым махом попытаться стабилизировать номинальный курс рубля и тем самым сразу погасить инфляцию, ликвидировав один из основных ее источников — валютный. Тем более что подобная технология не только подробно разработана, но и неоднократно приносила успех в различных странах мира. Но в сегодняшней России такое «изолированное оздоровление» невозможно. Прежде всего в силу субъективных причин. Стабилизация курса доллара на любом номинальном уровне (например, 1000 рублей) будет означать обесценение доллара пропорционально обесценению рубля, что вызовет сопротивление тех, кто имеет валюту. <…>».

    «Эмомали Рахмонов завершил визит в Москву» — страница 7
    «Впервые Россия и Таджикистан заключили договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи как суверенные независимые государства, заявил Борис Ельцин. Он выступил в Кремле на церемонии подписания двусторонних документов по итогам визита в Москву Председателя Верховного Совета Таджикистана Эмомали Рахмонова. <…>
    Президент России особо выделил вопрос охраны южных границ Таджикистана, которые одновременно являются и границами Содружества независимых государств. «Надежность границ позволит перекрыть канал доставки в страны СНГ оружия, наркотиков, контрабанды, приведет к общей стабилизации обстановки в регионе»,- указал он.
    Борис Ельцин признал, что Россию не удовлетворяет ход выполнения решений по Таджикистану, принятых в Минске странами СНГ. «Убежден, что договор может стать хорошей основой для взаимодействия России и Таджикистана в рамках СНГ и в целом на международной арене», — отметил Президент. <…>».


    В России цензуры нет