Военно-политическая «маниловщина»
День за днем. События и публикации 25 июля 1993 года комментирует обозреватель Аркадий Дубнов*
В «Московских новостях» МН от 25 июля 1993 года читаю весьма характерную для тех лет заметку под названием: «У Шапошникова отняли ядерную кнопку».
Подзаголовок сообщает: «По сведениям «МН» из конфиденциальных источников, бывшего главкома ОВС СНГ маршала авиации Евгения Шапошникова лишили ядерной кнопки».
Тема настолько же важная, — Россия после развала СССР остается
Конфиденциальные источники умалчивают о том, кто санкционировал эту акцию. Как известно, один из «ядерных чемоданчиков» отдан был в руки бывшего главкома ОВС СНГ решением Совета глав государств. Если он был изъят с ведома Президента РФ, но без согласования с последним, это может означать, помимо прочего, что Россия поставила крест как на создании ОВС, так и на перспективах Содружества. Если же Борис Ельцин к акции не причастен (что маловероятно), следует признать, что высший генералитет начинает играть в политике совершенно самостоятельную роль. И, может статься, российский президент времен конституционного процесса владеет ситуацией не больше, чем Горбачев времен
Тут, конечно, авторы заметки намеренно утрируют, ничего подобного в отношении Ельцина летом 1993 года сказать было нельзя. Он полностью контролировал если не ситуацию в стране, то уж точно свою команду. Это мы можем судить сегодня задним числом, случившееся спустя два с лишним месяца в Москве в октябре — тому свидетельство. И преданный ему министр обороны Павел Грачев ни сном, ни духом не помышлял о своей особой роли в политике. Стоит только вспомнить, как
«МН» продолжает:
«Сам Шапошников так прокомментировал поспешные действия министерства обороны: «Складывается впечатление, что российское военное ведомство только и ждало момента, чтобы лишить меня контроля над ядерными силами».
Известно, что министр обороны и секретарь СБ РФ являются сторонниками разных военно-политических доктрин. Грачев считает приоритетными задачи создания национальных армий. Шапошников — Объединенных вооруженных сил СНГ. Отсюда отчасти и разные представления о том, в чьих руках должна находиться ядерная кнопка. Похоже, однако, что спор на концептуальном уровне закончен».
Последний вывод соответствовал истине. Но не только несходимости
Не случайно уже через пару недель после публикации в «МН», в августе
Были, разумеется, и другие, объективные причины, заставлявшие сосредоточить контроль над ядерной кнопкой в руках российского руководства. К середине 1993 года стало ясно, что Россия и остальные страны СНГ все больше расходятся в своих внешнеполитических и военных доктринах и единого взгляда на оборонную политику быть у них не может. Но самое главное состояло в том, что Москва при поддержке США и других западных стран стремилась перевести все стратегические ядерные силы, остававшиеся на Украине, в Белоруссии и Казахстане, на свою территорию и требовалось даже формальное устранение возможности согласованного с другими странами СНГ вопроса о применении ядерного оружия.
Об экономических причинах обособления Москвой военного управления в своих руках вспоминал бывший министр экономики России в начале
«России, ставшей правопреемницей СССР, досталась армия, по численности вполне пригодна для ведения приличной войны среднего масштаба, — около 3 миллионов человек. Правда, часть войск располагалась на территории других республик и короткое время называлась Объединенными Вооруженными силами стран СНГ, но содержала всех, в основном, Россия. Хуже того, выяснилось, что армия в значительной степени небоеспособна и является заложницей собственных вооружений, во многом занимаясь охраной накопленного оружия и боевой техники. Причиной тому был колоссальный недокомплект непосредственно в боевых частях. И это при устрашающей общей численности! Армия была огромной, но сотни тысяч человек трудились в аппарате управления, многочисленных ведомствах при Минобороны и Генштабе… В результате в боевых частях оружия было больше, чем людей, способных его защищать… С самого начала мне было ясно, что такую армию Россия содержать не может и не должна».
Андрей Нечаев рассказывает, что вместе с Егором Гайдаров в 1992 году он подал соответствующую бумагу на стол президенту Ельцину, который собрал генералов во главе с Павлом Грачевым, чтобы обсудить план сокращения военных расходов. Идея ими тогда была встречена в штыки, но постепенно поэтапное сокращение все же началось.
Нечаев подводит итог:
«Хотя сразу после распада СССР формально существовали ОВС СНГ, было ясно, что России придется создавать собственную армию. Принципиально вопрос о том, чтобы при разделе армии современные вооружения хотя бы частично были переданы России, решался на высшем политическом уровне. Их удалось получить, но на это потребовались годы…».
Бывший первый заместитель Главкома Сухопутных войск России
«…группировки войск на территориях бывших союзных республик не были боеспособны хотя бы потому, что у них отсутствовали национальные органы военного управления. Единая организационно-штатная структура разрушилась, все перепуталось: воинские формирования, военнослужащие, жилье, реализация желания о месте прохождения воинской службы».
Генерал Воробьев утверждает, что «в замыслах
Первый: не делить Вооруженные силы СССР, сформировать из них Вооруженные силы СНГ с единым руководством, но национальным подчинением… Это вариант поддерживал президент, принимались определенные меры, но связанные с ним надежды не оправдались. Полагаю, что основная причина состояла в том, что ядерные силы СССР оказывались в национальном подчинении, чего нельзя было допустить…
Второй: создать самостоятельные российские Вооруженные силы, затем по мере развития политического и экономического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, сформировать и Объединенные Вооруженные силы».
Эдуард Воробьев напоминает: «7 мая 1992 года были образованы Вооруженные силы РФ, а 15 мая — заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ)».
Думаю, уже тогда, 20 лет назад, публичное выражение надежд на совместное будущее армий стран СНГ было не больше чем политической уловкой: процесс «цивилизованного развода» между бывшими советскими республиками шел уже вовсю. И тот лидер в
«Московские новости» сопровождают статью программными тезисами Павла Грачева и Евгения Шапошникова.
Вот цитата из выступления министра обороны об Объединенных вооруженных силах:
«Вести дело к исключению из повестки дня очередного заседания Совета глав государств СНГ вопроса о создании Объединенных Вооруженных Сил СНГ.
Если этого не удастся сделать заблаговременно, выступить с соответствующим предложением на самом заседании (или на возможном заседании Совета коллективной безопасности), чтобы в мирное время Объединенные Вооруженные Силы государств-участников Договора о коллективной безопасности на постоянной основе не создавались».
А вот точка зрения маршала Шапошникова:
«Проработать в Министерстве обороны Российской Федерации, а затем с МИД, МБ, Госкомсотрудннчества России целесообразные пути реализации возможной инициативы Российской Федерации в рамках СНГ о реорганизации Главного командования ОВС СНГ. В целях политического сопровождения такой инициативы предусмотреть комплекс пропагандистских мер, направленных на формирование общественного мнения о целесообразности создания Объединенных Вооруженных Сил».
Разумеется, к середине 1993 года надеяться на создание «комплекса пропагандистских мер» в защиту общей армии СНГ выглядело политической «маниловщиной». Достаточно было вспомнить о вооруженном конфликте между Арменией и Азербайджаном, чтобы понять всю абсурдность таких надежд. А была еще война в Приднестровье, в Абхазии… В последнем случае были задействованы так называемые «миротворцы СНГ», но на самом деле, это были российские военные.