«Известия / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 16 ноября, суббота. – № 273 (23539). – 4 полосы.
«Конфедеративное государство: что создаем на этот раз?» – страница 1
Подзаголовок – «На вопросы обозревателя «Известий» отвечает Государственный советник по правовой политике при Президенте СССР доктор юридических наук В. Яковлев»
«<…> [В. Яковлев]: «…Участники переговоров... договорились о самом главном. О концепции будущего Союза. Договор заключают суверенные государства. Это раз. И образуют они Союз Суверенных Государств. <…> Конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть, которой его добровольно наделяют участники договора. <…>
Если мы заглянем в книги, в учебники, то найдем определение: конфедерация – это союз государств, а федерация – союзное государство. Но, мне кажется, высокая мудрость участников ново-огаревских переговоров состояла в том, что они не пошли по формальному пути. Они шли от жизни, а она намного богаче академических схем. И вот если так рассуждать, то конфедеративное государство, о котором договорились участники переговоров, возможно. <…>
<…> Государство должно иметь общую территорию. Будет она у Союза? Да. Каждая республика будет иметь свою территорию, но будет и объединенная. Во-вторых, границы. Будет Союз иметь общие границы? Будет. Дальше – будет гражданство Союза? Да, каждая республика предусматривает иметь свое гражданство, но вместе с тем будет и общесоюзное гражданство. Все это и есть признаки общего государства.
...Еще один момент: полномочия и структура власти. Республики определили сферы, которые будут вестись совместно. Значит, часть своих полномочий они передают Союзу, а для их осуществления потребуются общесоюзные органы. Например, представительный орган – парламент. Президент. Правительство для выполнения делегированных Союзу функций и т.д. Кроме того, создаются единые органы для управления той сферой, которую республики-государства передали в ведение Союза, например руководство вооруженными силами. <…>».
«Переговоры с моджахедами закончились успешно» – страница 1, 3
«<…> Стороны подтвердили осуждение антиконституционного решения о вводе советских войск в Афганистан и участие Советского Союза в войне, «принесшей неисчислимые страдания афганскому народу».
Было достигнуто согласие о необходимости передачи власти исламскому переходному правительству. <…>
Стороны согласились сделать все возможное для освобождения военнопленных. <…>
Советский Союз обязался радикально сократить, а затем и полностью отозвать из Афганистана находящийся там военный персонал. <…>».
«Грозный: тревогу сменила усталость» – страница 1
«Президент Чеченской республики Д. Дудаев опроверг сообщение агентства «Постфактум», в котором говорилось о трех чеченских «спецподразделениях», направленных для террористических действий против руководителей Верховного Совета РСФСР и МВД России. <…>
Начальник штаба оперативного управления вооруженными силами ЧР подполковник Муса Мержуев сообщил, что продолжается формирование воинских частей. Республиканская армия создается отдельно от вооруженных сил страны, но в будущем она станет составной частью Советской Армии.
Парламент ЧР назначил на конец декабря выборы органов местного самоуправления, которые заменят Советы. <…>
Жизнь, кажется, восстанавливается, и практически на сегодняшний день у генерала Дудаева нет противников в республике: деморализованная оппозиция отказалась от дальнейшей борьбы, жители напуганы всеобщим вооружением.
Однако очаг напряженности теперь перемещается на границу Ингушетии и Северной Осетии. <…>».
«Командой, способной увести общество от края пропасти, назвал новый состав правительства Президент России Борис Ельцин, выступая 15 ноября в Верховном Совете республики после первого заседания возглавляемого им правительства» – страница 1
«Президент довел до сведения депутатов, что на первом же заседании правительства утвержден целый перечень указов. В частности, приняты указы об упреждающем повышении зарплаты работникам госбюджетных организаций; минимальной оплаты труда; об отмене ограничений на зарплату; о либерализации внешнеэкономической деятельности; о коммерциализации торговли и ряд других. Эти документы будут представлены на ратификацию в Верховный Совет России».
«О назревших мерах по взаимообмену рубля и валюты, выпуску собственных денег говорилось на состоявшейся встрече Президента Узбекистана И. Каримова с группой народных депутатов республики» – страница 1
«Процесс это долгий и сложный, а пока предполагается выпуск купонов, дополняющих рублевое обращение».
«Верховный Совет России принял решение создать в республике единую систему органов прокуратуры и передать в ее ведение все объекты, расположенные на территории России и принадлежащие Прокуратуре СССР» – страница 1
«Необходимость такого решения аргументировалась прямым вмешательством прокурора СССР в решение правовых вопросов, регулируемых российскими законами».
«Глава администрации Ставропольского края Е. Кузнецов принял постановление о временном ограничении вывоза сельхозпродукции и продтоваров за пределы региона. Для круглосуточного контроля организованы контрольно-пропускные пункты и подвижные посты милиции» – страница 2
«Три самоопределения российской демократии» – страница 2
Подзаголовок – «Ей предстоит самоопределиться и в отношении Союза» / [Продолжение, начало в № 272]
«<…> Доводы за то, чтобы хотя бы на время самоизолироваться от наследия бывшей Российской империи и социалистического Советского Союза, достаточно серьезны. Россия надломила хребет, неся бремя супердержавности, ей необходимо выключиться из бесконечной гонки с препятствиями, восстановить надорванные силы, в противном случае она может рухнуть без шанса подняться вновь. <…>
<…>[Россия] лишь удаляется на десяток-другой лет, чтобы вступить вновь на мировые подмостки в ореоле славы и величия. Примерно так обосновывают свою позицию сторонники наиболее многочисленного течения в лагере изоляционистов. Есть там и другое течение, которое вовсе не связывает будущее страны с восстановлением имперского статуса. Это, можно сказать, принципиальные сторонники дезинтеграции Союза, видящие в ней не беду, а благо. <…>
Наконец, есть еще третья ветвь, так сказать, космополитическая. <…>
…Во всех этих версиях есть своя доля убедительности. Но еще более убедительны доводы против изоляционизма, в пользу сохранения той или иной формы союза государств вокруг России.
На первом месте здесь соображения морального плана. <…> ...Россия несет историческую ответственность за организованное ею и сложившееся вокруг нее целостное экономическое, духовное, языковое пространство. <…>
Второй аргумент, скорее, негативного свойства. Изоляционисты… уверены, что после некоторого отсутствия Россия вернется в блеске своего величия и вновь завоюет если не территории, то сердца бывших своих подданных. Это не более чем иллюзия. Скорее всего за те 15-20, а то, быть может, и 30 лет, которые понадобятся ей для возрождения, все или большинство бывших союзных республик будут притянуты новыми центрами силы и интегрируются по частям в западно- и югоевропейские группировки, мусульманский мир и динамичную Восточную Азию. <…>
Ну и, наконец, третий аргумент касается опять-таки ответственности России, но уже международной. Дело в том, что начиная примерно с XVI-XVII веков она играла роль главного организатора огромного евроазиатского пространства, позволявшего поддерживать относительную стабильность международной системы. С тех пор эта роль была незаменимой. <…>».
[Г. Шахназаров, член-корреспондент АН СССР]. (Окончание следует).
«В Государственном банке СССР» – страница 2
«Учитывая реальное состояние внутреннего потребительского рынка, а также в целях упрощения процедуры прохождения таможенного контроля. Государственным банком СССР вносятся дополнения и изменения в раздел 8 Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР.
Пункт 2. После первого предложения включается текст:
«Граждане-резиденты могут вывозить иностранную валюту на сумму, эквивалентную 200 долларам США, на каждого выезжающего без предъявления банковских документов». <…>».
[Председатель Государственною банка СССР В.В. Геращенко]
«Кому, спрашивается, сделали хуже?» – страница 2
Подзаголовок – «ОВИР отказал сотрудникам Немецкого Красного Креста в посещении Челябинска, где в их помощи срочно нуждаются больные дети»
«<…> Мотивировка: этот город для иностранцев по-прежнему закрыт. <…>
Напомним: в 1957 году на заводе по производству расщепляющихся материалов в Кыштыме произошел взрыв. Сильнее всех пострадали жители Челябинской и Свердловской областей: уровень радиоактивного заражения там, как теперь выяснилось, оказался в 20 раз выше, чем в районах, затронутых чернобыльской катастрофой.В те времена в СССР, как водится, постарались скрыть не только масштабы бедствия, но и сам факт аварии. <…>
Затхлые порядки, похоже, переживут нас всех: несмотря на все «перестройки» вкупе с «демократизациями» запретительные инструкции на каждом шагу в открытую глумятся над людьми и здравым смыслом, отменять эти реликты никто не собирается. Немецкому Красному Кресту разрешено лишь бесплатно поставлять в СССР тонны продовольствия, одежды и медикаментов, но поехать, например, в Семипалатинск, где населению города и края тоже пришлось сполна хлебнуть лиха от последствий ядерных испытаний, нельзя. <…>».
«МИД преобразован в МВС и будет сокращен почти в два раза» – страница 3
«<…> Министр иностранных дел Борис Панкин изложил членам Госсовета подготовленные МИДом предложения по реорганизации министерства. В основном эти идеи сдобрены. МИД, как это и было предусмотрено Госсоветом на предыдущем заседании в начале месяца, преобразовывается в Министерство внешних сношений.
Новому министерству передается также часть функций Министерства внешних экономических связей (МВЭС). <…>
Из пяти тысяч сотрудников МИД И МВЭС будут сокращены 2.300 (то есть почти половина). <…>».
«Латвия будет смотреть Российское ТВ» – страница 4
«В № 267 «Известия» опубликовали сообщение агентства РИА «Новости» о том, что «с будущего года ретрансляция программ ЦТ и Российского телевидения в Латвии полностью прекратится из-за отсутствия финансовых и технических средств».
12 ноября редакция получила телеграмму от председателя Комитета по радио и телевидению Латвийской республики, в которой он опровергает это сообщение, расценив его как ложное. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1991. – 16 ноября, суббота. – № 145. – 8 полос.
«В Ново-Огареве решили: вместо СССР – ССГ» – страница 1
Подзаголовок – «Суверенное государство суверенных государств со своим президентом, парламентом, правительством и едиными вооруженными силами!»
«<…> Президенту России с успехом удалось заложить в будущее сообщество принцип весьма либеральной политической взаимозависимости – вплоть до различных степеней членства в задуманной конфедерации. И одновременно совместить его с сохранением единой валютной системы, что автоматически включает новые обширные территории в сферу экономических экспериментов ельцинского «кабинета реформ». <…>
…Михаилу Горбачеву все же удалось отстоять принцип избрания президента «гражданами Союза». И, таким образом, получить перспективу на усиление собственных позиций, либо – в случае поражения на выборах – подготовить вполне приемлемую политическую базу для престолонаследника. <…>
Правда, несмотря на то, что столь ценный подарок президенту бывшего СССР и будущего ССГ преподнес – отчасти невольно – его кремлевский сосед, отношения между московскими вождями вряд ли уже подпадают под определение «сдвоенный центр». Весьма бесцеремонное обращение Бориса Ельцина с Михаилом Горбачевым можно теперь расценивать как возобновление прежнего острого соперничества. <…>
Партнеры же их в такой ситуации оказываются в малоприятном положении между молотом и наковальней. <…>».
«Текст Союзного договора в принципе согласован» – станица 1, 2
Подзаголовок – «НГ» удалось ознакомиться с пока не афишируемым текстом межреспубликанского политического соглашения»
«<…> В новый текст соглашения перекочевала [из «допутчевого» июльского варианта договора] знаменитая «матрешка суверенитетов». <…>
Нынешний баланс политических сил… нашел достаточно адекватное выражение в удовлетворении многих требований России…
«Участниками договора являются государства, непосредственно образующие Союз» – и горе автономиям, настаивавшим на своем равноправном членстве. <…>
...Участие в выплате внешних долгов старого Союза становится непременным условием присоединения к Союзу новому.
…Республики получают право создавать свои собственные вооруженные формирования, но их функции и численность остаются предметом специального межгосударственного соглашения, а ССГ сохраняет «единые вооруженные силы и централизованное управление войсками стратегического назначения, включая ракетно-ядерные».
Наиболее же значительны успехи возглавляемых Михаилом Горбачевым «юнионистов» в том, что касается формирования системы органов власти и управления конфедерации. От посягательств республик удалось уберечь Верховный суд, Высший арбитражный суд, Прокуратуру Союза. Неприкосновенными остались ныне существующие полномочия Верховного Совета, как и его конфигурация. <…>».
«Заключенные основательно подошли к акции протеста» – страница 1
Подзаголовок –«Теперь им предлагается объявить мораторий на какие-либо формы неповиновения»
«Назначенная на 13 ноября акция протеста российских заключенных состоялась. Напомним, что ее инициатором стал руководитель Общественного центра содействия гуманизации пенитенциарной системы Валерий Абрамкин… <…>
<…> В качестве формы протеста была выбрана двухчасовая забастовка. Теперь заключенным предлагается объявить месячный мораторий на какие-либо формы неповиновения. За это время, по мнению экспертов по правам человека, работники МВД России и ВС РСФСР должны проанализировать предложения и осужденных, и работников ИТУ, выработать единую программу реорганизации пенитенциарной системы России. <…>
<…> В качестве примера приведем требования, выдвинутые заключенными Каргопольского управления лесных ИТУ:
– восстановления действующей до 1988 года нормы, предписывающей отбытие наказания заключенными, как правило, в одном и том же исправительно-трудовом учреждении; <…>
– отмена ограничений на посылки и бандероли;
– пересмотр норм питания на всех видах режима.
Что касается сотрудников ИТУ, то они, как правило, выдвигали требования увеличения зарплаты и расширения категории льгот. <…>
...В акции протеста российских заключенных было задействовано до 80% российских колоний».
«Цены на нефть и спички останутся под контролем» – страница 1
«Одобрив вчера указ Бориса Ельцина об отставке кабинета Силаева-Лобова, российский парламент познакомился со структурой и составом нового правительства России. <…>
...Президент Ельцин заявил о подписании своих первых реформистских указов и постановлений кабинета. Ими стали указы о либерализации внешнеэкономической деятельности, об отмене ограничений на зарплату... <…>
Вице-премьер Егор Гайдар огласил список товаров и услуг, от регулирования цен на которые правительство пока не отказывается: нефть, уголь, драгметаллы, транспорт и основные услуги святи. Что касается товаров первой необходимости, то под контролем останутся цены на хлеб, молоко, соль, сахар, растительное масло и спички. <…>».
«Министр торговли Карнаухов не согласен с экономистом Пияшевой» – страница 1
Подзаголовок – «Новые лидеры зимнего периода в городе»
«<…> В. Карнаухов [заместитель вице-мэра Москвы, отвечающий за продовольственное снабжение и торговлю] еще раз подтвердил, что карточек на хлеб не будет, хотя на него, а также на сахар и, видимо, на спиртное будут установлены так называемые компенсационно-коммерческие цены. Владимир Карнаухов подчеркнул, что все это будет только в декабре, а дальше он надеется на свободный рынок.
Владимир Карнаухов обрисовал себя как твердого сторонника приватизации магазинов, заявив, что при наличии государственных торговых предприятий невозможно проводить либерализацию цен. Правда, окончательно выработанной концепции приватизации пока, видимо, нет. <…> ...У Карнаухова есть свои взгляды, не совпадающие с мнением Ларисы Пияшевой. Взятая недавно мэром Москвы в команду, она считает, что приватизированным магазинам нужно сохранять их профиль только в течение года. Владимир Карнаухов полагает, что в течение трех лет – это связано с общим количеством магазинов, весьма небольшим для огромного города».
«Был ли опасен августовский путч?» – страница 2
«Действия организаторов государственного переворота 19-21 августа не представляли опасности для страны, заявили 29% участников опроса, проведенного 9-10 ноября Всесоюзным центром изучения общественного мнения.
Однако большинство (48%) придерживаются противоположной точки зрения. 23% затруднились ответить. <…>».
«Тулеев против шоковой терапии» – страница 2
«На днях, выступая по местному ТВ, Аман Тулеев подтвердил свое несогласие с политикой радикальных экономических реформ, провозглашенной президентом РСФСР, в частности с его намерением в ближайшее время «отпустить» цены. По мнению Тулеева, одна из главных опасностей состоит в том, что в настоящее время в России сохраняется монополизация товаропроизводителей, которые используют ситуацию в целях личного обогащения. Тулеев высказался в поддержку поэтапного перехода к рыночным отношениям, отрицая «шоковую» форму реформ. <…>».
«Югославская война опять коснулась нас» – страница 2
Подзаголовок – «Заместитель министра иностранных дел СССР Юрий Дерябин беседует с корреспондентом «НГ»
«Утром 14 ноября около югославского города Вуковар было обстреляно советское грузовое судно, шедшее по Дунаю. <…> В пять часов вечера этого дня в Москве заместитель министра иностранных дел СССР Юрий Дерябин вызвал посла Югославии в СССР, чтобы выразить беспокойство советского правительства, потребовать проведения тщательного расследования... <…>
– Итак, очередные советские жертвы югославского конфликта. Кто поручится, что последние?
– Сказать, что кризис в Югославии усугубляется, было бы банальностью. Ситуация, я бы сказал, приближается к последней грани. <…>
– Есть ли у СССР хотя бы на концептуальном уровне возможность быстрого реагирования на ситуации вроде югославской?
– Мы не можем быстро реагировать даже на внутренние конфликты! Однако опыт югославского конфликта, пусть пока и не разрешенного, может помочь нам и в этом. Вырабатываются новые процедуры: направление миссий и т.п. По сути дела, мы видим нарождение новой системы – системы вмешательства во внутренние дела. <…>».
«Госбезопасность и милицию могут слить воедино» – страница 2
Подзаголовок – «Вопрос прорабатывается»
«<…> ...Госсовет одобрил предложение об образовании при Министерстве обороны СССР Совета министров обороны (председателей комитетов по делам обороны) республик. <…>
…Самая интересная информация содержится в подпункте «б» пункта 6 [протокола заседания Госсовета] – «О ситуации, сложившейся в МВД СССР». Вот его полное содержание:
«Одобрить проекты постановлений «О реорганизации Министерства внутренних дел СССР» и «О внутренних войсках МВД СССР».
Поручить тт. Баранникову В.П., Бакатину В.В. с учетом мнения республиканских органов рассмотреть предложения о возможности объединения Министерства внутренних дел СССР и Межреспубликанской службы безопасности в единую службу безопасности страны и представить согласованные предложения в Госсовет СССР. <…>
[Сотрудник госбезопасности]: «Все это наводит на тревожные размышления – не является ли планируемое слияние попыткой возродить что-то похожее на НКВД? Про планирующееся мероприятие или, по крайней мере, про обсуждение этого вопроса сотрудники госбезопасности ничего не слышали. Следовательно, это дело как-то успешно проходит за нашими спинами. <…>».
«А я в Россию домой хочу...» – страница 2
Подзаголовок – «Исповедь офицеров госбезопасности»
«Защитники» советского конституционного строя вот уже около двух месяцев живут фактически в свободном режиме: кто-то приходит на работу пообедать и побегать по окрестным магазинам, кто-то отсиживает рабочие часы за прессой, чаем, компьютерными играми и беседами на тему «как жить дальше». Уставшие ждать пишут рапорта на увольнение. Таких – десятки. <…>
Российская служба безопасности, которая могла бы стать домом для многих желающих послужить родной республике «оперов», увы, до сих пор находится в стадии мучительного рождения. То союзные структуры не дают людей и помещения,... то Белый дом никак не соберется утвердить структуру КГБ РСФСР. <…>
Из сообщений средств массовой информации стало известно, что в доме на Краснопресненской набережной по следам событий в Чечено-Ингушетии начали искать «дезинформаторов» российского руководства. Звучат намеки и на «руку КГБ». <…>
Чертовски хочется, чтобы кончилась эта свистопляска и руководству российской службы безопасности хотя бы не мешали. Тогда решение и кадровых, и рабочих вопросов ее становления, думается, не затянется. <…>».
[Группа офицеров бывшего Управления «З» бывшего КГБ СССР]
«Республика не пойдет по пути Чечни, уверен вице-президент Татарстана» – страница 3
Подзаголовок – «Смотря как сложатся обстоятельства, сомневается президент Татарского общественного центра»
«В отличие от татарского национального движения, сразу же пославшего телеграмму протеста президенту Ельцину и – поддержки генералу Дудаеву, в казанском Кремле накануне третьего, решающего раунда переговоров между Татарстаном и Россией отнеслись к российско-чеченскому конфликту более сдержанно. Официальные лидеры республики склонны рассматривать проблему Чечено-Ингушетии в общем контексте процесса реформирования России. На вопросы корреспондента «НГ» отвечают вице-президент Татарстана Василий Лихачев и президент общесоюзного Татарского общественного центра Марат Мулюков. <…>
[В. Лихачев]: «<…> Проблемы бывших автономий объективно выходят на более высокий, нежели только российский, уровень. Они связаны с реформированием Союза. Ведь после опубликования нового проекта Союзного договора неизбежно последуют вопросы и со стороны республик, входящих в состав РСФСР. Главные: будет ли обеспечено за этими республиками действительно право выбора, будет ли гарантирован их суверенитет. <…>
[Повторение чечено-ингушских событий в Татарстане] просто невозможно. Татарстан идет своим путем. Географическое положение, экономический потенциал республики, состояние межнациональных отношений позволяют нам не копировать чужие модели взаимоотношений. Руководство твердо стоит на позициях цивилизованных переговоров. <…>»
[М. Мулюков]: «Того, что происходят в Чечено-Ингушетии, надо было ожидать. И позиция России нам понятна. Попытка Ельцина ввести чрезвычайное положение в объявившей себя независимой республике и реакция российского парламента на указ президента еще раз доказывают то, что насильственным путем навести порядок нельзя. Мы надеемся на то, что Чечено-Ингушетия станет независимой, полностью поддерживаем генерала Дудаева, намерены послать в республику делегацию Татарского общественного центра, если надо – оказать любую помощь. Руководству России необходимо понять, что вопрос о независимости поднимает народ, а не генерал Дудаев. Мыслить по-старому нельзя, нельзя цепляться за тезис о единой и неделимой России. <…>
Сходны наши задачи и цели – стремление к независимости. Отличия: во-первых, мы боремся за самостоятельность всех народов Татарстана, а не одной нации. Во-вторых, используем мирные средства. Да, мы создали народное ополчение, но оно не вооружено. <…>».