Музыка - это самое свободное искусство
Четвертый конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко завершился 8 июля в Екатеринбурге. Учредитель конкурса - Фонд первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Первая премия - у Давида Хуанга из Норвегии, второе место - У Марии Харсель (сейчас она учится в Санкт-Петербурге), третья премия досталась новосибирцу Дмитрию Карпову.
Награды музыканты принимали из рук супруги первого Президента – Наины Иосифовны Ельциной. Она впервые присутствовала на концертах конкурса, несмотря на то, что является большим поклонником классической музыки и уделяет ее развитию огромное внимание.
А несколькими днями раньше, 29 июня, жюри подвело итоги юношеского конкурса. Первая премия у Тимофея Казанцева (Новосибирск), второе место разделили Елизавета Караулова, Владимир Золотцев, Руслан Тихонов, третье - Алексей Чуфаровский и Полина Кузнецова (все из Москвы). Дипломанты конкурса - Василиса Богородская (Москва) и музыканты из Екатеринбурга Дмитрий Ковалев, Анна Семерикова и Валерия Третьякова.
В конкурсе, который проходил в Екатеринбурге с 25 июня по 8 июля, приняли участие 37 студентов и аспирантов из консерваторий России, Белоруссии, Украины, Дании, Швеции и Норвегии.
Жюри, в которое вошли профессор Краковской Академии музыки Эльжбета Стефаньска-Лукач (Польша), профессор Академии музыки Бергена Иржи Глинка (Норвегия) и преподаватель ЦМШ при Московской государственной консерватории имени Чайковского Кира Шишкина. Возглавил ареопаг Тамаш Вашари – прославленный венгерский пианист и дирижер, кавалер ордена «За заслуги в науках и искусстве».
Вашари долго сопротивлялся участию в жюри каких-либо конкурсов. Но сопротивление все-таки было сломлено, и за последние четыре года он принял участие в десяти конкурсах. А о нынешнем, памяти Лотар-Шевченко, узнал от дирижера Евгения Бушкова, с которым познакомился на гастролях в Индии, в Мумбае.
Польской гостье Эльжбете Стефаньской-Лукач было особенно интересно, каким образом славяне, порой через французских педагогов, постигают музыку Шопена. Оказалось, что ее мама, пианистка Галина Черны, как и Лотар-Шевченко, училась у Альфреда Корто, великого шопениста.
Преподаватель музыкальной школы при Московской консерватории Кира Шашкина судит конкурс уже в третий раз. Она отметила, что особыми комфортными условиями, нечастыми на подобных мероприятиях, конкурс памяти Лотар-Шевченко обязан своему идейному вдохновителю Юрию Данилину и учредителю - Фонду Бориса Ельцина. Еще в первые конкурсные дни Кира Александровна поделилась впечатлениями от игры участников:
– Я могу сказать и по сегодняшнему дню, и по вчерашнему (юношеский конкурс), что ребята очень сильные. Программа основного конкурса – очень трудная. В мире совсем мало таких конкурсов, где такой большой первый тур, огромный второй тур – это две сольные большие программы – и в финале два концерта. Это очень сложно. И тут ребята, чувствуется, что готовились всерьез, молодцы. Самое главное, что они все разные, не на одно лицо. Потому что бывают конкурсы, где играют все приблизительно одинаково, с такой целью, чтобы всем угодить. Бывает такой средний арифметический уровень. А тут ребята яркие и все разные – это очень хорошо.
Директор конкурса отметил, что программа конкурса выбрана специально сложная. Особенно два фортепианных концерта в третьем туре – это огромная нагрузка (аналогичные требования есть разве что на конкурсе Чайковского). Программа первого и второго туров основного конкурса тоже непроста - это программа взрослых концертирующих музыкантов, она включает разнообразные произведения, от барокко, классики и до музыки XX века.
Среди множества существующих сегодня соревнований музыкантов конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко – один из немногих, посвященных женщине. И не просто женщине, а совершенно особенному музыканту. Ведь вернувшись в музыку после долгих лет сталинских лагерей, она совершила огромный человеческий и музыкантский подвиг.
Много лет считалось, что ни одной записи с музыкой Лотар-Шевченко не осталось, ведь в советское время пластинок с ее концертами не издавали. Но совсем недавно сотрудники Уральской государственной консерватории нашли в своих архивах гибкую пластинку с уникальной записью, сделанной на Урале через несколько лет после ее освобождения. Редчайшую пластинку с записью концерта Шопена перезаписали на диск и вручили участникам конкурса.
Остался еще один архивный фрагмент – кусочек интервью Веры Августовны. В нем она отвечает своим критикам, которые укоряли ее за дерзкое переосмысление музыки:
«Я не говорю, что так лучше. Просто у меня так получается. Мысли идут дальше, чем инструмент, рояля не хватает. Музыка - это самое свободное искусство. Сегодня получается так, завтра будет по-другому».