«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 21 октября, понедельник. – № 251 (32517) – 8 полос.
«М. Горбачев считает, что новому Верховному Совету предстоит выполнить миссию учредительного собрания» – страница 1
«Как и следовало ожидать, состоялась, по сути, лишь церемония открытия, проведенная, к чести ее организаторов, без всякой внешней помпы, что соответствовало как положению в стране, так и в самом парламенте. Семь национальных флагов республик, участвующих в работе Верховного Совета СССР, установленные в президиуме рядом с Государственным флагом страны, красноречивее всяких слов свидетельствовали о том, в каком состоянии начинает работу этот орган высшей представительной власти.<…>
Программу деятельности нового парламента страны в сжатом виде изложил Президент СССР М. Горбачев. <…>
Самой насущной задачей М. Горбачев назвал обеспечение людей теплом и продовольствием на наступающую зиму и призвал Верховный Совет взять под контроль реализацию достигнутых недавно межреспубликанских соглашений по продовольствию и топливу.<…>
Прежде всего – судьба государственности. Пойдем ли мы дальше вместе или каждая республика начнет искать выход в одиночку на свой страх и риск. Пока не будет внесена ясность в этот вопрос, любые программы останутся благими пожеланиями. <…>
Второй глобальной группой задач М. Горбачев назвал ускорение экономических реформ. При этом он подчеркнул, что государства – члены экономического сообщества и союзные органы стоят перед принятием трудных и непопулярных решений, необходимых тем не менее для оздоровления экономики. В их числе М. Горбачев назвал ускоренную приватизацию мелких и средних предприятий, акционирование крупных, либерализацию цен, земельную реформу. <…>».
«В Грозном готовятся воевать» – страница 1
«Поводом послужило заявление Президента России Б. Ельцина, в котором объявлен трехдневный срок для того, чтобы в республике были деблокированы захваченные общественные государственные здания, разоружены формирования, созданные исполкомом Общенационального чеченского конгресса. В заявлении выражается уверенность, что 17 ноября, в строгом соответствии с принятым ранее решением, будут проведены выборы парламента. Заявление вынужденное, ибо усилия большой группы парламентариев России, пытавшихся найти компромисс в республике, не увенчались успехом.<…>
Выступившие по местному телевидению представители избиркома пожаловались, что во многих районах им мешают в проведении выборов. Позиция исполкома ОЧНК подверглась резкой критике представителями ингушского народного совета, заявившими, что они за единую Чечено-Ингушетию в составе РСФСР и будут стоять на этом, несмотря на попытку исполкома ОЧНК разделить республику на части без согласия других проживающих в ней народов.<…>
Из Москвы возвратилась делегация ингушского народа, где на комиссии Верховного Совета РСФСР вместе с делегацией Северной Осетии обсуждался вопрос о восстановлении ингушских земель в границах 1944 года. Судя по информации, достигнуто соглашение о положительном решении этого вопроса.<…>».
«Заявление Б. Ельцина о необходимости освободить цены, не вызвало никакой реакции. Пока» – страницы 1, 2
«Ожидается, что в ближайшее время Президент РСФСР обнародует свой пакет радикальных экономических реформ. Но, во всяком случае, стратегические направления уже обозначены им в телеинтервью на прошлой неделе. В том числе названы и две главные позиции: либерализация цен и освобождение зарплаты {для работников бюджетных отраслей, пенсионеров, студентов, военнослужащих – словом, лиц с фиксированными доходами это должно, по-видимому, означать введение индексации}.
Самое интересное, что общество до сих пор практически не прореагировало на объявление об этих важнейших не только для населения РСФСР, но и всей страны переменах. Заявление Б. Ельцина, выражаясь парламентским языком, просто принято к сведению. Уже одно это позволяет судить о степени растерянности и деморализованности, в которой пребывает наше общество, всего год назад очень болезненно переживавшее возможную перспективу иметь стабильные цены «всего навсего» на 100 первоочередных товаров и услуг. Сегодня не обещается удержать цены и на десяток – и это не вызывает никакой реакции. Впрочем, реакция наверняка последует, как только разговор перейдет в русло конкретики.<…>
Одновременное освобождение цен и зарплат приведет к такому гиперинфляционному взрыву, какой наша страна не переживала со времен гражданской войны, а может быть, и еще более мощному. <…>
Можно ожидать, что в ближайшее время Президенту РСФСР предстоит до дна испить горькую чашу охлаждения со стороны его нынешних горячих поклонников и преданных сторонников. <…>».
«Договор подписан – какая судьба его ждет?» – страница 1
«С таким вопросом сразу после подписания договора об экономическом сообществе наш корреспондент обратилась к трем из девяти лидеров, скрепивших важный документ своими подписями.
Михаил Горбачев: «Может быть, темпы преобразований везде будут разными, но ведь всеми нами, и это главное, признаются общие принципы. Если говорить о государственном устройстве, то это союз суверенных государств. В экономике – смешанные формы собственности. И если признаются такие фундаментальные вещи, то нюансы не будут иметь существенного значения».
Борис Ельцин: «Я думаю, главное сейчас – кто же все-таки присоединится к союзу, а кто останется вне его. Сюрпризы здесь еще будут».
Информацию о возможном обмене ракетными ударами между республиками, просочившуюся в прессу, Борис Ельцин откомментировал так: «Абсурд совершенный. Технически – я рассмотрел этот вопрос с военными – это абсолютно невозможно».
Левон Тер-Петросян, президент Армении, первым поставивший подпись под Договором, на вопрос, кем он чувствует себя сейчас в Кремле, хозяином или гостем, ответил: «Я хочу чувствовать себя в Кремле равноправным партнером. И стараюсь, чтобы так было».
«Агентам КГБ советуют признаться» – страница 2
«Бывшие сотрудники и агенты КГБ СССР в течение пяти лет не смогут занимать должности руководящих работников в министерствах, департаментах, других государственных службах. <…>
Такое постановление приняло литовское правительство. Все эти люди должны подать в отставку до 1 января 1992 года. Правительство обратило внимание на то, что деятельность лиц, которые продолжат сотрудничество с КГБ, будет расцениваться как государственное преступление, и они будут привлекаться к уголовной ответственности.<…>».
«Не поделили ни кильку, ни лосося...» – страница 2
«Два дня делегации СССР, Латвии, Литвы, Эстонии пытались определить квоту на вылов рыбы в Балтийском море. Но к соглашению стороны так и не пришли.
Раньше все было просто и ясно: в соответствии с международной конвенцией СССР ежегодно получал квоту на вылов рыбы в Балтийском море. И уже заботой Москвы было распределить ее между прибалтийскими республиками и областями России. Но на очередном заседании международной комиссии появились самостоятельные делегации Латвии, Литвы, Эстонии, правда, на правах наблюдателей.
Для экспертов комиссии такой поворот событий оказался неожиданным, и они предпочли сохранить привычный порядок. СССР, а значит, четыре самостоятельных государства, получил общую групповую квоту. В 1992 году им разрешено сообща выловить 75 тысяч тонн кильки, 100 тысяч тонн салаки, 650 тысяч тонн лосося. О доле же каждого государства предложено договариваться между собой.
– Экономические интересы не позволили нашим партнерам подойти к проблеме с точки зрения науки и здравого смысла, – заявил министр окружающей среды Тынис Каазик в газете «Эстония», – но повода для особой тревоги нет. Вскоре наш парламент примет закон о морской экономической зоне, и мы станем ее хозяевами. Сможем вести лов сами. К тому же надеемся и на разумное соглашение со своими соседями».
«Почему пуст наш валютный кошелек» – страница 2
«<…> Возникший в начале текущего года кризис бюджетной системы в течение всех последующих месяцев обострился, разрыв между государственными расходами и поступлениями в доход увеличивался.<…>
В целом ситуация с нашим валютным кошельком выглядит весьма удручающе. В силу потери международного авторитета страны усилился отток депозитов из Внешэкономбанка; валютные поступления сократились также из-за невыполнения экспортных поставок. Приходится выбирать приоритеты самые-самые: продовольствие, детское питание, медикаменты, сырье для производства товаров народного потребления, оплата фрахта.<…>
Однако в целом этот баланс составлялся в духе старых времен, волевым порядком, и хозяйственники недоуменно спрашивали: за счет каких источников наращивать будем экспорт? Где взять те дополнительные 6,5 миллиона тонн угля и 5 миллионов тонн нефти, которые предложено продать дополнительно? Их можно только отобрать у внутренних потребителей. 25 доменных печей уже стоят – так что же, остановить еще несколько? Теоретически сделать это можно. Оставить без бензина транспорт – тоже осуществимо. Но что мы выиграем от этого явного проигрыша?<…>
И последнее: кредиты дают нам неохотно, поскольку не всегда ясно, кто является их гарантом. Западные кредиторы хотят иметь дело с единым сообществом, а не с 15 государствами. Вопрос стоит вполне прагматически: с одного должника легче получить долг. Разумеется, если вообще его дадут?».
«Потребкооперация ищет партнеров» – страница 2
Подзаголовок – «Волгоградский облпотребсоюз взял «под свое крыло» несколько убыточных хозяйств»
«<…> Оказывается, суверенитет отнюдь не мешает хозяйственникам находить общий деловой язык. Не исключено, что в прежние парадно-протокольные времена, волгоградцы, побывав с визитом у одесских кооператоров, не стали бы дотошно вникать в суть появившегося здесь нововведения.<…>
– Сельские производители продукции, – резонно заметил заместитель председателя Одесского облпотребсоюза Л. Приймак, – до сих пор практически не имеют непосредственного выхода на рынок. А мы включили их в готовую рыночную структуру, каковой должна быть и наконец-то становится потребкооперация. Теперь каждый превращается в участника коммерческой сделки, суть которой предельно ясна: чем больше вырастишь и продашь продукции, тем больше получишь.<…>
Договорные цены, разумеется, неплохой стимул, но только «деревянными» рублями, на которые сейчас невозможно приобрести что-либо стоящее. Волгоградский и Одесский облпотребсоюзы не сумели бы привлечь под свою «крышу» столько хозяйств. Требовался более действенный стимул. Это, во-первых. Во-вторых, нужно было поставить дело так, чтобы партнеры усвоили коммерческое правило: они получат несравнимо большую выгоду от oбopoтa– не за счет высоких цен при малых объемах продукции, а, напротив, наращивая производство и продавая ее пусть дешевле, зато в значительных количествах. Но и производителям продукции, соответственно, нужно иметь возможности и условия, чтобы вести производство эффективно и с меньшими затратами.<…>
И последнее. Чем объяснить выбор кооператоров – брать к себе слабые и убыточные хозяйства? Все просто: в передаче крепких и прибыльных им, как правило, отказывают. Не собираюсь давать этому оценку. Констатирую как факт: с появлением свободного рынка добавочную продукцию стали производить там, где раньше дела шли на спад».
«Шанс на спасение» / Николай Шмелев – страница 3
[Продолжение. Начало № 249]
«II. <…> Эти принципы универсальны, и действенность их уже не раз была доказана на практике во многих странах – будь то Россия в период нэпа, или Западная Германия после второй мировой войны, или Китай 80-х годов, или современные Венгрия и Польша, или любая другая страна, в которой в последние десятилетия экономический паралич сменил сначала медленный, неуверенный, а потом все более ускоряющийся подъем и независимо от того, будем ли мы, как и прежде, полностью едины в экономическом смысле, или единой останется только часть страны, или это будет только одна Россия – все равно приоритеты могут быть и должны быть одни и те же. <…>
Приоритет номер один. Прежде всего необходимо восстановить дееспособность нашего почти полностью парализованного рубля. Самое страшное преступление перед историей и собственным народом таких людей, как Е. Лигачев с его безумной антиалкогольной кампанией и не менее безумной кампанией борьбы против так называемых «нетрудовых доходов», Н. Рыжков с его безграмотной политикой предоставления каких угодно денег всем, кто их ни попросит, В. Павлов с его чудовищным, превосходящим всякие мыслимые пределы бюджетным дефицитом, и др. заключается в том, что благодаря их «усилиям» деньги в нашей стране фактически перестали существовать и мы вернулись в каменный век: меняем теперь топор на овцу, овцу на мешок пшеницы, пшеницу на пару сапог и т. д. И сегодня, думаю, мы единственная страна в мире, которая по существу живет без денег, используя вместо них все что угодно – политические интриги, примитивнейший бартер, купоны, визитки, карточки, всякого рода средневековые льготы, личные связи и знакомства – но отнюдь не то, на чем везде, кроме нас, зиждется здоровая экономическая жизнь, а именно: полновесную монету или хрустящие в руках бумажки, обеспеченные всем достоянием казначейства. <…>
Обезумевший печатный станок. <…> Ликвидировать бюджетный дефицит, обуздать печатный станок, печатающий наличные, резко ограничить кредитную экспансию, раздувающую безналичный оборот, т. е. перекрыть все каналы, через которые хлещет на нас поток обесценивающихся денег. Это может быть сказано и по-другому: остановить, обуздать нарастающую гиперинфляцию. Во-вторых, скажут мне, он должен что-то сделать с этой лужей денег, которая продолжает все подниматься и вот-вот уже достигнет его горла. То есть он должен вычерпать ее. <…>
У любого бюджета (будь то союзный или республиканский) может быть только три источника доходов: налоги, печатный станок и займы либо у соседей, либо у будущих поколений (что, в сущности, одно и то же).<…>
Остается лишь один путь – расширять налоговую базу бюджета. И делать это необходимо немедленно. Сейчас же надо это делать! Как? В конкретных условиях нашей страны необходимо, во-первых, отпустить подавляющее большинство оптовых и розничных цен на свободу, оставив на какое-то время твердые, искусственно заниженные государственные цены (или карточки) лишь на тот весьма ограниченный круг продовольственных и некоторых других потребительских товаров, которые обеспечивают минимум существования для каждого человека. <…>
Во-вторых, необходимо и дать полную свободу предпринимателю открывать любое новое дело, которое ему по силам. <…>
В-третьих, необходимо наконец признать, какую страшную ошибку (или какое страшное преступление) совершили те, кто по дурости и вопиющему невежеству своему затеяли эту злосчастную антиалкогольную кампанию. <…>
И, наконец, четвертый реальный источник роста доходов госбюджета, о котором я с упорством маньяка продолжаю твердить уже пятый год: существенный рост импорта высокодоходных потребительских товаров и малой (в первую очередь сельскохозяйственной) техники. <…>
Первый и самый очевидный источник сокращения государственных расходов – армия и вооружения. <…>
Другое важнейшее направление непроизводительного, с экономической точки зрения, расходования бюджетных средств – искусственная поддержка различных неэффективных производств как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. <…>
Третья зияющая дыра в бюджете – государственные расходы на капитальнее строительство. При нашей немыслимой широте фронта капитального строительства и столь же немыслимых сроках его завершения (в среднем не менее 11– 12 лет) это чудовищной силы источник накачивания пустых денег в экономику. <…>
Четвертый важнейший источник бюджетного дефицита – наши внешние расходы: выплати процентов и основных сумм погашения по полученным кредитам и продолжающееся (хотя и в меньших масштабах, чем раньше) субсидирование наших различных «друзей» за рубежом.<…>».
«Что после свободы?» – страница 4
«Председатель Верховного Совета Эстонии Арнольд Рюйтель отвечает на вопросы собственного корреспондента «Известий» Л. Левицкого:
– Не могли бы вы уточнить: какая Эстонская Республика родилась 20 августа? Республика образца 1918 года, 1938 года с ее конституцией, социальным строем и укладом, отношениями между людьми разных национальностей, проживавших в Эстонии?
– Ваш вопрос не совсем корректен. 20 августа республика не рождалась. В этот день восстановлено государство, стертое с карты мира более полувека назад вследствие сговора двух империй – гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза. Восстановление, естественно, начинается с того самого момента, на котором было прервано функционирование государственности. <…>
– Почему, на ваш взгляд, распалась такая, казавшаяся могучей страна, как Советский Союз? Какими вам видятся дальнейшие отношения между бывшими союзными республиками и республиками, остающимися в СССР? Есть ли у Эстонии свои инициативы?
– Страна, действительно, только казалась сильной. Нельзя добиться подлинного могущества, игнорируя и насилуя законы развития общества. Нельзя кормить народы сказками о счастливом завтра при отсутствии хлеба, воспевать свободу, покрыв страну концлагерями. Так называемый социалистический выбор доказал свою полную несостоятельность и в экономике, и в культуре. Опыт СССР еще раз доказал, что у империй, основанных на насилии, нет не только светлого, но и просто будущего. <…>
–Ближайшие перспективы политического развития Эстонии и, если можно, о ваших личных политических планах и целях?
– Эстонская Республика вновь стала субъектом международного права, восстановлено ее членство в мировом содружестве. <…>
Ближайшие задачи заключаются в проведении целого комплекса межгосударственных переговоров с правопреемниками СССР и его бывших республик. Надо решить судьбу советских войск в Эстонии – мы хотим быть нейтральной зоной, вопросы разделения финансовой системы, урегулировать экономические отношения.
Немало у нас и внутренних проблем. Одной, из важнейших среди них я считаю укрепление гражданского согласия между эстонским и неэстонским населением. <…>».
«Уничтожение химического оружия: специалисты бьют тревогу» – страница 4
«Соглашение о полном уничтожении химического оружия двух стран подписано президентами США и СССР 1 июня 1990 года. Обязательства, взятые на себя нашим государством, требуют, чтобы до 31 декабря 1992 года мы развернули такую работу. Но на сегодня в СССР нет ни одного завода по уничтожению боевых отравляющих веществ, их строительство даже не начато... В чем причины такого положения? На вопросы нашего корреспондента отвечает начальник химических войск Министерства обороны СССР генерал-полковник С. Петров.
– Основная причина, на мой взгляд, – говорит Станислав Вениаминович, – заключена в том, что соглашение, подписанное в Вашингтоне почти полтора года назад, до сих пор не имеет юридической силы. Оно не ратифицировано Верховным Советом страны и даже не вносилось на его ратификацию.<…>
У нас уже все готово – государственная программа, она по своему общему весу составляет 35 килограммов, проведены проектно-изыскательские экспертизы, другая научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, на которую затрачено почти сто миллионов рублей – но все повисло в воздухе. Пока даже не создана государственная комиссия по выбору и согласованию районов таких объектов, нет организационно-штатных структур, которые будут осуществлять программу уничтожения ОВ... Бесконечно тянуть с решением таких проблем, на мой взгляд, недопустимо.
<…>».
«Станет ли Урал новым Чернобылем?» – страница 7
«В Екатеринбурге завершилась научно-практическая конференция по проблемам ядерной энергетики. В ее рамках был организован «круглый стол», посвященный вопросам радиационной безопасности, локализации и захоронения радиоактивных отходов. Он собрал вместе атомщиков, «зеленых», екатеринбургских и челябинских депутатов.
Ядерное загрязнение Урала, по последним экспертным оценкам, увы, пока не полным, – это не один и даже не два Чернобыля. Быть может, десятки – считают «зеленые». Каменный пояс покрыт атомными ранами – Ольховское болото, Озерный, Верх-Нейвинск... Самые же глубокие из ран – результат деятельности химкомбината «Маяк». История этой кузницы, где ковался ядерный щит державы, еще полна тайн. Вряд ли когда-либо удастся в полной мере изучить воздействие серии южноуральских катастроф на наше здоровье: велика была миграция пострадавшего населения, след многих затерялся. Для того чтобы снизить возможность контактов с местными жителями и утечки информации, солдат, охранявших пекло, надзиравших за зэками-ликвидаторами, набирали в основном из Средней Азии и с Кавказа. <…>
Кроме новых фактов, прозвучавших на семинаре, интересны изменения, которым, судя по дискуссии, подверглись за последнее время общественные позиции ядерщиков и «зеленых». Во-первых, они сблизились в осознании того, насколько тяжко наследие региона, что оно с нами, если и не навсегда, то надолго, что кроме уральцев их проблемы решать некому.
А во-вторых, на «круглом столе» атомщики подчеркнуто противопоставили атом мирный и военный и пожелали откреститься от грехов ВПК. «Зеленые» же по-прежнему обвиняют всех ядерщиков скопом – и работающих на оборону, и дающих свет и тепло городам».