Рерих агентом не был, но разведданные поставлял
День за днем. События и публикации 22 октября 1993 года комментирует обозреватель Игорь Корольков*
Газеты еще пестрят
В этот день двадцать лет назад «Известия» опубликовали весьма любопытную статью Александра Шальнева «Николай Рерих не был агентом ОГПУ». В подзаголовке уточнено: об этом свидетельствуют секретные архивы внешней разведки. Сам факт, что имя такого человека стоит рядом с названием организации, от которой людей бросало в дрожь, уже вызывает немалый интерес.
Документы пролежали на тайных полках почти полвека. Их рассекретили в связи со статьей
Шальнев ссылается на два документа, которые, на его взгляд, подтверждают тот факт, что Рерих не был агентом. Один и них датирован 25 августа 1928 года. В шифровке, как полагает автор, подготовленной резидентурой ОГПУ в
Москву, сообщается, что Рерих не был допущен в Лхасу и что некие американские чиновники пытаются «снестись с правительством Тибета, протестуя против недопущения экспедиции».
Второй документ датирован тремя месяцами раньше — 25 марта 1928 года. Он являет собой перевод сообщения информационного агентства Рейтер. Агентство передает о том же самом: как экспедиция Рериха была заблокирована и в Лхасу не попала. Безнадежно запоздавшая шифровка резидентуры ОГПУ, по меньшей мере, косвенно подтверждает: Рерих не мог быть агентом советской разведки, если бы был, за его передвижением следили бы куда более внимательно, энергично и надежно.
Думаю, приведенный аргумент достаточно слаб для того, чтобы можно было очистить имя великого художника от подозрений, сопровождавших его после того, как он вошел в тесный контакт не только с руководителями страны Советов, но и с руководством ОГПУ.
В 2002 году в
Несколько слов об авторе. Владимир Андреевич — заведующий отделом наследия Рерихов Государственного музея искусств народов Востока, доктор исторических наук, один из лучших, если не лучший, исследователь творческого наследия Николая Рериха. Книга уникальна тем, что ее документальная база не имеет аналогов в исследованиях подобного рода. Она основана на изучении многочисленных архивов США, Индии, Чехии, Франции и России. Ученый ввел в научный оборот множество новых, неизвестных прежде научной общественности документов. Добросовестность автора не вызывает сомнений. Основу книги составила диссертация, которую Росов вынужден был защищать несколько раз в разных городах России. Дело в том, что фанатики Рериха, превратившие мыслителя в икону, а его размышления о мире в религию, взяли на себя право «защищать чистоту идей» великого соотечественника и всякое научное исследование биографии художника, его творческого наследия считают святотатством и объявляют войну каждому, кто руководствуется не верой, а научным подходом. Благодаря усилиям сектантов Росову и пришлось несколько раз защищать свой труд. И каждый раз он одерживал блестящую победу. Вот почему к его книге стоит отнестись с доверием. Она посвящена экспедициям академика Никола Рериха в Центральную Азию, его поискам «земли обетованной» на бескрайних пространствах пустыни Гоби. По сути, это книга о «Новой Стране» и «Великом Плане», который семья Рерихов осуществляла во имя того, чтобы на карте Азии возникло в будущем независимое сибирское государство, обновленная Россия. Легендарная страна со своей столицей Звенигородом не плод художественного вымысла. Это реальный проект, к реализации которого великий художник со своими соратниками приступил в
Надо сказать, что взгляды художника за очень короткое время, примерно лет за пять, претерпели кардинальных изменений. Вначале он был откровенным врагом Советов. Стал секретарем Комитета Скандинавского общества помощи Российскому воину, который финансировал Белую армию. Вступил в
Казалось, такая неприязнь к Советской власти сохранится на века. Но прошло всего несколько лет, и позиция Рериха кардинально изменилась — он стал едва ли не другом и попутчиком большевистского руководства. Как это объяснить? Создание, ни много, ни мало, целого государства в Центральной Азии, населенного последователями Будды, это мифическая идея, которая по своим утопическим замыслам тянет на Город Солнца Кампанеллы. Она требовала дипломатических шагов, большой подготовительной работы, пропаганды идей, чтобы они, как говорил классик, овладели массами. Кроме того, Рерих рассчитывал начать строительство своеобразной земли обетованной с изысканий и разработки полезных ископаемых, покупки недвижимости и земли, организации самых различных форм бизнеса и «операций с капиталом любого вида». Для этого была учреждена корпорация «Белуха». Завести ее на советский Алтай, богатый природными ископаемыми, было первейшей задачей Рериха и его единомышленников. Видимо, этим и была продиктована смена политических взглядов художника. Он подчинил свои симпатии великой цели. По его планам, к осени 1931 года на Алтае должно было начаться грандиозное строительство!
Встречи с полпредом в Германии Крестинским, полпредом во Франции Красиным, наркомом иностранных дел Чичериным, наркомом просвещения Луначарским и были рассчитаны,
Рерихи делали все, чтобы понравиться большевикам. Понятия Шамбалы и Майтрейи они напрямую стали связывать с коммунистическими идеалами. В одном из писем Чичерину Рерих писал: «Вы, вероятно, уже знаете, что ряд лет по поручению Ильича занимаюсь применением религий к коммунизму».
У Советов был встречный интерес. Прежде всего, лояльным к большевикам стал вчерашний их враг — человек с именем в культурном мире. Это следовало приветствовать и поощрять. Кроме того, Рериха интересовал регион, в котором
Процитирую письмо, которое, на мой взгляд, позволят достаточно точно оценить уровень взаимоотношений художника и разведки. В 1924 году, находясь в Берлине, он встретился с полпредом Крестинским. Сообщил, что торопится подготовить и осуществить экспедицию в Азию и просит покровительства российских дипломатических представителей на Востоке. Высказал готовность передать в распоряжение Советского государства все материалы, которые соберет во время путешествия. Что это за материалы? Легенды, предметы домашней утвари, образцы искусства Тибета? Это ли нужно было Советскому государству?
Вот что говорится о встрече в книге Росова.
«Рерих поделился с Крестинским опытом своего пребывания в Дарджилинге, на границе с Тибетом, контролируемой британскими колониальными войсками. Видимо, он хорошо усвоил уроки Бородина, поскольку сделал упор на расстановку политических сил в этом регионе и распространение «передовых идей» на Востоке. По просьбе самого Николая Константиновича была записана стенограмма его рассказа о методах проникновения англичан в Тибет. Для этого пригласили специального сотрудника постпредства».
А теперь сама стенограмма:
«Оккупация Тибета англичанами продолжается непрерывно и систематически. Английские войска просачиваются небольшими кучками, отделяясь под каким-нибудь предлогом от проходящих вблизи границы частей, например, от экспедиционных отрядов, идущих на Эверест. Весь процесс оккупации производится с максимальной тактичностью и при учете настроения населения. В Тибете англичане ведут усиленную пропаганду против СССР, эксплуатируя невежество и раздувая нелепые слухи об антирелигиозной деятельности большевиков, о якобы жестоком преследовании ими национальных меньшинств в Туркестане».
Что это как не данные политической и военной разведки?
Вполне возможно, что Рерих не подписывал никаких бумаг, которые превращали бы его в банального агента. Но нет сомнений в том, что некую разведывательную миссию он
В книге опубликован интереснейший документ, дополняющий рассуждения о разнообразии задач, которые, судя по всему, приходилось решать путешественнику. Это удостоверение № 20879, выданное 17 марта 1927 года ОГПУ одному из ближайших соратников Николая Рериха Морису Лихтману на право ношения револьвера Браунинг. Кто был на самом деле Лихтман? Помощник великого художника, одержимого великой идеей, или сотрудник спецслужб?
Надо сказать, что таких людей в окружении Рериха было немало.
Так что открытие, которое якобы сделали «Известия» двадцать лет назад, на самом деле таковым считать вряд ли возможно.