«Известия / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 29 апреля, среда. – № 102 (23676). – 8 полос.
«В России все будет в порядке, заявил Дж. Буш корреспонденту «Известий» – страница 1
«Передайте, пожалуйста, народу вашей страны, что, как я убежден, все будет в порядке, все сработает», – попросил президент Соединенных Штатов Джордж Буш, когда корреспондент «Известий» поинтересовался у него, каковы, по его оценкам, настроения в американском конгрессе, примут ли там – и быстро ли – правительственный законопроект о финансовой и экономической помощи России. <…>
Отвечая на вопрос американского репортера о, пожалуй, важнейшем событии последних дней – принятии России в Международный валютный фонд, Дж. Буш выразил убеждение в своевременности принятого решения. «Мы продвигаемся так, – ответил он,– как и должны были продвигаться». <…>
Практически то же самое заявил, отвечая на вопрос «Известий», и российский вице-премьер: «Мы проводит нашу собственную экономическую политику, и проводим мы ее не потому, что она нам диктуется, а потому, что мы сами считаем ее целесообразной. В целом она совпадает с политикой МВФ и поэтому пользуется поддержкой международного финансового сообщества». <…>».
«Торговать с рук на улицах Москвы можно, но теперь не везде» – страница 1
«29 апреля вступило в силу постановление московского правительства об упорядочении уличной торговли в городе.
Самостийная, дикая торговля с рук расцвела на улицах и площадях Москвы три месяца назад, едва был обнародован Указ президента России «О свободе торговли». Вскоре забили тревогу санитарные врачи. Еще в морозные февральские дни они выступили с предупреждениями, что с приходом весны и наступлением тепла неконтролируемая продажа сомнительных по качеству продуктов, скопления бытового мусора и пищевых отходов в многолюдных местах создадут реальную угрозу возникновения в городе эпидемий. Статистика вызовов «скорой помощи» за последнее время подтверждает тревожный прогноз. <…>
Всего же по Москве определено восемьдесят с лишним «территорий» (площадей, улиц, набережных) для уличной торговли, а также выделены три места для развертывания крупных вещевых рынков-толкучек. В ближайшее время вводится местный московский налог на право торговли, средства от которого будут направляться, в частности, на оплату расходов по ночной уборке мест свободной продажи товаров. <…>».
«Горбачев согласен выступать свидетелем» – страница 1
«Как сообщено в Литве, Горбачев объявил о своем согласии выступить в качестве свидетеля по делу о состоявшемся в Вильнюсе в январе 1991 года военном нападении, в результате которого погибли 17 человек».
«На Украине считают, что 43 тысячи памятников принадлежат ей» – страница 1
«Комиссия по розыску и возвращению на Украину исторических и культурных ценностей считает, что республика может претендовать на возвращение ей 43 тысяч памятников, изъятых, вывезенных и захваченных немецкими нацистами.
По мнению специалистов комиссии, Украине принадлежат также те исторические реликвии, которые были вывезены из республики по приказу российских царей и большевистского руководства и которые сейчас находятся в музеях России и других стран СНГ».
«На архангельской земле президента интересуют не только подлодки, но и цены на продукты» – страница 2
«<…> …по прибытии в архангельский аэропорт Б. Ельцин, отвечая на вопрос корреспондента «Известий», все же обозначил главную идею своей поездки в этот район России. Прежде всего, заявил Борис Николаевич, здесь я не был, и мне очень важно детально ознакомиться с ситуацией в этом северном крае, особенно с учетом обсуждения вопроса о проблемах народов Севера на VI Съезде народных депутатов России. Кроме того, мы объявили о необходимости внесения корректировок тактического плана в осуществляемые реформы. Мне как президенту и главе правительства важно сверить свои представления на сей счет с живущими здесь людьми, специалистами, руководством Архангельской области... <…>
О том, что президента заботят житейские проблемы не меньше, чем глобальные, свидетельствует такой эпизод. Во время осмотра Северодвинска президентский кортеж неожиданно остановился у продовольственного магазина. Б. Ельцина интересовало, как торговля адаптируется к рынку. Он подробно расспрашивал продавцов о механизме снабжения населения продуктами питания, рассердился, узнав, что цены высоки из-за высокой арендной платы за здание, которое ведомство А. Чубайса не отдает местному муниципалитету. <…>».
«Украина и Казахстан «приватизируют» ядерные арсеналы СНГ» – страница 2
[Александр Савельев, вице-президент Российского института национальной безопасности и стратегических исследований, участник переговоров по СНВ]: «<…> Но, судя по заявлениям Л. Кравчука и Н. Назарбаева, оба лидера считают теперь ядерное оружие, оказавшееся на их территории, своим. При этом Киев требует себе особого ядерного статуса: пока Украина не получит собственной кнопки, ядерные вооружения, расположенные на ее территории, остаются «оккупационными силами», только что заявил Л. Кравчук корреспонденту агентства Рейтер. Фактически единые ядерные арсеналы обе республики сейчас пытаются временно «приватизировать». <…>
... Затянувшееся молчание России может быть истолковано однозначно: как фактическое признание начавшегося «великого передела» ядерных арсеналов бывшего СССР. Понимаю, что Москва стоит перед чрезвычайно трудным выбором, но оттягивать принятие решения дальше уже некуда. И Россия должна взять на себя свою долю ответственности. <…>».
«Грузия формирует свою армию» – страница 2
«После двухсотлетнего перерыва грузинское государство приступает к строительству полноценных вооруженных сил. В общих чертах обрисованы контуры этого строительства: вооруженные силы Грузии будут насчитывать двадцать тысяч человек, состоять из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и пограничных подразделений. Они будут комплектоваться по смешанной контрактно-призывной системе. Продолжительность службы для призывников – полтора года. <…>
По поводу действующих ныне вооруженных формирований было заявлено, что они структурно войдут в подчинение министерства обороны. Национальная гвардия будет преобразована в спецподразделение быстрого реагирования. Сложнее с «Мхедриони». По словам Шарашенидзе [министр обороны Грузии], достигнута договоренность с лидером этой вооруженной организации, заместителем председателя Госсовета Джабой Иоселиани о том, что «Мхедриони» войдет в состав регулярной грузинской армии отдельным подразделением. <…>».
«Медики начали переговоры с правительством» – страница 2
«Забастовки и митинги протеста медиков идут в шестидесяти одном регионе страны.
Не поддержали их Саха (Якутия), Татарстан и Чечня. В Татарстане и в Саха республиканские правительства сразу пошли на уступки. А в Чечне прекращена работа профсоюза работников здравоохранения. В Москве 100 медицинских учреждений работают в предзабастовочном режиме. Большинство поликлиник не выдают листки временной нетрудоспособности и справки. В акции протеста вовлечено более десяти тысяч человек... <…>
Создана трехсторонняя согласительная комиссия. Она заседала с участием госсекретаря Геннадия Бурбулиса и председателя профсоюза работников здравоохранения России Михаила Кузьменко. Комиссия признала требования медиков справедливыми и предложила Минфину и Минздраву России совместно с профсоюзом выработать согласительный документ до 1 мая. <…>».
«Сергей Шахрай: Правительство стало после съезда по-настоящему временным» – страница 2
Подзаголовок – «Государственный советник не исключает, что нынешний Кабинет министров может через месяц уйти в отставку, а в политической жизни России наступит крутой поворот»
«<…> После съезда российское правительство стало по-настоящему временным. До этого оно было правительством президента – локомотивом реформ, вынужденным принимать непопулярные, жесткие и необходимые решения, но при этом конституционно защищенное возможностью работать не меньше года. Сейчас же правительство «провисло». Полномочия президента по руководству Кабинетом министров закончатся в день принятия парламентом закона о правительстве. Когда это произойдет? Почему-то все считают, что через три месяца – крайний срок, определенный съездом. Но мне кажется, что парламент примет этот закон гораздо раньше... <…>
– Я убежден, что на съезде был упущен уникальный шанс укрепить положение исполнительной власти. Спустя неделю после начала его работы стали очевидными две вещи: съезд, несмотря на разгромное постановление о ходе реформы, не может выразить недоверие правительству и не может предложить альтернативного Кабинета министров. Похоже, у лидеров парламента сработал инстинкт самосохранения. Возник феномен боязни Р. Хасбулатова и его коллег ухода правительства. Ведь в этом случае им пришлось бы брать ответственность за экономическое положение России на себя. Этой ситуацией следовало бы воспользоваться. <…>».
«Казимера Прунскене: Я не была агентом КГБ» – страница 3
«<…> Для тех, кто заинтересован скомпрометировать меня, вопросы такого рода являются второстепенными. Главное – бросить тень, оклеветать. Раньше похожие акции затевались в недрах КГБ. Сначала два года назад была подброшена версия о моей причастности к агентурной сети КГБ, затем меня пытались очернить, оклеветав моего покойного отца, который якобы в послевоенное время участвовал в злодеяниях против мирного населения. Но мой отец физически не мог участвовать в подобных акциях, ибо к тому времени уже погиб. Я подала в суд и выиграла процесс. <…>
– С одной стороны, такая волна массовых разоблачений ни к чему хорошему не приведет. Это очевидно. Она может накрыть абсолютно невиновных людей и тех, кто не участвовал в деятельности этого ведомства, но им, скажем, приходилось по долгу службы, будучи руководителем предприятия или учреждения, общаться с представителями КГБ. Эдак можно «срезать» многих специалистов, почти весь слой интеллигенции. Был в зарубежной командировке, в туристической поездке? Писал отчеты, знал, что в твоей группе был стукач? Почему не протестовал и т.п.? Так мы до полного абсурда дойдем... <…>».
«Грозит ли телевидению независимость?» – страница 3
[Сергей Муратов, телекритик]: «Наше телевидение уникальное. Более независимого телевидения в мире нет.
Впервые освободившись от тирании партийной идеологии, оно все еще сохраняет традиционную независимость от собственных телезрителей (ведомственные социологи до недавнего времени работали в соответствии с указанием: «Нам нужны такие данные, которые нам нужны»). С другой стороны, оно столь же независимо и от общества (гражданское общество лишь формируется, и процесс этот в свою очередь обусловлен состоянием телевидения). Иными словами, никаких механизмов, позволяющих зрителям или обществу оказывать воздействие на содержание передач в номенклатурной структуре советского телевидения, не предусмотрено. <…>
Первый канал не так уж отличается от второго. Чем же объяснить отсутствие сформулированной вещательной концепции? Нежеланием преждевременных действий до заключения соглашения между странами СНГ? Такое опасение не кажется дальновидным. Несущие конструкции обеих «союзных» программ должны опираться на объективные социальные факторы. По отношению к межгосударственному Останкинскому телеканалу этих факторов – два.
Информация и культура. <…>».
«Наша разведка готова к сотрудничеству» – страница 5
«В Швецию с трехдневным визитом прибыл руководитель Службы внешней разведки России Евгений Примаков.
Российская разведка выразила желание сотрудничать со Швецией в таких вопросах, как борьба с терроризмом и торговля наркотиками, а также предотвращение распространения ядерного оружия с территории бывшего СССР. Примаков изъявил готовность обсудить и вопрос о многолетних нарушениях шведских территориальных вод так называемыми неопознанными подводными аппаратами».
«А. Руцкой – в Израиле» – страница 5
«Вице-президент России А. Руцкой находится с рабочим визитом в Израиле.
Выступая в аэропорту, он заявил, что в настоящее время Россия идет по пути установления новых отношений с Государством Израиль – не только дипломатических, но и торгово-экономических. Этот визит, сказал он, преследует цель поставить контакты между нашими странами на широкую и конструктивную основу».
«Ядерные реакторы в СНГ надо закрывать или реконструировать, считает специалист в области охраны окружающей среды» – страница 5
«Вернувшись из поездки в Москву и Киев, член Комиссии европейских сообществ по вопросам политики в области окружающей среды Карло Рипа Ди Меана призвал государства–члены ЕС, а также другие промышленно развитые страны оказать существенную помощь республикам СНГ в обеспечении безопасности их АЭС. <…>
Поэтому К. Рипа Ди Меана намерен предложить Комиссии европейских сообществ (КЕС) переориентировать свою программу технической помощи странам СНГ, финансируемой ЕС. (На 1991 – 1992 гг. она составляет 5.845 миллиардов франков). Он считает необходимым увеличить средства, предоставляемые СНГ для упрочения ядерной безопасности. По его словам, «огромные операции по спасению, имеющие решающее значение для нашего выживания», должны осуществляться при содействии всех промышленно развитых стран, а также таких международных институтов, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. <…>».
«Позиция России по проблеме Курильских островов остается неизменной» – страница 5
«<…> 2 мая начинается официальный визит в Москву министра иностранных дел Японии Митио Ватанабэ. Его главная цель – подготовка запланированного на сентябрь этого года визита в Страну восходящего солнца президента России Бориса Ельцина. Однако, как ожидается, на переговорах в российской столице будет продолжен диалог по проблеме территориального размежевания. Российская сторона, по словам Г. Кунадзе [заместитель министра иностранных дел], намерена продвигать решение этого ключевого во взаимоотношениях с Японией вопроса и не собирается его затягивать. <…>
Говоря о подвижках в решении проблемы, заместитель министра подчеркнул позитивные изменения японской стороны за последнее время. «Нельзя сказать, что мы удовлетворены всеми последними предложениями, однако следует положительно оценить тот факт, что впервые за все эти годы подход Японии к территориальной проблеме все же начинает меняться». Подтверждением тому является высказанная недавно Токио готовность гибко и поэтапно решать все спорные моменты. <…>».
«Индия хотела бы списать свой долг, но Россия этому противится» – страница 6
«<…> Долг Индии бывшему Советскому Союзу, по оценкам индийской стороны, составляет примерно 300 миллиардов рупий, то есть раз в восемь-девять больше, чем мы должны Индии. Это – выплаты по государственным долгосрочным кредитам, которые в свое время Советский Союз предоставлял Индии. <…>
По мнению наших финансовых экспертов, участвующих в переговорах, индийская сторона отдает себе отчет в неправомочности своих притязаний. Конечно, нельзя исключать, что Индия может встать на путь односторонних акций и уменьшить выплату нам своего долга. Однако подобные действия имели бы эффект бумеранга – рейтинг платежеспособности, который у Индии сегодня весьма высок, резко пошел бы вниз. А это существенно затруднило бы ей получение новых внешних займов, в которых она позарез нуждается. Выход один: решать проблему, порожденную соглашением 1978 года, в рамках этого же соглашения. И при этом учитывать интересы как Индии, так и России. <…>».
«Б. Ельцин закрывает десять посольств» – страница 6
«Указом президента Б. Ельцина прекращена деятельность посольств Российской Федерации в ряде стран Африки и тихоокеанского региона.
В соответствии с этим документом в самое ближайшее время будут закрыты дипломатические представительства в Буркина-Фасо, Экваториальной Гвинее, Лесото, Либерии, Нигере, Папуа-Новой Гвинее, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Того и Сьерра-Леоне. Российскому МИД предложено перейти в этих странах к институту почетных консулов... <…>
Послы задали несколько вопросов, касающихся дальнейшего развития отношений России с государствами, которые они представляют. Заместитель министра разъяснил, что решение президента Б. Ельцина вызвано не политическими, а чисто финансово-экономическими причинами. Если раньше содержание посольств оплачивалось за счет средств бывших союзных республик, то теперь Москва одна несет расходы на содержание всех без исключения зарубежных посольств бывшего СССР. И речь совсем не идет о свертывании дипломатических или любых других двусторонних связей с нашими традиционными партнерами. В этих странах по совместительству будут аккредитованы послы России. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1992. – 29 апреля, среда. – № 83 (254). – 8 полос.
«Бурбулис о концепции госслужбы в России» – страница 1
«Пока в России нет устойчивой и стабильной системы власти и управления, эффективно реформы осуществлены быть не могут», – заявил государственный секретарь Российской Федерации Геннадий Бурбулис, открывая вчера совещание по выработке концепции развития государственной службы в России. Оно состоялось в Главном управлении по подготовке кадров для государственной службы при правительстве России».
«Комиссия по реализации нефтепродуктов» – страница 1
«Правительство России решило создать комиссию, на которую возложен контроль за порядком реализации нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации. Комиссию возглавил Дмитрий Кондаков, заместитель председателя комитета нефтепереработки Министерства топливной и энергетической промышленности.
Комиссия должна провести на местах выборочную проверку методики формирования цен на нефть и нефтепродукты».
«Шапошников казаками доволен» – страница 1
«Вчера в Кремле состоялось заседание правительственной комиссии во главе с госсоветником Сергеем Шахраем по подготовке закона «О реабилитации казачества». По мнению Шахрая, работа над законом – попытка нейтрализовать политизацию казачества и увидеть в нем потенциального союзника президента и правительства. И прежде всего – экономического.
Комиссия предпочла действовать по принципу «от земли». Уже подготовлен проект указа президента РФ о землепользовании. Предполагается, что и ВС издаст постановление со специальным толкованием для казачества некоторых статей Земельного кодекса и Закона о местном самоуправлении... <…>».
«Бывшие республики СССР вновь объединяются. На сей раз с МВФ и Всемирным банком» – страница 1
[Михаил Леонтьев]: «Решение о приеме в МВФ и Всемирный банк республик бывшего Союза никак нельзя считать неожиданным. Тот факт, что в эти финансовые организации приняты «чохом» почти все республики независимо от «качества» проводимой ими финансовой политики (исключения, сделанные дли Азербайджана и Туркменистана, связаны в первую очередь с их позицией по оплате внешнего долга), несколько принижает практическое значение самой торжественной процедуры. Получение же серьезной экономической помощи будет определяться как характером реформ, проводимых во вновь принятых государствах, так и потенциальным значением их рынков для будущих инвесторов. <…>
Жесткие действия МВФ могут способствовать постепенному изживанию традиционных советских манер «наглого нищего». К тому же идея о том, что жизнь под диктовку российских парламентариев предпочтительней «диктовке МВФ» не кажется излишне продуктивной с точки зрения национальных интересов России. <…>».