Ельцин Центр

Дайджесты и комментарии
  • 1991
  • 1992
  • 1993

    Штормит, однако. Все 20 лет штормит…

    День за днем. События и публикации 20-21 июля 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

    Июль ознаменовался грандиозным международным — росийско-украинским — скандалом. Парламент ни с того ни с сего, а, скорее всего, в погоне за исчезающей популярностью, принял решение о переходе Севастополя под юрисдикцию Москвы. Напомню, что 9 июля Верховный Совет РФ, рассмотрев по поручению Седьмого (!!!) Съезда народных депутатов Российской Федерации вопрос о статусе Севастополя, принял постановление № 5359–1. Пункт первый постановления гласил: «Подтвердить российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года».

    А дальше в том же постановлении:

    «Комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству подготовить проект закона Российской Федерации о закреплении в Конституции Российской Федерации федерального статуса города Севастополя.
    В целях недопущения политической напряженности просить Правительство Украины отозвать передислоцированные в район города Севастополя подразделения спецчастей».

    На следующий день Борис Николаевич заявил: «Мне стыдно за это решение. Надо ведь постепенно и спокойно решать проблемы Черноморского флота и его города-базы». Однако, несмотря на позицию президента России, Киев отреагировал на постановление Госдумы РФ адекватно. 13-го и 16-го в адрес Совбеза ООН ушли две жалобы. А 19-го туда же пришло письмо постоянного представителя России при ООН Юлия Воронцова:

    «Настоящим имею честь препроводить текст Заявления Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 июля 1993 года в связи с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О статусе города Севастополя». Буду признателен за распространение текста в качестве официального документа Совета Безопасности.
    Ю.Воронцов, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций
    Текст заявления
    Принятое 9 июля 1993 года Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О статусе г. Севастополя» расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе.
    Будучи эмоционально-декларативной, эта акция отнюдь не указывает перспективу реальных решений, лишь затрудняет их и без того сложный поиск.
    Не преуменьшая негативных последствий административных решений руководства бывшего СССР по территориальным вопросам, следует вновь подчеркнуть, что любые проблемы, как бы сложны они ни были, можно решать лишь в рамках политического диалога, с учетом мнений и интересов различных групп населения, при строгом соблюдении договоров и соглашений с украинской стороной, принципов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации Объединенных Наций»

    .

    В этой связи, конечно немного непонятным выглядит пассаж в «Известиях» от 20-го июля:

    «Москва пока никак не отреагировала на украинский демарш. Высокопоставленный сотрудник российского МИД, пожелавший остаться неназванным, выразил сомнение, что СБ займется этим вопросом. «Внешнюю политику России определяет президент, позиция которого в отношении Севастополя известна, — сказал он. Российское руководство не предъявляло Украине никаких территориальных претензий. Следовательно, у Киева нет оснований обращаться в ООН».

    В тот момент, когда печатался этот номер «Известий», Совет Безопасности на своем 3256-м заседании как раз обсуждал севастопольскую проблему. Заседание длилось, судя по стенограмме, ровно 30 минут. Выступили по одному представителю от Украины и России, потом почему-то — от Пакистана (вот никак не разберусь в хитросплетениях международно-дипломатических протоколов), потом председатель СБ (в июле 93-го — Дэвид Ханней от Великобритании) зачитал заявление Совбеза:

    «…Совет разделяет глубокую обеспокоенность и приветствует позицию, выраженную президентом и министром иностранных дел Украины относительно Постановления Верховного Совета Российской Федерации. В этой связи он приветствует также позицию, занятую министерством иностранных дел Российской Федерации от имени правительства Российской Федерации.
    Совет подтверждает в этой связи свою приверженность территориальной целостности Украины в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Совет напоминает, что в Договоре между Российской Федерацией и Украиной, подписанном в Киеве 19 ноября 1990 года, Высокие Договаривающиеся Стороны взяли на себя обязательство уважать территориальную целостность друг друга в рамках существующих между ними в настоящее время границ. Постановление Верховного Совета Российской Федерации несовместимо с этим обязательством, равно как и с целями и принципами Устава, и не имеет силы.
    Совет приветствует усилия, прилагаемые президентами и правительствами Российской Федерации и Украины с целью улаживать любые разногласия между ними мирными средствами и обращается к ним с настоятельным призывом принять все меры, с тем, чтобы не допустить возникновения напряженности.
    Совет продолжит рассмотрение этого вопроса».

    Словом, все чинно и мирно — как и положено у дипломатов.

    А вот сам Севастополь быль далек от чинности и мирности. В «Известиях» под заголовком «Севастополь: кто гонит девятый вал» — репортаж корреспондента из города-героя.

    «Город-крепость Севастополь называют еще и пороховым погребом Крыма. Теперь к нему поднесен тлеющий фитиль-то ли чтобы попугать народ, то ли чтобы всерьез взорвать мир не только в Крыму и не только между Украиной и Россией. Ситуацию обострило и поставило на боевой взвод постановление Верховного Совета России — факт несомненный».

    Хотя, конечно, справедливости ради надо сказать, что ситуация в Севастополе давно была взрывоопасной. И виновниками того были не Хасбулатов с Руцким. Фактически, обстановка в городе была всего лишь производной от нерешенной проблемы Черноморского флота. Свою лепту вносил и процветающий буйным цветом в Крыму сепаратизм.

    «Если бы мы жили в правовом государстве, а наши граждане (хоть в России, хоть в Украине) обладали минимальным уровнем правовой культуры, хасбулатовскому постановлению была бы цена — бы грош.<…> Но в том и дело, что расчет — на туземное представление наших сограждан о праве и законности», — сетуют «Известия».

    Между тем, вопрос о статусе Севастополя действительно далек от простоты. Во всяком случае, любая из сторон в любой момент может в поддержку своих аргументов и притязаний привести массу документов, исторических отсылов и юридических прецедентов. Но, как справедливо замечает корреспондент «Известий»:

    «Как иронизировала одна крымская газета, отнимать Севастополь у Украины — это все равно, что Генуя решала бы возвратить себе свою бывшую крепость Судак. Или Турция, продолжу я, вспомнит, что некогда владела Очаковом, или Хаджибеем, а поляки — Львовом и т. д.…»

    Если попытаться изложить позиции сторон кратко, то выглядит это так:

    — В 1948 году Севастополь в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был выведен из состава Крымской области (тогда еще — российской) и стал городом республиканского подчинения. До 1968 года город финансировался и развивался «отдельной строкой» во всех бюджетах РСФСР. После 1968 года и вплоть до 8 декабря 1991 года финансовые и организационные функции в границах городского округа Севастополя осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР. И, как подчеркивают сторонники «российской версии», без какого-либо участия Украинской ССР. Хотя, Крымская область из состава РСФСР была передана Украине еще в 1954 году. А это значит одно: «Севастополь — наш. И торг здесь неуместен». Это я процитировал книгу Дмитрия Рогозина «Враг народа».

    — В Конституции РСФСР 1937 года, действующей на момент передачи Крымской области Украине, города республиканского подчинения отдельно не упоминались. А значит указ ВС РСФСР от 1948-го года «ничтожен», и Севастополь в 1954-м автоматически перешел Украине — в общем «крымском пакете». А вот уже в Конституции Украины 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух (наряду с Киевом) городов республиканского подчинения УССР.

    Казалось бы, вопрос давно уже должен был быть закрыт — есть договор между Россией и Украиной, в котором стороны взаимно признают существующие границы, а значит, и статус Севастополя. Вопрос с Черноморским флотом тоже переведен в договорно-правовое русло (до 2042 года Севастополь остается главной базой ЧФ РФ на Черном море). Но нет-нет, да и находятся желающие поиграть на чувствах и эмоциях жителей города.

    Одним из таких политиков-популистов был экс-мэр Москвы Юрий Лужков. «Мы обязаны подтвердить статус Севастополя как российского города. Не может Россия обеспечить свои южные рубежи, не имея Севастополя», — как-то раз заявил мэр российской столицы в программе «Лицом к городу» на телеканале ТВЦ. Но с ТВЦ все понятно — до недавнего времени это был «карманный» канал Юрия Михайловича. Но в 2008 году, выступая в Севастополе, Лужков заявил, что Советский Союз никогда не передавал эту военно-морскую базу Украине, а значит, Россия может потребовать ее возвращения через международный суд и что Москва обязана подтвердить российский статус города. Тогдашний президент Ющенко очень болезненно (хотя, на мой взгляд — справедливо) отреагировал на столь провокационные (по-другому не охарактеризовать) высказывания московского градоначальника: СБУ запретило Лужкову въезд на территорию Украины. И только спустя два года — в 2010-м, уже при новом президенте Украины Викторе Януковиче, мэр Москвы смог снова попасть в Севастополь. За пару дней до этого, выступая на торжественном приеме, посвященном Дню Военно-морского флота РФ, Юрий Михайлович опять обозначил свою позицию:

    «Нам ни в коем случае нельзя оставлять ни Севастополь, ни Крым. Эта позиция постоянная. На все инсинуации мы отвечаем: Севастополь — это русский город, это военно-морская база России, которая обеспечивает геостратегический баланс на юге России. А его потеря — это потеря юга России».

    Однако, прибыв в Севастополь, он сдерживал себя, стараясь особо не раздражать новые власти Украины (да и России тоже), и на тему принадлежности Севастополя не распространялся. Но это ему не особо помогло. Спустя ровно два месяца — 28 сентября 2010-го полномочия Юрия Михайловича были прекращены — «в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации».

    Уже в этом году, буквально несколько дней назад лидер партии «Российский общенародный союз», экс-вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин, выступая на открытии VII Евразийского молодежного лагеря-форума «Крым. Донузлав — 2013», сказал:

    «Я категорически за выполнение требования закона, а значит за выполнение тех решений ВС РФ, которые были приняты в свое время по Крыму и Севастополю».

    И, несмотря на то, что Сергей Николаевич — давно уже вышел… скажем так — в отставку как политик, но эти его слова, тем не менее, вызвали волну — и не только в Севастополе.

    Так что, шторму, начавшемуся двадцать лет назад, до штиля еще далеко…

    Андрей Жданкин

    Андрей Жданкин
    Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.