Центр Ельцина в Екатеринбурге: жюри выбрало лучшую концепцию
Завершился один из этапов конкурса на разработку концепции Президентского Центра и его музея на базе площадей Ельцин Центра в Екатеринбурге.
Свои разработки рамочных концепций на суд компетентного жюри представили три крупнейшие мировые и одна российская компания, блестяще зарекомендовавшие себя в сфере музейного строительства и проектирования.
Консалтинговая компания bogner.cc (Австрия) организует процесс музейного планирования, строительства, перестройки и реэкспозиции, а также занимается внедрением новых экспозиционных проектов, проводя их «с нуля» и «под ключ». Среди уже реализованных - Венский музей истории искусств, Музей современного искусства в Варшаве, а также Новый музей современного искусства в Нью-Йорке, Художественная галерея в Мангейме (Германия) и другие.
Старейшее и самое крупное в мире агентство музейного проектирования Ralph Appelbaum Associates (штаб-квартира находится в Нью-Йорке, отделения в Лондоне и Пекине). В агентстве работают специалисты различного профиля – от архитекторов и дизайнеров до редакторов и менеджеров. Это позволяет самостоятельно реализовывать музейные проекты любых масштабов и направлений. Всего агентством создано более 125 музеев по всему миру. В том числе Национальный музей Первой мировой войны (Канзас-сити), Лондонский музей транспорта, спроектирована экспозиция Мемориального музея Холокоста в США. Кроме того, дизайнеры RAA работали над президентской библиотекой Клинтона.
Компания Lord Cultural Resources - на сегодняшний день одна из самых известных в мире компаний, занимающихся музейным проектированием, программированием и планированием, а также разработкой проектов интеграции исторического и художественного наследия в городскую среду. Имеет отделения в Торонто, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Мадриде, Пекине и столице Бахрейна Манаме, осуществила более 1800 проектов в 45 странах. Например, музей Гуггенхайма в Бильбао, Канадский музей по правам человека в Виннипеге, Национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне.
Есть среди финалистов и отечественная компания. Лаборатория музейного проектирования – структурное подразделение Российского института культурологии Министерства культуры РФ, разрабатывает теоретические модели перспективных типов музейных учреждений и новых видов музейной деятельности, региональные программы развития музейного дела, организационно-экономические программы развития музеев, научные концепции музейных учреждений и музейных комплексов. В активе Лаборатории – десятки реализованных музейных проектов в разных регионах России: концепция и сценарий постоянной экспозиции Государственного музея Маяковского, экспозиции «Дома Булгакова», «Музея Маяковского на Таганке», сценарий экспозиции Музея и общественного центра им. А. Сахарова, система экспозиций Музейного центра «Наследие Чукотки» и другие.
В мае эти компании-претенденты побывали в Екатеринбурге, познакомились с достопримечательностями города, с биографией первого Президента России и его ролью в истории страны, увидели памятник Борису Николаевичу, открытый в феврале этого года. Важным пунктом программы стал осмотр самого объекта. Здание в самом центре Екатеринбурга, некогда известное горожанам как Демидов-центр, вскоре превратится в современную общественно-политическую и культурную площадку.
Жюри конкурса возглавляет знаковая фигура современного искусства, немецкий искусствовед Экхард Шнайдер, сегодня занимающий пост генерального директора PinchukArtCentre. В состав жюри также вошли: директор военного музея Черчилля, офицер Ордена Британской Империи Фил Рид; бывший глава администрации Президента Ельцина Александр Волошин; директор Департамента культуры и образования Правительства Российской Федерации, член Правления Президентского центра Ельцина Денис Молчанов; министр культуры Свердловской области Алексей Бадаев; главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, директор Фонда Ельцина Татьяна Юмашева.
По каждому из проектов к заседанию жюри было подготовлено заключение экспертного совета, в который вошли: кандидат исторических наук, директор Института культурной политики, председатель Попечительского совета Европейского музейного форума Михаил Гнедовский; пресс-секретарь Бориса Ельцина в 1998-2000 годах Дмитрий Якушкин; руководитель архитектурного бюро «BERNASKONI» Борис Бернаскони; начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин; президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон; заместитель генерального директора Фонда развития Политехнического музея Наталья Сергиевская; галерист (ThePaceGallery), руководитель выставочного отдела Центра Современной Культуры «Гараж» в 2008-2011 годах Елена Евстафьева; директор Агентства «Творческие Индустрии» Елена Зеленцова.
В работе жюри также приняли участие исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов; советник Президента РФ в 2000-2011 годах, руководитель службы протокола первого Президента России Б. Ельцина, заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Владимир Шевченко; заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Вадим Науменко; директор Уральского центра Ельцина Анатолий Кириллов.
Жюри оценивали представленные финалистами материалы по пяти ключевым критериям. В концепции должны быть четко отражены цели и задачи будущего Центра, определены целевые аудитории, высказаны предложения по организации доработки концепции и стратегии развития Центра. Не последнее место в этом списке занял пункт «Пространственное решение», а именно – функциональное зонирование пространства.
У каждого из претендентов были свои «изюминки». Презентацию отечественной Лаборатории музейного проектирования отличала, если так можно сказать, душевность с нотками ностальгии по переломным годам, с которыми связывают имя Бориса Ельцина. Это особая интонация, понятная каждому взрослому россиянину, пережившему вместе со всей страной развал Союза и строительство нового государства.
Lord Cultural Resources представила проект, несомненным плюсом которого эксперты назвали высокую технологичность: четкая функциональная структура, объединяющая множество зон в единое пространство. Особое внимание компания уделила образовательным программам и сделала акцент на вовлечении в работу Центра представителей местных сообществ.
Концепцию австрийской консалтинговой компании bogner.cc отличает целостное понимание миссии Ельцин Центра. «В проекте предусмотрена активная работа Центра как в реальном, так и в виртуальном пространстве, предложено функциональное зонирование с возможными вариантами расширения за счет прилегающих пространств внутри здания», - говорится в экспертном заключении.
Обсуждение было бурным. Определить лучшего из лучших оказалось непросто. В результате жюри отдало победу рамочной концепции, представленной компанией Ralph Appelbaum Associates (RAA). В их проекте Ельцин Центра предлагается многогранная интерпретация личности первого Президента России за счет различных пространств, наполненных разной атмосферой и информацией. Как отметили эксперты, «команда уделила внимание будущей аудитории Центра, смоделировав мотивации посещений. <…> Удачной находкой проекта кажется сочетание исторического контекста и современных актуальных событий в едином ключевом пространстве – Агоре. Это предложение также позволяет решить одну из важнейших проблем российских региональных городов – острую нехватку свободных публичных пространств».
Все представленные на конкурс рамочные концепции выполнены на высоком профессиональном уровне и многие ценные предложения могут быть использованы в работе. Первый в истории нашей страны Президентский Центр предстал перед жюри ярким, ломающим стереотипы, многофункциональным и актуальным проектом, рассчитанным на интересы нескольких поколений – под стать самой фигуре первого Президента.
Следующий шаг будет сделан в сентябре, когда команда Ralph Appelbaum Associates представит окончательный и полный вариант концепции Президентского Центра Бориса Ельцина.
На фото: Председатель жюри конкурса немецкий искусствовед Экхард Шнайдер