Нелетающая тарелка
День за днем. События и публикации 14 июля 1993 года комментирует обозреватель Игорь Корольков*
«Летающие тарелки» делают в Саратове» — так называется небольшая заметка, опубликованная в «Известиях» двадцать лет назад. Рядом с заметкой помещено фото: в заводском цехе собирают необычный летательный аппарат. Газета рассказала, что его генеральный конструктор — Лев Щукин, что в основе движения аппарата лежит экранный эффект, совмещенный с эффектом «воздушной подушки». Что благодаря этому «тарелка» способна перевозить груз, равный практически половине собственного веса, в то время как грузовой гигант «Мрия» поднимает в воздух лишь треть своего веса.
Кроме уникальных грузовых способностей, «тарелка» может перемещаться на высоте 8–10 километров на расстояние в 8,5 тысячи километров со скоростью 650–700 километров в час. Для нее не нужны аэродромы — она может взлетать и садиться на снег, на воду, на болото, на грунт… Причем удельный расход топлива у нее значительно ниже, чем у самолета. Машина не сваливается в штопор. И это делает ее полет более безопасным, дает возможность использовать летчиков с не очень высокой квалификацией.
Примерная стоимость
Утверждение, что «летающие тарелки» делают в Саратове, было сильной натяжкой. За действительность выдавалось естественное желание фантастику побыстрее превратить в реальность. Над заводским аэродромом летала всего лишь опытная модель диаметром два с половиной метра. Настоящий аппарат так и не поднялся в воздух. Несмотря на то, что как говорил корреспонденту газеты директор завода Александр Ермишин, у «тарелки» большое будущее.
Тогда, в
В
Завод состарился. На изношенной технике уже невозможно было строить конкурентоспособные летательные аппараты. Но и гибель предприятия не была фатальной. По утверждению многих специалистов, с которыми довелось общаться, завод можно было спасти. Если бы не человеческие слабости.
В моем распоряжении оказалась копия протокола встречи тогдашнего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова с Советом директоров
Аяцков: — Я окажу вам помощь. Отдайте мне 50 процентов акций. Предложите мне сегодня 50 процентов акций. Дайте мне их! Тогда и буду нести персональную ответственность за судьбу завода. Отдайте мне 50 процентов, а я, в свою очередь, передам 25 процентов и, соответственно, 10–15 процентов Касьянову (председателю правительства России — И.К.) и Росавиакосмосу. Вы готовы к такому разговору? Вы не готовы! Тогда зачем все эти тра-ля-ля? Расстаньтесь с акциями! А за что же я тогда должен работать? Соберите акции и отдайте!Ермишин, генеральный директор САЗа: — Я отдам свои акции. Но кто даст гарантии, что будет с заводом? Где конкретные программы, под которые требуют акции? Если будет программа, я, может быть, сто процентов акций соберу. А что будет потом? Вы поменяете руководство и все? А я на этом предприятии отработал 34 года.
Аяцков: — Вот, мне все так начинали объяснять… Это уже все было.
Ермишин: — Мы единственные, кто может обеспечить производство истребителей с вертикальным взлетом. Кто будет, кроме нас, решать эту задачу? Что здесь будет?
Аяцков: — Здесь будет рабочий класс и нужная рынку продукция.
Аяцков: — …Я с вами много занимался — землей, домами… Где я только по вашим делам не был! Я и в Париже был…
Ермишин: — Да, мы с вами были в Париже. Оттуда 330 млн. долларов на нашу программу куда ушли? Хотите назову, кто их взял? Я ведь и фамилии могу назвать.
Думаю, из этого короткого фрагмента предельно ясно, что именно произошло со знаменитым заводом.
Примерно так же гибли тысячи предприятий по всей России — большие и маленькие, знаменитые и безвестные, выпускающие продукцию чрезвычайной государственной важности и производящие всего лишь спички. Как, например, калужский
А в тот же период, когда терял силу «Гигант», все крепче вставала на ноги спичечная фабрика в Балабаново, в той же Калужской области. Не знаю, как они это сделали. Но честь им и хвала!
…Недавно встретился с одной женщиной, родом из знаменитого Александрова. Того самого, где правил Иван Грозный со своей опричниной, и где в годы советской власти выпускали для всей страны радиоприемники, телевизоры
Мне искренне было жаль и женщину, и ее
Так сложилось, что я был знаком с внешним управляющим на Александровском радиозаводе. Он рассказал мне, что спасти предприятие шансов не было. С одной стороны, не хватало денег на замену устаревшего, изношенного оборудования, с другой, многие «свои» старались урвать от умирающего предприятия хоть
Точно так погибали и «Известия», в которых мне довелось поработать. Лучшая газета страны рухнула, прежде всего, не потому, что так захотели
Жалко те «Известия», в которых планерки проходили без мата… Жалко тот мерцающий свет черно-белого «Рекорда» — нежный, загадочный, многообещающий… Жаль доброго калужского «Гиганта», погнавшегося за сиюминутной выгодой… Жаль овеянного легендами Саратовского авиационного завода, чьи «тарелки» так и не взлетели над Россией…