Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР – 1991. – 14 февраля, четверг. – № 39. – 8 полос.

    «Положение в Южной Осетии» – страница 1
    «Обстановка в Южной Осетии остается крайне напряженной. По имеющимся сведениям, расчистка дороги Джава – Цхинвали oт завала еще не завершена. Продолжается энергетическая блокада области. Запуск передвижных дизельных двигателей, предоставленных МВД СССР, дал возможность на время обеспечить работу хлебопекарей и областной больницы. Однако из-за невозможности доставки горючего они прекратили работу.
    Из Владикавказа в Джаву 13 февраля направлены автомашины с горючим для переправки их в Цхинвали в сопровождении сил внутренних войск МВД СССР. Горючее предназначено для восстановления автономного электроснабжения областной больницы и хлебопекарни в Цхинвали. <…>
    Энергетики предприняли попытку подать энергию по временной схеме и до Цхинвали, но вынуждены были прервать работы в связи с тем, что экстремисты грозились взорвать линии электропередач, а монтажников взять в заложники. <…>
    О блокировании энергоснабжения Южной Осетии заявил независимый союз энергетиков Грузии. Подача электроэнергии будет возобновлена в случае выполнения их требований, изложенных в «Обращении к осетинскому населению Цхинвальского и Джавского районов». Это сдача оружия грузинской милиции, выдача лиц, чей арест санкционирован правоохранительными органами республики, прекращение погромов и поджогов, создание условий для возвращения беженцев грузинской национальности, восстановления контроля в регионе органами МВД Грузии».
     
    «В парламенте России» – страница 1
    «В повестке пленарного заседания сессии Верховного Совета РСФСР на 14 февраля значилось сообщение комиссии Верховного Совета РСФСР по проверке фактов сделки российских организаций с иностранными фирмами, то есть тех фактов, которые сейчас называют «делом Фильшина».<…>
    Образовавшееся в связи с этим окно в повестке дня 14 февраля решено заполнить обсуждением готовящейся ценовой реформы и выработкой отношения к ней правительства и парламента России.
    Затем сессия приступила к работе по повестке дня. Первый вопрос; обсуждение и принятие постановления об итогах экономического и социального развития РСФСР в 1990 году, функционирования экономики республики, бюджете РСФСР и ценовой политики в текущем году. <…>
    Бурно обсуждалось обращение Верховного Совета Казахской ССР к парламентам союзных республик, в котором Казахстан призывает не вести с центром «войну законов», не пытаться создавать параллельные центры. <…>».
     
    «Останавливают предприятия, чтобы подоить коров» – страница 1
    «Каждые сутки в Читинской области по нескольку часов не работают все промышленные предприятия – душит дефицит электроэнергии. Дошло до того, что облисполком обратился к хозяйственникам с требованием остановить производство в часы утренних и вечерних максимумов, чтобы на сельских фермах смогли провести электродойку коров. В остальное же время суток потреблять электроэнергию разрешается по особому режиму.<…>
    Кроме того, премьер-министру СССР В. Павлову направлено письмо с просьбой снять в первом квартале этого года штрафные санкции со всех предприятий, а их около 300, за недопоставку продукции смежникам. Объемы этих недопоставок будут исчисляться в десятках, если не сотнях миллионов рублей. Страна недополучит золото, уран, полиметаллы, другую продукцию. <…>
    Сегодня же руководители области выпрашивают у правительства автономные дизельные электростанции и передвижные энергопоезда, само название которых было привычно нашему слуху разве что в военные и послевоенные времена. <…>
    Положение читинской энергосистемы, сказал заместитель генерального директора «Читаэнерго» по экономике А. Старостин, усугубляется еще и тем, что с 1 января продавцы электричества подняли его цену в 2,4 раза, цена на уголь выросла вдвое, а железнодорожные перевозки подорожали в 3,5 раза. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит в 200 миллионов рублей, читинские энергетики и сами вынуждены ставить вопрос о дополнительном повышении цены на электроэнергию для промышленных потребителей в два с лишним раза. <…>».
     
    «Должна быть диктатура закона» – страница 2
    Подзаголовок – «Выступление М.С. Горбачева»
    «Москва, 13 февраля. (Корр. ТАСС). Завершилось Всесоюзное совещание работников органов прокуратуры, в работе которого принял участие Президент СССР М.С. Горбачев.<…>
    На совещании выступил М.С. Горбачев:
    – <…> Я разделяю основные тезисы доклада Генерального прокурора СССР, ваши подходы и оценки. Их нужно осмыслить и в органах власти, а затем с вашим участием принять решения, помогающие системе правоохранительных органов эффективно действовать. Включить сюда и решение назревших вопросов материального положения работников. <…>
    Сейчас задача момента – стабилизация рынка, экономики, финансов, общественного порядка, укрепление законов. Это такая реформа отношений собственности, через которую мы должны включить мощную тягу к труду. <…>
    Вопрос о прокуратуре и ее функциях связан сегодня, в первую очередь, с реформой нашего многонационального государства, с превращением его в Союз суверенных республик. Мы пока не можем говорить обо всех деталях этого преобразования. Впереди референдум. Сейчас под Москвой работают над проектом нового Союзного договора представители республик. Одновременно созданные нами комиссии приступили к обсуждению вопросов с прибалтийскими республиками. <…>
    В обновленном Союзе функции прокуроров будут не те, что сейчас, они должны будут нести ответственность не только, так сказать, по вертикали, но и по горизонтали. Вместе с тем защита прав и свобод граждан – это общесоюзная задача. <…>
    С другой стороны, прокуратура в республиках и на местах должна будет сосредоточить внимание на реализации задач, вытекающих в первую очередь из республиканского законодательства. <…>
    Надо также готовиться к работе в новых условиях в связи с переходом к рыночной экономике. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда очень непросто различить действительно полезную для хозяйства инициативу и одну лишь видимость ее, за которой стоит стремление к легкой наживе. <…>
    Еще одна сложность, с которой сейчас приходится сталкиваться работникам правоохранительных органов, – продолжаются попытки давить на них. Раньше партийные комитеты действовали на основе «телефонного права». Сегодня уходим от этого и попадаем в ситуацию, когда другие структуры пытаются действовать таким же образом.<…>
    Этому надо противостоять. <…>».
     
    «Судьбу не навязывают, а выбирают» – страница 2
    Подзаголовок – «На вопросы о Союзном договоре отвечает Председатель Верховного Совета Белорусской ССР Н.И. Дементей»
    « – Николай Иванович, вы были на заседании Совета Федераций CCCР, где обсуждался проект Союзного договора.<…> Можете ли вы сказать, что это заседание приблизило всех нас к желанной стабильности, что на нем определены главные контуры Союзного договора? Будет ли он готов к референдуму? Ведь каждый из нас должен четко и точно знать, чему он говорит свое «да» или «нет»!
    – «Контуры» Союзного договора довольно четко определены в проекте Президента. Главные из них: Союз – это суверенное, федеративное государство, добровольно образованное суверенными, самостоятельными республиками. Я особо подчеркиваю слово «добровольно». Потому что никто не имеет права кому-то навязывать судьбу. Судьбу выбирают сами. Все свои взаимоотношения республики строят на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, разрешения всех споров только мирными средствами. Границы между ними могут изменяться только по обоюдному согласованию.<…>
    – Тогда почему же не все республики хотят подписывать Союзный договор? Неужели их правительства настолько, мягко говоря, недальновидны, что не понимают явных выгод? Ведь из этого тупика поодиночке не набраться!
    – Причин для такого поведения очень много. Будем откровенны, всем осточертел тяжелый, непререкаемый диктат центра. Обожглись на молоке, теперь дуют на воду, не веря, что прошлому больше не бывать.
    Некоторые республики опасаются за свой суверенитет. <…>
    – Но вы допускаете такую возможность, что не все республики захотят вступить в союз, подписать Союзный договор?
    – Допускаю. И в отличие от некоторых не вижу в этом ничего страшного. Республики ведь свободны, а союз наш добровольный. Ну что ж, пусть посмотрят со стороны, как будет жить новый Союз, какие он даст преимущества республикам, народам. Пусть каждый убедится, что в новом Союзе выгодно жить.<…>
    – В связи с тем, что вы сейчас сказали, Николай Иванович, я хотел бы вернуться к началу нашего разговора. Скажите, гарантирует ли Союзный договор мир между нациями, мир, которого так не хватает нам?
    – Убежден, что новый Союзный договор, если он будет всеми подписан, положит новое начало в межнациональных отношениях. Потому что он основан прежде всего на правах и свободах человеческой личности. <…>».
     
    «Военная политика КПСС» – страница 2
    «О судьбе партийных организаций в армии и на флоте шла речь на состоявшейся 13 февраля в пресс-центре ЦК КПСС пресс-конференции.
    Первый заместитель начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил СССР генерал-полковник А. Овчинников рассказал, что в армии и на флоте партийные структуры получили полную самостоятельность. Они являются снизу доверху выборными и строят ныне свою деятельность в соответствии с Законом СССР «Об общественных объединениях» и Инструкцией о работе организаций КПСС в Вооруженных Силах СССР. Многие журналисты спрашивали: будут ли созданы условия в армии для работы других партий. Генерал Овчинников ответил, что сейчас в Вооруженных Силах нет других партийных структур, кроме КПСС. Он не видит большой беды, если новые партийные структуры будут поддерживать единоначалие в армии, а их члены будут служить примером в выполнении воинского долга.<…>».
     
    «Рынок России: нестабильность нарастает» – страница 2
    «По данным Госкомстата РСФСР, потребительский рынок России дестабилизирован. В заключении экспертов, в частности, говорится: «Проявления инфляционных процессов в республике усиливаются. Потребительский рынок дестабилизирован. Продажа практически всех товаров происходит в условиях острого дефицита, ограничения свободной торговли, размаха спекуляции, ажиотажного спроса, подогреваемого различного рода слухами. Формы проявления инфляции действуют не изолированно, а накладываются друг на друга, порождая дополнительный эффект, усиливающий размах инфляционной волны, последствия которой крайне негативны для всех сфер социальной жизни». <…>».
     
    «Латвия: Ценовое предупреждение» – страница 4
    «Председатель Совета Министров республики Иварс Годманис постоянно подчеркивает, что ценовая революция во всем Советском Союзе не за горами и руководители страны приветствуют решительные шаги Латвии в этом направлении.<…>
    Берем для начала самый первый довод сторонников повышения цен: с повышением наполнятся прилавки. В первые дни после повышения цен работники Совмина отправились в магазины Риги, Юрмалы, Елгавы, Огре. Об этом даже появилась заметка в местной печати. Задача чиновников была простой: оценить, что изменилось на прилавках после повышения цен. Картина, как замечает газета, не порадовала. <…>
    У январской «ценовой революции» в Латвии, конечно, была предыстория. <…> Когда в сентябре стало известно о резком скачке цен в соседней Эстонии, в Латвии поняли, что подобная встряска грозит и здесь. Правительство успокоило: «С 1 октября повышения не будет». <…>
    Вырвавшись на волю после долгого сдерживания, цены устремились вверх беспрепятственно, в условиях нашей дефицитной экономики они просто взбесились.<…>
    Ни одно из общественных движений, ни одна из партий не протестовали против изменений в ценообразовании. Смелость правительства Годманиса, атакующий стиль его решений поддерживают многий жители республики. Перемены необходимы это ясно видно. Но поскольку большинству регионов еще предстоит пережить ценовый скачок, есть смысл остановиться на ошибках латвийской реформы. <…>
    И последнее. Спустя месяц после ценовых преобразований замечу, что изобилия в латвийских магазинах нет. С молоком – перебои, выбор остальных продуктов невелик. И всюду – очереди, очереди, очереди. Как до повышения.<…>».
     

    «Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов - 1991. – 14 февраля, четверг. – № 20 . – 8 полос.

    «Власть без рычагов» – страница 1, 2
    Подзаголовок – «Центр заменяет право своим пониманием правил», говорит министр юстиции РСФСР Николай Федоров в интервью корреспонденту «НГ» Владимиру Тодресу»
    « – Николай Васильевич, в последнее время министры либерально-демократического толка как на союзном, так и на республиканском уровне предпринимают очень схожие шаги. Вы-то не собираетесь в отставку?
    – За любым министром все-таки стоят интересы России и ее народов. У меня есть участок, за который мне отвечать, и поэтому и не могу поддаваться настроению, упадку духа и т. д. <…>
    – Допустим, что законотворчество на российском уровне ведется профессиональнее, но вряд ли оно больше отражается на реальной жизни – взять хотя бы закон о земельной реформе.
    – Если смотреть на ситуацию достаточно серьезно, то, мне кажется, наша работа на уровне России носит в основном просветительский характер. Это попытка объяснить, что такое профессиональное решение той или иной проблемы. Законы России и не могут заработать в действенности по той причине, что у нее кроме Декларации о суверенитете мало что есть из государственных рычагов управления. <…>
    – Как же заставить исполнять республиканские законы? Не создавать же новые репрессивные структуры» теперь уже российские.
    – В рамках юрисдикции Российской Федерации все-таки находится МВД. И нам нужно создать более привлекательную для милиционеров законодательную основу, которая была бы российской. Я имею в виду, что законы России должны лучше защищать интересы милиции и в повседневной жизни, и при выходе на пенсию. <…>
    – Ваш прогноз по предстоящему референдуму?
    – Сложно дать комментарий к его формулировке. Проблема в том, о каком обновленном государстве идет речь. В это понятие можно вложить любое содержание. Поэтому при такой постановке вопроса результаты референдума едва ли отразят действительное мнение народа. <…>».
     
    «Все это делается не слишком умно» – страница 1
    Подзаголовок – «Гейдар Алиев о сессии ВС Азербайджана»
    «Судя по всему. Президент Азербайджана Аяз Муталибов действительно видит в Гейдаре Алиеве, бывшем члене политбюро ЦК КПСС, могучего политического соперника. Когда Алиев, избранный народным депутатом Азербайджана и Нахичеванской АССР, получил слово и вышел к трибуне, Муталибов тут же покинул зал заседаний. <…>
    На следующий день с самого утра речь на сессии шла только об Алиеве. Шквал гнева, который обрушился на него, мог выдержать только человек с очень сильным характером. Кто-то из депутатов внес предложение создать специальную комиссию по проверке всей деятельности Алиева на посту первого секретаря ЦК КП Азербайджана в 1969–1982 годах. <…>
    Вопрос о комиссии так и не был решен. Алиев не расколол сессию, как в Баку предполагали многие обозреватели, но совершенно очевидно, что его поддерживают не только народные депутаты, но и представители разных кругов интеллигенции.<…>
    После четырех дней работы сессия вдруг объявила перерыв до 5 марта. А Гейдар Алиев тут же дал короткое интервью корреспонденту «НГ»:
    – То, что произошло вокруг меня на сессии, я оцениваю как провал тех людей, тех сил, которые организовали эти выпады.<…>
    – Как вы оцениваете ситуацию в Баку?
    – «Военно-полевая сессия, как правильно написала вчера, кажется, «Комсомольская правда». Представьте себе: здание, где заседает первая сессия демократически избранного Верховного Совета, окружено танками, БТР и военными. Нашелся один честный журналист, показал в ТСН все как есть – а камера, когда хочет, не врет, – так принимается решение, будто ТСН, видите ли, тенденциозно освещает работу сессии. Заседали всего четыре дня, и вдруг объявляется перерыв до 5 марта. Процветает власть партократии. Такой отсталости, как здесь, нет, пожалуй, ни в одной республике. <…>».