«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. — 1993. — 6 января, среда. — №2 (426). — 8 полос.
«Новый Туркестан» — страница 1
Подзаголовок — «Как защита от диктата Москвы и от таджикской смуты»
«Главной политической сенсацией ташкентской встречи глав государств и правительств Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана стали не столько решения, сколько сам тон дискуссий. Пожалуй, впервые среднеазиатские страны и Казахстан поставили под сомнение жизнеспособность СНГ и заявили… что ситуация может вынудить азиатские республики бывшего СССР заключить самостоятельный союз, возможно, даже военно-политический. <…>
Обсудив экономические и политические аспекты возможной интеграции, страны подписали по итогам встречи совместное коммюнике («НГ» №1). Стороны договорились принимать посильное участие в совместных экономических проектах, самыми крупными из которых являются — переработка казахстанской нефти на заводах Туркменистана и Узбекистана, а также строительство транзитной железной дороги на Иран. Участники саммита объявили и о двух глобальных информационных проектах: создании в перспективе центральноазиатской телекомпании со штаб-квартирой в Ташкенте и региональной газеты со штаб-квартирой в Алма-Ате. <…>».
«Второе издание» холодной войны ждало бы мир, победи на съезде консерваторы, утверждает министр Козырев в интервью, данном «НГ» накануне поездки» — страница 1
«В субботу, 9 января, министр иностранных дел России Андрей Козырев летит за Полярный круг. Начинается его 7-дневное турне в Мурманск, Норвегию, Финляндию и Францию. В Мурманске министр встретится с администрацией и представителями деловых кругов области, затем в Североморске — с командованием военно-морской базы. <…> В Будё (Норвегия) состоятся переговоры Козырева с его норвежским коллегой Турвалдом Столтенбергом, визит которого в Москву отменился в связи с интенсивной работой над только что подписанным договором. Затем оба министра направятся на военно-морскую базу НАТО в Киркенесе, где состоится встреча министров иностранных дел стран бассейна Баренцева моря. Ожидается, что в ходе встречи ее участники подпишут декларацию о региональном сотрудничестве. <…>».
«Устав СНГ не отвечает законодательству и национальным интересам республики» — страница 1, 3
Подзаголовок — «Леонид Кравчук провел консультативную встречу с лидерами политических партий и движений»
«Как заявил президент, эта встреча нужна была не для принятия какого-нибудь конкретного решения, а для выработки коллективного мнения по поводу проекта Устава СНГ, которым будет предложен к подписанию главам государств Содружества, а также по поводу дальнейшем роли Украины в самой Содружестве.
На встрече прозвучали полярные точки зрения: от неподписания Устава и немедленного выхода Украины из СНГ до обязательного подписания документа с основательной его доработкой, направленной на укрепление СНГ и многосторонних связей внутри него. <…>
Самой острой критике были подвергнуты положения и статьи Устава СНГ о необходимости координации внешней политики, о формировании единого экономического пространства (статьи 4 и 19), о духовном объединении народов (статья 3), о единой внешней границе и необходимости ее совместной защиты объединенными вооруженными силами (статьи 11–13), о необходимости сближения национальных законодательств (статья 20). <…>».
«Противоречия в политическом руководстве» — страница 1
Подзаголовок — «Министр обороны критикует парламент»
«Интервью министра обороны Грузии Тенгиза Китовани, опубликованное в канун Нового года газетой «Иверия-спектр» (единственным сегодня в Грузии средством массовой информации, открыто поддерживающим Звиада Гамсахурдиа), показало, что противоречия в политическом руководстве Грузии из тайных становятся явными. В интервью Китовани впервые подверг резкой критике ситуацию в нынешней политической элите в республике. По его словам, люди, свергавшие Гамсахурдиа, подвергаются сегодня гонениям (по всей видимости, Китовани имеет в виду мероприятия, проводимые правительством по нормализации ситуации в вооруженных силах, где процесс брожения в некоторых подразделениях приближается к критической отметке). Он считает, что новый парламент еще хуже, чем парламент времен экс-президента. Министр высказал мысль о необходимости ликвидации явного и скрытого противостояния, в том числе и в высших эшелонах власти.
По мнению большинства местных политических наблюдателей, политическая ситуация в сегодняшней Грузии определяется негласным противостоянием между главой государства Шеварднадзе, министром обороны Китовани и независимым депутатом парламента Джабой Иоселиани. Каждой из этих трех фигур удалось сосредоточить в своих руках мощное влияние в конкретных политических сферах. <…>».
[Рубрика] «Коротко»
«Кравчук одобряет» — страница 1, 3
«Вчера в средствах массовой информации республики опубликовано заявление президента Украины Леонида Кравчука о подписании российско-американского договора
«Президент Израиля принял делегацию России»
«Делегацию Верховного Совета России во главе с председателем Верховного Совета Русланом Хасбулатовым принял в Иерусалиме президент Израиля Хаим Герцог. Он выразил надежду, что этот визит будет способствовать дальнейшему укреплению двусторонних отношений между Израилем и новой Россией. Со своей стороны Руслан Хасбулатов подчеркнул заинтересованность России в скорейшем урегулировании ближневосточного конфликта. <…>».
«Армения»
«Министерство иностранных дел Армении сделало заявление, в котором руководство Азербайджана обвиняется в стремлении втянуть Армению в войну. Вовлечение Армении в прямую конфронтацию стало официальной политикой азербайджанского руководства… <…>».
«Чечня»
«Проект договора между ЧР и РФ «О взаимном делегировании полномочий», разработанный первым заместителем председателя правительства Яраги Мамодаевым и представителями ВС России, чеченской стороной не может быть подписан», — говорится в совместном заявлении правительства и парламента Чеченской Республики.
В нем утверждается, что данный проект договора не отвечает интересам ЧР, так как он противоречит Конституции и Декларации о государственном суверенитете ЧР. Согласно этому проекту договора, по мнению руководства ЧР, Чечня продолжает оставаться в составе РФ. <…>».
«Молдова»
«В Молдове распространено обращение Республиканской партии Молдовы, принятое на ее учредительной конференции.
В обращении, в частности, говорится, что для Молдовы было бы целесообразным создать центристскую партию, способную объединить жителей Молдовы независимо от этнического происхождения и политической ориентации. Республиканская партия ставит перед собой задачу создания демократического правового государства, достижения реальной независимости и целостности Республики Молдова, соблюдения прав человека и гражданина независимо от этнического происхождения. <…>».
«В новом году россияне не ждут для себя хорошего» — страница 2
Подзаголовок — «В отношении страны — прогнозы не такие мрачные»
«В конце 1992 года Служба изучения общественного мнения VP провела всероссийский опрос. Были заданы два вопроса: «Что вы думаете по поводу возможных изменений вашей жизни к весне будущего года?» и «Какие ожидания вы связываете с наступлением 1993 года? Что, скорее всего, произойдет с общей ситуацией в стране?».
Интересно, что изменения в личной жизни не всегда связываются людьми с ситуацией в стране. Несмотря на надежду на улучшение положения в России, для себя большинство не ждет ничего хорошего.
Так, думают, что личная жизнь в 1993 году изменится к худшему, 57% опрошенных, причем твердо уверены в этом 15%. <…>».
«Стать присяжным может каждый» — страница 2
Подзаголовок — «Исключение — преступники и монахи»
«Суды присяжных, появившиеся в России после отмены крепостного права и ликвидированные Октябрьской революцией, вводятся как альтернативная форма судопроизводства в пяти регионах — Ивановской, Рязанской, Московской, Саратовской областях и Ставропольском крае. <…>
По мнению авторов судебной реформы, суд присяжных обеспечивает большую объективность, он более демократичен, развивает народное правосознание и максимально обеспечивает защиту прав личности. Оправдательный приговор, выносимый присяжными, обжалованию не подлежит.
В заседании суда должны участвовать 12 присяжных, представляющих, в идеале, все слои общества. Стать присяжным может предположительно каждый гражданин России, достигший 25-летнего возраста. Исключение — граждане, ранее судимые, работающие в правоохранительных органах, в исполнительных и законодательных структурах власти. Не может быть присяжным также монах, так как не имеет права приносить присягу. <…>».
«Обряд инициации по-российски: новый премьер должен наступить на старые грабли» — страница 2
«Виктор Черномырдин подписал правительственное постановление, распространяющее с начала нового года действия механизма государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и продукцию предприятий, не относящихся к категории монополистов. Под «отдельными товарами» привычно подразумеваются хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, чай, соль и сахар, молоко, масло, мясо, вареные и полукопченые колбасы первого и второго сортов, продукты детского питания, этиловый спирт, сообщает ТАСС.
По мнению нового премьера, эта мера обеспечит «сдерживание инфляционных процессов, необоснованный рост цен на важнейшие виды продукции, товаров и услуг». <…>».
«Знает кошка, чье мясо съела» — страница 2
Подзаголовок — «Но догадываются ли об этом российские парламентарии?»
«В декабре 1992 года на раздельном закрытом заседании палат российского парламента было принято известное «квартирное» постановление. Информацию о нем, немедленно просочившуюся в печать, вяло попытался опровергнуть пресс-центр ВС РФ. Однако достоянием широкой публики уже стали сведения о том, что каждый «освобожденный» депутат сможет выкупить служебную квартиру в Москве по балансовой стоимости [от 80 до 135 тыс. руб.], в то время как минимальная стоимость однокомнатной квартиры на окраине города дошла до 10 тыс. долларов [6,5 млн. руб.].
Публикуемый нами сокращенный вариант стенограммы закрытых заседаний, таким образом, мало что может добавить к фактической стороне дела, но, как нам кажется, демонстрирует некоторые существенные особенности психики народных избранников. <…>».
«Карабахский конфликт будет решаться на поле брани» — страница 3
Подзаголовок — «Первая реакция Баку на заявление Ельцина-Буша»
«Карабахский конфликт будет решаться не в Москве или в Вашингтоне, а, по всей видимости, на поле брани», — такое несколько сенсационное заявление сделал 4 января на пресс-конференции в Баку государственный секретарь Азербайджанской Республики Панах Гусейнов. <…>
<…> На пресс-конференции 4 января Панах Гусейнов однозначно дал понять, что руководство Азербайджана связывает свои основные надежды на урегулирование конфликта не со странами Запада, а прежде всего с Турцией и Ираном. «Последние заявления руководителей Ирана, — подчеркнул Гусейнов, — свидетельствуют о том, что лишь в случае прекращения армянской агрессии против Азербайджана Иран будет развивать свои отношения с Арменией». По словам госсекретаря, руководство Ирана пересматривает свою прежнюю позицию нейтралитета и склонно согласиться с доводами азербайджанского руководства. Госсекретарь выразил надежду, что «Армению, которая желает решить конфликт лишь военный путем, удастся заставить сесть за стол переговоров, если Турция и Иран выразят поддержку требованиям Азербайджана».
«Борьба с прессой продолжается» — страница 3
Подзаголовок — «Число погибших журналистов, по подсчетам, превысило полтора десятка»
«Выступивший 4 января по республиканскому телевидению заместитель председателя ОС Таджикистана Абдумаджид Достиев охарактеризовал обстановку в Душанбе как спокойную. Он сказал, что за новогоднюю ночь в столице убито всего (!) 3 человека, однако значительную часть своей речи Достиев посвятил объяснению причин, приведших к дестабилизации обстановки, назвав среди прочих телеграмму группы народных депутатов СССР и Таджикистана, направленную в сентябре 1991 года в адрес руководства СССР и России. <…>
Журналисты, аккредитованные и живущие в Таджикистане, оказались под давлением политических сил еще в мае 1992 года, когда в результате вооруженных столкновений погибли Олим Зарробеков, Ширин Амирджанов и Муродулло Шералиев. Видимо, этих троих и имела в виду международная организация «журналисты без границ», опубликовавшая отчет о погибших коллегах в горячих точках. На самой деле в Таджикистане, по разным подсчетам, число пострадавших журналистов превышает полтора десятка. <…>».
«Сотни тысяч россиян станут иностранцами, если Россия откажется от принципа двойного гражданства» — страница 4
«[Юрий Решетов, посол РФ в Исландии]: В недавней передаче «Тема» народный депутат
Расширение международных связей, появление буквально миллионов смешанных браков, набирающая скорость миграция населения привели к широкому распространению двойного гражданства. Несколько десятилетий назад мировое сообщество пыталось пойти по пути сокращения двойного гражданства, в частности путем заключения международных договоров. Сейчас можно с определенностью констатировать, что этот путь тупиковый, поскольку следование им не решает правовых проблем соответствующих лиц. <…>
К сожалению, новый российский Закон о гражданстве создает положение, когда наши соотечественники за рубежом оказываются перед выбором — сохранить гражданство того государства, где они постоянно проживают или гражданство РФ. <…>
По существу все, что у нас говорится об обвальном произвольном лишении гражданства русскоязычного населения в странах Балтии, происходит сейчас в отношении наших соотечественников на основании закона Российской Федерации. <…>
Выход из этого положения только одни — переоценка в свете мировой практики нашего отношения к двойному гражданству и внесение соответствующих изменений в Закон РФ о гражданстве. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. — 1993. — 6 января, среда. — №3 (619). — 8 полос.
«Продолжение реформ — это основной курс» — страница 1, 2
Подзаголовок — «Глава российского правительства выступил с программной речью перед московскими промышленниками»
«Результаты первого года экономических реформ в России «не дают оснований для эйфории». Об этом заявил вчера Председатель Совета Министров России Виктор Черномырдин, выступая со своей программной речью на встрече в мэрии Москвы с руководителями московских предприятий и организаций всех форм собственности.
В получасовом докладе он подчеркнул, что «кризис в экономике сохраняет опасную остроту». Ставка на либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, ужесточение финансовой и денежно-кредитной политики, введение единого обменного курса рубля, широкую приватизацию, продолжал он, позволила освободить экономику от командно-административных пут. <…>
Глава российского кабинета подчеркнул, что выступает за углубление социально-экономических преобразований, намеченных в соответствующих программных документах», «за массовую приватизацию, за то, чтобы граждане России обрели наконец причитающуюся им часть государственной собственности», «за сильные стабилизационные моры, за сдерживание инфляции», «за ускоренный выход из кризиса, за возрождение России как великой, демократической и свободной державы». <…>
Главной задачей правительства на нынешнем этапе Виктор Черномырдин считает «затормозить», а затем и остановить спад производства». <…>».
«Россия работает и живет. И будет работать и жить», — сказал Президент Борис Ельцин в обращении к народу» — страница 1, 2
«Дорогие друзья! Уважаемые граждане России!
Уходит 1992 год. Мы стоим на пороге нового, 1993 года. <…>
…Мы с надеждой смотрим в будущее.
Второго января 1992 года в России закончилась целая эпоха, в которой прожили несколько поколений наших граждан, и начался отсчет нового времени.
Мы вместе решились на перемены, вместе начали дело, которое, может быть, станет главным для России XX века. Искренне хочу, чтобы оно удалось. И я уверен, что удастся. <…>
В уходящем году нас с вами многократно пугали и голодом, и холодом, и полной разрухой, и многими миллионами безработных.
Эти предсказания не оправдались. Катастрофа не наступила и — убежден — не наступит. Россия работает и живет. И будет жить и работать.
Сегодня уже виден конец затянувшемуся экономическому спаду. Вместе нам удалось сдвинуть производство с мертвой точки. Этой осенью впервые за много месяцев появились первые свидетельства не сокращения, а подъема производства. <…>
Именно благодаря тому, что весь минувший год страна жила напряженной трудовой жизнью, мы можем говорить о том, что для надежд на лучшее у нас есть все основания. <…>
Период болезненной ломки старого заканчивается. Пришло время расчищать руины и строить новые дома. Но все еще велико стремление воспользоваться несовершенством российской государственности, чтобы заблокировать преобразования, повернуть движение страны вспять.
В политическом отношении 1993 год будет сложным. Это показал и VII Съезд народных депутатов. <…>
1993 год будет для нас важным и в деле укрепления Российской Федерации. Сберечь единую Россию — такова воля подавляющего большинства россиян.
Мы имеем Федеративный договор. Стабильно работает Совет глав республик России, стратегической линией нашей политики было и остается расширение самостоятельности республик, краев и областей, развитие языка, культуры и традиций каждого народа. <…>».
«Присоединяемся к конвенции» — страница 1
«Российская федерация приняла решение подписать конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. <…>».
«За так» — никак» — страница 2
«Недавно в МВД России состоялось совместное заседание коллегий Министерства внутренних дел и Министерства безопасности Российской Федерации. Руководители двух ведомств обсудили первые итоги выполнения Указа Президента России «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», наметили перспективу.
Заседание было закрытым. Однако в центре общественных связей МВД сообщили те из обсуждавшихся сведений, которые тайны не составляют. Например, такие. В нынешнем году против коррумпированных работников государственной власти и управления возбуждено 1331 уголовное дело, разоблачено около 400 государственных чиновников, связанных с организованными преступными группами. Органами внутренних дел в 1992 году выявлено три тысячи фактов взяточничества и пять тысяч хищений в крупных и особо крупных размерах…
Вопреки требованиям Указа во многих республиках, краях и областях России руководящие работники государственного аппарата продолжают заниматься предпринимательской деятельностью, а участие местных Советов и администраций в коммерческих структурах (в качестве соучредителей), несмотря на запрет, даже расширяется. <…>».
«Инвестор не бабочка. На лампочку не летит» — страница 3
«Несмотря на общий экономический кризис, российская электроэнергетика продолжает работать достаточно устойчиво. Не секрет, что относительное благополучие отрасли достигается в основном за счет резкого снижения потребления в промышленности, теплых зим и, самое опасное, крайнего перенапряжения основных энергомощностей: более 50 процентов оборудования электростанций морально устарело и физически изношено. <…>
Руководство страны возлагает немалые надежды на свободные средства коммерческих структур, населения и западных предпринимателей. В соответствии с Указом Президента в отрасли создаются акционерные компании и новые структуры управления. Иначе говоря, идет сложный процесс становления рыночных отношений. <…>
…Остается один путь: начинать реконструкцию за счет основного потребителя — промышленных предприятий. Нельзя только забывать, что политика государственного регулирования тарифов должна оставаться гибкой и продуманной. Но это уже прерогатива Федеральной энергетической комиссии».
«Приватизация» — страница 3
«Москва. На заседания правительства столицы Москомимущества предложено до 15 февраля 1993 г. организовать учет приватизированной собственности и провести проверку выполнения договоров на ее выкуп в части соблюдения сроков платежей. <…>
Казань. В Татарстане распространено сообщение республиканского Координационного совета по введению в действие приватизационных чеков о продлении сроков их выдачи до 1 февраля 1993 года. <…>
Санкт-Петербург. Здесь завершится первый аукцион, на котором единственным средством платежа будут приватизационные чеки (ваучеры). На торгах выставлены акции акционерного транспортного предприятия «Совавто Санкт-Петербург». <…>».
«Исток в пустыне» — страница 3
«<…> Почему Россия — страна загубленных изобретений? Не только по скудоумию и корыстолюбию чиновников. Такой уж у нас темп технологического прогресса. <…> За год — впечатляющий срок! — конверсирована уникальная система связи — и почти с нулевым эффектом. Причина ясна: возможности «Истока» [система передачи данных] намного превышают нехитрые потребности наших коммерсантов. <…>».
«Когда же Россия на деле станет проводить новую национальную политику?» — страница 4
[Юрий Калмыков, президент Международной черкесской ассоциации, доктор юридических наук]: Обстановка на Северном Кавказе продолжает оставаться нестабильной. Жители южных республик Российской Федерации темпераментны, самолюбивы, горды; у каждого народа свои традиции и обычаи, и вместе с тем у северокавказцев практически одна культура, единые основные правила поведения, которые формулировались в особом своде неписаных законов, в том, что называют адатами кавказские горцы.
Но учитываются ли при решении национальных проблем особенности этих народов, знают ли их историю, быт и нравы? Похоже, не всегда. Иначе не посылали бы на Кавказ бывшего вице-мэра и нынешнего вице-премьера, больше разбирающегося в производственных делах, нежели в национальных проблемах… Ныне Северный Кавказ практически превращен в зону, где действует режим чрезвычайного положения. Без решения парламента, без соответствующих правовых процедур. <…>
Мне кажется, что в целях какого-то позитивного воздействия на происходящие здесь процессы, и, прежде всего, в зоне осетино-ингушского конфликта, целесообразно было бы реализовать следующие идеи и рекомендации.
Первое, что нужно сделать — это вывести или существенно сократить контингент вооруженных сил, введенных в северокавказский регион. <…>
Второе. Полагаю, что нужно как можно быстрее конституировать статус Совета глав республик для того, чтобы, помимо прочих полномочий, придать ему функции третейского органа, активно участвующего в разрешении межнациональных конфликтов. <…>
Третье. В прямой связи е положением, складывающимся на Северном Кавказе, находится и более общий вопрос о правовом статусе республик, входящих в российскую Федерацию. <…>
Уже отмечалось, что сложившийся на Северном Кавказе ситуация в значительной мере была предопределена тревогой, которую испытывает центр по поводу тенденций, проявившихся при становлении и развитии Чеченской Республики. Но подобные вещи мы наблюдаем и в некоторых других республиках, например, в Татарстане или Республике Саха (Якутии).
Так что же, в соответствующих регионах тоже надо использовать силовые приемы? Нет, конечно. О них вообще следовало бы забыть. Мне кажется, что при всей внешней радикальности принятых решении они не свидетельствуют о разрыве отношений с Россией, и дальнейшие шаги должны быть сделаны в направлении: а) сохранения единства российской Федерации; б) закрепления за республиками таких полномочий, которые обеспечивали бы их возможность самостоятельного решения всех своих проблем. <…>».
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О введении в действие Закона Российской Федерации «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на второе полугодие 1992 года и уточненном бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1992 год» — страница 5
«Закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» — страница 5
«Статья 1. Внести в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР… следующее изменение:
в части первой слова «и на срок более пятнадцати лет, но не свыше двадцати лет» заменить словом «пожизненно».
Статья 2. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по законодательству в связи с изменением статьи 24 Уголовного кодекса РСФСР в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Сонет Российской Федерации проект закона о внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. <…>».
«Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» — страница 5
«Статья I. Внести в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»… следующие изменения и дополнения:
1. Статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами…;
на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. <…>».
«Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» — страница 5
«Указ Президента Российской Федерации «Об упразднении системы государственных дач в Российской Федерации» — страница 5
«Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей» — страница 5
«Волки и овцы в одной связке» — страница 7
Подзаголовок — «Проблемы Приднестровья глазами командующего
«Командующий
— Александр Иванович, как, на ваш взгляд, оценивается нынешняя ситуация в Молдове и Приднестровье? Какова судьба
— Комментировать ситуацию считаю преждевременным. Она еще не определилась. Многое не ясно. И можно попасть пальцем в небо, чего я делать не привык. А на прессинг как с той, так и с другой стороны, мне наплевать: где сядут, там и слезут.
— Созданная для урегулирования конфликта объединенная контрольная комиссия заявила, что ее функции исчерпаны. Возникла опасная пауза, которая может привести к новому витку напряженности. Создается впечатление, что ни та, ни другая сторона не заинтересованы в результативности диалога.
— Здесь я с вами полностью согласен. Комиссия практически уже ничего не решает, кроме мелких тактических вопросов. Переговоры давно пора перевести на более высокий государственный уровень. К этому не стремятся обе стороны, по крайней мере, по тем данным, которыми я располагаю. <…>
— Жизнеспособно ли, на ваш взгляд, такое государственное образование, как ПМР?
— Вполне. А почему бы и нет? Вообще-то есть еще причины, по которым Молдова не хочет расставаться с этим регионом. Здесь 40 процентов промышленности, 2/3 электроэнергии, прекрасные, квалифицированные рабочие, промышленные предприятии, которым нет аналогов. Они конкурентоспособны даже на мировом рынке. Нормальная экономика, идет поставка сырья, действуют связи. Так что этот регион вполне жизнеспособен.
— А на каких условиях, как вы считаете, можно прийти к общему языку с Молдовой, ведь долго жить в качестве буферной зоны невозможно?
— Мне видится, и я подчеркиваю, это сугубо мое личное мнение, выход в использовании исторических прецедентов. Скажем, Финляндия в составе царской России была вполне самостоятельным государством. Свой парламент, своя армия, полиция и другие институты государственной власти, за исключением обшей денежной единицы и прозрачности границ. Где-то в этой сфере и нужно искать ответ на вопрос: как быть дальше.
Такое двоевластие, как сейчас — это ненормально. Каждую минуту, каждый час, день оно чревато новым конфликтом. Тем, кто не захочет тут жить, надо дать цивилизованно возможность убыть к новому месту проживания. Люди на обоих берегах Днестра… люди в массе своей связаны общими узами, и никто из них не предполагал, что мы дойдем до такой жизни. Нужно искать нормальный выход, а не плодить толпы беженцев, очередные конфликты. Причем, искать сейчас, немедленно, время и так уже упущено. Если встанет вопрос о выводе миротворческих сил — будет и вовсе поздно. Россия (Президент России) гарантировала мир на этой земле, а гарантом мира является тот воинский миротворческий контингент, который сюда введен по договоренности. <…>».