Победа на референдуме. Куда двигаться дальше?
День за днем. События и публикации 10 мая 1993 года комментирует обозреватель Олег Мороз*
Чистка во властных коридорах
Демократы, окрыленные победой Ельцина на апрельском референдуме, требовали от него дальнейших решительных шагов в направлении демократических преобразований. О требовании принять новую конституцию уже говорилось. Теперь о других.
Одним из главных было — удалить из правительства, из аппарата властных структур явных и скрытых противников реформ. Как полагали демократы, в первую очередь следовало отправить в отставку такие одиозные фигуры, как председатель Центробанка Виктор Геращенко, секретарь Совбеза Юрий Скоков, первый
Выполнение такого рода требований зависело от самого Ельцина, так что, в принципе, они представлялись наиболее осуществимыми.
И Ельцин вроде бы услышал эти призывы. На одном из заседаний правительства, расширенном, он поставил задачу по чистке аппарата от «пятой колонны». «У президента и правительства, — сказал он, — нет времени и сил вести борьбу с противниками реформ среди работников аппарата. Однако избавляться от тех, с кем нам не по пути, необходимо». Навести порядок в кадрах, причем в ближайшее время, Ельцин поручил
10 мая президент освободил Юрия Скокова от должности секретаря Совета безопасности, а на следующий день — Георгия Хижу от должности
Такие вот были произведены отставки. Если же брать в целом чиновничью массу, задача ее «очистки» осталась, разумеется, в основном простой декларацией: противники реформ в этой массе как были, так и остались в изобилии, разве что затаились на время, справедливо полагая, что, как всегда в таких случаях, эта кампания продлится недолго.
Попытка осуществить чистку аппарата, естественно, вызвала бурную реакцию со стороны противников Ельцина. Сразу же начались стенания по поводу «охоты на ведьм». Руцкой написал в «Независимой газете»:
«Не напоминает ли это вам, уважаемые читатели, знаменитые большевистские репрессии в государственном аппарате в России в 1917 — 1918 годах, а также чистки в гитлеровской Германии?.. Хочу в этой связи напомнить, что все подобного рода чистки в нашей истории приводили только к одному — состоянию хаоса, противостоянию, всеобщей подозрительности и доносам… Глубоко сомневаюсь, что референдум дал мандат кому-либо в правительстве на такие действия».
Кого бы Ельцин с удовольствием уволил по собственному почину, без всяких напоминаний, — это как раз самого Руцкого. Однако такого права у президента не было. Ельцин решил действовать
Затем Ельцин отстранил Руцкого и от руководства Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью и коррупцией. Таким образом, было аннулировано второе главное поручение, данное ему президентом, в результате чего Руцкой, по словам президентского
Сразу же после референдума возникли разговоры, что в правительство может вернуться Егор Гайдар. В частности, Сергей Филатов сказал, что не исключает такую возможность. При этом он, правда, оговорился, что если Гайдар и вернется на Старую площадь, то не на пост премьера, который «с успехом» занимает Виктор Черномырдин.
Какие еще шаги, с точки зрения демократического лагеря, считались в тот момент необходимыми? Полторанин, например (он был тогда заметным демократическим деятелем, одним из ближайших соратников Ельцина), в одном из интервью заявил, что, прежде всего, необходимо «добиться от депутатского корпуса законодательного обеспечения курса реформ, поддержанного народом». По его словам, «если Верховный Совет не сможет оперативно наработать эту законодательную базу, то президент должен самостоятельно искать рычаги ускорения реформ с помощью Совета Федерации и собственных указов».
Однако прежде чем выпускать новые законы и постановления в обеспечение реформ, надо было хотя бы отменить старые, препятствующие им. В связи с этим Ельцин направил Хасбулатову письмо, в котором предложил Верховному Совету пересмотреть ряд законодательных актов, которые, по мнению президента, противоречат результатам апрельского референдума. Среди них — постановление VII cъезда «О ходе экономической реформы в Российской Федерации» (в нем была дана отрицательная оценка работе правительства Гайдара), ряд статей принятого парламентом бюджета на 1993 год, закон «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» и др. В письме Ельцина содержалось также требование, чтобы законы и постановления ВС принимались лишь после того, как правительство даст заключение, что предусматриваемые ими шаги могут быть профинансированы из бюджета (депутатов сплошь и рядом это совершенно не интересовало: важно было принять «хорошее» решение, которое понравится народу).
Таким образом, вполне зримые, вещественные черты обретала убежденность президента и его сторонников, что победа на референдуме имеет не только моральное, но и правовое значение.
Увы, никаких практических последствий ни это предложение Ельцина, ни требования демократов о том, чтобы Верховный Совет «оперативно наработал законодательную базу реформ», не имели. Депутаты и не думали становиться тут в ряды помощников президента.
«Чистка наоборот»
Более того, и с кадровой чисткой дела обстояли
Эту странную непоследовательность в столь серьезный, столь критический момент заметила даже зарубежная пресса.
«Вашингтон Пост»:
«Хотя президент освободил двух консерваторов, недавно он назначил двух других, которые, как представляется, выступают за сохранение централизованного планирования в экономике».
«Вельт»:
«Перестановки, произведенные Ельциным…, не поддаются однозначной оценке, так как назначение им на должности первых вице-премьеров Лобова и Сосковца может свидетельствовать об усилении государственного контроля в экономике. Так что не стоит видеть за каждой перестановкой триумф реформистской политики».
В целом можно сказать: вот эта непонятная, непоследовательная — чтобы не сказать бестолковая — ельцинская кадровая политика в конце концов стала одним из главных тормозов на пути реформ. Вместо того чтобы твердо держаться ясных принципов и критериев при назначении тех или иных людей на ответственные посты, Ельцин то и дело прибегал к
Указ №1400 опоздал на пять месяцев
Наконец в числе требований демократов, обращенных к Ельцину, был скорейший созыв Конституционного совещания с целью подготовки и принятия новой конституции. Это требование полностью отвечало планам самого Ельцина. Он с энтузиазмом принялся за это дело, поставил его в центр своего внимания.
Правильное ли это было решение? Многие предупреждали президента, что попытка принять новую конституцию в обход Съезда не приведет к успеху. Во всяком случае, такая попытка связана с чрезмерным риском. Риском потери темпа, неоправданной растраты политических преимуществ, полученных в результате референдума. Наверное, Ельцин и сам догадывался о такой опасности. Однако, судя по его речам, по его настроению, он был уверен, что риск в данном случае оправдан, что новый Основной закон, который четко зафиксирует разделение властей, положит конец депутатскому законодательному беспределу, удастся принять, причем в достаточно короткие сроки.
На чем основывалась такая уверенность, не очень понятно. Однако человек действия менее подвержен колебаниям и сомнениям, чем человек рефлексирующий. Первый убежден: успех любого дела во многом зависит от самой веры в успех. Затевая любое серьезное дело, надо
Существовал, правда, еще один, — пожалуй, самый радикальный, — способ закрепления победы на референдуме — тот, к которому президент прибег пять месяцев спустя, в сентябре, и который заключался в приостановке деятельности Верховного Совета и Съезда. Такого рода советы Ельцину, без сомнения, тоже тогда давались. Да он и сам об этом,
Так или иначе, Указ №1400, которым 21 сентября Ельцин приостановил деятельность ВС и Съезда, ни в конце апреля, ни в мае не вышел.