Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

     

    «Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 12 декабря, среда. – № 272–273 (318–319). – 8 полос.

    «Позиция Комитета конституционного надзора» – страница 1
    «<…> Констатация в соглашении того, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», может рассматриваться лишь в качестве политической оценки ситуации, не имеющей юридической силы, считает комитет. Как суверенные государства республики вправе заключать между собой и другими государствами договоры о межгосударственных объединениях. В то же время одни республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других... <…>
    Члены комитета серьезно обеспокоены и заявлением о том, что на территориях названных государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР».
     
    «Союзный договор - топтание на месте» – страница 1
    «Назначенная встреча в Белом доме народных депутатов РСФСР с российским руководством началась с опозданием на добрых полчаса. <…>
    Всем известна негативная реакция депутатов бывшего СССР к заключенному в Минске Соглашению руководителей России, Беларуси и Украины. Предпринята попытка созвать чрезвычайный съезд, чтобы любыми способами сорвать процесс образования качественно нового Содружества Независимых Государств. Немаловажно и то, что вслед за созданием Содружества, безусловно, изменится статут народного депутата СССР. А это беспокоит в личном плане...
    Подписание Соглашения о создании Содружества Независимых Государств – это уже исторический факт. Попытки Михаила Горбачева реанимировать ново-огаревский Союзный договор, скорее всего не принесут ему успеха. Полной неожиданностью для Президента Союза наверняка была информация о проявленной заинтересованности к минскому Соглашению со стороны республик Прибалтики, Армении... <…>».
     
    «Пути к отступлению отрезаны» – страница 1
    «<…>... В последние недели базары приграничных с российскими областями городов Украины, Беларуси и Казахстана заметно опустели, а цены на них существенно поднялись в ожидании наплыва покупателей из РСФСР. Но не менее понятно и то, что ни за неделю, ни за две эти республики не сумеют разработать какой-то приемлемый механизм защиты своих рынков, не считая, конечно, сооружения дополнительных пунктов таможенного досмотра. Товар неизбежно пойдет туда, где за него будут платить больше, как это происходит па границах балтийских государств, России и Беларуси. <…>
    Основная угроза, конечно же, таится в том, что ни российское, ни какое-либо правительство соседних государств не знает и не может знать «предела прочности» своих граждан. Где граница, до которой российский, украинский, белорусский и любой другой потребитель в состоянии будет терпеть ценовой галоп, предстоит определить чисто эмпирическим путем. Арифметические операции по делению денежной массы на количество товара или на население столь же надежны, как гадание по полету птиц. А от призывов «потерпеть» пользы не больше, чем от памятных призывов к 1 мая или 7 ноября. <…>».
     
    «Мэр Москвы предпочитает уйти в отставку» – страница 1
    «<…> Заключенное Соглашение трех республик Попов назвал «игрой на содружество». Для Москвы это мощнейший удар, в результате которого в ближайшие две недели все запасы будут распроданы. Потому что предполагать, будто республики Содружества, которые нам вчера ничего не поставляли, завтра начнут это делать, несерьезно. Подписавшие договор о Содружестве президенты также не управляют ситуацией внутри своих республик, как и наш российский Президент, заявил Гавриил Попов. <…>
    О принципах приватизации. Если проводить ее по уже принятым российским ВС нормам, то она растянется на долгие годы и позволит многим нагреть руки. Я считаю, что надо идти по пути, может быть, примитивному, уравнительному, но главное – темп! Рынок и конкуренция в конце концов все расставят на свои места. <…>».
     
    «Приватизация начинается сегодня» – страница 1
    «11 декабря в Круглой зале нового здания мэрии Москвы (бывшее здание СЭВ) состоялось подписание совместного заявления мэрии, правительства Москвы, Моссовета и столичных предпринимательских структур о необходимости немедленного начала приватизации торговли в Москве. Мэр столицы Г. Попов отметил, что ситуация со снабжением в городе сравнима разве что с военным лихолетьем и дальнейшее затягивание начала приватизации торговли невозможно... <…>».
     
    «Были и остаются едиными» – страница 1
    «Ни о каком разделе Вооруженных Сил речи быть не может. Международная общественность может не беспокоиться». Эти слова, сказанные вчера Президентом РСФСР Борисом Ельциным на встрече с высшим военным руководством страны, можно назвать ключевыми, сказал корреспонденту ТАСС начальник Управления информации МО генерал-лейтенант Валерий Манилов, командование Вооруженными Силами, равно как контроль за отдельными компонентами, в том числе стратегическим, были и остаются едиными. <…>».
     
    «Что получим по кредиту» – страница 1
    «По словам заместителя председателя МЭК Геннадия Кулика, продукты по новому кредиту Европейского сообщества, возможно, начнут поставляться в конце января-начале февраля будущего года. Предполагается, что всего будет поставлено 5 миллионов тонн зерна, 240 тысяч тонн мяса, 25 тысяч тонн сухого молока, 90 тысяч тонн животного масла, 100 тысяч тонн растительного масла, а также медикаменты на сумму 100 миллионов экю... <…>».
     
    «Чем отзовется указ генерала?» – страница 1
    «Президент Чеченской Республики Джохар Дудаев подписал Указ, в соответствии с которым все вооруженные формировании на территории республики подчиняются ее Президенту.
    Для управления подразделениями регулярной армии, частями народного ополчения при Президенте республики создается штаб Вооруженных Сил... <…>».
     
    «Надежная связь для Президента России» – страница 1
    «Из достоверных источников стало известно, что Комитет правительственной связи при Президенте СССР (структура, ставшая самостоятельной и выведенная из состава КГБ после путча) переходит полностью в юрисдикцию Российской Федерации.
    Комитет правительственной связи (КПС) – важнейший и мощный инструмент государственного управления с очень квалифицированным и слаженным коллективом. Он обеспечивает самую качественную и защищенную связь не только внутри страны, но и за ее пределами, например, с посольствами бывшего СССР, проводит радиотехническую и радиоэлектронную разведку, является головным в разработке шифров и методов защиты информации и многого другого... <…>
    Несмотря на утрату Президентом Горбачевым такого важного инструмента, Михаил Сергеевич без надежной связи не останется. В составе КПС сохраняется структура, которая будет обеспечивать Президента бывшего Союза личной связью такого же качества и защищенности, как и руководство суверенной России. <…>».
     
    «С нового года будем работать на аптеку» – страница 2
    «То, что следует уже сейчас: нужные позарез лекарства можно найти скорее всего на толкучках, у спекулянтов, а не в аптеках. Особенно плохо снабжаются необходимыми компонентами отделы, где приготовляются лекарства. Практически ни одни капли или микстуру не из чего делать, 40 наименований дефектуры. Но в скором времени то, что сейчас хаотично продается из-под полы на рынке, будет чинно лежать в коммерческих отделах аптек, продаваясь либо по так называемым «свободным ценам», а проще говоря, конвертированным, или откровенно за доллары... <…>
    Несмотря на показные усилия мэрии в создании муниципальной собственности, процесс этот идет туго, и муниципализация торговли, аптек и других объектов не движется. Аптеки не являются юридическими лицами и соответственно не могут заниматься самоснабжением, даже если теоретически имеют связи и могли бы самостоятельно обеспечивать себя лекарственными препаратами и средствами гигиены. <…>».
     
    «Представительству – особняк, детям – конюшню» – страница 2
    «На таком решении остановились вице-мэр Москвы Юрий Лужков и полпред Дагестана Гайджи Шайдаев. <…>
    – Так причем же тут Лужков и в чем его вина? – спросит читатель. Оно как минимум в том, что вице-мэр Москвы позволил «ввести себя в заблуждение» и по наивной доверчивости своей не перепроверил информацию о «ничейности» особняка. Но еще более странно, что глава городской исполнительной власти почему-то «забыл» о существовании муниципального округа Покровский, в котором и расположена настрадавшаяся на своем веку усадьба... <…>».
     
    «Указ Президента РСФСР О реорганизации государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью в РСФСР» – страница 2
    «В целях повышения статуса органов государственного надзора, а также в связи с реорганизацией Правительства РСФСР постановляю:
    1. Преобразовать Государственный комитет РСФСР по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РСФСР (Госатомнадзор РСФСР).
    2. Установить, что формирование структур Госатомнадзора РСФСР осуществляется за счет передачи лимитов численности, средств на содержание, фондов, материально-технической базы, включая административные здания, помещения и имущество Госпроматомнадзора СССР, а также подведомственных ему организаций и учреждений, расположенных на территории РСФСР. <…>
    Президент РСФСР Б. ЕЛЬЦИН».
     
    «Кадеты: прошлое и настоящее» – страница 2
    «25 сентября Министерством юстиции России под номером 317 зарегистрирован Устав Конституционно-демократической партии (партия Народной Свободы). Возрождение кадетской партии спустя 74 года после ее запрещения большевиками получило юридическое закрепление... <…>
    [Дмитрий Рогозин, заместитель председателя ЦК КДП (ПНС)]: - От других партий ее отличает внутренний демократизм, поскольку создавалась она не искусственно «под имена», а объединила интеллектуалов и представителей бизнеса для реализации реформ в политике и экономике, для сдерживания «новых революционеров», для решительного преодоления сопротивления тех сил, которые из страха потерять свою былую власть и привилегии цепляются за «социалистический выбор». КДП (ПНС) – это партия просвещенного патриотизма, ставящая частную собственность и индивидуальные права граждан выше всех остальных прав – национальных, религиозных, конфессиональных и прочих. <…>».
     
    «Лишь бы не было войны» – страница 3
    «<…> И тем не менее в обществе всегда действуют одновременно две силы – разъединения и объединения. Последняя тем ощутимее, чем больше народы втянуты в рыночные отношения. Рынок – бизнес и свободное предпринимательство, деньги и торговля – ломает границы мирным путем, делает народы нужными друг другу и отвлекает от амбициозного политиканства. Жизнь уже доказала это. <…>
    А выход, кажется, есть. Во-первых, правительству России следует с пониманием и терпимостью отнестись к объявлению суверенитетов там, где форма обособления не носит чисто территориального характера. И, во-вторых (а это важнейшее условие!), надо отказаться на определенный срок от какого бы то ни было пересмотра границ, и политических и административных... <…>».
     
    «Федерация для людей, а не для отдельных народов» – страница 3
    [Г. Пикеров, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады АН СССР]: «<…> Время пришло, пора признать, что, как и во многом другом, в национальном вопросе сделано «что-то не то». Это «не то» должно не связывать нас по рукам и ногам, а быть базой для построения нового здания. Нужно решительно и бесповоротно отказаться от всего того неудачного, искусственного и неразумного, что сделали наши ближайшие предшественники. Нужно предотвратить дальнейший развал союзных республик, в особенности Российской Федерации... <…>
    В Российской Федерации на месте республик, краев, областей и округов должны быть только земли. Несколько крупных земель, образованных на экономико-географической основе. Сохранение автономий в их теперешнем виде будет консервацией наших неудачных и опасных опытов с решением взрывоопасного национального вопроса. На время же перехода к новым и российским землям имеет смысл уравнять в правах республики, края, области и округа... <…>».
     
    «Белое и красное» – страница 3
    «<…> Казачество, прошедшее через перипетии века, оказалось на грани полного исчезновения, лишенное своих земель и складывавшегося веками административно-территориального самоуправления, разделенное между различными областями и республиками. Мучительный процесс возрождения начался лишь недавно и уже тормозится всеми силами не только лидерами «суверенных» республик, таких, например, как Назарбаев, который заявил, что не допустит никакого возрождения казачества и проведения казачьих юбилеев на территории Казахстана, но и духовными наследниками тех казаков, чьи умы были поражены бациллой коммунизма еще в начале столетия... <…>».
     
    «Человек, заглянувший в бездну» – страница 4
    «Половину на своих двадцати семи москвич Дмитрий Юрасов в одиночку занимается тем, что только сейчас, приняв российский закон «О реабилитации жертв политических репрессий», государство признало своим долгом. <…>
    К сожалению, и новым долгожданный закон «О реабилитации жертв политических репрессий» не лишен типичных для нашей сегодняшней жизни парадоксов. А потому, не являясь родственником репрессированных, архивист-историк Дмитрий Юрасов по-прежнему не имеет права на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел. Для него и для всех остальных «других лиц» сохраняет силу «порядок, установленный для ознакомления с материалами государственных архивов». Напомню, что архивы КГБ или МВД государственными до сих пор не являются. Порядок же – тот самый, с которым Дима вел поединок все эти годы. <…>».
     
    «Спецбизнес в спецполосе» – страница 5
    [В. Валяев, профессор кафедры лесного хозяйства Петрозаводского университета]: «<…>... Финская общественность, беспокоясь о чистоте своих озер, попросила Комитет по охране природы РСФСР посмотреть, что творят ее не очень совестливые сограждане на нашей территории на берегах озера Пюхяярви. И тут выяснилось, что пограничники только охраняют территорию, а хозяйничает там финское акционерное общество «Техдаспуу» на основании совершенно уникального контракта... <…>
    Нам остается только догадываться: скорее всего, в карманы тех деятелей, которые ввели в практику приглашение финских дельцов на лов лосося без всяких лицензий, на медвежьи охоты. Ведь не без основания в интервью газете «Северный курьер» полковник КГБ В. Рагозин заявил, что располагает материалами о коррупции верхних эшелонов власти в республике. Но говорить об этом небезопасно... <…>».
     
    «Свет далекой звезды» – страница 5
    [Олег Румянцев, народный депутат РСФСР, ответственный секретарь Конституционной комиссии РСФСР, член президиума Социал-демократической партии РФ (СДПР)]: «<…>... Личность Андрея Дмитриевича [Сахарова] просто не может не влиять. Он демонстрировал образец высшей человеческой и парламентской культуры, воздействуя на общество через парламентские дебаты, а не призывал к баррикадам. Общаясь с Андреем Дмитриевичем, лично я усвоил для себя, что политика – это не яркая, хлесткая фраза, брошенная с трибуны народу. Политика - это деликатная, по-сахаровски демократичная, интеллигентная и взвешенная позиция, обращенная к сознательным слоям общества. Ответственный политик никогда не должен опускаться до пустой громкой фразы. Сахаров был примером того, как можно апеллировать к совести и сознательности людей, не боясь, что кто-то менее образованный не поймет этого... <…>».
     
    «Министр может не переодеваться» – страница 5
    [А. Строкин, председатель городского Совета народных депутатов]: «<…> Дело в том, что все реформы, связанные с Вооруженными Силами, и все перестройки, связанные с ликвидацией путча, не затрагивают главное – систему. Повозившись с политической верхушкой, мало кто заглядывает внутрь – в экономические и политические отношения армии и общества. <…>
    Вывод ясен: надо менять сложившуюся систему Министерства обороны. За основу возьмем два бесспорных положения: первое – любое государство надо оборонять, для чего и существуют Вооруженные Силы; и второе – местные органы власти должны защищать интересы граждан на подведомственной территории.
    Пора положить конец безразмерным земельным владениям военных, на которых сейчас царят запустение и разруха. <…>».
    Мурманск-130»
     
    «Пожалуй, уже нет смысла...» – страница 7
    «<…> По словам французского журнала «Экспресс», дела в СССР обстоят настолько плохо, что весь Союз находится в ситуации неудержимого падения. Развал империи, инфляция, всеобщий дефицит – уже просто невозможно перечислить все области, где царит хаос. Падение курса рубля – лишь лишнее свидетельство всеобщего маразма. И вместе с этой анархией возникает новый призрак военного переворота. В Москве все чаще говорят о «тбилисском варианте», якобы способном навести порядок в стране... <…>».
     
    «Открываются ворота, и начинается новая жизнь...» – страница 8
    [Святослав Федоров]: «<…> – У нас сегодня очень интересная ситуация. Бюджет МНТК – восемьдесят два миллиона рублей. И это совсем немного. Тем не менее, Минздрав РСФСР на следующий год сможет выделить нам не больше трех миллионов. Институт в таком случае придется закрыть. Он погибнет. Я предложил Минздраву приватизировать нас, превратить в акционерное общество «Прозрение». Минздрав, конечно, сопротивлялся. Сейчас документы находятся в Комитете по приватизации Совмина РСФСР... <…>».
     
    «Кавалер Мальтийского креста» – страница 8
    «Довольно интересная церемония состоялась не так давно в Кремле. Генералиссимус нетрадиционной медицины Джуна Давиташвили вручила Президенту России орден ассирийской богини Бау и мальтийский крест рыцаря командора, а также присвоила звание философа. Так отмечено мужество Б. Ельцина, проявленное им в августовские дни осады Белого дома. По словам Джуны, поведение Бориса Николаевича – настоящий подвиг во имя защиты свободы и демократии. <…>».
     

    «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 12 декабря, четверг. – № 295 (23561). – 6 полос.

    «Республики Средней Азии и Казахстан намерены поддержать СНГ» – страница 1
    «Внимание многих сегодня приковано к Ашхабаду – именно здесь 12 декабря открывается встреча лидеров суверенных республик Средней Азии и Казахстана, цель которой – обсудить заявление «трех», выработать свое решение.
    Инициатива в проведении этой встречи принадлежит Ашхабаду, и прежде всего – президенту Туркменистана Сапармураду Ниязову. <…>
    К моменту передачи этого материала в редакцию в аэропорту Ашхабада еще только готовятся встречать самолет из Душанбе: президент Таджикистана Рахмон Набиев прилетает первым... И сейчас заранее трудно предугадать, как сложатся векторы мнений президентов суверенных республик, каким станет итоговый. Но позиция участников встречи примерно ясна: все они будут за скорейшее подписание соглашения о новом содружестве государств. Это я уяснил из разговоров с членами президентского совета Туркменистана, это же подтвердил мне и заместитель главы правительства этой республики Ата Чарыев.
    – Да, шаг этот в нынешней ситуации можно считать вынужденным, но он – правильный, сказал он. – И я уверен: главы государств Средней Азии и Казахстана поддержат создание нового содружества, правда, с небольшими поправками. Прежде всего, они должны на равных стать учредителями нового содружества, чтобы не было никакого диктата, чтобы не произошло такого: собрались вдруг учредители, сказали – мы учреждали, мы и распускаем наш Союз... <…>».
     
    «Из выступления Б. Ельцина перед парламентом России» – страница 1, 2
    «<…> В Минске три республики, которые выступали учредителями СССР, приостановили процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в котором живут наши народы.
    Была найдена единственно возможная формула совместной жизни в новых условиях – Содружество независимых государств, а не государство, где никто не имеет независимости.
    В соглашении констатируется факт того, что СССР прекращает свое существование. Но я отвергаю обвинение в адрес трех лидеров в том, что они якобы «самовольно ликвидировали СССР».
    Союз уже не способен играть позитивной роли в отношениях между бывшими его членами. Мировое сообщество стало считать его банкротом.
    С конституционной точки зрения важно подчеркнуть, что, образовав в 1922 году Союз, его учредители не утратили тем самым своего государственного суверенитета и своего статуса и ответственности учредителей Союза. Это закреплялось во всех союзных конституциях, включая последнюю.
    Поэтому... Все обвинения в неконституционности этого шага необоснованны и преследуют либо разрушительные по своей сути политические цели, либо откровенно личные корыстные интересы.
    В нынешних условиях только Содружество независимых государств способно обеспечить сохранение складывающегося веками, но почти утраченного сейчас политического, правового и экономического пространства. Только содружество способно упрочить его на новой – добровольной и демократической основе.
    Соглашение является базой для динамичного развития нового вида связей между суверенными государствами. <…>
    Важнейший итог переговоров в том, что достигнуто соглашение о взаимодействии при проведении экономической реформы.
    Впервые за много месяцев значительная часть экономического пространства бывшего Союза будет развиваться в соответствии с согласованной экономической политикой.
    Подписанные документы фиксируют волю республик сохранить единую денежную единицу – рубль.<…>
    Мы стремились учесть интересы не только трех республик, но и всех возможных будущих членов Содружества. Не могу согласиться, что в его основу положен какой-то этнический принцип. Мы с равным уважением относимся к народам разных национальностей.
    Оно открыто для новых участников, и прежде всего для всех бывших республик Союза.
    Минск – не столица Содружества. Это место для того, чтобы собираться главам государств и правительств и каким-то рабочим группам. <…>
    С огромным трудом найдена наконец, единственно возможная формула содружества государств – членов бывшего Союза. Может быть, это – последний шанс. <…>».
     
    «М. Горбачев о ситуации в стране и о себе» – страница 1
    «12 декабря М. Горбачев встретился с представителями средств массовой информации. Он, в частности, заявил, что если представительные органы республик одобрят начатый в Бресте процесс образования нового Содружества государств, то он согласится с этим выбором, готов участвовать в процессе и ведет консультации с коллегами из республик. Однако он сомневается, что такой путь не приведет к распаду страны.
    Главное, сказал он, чтобы процесс образования нового Содружества послужил выходу народов из всестороннего кризиса. Тем не менее, Президент СССР остается сторонником конфедеративного союзного государства и не убежден, что это достижимо в ходе брестского процесса. В случае создания аморфной структуры на месте союзного государства он не видит в ней места для себя и уйдет в отставку по принципиальным соображением. <…>»
     
    «Депутация Беларуси покидает союзный парламент» – страница 1
    «Утреннее сессионное заседание Совета республик 12 декабря длилось немногим более четверти часа. Зал был заполнен едва ли на треть, в президиуме – всего четыре человека, хотя государственных флагов за спинами членов президиума оставалось по-прежнему семь. Впрочем, к вечернему заседанию союзного парламента одним флагом стало меньше. Координатор белорусской депутации В. Корнеенко проинформировал коллег, что по решению Верховного Совета Беларуси представители этой республики в союзном парламенте утрачивают свои полномочия, депутация переходит в положение наблюдателей. И пожелал Совету республик плодотворной работы.
    Члены верхней палаты решили не приступать к обсуждению сложившейся на территории бывшего СССР после 8 декабря ситуации до тех пор, пока не будет определена позиция их республик. <…>».
     
    «Наш разлад – их головная боль» – страница 1,5
    «Известие об исчезновении в одночасье СССР в геополитической системе координат породило за рубежом больше растерянность и тревогу, нежели ликование. <…>
    В Брюсселе Еврогруппа НАТО на уровне министров обороны признала, что «угроза с Востока», которую олицетворял военно-политический альянс коммунистических стран, исчезла. Но вместо нее появилось понятие риска для безопасности и стабильности на континенте, риска, проявляющегося в различных формах, которые «трудно предвидеть и предупредить». Непредсказуемость развития событий в пределах бывшего социалистического лагеря пришла на смену недвусмысленному противостоянию двух идеологий и двух блоков. У многих на слуху заявление директора ЦРУ Роберта Гейтса: «На протяжении многих лет мечтой Соединенных Штатов был крах Советского Союза. Сегодня такая мечта превращается в кошмар». <…>
    Для Белого дома, которому принадлежит немалая заслуга в персонификации политики перестройки и гласности в СССР и создании М. Горбачеву имиджа политика международного класса, непросто сменить свои ориентиры. Однако кардинальные перемены в нашей стране вызвали серьезное смещение акцентов в подходе администрации США. Похоже, что пущена в ход двуединая тактика, которая основывается на принципе «невмешательства» и прямого диалога с республиками.
    С одной стороны, госдепартамент США счел неуместным давать юридическую оценку образованию Содружества независимых государств. Его представитель М. Татуайлер заявила: «Это уместнее делать самим советским людям... решать им».
    С другой стороны, многозначительно прозвучали слова президента США Дж. Буша: «Мы будем поддерживать демократов и реформаторов, где бы они ни были, и это означает, кстати, на всех уровнях».
    Складывается впечатление: недоговоренное президентом США прямо и без обиняков изложил в своем выступлении на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса США американский посол в Москве Р. Страусс. Он выразил надежду, что М. Горбачев, который пользуется заслуженной репутацией выдающегося реформатора, сохранит в каком-либо виде свое положение в государстве. По его мнению, Президент России Б. Ельцин сумеет добиться ратификации соглашения об образовании СНГ. «В результате Президент Ельцин укрепляет существенно свои позиции по сравнению с Президентом Горбачевым. Вне всяких сомнений, Президент Ельцин и его различные министры – это те люди, с которыми мы будем иметь дело», – подчеркнул Р. Страусс. <…>
    Нельзя забывать, что судьба почти 30 тысяч советских ядерных боеголовок в первую очередь волнует наших соседей. Не исключена вероятность, по их мнению, что тактическое ядерное оружие попадет в руки националистически настроенных лидеров или же будет тайно продано государствам в «третьем мире», отличающимся подчас еще большей непредсказуемостью. <…>».
     
    «Молдова: готовится поход на сепаратистов» – страница 2
    «Парламент Молдовы принял постановление о ситуации в Приднестровье и районах проживания гагаузов.
    Организаторы антиконституционных референдумов и выборов президентов в непризнаваемых Молдовой Приднестровской и Гагаузской республиках обвиняются в узурпации власти законного парламента, в преступном посягательстве на независимость и целостность Молдовы.
    Парламент постановил расформировать в десятидневный срок вооруженные формирования, призвать население Левобережья, Днестра и Гагаузского юга к неподчинению самозваным властям. Решено направить туда полномочных представителей президента Молдовы, восстановить конституционные органы власти, начать прокурорское расследование нарушений законности.
    Постановление было принято без единого голоса «против».
     
    «Социологический опрос на актуальную тему» – страница 2
    «10-11 декабря Центр социально-экономических исследований «ТИННИ-Социо» провел экспресс-опрос жителей столиц республик, подписавших Договор о создании Содружества. Опрошено 323 человека. Респондентам, представлявшим взрослое городское население, были предложены следующие вопросы:
    1) Одобряете ли вы, или не одобряете соглашение, подписанное в Минске руководителями славянских республик?
    2) Как повлияет подписание договора на дальнейшее развитие экономической ситуации?
    3) Как, по-вашему, сохранит ли М. Горбачев свою роль в качестве первого лица Содружества?
    Для жителей всех трех столиц характерна поддержка деятельности своих лидеров. Одобрительное отношение к подписанному договору высказали в Москве – 84, Киеве – 50 и в Минске – 76 процентов опрошенных. Надежды на улучшение экономической ситуации, связанные с открывающимися возможностями для координации действий на новой основе, высказали соответственно 38 (Москва), 54 (Киев) и 44 (Минск) процента респондентов. Достаточно распространено мнение, что ситуация в конечном счете будет развиваться независимо от факта заключения договора.
    Гораздо менее оптимистично выглядят ответы на вопросы о роли союзного лидера в предстоящих событиях, что, впрочем, связано с очевидной неоднозначностью сложившейся ситуации. Уверенность в том, что роль первого лица в содружестве останется за М. Горбачевым – в Москве 19 процентов респондентов (21 – затруднились с ответом), в Киеве и Минске соответственно 11 (затруднились – 20) и 17 (затруднились – 21) процентов опрошенных. <…>».
     
    «Нет тайн для рынка» – страница 2
    «Очередное постановление правительства РСФСР, возможно, кто-то воспримет как покушение на права предприятий, организаций, кооперативов, но если рассматривать проблему объективно, то этот документ является одним из самых логичных шагов на пути к рынку. Называется постановление так: «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
    Фактически это – основа для нормальной деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и других контролирующих органов. Но не только для них. Рынок просто не может существовать без подробной информации о партнерах в деловом сотрудничестве, о клиентах страховых организаций, банков, да и просто о работодателях.
    Так какие же сведения о предприятиях и предпринимателях не могут считаться коммерческой тайной? Прежде всего в соответствии с постановлением не являются секретом учредительные документы и устав организации. Нельзя скрывать также документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, – регистрационные удостоверения, лицензии, патенты. По первому требованию должны предоставляться сведения о финансово-хозяйственной деятельности, а также все другие данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в казну РСФСР.
    Особо оговаривается право всех заинтересованных организаций потребовать документы о платежеспособности. И в этом требовании также нет ничего сверхъестественного. Скажем, за рубежом практически все компании нанимают за собственные деньги специальных ревизоров-аудиторов, результаты проверки которых предъявляются любому желающему. <…>
    Есть у постановления российского правительства и еще одна важная задача, а именно: предотвратить злоупотребления в ходе процесса приватизации. Поэтому всем государственным и муниципальным предприятиям запрещается относить к коммерческой тайне данные о размерах своего имущества и о своих денежных, средствах, о вложении капитала в ценные бумаги, в облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий. <…>».
     
    «Приватизация московской торговли продолжится, если российский парламент учтет специфику столицы» – страница 3
    «11 декабря руководство Моссовета, мэрии и городского правительства подписало совместное заявление о своей решимости немедленно приступить к коренной реорганизации предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания через их приватизацию. Существенно важно, что в разработке этого документа активное участие приняли, а затем тоже подписали его представители Московской конфедерации предпринимателей.
    Они выступили своеобразными гарантами того, что процесс приватизации не застопорится опять из-за имеющихся разногласий и несовпадения точек зрения. <…>
    Делать это необходимо без промедления и проволочек, поскольку надежда на централизованное снабжение Москвы в наступающем году из госресурсов мала, как никогда. Город получит лишь половину обычного количества продовольствия и товаров народного потребления. Зато приватизация сможет развязать инициативу и предприимчивость коллективов, ставших хозяевами своих предприятий на конкурсной основе, в ходе аукционных торгов. <…>
    Всего же, как сообщалось, предстоит передать из рук государства около 36 тысяч различных магазинов, булочных, ателье, мастерских, столовых, кафе, закусочных. <…>
    Москва, безусловно, лидирует в процессе приватизации, к которой ее как столицу раньше других регионов России подводит логика развития рыночных отношений. В связи с этим, отмечалось на встрече в мэрии, возникают расхождения с существующим российским законодательством. Было решено немедленно обратиться в Верховный Совет России с просьбой поддержать инициативу Москвы и внести необходимые дополнения в закон о предпринимательской деятельности с учетом специфики столичного города».
     
    «СССР в реестрах ООН все еще существует, и за это нам приходится дорого платить» – страница 5
    «<…> На заседаниях и за кулисами Пятого комитета Генеральной Ассамблеи решается вопрос о том, какими на следующие три года должны быть уровни обязательных отчислений стран-членов в ооновские бюджеты… <…>
    По нынешним ставкам Советский Союз – он все еще существует в ооновских реестрах – вкупе с Украиной и Беларусью вносят в бюджет в общей сложности 11,57 процента. Для сравнения: доля Соединенных Штатов – ровно четверть, Японии – 11,38 процента, Германии – 9,36 процента.
    То, что до сих пор мы идем вторыми в этом списке, никак не отражает реального положения экономических и финансовых дел. Ну хотя бы потому, например, что нет больше в Союзе прибалтийских государств и, следовательно, нет той прибавки к советскому ВНП, которую эти республики давали и которая, конечно же, учитывалась при определении нашего уровня отчислений.
    Но «балтийская проблема» одна из самых простых: Пятым комитетом она решена элементарно – для Эстонии, Латвии и Литвы установлены их собственные уровни 0,06 процента, 0,11 процента и 0,13 процента соответственно, и сумма уровней вычтена из доли Советского Союза.
    Есть, однако, проблемы куда более серьезные. В их числе методология подсчета и суммирования тех факторов, на основе которых и выводится доля каждой из стран, ключевой из этих факторов – валовой национальный продукт. Берется показатель, средний за последние десять лет. Причем берется в переводе на доллары по курсу, официальному в той или другой стране. Это означает, что долларовый эквивалент советского, украинского и белорусского ВНП был необычайно завышен. Выходит, был завышен и уровень обязательных наших взносов.
    Насколько я понимаю, «завышенность» грозит нам и на последующие три года, поскольку уровень отчислений должен определяться по объему ВНП в период с 1980 по 1989 год. А официальный курс рубля, как вспомнит читатель, был тогда невероятно высок. И в долларах наш ВНП выглядел удивительно солидно.
    Нынешняя задача наших дипломатов – наладить все-таки соответствие требований к нам и подлинных наших возможностей. <…>».
     
    «Китай тоже озабочен ситуацией в бывшем Союзе» – страница 5
    «Как соседняя страна, Китай, естественно, озабочен развитием ситуации в СССР и надеется, что все заинтересованные стороны вскоре стабилизируют там ситуацию методом консультаций». Так сформулировал спикер МИД КНР официальную позицию Пекина к происходящему у нас. Отношения Китая с Советским Союзом (в Пекине никогда не говорят «бывшим») и республиками должны развиваться на основе духа и буквы двух совместных советско-китайских коммюнике. Спикер вновь подтвердил желание Китая развивать дружественные отношения и сотрудничество с Россией, Украиной, Беларусью, не высказав, правда, официального отношения к тройственному союзу славянских государств. <…>».
     
    «Речь идет о восстановлении справедливости» – страница 6
    «До сего дня не возвращается советское гражданство тем, кто эмигрировал в Израиль и у кого это гражданство было отнято. По-прежнему процветает чудовищная бюрократическая процедура. У ворот генерального консульства СССР в Тель-Авиве с ночи собираются бывшие советские граждане, мечтающие это гражданство получить обратно. Понятно, что не все они хотят вернуться назад (хотя немало и таких): речь же идет о восстановлении справедливости. Это – лакмусовая бумажка перехода страны к нормальному обществу. Пора реально отменить позорный Указ Президиума Верховного Совета, принятый в мрачную и убогую брежневскую пору!».
     
    «За границу, купить… рубли» – страница 7
    Подзаголовок – «Советскую таможню беспокоит массовый вывоз «деревянных» дензнаков на зарубежные рынки»
    «Парадоксально, но факт: чем дальше дешевеет рубль, тем крупнее суммы в нашей национальной валюте, незаконно вывозимые из страны. За 11 месяцев нынешнего года объем контрабанды такого рода, выявленной советской таможней, достиг рекордной величины – 35 миллионов. И это при том, что задержать удается лишь 3-5 процентов «экспортируемых» рублей! <…>
    Многие серьезные экономисты считают, что наш в основном сырьевой экспорт еще достаточно велик и мог бы служить базой конвертируемости рубля. По их мнению, нынешний, чудовищно низкий, грабительский курс нашей валюты создан искусственно.
    Так или иначе, попав в ту же Польшу, рубль дешевеет еще больше. По последним данным, в широкой сети тамошних обменных контор за него дают 160-200 злотых. Для сравнения: проезд в городском транспорте обходится в 1500 злотых. Вот и выходит, что даже мелким нашим «бизнесменам», что везут на варшавскую или краковскую барахолку водку, икру, выгодно для расширения дела купить на вырученную валюту сверхдешевые рубли. На них, если удастся провезти на Родину, и закупаются вновь дефицитные товары. Те же американские сигареты, например, французский коньяк. Как ни кусается их рублевая цена для рядового нашего человека – оборотистых, часто выезжающих за рубеж граждан она вовсе не пугает. «Навар», и приличный, гарантирован, ведь купленная у нас все-таки за рубли пачка «Мальборо» продается, скажем, в Финляндии примерно за два доллара. <…>».