«Творческие стажировки в России»: участники отобраны, программа стартовала

В Петербурге с 15 по 17 мая собрались одиннадцать участников программы «Творческие стажировки в России». Программа организована Фондом имени Дмитрия Лихачева и Президентским центром Бориса Ельцина, при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.
 
Открытый конкурс на участие в программе «Творческие стажировки в России» прошел 2015 году в восьмой раз. Популярность конкурса (так называемая массовость) превзошла все ожидания – поступило более 160 заявок из 44 стран. По условиям программы, в ней могут принять участие американские и европейские специалисты в сфере культуры, образования, гуманитарных наук, работающие над творческими проектами в области русской истории и культуры, рассчитанными на широкую зарубежную аудиторию.
 
Программа нынешнего года началась 15 мая семинаром-знакомством с ее нынешними (2015 года) участниками.  Его открыл круглый стол, на котором заместитель исполнительного директора Центра Ельцина Вадим Науменко рассказал о Президентском центре,  о деятельности  Фонда имени Дмитрия Лихачева – его (фонда) исполнительный директор Александр Кобак. Затем последовала лекция профессора истории Лондонской школы экономики Владислава Зубка о жизни и творчестве академика Лихачева.
После этого прошла встреча стажеров с петербургской культурной общественностью и журналистами, на которой каждый из стажеров подробно рассказал о своем проекте, связанном с российской культурой.
 
Участники программы прибыли в Санкт-Петербург за несколько дней до официального начала - 11 мая. Все расходы по поездке взяли на себя организаторы. Для каждого участникам стажировок подготовлена индивидуальная программа, в которой  посещение учреждений культуры, консультации с экспертами, работа в архивах и библиотеках, знакомство с культурной общественностью города на Неве.
 
В 2015 году программа «Творческие стажировки в России» сотрудничает с театральным проектом «Открытая сцена» по проведению «Первого майского петербургского шоу-кейса». Это фестиваль спектаклей Петербурга, которые в течение трех дней представляли продюсеры зарубежных театров и фестивалей. Его сверхзадача – популяризация русского театрального искусства за рубежом, расширение международного гуманитарного сотрудничества стажерской программы.
 
Всегда интересно, кто участвует в подобных программах. По заслугам ли участникам такое внимание, такие вполне немалые средства тратятся. Снимаем подобные вопросы и представляем читателям бэкграунды участников «Творческих стажировок» в формулировках самих участников.
 
Ксения Aфонина / Afonina Ksenia (Великобритания)
Президент Кембриджского русскоязычного общества, независимый куратор. Работает над созданием виртуального музея искусства Второй мировой войны и готовит выставку фронтового искусства, где будут освещены события, происходившие на Ленинградском фронте, и представлены произведения, созданные в блокадном Ленинграде.
 
Клайв Бурснел / Boursnell Clive (Великобритания)
Фотограф архитектуры и ландшафтов. Автор более десяти фотоальбомов, на протяжении 15 лет сотрудничает с Национальным фондом и журналами Sunday Times Magazine, Country Life Magazine, Gardens and Houses. Во время стажировки предполагает работать над фотографиями к выставке «Жизнь в русской усадьбе» в Музее Виктории и Альберта (Лондон).
 
Кэтрин Данкс / Danks Catherine (Великобритания)
Старший преподаватель кафедры истории, политики и философии Манчестерского университета. Председатель Общества дружбы Манчестер – Петербург. Готовит фотовыставку о России во время Первой мировой войны. Проведение выставки планируется в Императорском военном музее.
 
Александр Кадижевич / Kadijević Aleksandar (Сербия)
Историк архитектуры, заведующий кафедрой истории искусства философского факультета Белградского университета. Автор многих публикаций в России, США и Сербии о русских архитекторах-эмигрантах в Югославии. Во время стажировки планирует работу над «Словарем русских архитекторов в Югославии (1918-1950)». Первый историографический словарь по данной проблематике будет включать 350 иллюстрированных биографий архитекторов и инженеров, построивших множество значимых сооружений в Югославии.
 
Никола Коулби / Coleby Nicola (Великобритания)
Креативный директор Королевского павильона в Брайтоне и Хове. Цель стажировки - исследование связей, сходства и различий стиля Шинуазри («китайщина») в русском и английском искусстве, дизайне и архитектуре XVIII–XIXвеков, для подготовки выставки Русского шинуазри в Брайтонском Павильоне. Брайтонский Королевский Павильон – один из самых ярких примеров построек в восточном стиле в Западной Европе.
 
Александра Лоске / Loske Alexandra (Великобритания)
Ассоциированный куратор Королевского павильона в Брайтоне и Хове. Целью стажировки станет исследование связей, сходства и различий стиля Шинуазри («китайщина») в русском и английском искусстве, дизайне и архитектуре XVIII–XIX веков, для подготовки выставки Русского шинуазри в Брайтонском павильоне.
 
Эмили Рой / Roy Emily (Великобритания)
Помощник куратора коллекции Ротшильда в поместье Уоддесдон (Национальный фонд). Стажировка связана с подготовкой выставки «Лев Бакст и «Спящая красавица»: спящая принцесса Ротшильда». Выставка будет основана на произведениях Бакста из коллекции барона Фердинанда Ротшильда, в России неизвестных. Также музей готовит большую выставку Бакста в 2016 году.
 
Карлин Романо / Romano Carlin (США)
Литературный критик и обозреватель культуры, критик «Хроники высшего образования», профессор философии в колледже Урсинус. После публикации книги «Философская Америка» признан лучшим популяризатором философии. В 2005 году был одним из трех финалистов Пулитцеровской премии. Во время стажировки предполагает работать над книгой «Душа сегодня: современные русские философы и литературные критики», которая должна привлечь внимание англоговорящего мира к русским философам и критикам.
 
Галина Сырлыбаева /Syrlybaeva Galina (Казахстан)
Сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева (Алматы). Проект связан с подготовкой выставки театрального художника Всеволода Теляковского. Более двадцати лет художник провел в ссылке в Казахстане, где работал в разных театрах. Много лет создавал «костюмерную книгу», для которой подготовил 20000 рисунков исторических костюмов.
 
Джо Тронкали / Troncale Joe (США)
Доцент по русской литературе и визуальной культуре в Университете Ричмонда (США). Куратор выставок в университетском музее. Стажировка связана с подготовкой выставки живописи и рисунков Николая Рериха из Музея Рериха в Нью-Йорке. Выставка «Взгляд с другой стороны: Рерих и русский авангард» будет посвящена творчеству Рериха в контексте русского интеллектуального и культурного процесса конца XIX – начала XX века. Намерен обсудить перспективы сотрудничества с Русским музеем, Музеем-институтом семьи Рерихов, Музеем-усадьбой Рерихов «Извара» и другими коллекциями для подготовки этой и других выставок.
 
Майкл Эрли / Earley Michael (Великобритания)
Профессор драматического искусства, ректор театрального колледжа Роуз Бруфорд. Стажировка связана с организацией Международной режиссерской лаборатории, которая пройдет в 2016-2018 годах в Лондоне и Эдинбурге. Цель лаборатории - изучение творчества современных российских режиссеров и приглашение их в качестве преподавателей для молодых режиссеров из разных стран.
 
Стоит назвать и продюсеров – участников «Первого петербургского шоу-кейса»
 
Агнешка Любомира Пиотровска (независимый продюсер, Польша)
Йенс Дитрих (фестиваль Нордвинд, Германия)
Йонатан Фогельхольм (Корьямо фестиваль, Стаге фестиваль, Финлядия)
Кьяра Органтини (ТЕРНИ фестиваль, Италия)
Мярт Меос (театр R.A.A.A.M., Эстония)
Пауль Агураюйа (Театр НО99, Эстония)
Рикарда Ционтос (фестиваль Нордвинд, Германия)
Джиованни Сорези (Свободный театр, Испания)
Юкка Хюди Хютти (ТИНФО, Финляндия)
Ольга Султанова (фестиваль «Откровение», Казахстан)
 
Фото Александра Асмолова