Ле Корбюзье снова в Москве
Творчеству выдающегося архитектора посвящена грандиозная выставка и ряд лекций и обсуждений. В их числе - дискуссия из цикла «Мутирующая реальность», организатором которой выступил Президентский центр Ельцина.
Ле Корбюзье вернулся в Москву. Творчеству выдающегося архитектора посвящена грандиозная выставка и ряд лекций и обсуждений. В их числе - дискуссия из цикла «Мутирующая реальность», организованная 6 октября Президентским центром Ельцина, Посольством Франции, Отделом книги и французским институтом в Москве, Франко-Российским исследовательским центром и Полит.ру.
В этот день исполнилось 125 лет со дня рождения одного из самых знаменитых и влиятельных мировых архитекторов — Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль-Эдуар Жаннере-Гри). Роль Ле Корбюзье в формировании философии архитектуры обсуждали практикующие архитекторы, историки архитектуры и специалисты по территориальному развитию, урбанисты. Беседа шла не только об истории искусства, но и о формах социальности, которым соответствуют подходы мастера, о стандартизации и глобальном типовом проектировании, о влиянии идей Ле Корбюзье на теорию и практику советской архитектуры, а также на нашу городскую современность.
Особым гостем дискуссии «Человек в мире Ле Корбюзье» в московском клубе «ZaVtra» стал Паскаль Мори – французский архитектор и историк архитектуры, который вместе со своим учителем, крупнейшим специалистом по урбанистике, профессором Нью-Йоркского университета Жаном-Луи Коэном создал выставку «Ле Корбюзье. Тайны творчества», открытую в ГМИИ имени Пушкина. Специально для нее студенты архитектурного института Барселоны построили несколько макетов, особые разделы посвятив крупнейшим проектам мастера. Кроме того, на выставке – гобелены, книги, фотографии, представляющие Корбюзье во многих ипостасях: архитектора, живописца, графика, философа.
Однако, по словам историка, искусствоведа, архитектурного критика Григория Ревзина, «Зачем нам выставка Ле Корбюзье, если мы живем на выставке Ле Корбюзье?».
Действительно, жители многих российских (а по сути, советских), европейских и американских городов выросли среди зданий в узнаваемом стиле. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы и блоки, приподнятые над землёй, свободно под ними стоящие колонны, плоские крыши-террасы (так называемые «сады на крыше»), «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады, шероховатые неотделанные поверхности. Сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.
- Долгое время мы, студенты и действующие архитекторы, не могли себе представить здания с какой-то другой крышей, кроме плоской. Она была просто эталоном для городского строительства в советские годы, несмотря на то, что совершенно не подходила к нашему климату, - вспоминает Елена Овсянникова – профессор кафедры истории советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ, председатель московского отделения DoCoMoMo (международной организации по охране архитектурного наследия ХХ века).
Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву — в 1928, 1929 годах и в начале тридцатых. Участвовал в международном конкурсе на проект здания Дворца Советов в Москве. Встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном. Восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно –достижениями советского архитектурного авангарда — братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Корбюзье был очарован СССР.
- К счастью, он не обзавелся русской женой и не остался в Союзе. Это его и спасло, в отличие от многих коллег из Германии, - говорит участник дискуссии Николай Васильев, кандидат искусствоведения, координатор московской секции DoCoMoMo, имея ввиду «баухаусовцев». Выходцы из знаменитой Высшей школы строительства и члены одноименного художественного объединения Bauhaus (нем. – «дом строительства») в тридцатые годы построили два десятка советских городов, а впоследствии не избежали репрессий.
Даже те, кто не разделяет восторгов по поводу Корбюзье, признают, что он открыл архитекторам глаза на свободные формы и «задал тон» на целый век. На Международной выставке 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был выстроен павильон «Эспри Нуво». Он включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину – экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей «марсельской жилой единицы», положенной в основу первых многоквартирных домов-общежитий.
- В 1943 году во Франции было проведено социологическое исследование, выяснившее, как и где хотели бы жить французы. Оказалось, что идеальный вариант – это высотный дом на природе. Ле Корбюзье принял это как руководство к действию и разработал проект «Cité radieuse» в Марселе - дома в виде вертикальной деревни на островке зелени. Здание в Марселе, названное им самим «машиной для жилья», было первым в своем роде. Затем та же модель будет использована в других городах, - объясняет Паскаль Мори.
Будучи трудоголиком, архитектор не понимал, для чего нужны просторные жилища с большими столовыми и кухнями. К слову, последние годы Корбюзье провел в… сарае. Le Cabanon (с французского - сарай) – так называется крошечная резиденция на Средиземном море, служившая долгое время местом отдыха и работы мастера.
Как раз социальная наполненность его предложений, а также универсальность подхода и объясняет популярность творчества Ле Корбюзье в мире. Правда, в Москве завершен лишь один проект Корбюзье – здание Наркомлегпрома, он же Дом Центросоюза на Мясницкой улице, построенный в 1928-1936 годах под руководством архитектора Николая Колли.