Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Известия» / Учредитель: Совет народных депутатов СССР – 1991. – 8 января, вторник. – № 7. – 8 полос.

    «Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик «О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР» – страница 1
    «<…> На основании пунктов 1 и 2 статьи 127 Конституции СССР постановляю:
    1. В соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР от 24 октября 1990 года «Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР» не имеют юридической силы с момента принятия и не подлежат исполнению государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами положения названных в настоящем Указе актов, принятых органами власти Грузинской ССР и находящейся в ее составе Юго-Осетинской автономной области, противоречащие действующему законодательству Союза ССР. <…>
    3. Вывести в трехдневный срок с территории Юго-Осетинской автономной области все вооруженные формирования за исключением внутренних войск Министерства внутренних дел СССР.
    4. Руководству республики в пятидневный срок информировать Президента СССР о принятых мерах по стабилизации обстановки в республике. <…>».
     
    «Продолжение прерванной сессии» – страница 1
    Подзаголовок – «Парламентский корреспондент «Известий» А. Степовой передает из Кремля»
    «После антракта, вызванного проведением IV Съезда, 8 января в 10 часов утра четвертая сессия Верховного Совета СССР возобновила работу. Вторая часть сессии это не просто ее продолжение. В связи со значительным обновлением состава Верховного Совета завершающий ее этап станет пробой сил парламентского пополнения.<…>
    В течение первого часа на сессии обсуждалась организация работы Верховного Совета СССР в связи с решениями IV Съезда. В принятом постановлении по этому вопросу говорится, что союзный парламент в своей деятельности будет исходить из решений IV Съезда, предусматривающих комплекс неотложных мер по демократическому обновлению Союза, переходу к рыночным отношениям.<…>
    Ряд поручений адресован союзному правительству. В числе первоочередных – вынесение на следующую сессию парламента проектов законов о разгосударствлении, приватизации предприятий, демонополизации, охране промышленной и интеллектуальной собственности, предпринимательства, защиты потребителей.<…>
    С сообщением Плановой и бюджетно-финансовой комиссии Совета Союза о дальнейшей работе над планом и бюджетом страны выступил ее председатель В. Кучеренко. <…>».
     
    «Обстановка в Цхинвали взрывоопасная» – страница 1
    «4 января в Цхинвали произошло нападение на сотрудников МВД Грузии. Они были избиты и разоружены. В ответ 6 января в город Цхинвали и Джавский район введены дополнительно до 3 тысяч сотрудников грузинской милиции, на три часа продлен комендантский час. Во время ввода подразделений милиции произошла перестрелка. С обеих сторон есть раненые. Погибли два сотрудника МВД Грузии. По неподтвержденным данным, погибли также два человека с осетинской стороны. Ситуация в Цхинвали напряженная».
     
    «Меры защиты столичной торговли» – страница 2
    «После новогоднего перерыва возобновилась 8 января работа второй сессии Моссовета. Первые два пленарных заседания будут посвящены принятию решения о программе перехода к разгосударствлению и приватизации торговли, общественного питания и бытового обслуживания в городе, а также завершению формирования руководства Мосгорисполкома, его структурных подразделений. Вопрос о разгосударствлении и приватизации жизненно важной отрасли столичного хозяйства рассматривается депутатами в неразрывной связи с неотложными мерами по защите потребителей в переходный период к рыночным отношениям. Во многих выступлениях отмечалась необходимость незамедлительного введения нормированного гарантированного обеспечения населения основными продовольственными товарами – мясом и колбасными изделиями, животным и растительным маслом, крупой и макаронными изделиями. <…>
    На сессии будет рассматриваться как одна из мер защиты потребительского рынка Москвы вопрос о введении с февраля – марта нынешнего года особых карт-талонов для гарантированного обеспечения только жителей города продуктами по месячным нормам и государственным ценам».
     
    «Льготы отменены» – страница 2
    «Карагандинский областной Совет отменил льготы шахтерам, химикам и металлургам, которыми они пользовались при получении отдельных видов продуктов. Причина: острая нехватка продовольствия и введение в области единой карточной системы его распределения. Теперь горняки, равно как и все остальные жители, смогут купить в месяц, например, лишь 1 килограмм мяса, 0,5 килограмма колбасы, 300 граммов макаронных изделий, 9 яиц и сигарет на 1,5 рубля. Всего же нормированному распределению подлежат товары 18 наименований. Вслед за этим нововведением областного Совета преподнесли свой сюрприз и кооператоры, повысившие цена на мясные и колбасные изделия чуть ли не в два раза. Отныне за килограмм говядины потребитель должен выложить 13 рублей 40 копеек, а за копченую колбасу – до 27 рублей 70 копеек».
     
    «Ультиматум шахтеров Донбасса» – страница 2
    «Сразу после новогоднего праздника генеральные директора угольных производственных объединений Донбасса направили руководителям страны – М.С. Горбачеву и Л.А. Воронину, а также республики Л.М. Кравчуку и В.П. Фокину – телеграмму, в которой поставили в известность, что с 10 января шахтеры прекращают отгрузку угля всем потребителям. Что же подвигло угольных «генералов» на столь решительный шаг?
    Почти два года в Донбассе не прекращаются разговоры о необходимости установления новых, справедливых цен на каменный уголь. Особенно обострились они во время забастовок, а также шахтерских съездов, проходивших летом и осенью минувшего года в Донецке. <…>
    Успокаивать бурлящий Донбасс – и на забастовки, и на съезды – приезжали многие руководители топливно-энергетического комплекса. Они убедительно говорили о том, что старая политика цен, конечно же, не годится для нашей экономики, переходящей к рыночным отношениям. <…>
    Увы, реалии оказались иными, в декабре выяснилось, что Минуглепром СССР не даст обещанные миллиарды, и потому правительство УССР заявило, что заберет угольную отрасль в свое ведение. <…>
    Каков же выход? Он есть. Поскольку угольные экономисты уже завершили разработку конкретных предложений по формированию новых расчетных цен с учетом последних Указов Президента СССР, то Совет Министров СССР, Совмин Украинской ССР, Минуглепром должны, взяв за основу этот документ, немедленно дать соответствующие распоряжения Минфину, Госбанку, Минуглепрому и другим ведомствам по финансированию угольщиков в республике с учетом необходимой суммы дотации. <…>».
     
    «Кризис цен или кризис власти?» – страница 2
    «Вслед за Эстонией и Латвией с понедельника в Литве повышены розничные цены на продукты питания и некоторые промышленные товары.<…>
    Если соседние балтийские республики загодя готовились к прыжку цен, то в Литве решили использовать метод шоковой терапии: поздно вечером в воскресенье по телевидению объявили, что с понедельника будут действовать новые цены, что работники торговли уже переписали, трудясь в поте лица в воскресный день, все ценники.<…>
    В специальном правительственном заявлении эта мера оправдывается тем, что якобы с нового года подорожали зерно, комбикорма, техника, топливо, в результате чего республика понесет потери в 7 млн. рублей. Вице-премьер Р. Озолас, выступив по телевидению после официального правительственного заявления, считает, что повышение цен – «один из элементов экономической реформы». Ранее премьер-министр К. Прунскене в телеинтервью тоже утверждала, что «нужно создать условия для рынка в смысле либерализации цен».<…>
    Правительство фактически проигнорировало постановление литовского парламента, обязывающее правительство не увеличивать розничные цены до тех пор, пока Верховный Совет не утвердит программы реформы цен и денежной компенсации. <…>».
     
    «Десантники и призывники» – страница 2
    «Пресс-центр Министерства обороны СССР распространил сообщение, в котором сказано, что Министерство обороны СССР принимает дополнительные меры для выполнения Указа Президента СССР от 1 декабря 1990 года «О некоторых актах по вопросам обороны, принятых в союзных республиках».
    Командующим войсками соответствующих военных округов отданы распоряжении об усилении практической помощи военным комиссариатам Армении, Грузии, Молдовы, республик Прибалтики, некоторых областей Украины в решении возложенных на них задач по проведению призыва граждан на действительную военную службу, а также организации розыска и возвращения военнослужащих, самовольно оставивших воинские части. Для выполнения таких задач будут привлекаться подразделения воздушно-десантных войск. <…>
    В перечисленных республиках и западных областях Украины, точнее – в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областях, не выполняются или крайне плохо выполняются местными органами власти возложенные на них законом обязанности по вопросам обороны страны. Не выполняются требования Указа Президента СССР, который отменил акты союзных республик по оборонным вопросам, как противоречащие действующей Конституции СССР, подчеркнув: они не имеют юридической силы с момента их принятия, и потребовал руководствоваться нынешними законами страны. Но последние, к сожалению, выполняются не везде. Практически сорван осенний призыв. <…>
    Несмотря на идущее полным ходом сокращение Вооруженных Сил, на вывод и расформирование некоторых частей, уходящих из стран Восточной Европы, армию нельзя сократить в одночасье. Можно в один день распустить по домам полк, дивизию – если хватит в железнодорожных кассах билетов, – но нельзя в тот же срок ликвидировать танки, орудия ракеты, боевые машины, боеприпасы. <…>
    А оставлять боевую технику, оружие и боеприпасы без присмотра – себе дороже. Недокомплект в армии отзовется и срывом боевой учебы, и перегрузками, психологическими, физическими, для тех, кто будет ходить в караулы «через день – на ремень», и конечно, снижением уровня дисциплины, которая сегодня и так хуже некуда.<…>
    Второй ответ мы найдем в сообщении пресс-центра Минобороны, где упоминаются десантники. У них уже есть опыт отлавливания дезертиров. Не позавидуешь тем парням, которых будут приводить на призывные участки ребята в голубых беретах, хотя, наверное, такую работу могла бы делать милиция. <…>».
     
    «Где взять миллиарды, чтобы спасти природу» – страница 2
    «Экологическая ситуация в нашей стране значительно хуже, чем в странах с развитой рыночной экономикой – при меньших объемах полезного производства на душу населения и на гектар хозяйственно освоенной территории.<…>
    У нас существуют лишь единые для всей страны санитарно-гигиенические нормативы, якобы гарантирующие безопасность окружающей среды для людей. Практически же эти нормативы в полном объеме не выполняются нигде.<…>
    Если при переходе к рынку не будет обеспечено целевое выделение (как минимум утроение в ближайшие 2–3 года) ресурсов на природоохранные нужды, все прочие предусмотренные меры социальной защиты (в части прожиточного минимума, гарантий занятости и т.п.) окажутся бесплодными. <…>
    Существующая в нашей стране система государственного контроля и нормирования состояния окружающей среды не оправдала себя, несмотря на многолетние попытки ее реорганизации. <…>
    Уроки Чернобыля – и не только они – показывают, что не может быть объективным (и соответственно – эффективным) государственный контроль над хозяйственной деятельностью, когда сама эта деятельность монополизирована государством.<…>
    Совсем наоборот будет обстоять дело с формированием финансовых ресурсов на охрану окружающей среды. Они, согласно Закону о налогах, ограничены величиной прибыли предприятий, предельным размером налоговых изъятий из этой прибыли. Таким образом, в законе уже запрограммирован дефицит централизованных финансовых ресурсов на цели экологического оздоровления, а также страхования от экологических аварий. Не предусмотрено резервирование этих ресурсов и на уровне предприятий. В результате права и ответственность республик и регионов за экологическую обстановку остались не подкрепленными средствами.<…>
    Налоговая система в сочетании с жесткими штрафными санкциями за нарушение природоохранных нормативов способна, как показывает мировой опыт, обеспечить мощный стимул для формирования рынка экологических услуг – от рынка природоохранной техники до рынка квот (лимитов) на загрязнение природной среды.<…>».
     
    «Распродается трест» – страница 3
    «Приватизация госсобственности порождает множество конфликтных ситуаций, по своему драматизму сравнимых разве что с бракоразводными процессами. <…>
    Причина и том, что у нас сейчас словно бы специально созданы условия, дестабилизирующие процесс формирования негосударственных экономических структур. Простой вопрос: ну а где и как сегодня кооператив может приобрести оборудование, тем более первоклассное? Нигде. И путь один – так сказать, присосаться к государственному предприятию или зафиксироваться в его рамках. Однако такая зависимость в материально-техническом снабжении от руководителей заводов и фабрик, других организаций создает и предпосылки для коррупции, для подкупа и злоупотреблений должностных лиц. Но главное – неизбежно вызовет конфликты между представителями старых и новых подразделений в рамках одного предприятия.
    Думается, что это своеобразная мина замедленного действия. И она у нас еще взорвется не раз, порождая ненависть работников госпредприятий к тем же кооператорам, отбирающим у них оборудование и сырье не в честной конкурентной борьбе, а способами, увы, иными. <…>».
     
    «Северный союз предпринимателей» – страница 3
    «Союз городов был создан полгода назад. Тогда, в июле, представители Архангельска, Боровичей, Иванова, Костромы, Ломоносова, Ленинграда, Мурманска, Новгорода, Петрозаводска, Северодвинска и Череповца на своей учредительной конференции поставили целью совместно решать проблемы создания рыночной инфраструктуры, сообща действовать в сфере экономики, политики и экологии. <…>
    Сегодня эта организация со штаб-квартирой в Новгороде, объединяющая два десятка крупных городов северо-запада России, готовится к созданию собственных банков: информационного, который должен стать базой для товарной биржи, собственного банка, где будут сконцентрированы средства для осуществления взаимовыгодных проектов.<…>
    Вслед за союзом городов в конце декабря минувшего года была создана еще одна социально-экономическая общность Ассоциация северо-западных территории РСФСР. Представители восьми областей заключили сроком до 1995 года соглашение о сотрудничества при переходе к рынку.
    Основополагающими принципами ассоциации являются обеспечение временных поставок и упрочение прямых хозяйственных связей. <…>».
     
    «Р. Озолас: Необходимы взаимные компромиссы» – страница 4
    «На вопросы корреспондента «Известий» Н. Лашкевича отвечает вице-премьер республики Р. Озолас.
    – Позиция Литвы по отношению к Союзному договору выражена весьма категорично: никоим образом не участвовать в разработке и подписании договора. Однако выход из тупика проблем так или иначе должен быть найден…
    – Я думаю, раньше или позже мы все равно будем совместными усилиями развязывать историей завязанный узел литовской проблемы. <…>Втягивать нас в процесс переговоров и в Союзный договор в качестве союзной республики неправомочно.<…>
    – Чем все-таки не устраивает литовское правительство проект договора?
    – По ряду позиций, суть которых сводится к определению статуса Литвы как союзной республики, коей мы себя не признаем после 11 марта. Не войдем в новый Совет Федерации – опять-таки: федерация – и в его рабочий орган – предполагаемый межреспубликанский комитет по уже указанным мною причинам. Но главное – проект договора исходит из прежних, застойных подходов к осмыслению общественно-политической ситуации в стране. <…>
    – Вы сказали: народ Литвы… Но народ надо еще спросить, хочет ли он жить в независимом государстве. Почему же Литва так упорно отказывается от идеи референдума?
    – Наш парламент выбран демократическим путем и в полной мере отражает волеизъявление народа. Не думаю, что мы должны проводить в настоящее время референдум, так как находимся в условиях постоянного политического, военного и экономического давления со стороны СССР. Хоти в принципе не исключаем такой возможности. <…>».