День за днем. 20 марта 1991 года
Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 20 марта — среда. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».
«Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР – 1991. – 20 марта, среда. – № 68. – 6 полос.
«Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик «О реформе розничных цен и социальной защите населения»– страница 1
«В целях стабилизации потребительского рынка, усиления мотивации высокопроизводительного труда, наращивания производства товаров народного потребления,<…>постановляю:
1. Для предотвращения необоснованного роста цен, поддержания устойчивости общесоюзного рынка установить единые для всей территории страны пределы повышения государственных розничных цен по согласованным с республиками перечням на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие жизненный уровень населения.<…>
Новые государственные рознимые цены и тарифы ввести в действие со 2 апреля 1991 г.<…>
Не повышать действующие государственные розничные цены на медикаменты и изделия медицинского назначения, кофе, ткани из синтетических волокон и изделия из них, на изготавливаемые из синтетических материалов обувь, меховые, трикотажные, чулочно-носочные изделия и игрушки, на бензин, керосин, электроэнергию, газ, уголь, печное топливо и дрова, отпускаемые населению, а также на водку. <…>
2. Кабинету министров СССР и правительствам союзных республик последовательно осуществлять либерализацию розничных цен, продолжив согласованное расширение перечня товаров народного потребления, реализуемых по договорным (свободным) и регулируемым ценам, и проводить общую политику сдерживания монопольного роста цен путем изъятия сверхприбыли и введения пределов роста цен.
3. Кабинету министров СССР и органам власти союзных республик обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования, привлечение к ответственности предприятии, организаций и должностных лиц, нарушающих дисциплину цен. <…>
4. Возместить населению дополнительные расходы, связанные с повышением розничных цен и тарифов, исходя из фактического потребления населением товаров и услуг из государственных ресурсов в 1990 году путем повышения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, а также введения компенсационных выплат детям и другим нетрудоспособным иждивенцам. <…>
В этих целях:
увеличить заработную плату работников государственных предприятий и организаций, оплату труда в колхозах, а также пенсии, стипендии, пособия и другие социальные выплаты исходя из размеров компенсации повышения цен для соответствующих категорий граждан;
компенсации работающим выплачивать в начальный период в виде специальных доплат к заработной плате с последующим включением их в тарифные ставки и должностные оклады;
одновременно с пересмотром тарифных ставок и должностных окладов повысить размер месячной заработной платы и других доходов граждан, не подлежащих налогообложению <…>
7. Признать необходимым осуществить меры по компенсации потерь от единовременного повышения розничных цен владельцам вкладов и сертификатов Сберегательного банка СССР и государственных ценных бумаг.
8. В связи с проведением контролируемой государством либерализации розничных цен разработать механизм индексации доходов населения. <…>».
«В чем оптимисты расходятся со скептиками»– страница 1
«Итак, реформа розничных цен – дело решенное, назначенное на день «X», то есть второе апреля, и у нас есть еще время на то, чтобы не только получить компенсацию, но и потратить ее, если удастся, в масштабе старых цен. Впрочем, решение такой сверхзадачи будет, наверное, напоминать попытку запастись горячей водой на время ремонта бойлерной.<…>
Оптимисты, возглавляемые авторами реформы цен, утверждают, что <…>новые цены будут способствовать насыщению товарами потребительского рынка. Еще они рассчитывают, что цены подрегулируют производство, и оно станет выдавать именно то, в чем заинтересован потребитель.
Попутно можно избавиться от каких-то хронических проблем управления народным хозяйством. Ликвидировать разрыв между розничными, закупочными и оптовыми ценами. Сократить дотации и бюджетный дефицит. <…>
Значит, те категории цен, которые так или иначе сложились сегодня, сохраняются: государственные прейскурантные; договорные с предельным уровнем и свободные. Только почти все они будут выше и определеннее по вицам продуктов и товаров. <…>
Вся эта реорганизация цен проходит с компенсацией наших будущих расходов и сокращением налогов с предприятий до 35 процентов. <…>
Оптимисты и скептики единодушны: и те, и другие говорят сейчас, что реформа цен стала неизбежной и что мы уже опоздали с ней на целую эпоху.
Именно это и смущает больше всего. Дело в том, что два обстоятельства – неотвратимость и безнадежное запаздывание – сопутствуют всем нашим начинаниям последних лет. Утверждаем ли бюджет, создаем ли новую структуру, разрабатываем программу действий, меняем Конституцию или выбираем президента – рефрен один: деваться некуда, время упущено, и вообще народ нас не поймет. <…>
Предлагаемое повышение цен является не столько издержками перехода к рыночным отношениям, сколько платой за бесхозяйственность и некомпетентное управление экономикой. Если уж говорить о неизбежности реформы цен, то только в том смысле, что неизбежно надо платить за милитаризированное народное хозяйство, подчиненную идеологии экономику, сомнительное удовольствие иметь убыточные колхозы и совхозы, огромный бюрократический аппарат, которому выгоднее платить за невмешательство в дела и еще за многое, многое другое. Короче говоря, за неумение производить то, в чем нуждается потребитель. <…>».
«Референдум о будущем машин»– страница 1
«Очередной брифинг пресс-службы Президента СССР 19 марта провел советник главы государства Григорий Ревенко. Главная тема – Всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта.<…>
По мнению советника Президента СССР, это «однозначно продолжение той политики, которая началась в 1985 году». Это продолжение политики на демократизацию, стремление руководства опереться в своей политике на волеизъявление народа и, как выразился Г. Ревенко, создание на этой основе почвы для того, чтобы начавшиеся реформы получили дополнительный импульс.<…>
Подзаголовок – «Как реагирует М. С. Горбачев на результаты референдума?»
«По словам Г. Ревенко, нормально и спокойно. Мы ничего не должны переоценивать или недооценивать, сказал он. Полагаем, что референдум требует немедленно начать активно действовать. По мнению советника Президента, все неотложные вопросы можно было бы свести к трем позициям. Первое. Предпринять конкретные шаги для развития экономических реформ в стране. Имеется в виду заявленный ход к рыночной экономике.<…>Второе. Немедленно приступить к дальнейшей проработке Союзного договора.<…>Третье. <…>Надо сделать так, чтобы прекратилась война законов и начало функционировать на нормальной, юридической, конституционной основе все общество».
Подзаголовок – «Мнение советника Президента об экономической реформе»
«Г. Ревенко видит ее следующим образом. Он считает, что необходимо начать реализацию шагов по приватизации. Важно, по его мнению, продумать меры по так называемой малой приватизации, ибо нельзя серьезно считать, что уже сегодня, например, «Уралмаш» может быть приватизирован. Шаги по приватизации необходимо предпринимать не только на уровне центра и даже не только на уровне республик, но и в областях и краях. Г. Ревенко убежден, что быстрее надо продвигаться и во всех вопросах, связанных с землей. <…>».
«Северная Осетия: ингуши выселяют осетин»– страница 1
«По сообщениям из Северной Осетии, за последние три дня недалеко от Владикавказа имели место факты самовольного вселения ингушей, прибывших из Чечено-Ингушской республики, в дома местных жителей под предлогом, что ранее, до 44-го года – депортации ингушей – эти дома принадлежали им. По имеющимся данным, лица ингушской национальности – жители Чечено-Ингушетии – намерены провести акции по массовому захвату осетинских домов в Северной Осетии. В связи с этим подразделения внутренних дел Северной Осетии приведены в состояние повышенной готовности, сообщает агентство «Интерфакс».
«Соглашение Союза ССР и республик по вопросам реформы розничных цен и социальной защиты населения»– страница 2
«Президент СССР и руководители высших органов власти республик, исходя из необходимости стабилизации потребительского рынка, усиления мотивации высокопроизводительного труда, наращивания производства товаров народного потребления и борьбы со спекуляцией и теневой экономикой, строго руководствуясь ранее достигнутым соглашением о проведении общей политики в области ценообразования и социальной защиты населения, договорились о следующем:
1. В целях поддержания устойчивости общесоюзного рынка и недопущения необоснованного роста цен установить единые для всей территории страны пределы повышения государственных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие жизненный уровень населения. <…>
Республики могут устанавливать более низкие цены на отдельные товары, производимые и потребляемые на своей территории.<…>
2. Последовательно осуществлять либерализацию розничных цен, расширить с 1991 г. перечень товаров, реализуемых по договорным (свободным) и регулируемым ценам. Проводить общую политику по сдерживанию монопольного роста цен путем изъятия сверхприбыли и введения пределов роста цен. <…>
3. Компенсация осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
направления на компенсации всех средств от удорожания основных продовольственных товаров, массовых видов строительных материалов и мебели, а также других непродовольственных товаров по перечням, определяемым республиками с учетом уровня доходов различных социальных слоев и групп населения; <…>
4. В целях реализации указанных принципов:
выплачивать в начальный период компенсации работающим в виде специальных доплат к заработной плате с последующим включением их в тарифные ставки и должностные оклады;
увеличить стипендии, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, ввести компенсационные выплаты детям и другим нетрудоспособным иждивенцам; <…>
5. Органы власти Союза ССР и республик обеспечат строгое соблюдение всеми предприятиями и организациями установленного на 1991 год порядка формирования фонда оплаты труда с учетом изменения объемов производства продукции, работ и услуг. Республики обязываются воздержаться от принятия в 1991 году новых решений о повышении денежных доходов населения, не связанных с компенсацией цен, а также осуществят меры по усилению контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования. <…>».
«Закон о Кабинете министров»– страница 3
«После перерыва 19 марта сессия приступила к рассмотрению во втором чтении проекта Закона о Кабинете министров СССР.<…>
Важным изменением в новом законопроекте стало исключение статьи, в которой говорилось, что Кабинет министров может осуществлять полномочия, которые принадлежат Верховному Совету СССР. Пожалуй, это действительно верное решение: Верховный Совет должен оставаться законодательным органом, а Кабинет министров – исполнительно-распорядительным.<…>
Важными, на наш взгляд, стали такие уточнения, как исключение слов, что министры не могут привлекаться к уголовной ответственности без ведома Верховного Совета, быть подвергнуты аресту, административной ответственности. Еще в законопроекте записано, что министры не могут занимать другие должности, за исключением участия в общественных объединениях. <…>
Утреннее совместное заседание сессии 20 марта началось с реплики депутата Сухова. Он выразил неудовлетворение выступлением накануне на закрытом заседании сессии премьер-министра СССР. В. Павлов, считает депутат, не сделал анализа последствий реформы цен. Из его выступления можно сделать вывод, что ценовая реформа по сути есть лишь повышение цен. <…>».
«Проблемы шахтеров – проблемы страны»– страница 3
Подзаголовок – «Встреча в Кремле»
«19 марта Президент СССР М.С. Горбачев принял по их просьбе группу депутатов Кемеровского областного и городского Советов. Депутаты проинформировали об обстановке на угледобывающих предприятиях области. Была высказана обоюдная обеспокоенность деятельностью политических сил, пытающихся на фоне имеющихся трудностей использовать шахтерский авторитет и шахтерскую солидарность для достижения антиконституционных политических целей, в конечном счете ведущих к полному социально-экономическому параличу.
Отвергнуты как неприемлемые попытки через экономическое давление решать политические цели.
Вместе с тем подробно были обсуждены предложения депутатов по устранению причин, мешающих внедрению в угольной отрасли акционерных форм собственности, созданию стабильной региональной экспортной базы.
Даны поручения по реализации ряда депутатских предложений в части совершенствования действующего порядка налогообложения, районного коэффициента, поставок продовольствия, других вопросов, волнующих шахтерские коллективы, всех трудящихся области.<…>».
Подзаголовок – «Нет веры правительству»
«Среди требований, выдвинутых от имени горняков межрегиональным координационным советом рабочих (стачечных) комитетов, – роспуск Съезда народных депутатов СССР как не оправдавшего доверия народа; отставка союзного правительства и Президента СССР, передача власти Совету Федерации, а также Верховным Советам и правительствам суверенных республик.<…>
Шахтеры убедились, что нынешнее правительство СССР не в состоянии выполнить их справедливые требования даже при желании, поскольку оно сковано устаревшими догмами.
Среди методов, применяемых против бастующих на местах, назывались такие, как прерывание телефонной связи, приостановка завоза продуктов. <…>».
«Парламент выносит предупреждение»– страница 3
«Депутаты Верховного Совета Армении срочно собрались на внеочередную сессию, чтобы обсудить действия Союза национального самоопределения (СНС).
Исполняющий обязанности министра внутренних дел Армении Ашот Манучарян привел, в частности, такие факты действий CНC: осквернение памятников политическим деятелям в Ереване и других городах республики, захват бывшего здания горкома компартии в Ереване и транспортных средств, призывы к бойкоту службы в Советской Армии. Подобные акции, по мнению большинства выступивших, противозаконны и резко дестабилизируют обстановку в Армении.<…>
В принятом постановлении Верховный Совет сделал предупреждение Союзу национального самоопределения за допущенные им незаконные действия, которые способствуют дестабилизации политической жизни в республике и чреваты опасными последствиями. В случае, если СНС не сделает для себя выводов, будет рассмотрен вопрос о его роспуске.<…>».
«Крестьяне и горожане, берите землю»– страница 3
«Президиум Орловского областного Совета принял решение о дополнительных мерах по проведению земельной реформы в области.
Так, исполкомам городских и районных Советов предложено не просто создать земельный фонд для выделения участков всем желающим заняться фермерством, садоводством и огородничеством, но и удовлетворить все заявки не позднее 15 апреля. Для жителей Орла на территории ближайших районов дополнительно выделено 1750 гектаров сельхозугодий.
Примечательно, что каждому горожанину для индивидуального или коллективного огородничества колхозы и совхозы могут на взаимовыгодных условиях по договору выделять землю и сверх 15 соток сроком на один год».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. - 1991. – 20 марта, среда. – № 53. – 4 полосы.
«Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР»– страница 1
«В соответствии с Постановлением второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и законами РСФСР «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села» в Российской Федерации начато осуществление земельной реформы.<…>
Однако в большинстве регионов земельная реформа осуществляется неудовлетворительно, вопросы предоставления гражданам земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства и индивидуального жилищного строительства решаются крайне медленно, а в отдельных из них проведению земельной реформы со стороны Советов народных депутатов и их исполнительных органов оказывается прямое противодействие, что вызывает справедливое возмущение и нарекания граждан. <…>
В целях ускорения проведения земельной реформы в РСФСР и наращивания производства сельскохозяйственной продукции Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров РСФСР постановляет:
1. На весенний период 1991 года предоставить право исполнительным комитетам и президиумам местных Советов народных депутатов принимать решения об изъятии земельных участков и предоставлении их гражданам или их коллективам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства с последующим утверждением этих решений на сессиях Советов народных депутатов. <…>
3. Местным Советам народных депутатов и органам Государственного комитета РСФСР по земельной реформе до 15 апреля 1991 года обеспечить выделение желающим гражданам земельных участков для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и до конца 1991 года –для строительства индивидуальных жилых домов. <…>
5. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов в месячный срок обеспечить рассмотрение заявлений граждан о выделении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. <…>
Установить, что временным документом на право собственности, владения и пользования земельными участками на период до выдачи Государственных актов является решение Совета народных депутатов или исполнительного органа о предоставлении земель.<…>».
«Не упустить время»– страница 1, 2
Подзаголовок – «Обращение к народным депутатам РСФСР, Верховному Совету РСФСР, Совету Министров РСФСР, ко всем работникам агропромышленного комплекса России»
«Мы, народные депутаты РСФСР, представляющие агропромышленный комплекс, собрались в первые дни весны для оценки социального и экономического положения деревни, готовности производителей сельскохозяйственной продукции к проведению полевых работ. <…>
Углубляющийся общественный кризис в стране, разрыв производственных связей между регионами, фактический разлад в снабжении села материально-техническими ресурсами самым губительным образом отражаются на агропромышленном секторе экономики. Линия социального возрождения деревни и создания приоритета развитию агропромышленного комплекса, выработанная внеочередным Съездом народных депутатов РСФСР, не подкрепляется практическими мерами со стороны правительства, исполнительных и распорядительных органов.<…>
В условиях перехода к рынку сельскохозяйственные предприятия, крестьянские хозяйства и их ассоциации оказались незащищенными от произвола и монополизма поставщиков. Вместо реальной государственной финансовой поддержки села усилился процесс «перекачки» средств из деревни в город. <…>
Народу с резким сокращением собственных финансовых источников, испытывается острый недостаток бюджетных ассигнований на социальное возрождение деревни. <…>
Резкое удорожание строительно-монтажных работ, сельскохозяйственной техники и материально-технических ресурсов при относительном замораживании цен на сельскохозяйственную продукцию ведет к большим трудностям в обустройстве крестьянских хозяйств, снижению рентабельности сельского труда, его привлекательности. <…>
Исправление тяжелого положения в сельскохозяйственном производстве во многом зависит от целенаправленной работы правительства РСФСР, исполнительных и распорядительных органов на местах по выполнению решений внеочередного Съезда народных депутатов и законов РСФСР по аграрным вопросам.
В целях обеспечения стабилизации сельскохозяйственного производства, постепенного наращивания его объемов мы обращаем внимание правительства РСФСР на необходимость безотлагательного проведения индексации доходов и цен и компенсации всех ранее не учтенных удорожаний и потерь в сельском хозяйстве. <…>».
«Фикции и реальности»– страница 1
Подзаголовок – «Как и следовало ожидать, референдум повлек усиление напряженности между значительной частью республик и центром»
«Принуждение прибалтийских республик, Молдовы, Армении, Грузии к проведению референдума, несмотря на заявленный ими отказ принимать в нем участие, усилило центробежные тенденции. Политика Президента и последовавшего за ним консервативного большинства депутатов Верховного Совета страны на усиление конфронтации с республиками и силовое решение вопроса о сохранении Союза привели к еще большему нарушению суверенных прав республик, к попранию принципа добровольного их вхождения в единый Союз.<…>
Положение в стране, таким образом, объективно создалось более сложное, чем оно было до 17 марта.<…>
Быть или не быть той или иной республике в составе Союза –относится к суверенному праву данной конкретной республики, и никакая другая республика не может вмешиваться в решение этого вопроса. <…>
Исходя из содержания и характера вынесенного на референдум вопроса, следует признать, что он носит консультативный характер. Ведь вопрос не содержит решения, которое могло бы принять форму закона. Отсюда –неясность правовых последствий. <…>
Представляется сомнительным указание, содержащееся в постановлении Верховного Совета СССР от 16 января об обязательной силе решения, принятого прошедшим референдумом. Сомнительно также указанно на окончательный характер решения, вследствие чего оно может быть изменено или отменено только путем нового референдума. В этом случае конституционное право союзных республик на самоопределение вплоть до отделения превращается в фикцию: решение может действовать неопределенно долго, и та или иная республика может удерживаться в Союзе столько, сколько будет угодно центру. <…>».
«Шьют» забастовку»– страница 1
Подзаголовок – «Сегодня в Мосгорсуде разбирается иск работодателей к наемным рабочим»
«<…> Истцами выступают сразу две инстанции; Министерство путей сообщения СССР и администрация завода. В исковом заявлении деловито и бесстрастно перечисляются нарушения Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». <…>
Требования рабочих к администрации в части обеспечения надлежащих условий труда закономерны. Министерство же хочет провести показательный процесс, чтобы, как говорится, другим неповадно было.<…>
Вот и стараются работодатели любой ценой победить, любыми методами. Даже с помощью плохого, неправедного закона. <…>».
«Приватизация: поиск компромиссов»–страница 2
Подзаголовок – «Предоставляем слово народному депутату П. Филиппову, возглавляющему рабочую группу Верховного Совета России по проекту закона «О приватизации в РСФСР».
«Блага, которые может принести приватизация, реализуются лишь в том случае, если удастся осуществить европейский демократический вариант; при котором как можно большее число граждан включится в состав собственников. Если же приватизация пойдет по парагвайскому пути и определяющими станут не конкуренция, не инициатива и предприимчивость, а номенклатурные связи, то ожидаемых выгод от приватизации народ не получит. <…>
Было бы наивным вести речь о приватизации без учета настроений разных слоев населения. Скажем, рабочие в большинстве своем отрицают возможность выкупа ими госимущества. Главное –социальная справедливость, понимаемая как равные стартовые условия. Эта социальная группа пойдет за теми лидерами, кто предложит демократический вариант приватизации, то есть активную демонополизацию, поддержку малых предприятий, строгое соблюдение равных условий.<…>
Так что необходим поиск компромисса интересов разных социальных групп общества. Эта линия Должна, с одной стороны, отражать представления широких слоев населения о социальной справедливости, а с другой –обеспечивать экономическую эффективность приватизации за счет предоставления кредитов наиболее инициативным и квалифицированным гражданам. Достичь согласия, вероятно, удастся на основе предоставления возможности выбора.
Выкуп. Это общепринятый способ приватизации. Он предполагает продажу предприятий или их структурных единиц, предварительно выделенных в самостоятельные предприятия, Предприятия могут продаваться по конкурсу или на аукционе, а также через распродажу акций. <…>
Передача собственности трудовым коллективам.Здесь надо выделить два варианта: передача предприятий в неделимую собственность трудового коллектива или акционерную (долевую) собственность работников. Первый –не что иное, как создание в промышленности «колхозов».<…>Разновидность того же подхода –передача в неделимую собственность пакета акций предприятия, представляющего значительную часть капитала. Пока это тот же колхозный неделимый фонд, но справедливости ради надо сказать, что его можно использовать для акционирования предприятия.<…>
Добавим к этому, что непосредственная передача предприятий в собственность трудовых коллективов консервирует отсталую структуру нашей промышленности, мешает ее демонополизации, созданию новых предприятий.<…>
Приватизация за чеки. Это своего рода одноразовые деньги, предназначенные только для покупки населением производственных фондов государственных предприятий. Они свидетельствуют о праве каждого гражданина на определенную долю «общенародной» собственности, находят все более широкую поддержку.<…>
Поэтому при таком варианте приватизации необходимо принять специальные меры, ограничивающие переток капиталов из сферы накопления в сферу потребления.<…>
Объединение прав граждан в товарищества, даже если эти паи внесены приватизационными чеками, позволяет уменьшить размер потребных для выкупа кредитов, а следовательно, и финансовое бремя предприятий. Но самое главное –приватизационные чеки дают уникальную возможность быстрого расширения социальной базы экономической реформы, формирования широкого слоя граждан-собственников. <…>
Какой видится приватизация в России?Законопроект должен охватывать все три способа, отразив компромисс интересов различных социальных групп. Надо заинтересовать в приватизации и трудовые коллективы предприятий, и хозяйственных руководителей, и пенсионеров, и военнослужащих. <…>».
«Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик «О реформе розничных цен и социальной защите населения»–страница 3
«В целях стабилизации потребительского рынка, усиления мотивации высокопроизводительного труда, наращивания производства товаров народного потребления, борьбы со спекуляцией и теневой экономикой, во исполнение решений IV Съезда народных депутатов СССР <…>постановляю:
1. Для предотвращения необоснованного роста цен, поддержания устойчивости общесоюзного рынка установить единые для всей территории страны пределы повышения государственных розничных цен по согласованным с республиками перечням на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие жизненный уровень населения. <…>
Новые государственные розничные цены и тарифы ввести в действие со 2 апреля 1991 г.<…>
4. Возместить населению дополнительные расходы, связанные с повышением розничных цен и тарифов, исходя из фактического потребления населением товаров и услуг из государственных ресурсов в 1990 году путем повышения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, а также введения компенсационных выплат детям и другим нетрудоспособным иждивенцам. Эти выплаты не подлежат обложению налогами.<…>
Компенсационные выплаты осуществить упреждающе до введения новых цен, начиная с 20 марта с.г. <…>
7. Признать необходимым осуществить меры по компенсации потерь от единовременного повышения розничных цен владельцам вкладов и сертификатов Сберегательного банка СССР и государственных ценных бумаг.<…>».