В московском Доме учителя во вторник 14 июня прошла торжественная церемония награждения победителей первого всероссийского конкурса учителей «История 90-х». Учредители конкурса – Общественный совет «Уроки девяностых», «Учительская газета» и «Сеть творческих учителей». Замечательная идея воплотилась в жизнь при поддержке Центра первого президента России Бориса Ельцина.
 
Последнее десятилетие ХХ века для нашей страны – время рубежное, переломное. Это – исчезновение с политической карты мира Советского Союза, рождение нового государства, нового общества, новой исторической реальности, если угодно. 90-е – время еще и болезненное, поскольку все новое рождается в муках. Нет стран, в которых подобные по глубине и размаху изменения происходили легко, беспроблемно.
 
Временная дистанция слишком коротка, чтобы к этому времени относиться холодно, отстраненно. И интерес к 90-м велик, особенно у школьников. Молодое поколение пытается разобраться, в какой стране им жить. При этом существующие программы преподавания отечественной истории оставляют желать лучшего. И школьные учителя, в силу неустоявшихся взглядов на этот отрезок истории, намеренно уходят от концептуализации 90-х годов истории ХХ века, подменяя ее изложением фактов, и порой бытовая точка зрения доминирует. Это отчетливо показало исследование, организованное Общественным советом «Уроки девяностых» по заказу «Учительской газеты», которое было проведено в мае прошлого года. И стало очевидно, что поиск новых приемов формирования исторического знания – задача из числа самых насущных. Конкурс пытается эту задачу не решить – слишком она огромна, но решать.
 
У главной задачи несколько составляющих. Назовем их: повышение интереса к отечественной истории, формирование объективного представления о событиях 90-х годов, поддержка и поощрение талантливых педагогов, создание возможностей для раскрытия их творческого потенциала. Учительский труд заслуживает большего общественного внимания, большего уважения, сегодня престиж профессии незаслуженно, недопустимо низок. Ведь учителя не просто дают ученикам сумму знаний по отдельным предметам, они воспитывают граждан своей страны, пусть это и звучит пафосно. Одной премией «Учитель года» ситуацию, конечно, не переломить. Теперь есть еще одна учительская премия.
 
Конкурс проводился по трем категориям: «Живая история», «Сценарий урока» и «Сценарий внеклассного мероприятия». Поступило более 150 работ, к конкурсу были допущены 134. Порадовала и география участников – вся Россия: Ижевск и Ростов-на-Дону, Новочебоксарск и Кемерово, Омск и Кстово, Новочебоксарск и Йошкар-Ола… Перечислить все 118 городов не хватит места.
 
Стартовал конкурс 1 октября 2010 года, итоги подвели в апреле нынешнего, 2011-го. Работы отбирали и оценивали одиннадцать экспертов, в числе которых педагоги, методисты, лауреаты конкурса «Учитель года России», специалисты институтов повышения квалификации, Федерального института развития образования. Мнение жюри - все материалы сделаны грамотно и профессионально, вызывают большой интерес.
 
И вот 14 июня состоялось чествование победителей, их трое в каждой категории. В номинации «Сценарий внеклассного мероприятия» второе место присуждено двум учителям. Таким образом, всего победителей десять. Организаторы собрали их в Москве за несколько дней до церемонии. Затем был трехдневный тур по Золотому кольцу, обзорная экскурсии по Москве, личное время для решения столичных дел.
 
Торжественную церемонию награждения открыл главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Помимо победителей в мероприятии приняли участие представители педагогической общественности, академического сообщества, редакторы и журналисты профильных изданий, те, кому близка проблематика школы, учительства, истории родной страны. Но в общей праздничной, добросердечной атмосфере присутствовала и грустная нота: в числе победителей не оказалось ни одного мужчины. И на вопрос – а мужские фамилии присутствовали среди авторов работ, не дошедших до финала, – организаторы конкурса ответить затруднились. У учителей истории в школе – сугубо женское лицо. Мужского начала явно не хватает.
 
Кроме Центра первого Президента России Бориса Ельцина поддержку конкурсу оказали фонд Андрея Сахарова и фонд Егора Гайдара.
 
Победители педагогического конкурса «История 90-х»
 
«Живая история»
  • Первое место – Ирина Игоревна Чиркова, преподаватель обществознания, Механический лицей № 9 имени Героя Российской Федерации С. Борина, Ижевск, Удмуртская Республика. «Я домой не вернулся из боя, я погиб в пограничной войне…»
  • Второе место – Юлия Владимировна Шелгунова, учитель русского языка и литературы. Средняя образовательная школа №7 имени Алексея Береста, Ростов-на-Дону. «Он стал частью истории»
  • Третье место – Ирина Викторовна Кравченко, учитель русского языка и литературы. Профессиональный лицей №10, город Новокузнецк, Кемеровская область. «Очерк о жизни в 1990-е годы на основе воспоминаний (история повседневности, быта)»
 
«Сценарий урока истории, обществознания, граждановедения»
  • Первое место – Ольга Анатольевна Пашиева, учитель обществознания и права. СОШ №18, город Полевской, Свердловская область. «Итоги и уроки экономических реформ начала 1990-х годов в России»
  • Второе место – Ольга Юрьевна Дорофеева, учитель истории. СОШ №148, Омск. «Политический лидер - каков он?» (интегрированный урок по истории и обществознанию, 11 класс).
  • Третье место – Светлана Николаевна Никорук, учитель истории и обществознания. Гимназия №6, город Новочебоксарск, Чувашская Республика. «Становление национально–государственного устройства России: от проектов к реальности»
 
«Сценарий внеклассного мероприятия»
  • Первое место – Марина Алексеевна Тыртышная, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания. Лицей Бауманский, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. «10 лет, которые научили нас»
  • Второе место – Мария Николаевна Малыхина, Татьяна Павловна Гущина, учителя истории и обществознания. Средняя школа №34, Кемерово. «Вызываю огонь на себя…»
  • Третье место – Надежда Динкуразовна Бородова, преподаватель истории и обществознания, МОУ Лицей № 7, город Кстово, Нижегородская область. «Память сердца» (классный час, посвященный десантникам 6-й роты Псковской дивизии).