Заглянуть в будущее…
События и публикации 10 ноября комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
«Непродолжительная субботняя встреча президента РФ Б. Ельцина с руководителями средств массовой информации, скорее всего, осталась бы неприметным событием в политической жизни страны, если бы не сенсационное заявление главы государства о том, что он не намерен проводить досрочные президентские выборы в июне 1994 года. Спектр мгновенно разгоревшейся полемики на эту тему колеблется в диапазоне: от переоценки сложившейся ситуации после октябрьского мятежа до обмана народа, как о том заявили некоторые партии коммунистической ориентации». Это — «Известия» о заявлении Ельцина о том, что никаких внеочередных перевыборов президента не будет и о его намерении оставаться у власти как минимум до 1996 года.
«Как минимум» не прозвучало, наоборот, президент заверил, что после
«Не исключено, что если ситуация останется нестабильной, если не будет гарантий необратимости демократических преобразований, Б. Ельцин может выдвинуть свою кандидатуру на переизбрание в 1996 году. Во всяком случае, никто в президентской команде такой возможности не отвергает. Правда, отметил В. Костиков, многое будет зависеть от степени зрелости и профессионализма будущего состава Федерального собрания».
Словом, все прекрасно понимали — единственное обещание, которое сдержит президент — это то, что он будет править вплоть до 1996 года.
Тут стоит напомнить, что указ о проведении досрочных выборов президента 12 июня 1994 года Борис Ельцин подписал 23 сентября — на второй день после объявления поэтапной конституционной реформы. Решение о досрочном прекращении полномочий первого российского президента не было в то время неожиданностью и расценивалось как готовность Бориса Ельцина к компромиссу с политическими оппонентами и способ несколько смягчить впечатление от упразднения парламента. Однако прошло чуть более месяца, и Борис Николаевич понял, что ему совсем не хочется идти ни на какие компромиссы, тем более что и серьезных противников то, с кем стоило договариваться и торговаться, к середине ноября практически не осталось.
Свое заявление об отмене выборов в
Но самое удивительное, хотя сегодня нам, пережившим «эпоху Ельцина», подобное удивительным уже не кажется, что о своем решении Борис Николаевич, как видно не поставил в известность даже самых близких своих соратников. Во всяком случае еще за час до того как прозвучало это заявление, руководитель президентской администрации Сергей Филатов утверждал, что Ельцин по
Пожалуй, единственная газета, которая решила назвать вещи своими именами в те дни, это «Коммерсант»: «Между тем когда речь идет о власти, моральная сторона вопроса обычно отходит на второй план: не для того Борис Ельцин упразднял парламент, чтоб через полгода в очередной раз позволить другим решать свою судьбу».
Ну и, само собой, заявление Ельцина выбило почву
К слову, в понедельник Гайдар поспешил устроить
«8 ноября 1993 года в 15.15 в присутствии помощников Борис Николаевич подписал проект Конституции России, который предстояло вынести на референдум. Стали вспоминать многочисленные перипетии «конституционного процесса». Размышляли о том, какие праздники будут у новой демократической России. Хотелось верить, что самое страшное позади. Трудно было предположить, что Ельцину придется пережить еще столько драматических дней и лет.Давая понять, что теперь главная задача президентской власти искать сотрудничества со всеми общественными силами, Борис Николаевич встретился с лидерами избирательных объединений. В целом встреча прошла скучно» — цитата из книги Вячеслава Костикова «Роман с президентом».
А 10 ноября «Известия», «Российская газета», «Российские вести» и
«Независимая газета» тут же приступила к критике проекта: «Сегодня в ряде газет публикуется проект новой Конституции Российской Федерации. Он, хотя и в одном только месте, существенно отличается от проекта, помеченного датой 2 ноября, — это результат нескольких дней его пребывания в тиши президентских апартаментов… Очевидно, советники президента согласны с уже появившимися прогнозами о предопределенной оппозиционности еще не родившегося парламента и заранее этого опасаются. Однако президент не может распустить его верхнюю палату — в отличие от Госдумы, которую конституционно разрешено даже «провоцировать». Напомним, что это делается так: правительство, чувствуя в среде ее депутатов рост критических настроений, просит их проголосовать за доверие. Если доверия кабинету не будет, президент может в течение 7 дней распустить Госдуму… Для Совета Федерации нашелся другой поводок. Людям, избирающимся в парламент, особенно в палату лордов, всегда свойственна надежда на продолжение своей политической карьеры в его стенах. «Подвешенным» состоянием и так временной верхней палаты можно, во-первых, отвадить от избрания в нее серьезных политиков, а во-вторых, напротив, заранее приручить тех ее депутатов, которые работают сейчас главами администраций, — обещанием последующего назначения в члены СФ…»
Газета отличилась удивительной прозорливостью и предвидением. В последовавшие 20 лет практически все предсказанные «Независимой» «трюки» в разное время были продемонстрированы. История подтвердила надежность конституционных «поводков» для депутатов и сенаторов.
Отмечу, что за минувшие 20 лет в текст Конституции были внесены всего две существенные поправки (мелкие, вроде изменения названий субъектов Федерации, не в счет). Речь о поправках 2008 года и месячной давности.
5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Дмитрий Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года, увеличив сроки полномочий президента с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет. Кроме того, он предложил конституционно обязать правительство выступать с ежегодным отчетом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой. Тут отмечу, что в Конституции
О том, как изящно и хитроумно он обошел запрет на третий срок, помним все. А вот просто так срок правления было не поднять, потому от «своевременного» предложения Медведева махиваться не стали. И не просто не отмахнулись, а сделали все весьма оперативно.
11 ноября президент внес свои предложения в Госдуму, 14 ноября поправки были утверждены в первом, 19 ноября — во втором и 21 ноября — уже в третьем чтении. 26 ноября СФ при одном «воздержавшемся» одобрил поправки. К 16 декабря две трети регионов проголосовали «за», 18 декабря стало ясно, что «за» — уже все 83 региональных парламента, 30 декабря Медведев закон подписал, а в последний день
Таким образом, за 55 дней с момента первого упоминания конституционные поправки, требующие регионального одобрения, «пролетели» через две палаты, президента и 83 региона. Достижение, достойное упоминания в книге Гиннесса.
Второе существенное «корректирование» Конституции случилось буквально месяц назад — 7 октября 2013 года Путин внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Депутаты уже заявили, что затягивать с одобрением предложения «папы» не намерены, и уже 12 ноября (то есть, послезавтра) примут поправки в первом чтении. И это при том, что подавляющее большинство независимых экспертов уверены — такое слияние судов повысит их зависимость от исполнительной власти, а значит, повысит опасность коррупции…
Тем не менее, я
Может, я тоже становлюсь провидцем?