Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 27 декабря – пятница. По материалам газеты «Известия», «Российской газеты» и «Независимой газеты».
«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1991. – 27 декабря, пятница. – №307. – 6 полос.
Подзаголовок – «26 декабря на заседании правительства России была одобрена государственная программа приватизации на 1992 год»
«<…> Условно заложенные в ней критерии и подходы можно разделить на три блока. <…>
К первому блоку в программе отнесены критерии, по которым будет определяться список объектов в различных отраслях, не подлежащих в новом году приватизации. <…>
В эту группу попадают недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, полигоны для захоронения твердых отходов, объекты, представляющие собой национальное достояние, а также некоторые банки, архивы и многое другое из этого разряда. <…>
Ко второй группе можно отнести нижний «этаж» народного хозяйства – торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т. п. Тут уж действительно намечается обвальная приватизация. Впрочем, многое будет зависеть от местных властей, это – их прерогатива.
К третьей группе в программе отнесены объекты особой значимости: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания, табачных, ликеро-водочных изделий. Как правило, они останутся в ведении государства. <…>
Документом предусматривается привлечение средств иностранных инвеститоров, прежде всего в убыточные сферы, в стройиндустрию. Они могут выкупать как контрольный так и полный пакет акций. <…>
Если же говорить о степени отработки этого документа, то, судя по оценкам, высказанным на заседании правительства, а также в кулуарах, он далек от совершенства. <…>».
«Литовский лит застыл на старте» – страница 1
«Литовское правительство официально опровергло упорно бродившие слухи о введении после Нового года собственной денежной единицы – лита. Хотя в Литве уже все готово для его введения, в ближайшие месяцы лит не будет запущен в денежный оборот. По утверждению хорошо информированных источников, отпечатанные литы вместе с более мелкими деньгами – центами ныне находятся в банковских хранилищах республики. Литовский парламент принял закон о выпуске собственных денег. Создан республиканский комитет по литу, а в городах и районах – комиссии по введению лита. Не исключено, что литовские литы, латвийские латы и эстонские кроны будут введены в трех государствах одновременно.
Сигналом для их введения, вероятнее всего, послужит денежная реформа в России, что, по мнению финансистов, может разбалансировать рынок республики, а лит защитит от инфляционной экспансии «деревянных» рублей. <…>».
«В Минске членам Содружества предстоит преодолеть немалые разногласия - так считают многие зарубежные наблюдатели» – страницы 1, 7
«Как и следовало ожидать, шок от неожиданного рождения на политической карте мира Содружества независимых государств в среде зарубежных наблюдателей уступил место углубленному анализу значения этого события и прогнозированию его последствий. <…>
Главный вывод, судя по поступающей в редакцию информации, заключается в том, что членам Содружества уже в самое ближайшее время придется прилагать немалые усилия для поиска компромиссов и преодоления различий в подходах и даже разногласий. <…>
Самой неотложной задачей представляется специалистам нахождение компромисса по комплексу экономических противоречий. Здесь наблюдатели сходятся в том, что различие в сроках введения в республиках свободных рыночных цен может стать настоящим яблоком раздора в отношениях между ведущими экономическими партнерами по Содружеству – Россией и Украиной. <…>
Опасения соседних республик, что более высокие цены в близлежащих регионах побудят людей к массовому экспорту товаров и продуктов, по большинству оценок, – наиболее сложно поддающиеся урегулированию. Кроме того, по подсчетам, например, молдавских финансистов, либерализация цен повлечет за собой их четырех- пятикратное повышение, и в этом случае денежных запасов республики хватит лишь на полтора-два месяца. На этом наличность кончится. <…>».
«Ядерный чемоданчик у Ельцина. На Арбатской площади совещаются министры обороны, но без Морозова» – страница 1
«25 декабря сразу же после выступления по Центральному телевидению, Михаил Горбачев подписал Указ о сложении с себя полномочий Верховного Главнокомандующего Советских Вооруженных Сил и передал право на применение ядерного оружия Президенту России Борису Ельцину. <…>
В тот же час с участием маршала авиации Евгения Шапошникова, который, как известно, до 30 декабря – минской встречи глав Содружества Независимых Государств, исполняет обязанности главнокомандующего, произошла и техническая процедура передачи ядерного чемоданчика Президенту России. <…>
Но судьба объединенных или коалиционных, но уже далеко не единых вооруженных сил Содружества пока еще под большим вопросом. 26 декабря в Москве на Арбатской площади, в здании Министерства обороны, собрались на свое совещание, как и было оговорено в столице Казахстана, министры обороны и председатели комитетов по обороне независимых государств. Тема очередной консультационной встречи – будущее вооруженных сил. <…>».
«СНГ нужен военный альянс типа НАТО» – страница 2
«Союза Советских Социалистических Республик больше нет, а Вооруженные Силы СССР существуют, и не замечать этого невозможно. Мы превосходим по количеству сухопутных вооружений весь мир, да и по другим выглядим весьма внушительно. <…>».
Подзаголовок – «Миллиарды на самоуничтожение»
«За девять месяцев 1991 года доходы покойного Союза составили примерно 80 миллиардов рублей, а официальные военные расходы – 73 миллиарда. Всего же в нынешнем году оборонный бюджет должен достичь более 108 миллиардов рублей. В том, что возникла такая ситуация, виноваты прежние руководители Министерства обороны и военной промышленности, противившиеся любым сокращениям своих программ. <…>
Проблема настолько сложна, что главы правительств СНГ смогли договориться о финансировании военных программ всего на один месяц. А дальше – каждым за себя? Не означает ли это, что придется делить вооруженные силы. <…>».
Подзаголовок – «Взять и поделить нельзя»
«Похоже, бывшие республики дороговизна содержания собственных армий не пугает. В мире сотня государств, уступающих по своему экономическому потенциалу Украине или Узбекистану, но тем не менее владеющих своими собственными армиями, по-видимому, рассуждают в республиках. <…>
Поэтому в ряде республик процесс формирования собственных вооруженных сил (национальной или республиканской гвардии, карабинеров и т. п.) идет полным ходом. И опять не случайно в Алма-Ате руководители СНГ смогли договориться о сохранении единого командования вооруженными силами бывшего СССР лишь до конца нынешнего года».
Подзаголовок – «Идея «НАТО» витает в воздухе»
«В Заявлении о создании СНГ говорится о сохранении общего военно-стратегического пространства под единым командованием, о согласии сторон гарантировать деятельность стратегических вооруженных сил, о едином контроле над ядерным оружием. Если расшифровать дипломатический язык документа, то речь идет о создании оборонительного союза, Boeннo-политического альянса типа НАТО. <…>
Если «общее военно-стратегическое пространство» (СНГ) не будет заполнено соответствующими структурами, возникнет опасный вакуум и перспектива «балканизации» бывшего Советского Союза. Содружеству придется выработать какой-то тип взаимодействия на основе координации между равноправными партнерами и создания структуры оборонительного союза.
Во-первых, такая структура должна обеспечить в переходный период гражданский политический контроль над Вооруженными Силами, оставшимися «бесхозными» в результате прекращения деятельности высших государственных органов СССР.
Во-вторых, необходимо избежать самостийного захвата компонентов военной структуры, конфронтации между войсками, оказавшимися в различном подчинении. <…>
В-третьих, мы должны обеспечить единый контроль над всеми ядерными вооружениями как тактическими, так и стратегическими.
В-четвертых, надо гарантировать «человеку с ружьем» правовой статус и социальную защиту, не превращать его в изгоя в своей стране. Бунт деморализованных и отчаявшихся людей, осознающих, что они никому не нужны, – это реальная опасность. <…>».
Подзаголовок – «Обойдемся без «Линии Мажино»
«<…> Очевидно, процесс формирования самостоятельных армий под юрисдикцией независимых государств займет не менее 1–2 лет, пока будет происходить замена призывного состава из других республик, укомплектуется офицерский корпус и будут созданы штабы и тыловые структуры. Количественные уровни для самостоятельных армий несомненно должны определяться с учетом обязательств бывшего Союза ССР по Договору ОВСЕ и на основе соответствующих договоренностей между членами СНГ. Что касается ОСВС, то они должны быть реорганизованы, расходы существенно сокращены за счет прекращения массовых закупок серийных вооружений. <…>
Договор о совместной обороне государств–членов СНГ позволит превратить общее военно-стратегическое пространство в «советское НАТО», которое, наверное, способно будет не только упорядочить процесс трансформации советской мощи в интересах всех участников Содружества, но и создаст перспективу слияния с уже существующим НАТО через Хельсинкский процесс либо через недавно созданный Совет Северо-атлантического сотрудничества. <…>».
«Что делать с рублями во время инфляции» – страница 2
«Гонка цен и зарплаты уже началась. В этом забеге на очень длинную дистанцию цены обречены на успех, а рубль – на полное истощение. Деньги обесцениваются с быстротой, которая не виделась нам раньше и в кошмарных снах. <…>
Классический способ сохранить деньги от инфляции – вложить их в недвижимость. Но, увы, наш суперсобствениик – обанкротившееся государство, впустую растратив и наш труд, и национальные богатства, рассчитывается по своим долгам с гражданами не потребительскими товарами и недвижимостью, а только резаной бумагой, именуемой рублем. Недвижимость – землю, предприятия, здания, дороги, магазины и прочее – государство предпочитает держать при себе, и потому, даже вылетев в трубу, остается богатейшим, разоряя при этом своих граждан. <…>
А теперь еще один антиинфляционный совет, которому можно следовать только в нашей стране. Речь – о ценных бумагах. Обычно в период спада в развитых странах владельцы акций стараются от них избавиться или купить ценные бумаги, за которыми стоят гарантии правительства. У нас, похоже, все пойдет наоборот. Ценные бумаги, выпущенные в оборот государством, приносят владельцам несравнимо меньший доход, чем ценные бумаги коммерческих банков и акции частных фирм. <…>
Вкладывая деньги в акции, можно убить двух зайцев: получать ежегодные доходы в виде заранее определенного или же плавающего процента от номинальной стоимости акции и выручить деньги от перепродажи самой акции. <…>».
«Александр Руцкой хочет отвечать за порядок, демократию и дисциплину» – страница 2
«Темой конференции были результаты поездки вице-президента в Афганистан, Иран и Пакистан. Однако, как и следовало ожидать, основной разговор велся вокруг ситуации, сложившейся в высшем российском руководстве. <…>
Положение, когда «человек номер два» в президентской команде в самый канун начала реализации экономических реформ, идея проведения которых принадлежит самому Президенту, открыто становится в оппозицию возглавляемому опять же Президентом правительству, не может не вызывать по меньшей мере интереса. <…>
Судя по всему, А. Руцкой абсолютно уверен, что начинающиеся экономические реформы потерпят провал, и считает, что нынешнее правительство должно будет в конце концов держать строгий ответ за свои ошибки. Вместе с тем на пресс-конференции, пожалуй, впервые прозвучала четко сформулированная альтернативная схема спасения отечественной экономики. Суть ее – в восстановлении основных элементов командно-административной системы: жесткого централизованного планирования и централизованного же распределения при одновременном соблюдении всех демократических принципов в политике. <…>
На пресс-конференции едва ли не рефреном звучал вопрос о возможности отставки вице-президента. Такой шаг выглядел бы естественным: политический лидер, чьи убеждения расходятся с принципами руководства страны, уходит в оппозицию. Тем более что для этого у А. Руцкого есть все возможности – собственная партия, в первую очередь. <…>».
«Зачем стоим?» / [Валерий Выжутович] – страница 3
Подзаголовок – «Из вопросов последнего времени для меня этот – один из самых загадочных, неразрешимых»
«Вот именно: зачем? Не за чем – это и так ясно: за молоком, за хлебом, за банкой кильки в томате, за сапогами, за всем, что дают, – а зачем? <…>
«Послушайте, это же дико! Вы маетесь в этой очереди, наверное, часа три, а может, и больше, поскольку пришли задолго до открытиями, будете маяться еще столько же, пока не закроют или не кончится то, за чем стоите. И вот нашелся человек, предлагающий вам заработать. Желающий, чтобы вы это делали регулярно. Настолько регулярно, чтобы избавиться от проклятой необходимости начинать и кончать день безумным стоянием за чем попало. Чтобы покупать на сверхурочный заработок сметану – на рынке, мохер на шапку – в коммерческом. Чем же вы отвечаете на предложение? Глупой фанаберией. Босяцкой спесью, в которой ни грамма подлинной гордости – один дешевый апломб советского полунищего, какой скорее удавится или пойдет по миру с сумой, но не «унизится» до мытья окон в квартире соседа за вполне приличную плату. Вы готовы плакаться, проклинать власть, неистовствовать на митингах, требуя напечатать новые миллиарды пустых рублей, но не желаете пальцем пошевелить, чтобы хоть как-то помочь себе же!» <…>
С какой-то фатальной обреченностью мы пророчим себе в новом году массовые беспорядки в масштабах, каких не видывали со времен Гражданской войны. И если рухнут шаткие опоры пусть жалкого, но существования, то не последней причиной их крушения станет эта: всероссийская голодовка протеста против грядущего голода, всеобщая политическая стачка на почве несоразмерности цен и зарплаты вместо посильных попыток каждого хоть как-то накормить, одеть-обуть себя – и жить».
«Аты–баты шли дебаты» – страница 3
Подзаголовок – «Как избавиться депутатам от комплекса неполноценности»
«На Украине после избрания президента структура власти приобрела вид колосса на глиняных ногах. Могучий «центр» связан с «землею» посредством аморфной массы местных Советов, способных заболтать любые реформы в бесконечных дебатах на бесконечных сессиях. <…>
Впрочем, нельзя согласиться с теми, кто объясняет слабое влияние Совета на жизнь города лишь непрофессионализмом депутатского корпуса. Беда еще и в том, что народные избранники практически безвластны. <…>
Более половины норм закона о местных Советах и местном самоуправлении не работает, ибо, во-первых, нет механизма их реализации, и, во-вторых, на Украине до сих пор не решен вопрос о разделении собственности между центром, областью и городом. <…>
В ней [в новой Конституции Украины] предусмотрена жесткая вертикальная структура власти. Основной административной единицей видится область, во главе которой стоит назначаемый президентом голова (губернатор). Городом будет руководить управа, в которую избираются 20–25 радников (советников), работающих на профессиональной основе. Возглавит управу городской голова, назначенный губернатором по согласованию с президентом. Все это, конечно же, наметки, которым предстоит весною, когда намечается принять Конституцию суверенной Украины, пройти сквозь жернова парламентских дебатов. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. - 1991. – 27 декабря, пятница. – № 288. – 4 полосы.
«<…> Наверное, верх благоразумия проявили те народные избранники, которые отказались принять участие на собственных поминках.
Алимжанов в полном соответствии с ситуацией произнес печальную речь, высказавшись в том смысле, что мы, страна наша, возвращаемся к капитализму в дикой форме. То, что мы потеряли, мы знаем, подчеркнул он, а вот, что приобрели, неизвестно.
Из представленных палате документов парламентарии по существу обсудили лишь один – Декларацию Совета Республик Верховного Совета в связи с прекращением существования Союза ССР и созданием Содружества независимых государств. <…>
Накануне последнего события депутат Самарин выступил с зажигательной речью: это была горючая смесь политической демагогии с откровенно оскорбительными выпадами в адрес трех глав государств, подписавших Соглашение о создании Содружества независимых государств. <…>
Заключенное в Беловежской Пуще соглашение он расценил как государственный переворот, который возглавил Ельцин. Степень компетентности министра иностранных дел Андрея Козырева играючи низвел до уровня школьного учителя, обозвал гладиатором Бурбулиса. <…>
И все же утверждать, что ничего путного Верховный Совет СССР не дал, я бы все же не стал. Самая его большая заслуга как раз в том, что за короткое время он выпустил на политический небосклон целую плеяду толковых, принципиальных, демократически настроенных лидеров. <…>».
«Обидевшись на журналистов, парламентарии сделали три шаг назад» – страница 1
«<…> Президент поддержал журналистов, выразивших недовольство принятым российским парламентом Законом о средствах массовой информации, и обещал воспользоваться правом вето в отношении этого закона.
Наш корреспондент Инна Муравьева встретилась с председателем Комитета Верховного Совета РСФСР по средствам массовой информации, связям с общественными движениями граждан и изучению общественного мнения Вячеславом Брагиным и попросила его прокомментироватъ ситуацию, сложившуюся вокруг этого закона. Вот что сказал Вячеслав Брагин:
– По поводу принятого 19 декабря Закона РСФСР «О средствах массовой информации» наш комитет, а также координационный совет движения Демократическая Россия подписали обращение к членам Верховного Совета РСФСР. <…>
Мои коллеги по комитету объясняют это возникшим на заседании Верховного Совета состоянием какого-то недоброжелательства к журналистам, к печати. Ведь пресса теперь чисто критикует, и депутатам порой достается, и вроде вмешивается туда, куда бы ей «не следовало». Думаю, сработала какая-то антипатия к журналистам. Она ощутимо висела в зале, и это настроение, к сожалению, вылилось в те поправки, которые сейчас даже на международном уровне осуждаются как совершенно недопустимые. Считаю, что Президенту подписывать такой закон нельзя. <…>».
«Президент Татарстана о СНГ» – страница 1
«Мы за присоединение Татарстана и других бывших автономий, объявивших суверенитет, к Содружеству независимых государств». Об этом заявил Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев на сессии Верховного Совета Татарской ССР.
Формирование Содружества независимых государств – самый главный и решающий фактор в стране, подчеркнул Президент Татарстана. По его мнению, с минской и алма-атинской договоренностями народ связывает надежды на стабилизацию страны, выход из экономического и политического кризиса. «Татария – за радикальные реформы, за реализацию прав народов на самоопределение и равноправие, – сказал М. Шаймиев, – Мы – за развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией, другими членами Содружества, за решение всех спорных вопросов на договорной основе».
«Забастовки железнодорожников не будет» – страница 1
«Забастовки локомотивных бригад Московской железной дороги, намечавшейся на сегодня, судя по всему, не будет. Как сообщил директор департамента железнодорожного транспорта России Альберт Бевзенко, состоялась встреча руководителей МПС и Минтранса РСФСР с представителями коллективов локомотивных депо, на которой спорные вопросы удалось решить миром. Путейцев проинформировали о мерах, принимаемых правительством России, для улучшения условии труда железнодорожников, решения социальных проблем в отрасли. Эти же вопросы обсуждались в среду на полуторачасовом селекторном совещании Геннадия Бурбулиса с руководителями железных дорог».