День за днем. 7 февраля 1991 года
«Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР» – 1991. – 7 февраля, четверг. - № 33. – 8 полос.
Подзаголовок – «Выступление М.С. Горбачева по телевидению»
«К сегодняшнему дню высшие органы власти многих республик уже приняли свои решения о подготовке и проведении референдума. Остальные должны определиться в ближайшее время. К сожалению, в Литве и Эстонии встали на путь игнорирования решений Съезда народных депутатов СССР и предпринимают попытки подменить референдум опросом населения. Совершенно ясно, что такие опросы юридически несостоятельны. Об этом сказано в Указе Президента СССР. Но возникает законный вопрос: почему же руководство этих республик, выступающее под знаменами свободы и демократии, постоянно ссылающееся на мнение народа, пытается под надуманными предлогами уйти от референдума, выяснения подлинной воли народа по кардинальному вопросу жизни страны. <…>
Можно с полным основанием сказать, что в стране сложилась уникальная цивилизация, являющаяся итогом многовековых совместных усилий всех наших народов. И это очень важно для понимания того, с чем мы имеем сейчас дело. <…>
А ведь в ряде республик предпринимаются попытки поставить проживающих там представителей некоренных национальностей в положение граждан второго сорта, изгоев, в конечном счете подтолкнуть их к выезду. Вдумайтесь, товарищи, в такой факт: в мирное время у нас появились беженцы. <…>
Обновленное союзное государство, федерация суверенных республик – это гарантированная безопасность, огромный рынок, мощная наука и культура. <…>».
«Потребовали созвать сессию» – страница 1
«Созыва чрезвычайной сессии Ленсовета потребовали коллективы одиннадцати крупнейших ленинградских предприятий, выпускающих товары народного потребления.
В своем обращении к депутатам Ленсовета производственники с тревогой отмечают, что экономика одного из самых богатых в мире государств находится в состоянии развала. Никакими благими намерениями нельзя оправдать потерю политической стабильности, кровь невинных людей, материальное обнищание и моральную деградацию общества. <…>
Уже сегодня, в условиях реального неконтролируемого роста цен, тысячи людей находятся на грани голода и нищеты. Еще более мрачным выглядит завтрашний день, когда из-за полного развала сложившихся хозяйственных связей могут остановиться десятки ленинградских заводов и фабрик, и сотни тысяч трудящихся, члены их семей останутся без средств к существованию. <…>».
«На съезде журналистов СССР» – страница 1
«Деятельность средств массовой информации в новых условиях стала одной из ведущих тем на VII съезде Союза журналистов СССР 6 февраля. Общим было мнение о том, что новый союз на конфедеративной основе должен быть создан как можно скорее. Только он сможет обеспечить социальную и юридическую защищенность журналистского корпуса, обеспечит им материальную и моральную поддержку. <…>
Именно об ответственности, а не об отмене Закона о печати, не о приостановлении его шла речь на последней сессии Верховного Совета СССР. Председатель Верховного Совета СССР проинформировал, что Президиуму Верховного Совета и Комитету по вопросам гласности, прав и обращений граждан даны поручения проработать вопросы повышения объективности в средствах массовой информации, ответственности журналистов при осуществлении Закона о печати. <…>».
«Помощь США советским республикам» – страница 1
«Пресс-секретарь Белого дома Фицуотер заявил на брифинге: «Президент США принял решение помочь в осуществлении поставок медицинских препаратов остро нуждающимся в них Литве, Латвии и Эстонии в ответ на их просьбы и для того, чтобы продемонстрировать озабоченность США ситуацией в Прибалтике. Поставки начнутся на следующее неделе. Медикаменты будут поставлены также на Украину в целях оказания помощи пострадавшим от чернобыльской катастрофы. <…>
Фицуотер подчеркнул, что, хотя помощь предоставляется непосредственно республикам Прибалтики, Соединенные Штаты «не стремятся к тому, чтобы это было расценено иск политический шаг». <…>».
«Объединить силы в борьбе с преступностью» – страница 2
Подзаголовок – «Таковы задачи Комитета по координации деятельности правоохранительных органов»
«Указом Президента СССР М.С. Горбачева был образован Комитет по координации деятельности правоохранительных органов. К его председателю Ю. Голику обратился наш корреспондент с просьбой рассказать о целях и задачах нового комитета при Президенте. <…>
С созданием института президентства в нашей стране окончательно определилось место такого рода комитета в структуре исполнительной власти. Это позволит, на мой взгляд, реально координировать усилия правоохранительных органов в борьбе с социальным злом. <…>
Комитет намечает общие направления борьбы с преступностью, а на местах каждый работает по своему плану. При этом комитет вмешивается в оперативно-процессуальную работу правоохранительных органов, лишь осуществляя текущий контроль за исполнением принятых совместных решений. <…>
Корреспондент Г. Шипитько: Кто будет осуществлять контроль за правовой деятельностью комитета?
Ю. Голик: Здесь вопроса я не вижу. Такая функция остается за прокуратурой, и мы не собираемся выпадать из-под ее контроля. <…>
Корреспондент Г. Шипитько: В средствах массовой информации сегодня много обсуждается Указ Президента о совместном патрулировании. <…> Как бы вы прокомментировали этот Указ? <…>
Ю. Голик: Такое патрулирование проводилось в нашей стране и прежде и не вызывало таких столь бурных страстей. Надо понять, речь идет о защите личности. А это и есть одна из главных забот государства. <…>».
«О чем же спросить народ?» – страница 2
«7 февраля в самом начале пленарного заседания сессии Верховного Совета РСФСР один из депутатов сообщил, что в адрес российского парламента поступают многочисленные письма с просьбой к Б.Н. Ельцину выступить по Центральному телевидению, чтобы рассказать о работе Верховного Совета.
Б. Ельцин ответил, что он обращался к председателю Гостелерадио СССР с заявлением, в котором просил предоставить ему час времени для такого выступления по первой программе в прямой записи и в удобное для зрителей время. В ответ ему сообщили, что дадут не час, а полчаса не по первой, а по второй программе и не в прямой передаче, а в записи. Б. Ельцин расценил этот ответ как оскорбительный не только для Председателя Верховного Совета РСФСР, но и всего российского парламента. <…>
Не было такого единодушия при обсуждении формулировок вопросов, которые предполагается вынести на референдум в РСФСР. <…>».
«Повышены цены на туркменский газ» – страница 2
«На днях Госкомцен СССР рассмотрел вопрос об улучшении сбалансированности республиканского бюджета Туркмении за счет повышения цены на добываемый в регионе природный газ. Принято решение увеличить оптовую цену до 34 рублей за каждую тысячу кубометров сырья. <…>».
«Пенсионный фонд начинает с долгов» – страница 2
Подзаголовок – «Поскольку предприятия не торопятся перечислять страховые взносы»
«Шесть республик пока воздержались от подписания соответствующих соглашений, к негативным последствиям ведет разгорающаяся «война» пенсионных законов.
Возможны ли пути преодоления наметившегося кризиса? Об этом беседует наш корреспондент и председатель правления Пенсионного фонда СССР О. Тарасов.
Процесс формирования рабочих органов фонда в республиках крайне затянулся, а с 1 января необходимо было обеспечить бесперебойное финансирование пенсионных выплат и пособий. Вот почему решили временно возложить их функции на органы социального обеспечения на территориях, где службы фонда еще не созданы. <…>
На сегодняшний день в Пенсионный фонд вошли девять республик. Не участвуют в нем Российская Федерация, Грузия, Молдова, Латвия, Литва и Эстония. <…>
До сих пор финансирование расходов на выплату пенсий и пособий в значительной степени производилось через государственный бюджет, отныне - через Пенсионный фонд. <…>
Пенсионный фонд – организация новая, возникшая, что называется, на пустом месте, а потому никаких переходящих средств у нас нет. И неизбежно возникла острейшая проблема – финансирование выплат на первом этапе, когда взносы еще не поступили в необходимом количестве. <…>
Правительством было принято решение о предоставлении Пенсионному фонду кредита в размере до десяти миллиардов рублей. <…>».
«Кризис управления» – страница 3
Подзаголовок – «Как он созрел и как его преодолеть»
«В условиях политической нестабильности и неустойчивости центральной власти последовательное и жесткое включение всех рыночных регуляторов, как показывает опыт, обеспечить никак не удается. И здесь не должно быть иллюзий, что единая программа, типа «500 дней» могла бы снять политические разногласия и межнациональные конфликты.
В условиях переходного периода и углубляющегося кризиса очевидно, что исполнительная власть должна опираться и на административные рычаги, и одновременно создавать и расширять сферу действия рыночных регуляторов… <…>
Одной из главных разрушительных сил стала некомпетентность. Она выразилась не столько в стремлении сохранять старые командные структуры, сколько в ускоренном проведении и неподготовленности экономической и политической реформ. <…>
А что же было создано взамен того, что было так поспешно разрушено? Рынка и его структур еще нет. <…>
Совершенно ясно, что в хозяйственной жизни не удастся навести элементарный порядок до тех пор, пока не будет найдена эффективная компенсация демонтированной партийно-административной системе управления. <…>
Вопрос управления ходом реформы – это вопрос не просто управленческий, это вопрос политики государства и Президента. <…>
Нарождающийся рынок требует квалифицированных, грамотных, инициативных специалистов, особенно экономистов, финансистов, банкиров, руководителей и предлагает им зарплату и социальные льготы на несколько порядков выше того, что они получают в государственном секторе. Все это грозит существованию тех институтов государства, без которых ни одно цивилизованное общество не может нормально жить и развиваться. <…>».
«Баррикады» – страница 4
Подзаголовок – «Кто и зачем возводит их на улицах Риги, в латвийской парламенте и в умах людей»
«Силы, противостоящие законным парламенту и правительству республики, объединились во Вселатвийский комитет общественного спасения. <…>
Не рискну оценивать работу комитета в жанре листовок, плакатов, карикатур, которыми оклеен центр Риги. Уличная словесность, сколь бы меткой она ни была, не должна подменять собой юридической квалификации событий и фактов. Статья 67 Уголовного кодекса Латвийской ССР трактует деятельность организаций, подобных Комитету общественного спасения, как «заговор с цепью захвата власти». Поскольку во главе комитета стоит первый секретарь ЦК КПЛ А. Рубикс, то народ так и понял: Компартия Латвии – организатор государственного переворота в республике. <…>
ЦК КПЛ, несмотря на очевидную незаконность своих действий, не собирается уходить с идейных баррикад, воздвигаемых призывами к политической стачке, роспуску парламента и правительства, отмене многих законодательных и подзаконных актов Верховного Совета Латвии. В ответ поднимаются баррикады из бетонных плит, груженых самосвалов, колючей проволоки. <…>
И вот – пресс-конференция А. Рубикса. <…>
Руководитель Компартии Латвии сообщил также, что комитет спасения занят формированием кабинета правительства. Значит, параллельные структуры власти все-таки создаются. <…>
Раскол и противостояние в Верховном Совете Латвии подвели законодательную власть республики к той последней черте, за которой –парламентский кризис.<…>
В латвийском парламенте нет мира до сих пор. <…>
Между тем все глубже раскол и в исполнительных органах власти. <…>
В республике противоборствуют две прокуратуры.
Опасно непредсказуем ОМОН. <…>
Баррикады пролегают и между республикой и центром. Они не только не разрушены, но после событий в Прибалтике стали еще основательнее. <…>
«Президент СССР постоянно колеблется. Он желал бы реализовать перестройку демократическим средствами, путем диалога, а не конфронтации, но, с другой стороны, он сомневается, способны ли мы на это». Так Председатель Верховного Совета Латвии А. Горбунов понял поведение М. Горбачева во время их встречи. <…>».
«Дж. Буш об экономике и отношениях с СССР» – страница 6
«Американский президент признал, что события в Прибалтике «очень затрудняют» диалог между двумя великими державами. <…>
Американский президент вновь подчеркнул важность хороших советско-американских отношений не только для народов двух стран, но и для всей системы международных отношений, для создания нового мирового порядка, основанного на возрождении миссии ООН по поддержанию мира во всем мире. <…>
В этой связи глава вашингтонской администрации выразил свою «полную поддержку политической концепции перестройки, гласности и открытости, которой придерживается Президент Горбачев». <…>».
«Российская газета» / Учредитель: Верховный Совет РСФСР – 1991. –7 февраля, четверг. – № 25. – 4 полосы.
«Депутаты Нижегородского горсовета поставили «двойку» аппарату исполкома за неудовлетворительную работу по основным направлениям жизнедеятельности города. <…>».
«Забота о милиции – забота о будущем» – страница 1
Подзаголовок – «Расширенное заседание коллегии МВД РСФСР»
«Вопросы усиления борьбы с преступностью, участия органов порядка в обеспечении демократических прав и свобод граждан были рассмотрены на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РСФСР, состоявшемся 6 февраля. <…>
Главное состоит в том, чтобы выйти на принципиально новую модель органов внутренних дел республики. Прошлая система правоохранительных органов была задумана для обслуживания нужд административно-бюрократической системы. С этих позиций она во многом продолжает действовать и сейчас. В этом причина многих бед и проблем нашей милиции, слабая правовая защищенность самих работников МВД. В правовом государстве, к которому мы стремимся, основной задачей органов внутренних дел должна стать защита гражданских прав человека, его жизни, имущества, независимо от должности.
Главное сейчас – повышение профессионализма. <…>
В прежнее время, возможно, и была оправданна система комплектования МВД через партийные и комсомольские органы. Однако сейчас это необходимо пересмотреть и перейти к подготовке настоящих профессиональных кадров через систему вузов и других учебных заведений МВД.
Подробно остановился Б.Н. Ельцин на проблеме совместного патрулирования. Нельзя ныне делать его правилом, а тем более распространять на всю страну. <…>
Значительная часть выступления была посвящена необходимости четкого разграничения функций между Союзом и республиками, в том числе и при защите общественной безопасности в свете деклараций о суверенитете, принятых республиканскими парламентами. Верховный Совет и правительство России подготовили документы, в которых это разграничение зафиксировано достаточно четко. К сожалению, в связи со сменой руководства МВД СССР и другими обстоятельствами последнего времени возникли непредвиденные задержки. <…>».
«ВПК: из врагов - в союзники» – страница 2
Подзаголовок – «Дешевле платить пособия по безработице, чем пугать «оборонку» конверсией»
«Так что же такое военно-промышленный комплекс? – этот вопрос я задал доктору философских наук, члену Высшего консультативно-координационного Совета при Верховном Совете РСФСР А. Ракитову. <…>
А. Р.: Милитаризованная экономика основана на очень отсталой идее. На каком-то направлении создается ударный «кулак», сюда стягиваются люди, ресурсы, а другие направления оголяются. Штыки делаются миллионами, а на кухонные ножи просто не остается нормальной стали. Задачи решаются навалом, силовыми методами, любой ценой. <…>
Корр.: Правительству страны предложено внести на сессию ВС СССР закон о конверсии. Можно не сомневаться, что он составлен под диктовку ВПК. По оценкам экспертов, «новая», так и не обнародованная программа конверсии предусматривает не столько перепрофилирование оборонных отраслей, сколько дополнительные вложения в них, причем на развитие гражданского производства направляется небольшая часть. <…>
А. Р.: Я думаю, ВПК уже не нужен и самому себе. Страна до предела перенасыщена оружием, едва сошедшие с конвейера танки подлежат уничтожению, экспорт боевой техники неизбежно сократится. <…>
Корр.: Но демократы столкнутся с той же тяжелейшей задачей демилитаризации экономики. В России, например, по некоторым данным, доля оборонных отраслей в объеме промышленной продукции составляет половину. <…>
Демократы, последовательно подвергая ВПК остракизму, совершают непростительную ошибку. Какой смысл отталкивать людей? Зачем, говоря о конверсии, пугать работников оборонных заводов резким падением жизненного уровня? Надо сделать так, чтобы он не упал, и тем завербовать людей в союзники.
Грубо, но точно говоря, демократы должны военно-промышленный комплекс перекупить. <…>
Зарубежные эксперты полагают, что самый эффективный способ демилитаризации – просто закрыть заводы, которые нельзя конверсировать из-за особой специфичности их продукции. Дешевле платить пособия по безработице. Но в наших условиях я бы поступил, допустим, так: заводы бы остановил, но не закрывал, людей не увольнял, платил зарплату, лишь бы не работали на армию, а готовились к переходу на мирную продукцию. <…>».
«Дорогая цена реформы цен» – страница 2
«Вместо вожделенного финансового оздоровления правительство получит ведущую вниз инфляционную спираль. <…>
Доходная часть «баланса» реформы цен ясна и проста. В расходной царят хаос и путаница. Изобретаемые механизмы компенсации друг с другом не стыкуются, сложны в организации и по сути дискриминационны. <…>
Компенсирована населению будет лишь часть общего повышения цен и тарифов – иначе вся операция теряет смысл. Какая именно часть - зависит от уровня роста цен и способа организации реформы, что в свою очередь связано с целями, которые преследует ценовая реформа.
Официально их две. Первая – уменьшение дефицита той части союзного, республиканского или областного бюджета, что расходуется на дотации и льготы производителям широкого набора товаров и услуг, и тем самым противодействие инфляции. Вторая – насыщение рынка при установившейся цене спроса-предложения, и с этой минуты – включение обычных рыночных механизмов прибыли, окупаемости, ценового регулирования и прочего. <…>
Эта программа выглядит убедительно, но обладает одним значительным изъяном: в таком виде она неприменима к нашей экономике. Ее реализация не вызовет ничего, кроме раскручивания инфляции и падения производства. <…>
К несчастью, в СССР, где подавляющая часть промышленного потенциала принадлежит государству, конечным плательщиком заработной платы выступает тот же бюджет. Чем выше будут потери граждан от повышения цен, тем сильнее будет и забастовочное давление на работодателя, то есть государство. И расходная часть бюджета снова начнет расползаться вширь, пока соотношение между нею и доходной частью не достигнет более или менее прежнего значения.
<…>
Главное значение имеет – кому принадлежат предприятия и могут ли они разоряться.
<…>
Абсолютное большинство хозяйственных единиц остается в собственности государства. В полном объеме сохраняется «мягкая» финансовая политика государства, всегда готового прийти на выручку прогорающему заводу. <…>
В такой обстановке эффект от введения свободных цен предугадать легко. Дороговизна, захлебнувшийся в ней спрос – все это будет. У предприятий увеличится доход при падении накладных расходов, следствием чего будет не разорение, а рост рентабельности. Прилавки, заполненные дорогой и низкокачественной продукцией отечественных предприятий, – вот что ожидает нас при точном следовании призыву освободить цены. <…>
Реформа цен должна быть отсрочена до той поры, пока частный сектор не охватит минимум половину экономики. <…>
Параллельно нужно ускорить введение конвертируемого рубля хотя бы так, как это сделано в Польше. <…> Конвертируемый рубль позволит при помощи импорта создать хоть частичную конкуренцию там, где по разным причинам не приходится скоро рассчитывать на конкуренцию отечественных производителей. <…>».
«Обманут, еще как обманут» – страница 2
Подзаголовок – «Собрались в поход на конституцию»
«В последние дни редакция получает из разных концов России листовки, выдержанные в боевом духе первых большевиков. Все они, независимо от географической «прописки», схожи, как близнецы. И родители у «детишек» очень знакомые: еще в ходе внеочередного Съезда народных депутатов России наша газета рассказывала, как рассылали со Старой площади инструктивные телеграммы, призывающие немедленно высылать в адрес «партии Полозкова» отклики от имени трудящихся, в которых ставились бы под сомнение все решения законной власти. <…>».
«Прибалтка: взгляд из Европы» – страница 3
«Выступая в Женеве на сессии Комиссии ООН по правам человека, министр иностранных дел Швеции Андерссон выразил «глубокую тревогу» в связи с последними событиями в Прибалтике. <…>
Министр иностранных дел Финляндии Паасио, выступая в городе Оулу, подчеркнул, что сдержанность в вопросе о положении в прибалтийских республиках была бы для Финляндии проявлением мудрости и практичности. <…>
В Брюсселе завершилась сессия Совета Европейских сообществ на уровне министров иностранных дел. Выступая на пресс-конференции, председательствовавший на ней министр иностранных дел Люксембурга Поос, в частности, сказал: рассмотрев вопрос о положении в прибалтийских республиках СССР, мы с удовлетворением констатируем, что развитие напряженности в этом регионе приостановлено. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1991. – 7 февраля. - № 17. – 8 полос.
Подзаголовок – «Поможет ли он предотвратить создание параллельного центра?»
«Особым постановлением Верховный Совет СССР определил возможную датyначала гражданской войны в стране. Это 17 марта, aпостановление называется «Об организации и мерях по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик».
Еще в момент принятия постановления ни у кого не было сомнений, что как минимум четыре республики откажутся проводить на своей территории референдум. <…>
Точно тан же с самого начала было совершенно ясно, что союзные власти попытаются провести в этих республиках референдум любой ценой. <…>
Первая часть дебатов о референдуме в ВС РСФСР заставляет предположить, что крупнейшая республика не окажется в числе присоединившихся к его бойкоту. <…>
Он (И. Силаев) утверждает, что программа («500» дней) «с определенными уточнениями может быть реализована в России по основным направлениям в ближайшие 2 года». <…>
И. Силаев: «В условиях нарастающего сдвига вправо становится проблематичной реальность нашего экономического суверенитета, однако, как мне кажется, шансы выстоять еще есть, и их надо использовать». <…>
4 февраля состоялась рабочая встреча делегаций России, Украины, Белоруссии и Казахстана, занятых подготовкой межреспубликанских соглашений. Совещание прошло в обстановке строжайшей конфиденциальности. <…>
Чрезвычайно скупое коммюнике, переданное по каналам ТАСС, подтверждает подобные размышления. Как следует из его текста, переговоры открывают республикам «возможность их добровольного объединения в соответствии с общепризнанными нормами международного права». На мой взгляд, даже в этой крайне осторожной формулировке проявляется отношение авторов к «президентскому» проекту Союзного договора: он, очевидно, не может служить базой для такого объединения, почему и потребовались ОСОБЫЕ консультации, подготовка ОТДЕЛЬНЫХ документов. <…>».
«Прибалтика перед референдумом» – страница 1
Подзаголовок – «Противостояние продолжается»
«Противостояние признающих только собственные законы балтийских республик и руководства СССР, настаивающего на соблюдении законов общесоюзных, продолжается. Балтийские парламенты намерены игнорировать назначенный на 17 марта референдум о сохранении СССР как федеративного государства и готовят контрмеры.
На 9 февраля в Литве назначен опрос населения, с тем чтобы выяснить, желают ли граждане, чтобы Литовская Республика была независимым, демократическим государством. В Эстонии аналогичный референдум должен состояться 3 марта. А в Латвии вопрос о целесообразности проведения республиканского референдума парламент пока не рассматривал. <…>
Не приходится сомневаться, что большинство литовцев выскажется за независимость. Коммунисты и значительная часть нелитовцев, вероятно, будут бойкотировать опрос. <…>
Еще не рассмотрел вопроса о возможности проведения республиканского референдума, латвийский парламент категорически отверг в своем постановлении, принятом 31 января, возможность проведения на территории Латвии каких-либо референдумов, основанных на законах СССР.
<…>
Безрезультатными оказались и усилия эстонских федералистов. <…>
Право голоса в референдуме (о независимости Эстонии) будут иметь все жители Эстонии старше 18 лет, кроме военнослужащих. Положительным итог референдума будет считаться, если «за» выскажется больше воловины принявших участие в голосовании. <…>».
«Действия рижского ОМОНа во время январского кризиса: боевой приказ и политические мотивы» – страница 1, 3
«Интервью корреспондента НГ Татьяны Сафаровой с начальником штаба ОМОН в Риге Владимиром Лакшетом. <…>
В.Л.: Здесь интересная предыстория. Немного раньше мы взяли под охрану Дом печати и прокуратуру.
НГ: По чьей просьбе?
В.Л.: Прокуратуру – по просьбе прокуратуры Латвийской ССР, а Дом печати – по приказу нашего командира генерала Житникова.
А 16 января Дом печати был обстрелян, а потом мы задержали микроавтобус и доставили задержанных в прокуратуру Латвийской ССР. <…>
Через некоторое время мы получили сообщение от сотрудников ОМОНа о том, что были обстреляны военкомат и прокуратура. <…>
НГ: Был ли приказ на то, чтобы ваши люди проникли в здание МВД?
В.Л.: Не было такого приказа. <…> Огонь был со стороны подразделения, которое вообще не должно стрелять. <…> Это случилось потому, что из здания МВД стреляли в наших людей, без всякого предупреждения. Они поняли, что в здании находятся преступники. Они проникли туда, чтобы их обезвредить. <…>
Будем отстаивать Советскую власть в Латвии. Будем руководствоваться только Конституцией СССР и Конституцией Латвийской ССР, указами президента и присягой солдата-милиционера. <…>
НГ: Как вы будете защищать Конституцию СССР, по чьему приказу?
В.Л.: Президента СССР, непосредственно через наше начальство.
Интервью корреспондента НГ с первым заместителем министра МВД Латвии генерал-майором Зеноном Индриковым. <…>
З.И.: Это не случайная акция, все спланировано. Я год назад помогал здесь министру в плане обороны здания МВД, этим же омоновцам показывал, они здесь все осматривали. То есть они прекрасно знали уязвимые места в здании. <…>
НГ: И все-таки, это заранее спланированная акция?
3.И.: Конечно, запланированная.
НГ: Не кажется ли вам, что это была демонстрация силы, как в Литве?
3.И.: Это, естественно, демонстрация силы, безусловно. <…>
НГ: Располагаете ли вы сведениями, что, покинув здание МВД, омоновцы направились в ЦК компартии Латвии? На пресс-конференции секретарь ЦК Альфред Рубикс заявил, что он про это ничего не знает.
3.И.: Плохо, что он не знает, что около его здания есть еще другое здание, там пост есть наш, милицейский, оттуда доложили. У нас еще вызвало беспокойство, почему они (ОМОН) там так долго находились.
НГ: Было ли похищено из здания МВД оружие?
3.И.: Да. <…>
НГ: Как, по-вашему, если завтра кто-нибудь из ответственных руководителей ЦК КП Латвии прикажет ОМОНу применить оружие в какой-нибудь иной ситуации, будет ли являться, на ваш взгляд, для них этот приказ - приказом?
3.И.: Я думаю, будет. <…>».
«Заявление начальника отдела безопасности Ельцина» – страница 1
«Начальник отдела безопасности Председателя Верховного Совета РСФСР Александр Коржаков выступил с заявлением, в котором, в частности, отметил: «В настоящее время в соответствующие органы КГБ СССР поступило указание об активном сборе материалов, компрометирующих Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина. <…>».
«Кузбасс на Центр не надеется» – страница 1
«Исполком Кемеровского облсовета принял решение «заморозить» в Кузбассе цены на основные продукты питания, сохранив их на уровне 1 января 1991 г. <…>».
«Реакция Вильнюса на указ президента» – страница 1
«Реакция Литвы на президентский указ последовала незамедлительно. В тот же вечер В. Ландсбергис сделал заявление, в котором говорится, что этот указ следует старой традиции Советского Союза лишать людей права выражать свое мнение на свободном опросе.
5 февраля на конференции Демократической партии труда (бывшая КПЛ) ее председатель А. Бразаускас сказал, что опрос жителей Литовской Республики юридически оправдан, и президент не вправе чинить этому препятствия. <…>».
«Демократы и демократия»/ Андрей Новиков, политолог – страница 2
Подзаголовок – «Я рад поражению демократов»
«Демократия по-прежнему сияет перед нами как звезда пленительного счастья. Сделав гигантский скачок к лучшему будущему, мы в очередной раз возвратились в исходную точку. <…>
Демократия как стремление обеспечить интересы всех и либерализм как свобода каждого представляют, в сущности, противоположные тенденции, объединить которые и призвана представительная демократия.Органическое сочетание обеих этихтенденций возможно лишь в том обществе, в котором развито либеральное сознание.
Для нашего общества, где тоталитарные структуры государственности причудливо соединились с общинными коллективистскими формами народной жизни, сочетание демократии и свободы (либерализма) особенно проблематично. <…>
В России, таким образом, демократическое движение получило ярко выраженную популистскую направленность (феномен Ельцина), а в других республиках его почвой стал национализм. <…>
Сама жизнь поставила под сомнение сначала идею парламентской республики (и соответствующий ей лозунг «Вся власть – Советам!»), а затем и связанные с этой идеей «республиканские» варианты переходного периода. <…>
Сохранение единого экономического пространства оказалось неотделимым от сохранения государственной целостности Союза – несмотря на то, что политика Горбачева, направленная на сохранение Союза, воспринималась как «диктат Центра» и «попытки сохранить империю». <…>
Кризис демократии – той нелиберальной, популистской и националистической демократии, которая единственная могла возникнуть в недрах тоталитарного общества, – не нуждается в оплакивании. <…>».
«Большие гости лилипутских партий» – страница 2
Подзаголовок – «Советские коммунисты в Финляндии»
«Недавно образованная Коммунистическая партия Финляндии (объединенная) принимает высоких гостей - первых секретарей Ленинграда и Москвы.<…>
Партийный секретарь по международным делам Рауно Мерисаари рассматривает укрепление связи с советскими товарищами и последние события в балтийских странах как звенья одной цепи. <…>».
«Что с нами происходит?» – страница 2
«С народным депутатом СССР Аркадием Мурашовым беседует журналист Александр Путко. <…>
А.М.: Я думаю, страна находится на переломе. А нецивилизованные формы развития событий, которые сейчас мы видим, объясняются тем, что наше общество долгие десятилетия жило в условиях тоталитарной системы. Системы, которая не может существовать без постоянной борьбы с врагами – внешними и внутренними. <…>
Коммунизм как идеология давно умер. И административно-командная система обречена. <…>
При военной диктатуре в действие вступают иные аргументы. Судя по последним событиям, мы к ней, похоже, катимся. Хочется, однако, надеяться, что еще есть силы, способные остановить этот гибельный процесс. Я имею в виду движение «Демократическая Россия»». <…>
В российском демократическом движении есть своя специфика. Прежде всего в нем не было до сих пор единой конструктивной связующей идеи. <…> Но сейчас ситуация меняется. Резкий крен Горбачева вправо буквально толкает демократов к сплочению. <…>
Но есть еще одна сила, способная повлиять на ход событий. Я имею в виду военизированную диктатуру, в лучшем случае – пиночетовский вариант. Не дай бог, чтобы диктатура пришла, но если это произойдет, первым, с кем она расправится, будет сам Горбачев. <…>
Горбачева народ не избирал. И в этом корни его непопулярности. <…>
Эпоха Горбачева кончилась, из двигателя перестройки он превратился в ее тормоз. <…>».
«КГБ подслушивает ВС РСФСР?» – страница 3
«5 февраля «Комсомольская правда» информировала читателей о том, что в здании Дома Советов РСФСР прямо над кабинетом Бориса Ельцина в комнатах 420 и 420а обнаружена аппаратура прослушивания, установленная КГБ. <…>».
«Заявление представителей землячеств» – страница 3
«Представители московских национальных общин (землячеств) Литвы, Украины, Молдовы, Азербайджана, Белоруссии, Кыргызстана, Армении, России, Грузии, Латвии и Эстонии приняли совместное «Обращение к Председателям Верховных Советов и Президентам союзных республики, в котором, в частности, говорится:
«Союзное руководство продолжает творить беззакония, приводящие к кровопролитию. В связи с этим мы призываем:
– создать при Совете Федерации комиссию из представителей всех союзных республик с привлечением международных экспертов для рассмотрения событий в Прибалтике. <…>
– отменить действие приказа двух союзных министерств о совместном патрулировании. <…>
– принять постановление о закреплении права граждан проходить воинскую службу на территории своей республики;
– отменить проведение в республиках референдума 17 марта;
– подписать двусторонние соглашение о взаимном признании суверенитетов республик». <…>».
«Как будем жить в общем европейском доме?» – страница 4
Подзаголовок – «Восстанавливая доверие – начинать с себя»
«В ноябре прошлого года в Париже Президент СССР поставил спою подпись под крупнейшим документом современности – парижской Хартией для новой Европы. В нем народы Европы обязались «оказывать друг другу поддержку с цепью сделать демократические завоевания необратимыми». <…>
Столкновение мнений по вопросу о том, принимать или не принимать экспертные советы и критику из-за рубежа по отношению к действиям всех сторон, включая союзное руководство, в прибалтийской ситуации, может оказаться чем-то большим, чем рядовой спор о тактике выхода из внутри и внешнеполитических затруднений. <…>
Решать свои дела наша страна будет сама, и только сама; но быть открытыми к доброму совету наших партнеров необходимо. Иначе – опять самоизоляция. <…>
Под углом зрения общепринятых в цивилизованном мире понятий следует присмотреться и к вновь реанимированной практике «обращений за помощью» к вооруженным силам в случае внутренних осложнений. Остается фактом, что на выручку незаконным правительствам, а самозваным претендентам на власть были посланы те, кто по Конституции СССР обязан только защищать родину от агрессии извне и в этом присягал ей. <…>
Достичь согласия и сотрудничества, в пользу которых президент высказался в своем заявлении по Прибалтике 22 января, можно только политическими методами. Сила же способна вызвать лишь обратную реакцию, ужесточить обстановку в стране. И одновременно резко ослабить наши международные позиции. Вновь загнать нас в состояние конфронтации со всеми демократическими государствами. <…>».
«Советская наука. Какие деньги нам платят и какую музыку заказывают» – страница 5
«В последнее время особенную и тревожащую важность приобретает и без того острая проблема финансирования научных исследований или, точнее, отсутствия этого финансирования. <…>
Если миграция наших ученых, о которой все чаще с беспокойством говорят в прессе, оставит в рядах нашей молодой науки бреши, то мы, в отличие от остального мира, не сможем их прикрыть телами зарубежных добровольцев, готовых работать в наших лабораториях. <…>
Самофинансирование и хозрасчет в фундаментальной науке как-то не привились; грантовая система финансирования теоретических исследований тоже как то не идет; нормального сопряжения в работе прикладников и фундаменталистов все не налаживается; кто и как будет давать деньги на накопление знаний, без которого нечего и думать о создании в нашей обновленной стране передовых технологий и производств, неясно, что порождает среди ученых разброд, шатания и отчетливое стремление продолжать свою любимую и нужную не только одной стране, но и всем людям работу в тех местах, где нормальные условия для такой работы гарантированы. <…>».
«Кооперативный ларь против государственной комиссионки» – страница 6
Подзаголовок – «Коммерческих магазинов становится больше»
«Корреспондент «НГ» свидетельствует: почти каждый крупный универмаг обзавелся своей «комиссионкой».
– Между нами и кооперативами идет нормальная конкуренция, – сказал директор Московского предприятия комиссионной и коммерческой торговли Александр Ботин. <…>
Через сеть коммерческой торговли произошло перетекание дешевых товаров с «черного рынка» на прилавки магазинов. <…>».
«Три ошибки революционера Горбачева» / В.Ф. Щемельков, рабочий ПАТП ГПЗ-1 – страница 8
«Народам мира есть за что хвалить и уважать, а нам есть за что ругать и критиковать Горбачева. <…>
Не знаю, чувствует ли Горбачев личную ответственность за негативные процессы перестройки, но тот факт, что опять в одних руках оказалась вся партийно-государственная власть, говорит о том, что Горбачев не из тех революционеров–демократов, кто готов ради мира и покоя нашей многострадальной страны пожертвовать должностью генсека.
Вторая ошибка революционера Горбачева заключается в том, что он позволил избрать себя Президентом СССР на уровне парламента страны. С этим фактом Горбачев должен считаться и чувствовать за собой моральную вину перед своим народом, что стал президентом без согласия своего народа. <…>
Третья ошибка, уже президента Горбачева, состоит в том, что, став президентом, Горбачев заявил о необходимости сочетания двух постов – генсека и президента, сославшись при этом на опыт зарубежных стран. <…>
Первое, что хотелось бы пожелать президенту и вице-президенту СССР, – это приостановить членство в КПСС на время исполнения государственных обязанностей, а по окончании вновь восстановиться. <…>
Второе пожелание президенту Горбачеву – это не мешать выходу союзных республик из состава СССР и признать их суверенитет. Пусть в СССР останутся примерно четыре республики (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), а может, больше, но эти четыре республики имеют 85 процентов экономического потенциала. <…>
И третье пожелание Горбачеву М.С. Достигнув высоты, надо подумать и о том, как на землю опуститься орлом, чтобы не было слышно вдогонку: хороший был мужик Горбачев, но не орел. <…>».