ГОВОРЯТ ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ БЕЛКИНА 

|

  

1

КОНФЕРЕНЦЗАЛ

Говорят финалисты премии Белкина

На Масленицу, 26 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистен

ке традиционно состоялась торжественная церемония вручения премии Ивана Пет
ровича Белкина.

Дипломами и вознаграждениями были отмечены Татьяна Толстая («Легкие

миры» — «Сноб» 2013, № 5),  Илья Бояшов («Кокон» — «Октябрь», 2013, № 5), Юрий
Буйда («Яд и мед» — «Знамя», 2013, № 4), Денис Драгунский («Архитектор и монах» —
издательство «АСТ», 2013), Максим Осипов («КейпКод» — «Знамя», 2013, № 6). Лау
реатом премии стала Татьяна Толстая.

Диплома «Станционный смотритель» был удостоен критик, прозаик Сергей

Костырко за постоянную рубрику «Книги» в журнале «Новый мир».

Публикуем прозвучавшие на церемонии выступления финалистов, а также речи

дипломантов двух совершенно новых номинаций премии — «Барышнякрестьянка»
(Яна Жемойтелите, «Недалеко от рая» — «Урал», 2013, № 3) и «Выстрел» (Алек
сандр Киров, «Давай расстанемся на лето» — «Новый мир», 2013, № 9).

Благодарим фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина» за партнерство.

Координатор премии
Наталья Иванова

Юрий Буйда

В одной древнерусской летописи рассказывается об эпизоде междоусобной вой

ны, когда в результате осады города его жители, оставшиеся без продовольствия,
стали жертвами голодной смерти, их тела лежали повсюду, «и даже псы их уже не
ели». Одной этой детали достаточно, чтобы мы увидели ужасную картину и почув
ствовали степень отчаяния живых, тех, у кого сил хватает только для того, чтобы
прошептать: «и даже псы их уже не ели». Этот шепот страшнее крика. Благодаря
детали повествование вдруг оживает, очеловечивается, и та далекая жизнь стано
вится доступной нашему пониманию и состраданию.

В повести о Петре и Февронии Муромских рассказывается история о больном

князе и девушкезнахарке, которая избавляет князя от немочи и шантажом застав
ляет его жениться на ней, простолюдинке. Повесть — с точки зрения литературы —
набор общих мест и банальных сентенций. Но есть в ней эпизод, потрясающий сво
ей выразительностью. Княгиня Феврония занимается вышивкой «воздуха», покры
вала, когда ей сообщают о том, что князь Петр умирает. Она втыкает иголку в ши
тье, наматывает на нее золотую нитку и идет к мужу, чтобы лечь рядом с ним и уме
реть, как обещала когдато. Эта гальваническая деталь, от которой мурашки бегут
по спине, эта иголка, эта золотая нитка — наверное, самое потрясающее в житий
ной литературе, а может быть, и во всей русской литературе до Аввакума и Пушки
на. Эта деталь взрывает повесть, придавая ей обжигающую подлинность и превра
щая двусмысленный и занудный рассказ в песнь высокой любви.

«Повести Белкина» — это пример экономии выразительных средств, пример

искусства, которое при помощи точных деталей пробуждает житейский опыт чи
тателя и придает сюжету, иногда довольно искусственному, безусловную убеди
тельность.