Под Андреевским флагом
День за днем. События и публикации 25 мая 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
Все, практически все газеты поставили 25 мая сообщение из Севастополя.
«Российская газета»: «Вчера в 8 часов утра в Севастополе подняли андреевские флаги еще 29 кораблей и судов
«Известия» добавляют толику подробностей: «…На прошедших на прошлой неделе офицерских собраниях флота отмечалось, что такими действиями моряки намерены обратить внимание руководства России и Украины к проблеме Черноморского флота и протестуют против односторонних действий ВМС Украины в отношении ЧФ».
«Независимая газета» уже более «разговорчива»: «Экипажи выражают недовольство решением Министерства обороны и ВМС Украины о переподчинении частей Черноморского флота, а также недостаточным денежным довольствием. Решение о подъеме Андреевских флагов принято на общих собраниях экипажей судов 20 мая. За два дня до этого Андреевские флаги были подняты на 8 других кораблях Черноморского флота. Центральный руководящий орган Украинской республиканской партии выступил с заявлением, в котором требует от президента и ВС Украины «немедленной денонсации Ялтинского соглашения», «переподчинения всего Черноморского флота Украине» и вывода с украинской территории российской части кораблей ЧФ».
Напомню подоплеку дела. Достаточно долго Россия и Украина пытались установить свою монополию на Черноморский флот. В результате, ни той, ни другой этого не удалось. И тогда в ходе встреч в Ялте и Дагомысе президенты Борис Ельцин и Леонид Кравчук летом
Тут сделаю небольшое отступление: только «Независимая газета» написала неформальное название
Возвращаясь к истории с массовым переходом кораблей ЧФ под российский флаг, отмечу, что «Коммерсант» приводил такие подробности: «18, 21 и 24 мая на флоте прошла массовая кампания поднятия андреевских (со строчной! — А.Ж.) флагов. На собраниях моряки потребовали провести в Севастополе встречу президентов России и Украины для решения всего комплекса проблем, таких, как ускорение решения вопроса о двойном гражданстве в Крыму, вопроса о статусе военнослужащих флота, его финансировании. Личный состав недоволен, в частности, и низкой зарплатой, выплачиваемой Украиной. Киев, если не считать приказа Константина Морозова, еще не выразил свою официальную позицию в отношении событий на флоте. Известно, что президент Кравчук еще перед российским референдумом пригласил Ельцина приехать в Киев для рассмотрения всего комплекса вопросов
Вполне логичен вопрос: а под каким флагом ходили корабли ЧФ до того. Как стали поднимать российские или украинские флаги? В ходе того же совещания в Дагомысе, в сентябре
Официально Андреевский флаг был поднят на кораблях и судах Черноморского флота России 12 июня 1997 года.
И опять же, возвращаясь к событиям тех лет, когда СМИ радостно сообщали: под Андреевским флагом — уже 115 кораблей! Увы, сегодня ЧФ насчитывает порядка четырех десятков боевых кораблей. Флагман — ракетный крейсер «Москва». Спущен на воду в середине 1979 года…
40 кораблей — много это или мало? У Турции, например, — к 2008 году (увы, более новых данных мне найти не удалось) насчитывалось в Черном море порядка 200 (!) кораблей разного назначения. Да, даже если не учитывать Турцию. Только в период конфликта с Грузией в Черном море дислоцировалась группировка из 10 кораблей НАТО.
А ведь есть еще так называемая конвенция Монтрё, подписанная еще в июле 1936 года и имеющая силу до сих пор. Собственно, я, как и большинство моих соотечественников и коллег, понятия об этом документе не имел, пока не стал интересоваться раскладкой сил в этом регионе. А, между тем, конвенция Монтрё — это один из основополагающих морских международных документов, имеющих очень большое значение.
Конвенция была принята на конференции о режиме Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, которая проходила в швейцарском городке Монтрё. В ней принимали участие СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, Австралия и Япония. Созвали саммит по предложению Турции, которой очень хотелось восстановить свой суверенитет над проливами, ограниченный после Первой мировой войны конвенцией, принятой на Лозаннской конференции 1922–23 гг.
20 июля
А вот режим прохода военных кораблей устанавливался различным — для черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через них в мирное время военные корабли любого класса, а нечерноморские страны — только небольшие боевые корабли. Кроме того, существует ограничение по тоннажу (общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн — с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения численности ВМС черноморских стран). Ограничены также сроки пребывания боевых кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря — не более 21 суток.
В случае участия Турции в войне или в случае, если Анкара «посчитает, что ей непосредственно угрожает война», она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых (!) военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Как справедливо отмечают современные военные аналитики, в этом случае Россия лишается — причем на вполне законных положениях международного права — возможности усилить группировку своего флота на Черном море за счет переброски дополнительных кораблей с Северного, Балтийского или Тихоокеанского флота. Можно, конечно, попробовать «перегнать» корабли внутренними водными путями. Но… Даже в рамках фантастических проектов такие варианты не рассматриваются.
Отмечу еще, что в 1945 году на Потсдамской конференции СССР пытался пересмотреть конвенцию Монтрё, требуя
Так что, говорить о нашей мощи в этом регионе, увы, пока не приходится. Дай бог, могли бы обеспечивать просто присутствие…
И тут я полностью согласен с обозревателем «Независимой газеты», который еще в 2008 году, сразу после августовского конфликта с Грузией, писал: «В этой ситуации Москве останется только разве что угрожать либо своей стратегической авиацией — не особо и многочисленной, либо «ядерной дубинкой» — но это уже третья мировая война! На это ни одна из сторон, скорее всего, не решится пойти.
Налицо — явная слабость Черноморского флота ВМФ РФ и группировки сил и средств российских Вооруженных сил в этом регионе вообще. По большому счету, мы продолжаем терять свои позиции в Черноморском бассейне. И
Да, нельзя не отметить, что несколько месяцев назад было принято решение о создании Южного центра кораблестроения и ремонта, а также о расширении флотской инфраструктуры, необходимой
Однако, недавно же появилась информация, что обновление сил Черноморского флота РФ пока коснется только Новороссийской
А вот западная, главная группировка флота, базирующаяся в Севастополе, будет заметно уступать восточной по качеству корабельного состава и вооружению, во всяком случае, пока вопрос обновления сил российского ЧФ не будет урегулирован с украинской стороной.