О Вере Лотар-Шевченко, конкурсе и талантах

В Екатеринбурге начался международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Журналисты из местного интернет-издания «Чашка Петри» ненадолго «вырвали» из конкурсного процесса Юрия Данилина, председателя оргкомитета и директора конкурса и взяли у него интервью, которое озаглавили «5 вопросов…». Вопросов оказалось семь, что впрочем, совсем не важно.
 
«Друзья! В Екатеринбурге с легкой руки людей из Фонда президента Бориса Ельцина проходит большой, престижный и очень сложный конкурс пианистов, посвященный Вере Лотар-Шевченко, удивительному человеку с трагической судьбой и невероятной силой духа. Что это был за человек можно почитать и действительно поразиться здесь. Тут – вся информация о расписании прослушиваний и состязаний. Чашка Петри искренне рекомендует.
 
Почему в Екатеринбурге впервые услышали о конкурсе памяти Веры Лотар-Шевченко?
– Конкурс начинался в Новосибирске. Вера Августовна прожила последние годы в Академгородке новосибирском, поэтому все три конкурса до этого проходили в этом городе. Но наш деловой партнер и главный спонсор – фонд Ельцина больше заботится о городе Екатеринбурге, поэтому… Но в этом есть и другая логика. Дело в том, что Вера Августовна сидела здесь в лагере. Это было в Ревде, по-моему. И, именно здесь начиналось ее возвращение в музыку, и это очень серьезное дело. Она была солисткой Свердловской филармонии и первый концерт после лагеря она дала здесь. Поэтому нам очень важно и интересно, конечно, работать здесь.
 
Что рядовой екатеринбуржец должен знать об этом конкурсе?
– Ничего, никогда, конечно, не узнает обычный слушатель, пока мы ему этого не расскажем. Дело в том, что Вера Августовна была ученицей выдающегося французского пианиста Альфреда Корто. У Альфреда Корто было две привязанности – Дебюсси и Шопен. И мы, в своих программах уделяем и тому, и другому очень большое внимание. Слушатели и участники будут знакомиться, в каком-то смысле с жизнью самой Веры Августовны. У нас в жюри в этот раз знаменитая польская пианистка, клавесинистка, профессор Краковской консерватории пани Эльжбета Стефаньска-Лукач. Я уверен, что ее никогда в Свердловске не слышали. Она никогда не ездила, и не ездит по городам меньшим, чем Москва и Санкт-Петербург. Ну, просто она очень занята. Так вот, она тоже ученица Альфреда Корто. Представляете, как ниточка тянется? Совершенно случайно… В общем, такая закольцованная жизнь…
 
Почему пианисты со всего мира стремятся участвовать в таком конкурсе?
– Понимаете, это особый конкурс. Во главу угла ставится даже не музыкальная программа, а личность исполнителя. Рецензии в «Литературной газете» на нашу книжку (сборник воспоминаний о Вере Лотар-Шевченко ее друзей «Умри или будь» – прим. Авт.) назвали все это – «преодоление» и это совершенно точно. Любому творческому человеку преодоление под руку. Так не бывает, чтобы судьба складывалась счастливо исключительно и состояла только из рукоплесканий. Нет, конечно. Это изнурительная тяжелая работа, может быть понятна и принята, а может быть не понятна и не принята. И мне кажется, что уроки самой Веры Августовны сейчас очень современны. О лагере я просто не говорю! Я надеюсь без лагерей мы обойдемся, но то, что человек из таких страшных условий может выбраться в музыку… Это беспримерный случай в мировой музыке, никогда и ничего такого ни у кого не было! Если вы смотрели фильм «Пианист», то это просто слабая сказка по сравнению с тем, что представляет собой судьба Веры Августовны Лотар-Шевченко. Мне кажется, все это молодым исполнителям надо знать…
 
Мы показываем фильм перед каждым конкурсом, документальный, о ней. Я сам его смотрю в стопятидесятый раз с большим интересом. Почему? Потому что эти все документальные детальки чрезвычайно важны. И когда они улягутся в современного молодого исполнителя вот так, как нам хочется, это будет просто замечательно! Они все интересные ребята. Но к нам приезжают люди, которые что-то уже сами преодолевают. На нашем первом юношеском конкурсе (у нас два конкурса – юношеский и потом хоть в 80 лет приезжай и играй) выступал абсолютно слепой мальчик Олег Аккуратов. Председателем жюри был Паскаль Девуайон, знаменитый французский пианист, который нас ругал за его участие. Еще не слыша мальчика, он говорил: «Ну, как вот, зачем?! Все это будет бить на жалость… Вызывать не те эмоции». Но когда он услышал Олега, был совершенно им покорен. А, Олег повзрослев и вернувшись к нам на конкурс, победил и получил первую премию. К сожалению, его судьба сложилась трагически, но это был пик его жизни. Сам он, может быть, еще об этом не догадывается, но мы понимаем, что лучшего времени у него не будет. Он играл очень сложную программу, концерт Грига, тяжелейший концерт. Наш конкурс вообще очень тяжелый. Это вам не московские конкурсы, где люди выходят к роялю и ти-ти-ти-ти.... У нас надо играть с оркестром две группы концертов. И это очень часто молодым людям не под силу. К нам приезжают сложившиеся музыканты, уже на что-то претендующие. Сейчас в Москве проходит Скрябинский конкурс. Это обычный фортепианный конкурс. То есть ты должен показать уровень техники, все эти штучки-дрючки. А у нас большущий настоящий конкурс внутри России, не было такого конкурса и нет. Участвует ваш симфонический оркестр – это же солиднейший филармонический коллектив! Вы же понимаете, что это может быть! Мы надеемся, что на нашем конкурсе непременно должно случиться качественное преображение музыканта.
 
Екатеринбург воспитан классической музыкой, спасибо нашей филармонии, которая последние десять лет вспахивает это поле… Какие у вас личные взаимоотношения с Екатеринбургом?
 
– Хорошие… Я заканчивал Уральский университет (смеется) и смотрю на него теперь из окошка отеля! Я давно здесь не был, лет 40… Старый город мне нравился больше. Он был уютнее, чище, выбоины, правда, на всех тротуарах точно такие. Но все равно, смотреть на Университет, на какие-то места уже освоенные всегда приятно. Город всегда оставлял у меня хорошее очень впечатление, такое надежное, интересное, очень много молодежи. Но мне кажется, что молодежь не стремится в Филармонию. 
 
 А это правда, что в нашей Консерватории им. Мусоргского сохранились записи фортепианной игры Веры Лотар-Шевченко?
– Это не только правда, это сенсация! В Москве это принято, как сенсация, потому что мы думали, что никаких записей уже нет нигде. В Новосибирске какие-то удивительные люди распорядились все записи Веры Лотар-Шевченко размагнитить и уничтожить. И мы все время думали, что осталась только пластиночка в журнале «Кругозор», сделанная 100 лет назад и больше ничего нет. И вдруг, это прямо чудо какое-то. Причем это один из ее первых концертов после лагеря. Это 1956 год! Страшно подумать, полвека назад.
 
Как вы будете сотрудничать с нашей Консерваторией?
– Самым теснейшим образом. И уже сотрудничаем. Во-первых, у нас там пройдет основной конкурс. Будет два тура, и пройдут они там. Нам очень нравится консерваторский оркестр и нам бы очень хотелось, работать с ним дальше. Сейчас им трудно, нужно освоить массу концертов, понятно, что симфонический коллектив не всегда это может делать быстро. Но нам бы очень хотелось, чтобы этот оркестр принимал участие в конкурсе. Ну и потом впервые, масса пианистов, четыре человека, заявлено из Консерватории им. Мусоргского. А так мы знаем только одного пианиста из города Свердловска – Константина Тюлькина. Он дипломант нашего конкурса, мы его любим, всегда приглашаем на все свои мероприятия, он очень способный человек.
 
Как попасть на ваш конкурс в качестве зрителя?
– Вход свободный. Я бы советовал приходить на прослушивания. Это всегда очень интересно. Прослушивания проходят с 9 утра, с перерывом на один час на обед. Это по сути состязания. Это такой же азарт, как на футболе или волейболе, но, правда, более благородный. Пусть приходят зрители и детей берут, только не маленьких. С маленькими детьми не нужно, поскольку они могут все испортить, у них свое представление о жизни. Лучше без них. В любой зал. Или в зал Маклецкого, в котором будут играть юные пианисты или в большой зал Консерватории, в котором будет проходить основной конкурс.
 
Источник – информационный портал Чашка Петри