Eще одна ступенька к вечности
В четверг 11 октября в Москве, в доме-музее выдающегося пианиста-педагога Александра Гольденвейзера журналистам столичных СМИ и музыкальной общественности столицы Юрий Данилин представил книгу «Умри или Будь!», посвященную памяти легендарной пианистки ХХ века Веры Августовны Лотар-Шевченко.
Вера Лотар-Шевченко – женщина удивительной судьбы, трагической и значительной. Родилась в Турине (Италия), в семье преподавателей Сорбонны. Фортепьянному искусству училась в Париже у знаменитого дирижера Альфреда Корто. Ее ждало блестящее исполнительское будущее. Дебютировала Вера в 12-летнем возрасте с оркестром под руководством Артуро Тосканини. Объехала полмира и получила признание музыкантов Европы и Америки. Затем был счастливый брак по любви с Владимиром Шевченко. Муж – сотрудник советского торгового представительства. В 1937 году семья с детьми (мальчик и девочка от первого брака мужа) вынуждена была перебраться в СССР. Дальше – как у многих в те годы: репрессии, ГУЛАГ.
Мужа не стало в первые дни войны: сгинул в лагерях, физически и морально раздавленный обстоятельствами. Вере Лотар-Шевченко выпало тринадцать лет заключения. Уже после лагерей, в хрущевскую «оттепель», удалось найти одного из детей – старшего Дениса, младшая дочь умерла в блокадном Ленинграде.
Ей предлагали вернуться во Францию, она отказалась. Несмотря на страшные, несправедливые удары судьбы, музыке она не изменила. Музыка ее спасла, или она спаслась музыкой, но главное, наверное, характер. В лагерях, где о музыкальных инструментах нельзя было и помыслить, Вера Августовна, чтобы не забыть ноты и любимые произведения, «играла» на размеченных под клавиши нарах. Освоила баян и аккордеон.
Исключительная по драматизму судьба выпала Вере Лотар-Шевченко, она – человек редкого мужества и таланта редкого. Невероятно, но она смогла вернуться к роялю: была тапёром в театре Нижнего Тагила, солировала в симфонических концертах Свердловского оркестра. В последние годы жизни вновь добилась возможности концертировать в Ленинграде и Москве. Сейчас ее имя живет в названии Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, проходящем раз в два года. Минувшим летом он состоялся уже в четвертый раз. Конкурс молодых исполнителей поддерживает Фонд первого Президента России Бориса Ельцина.
В книге Юрий Данилин, его можно назвать главным основателем Международного конкурса памяти Лотар-Шевченко, собрал воспоминания людей, лично знавших Веру Августовну.
«Чтобы помнили» и не только. В последнее время, говорит Юрий Валерьевич, появилось «много досужих мыслей» и «ерунды», связанной с именем Лотар-Шевченко. Все это наносное, идущее от злых языков и часто просто от неграмотности и зависти, надо было развеять, вернуть правду на ее законное место. Кто справится с такой задачей лучше, чем те люди, которые были знакомы с выдающейся пианисткой.
Сам Данилин познакомился с Верой Августовной еще в то далекое время, когда был корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирске. А первым, что интересно, о ней написал в «Комсомолке» еще не легендарный Симон Соловейчик.
Для презентации книги музей-квартира А. Гольденвейзера была выбрана, конечно, не случайно. Вся атмосфера дома пропитана музыкой, благородной стариной и даже таинственностью. Рождение музыки, и ее исполнение – тайна, разгадать которую под силу только большому таланту. Вера Лотар-Шевченко обладала им в полной мере. Каждое исполнение произведений великих композиторов (Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси) было окрашено, одухотворено ее индивидуальностью. Коллегам далеко не всегда это нравилось, а вот публика и музыковеды не могли остаться равнодушными.
Презентация книги воспоминаний о Вере Августовне не могла, конечно, проходить без музыки, живой музыки великих композиторов, которых она любила и превосходно исполняла. Дмитрий Аблогин (дважды победитель - и юношеского, и взрослого - конкурса пианистов памяти Лотар-Шевченко) играл Баха и Шопена. И еще случилось чудо.
Прежде считалось, что записей игры Веры Августовны не сохранилось. Но одна уцелела. Это запись ее концерта в 1956 году в Большом зале Уральской консерватории имени Мусоргского. Тогда недавно освободившаяся из лагеря пианистка исполнила 24 этюда Фредерика Шопена. Кто-то из бывших на том концерте вспомнил, что вроде бы видел стоявший на сцене магнитофон. И нашлась запись, и нашлись светлые люди, которые восстановили запись до нужного качества. И при поддержке Фонда первого Президента России Бориса Ельцина вышел диск.
Теперь можно самому услышать игру великой пианистки и согласиться со всеми самыми превосходными оценками ее таланта.