Руцкой бросается в атаку
День за днем. События и публикации 12 апреля 1993 года комментирует обозреватель Олег Мороз*
Вице-президент «не видит возможности примирения» с президентом
«Тассовка» в «Независимой газете»: на состоявшейся 12 апреля 1993 года пресс-конференции лидеров «Гражданского союза» вице-президент Руцкой заявил, что он «не видит возможности примирения с президентом Борисом Ельциным в оставшееся до референдума время».
И далее: «Развивая свою мысль о невозможности достижения согласия с президентом, Александр Руцкой отметил, что «кризис в отношениях произошел не на фоне личностей (какова формулировка! — О.М.), а как следствие расхождений во взглядах на экономическую политику».
Ну да, Руцкой ведь у нас великий экономист. Вот только где — в каких таких институтах и лабораториях — успели сформироваться его экономические взгляды, радикально отличающиеся от взглядов профессиональных экономистов-реформаторов, которых он сам презрительно поименовал «учеными мальчиками в розовых штанишках»?
Вообще то, война между Руцким и Ельциным идет уже давно, но, кажется, впервые о ней заявляется вот так публично, открыто, с уверением, что никаких путей к примирению уже нет, «мосты сожжены».
Впрочем, сразу под этой заметкой в газете приводится как бы опровержение: пресс-секретарь Руцкого Титов прислал в «Независимую газету» отрывок из стенограммы пресс-конференции. Из этого отрывка вроде бы следует, что вице-президент не произносил слов о «невозможности достичь взаимопонимания с президентом». Гм… Может, и не произносил. Может, почудилось журналистам. Однако возникает подозрение, что пресс-секретарь прислал в газету стенограмму, правленую самим же Руцким. Тот вполне мог не моргнув глазом вымарать процитированные в «тассовке» слова. Это было вполне в его манере — что-нибудь «брякнуть», что-нибудь «сбрендить», «наехать» на кого то, а потом, спохватившись, струхнув, извиваться и вилять хвостом перед тем, на кого он вздумал идти войной (если, конечно, это не какая-то мелкая сошка): дескать, меня неправильно поняли, мои слова исказили.
Так что не все этим виляниям и запоздалым «разъяснениям» уже верили. Во всяком случае, Ельцин в своей книге «Записки президента» приводит слова Руцкого о невозможности вице-президента примириться с ним, Ельциным, без упоминания об «опровержении». Надо полагать, не проникся он доверием к этому «опровержению».
Генерал кликушествует в Верховном Совете
Выступление Руцкого на упомянутой пресс-конференции не было единственным его наскоком на президента, на правительство, на реформы. Это была лишь часть задуманного им и его единомышленниками генерального наступления. Да, импичмент Ельцину, который планировали осуществить недруги президента на съезде в конце марта — начале апреля, провалился, но надвигался референдум, надо было действовать. Руцкой решает выступить в Верховном Совете и развернуть перед депутатами жуткую картину разграбления страны, смешав при этом в одну кучу обычную уголовщину, коррупцию среди чиновников разных уровней, в том числе высокопоставленных (которая в ту пору действительно расцвела пышным цветом), но, главное, представить дело так, что все это — прямое следствие проводимых в стране реформ.
«На Россию надвигается вал преступности, и только слепой может это не заметить. Он грозит уничтожить фундаментальные опоры государства», — на такой пафосной ноте начал Руцкой свою речь. Далее, впрочем, последовал обычный, хотя и достаточно тревожный, обзор криминогенной обстановки в стране. Цифры, цифры, цифры… Сравнение с предыдущими годами… В общем, что-то вроде отчета на очередном совещании, посвященном преступности. Правда, на этот раз цифры сопровождались эмоциональными комментариями: «На улицах многих городов России чуть ли не обыденным делом стали автоматные очереди и взрывы», «Россияне… испытывают чувство острой тревоги за свою личную и имущественную безопасность»
Казалось бы, Руцкому не с руки особенно раздувать проблему преступности: ведь именно он, вице-президент, в ту пору и нес главную ответственность за решение этой проблемы, именно его президент назначил руководителем Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией. Понимая уязвимость своего положения, Руцкой тут же переводит стрелки в другую сторону — в сторону своих политических противников: «Сложившаяся нетерпимая криминогенная ситуация есть не что иное, как прямое следствие избранного пути шоковой терапии». Это сразу же становится главным рефреном его речи: во всем виноваты реформаторы, и никто другой. Они виноваты, во-первых, в том, что выбрали ошибочный курс реформ, а во-вторых, каждый из них и лично на руку не чист. Всякий раз, обвиняя кого-то персонально, докладчик не забывает напомнить о «демократической» принадлежности этого деятеля. Вот, мол, смотрите, какие они, демократы!
Как уже сказано, Руцкой валит в одну кучу все — реальные расследуемые дела, непроверенные факты, просто лживые обвинения в чей-то адрес… Среди реальных дел, например, — тотальное воровство, связанное с выводом из Германии Западной группы войск, крупномасштабные махинации с чеками «Урожай-90»… Эти преступления были хорошо известны, по ним велись расследования, другое дело, что до конца так ничего и не было доведено. Но сюда же Руцкой приплетает, например, и историю с приватизацией находкинского торгового порта за бросовую сумму, равную стоимости четырех «Жигулей», приватизацию пароходства, ремонтного, судостроительного заводов… При этом докладчик патетически обращается прямо к вице-премьеру, руководителю Госкомимущества Анатолию Чубайсу, который, как известно, всегда во всем виноват:
— И кто бы меня ни убеждал, как бы меня ни убеждали вы, Анатолий Борисович, что это делается неумышленно, я однозначно заявляю здесь: все это делается умышленно! И я вам докажу это на любом суде.
Зал встречает эти слова докладчика аплодисментами. Во время выступления Руцкого они звучат много раз. Депутаты в восторге: этакий для них подарок прямо перед референдумом! Теперь-то уж народ точно будет знать, как голосовать.
В действительности Госкомимущество давно отменило приватизацию порта Находки по заниженным ценам, но кто же из депутатов знает об этом? Большинство принимает все за чистую монету, тем паче что излагаемые «факты» докладчик сопровождает истерическими причитаниями:
— Что же происходит? Существует ли сегодня морская держава Россия? Ее уже нет! Уже все успели растащить!
Потом Чубайс попросит слова для разъяснений, но депутаты не захотят его слушать: им и так все ясно.
Ряд обвинений Руцкой предъявляет лично своему заклятому врагу Гайдару, уже пребывающему в отставке. Дескать, он, возглавляя правительство, нещадно разбазаривал золотой запас страны. Не предыдущие коммунистические правительства, а именно Гайдар. В этом месте выступление вице-президента опять приобретает особый гражданский пафос:
— Уважаемые депутаты, сегодня не секрет, что золотой запас страны колеблется в пределах 150–200 тонн золота. Это, по существу, последний страховочный резерв финансовой системы России… Однако 5 марта 1992 года распоряжением — подчеркиваю, распоряжением, не постановлением ВС, не постановлением правительства, а простым, обычным распоряжением за подписью Гайдара — Центральный банк получает указание реализовать 25 тонн золота под задачу кредитования предприятий и объединений золотодобывающей промышленности. Но, судя по высказываниям старателей во время недавнего пребывания Бориса Николаевича Ельцина в Магадане, десяткам обращений в мой адрес, можно только догадываться, где же сегодня это золото или средства от его продажи. Старателям, по всей видимости, оно так и не досталось.
Обратите внимание на эти оговорки докладчика: «судя по высказываниям старателей», «можно только догадываться», «по всей видимости»… То есть строго, с документами в руках, ничего не проверено, все остается на уровне догадок и разговоров, и несмотря на это — безапелляционным тоном Гайдару предъявляется обвинение в разбазаривании золотого запаса России.
— Далее, — продолжает Руцкой свою обвинительную речь. — Весьма любопытное распоряжение — опять распоряжение, опять не постановление ВС, не постановление правительства, а распоряжение, подписанное тем же Егором Тимуровичем, — Государственному комитету драгоценных металлов и камней при Министерстве экономики и финансов отпустить Внешторгбанку РФ в первом квартале 31 тонну 41 килограммов чистого золота для реализации за свободно конвертируемую валюту на внешнем рынке. Открываем накладные. Смотрим: в накладной Банка внешней торговли РФ почему-то вес этого золота определен в 33 тонны. Открываем следующую накладную, Аэрофлота. Смотрим: здесь уже 31 тонна 866 килограммов. Открываем следующую накладную — 33 тонны. Так сколько же тонн золота все-таки вывезено? 25 плюс 31 или 33?
Через несколько дней Гайдар популярно объяснит генералу, как технически осуществляется продажа золота.
В заключение Руцкой призывает «начать расследовать все, что натворили зарвавшиеся бывшие и нынешние госчиновники из правительства и воздать должное каждому».
— Для этого, — говорит вице-президент, — предлагаю создать специальную следственную комиссию при ВС РФ и немедленно, пока не ушло все это с концами, включить в ее состав возглавляемую мною Межведомственную комиссию по борьбе с преступностью и коррупцией… Нужно показать России, кто ее действительно предал, кто виноват в развале экономики, — народные депутаты или те, кто занимается развешиванием всяческих ярлыков для того, чтобы остаться у власти и дальше грабить страну и творить беззакония… Остановить их — наша совместная задача с вами, уважаемые народные депутаты.
Уже давно всем ясно, на чьей стороне вице-президент, но нет, надо вот опять, совсем уж открытым текстом продекларировать: он стоит плечом к плечу с уважаемыми народными депутатами против «предателей», разваливших экономику, грабящих страну и творящих беззакония.
При этом генерал довольно простодушно раскрывает истинные мотивы, побудившие его выступить с этим докладом. Выясняется, что основной мотив все-таки — вовсе не обеспокоенность ростом преступности и угрозой разграбления страны, как он это постоянно провозглашает. Основной мотив — желание дать «достойный отпор» своим недругам из президентского окружения, предстать в образе неправедно гонимого защитника интересов народа российского:
— Надеюсь, что сейчас, после моего выступления, вам станут гораздо яснее причины, почему в последнее время развязана откровенная наглая кампания лжи и оскорблений всенародно избранного вице-президента Российской Федерации, исходящая от пресс-секретаря президента, главы его администрации, а теперь уже и подключившегося к этому руководителя личной охраны президента… Эта кампания связана прежде всего с тем, что в деятельности на посту вице-президента, а затем и председателя Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией я вышел на факты невиданного разграбления национального достояния, в котором участвовали и участвуют высокопоставленные лица из государственного аппарата. Я мешал и мешаю довести им страну до полного разорения.
И вновь, как окончательная точка, как итог всего провозглашается тезис, которого от него больше всего ждет депутатская аудитория: во всем виноваты реформы и реформаторы, правительство и президент:
— Именно они максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешний курс реформ, работающий на их карман и на карман тех, кто их яростно поддерживает, — спекулянтов и проходимцев, ничего общего не имеющих с бизнесом. Именно они выступают против проведения реформ социальной ориентированности.
То есть, в общем то, Руцкой — как и Хасбулатов, и многие другие противники реформаторского курса — в принципе, не против реформ. Они против «плохих», «антинародных» реформ, начатых Гайдаром, но — за «хорошие», «социально ориентированные», которые они сами будто бы всегда готовы реализовать на практике. Этот мотив «плохих» и «хороших» реформ непрерывно звучал в исполнении Руцкого, Хасбулатова и Ко во все месяцы их противостояния с президентом. Хотя что собой представляют «хорошие» реформы, за которые они будто бы готовы жизнь положить, так никто из них никогда четко и не изложил.
Смешивая факты и ложь в своем выступлении Руцкой заявил, что у него имеется огромный материал, разоблачающий преступления и коррупцию в высших эшелонах власти, — целых 11 чемоданов. Эти чемоданы опять-таки так никто никогда и не увидел, зато само выступление вице-президента активно распространялось по российским городам и весям. Так, по сообщению Сергея Филатова, в один только Иркутск было переправлено самолетом 20 мешков (!) с текстом этого выступления.
«Чемоданы Руцкого» сразу же стали фольклором, символом «войны компроматов», развернутой противниками реформ против своих недругов.
Кстати, один из депутатов после выступления Руцкого подал реплику от микрофона насчет этих 11 чемоданов:
— Вот вы располагаете одиннадцатью чемоданами материалов по поводу особо опасных преступлений, совершенных государственными чиновниками. Но по законодательству, держа эти материалы у себя и не отдавая их, так сказать, в органы, которые должны провести следствие, вы являетесь прямым соучастником этих преступлений. Оценку этих материалов должен дать только суд, и больше никто! Вы сказали, что передали в прокуратуру лишь одно дело. Одно! А располагаете одиннадцатью чемоданами. Так вот, у меня впечатление: вся ваша деятельность на посту вице-президента была подчинена сбору вот этих одиннадцати чемоданов компрометирующих материалов, а не реальной борьбе с преступлениями и коррупцией!
Примерно в таком же духе прокомментировал выступление Руцкого Анатолий Чубайс. Хотя депутаты и не дали ему слова, он высказал свое мнение перед журналистами:
— Смысл работы и выступления Александра Руцкого состоит не в том, чтобы обнаружить преступников и воздать им должное по закону, а в том, чтобы создать себе политический имидж человека, который изо всех сил борется с коррупцией.
Что касается той части выступления вице-президента, которая была посвящена вопросам приватизации, эта часть, по словам Чубайса, соединяла в себе «реальные факты, расследованные прокуратурой, подтасовки, связанные с реальными фактами, и прямую ложь». К примеру, все нарушения в приватизации находкинского порта, перечисленные Руцким, были вскрыты руководством Госкомимущества России, им же были отменены решения о приватизации этого порта и запрещена продажа акций.
Чубайс коснулся также той части выступления Руцкого, где речь шла о разбазаривании российского военного имущества за границей… Чубайс напомнил, что около двух месяцев назад Ельцин подписал Указ о создании Федеральной службы при президенте РФ по контролю за использованием имущества Вооруженных Сил РФ за рубежом. Согласно этому указу, контроль за деятельностью службы опять-таки был возложен именно на вице-президента. Другими словами, уже около двух месяцев Руцкой лично отвечает за использование армейского имущества за пределами страны. Но пока, по словам Чубайса, ни одного конкретного факта хищений им не вскрыто, ни одного дела в прокуратуру не передано.
Гайдар учит Руцкого финансовой грамоте
Через несколько дней после выступления Руцкого в Верховном Совете на «Радио России» состоялся прямой диалог между вице-президентом и бывшим и.о. премьера Егором Гайдаром. Одновременно он транслировался по второму телеканалу.
Я позволю себе достаточно подробно — хотя, конечно, не полностью — изложить здесь этот разговор, поскольку в печатном виде, насколько знаю, его нигде нет, я «снял» его непосредственно с фонограммы.
Как и в своем выступлении в ВС, Руцкой сразу принялся валить все в одну кучу — факты воровства, коррупции — очевидной или только предполагаемой — и проблемы, связанные с осуществлением реформ:
— Я информировал ВС по проблеме коррупции, а она непосредственно связана с сегодняшним экономическим положением в стране… Если проанализировать весь комплекс действий правительства, называемый сегодня антикризисными мерами…, понятно, в каком положении оказалась Россия и граждане России. Достаточно взять экономические показатели 90-го года и 92-го года. Они удручающие. Практически везде, по всем направлениям основных экономических показателей идет спад, и довольно глубокий… Я живой свидетель того, как развивался этот процесс. Мы с Егором Тимуровичем познакомились в самый первый день, как его назначили. Мы имели с ним довольно долгий перспективный разговор и поняли друг друга, поняли, что действительно необходимо и архинеобходимо проведение экономических реформ в России. Потом, где-то через месяц, наши взгляды на старт, с чего начинать, разошлись в корне. Вы видите, к чему привела либерализация цен при монопольной экономике и монопольном производстве. Вы видите, к чему привела финансовая политика, кредитно-инвестиционная политика, налоговая политика и весь комплекс мер. На всем этом фоне — развитие преступных проявлений…
Как и в выступлении перед депутатами, Руцкому очень хочется связать коррупцию с действиями реформаторов, прежде всего — с либерализацией цен. Дескать, он был против, предупреждал, бил в тревожный набат, но его не послушали и вот — получили, что получили.
В общем то, коррупция всегда возрастает в период социально-экономических катаклизмов. Это азбука. И уверять, что именно такие реформы, как проводившиеся в то время в России, во всем виноваты, — было занятием совершенно бессмысленным.
Кстати, либерализацию цен как первоочередной шаг в реформах, мы знаем, одобрил V съезд нардепов в октябре—ноябре 1991 года — она не была произвольной выдумкой Гайдара, как любили представлять его противники.
Гайдар оставляет на потом спор о существе начатых им реформ, концентрируя внимание на конкретных обвинениях Руцкого в адрес возглавлявшегося им, Гайдаром, правительства, показывает, что сплошь и рядом эти обвинения основаны на незнании и лжи:
— На мой взгляд, в выступлении моего оппонента в Верховном Совете были очень тесно переплетены два набора сюжетов. Первый — это абсолютно реальные и очень серьезные злоупотребления, которые есть в нашей стране. Я бы здесь отметил историю с чеками «Урожай-90», историю с имуществом Западной группы войск, в которой надо очень подробно разбираться. И второе — это набор таких странных импровизаций с неточными цифрами, неточными фактами, с непониманием существа дела, позволяющий бросить тень на политических оппонентов… Я бы начал с тех сюжетов, где были неточно интерпретированы факты, цифры, и, таким образом, — неточно представлена реальная картина происходящего. Их можно приводить буквально десятками, если бы было время. Я бы остановился на двух-трех. Первое: история с золотом… Мы видели: выступая в Верховном Совете, Руцкой не моргнув глазом обвинил правительство Гайдара в разбазаривании золотого запаса страны. По его словам, незаконным образом — всего-навсего по распоряжению правительства за подписью Гайдара, а не на основе совместного с ВС постановления, как это положено, — были распроданы десятки тонн принадлежащего казне золота (точная цифра не известна — в накладных путаница), так что золотой запас сократился до минимальной величины — 150–200 тонн.
Гайдар:
— Золотой запас Советского Союза быстро сокращался с 89-го по 92-й год… В 92-м году мы резко сократили объем реализации золота, но вывезли, конечно, не 25, не 31 тонну, а вывезли в общей сложности 98,9 тонны, если быть совсем точным. Резкое сокращение экспорта золота позволило впервые за последние годы прервать тенденцию к разбазариванию золотого запаса и увеличить золотой запас. Он за год возрос с 289,6 тонны до 308 тонн. Вице-президент, естественно, с этими цифрами мог познакомиться. Это никак не 150–200 тонн, о которых он говорил…
Руцкой начинает размахивать документами — постановлением правительства, распоряжением правительства, накладными:
— Если взять, допустим, ваше распоряжение, где вы предусматриваете продажу 31 тонны золота, и посмотреть накладные, то банковская накладная — 33 тонны, аэрофлотовская накладная — 32,850, а уже приходная накладная — 28,950. Так вы меня извините: если в распоряжении написано 31 тонна, то и приходная накладная должна быть тоже на 31 тонну. Далее, 25 тонн золота, которые предназначалось продать под развитие золотодобывающей промышленности. На сегодняшний день золотопромышленники ничего от этого не получили. Опять возникает вопрос: куда делись эти 25 тонн?
При этом Руцкой в своей характерной манере начинает вилять хвостом и почти заискивать перед собеседником:
— Я не хочу никоим образом обвинять лично вас. Я же не говорил, что это золото, допустим, похитил Гайдар. Я говорил о том, что выпущено распоряжение правительства, хотя такие решения распоряжением правительства принимать нельзя. Это золотой запас государства. Такое решение должно приниматься совместно парламентом и правительством, совместным постановлением, но не распоряжением.
И снова:
— Я не обвиняю вас, что вы — непосредственный виновник. В вашей порядочности, кстати, я никогда не сомневался. Я сегодня веду речь о бесконтрольности подписанных вами решений и о том, как они использовались. Я не имею право как человек, должностное лицо вас как-то осудить. Для этого есть судебные органы, они разберутся. Но то, что я в вашей порядочности не сомневался и не сомневаюсь, я вам это говорю в глаза. А вот то, что делали ваши подчиненные… Если хотите, после этой передачи поедем, и я вам покажу, чем занимались Бурбулис, Шохин, Шумейко, Нечаев…
Позже Гайдар вспоминал: всякий раз после очередной своей поездки по регионам, где вице-президент выливал на правительство ушаты грязи (наподобие аттестации его членов как «ученых мальчиков в розовых штанишках»), он уже в аэропорту начинал трясти вырезками из местных газет и рассказывать всем, как центральная пресса его оболгала, исказила его слова — он, мол, в действительности сказал совсем не то.
Гайдар терпеливо объясняет своему не очень компетентному собеседнику, как технически осуществляется торговля золотом, изумрудами
— Александр Владимирович, приведенные вами сюжеты свидетельствуют о том, что вы не совсем владеете конкретикой тех операций, о которых идет речь. Золото во всем мире по решению парламента никогда не продают, потому что золотой рынок очень деликатный. Если туда выбрасывать золото и обсуждать это в парламенте, то мы его просто подорвем… Далее, как осуществляется продажа золота на практике? Выдается распоряжение правительства, разрешающее Внешэкономбанку, а потом Внешторгбанку реализовать определенное количество золота. Дальше процедуру отгрузки, — когда конкретно отгружать это золото — определяет Внешэкономбанк. Поэтому арифметического тождества между распоряжением правительства и накладной никогда в жизни не бывает: Внешэкономбанк регулирует конкретный объем продажи, учитывая предшествующие накладные. Это все требует специальных конкретных расчетов и знания технологии.
Наконец разговор переходит от частностей к теме предельно общей, к любимой теме Руцкого — об ошибочном, катастрофическом курсе реформ.
Руцкой:— Если мы на протяжении года говорим: реформа, реформа, реформа,-то назовите мне хотя бы один позитивный момент, где бы был позитивный результат.
Гайдар:
— Мы с Александром Владимировичем, видимо, жили в каких-то разных измерениях. Я знал страну, в которой объем производства начал падать не в 92-м, а с самого начала 89-го года. Падение производства нарастало от месяца к месяцу до конца 91-го года. Я знал страну, в которой к этому времени был практически полностью разбазарен золотой запас. Я знал страну, в которой к этому времени валютные резервы составляли всего несколько миллионов долларов. Я знал страну, в столице которой нельзя было купить практически ничего, за хлебом стояли многочасовые очереди. Я совершенно согласен с тем, что мы очень многого не смогли сделать, и, тем не менее, несколько цифр. Александр Владимирович, конечно, знает, что в период кризиса объем производства принято измерять помесячно, сезонно сглаженно, иначе не поймаешь точки перегиба. Так вот, как я сказал, объем производства начал падать в России с начала 89-го года. Низшей точкой падения был август 92-го. Объем производства стабилизировался в 92-м году в сентябре месяце, и с тех пор он колеблется примерно на одном уровне, исключая январь месяц, примерно на уровне 70–71 процент от максимума, достигнутого в 88-м году. За это время нам удалось остановить процесс развала валютных резервов страны и сформировать хотя и очень скромные, ограниченные, но уже позволяющие маневрировать валютные резервы… За 92-й год нам удалось ликвидировать одно из зол, которое казалось неотъемлемой частью жизни каждого нашего человека. Это унижение перед теми, кто распределяет дефицит, невозможность что бы то ни было купить за свои деньги. Я могу говорить и о многом другом, могу говорить, что мы не допустили в 92-м году массовой безработицы, о которой столько говорили, но я бы поставил вопрос по-другому. Мы ведь начинали не в райских условиях, и, в общем то, были альтернативные пути. Вот Александр Владимирович всегда говорил, что надо было все делать иначе. И я даже могу назвать страну, которая очень точно следовала всем рекомендациям Александра Владимировича. Это Украина. Я помню, как Александр Владимирович восхищался идеей чрезвычайного экономического положения, которое было на Украине, как ему нравилось, что там сохранен госзаказ, централизованное управление, что там обильно дотируют сельское хозяйство, списывают долги предприятий, пополняют оборотные средства. Короче говоря, украинское правительство фактически до конца прошлого года делало почти все, что предлагал Александр Владимирович. Ну, и что, вы считаете, что там блестящие результаты? Что, жизнь народа на Украине сегодня лучше? Что, цены на Украине ниже, чем в России? Что, украинский купон крепче нашего рубля? Один доллар США стоит там сейчас не 800 рублей, а 3–3,5 тысячи купонов. Еще раз повторяю: я отнюдь не удовлетворен тем, что нам удалось сделать. Многое не удалось, многое не получилось, частично из-за наших собственных просчетов, но еще больше из-за того, что нам просто мешали (выделено мной — О.М.) Однако при всем при том ситуация в России не идет ни в какое сравнение с катастрофической ситуацией на Украине.
Экономическое положение в братской славянской стране в ту пору в самом деле было аховое. Причем главной причиной этого как раз послужили задержка, промедление с началом реформ, неуверенность и нерешительность в их проведении.
Как к последнему средству Руцкой прибегает к традиционной «ностальгической» демагогии на обывательском уровне:
— Я помню страну, где вареная колбаса стоила 2 рубля 90 копеек, а теперь стоит тысячу рублей за килограмм. Я помню страну, где молоко стоило 32 копейки, сегодня оно стоит 114 рублей литр. Я помню страну, где сыр стоил три рубля, сегодня стоит 1200–3500… Так вот, если мы с вами посмотрим на сопоставимые цены 93-го года и на доход населения, и опять же сопоставимые цены 91-го и доход,-то сегодня, в 93-м году, средний доход — 38 рублей. И таким образом, на уровне нищеты жило около 15 процентов населения, а сегодня на этом пороге живет 60 процентов… Десять лет минимум надо будет для того, чтобы хотя бы выйти на тот уровень, с которого мы стартовали.
Гайдар:
— Выйти на тот уровень, с которого мы стартовали, нам не удастся никогда, потому что уровень, с которого мы стартовали, базировался на том, что у нас был Самотлор, самая дешевая нефть в мире… На этом, кстати говоря, и базировалось все это квазиблагополучие…
Тут, я думаю, в пылу полемики, Гайдар допускает некоторую неточность. Вряд ли правильно говорить, что нам никогда уже не удастся достичь уровня благополучия 1991 года — какое уж там было благополучие, пусть даже с приставкой «квази»! — видимо, Егор Тимурович хотел сказать: никогда уже у нас не будет столь благоприятных внешних условий, какие были в ту пору и какими мы так бездарно не воспользовались.
Руцкой:— Егор Тимурович, придет время, и я вам докажу, что можно сделать все нормально, не загоняя людей в такой социальный тупик, когда люди начинают лазать по мусорным ямам. Россия бедна не оттого, что у нас чего-то нет, Россия бедна оттого, что не умеем правильно распорядиться тем, чем владеем, — распорядиться в интересах общества…
Гайдар:
— Я бы сказал так: чтобы выбраться из сегодняшнего положения, нужно не суетиться, не пугаться, нужно твердо идти вперед, сформировать то, без чего рыночная экономика никогда не может развиваться и расти. Это стабильная финансовая система, надежный рубль, надежная защита частной собственности и предпринимательства, которая гарантировала бы его от вмешательства. И еще одно: мы очень мало сделали для сокращения произвола чиновника и роли государства в экономике… (выделенно мной — О.М.) Только на этом пути можно нашу экономику стабилизировать и поднять… Если не будем суетиться, пугаться и принимать безответственные финансовые решения, выбраться из этого положения, без всякого сомнения, можно.
Казалось бы, в самом деле, чего проще — не суетиться, не впадать в панику, а пуще того — не подхлестывать умышленно эту суету и панику, позволить квалифицированным и ответственным людям довести до конца начатую ими реформу, — вот и все, что требуется. Но нет, никак не могли этого позволить. Очень уж зудело и свербило. Очень хотелось помешать, все поломать, все направить наперекосяк… И через этот рукотворный бардак обрести максимальную выгоду для себя и в конечном итоге — захватить власть.