День за днем. 7 апреля 1992 года
«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 7 апреля, вторник. – № 83 (23657). – 8 полос.
«Эта взрывоопасная новость была сообщена в Киеве вечером 6 апреля после многочасового заседания Президиума Верховного Совета Украины, предложившего президенту республики немедленно принять меры для стабилизации обстановки на флоте и в войсках.
Вот главные положения, содержащиеся в заявлении Президиума Верховного Совета Украины. В последнее время, отмечается в нем, политические и государственные деятели Российской Федерации, командование ВМФ Объединенных вооруженных сил СНГ пытаются обострить и тем самым дестабилизировать обстановку вокруг Черноморского флота. <…>
Что же предпринял президент Украины? Вот три главные позиции его Указа. Министерству обороны Украины подчиняются все войсковые формирования, дислоцированные на территории республики. В Указе определен следующий статус стратегических ядерных сил: на период их полного раскомплектования они «передаются в оперативное подчинение командующему стратегическими силами стран Содружества для соблюдения единого контроля над ядерным оружием, порядок осуществление которого регулируется специальным соглашением».
Форсирование военно-морских сил Украины будет осуществляться на базе сил Черноморского флота, дислоцированных на территории республики. <…>».
«Б. Ельцин считает невозможным отступление от реформ» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Это утверждение президента аплодисментами депутатов не сопровождалось»
«Выступая 7 апреля на VI Съезде народных депутатов России с докладом о ходе экономических реформ, Борис Ельцин заявил, что правительство намерено и впредь продолжать свой курс, несмотря на жесткую критику и противодействие консервативных сил. В более чем часовом докладе президент дал подробный анализ хода реформы. <…>
<…> Впервые в истории России правительство представляет собой команду молодых реформаторов. Главной задачей правительства было проведение решительных реформ в жестко ограниченные временные рамки. Резко ужесточилась бюджетная политика. Главная цель – не допустить гиперинфляции. <…>
Говоря о взаимодействии законодательной и исполнительной власти, Ельцин подчеркнул, что гарантом реформ должна стать исполнительная власть. Он назвал правильным предоставление V съездом дополнительных полномочий президенту. <…> Он также заявил, что России нужна действительно новая Конституция, которая бы гарантировала права человека, нормальное функционирование исполнительной, законодательной, судебной власти. При этом он не исключил возможность вынести проект Конституции на всенародное обсуждение. <…>».
«Об искусстве дирижировать съездом» – страница 1
«Начало VI Съезда народных депутатов России доказало, как значительно вырос Р. Хасбулатов в искусстве дирижирования депутатским корпусом. <…>
<…> Сегодня в умении укрощать депутатский корпус, направлять его страсти и переживания в удобное для себя русло Руслан Имранович вполне может поспорить и с бывшим спикером бывшего союзного парламента Анатолием Лукьяновым. <…> А какой маленький шедевр сотворил он из рутинной процедуры формирования повестки дня. С шуточками и прибауточками так построил голосование, что Б. Ельцин оказался на передней линии огня. <…>
Нельзя не оценить, как блестящий, и ход Р. Хасбулатова, когда он непринужденно и изящно продемонстрировал свой политический вес. Депутат П. Филиппов потребовал внести в повестку дня пункт о доверии председателю Верховного Совета. Обосновал: спикер превышает свои полномочия, налицо узурпация власти, грозящая перейти в личную диктатуру Руслана Имрановича. Хасбулатов никак не прореагировал на эти острые обвинения, но именно этот пункт – о доверии себе – он вынес первым на голосование… <…>».
«Министры четырех стран договорились прекратить огонь в Приднестровье к 15 часам 7 апреля» – страница 1, 5
«Встреча министров иностранных дел четырех государств была 6 апреля для Молдовы главным событием дня.
<…> Дискуссия дипломатов продолжалась весь день с перерывами на встречи с президентом М. Снегуром и делегацией Приднестровья. Позиция Румынии своей непримиримостью к сепаратистам ничем не отличалась от точки зрения министра Молдовы. В то время как А. Козырев повторил, по сути дела, прежнее предложение российских депутатов – обеспечить приднестровцам юридическое право на самоопределение в случае слияния Молдовы с Румынией. <…>
К ночи декларация четырех министров была все же принята. <…> Главнее сегодня – прекращение военных действий. <…> В понедельник министры подписали и протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией. <…>
Нельзя сказать, что переговоры в Кишиневе прошли легко. Серьезные возражения со стороны Украины и Молдовы, отмечает агентство Рейтер, вызвало предложение России использовать 14-ю армию в качестве буфера между враждующими сторонами. <…>».
«Руководитель администрации президента Ю. Петров уходит в отставку» – страница 1, 2
«6 апреля один из ближайших соратников Б. Ельцина, руководитель администрации президента Ю. Петров подал заявление об отставке. В нем он мотивировал свое решение такими словами: «...глубоко убежден, что развернувшаяся в последнее время кампания по огульному обвинению всех бывших номенклатурных кадров в противодействии демократическим реформам не соответствует действительному положению дел и ведет лишь к дестабилизации обстановки в обществе, а меня, в частности, лишает возможности выполнять свои обязанности в полной мере». <…>
<…> Он также особо подчеркнул в качестве важной причины своего решения об отставке перестановки в правительстве, упомянув при этом указ президента о создании президентского координационного совета. Этот орган получает широкие полномочия, должен иметь свею канцелярию для подготовки решений за подписью президента. Иными словами, как бы воссоздается Госсовет, но уже не в качестве консультативного органа, а с преобразованием властной структуры, которая, естественно, перекрывает сферу деятельности руководителя администрации и неизбежно низводит его значение к уровню руководителя ХОЗу. <…>».
«Плата за рынок» – страница 2
Подзаголовок – «Как смягчить социальные издержки реформ»
«Проблема социальной платы за рыночные реформы – одна из острейших для любого правительства. Не окажется ли эта плата настолько высокой, что общество окажется не в состоянии ее перенести? На эти и другие вопросы «Известий» отвечает вице-премьер Александр ШОХИН.
[Корр.]: <…> Противники, а иногда и сторонники рыночных свобод задаются вопросом: можно ли вообще построить рыночное общество в этой огромной и очень специфической стране, применимы ли здесь общепринятые рецепты?
[А. Шохин]: Что касается специфики России, то она, безусловно, есть, и ее необходимо учитывать, принимая те или иные решения. <…> Тем не менее очень многие страны решили свои экономические проблемы с помощью этих в значительной мере стандартных советов.
[Корр.]: Не надо быть экспертом, чтобы заключить, что пока тяжелее приходится гражданам, а не бюджету.
[А. Шохин]: По данным Госкомстата, индекс роста потребительских цен за январь-февраль составил 480 процентов. Ожидается, что в целом за квартал эта цифра вырастет до 660 процентов. Сопоставление ее с ростом доходов за это время даст цифру в интервале 53-59 процентов. <…>
[Корр.]: …не рухнет ли под грузом социальных проблем и бюджет? Насколько я знаю, удовлетворение январских требований шахтеров обошлось в 22 миллиарда... <…> Все это в результате может привести к гонке зарплата-цены.
[А. Шохин]: Историю с доплатами в угледобыче я считаю не самой удачной в деятельности нашего правительства, если не сказать более жестко. Хотя ошибка была порождена неосуществленными планами. Я имею в виду освобождение цен на энергоносители, которое привело бы все в норму и избавило бы бюджет от этой многомиллиардной ноши, так платили бы уже потребители, и расходы за зарплату здесь зависели бы уже не от казны, а от того, сколько выручали бы шахтеры за свой товар. <…>
[Корр.]: Как скажется международная помощь России, о которой недавно объявили президент США и МВФ?
[А. Шохин]: Хочу обратить внимание на тот факт, что первоначально мы рассчитывали не больше чем на 15 миллиардов долларов, но в процессе нарастания доверия к реформам и размеры ожидаемой помощи выросли еще на 9 миллиардов. Но это деньги не столько России как некоему государству, а деньги реформам. <…>».
«О большевистской прямоте и русских в ближнем зарубежье» / Отто Лацис – страница 2
«<…> Вопрос не в том, нуждаются ли в защите русские и русскоязычные люди в государствах ближнего к России зарубежья: совершенно очевидно, что в целом ряде государств такая защита остро необходима. <…>
Большевистская прямота в подходе России к решению проблем своих соседей может дать один результат: государства СНГ утвердятся во мнении, что русские на их земле – источник опасности, от которой надо освободиться как можно скорее. Поблагодарят ли нас за такую «помощь» русские за пределами России? С другой стороны, мы склонны вспоминать о защите прав русскоязычного населения только там и тогда, когда начинают стрелять. <…>».
«Чечня: оппозиция уходит в подполье» – страница 2
«Митинги, прошедшие в Наурском районе, вынудили подать в отставку районные власти, обвиненные в пособничестве путчистам, попытавшимся свергнуть правительство Чечни.
За несколько дней до этого в отставку «ушли» и руководители Надтеречного района. В Чечне, по сути, произошла мирная ликвидация последнего оплота оппозиции президента и парламента. <…>
В Грозном появилось движение «Возмездие народа», объявившее своей целью заслон разгулу преступности и бандитизму. Движение призывает обращаться к ним всем, у кого за последнее время убиты или пропали без вести родные и близкие. <…>».
«Восемьсот первая биржа не такая, как все?» – страница 2
«Как проект, не имеющий аналогов в отечественной и зарубежной практике, расценивают свое детище учредители новой биржи – Транснациональной (ТНБ). Они заявили во вторник на пресс-конференции, что им впервые удалось решить проблему валютной несовместимости России с остальным торгующим человечеством. <…>
Суть концепции в том, что в зарубежных странах (для начала – бывших социалистических) создаются автономные центры, принимающие на себя роль «соправителей» ТНБ и регулирующие движение товарных потоков на равных правах с российским отделением биржи. Расчеты ведутся одновременно в национальных валютах и СКВ. <…>
Предмет гордости учредителей ТНБ – ее членство с недавних пор в конгрессе бирж. Всего же в стране создано около 800 биржевых образований. <…>».
«Деньги КПСС: члены бывшего Политбюро вопросов следствия не понимают» – страница 3
«<…> [Сергей Аристов, руководитель следственной бригады]: Сбербанк и Внешторгбанк России открыли наконец специальные счета, куда по нашему распоряжению перечисляются замороженные ранее деньги из коммерческих банков. Решен вопрос и об оплате труда экспертов, заканчивающих финансовую ревизию партийной кассы. <…>
Что же касается главной задачи следствия – разделить государственные и партийные средства, то перспективы на ее решение, по словам С. Аристова, неясны. Хотя не все еще потеряно, считает он, надо продолжать следственную работу, искать методику и подходы. Большие надежды в следственной группе связывают с окончанием ревизии партийной кассы. <…>
Вот список тех, кто уже прошел через допрос: Виктор Гришин, Михаил Соломенцев, Виталий Воротников, Николай Слюньков, Григорий Романов, Лев Зайков, Виктор Никонов, Егор Лигачев, Юрий Маслюков, Вадим Медведев, Николай Рыжков. <…>
Вообще же допросы показали: те, кто постарше, адресуют следователей к уже покойным Суслову, Брежневу, Черненко, Андропову, а те, кто помоложе – к Горбачеву и Яковлеву. Ну а допросы тех бывших руководителей партии, кто сегодня еще чего-то значит, начались на этой неделе. Вот новый список: Чебриков, Тихонов, Крючков, Шеварднадзе, Яковлев, Горбачев. <…>
Строго говоря, в архивах не найдено пока ни одного документа о существовании зарубежных вкладов КПСС, государственных и партийных чиновников. Но в следственной группе уверены: деньги все таки есть. Оценки, правда, самые фантастические: от 55 до 180 миллиардов долларов. Для накопления такой суммы необходимо 15-20 лет, но отложена она была, видимо, за последние два-три года. До этого положение партии казалось незыблемым, и надобности в зарубежных счетах просто не возникало. <…>».
«Плюсы и минусы альтернативного проекта Конституции» / Владимир ЛАФИТСКИЙ, кандидат юридических наук, эксперт конституционной комиссии – страница 3
«Надо отдать должное С. Алексееву и А. Собчаку, которые нашли в себе смелость, не будучи конституционалистами, представить собственный проект. В нем, как утверждается, обобщен опыт мирового конституционализма, который на поверку отражает собственные рассуждения авторов о том, каким ему надлежало быть. <…>
Вызывает сомнение и техника юридического письма авторов альтернативного проекта. <…>
Преимуществом альтернативного проекта провозглашен его больший демократизм. Но так ли уж он демократичен? Внимательный анализ его несущих конструкций свидетельствует скорее об обратном. И дело не только в усеченности прав и свобод, но и в конституционном механизме их реализации. <…>
К явным просчетам альтернативного проекта следует отнести также отсутствие особого раздела, посвященного гражданскому обществу. <…>
Другая идея связана с попыткой поставить президента над государством и обществом, подменив прежнюю систему партийной власти всевластием одной харизматической личности. Президенту предоставлено неограниченное право издания указов и согласования деятельности всех ветвей власти. <…>».
«Номенклатурный реванш в Союзе писателей» – страница 3
«Похоже, что цепная реакция насилия над писателями, начатая Осташвили, приобретает все более угрожающие черты. Юридический спор Союзов писателей о правопреемственности, имуществе и власти представители союза, возглавляемого Юрием Бондаревым, предпочитают решать при помощи грубой физической силы. <…>
По утверждению очевидцев, в здании союза был учинен форменный погром, разбита даже вывеска у входа. Но самое страшное – глумление над живыми людьми. Их выволакивали из кабинетов, кричали: «Кто вы такие? Убирайтесь отсюда, пока целы!». <…>».
«Помощь России: спор о цифрах» – страница 5
«Широко разрекламированная международная помощь России в размере 24 миллиардов долларов полна символики, но ее содержание не совсем ясно, считают некоторые западные эксперты и официальные лица. <…>
США выразили уверенность, что индустриально развитый мир предоставит все обещанные деньги, хотя Вашингтон и отказался уточнить размеры взносов каждой страны в отдельности. Пакет состоит из шести миллиардов долларов на стабилизацию рубля и 18 миллиардов для покрытия расходов России по импорту. <…>».
«ЕС признало Боснию и Герцеговину, но это пока не привело к смягчению конфликта» – страница 5
«Европейское сообщество признало государственную независимость Боснии и Герцеговины и одновременно отменило экономические санкции против Сербии, введенные в конце прошлого года. <…>
Признание независимости республики, от которого ожидали смягчения конфликта, пока никак не отразилось на критической обстановке в Боснии и Герцеговине. Противостояние вооруженных сербов и федеральной армии, с одной стороны, вооруженных мусульман и хорватов – с другой, во многих районах продолжается. Столица республики Сараево и другие крупные города блокированы экстремистами. Фактически отрезана от внешнего мира и вся республика в целом. <…>».
«Россия потеряет два миллиарда, если Финляндия вместо МиГов купит «Миражи»» – страница 6
«Власти Финляндии поставили будущим поставщикам два непременных условия. Во-первых, всю партию истребителей финская сторона будет оплачивать встречными поставками своих товаров. Во-вторых, финны оговаривают себе право потребовать от экспортеров внести, если потребуется, соответствующие технические усовершенствования в боевые самолеты. <…>
Финские военные тщательно ознакомились с боевыми машинами. Побывали они и в нашей стране, осматривая МиГи. Но, если судить по местной печати, интерес министерства обороны Финляндии к России в последнее время стал явно ослабевать.
Знающие люди утверждают, что дело тут не столько в технических характеристиках самих МиГов, сколько в недостаточной активности российской стороны, которая и ответа на финские условия… толком до сих пор не дала. <…>».
«Земля обетованная» (Окончание. Начало в № 82) – страница 7
«В первой публикации шла речь о людях, которые, задавшись целью возродить Россию, оставили города и поселились в опустевших деревнях. <…>
Фактически колхозы–совхозы существовали раньше за счет госбюджета. А они вот уже несколько месяцев живут безо всякой зарплаты. Как выжить, свести концы с концами в обстановке ценового беспредела? Привлекательна акционерная форма с привлечением городских инвестиций. <…>
Что же происходит с аграрной реформой? Пять лет мы писали о фермерах и фермерстве, имея в виду оптимальный размер хозяйства, то есть 150-200 гектаров, 50-70 дойных коров, как на Западе. А нам в богатой землями и безлюдной рязанской деревне предлагают лучшим крестьянам 13-14 гектаров. Но это уже не фермерское, а мелкотоварное крестьянское хозяйство. Вчерашний день в производстве зерна, молока и мяса. Кто снова тянет нас в патриархальщину? Кому надо производительный характер реформы подменить уравнительным? <…>
Часть из них [хозяйств], наиболее сильные, как их ни преобразуй, все равно будет жить. Теперь это – акционерные общества. Слабые должны искать себе компаньонов или спонсоров, иначе пойдут с молотка. Иные должны определиться, какую избрать форму собственности: крестьянско-фермерскую или коллективно-долевую. <…>».
«Собрание академиков тоже пикетируют» – страница 7
«7 апреля открылось общее собрание Российской академии наук. Второе по счету, но первое – по важности обсуждающихся на нем вопросов: об основных принципах организации научно-исследовательского института РАН, о правовом режиме ее собственности. Будут выборы вице-президентов академии – по биологическим и по общественным наукам, членов президиума РАН. <…>
Стало традицией – академики и члены-корреспонденты собираются в Актовом зале МГУ. И – уже по новой традиции – их общее собрание пикетируют представители академической общественности. <…> А вот за что ратуют и против чего протестуют участники пикета?
Сопредседатель Клуба избирателей при АН, научный сотрудник Института химической физики РАН Л. Вахнина считает:
– Это вынужденная мера. Мы пошли на нее лишь после многочисленных попыток конструктивного диалога с президиумом РАН. <…> …решения конференции по реформированию академического сообщества итерируются. Единственное наше положение, вошедшее во временный устав РАН, – о гласности распределения финансирования – не выполняется. Вот почему мы и решили провести пикетирование общего собрания... <…>».
«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» – страница 8
Подзаголовок – «В Москве зарегистрирована Международная биржа искусств»
«Большой театр, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Московская государственная консерватория и Госконцерт, заплатив по 500 тысяч рублей, стали первыми ее акционерами. <…>
– Наша биржа намерена прежде всего создать эффективную рыночную структуру в мире культуры и искусства, — говорит Юрий Соломин [главный режиссер Академического Малого театра, глава совета Международной биржи искусств]. – <…> Наши акционеры, а это ведущие учреждения культуры страны, через свои брокерские конторы смогут предложить всем заинтересованным, например, гастрольные программы. <…>».
«Опять украли оружие, ртуть и кое-что еще» – страница 8
«24 автомата Калашникова, более сотни пистолетов Макарова и патроны к ним были похищены в отдельном батальоне авиационно-технического обеспечения полка ПВО, расположенном в Комсомольске-на-Амуре. <…>
Анализируя случаи хищения оружия, опасных материалов, можно увидеть закономерность; происходит это, как правило, там, где царят беспорядок и безответственность. <…>
Почти в то же время, когда оперативная группа полковника Яковлева искала в Комсомольске-на-Амуре оружие и преступников, его похитивших, другие оперативники изъяли неподалеку, в покосившемся сарайчике 150 (!) килограммов ртути. Как оказалось, доставили сюда этот опаснейший «товар» из Амурска – города-спутника Комсомольска. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 7 апреля, вторник. – № 80 (416). – Вып. 1. – 8 полос.
«В 10 часов утра в столице России открылся VI Съезд народных депутатов Российской Федерации.
VI Съезд народных депутатов утвердил следующую повестку дня:
О признании полномочий народных депутатов Российской Федерации, избранных после
пятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации.
О ходе экономической реформы в Российской Федерации.
О Конституции Российской Федерации.
О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей.
О политическом положении Российской Федерации в СНГ: состояние и перспективы развития.
О депутатах-министрах.
Об исполнении решений, принятых съездами народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации.
Избрание членов Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации.
Избрание судей Конституционного суда Российской Федерации.
Утверждение председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации».
[Рубрика]«На VI Съезде народных депутатов Российской Федерации»]: «Нужны согласие на совместную работу и компромисс» – страница 1
«<…> На Съезд прибыло свыше 900 депутатов. В работе форума принимает участие Президент России Борис Ельцин.
Со вступительным словом выступил Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов, признавший Съезд к гражданскому согласию. <…>
Председатель Верховного Совета призвал Съезд высказаться по целому блоку вопросов экономической, социальной, региональной, оборонной и внешней политики, по проблемам, касающимся Содружества независимых государств. <…>
На Съезд вынесены наиболее важные вопросы, включая обсуждение новой Конституции, хотя повестка дня его, возможно, несколько перегружена. <…>
Участники Съезда приняли несколько принципиальных решений. Прежде всего Съезд решил, что по вопросу о ходе экономической реформы в РФ с докладом должен выступить глава правительства – Президент Борис Ельцин, а не его первый вице-премьер Егор Гайдар, как это ожидалось ранее. <…>».
«Экспресс-интервью» – страница 1
«Руслан Хасбулатов. <…> Комментируя соотношение голосов в ходе принятия первых решений, Руслан Хасбулатов отметил, что он не хотел бы говорить о расколе депутатов на два лагеря. По его мнению, речь скорее идет о различии в акцентах, расставляемых депутатами. <…>
Павел Бородин.Наша якутская делегация с неплохим настроением приехала на VI Съезд народных депутатов. В преддверии его в республике была принята собственная конституция, которая подтвердила, что Якутия находится в составе России. Все вопросы взаимоотношений будут решаться на договорной основе. Считаю, что это единственный способ существования суверенного государства в федеративном. <…>
Дмитрий Волкогонов.<…> Считаю, что правительство устоит на этом Съезде. Но уже не раз говорил, о том, что в его составе должны быть не только младшие научные сотрудники или кандидаты наук, а прежде всего профессионалы, экономисты, промышленники».
«Пикетирования и митинги» – страница 1
«Открытие шестого Съезда народных депутатов РФ сопровождалось пикетированием у Троицких, Боровицких, Спасских ворот Кремля, у музея Ленина. Как сообщили в правовом департаменте мэрии, заявки на массовые выступления подали: Движение «Демократическая Россия», «Московские избиратели», народные депутаты города и России. В середине дня и после 17 часов они собрали своих сторонников на Советской площади, на Манеже и у Белого дома.
Вчера утром в центре Москвы состоялась демонстрация лезгин. <…>».
«Штормовое предупреждение» – страница 1
«<…> С целью определить свои позиции на открывающемся сегодня Съезде собирались и народные депутаты России от Санкт-Петербурга. По их мнению, проект, предложенный Конституционной комиссией, вполне может стать документом, который можно принять за основу.
В какой степени происшедшие события отражают мнение петербуржцев? По данным социологов, несмотря на то, что рейтинг Президента России падает, 80 процентов опрошенных не настаивают на отставке Ельцина. <…>».
«Осетинская страница российской истории» – страница 1
«<…> …в Северной Осетии с большим удовлетворением встретили подписание в Кремле Федеративного договора вообще и участие в этом историческом акте полномочной делегации Осетии в особенности.
Собственно, другого варианта и быть не могло. Осетия свыше двух веков назад добровольно вошла в состав России, крепко связала судьбу с русским и другими народами и не намерена разрывать эти узы».
«Встреча министров четырех стран началась» – страница 1
«Главы внешнеполитических ведомств четырех государств: Молдовы – Николае Цыу, России – Андрей Козырев, Румынии – Адриан Нэстасе и Украины – Анатолий Зленко приступили к обсуждению комплекса вопросов, связанных с мирным урегулированием кризиса в Приднестровье. <…> Встреча проходит за закрытыми дверями».
«Давайте вместе подумаем, как выходить из кризиса» – страница 2
Подзаголовок – «Независимые ученые-экономисты обращаются к народным депутатам»
«Итоги состояния экономики России к концу первого квартала 1992 года неопровержимо свидетельствуют о нарастании ее кризисного состояния. <…>
Все это приводит к резкому возрастанию социальной напряженности в обществе… <…>
В попытках реформировать отечественную экономику с помощью валютно-финансовых рычагов правительство России резко ухудшает условия хозяйствования, сознательно углубляет падение производства и уровня жизни. <…>
<…> Забвение приоритета производственной сферы неизбежно обрекает на провал все мероприятия, предусмотренные в Меморандуме об экономической политике российского правительства на 1992 год.
Обращаемся к Съезду народных депутатов с предложением незамедлительно созвать «круглый стол» с участием народных депутатов, правительства, различных политических партий и движений, ученых, промышленников и предпринимателей, банкиров для выработки согласованной программы выхода России из экономического кризиса, программы общенационального согласия.
Доктор экономических наук, профессор В. Адамов, кандидат экономических наук В. Балан, доктор экономических наук, профессор В. Маневич, доктор экономических наук, профессор В. Перламутров, [далее 6 подписей]<…>».
«И все-таки придется вернуть бесплатно» – страница 2
«<…> Какие же масштабы приватизации нам необходимы для создания фундамента рыночных отношений? Анализ ведущих экономистов еще в 1990 году показал – не менее 75%. А это значит, что примерно из 1500 миллиардов рублей стоимости производственного имущества должно быть приватизировано порядка 1100-1200 млрд. руб. Это составляет примерно 7,5 тыс. руб. на одного жителя России, или около 13 тыс. руб. на одного занятого в народном хозяйстве.
В то же время свободных денет на руках у населения порядка 90-100 млрд. руб. Их хватит на разовую, скажем, в течение года, приватизацию 7-10% государственной собственности… А как же и в какие сроки приватизировать остальные 65%? <…>
…российское законодательство о приватизации допускает и другую ее форму – бесплатную приватизацию всего имущества. Причем для осуществления такой, как, впрочем, и любой другой формы приватизации, достаточно лишь решения правительства. Ведь Закон о приватизации ничем не ограничивает его решений. <…>
…приведем еще раз более подробное и доработанное по полученным нами замечаниям изложение схемы бесплатно-кредитной приватизации. <…>
1. Все предприятия России делятся на две категории – приватизируемые (порядка 75% по стоимости имущества) и остающиеся пока в государственной собственности (казенные).
2. Все приватизируемые предприятия… проводят инвентаризацию имущества и оценивают… стоимость предприятия в соответствии с методическими указаниями, утвержденными на 1992 г. При этом оценка оборотных средств производится в отличие от указаний не по текущим, а по государственным ценам 1991 г. [далее излагаются остальные пункты схемы] <…>».
«Указы Президента Российской Федерации» – страница 2
«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»
«Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. В целях усиления борьбы с этим опасным явлением и на период до принятия Закона о государственной службе в Российской Федерации постановляю:
1. Руководителям органов власти и управления в Российской Федерации провести в течение 1992 года аттестацию всех государственных служащих… <…>
2. Запретить служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения… <…>
3. Установить для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. <…>».
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва. Кремль
4 апреля 1992 года
№ 361
«О представительствах и областей при Российской администраций краев Правительстве Федерации»
В целях обеспечения взаимодействия высших органов исполнительной власти Российской Федерации и администраций краса и областей постановляю:
Установить, что администрации краев и областей вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации учреждать представительства администраций при Правительстве Российской Федерации. <…>».
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
2 апреля 1992 года
№ 323.
«У нас один путь – вперед. Откат назад был бы катастрофой» / Константин МИКУЛЬСКИЙ, член-корреспондент Российской академии наук – страница 3
«Правительство совершенно справедливо упрекают в некомплексности реформ. Верно, либерализации цен должны сопутствовать приватизация и демонополизация. <…>
Когда мы сможем сказать, что реформа заработала на перспективу? Как ни странно, тогда, когда отчетливо проявятся негативные социальные последствия. Безработица – неприятная вещь. Но если нет высвобождения работников, значит, у предприятий нет стимулов к повышению эффективности. <…>
Как бы ни спешило правительство углубить и расширить реформы, ему придется смягчить политику, и. мне кажется, оно к этому готово. Люди должны хотя бы получать заработанные деньги, иначе они лишаются средств к существованию. <…>
Однако смягчение должно быть таким, чтобы вновь круглосуточно не начал работать печатный станок. Но отпустить его все-таки придется. Правительство просто вынуждено ослабить усилия а части сбалансирования бюджета. <…>
Итак, нам остается один путь: осторожное, корректируемое продвижение вперед. Откат назад был бы катастрофой».
«Могущество российское отныне будет прирастать Севером» – страница 3
«В этой убежден председатель Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера, министр Российской Федерации Владимир КУРАМИН, определяя концепцию своего ведомства. На эту должность он назначен Указом Президента России и приступил к исполнению обязанностей 3 марта этого года.
[Корр.]: Владимир Петрович, проблемы Севера, развития его коренных народов – одни из главных вопросов повестки VI Съезда народных депутатов... Почему мы заговорили, затревожились о нем?
[В. Курамин]: С распадом Советского Союза, когда южные республики стали суверенными, Россия практически превратилась в северное государство. Около 65 процентов ее территории практически относятся к северным. <…>
[Корр.]: Это безусловно радует, но было бы лучше подкрепить все законами. У нас же, как я помню, уже два года кочуют в стенах парламента проекты законов «О правовом статусе коренных народов Севера» и «О правовом статусе национального района...»
[В. Курамин]: Они уже практически подготовлены. Вот-вот должен быть подписан и Указ Президента «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера». Он позволяет коренным народам возрождать и традиционные виды хозяйствования и быть хозяином на этих землях, которыми они располагали, на которых и сейчас живут. <…>
[Корр.]: Но если на территории какой-либо родовой общины окажутся, скажем, богатые запасы нефти, а община не согласится бурить скважины?..
[В. Курамин]: Значит, «нет», приоритет за ней. Но, думаю, если это будет выгодно коренному населению, то оно согласится. Надо научиться решать проблемы за круглым столом на взаимной выгоде... <…>».
«Мы имеем не альтернативные варианты, а политическую интригу» – страница 3
«Так оценивает ситуацию вокруг принятия новой Конституции народный депутат России, член Конституционной комиссии, ученый-экономист Анатолий КОВЛЯГИН.
[Корр.]: Анатолий Федорович, с каким настроением вы встречаете обсуждение проекта Конституции?
[А. Ковлягин]: Откровенно говоря, не ожидал такого накала страстей вокруг официального проекта. Я участвовал в работе Конституционной комиссии с первых дней и знаю, какая огромная работа проделана. Достаточно сказать, что было подготовлено более 30 редакций проекта. <…> И вдруг буквально за неделю до форума такие альтернативные страсти.
Юридически сегодня только Конституционная комиссия имеет право выйти на Съезд со своим документом. <…>
[Корр.]: Много недоумений вызывает позиция Президента России в отношении официального проекта. Ведь он – председатель Конституционной комиссии.
[А. Ковлягин]: Мало того, под руководством Бориса Ельцина проходили заседании Комиссии. Мы постоянно информировали его о проделанной работе. Послали ему и последнюю редакцию документа. Думаю, он детально знаком с новым проектом. Как председатель Конституционной комиссии Борис Ельцин имеет полное юридическое право внести дополнительные коррективы. <…>».
«Соответствует международным тенденциям» – страница 3
«К такому выводу приходит, анализируя проект Конституции России, Борис СТРАШУН, доктор юридических наук, эксперт Конституционной комиссии.
Если обратиться к проекту Конституции, разработанному Конституционной комиссией, легко увидеть, что он соответствует современным международным конституционно-правовым тенденциям в демократических странах.
Проект социален. Права и свободы человека и гражданина, гарантируемые его нормами, охватывают весь современный комплекс, все «поколения» прав и свобод, в том числе социально-экономические и социально-культурные. <…>
Проект демократичен. Он отвечает самым высоким критериям демократии. В проекте предусматриваются эффективные государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина. <…>
Проект интернационален, отвечает самым высоким международным стандартам. При разработке проекта основательным образом реализованы международные обязательства нашей страны, относящиеся к сфере конституционного регулирования. <…>».
«Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»» – страница 4, 5
«Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. <…>
Статья 5. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу. <…>
Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (работ, услуг) указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, запрещается. <…>
Статья 6. Право потребителя на информацию
Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и дополнительной информации о его предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и режиме его работы. <…>
Статья 17. Последствия продажи товаров с недостатками
1. Потребитель, которому продан товар с недостатками… вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом… <…>
Статья 39. Полномочия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
1. В целях зашиты прав потребителей Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее – ГКАП России) и его территориальные органы: осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей… <…>
Статья 43. Права общественных организаций потребителей в Российской Федерации
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. <…>».
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов
России
7 февраля 1992 года
№ 2300-1
«А сахара оторвали по мешку» – страница 6
«Вспомните, сколько раз за всю зиму вам посчастливилось купить молоко, выстояв при этом многочасовую очередь? Дефицит поспешили объяснить резким уменьшением колхозных стад, приводя цифры забоя скота. <…>
Совхоз «Беляево» в Калужской области – типичный пример обреченного на развал и вымирание хозяйства. Стадо сократилось с 700 до 400 голов, и тех скоро нечем будет кормить. Нет денег на покупку кормов. <…>
Но с будущим пока не определились, поэтому на всякий случай потихоньку начали распродавать совхозное имущество – дома, машины. Конечно, не кому попало, а только своим человечкам. <…>
Новый сельский мэр восседает, как и прежде, под громадным портретом вождя мирового коммунизма. И вообще в сельсовете витает прочный дух добрых старых времен. Ничего здесь не изменилось – ни в составе руководителей, ни в методах работы. <…>».
«Все о «Паблик рилейшнз» – под таким девизом в МГИМО прошел международный семинар» – страница 7
«<…> В России пока пробиваются первые ростки такой информационной деятельности, за которой несомненное будущее. Молодая Российская ассоциация по связям с общественностью хотя и создана менее года назад, тем не менее успела объединить все возникающие в этой области организации. Запланированы регулярные семинары с участием ведущих специалистов в «паблик рилейшнз». Для знающих английский язык молодых бизнесменов подготовлены стажировки в ведущих зарубежных центрах».
«Наши: на год в Югославию» – страница 7
«Впервые за всю историю органов внутренних дел России (а также РСФСР и СССР) Организация Объединенных Наций предложила МВД РФ послать группу сотрудников милиции в Югославию для участия в работе миссии полицейских наблюдателей под эгидой ООН. Первая группа из 8 человек отправилась 6 апреля, 18 апреля – еще 6 человек. <…>
Задача наблюдателей состоит в наблюдении за действиями местной полиции. Сами они действуют только в интересах ООН и не обращаются за инструкциями к официальным лицам своего государства. Планируется, что они будут рассматривать жалобы, связанные с фактами дискриминации и нарушения прав человека. <…>
Как сообщил генерал-майор милиции Игорь Астапкин на пресс-конференции в МВД 2 апреля, Россия в данном случае выполняет свой международный долг как полноправный член ООН. <…>».
«Парашют над горящей тайгой» – страница 8
«Государственная авиадесантная служба занималась тушением лесных пожаров в трех областях – Свердловской, Челябинской и Курганской. В последнее же время леса, кажется, могут гореть спокойно. По словам старшего летчика-наблюдателя лесавиабазы Владимира Тарасевича, в этом году для нужд пожарной авиаохраны не выделили еще ни копейки. <…>
Сегодня уже закрыты отделения в Курганской и Челябинской областях. Радиограммой предупредили челябинцев и курганцев, чтобы подыскивали себе работу.
<…> Должностной оклад парашютиста-пожарного сегодня всего 640 рублей. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 7 апреля, вторник. – № 80 (416). – Вып. 2. – 8 полос.
«Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О повестке дня шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации» – страница 1
«Съезд народных депутатов Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Включить в повестку дня шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации следующие вопросы:
1. О признании полномочий народных депутатов Российской Федерации, избранных после пятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации.
2. О ходе экономической реформы в Российской Федерации.
О состоянии агропромышленного комплекса, ходе выполнения решений второго (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации по данному вопросу.
О социальных гарантиях для работников бюджетных организаций.
3. О Конституции Российской Федерации.
4. О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей.
5. О политическом положении Российской Федерации в СНГ: состояние и перспективы развития.
6. Избрание членов Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации.
7. Избрание судей Конституционного суда Российской Федерации.
8. Утверждение председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
9. О народных депутатах Российской Федерации, входящих в состав Правительства Российской Федерации.
10. Разное».
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Кремль
6 апреля 1992 года
«Позиции определились?» – страница 1
«<…> На утреннем заседании во время дебатов по повестке дня лидер кадетов и один из координаторов фракции «Российский союз» Михаил Астафьев твердо обозначил: создан оппозиционный проводимым реформам и Президенту блок, в который вошли фракции «Российский союз», «Россия», «Отчизна», «Промышленный союз», «Коммунисты России» и «Аграрный союз». <…>
Сейчас в парламенте обозначились два блока фракций – оппозиционный, о котором говорил Астафьев, и тот, что поддерживает реформы Президента Ельцина и правительство, хотя и выступают некоторые из представителей этого объединенного блока за отдельные перестановки в Кабинете министров. В этот блок вошли фракции демократической ориентации – «Демократическая Россия», «Свободная Россия», объединенная фракция республиканцев, социал-демократов и левого центра, фракция беспартийных депутатов, фракция радикальных демократов. <…>
Сергей Юшенков: «Пока я доволен ходом Съезда. Ничего неожиданного. Главное, что при обсуждении повестки дня все-таки вопрос о доверии правительству, на котором так настаивали наши оппоненты, не был принят. <…>
Виктор Шейнис: «Первое заседание прошло приблизительно так, как я и ожидал. Я думаю, что на Съезде нет сложившегося большинства. К сожалению, нет демократического большинства, и к счастью (мои оценки, конечно, субъективны), нет большинства правоцентристского. Поэтому все остается в подвешенном состоянии. <…>».
«На рейтинге президента сказывается низкий рейтинг правительства» – страница 1
«К такому выводу можно прийти на основе анализа результатов телефонного опроса москвичей, проведенного социологической службой «РГ» 25-27 марта, накануне VI Съезда народных депутатов Российской Федерации. <…>
Данные различных опросов общественного мнения показывают, что рейтинг Президента в последнее время заметно снизился. Складывается впечатление, что это произошло прежде всего за счет наименее обеспеченных слоев населения, которые больше всего пострадали от либерализации цен. Люди стали отождествлять Президента с политикой Правительства, это подтверждают результаты нашего опроса. <…>
Несколько неожиданными для социологов оказались данные, свидетельствующие о высокой актуальности вопроса о принятии Конституции Российской Федерации. Лишь около 18 процентов опрошенных считают, что принятие Конституции сейчас не самый важный вопрос, а главное – решение экономических проблем, установление порядка в стране. <…>».
«А было ли единство» – страница 1
«В перерыве первого дня работы Съезда представители вновь организованного парламентского блока «Российское единство», в который вошли фракция «Коммунисты России», «Россия», «Отчизна», «Аграрный союз», выступили на пресс-конференции. <…>
Не было у собравшихся и единого взгляда на конституционный процесс. <…> Депутат… Юрий Слободкин, потенциал которого был задействован в работе над проектом новой Конституции (он член Конституционной комиссии), назвал этот проект внеисторическим, уничтожающим Советы, прикрывающим беловежских «заговорщиков», ориентирующимся на рыночную экономику и попирающим социалистические завоевания трудящихся. <…>
На вопросы же «РГ» – «Есть ли у вас альтернативный путь радикальных экономических реформ, готовы ли вы возложить на себя тяжелую ношу управления народным хозяйством?» – депутаты четкого ответа не дали. <…>».