День за днем. 7 сентября 1993 года

Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 7 сентября — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий»

«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 7 сентября, вторник. — № 169 (24024). — 8 полос.

«Первый результат встречи в Крыму — резкое обострение обстановки в Украине» — страница 1

«По возвращении из Крыма президенты России и Украины дали комментарии к итогам своей встречи и достигнутым на ней договоренностям. Поскольку в их суждениях нет полной стыковки, мы приводим слова обоих президентов по каждому вопросу. <…>
О ядерном оружии. Боеголовки, по словам Ельцина, будут сняты и перевезены в Россию, которая компенсирует Украине стоимость необогащенкого урана. <…>
Украина, по словам Кравчука, намерена еще раз обратиться к президенту США Биллу Клинтону с просьбой об оказании помощи в осуществлении демонтажа ракет. Но этот вопрос будет обсужден отдельно. <…>
О Черноморском флоте и Севастополе.
Борис Ельцин: «Было предложено: отдайте свою часть Черноморского флота — будет Российский Черноморский флот. Мы же можем погасить за это долги Украине». <…>
Леонид Кравчук: «Украина флот не продала. Решение по этому вопросу не принято никакого. Россия изъявила готовность выкупить часть Украинского флота из тех 50 процентов, которые мы имеем по Ялтинскому и другим соглашениям. Создаваемой комиссии предстоит определить стоимость этого флота и только после этого может быть принято решение. <…> Если бы мы были богаче, мы бы говорили по-другому». <…>
Что же касается использования Севастопольской базы Российским флотом, то, по словам Кравчука, совместная комиссия определит все аспекты, связанные с этой проблемой на основе международной практики».

«Россия выиграла в Крыму спор за Черноморский флот и ядерные боеголовки. Но вряд ли эта победа окончательная» — страница 1
«Подписанные в Крыму соглашения между руководителями России и Украины о судьбе Черноморского флота и ядерном оружии, размещенном на берегах Днепра, остаются в центре внимания общественности.
Сразу по возвращении в Москву министр обороны России генерал армии Павел Грачев заявил, что проблема Черноморского флота решена в соответствии с волей его личного состава, жителей Севастополя и Крыма, — он остается единым. Президенты двух стран подписали протокол, где принципиально решен вопрос о том, что Черноморский флот с его инфраструктурой в Крыму будет принадлежать России, корабли поднимут флаги с российской символикой, флот полностью перейдет на российское обеспечение. <…>
Павел Грачев сказал, что подписанный в Крыму протокол предусматривает передачу России за нефтяные и газовые долги украинскую половину флота, которая должна была отойти к республике по предыдущим соглашениям, включая все береговые сооружения, заводы, аэродромы и даже базы отдыха. <…>
Прокомментировал министр и три соглашения по ядерному оружию, подписанные в Крыму, премьерами двух стран Виктором Черномырдиным и Леонидом Кучмой. <…>
Боеголовки, по словам министра, будут вывезены в Россию, демонтированы на российских предприятиях, а Украина получит в виде компенсации за них твелы — стержни для ядерных реакторов атомных электростанции или часть своей доли от продажи на мировом рынке низкообогащенного ядерного топлива, за вычетом стоимости перевозки, переработки, хранения. <…>
Но даже если эти соглашения будут одобрены парламентом Украины, — что остается под сомнением, — во взаимоотношениях двух стран, да и не только их, есть ряд вопросов, на которые пока нет четкого ответа. <…>».

[Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 1
«Башкортостан не одобряет проект Конституции: Президиум Верховного Совета Башкортостана рассмотрел проект Конституции РФ, подготовленный Конституционным совещанием и рекомендованный президентом РФ для обсуждения субъектами Федерации. В принятом постановлении отмечается, что редакция представленного проекта Основного Закона, несмотря на некоторые улучшения по сравнению с предыдущим вариантом, имеет недостатки, которые препятствуют его одобрению высшими органами власти РБ».
«Вопрос о создании единой валюты Казахстана и Узбекистана не обсуждался: Мы за то, чтобы оставаться в рублевой зоне, потому что Казахстану это выгодно, заявил премьер-министр Казахстана Сергей Терещенко. <…>».
«Самарские депутаты изменили свое отношение к Совету Федерации: Малый совет Самарского областного Совета ратифицировал соглашение о создании Совета Федерации. На предыдущем заседании это соглашение было отклонено. <…>».
«300 дней в году нефтяники работают на налоги: Двадцать пять дней в месяц объединение Башнефть работает для того, чтобы уплатить налоги, а лишь пять дней — на себя. <…>».

«У правительства есть способ резко повысить курс ваучера» — страница 2
«Цена приватизационного чека превысила наконец номинал — этим знаменательным событием был отмечен конец августа на московских и санкт-петербургских биржах. <…>
Говорят, биржа — вполне надежный барометр не только экономики, но и политики. При всей неразвитости нашего еще формирующегося рынка ценных бумаг, те немногие из них, что сегодня в обороте, достаточно чутко реагируют на все политические коллизии. <…>
Новый указ президента, в слегка измененной редакции восстанавливающий права граждан на их долю собственности, быстро стабилизировали курс ваучера на биржах. В начале августа его цена вновь перевалила за девять тысяч рублей. <…>
10 августа было принято постановление правительства, которое, аккумулировав все без исключения идеи и положения отмененных парламентом президентских указов, подтвердило действующие «правила игры», механизм чековой приватизации. Приостановить же правительственное постановление парламент по закону уже не может — такое право есть только у президента, а он в данном случае явно не пожелает им воспользоваться. Резко отрицательная реакция на попытку затормозить процесс приватизации со стороны регионов, предпринимателей, директорского корпуса, да и основной массы владельцев ваучеров — населения отрезвила и некоторых бывших сторонников изменения «правил игры», принципов подхода к разгосударствлению собственности. <…>
«Война законов» еще не завершена уже потому, что пока по указам президента не вынес своего решения Конституционный суд. Не сделал ответного хода на постановление правительства и парламент. <…>
Цена чека, несомненно, будет расти параллельно с ростом объема имущества на чековых аукционах, тем более что сейчас на торгах начали выставляться акции предприятий нефтяной и газовой промышленности, престижные торговые и гостиничные комплексы. <…>».

«Г. Алиев: «У меня такое ощущение, будто я и не выходил из Кремля» — страница 2
«6 сентября в Кремле состоялась встреча президента РФ Б. Ельцина с осуществляющим полномочия президента Азербайджана, председателем Верховного Совета республики Г. Алиевым. <…>
В ходе беседы мы обсуждали, сказал Г. Алиев, комплекс вопросов, связанных с повышением уровня межгосударственных отношений, которые в последние два года не соответствовали национальным интересам ни Азербайджана, ни России. <…>
Мы решили, что нужно идти по пути поэтапного улучшения этих отношений. <…>
Что касается отношения Азербайджана к участию в СНГ, отметил Г. Алиев, то могу сказать следующее: <…> Накануне моей поездки в Москву этот вопрос детально обсуждался в парламенте и, в конце концов, мне были даны поручения вести переговоры по данному вопросу и даже принять решение в зависимости от их результатов. <…>».

«Только половина российских шахт бастовала в понедельник» — страница 2
«Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности призвал провести 6 сентября забастовку с целью добиться от правительства выполнения тарифных соглашений. Однако, как сообщили «Известиям» в диспетчерской акционерной компании «Уголь России», на 10 часов утра работа не началась лишь на 117 шахтах и разрезах. <…>
Во вторник 7 сентября все шахтеры вернутся к работе. Непродолжительный и разрозненный характер проведенной забастовки отнюдь не говорит о том, что отрасль находится в спокойном состоянии. Отказ большинства бассейнов поддержать забастовку связан, скорее всего, с тем, что за август потребителям угля удалось накопить достаточные запасы топлива.
Кроме того, многие шахтерские лидеры считают, что требования к органам госуправления в настоящий момент были бы несправедливы. К концу лета правительство сумело профинансировать до 90 процентов запланированных дотаций. <…>
В целом обострение проблем угольной промышленности после июльской либерализации цен на уголь прогнозировалось экспертами. Возможность реализовывать свою продукцию по свободным пенам поначалу виделась заманчивой, но на деле оказалась сложным рыночным испытанием. <…>».

«Рамазан Абдулатипов: Конфликт в верхах застыл на критической отметке» / Рамазан Абдулатипов, председатель Совета Национальностей — страница 4
«Самой актуальной темой российской политической жизни становится создание Совета Федерации — еще одной попытки президента вывести страну из конституционного кризиса. <…>
Прежде всего, считает Р. Абдулатипов, надо прекратить типичные разговоры о том, «спасет ли нас Совет Федерации или погубит», занявшись серьезным анализом целей его создания, функций, перспектив в плане сохранения России. И если в основе интересов субъектов Федерации лежит стремление к приостановлению процессов развала государства, правового хаоса, желание продолжить благоприятные для общества реформы, отринув неблагоприятные, если их интерес состоит в усилении государственности, достижения согласия, в переводе отношений властей из режима конфликта в режим диалога, «я буду первым, кто поддержит эту идею». <…>
Выработка общей позиции, считает Р. Абдулатилов, определит правовые параметры деятельности новой структуры, даст, при положительном решении Верховного Совета, гарантии обществу, что действовать она будет в рамках закона. Иначе мы не сможем избежать опасности того, что ей будет предопределена роль обслуживающего политические интересы «персонала» — кому-то захочется радикальным, но незаконным путем принять новую Конституцию, расправиться с неугодным парламентом, другим же, напротив, заполучить инструмент воздействия на президента, изменить ход реформ, наконец, есть соблазн и для самих руководителей субъектов Федерации создать орган власти «из себя же, для руководства самими же», то есть структуру самообслуживания. <…>
Р. Абдулатилов впервые дал оценку практике взаимодействия обеих властей: все, что исходит от одной стороны, тут же вызывает подозрения другой, либо подвергается остракизму. <…>
По мнению Р. Абдулатипова, президенту надо искать ежедневные, и по любому поводу, контакты с парламентом, потому что «заранее определенные свояки», некомпетентно кричащие от микрофона в защиту президента, лишь усугубляют негативный настрой и губят дельные предложения. В то же время и Верховному Совету стоит посвятить состоянию властей не одно свое заседание, а может, вынести вопрос и на съезд. И определить наконец всем вместе приоритеты государства и ответственность за их несоблюдение. Определить ту черту самостоятельности и суверенитета республик, за которой стоит развал государства, ослабление экономики и государственного единства, подрыв безопасности и обороноспособности страны, нарушение прав граждан и национальных меньшинств. <…>
Самым тяжелым политическим испытанием для России в ближайшем ее будущем станет, по словам Р. Абдулатипова, подготовка к предстоящим выборам. Опять же процесс осложняется тем, что все идеи, идущие «отсюда», конфликтующая сторона ставит под сомнение, и наоборот. Значит, точки соприкосновения надо искать и находить до провозглашения этих идей в обществе. <…>
Наконец, о двухпалатной модели будущего парламента — с двумя самостоятельными председателями палат, но без единого Верховного Совета. Если в течение двух лет выборы все же не состоятся, мы могли бы, продолжает Р. Абдулатилов, перевести нынешний парламент, хотя и двухпалатный, но работающий по схеме однопалатного, в двухпалатный режим и предложить нашему обществу апробированную систему. Он считает, что переходный вариант для нашего государства необходим, хотя в демократических странах эта модель отработана и действительно жизнеспособна. <…>».

«Восемьдесят восемь банков прекратили свою деятельность в текущем году» — страница 4
«<…> Существующие законы предусматривают, что обанкротившийся банк должен прежде всего возвратить централизованные кредиты. То есть пока более или менее защищены интересы государства. А вот в какой очередности и в каких размерах возмещать деньги мелким вкладчикам — пока совершенно не ясно. Но ведь вполне очевидно, что для небольшой фирмы потеря полумиллиона рублей может оказаться гораздо более болезненной, чем потеря ста миллионов для государства.
Такая постановка вопроса представляется еще более актуальной, когда речь идет о возмещении банком-банкротом средств рядовым российским гражданам. <…>
К тому же наивно было бы полагать, что, создав страховые фонды, мы полностью защитим банковскую клиентуру и исключим возможность возникновения очень шумных, неприятных скандалов. И тот факт, что только в нынешнем году с финансового рынка «ушло» восемьдесят восемь банков, свидетельствует о больших недостатках и недоработках уже на этапе их формирования. <…>».

«Город — грабитель» — страница 4
Подзаголовок — «Либо налоги, либо субботники»
«Власти Красноярска решили оказать материальную помощь милиции и благоустроить улицы. Желание похвальное, однако горожане вряд ли испытают радость от инициативы.
Мало того, что он заключается в специальном, исключительно для данных целей, прореживании кошельков физических лиц, то есть жителей города на Енисее, но и обставляется весьма любопытно. По мнению властей, горожане сами должны в срок до 1 октября проникнуться гражданским долгом и написать личное заявление с просьбой изъять у них сумму в 3 процента от двенадцати минимальных размеров месячных зарплат, заявления направить в бухгалтерию по месту основной работы, а уж бухгалтеры на этом основании перечислят деньги в городской бюджет. <…>
Похоже, не только на мэрию, но и на псе конторы, где трудятся госслужащие, которых содержит налогоплательщик, напал зуд изобретательности по отбору денег. Находчивость не так давно проявили почтовые служащие Красноярска, взимая деньги за наведение справок и выдачу корреспондентки, адресованной на предъявителя документa. <…>».

«Школа Калмыкии заговорила по-калмыцки» — страница 4
«На народной педагогике будут теперь строиться уроки нравственности в национальных классах. <…>
За этими классами [где все предметы — на калмыцком] специально закреплены должности педагога дополнительного образования, музыканта — хореографа и наставника-старейшины — местного жителя, хорошо знающего национальные обычаи, фольклор. От республиканского департамента образования каждый из новых классов получил видеомагнитофон, телевизор и национальный музыкальный инструмент — домбру. А представители президента Калмыкии на местах подарили им мягкую мебель и паласы. <…>».

«Трагедия достигнутой цели» — страница 5
«Речь о том, что российские земледельцы вырастили отменный урожай. Говорят даже — небывалый, рекордный. Это признают не только вице-премьер А. Заверюха, министр В. Хлыстун, но и менее заинтересованные лица. По расчетам, будет собрано больше 120 миллионов тонн зерна. Будет или нет — утверждать пока нельзя. Поскольку дело «за малым». Это «малое» заложено в той формуле, которую все взрослое население страны знает с детских лет: все выращенное — сберечь! И — пустить в дело. В дело, а не по ветру, что у нас обычно получается лучше. <…>
Сегодня мало у кого есть полная уверенность в том, что Россия, все ее жители, да и сами крестьяне, отличившиеся на ниве, ощутят в полной мере бесспорное преимущество высокого урожая над низким. <…>
С высоким урожаем получается что-то похожее, и он всяким раз застает нас врасплох. Как какая-нибудь коварная неожиданность или следствие непредсказуемых ошибок в расчетах. Хотя, если проследить, как развивались предшествующие ему события, то вроде бы неожиданностью ни для кого он оказаться не должен был.
Во всяком случае, с предельной правдоподобностью вся наша хозяйственная система имитировала реальное стремление к высокому урожаю. <…>
Но вот мы, похоже, вплотную подошли к тому, что абстрактная прежде цель стала обретать плоть. В реальную плоскость переводится вопрос о самообеспечении России зерном. Его, как вы понимаете, мы закупали и продолжаем закупать, но нынешний урожай как бы только намекнул на возможную перспективу, и политики тут же поспешили воспользоваться этим. Под еще несобранный урожай подводится политическая база — народ ведь заждался положительных сдвигов в области экономических реформ, а не просто «идеологического обеспечения» нового этапа преобразований. <…>».

«Бедные» подростки не хотят быть бедными» — страница 5
«Первое сентября ознаменовалось массовыми причитаниями пишущей братии по поводу бедных подростков, которые-де лишены счастливого, безмятежного детства, доставшегося их папам и мамам.
В канун учебного года мальчики и девочки мыли машины богатых и им же, богатым, не желающим и шага сделать, таскали за известную мзду бутерброды и питье из «Макдоналдса». Ах-ах, жаль ребятишек. Особенно — продавца газет, который в отличие от мамы учительницы, загребает до восьми тысяч в день. <…>
Кстати, один из доводов, к которым прибегают противники такого вот детского труда, состоит в том, что они, дети, дескать, слишком рано сталкиваются с теневой стороной жизни, теми же рэкетирами, находя способы поладить с ними. <…>
Сколько же временя должно пройти, пока и мы с вами научимся внушать детям: нет постыдного труда, будь то торговля, мытье лестницы в подъезде, выгуливание соседской собаки (чем сейчас, заметим, тоже промышляют и мальчики, и девочки) или что угодно другое, что позволяет, с одной стороны, учиться, а с другой — не унижаться, выпрашивая на поход в кафе или в кино с девушкой.
Впрочем, дети это уже усвоили без наших поучений. Нам, взрослым, остается их понять и тоже усвоить: продавать все, что покупают, продавать за ту цену, которую дают, не стыдно. И за бутербродом, за который кто-то готов переплатить, лишь бы не выходить из машины, тоже не стыдно сбегать. А вот воровать — у государства ли, у частного ли лица — стыдно. <…>».

«Возродилась Московская книжная ярмарка» — страница 6
«Интерес к открывающейся 7 сентября VIII Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ-93) очень велик. Более 200 российских и иностранных журналистов аккредитовано при ее пресс-центре. Участвуют более полутора тысяч книгоиздательских и торговых фирм из 37 стран. Ярмарки не было целых четыре года… <…>
Что ж, радости и огорчения оргкомитета понятны. Мы еще по инерции называемся страной читающей. И может, по инерции, еще ломимся на книжную ярмарку (500 пригласительных билетов не хватило — срочно допечатывали новые), И очереди у касс будут, и толпы у стендов. И может быть, удастся как-то покрыть те издержки, которые нанес книжному делу август 91-го, отменившим предыдущую ярмарку и разорвавший тем самым потенциальные договоры между издателями, нарушивший намечавшиеся контакты, преградивший дорогу к нам не одной интересной книге. <…>».

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 7 сентября, вторник. — № 169 (593). — 8 полос.

«Судьба Кравчука не может быть безразлична Москве» — страница 1
Подзаголовок — «Версия о передаче Черноморского Флота России за несколько часов изменилась до неузнаваемости»
«Прибыв в Киев, Леонид Кравчук заявил: «Украина флот не продала. Это не так. Решения по этому вопросу не принято никакого. Россия изъявила готовность выкупить часть украинского флота. Из тех 50%, — пояснил украинский президент, — которые мы имеем по Ялтинскому и другим соглашениям. Создаваемой комиссии предстоит определить стоимость этого флота и только после этого может быть принято решение». <…>
Обе стороны стремятся во что бы то ни стало скрыть подлинные итоги встречи, думая о внутриполитических ее последствиях.
Бесспорной пока представляется договоренность по ядерному оружию, переходящему к России. <…>
Борис Ельцин поспешил заявить на массандровской лужайке — это было эффектно! — что Черноморский флот с базами полностью переходит России в счет украинских долгов. Леонид Кравчук в аэропорту «Борисполь» сказал, что речь может идти лишь о продаже части кораблей из той доли, которая причитается Украине. <…>
Зато подобное решение вопроса о флоте — или даже намек на такое решение — делает ситуацию на Украине практически непредсказуемой и отодвигает вопрос о задолженности на второй план. <…>
Не будем сегодня спешить поздравить президента Ельцина с победой, а подождем. Очень может быть, что развитие событий на Украине в неблагоприятном направлении заставит Москву увести флот подальше от крымских берегов и попытаться изыскать энергоресурсы для Украины, даже и отбирая их у собственных, давно уже сидящих на голодном пайке регионов. А возможно, в роли такого «донора» придется выступать уже другим государствам — нестабильность на Украине может изменить не только ситуацию в России, но и во всей Европе. <…>».

[Рубрика] «Коротко» — страница 1
«Закрыли Кремль для Руцкого: Вчера в 9 часов 45 минут вице-президент Александр Руцкой не был допущен в свой рабочий кабинет в Кремле. Кремлевская охрана сослалась при этом на распоряжение начальника Главного управления охраны г-на Барсукова и руководителя администрации президента г-на Филатова. <…>».
«Подписано межгосударственное соглашение: Вчера состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с премьер-министром России Виктором Черномырдиным. После встречи вице-премьер Александр Шохин сообщил, что четырехстороннее соглашение о денежной системе может быть подписано Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Арменией к вечеру 6 сентября. <…>».

«Перевыборы — еще один мираж» — страница 2
Подзаголовок — «Лучше уж устроить аукцион по распродаже депутатских мест»
«Ельцин и его команда (и стоящие за ними номенклатурные круги) надеются, что им удастся заполучить для своих ставленников в будущем парламенте большинство мест. Но и у «деловых» кругов, стоящих за оппозицией, тоже есть и деньги, и власть на местах. <…>
И, возможно, досрочные выборы поставлены теперь президентом на первое место перед утверждением Конституции, лишь для того, чтобы найти хоть какой-то выход из тупика, в котором он оказался с конституционным проектом. <…>
Но самое главное в вопросе о выборах, на мой взгляд, заключается в том, что в России нет важнейшего условия для формирования с помощью выборов по территориальному принципу парламента, способного защищать интересы народа: отсутствуют крупные, массовые партии, могущие вести избирательную борьбу по всей стране, а затем контролировать поведение своих депутатов, не позволяя им круто изменять предвыборным обещаниям и пренебрегать интересами избирателей. <…>
Факт отсутствия в стране крупных партий буквально вопиет о том, что демократия в России не может быть установлена на основе территориальной избирательной системы. Даже если и будут в порядке исключения проходить в парламент депутаты от народа, они будут быстро подпадать под контроль номенклатурных структур или мафии. <…>
И остается только один путь к демократическому парламенту: выборы по производственному принципу, от предприятий, учреждений, творческих объединений, ассоциаций частных предпринимателей и т. д. <…>
Но для защиты от влияния номенклатуры и мафии на избирательный процесс через администрацию предприятий и учреждений необходима передача их в собственность трудовым коллективам. <…>».

«Эпопея с приватизацией Шереметьево продолжается» — страница 2
«На прошлой неделе истории с его акционированием в очередной раз перешла из заключительной снова в начальную фазу. <…>
Подготовленный ею [Госкомиссией] окончательный проект реорганизации Аэрофлота был одобрен всеми соответствующими инстанциями (в т. ч. ГПУ при президенте, Антимонопольным комитетом, Министерством транспорта и т. д.) и поступил на рассмотрение правительства. <…>
Однако выяснилось, что вся история с приватизацией Шереметьево, по-видимому, начинается снова. Министр транспорта объявил собравшимся, что он не разобрался в концепции приватизации Аэрофлота, разработанной Госкомиссией (которую поддержали руководители всех предприятий Шереметьево и 13 тысяч их работников), и предложил ее ему объяснить. <…>
Да и вообще, по словам министра, ему более по нраву административно-командная система. Стоит отметить, что, когда собравшиеся директора предприятий после этого предложили отказаться от приватизации и работать по старым методам, министр сказал, что назад пути тоже нет. <…>».

«Отношения с Вильнюсом нормальные» / Евгений Амбарцумов, председатель Комитета по международным делам и внешнеэкономическим связям ВС РФ — страница 3
Подзаголовок — «Делегация ВС России побывала в Литве»
«Хотя наш визит в Вильнюс продолжался лишь сутки, но оказался вполне плодотворным. Мы имели успешные встречи и с руководством парламента, и с президентом Бразаускасом. <…>
В этой связи, по моему мнению, не было резона заявлять о приостановке вывода войск, тем более что тут же он возобновился и состоялись их торжественные проводы. <…>
Мы, естественно, задали президенту Бразаускасу и литовским парламентариям вопрос о пресловутых 146 миллиардах, претензии на которые едва не сорвали переговоры. Президент заметил, что эти цифры были высказаны одним из членов делегации и они не отражают официальную позицию Литвы. <…>
С нашей стороны была высказана озабоченность по поводу обустройства русской общины в Литве, отсутствия у нее «крыши» в виде соответствующего здания, по поводу неустроенности российского посольства, сложности связей с Калининградом. <…>
В общем, обе стороны пришли к выводу: необходимо строить обоюдные отношения на основе принципа взаимности. <…>».

[Рубрика] «НЕГА сообщает» — страница 3
«Кыргызстан: Председатель Госкомобороны Кыргызстана генерал-майор Михаил Субанов завершил прошлую неделю встречей с послом России в Кыргызстане М. Романовым. Были обсуждены соглашения по совместному использованию военных объектов России на территории Кыргызстана и пути их реализации. <…>».
«Алтайский край: На Алтае сложилась тревожная ситуация в области здравоохранения. <…> Ухудшение медико-санитарных условий в крае, по словам А. Киричкова, привело к резкому снижению рождаемости, росту смертности, в том числе от травм. <…> В крае сложился абсолютный дефицит лекарств для лечения туберкулеза и онкологических заболеваний. <…> Несмотря на высокую квалификацию специалистов и развитую фармацевтическую отрасль на Алтае, иностранные партнеры из-за нестабильной экономической и политической ситуации в стране опасаются налаживать в крае совместные производства. <…>».

«Чем рискнут власти?» — страница 3
Подзаголовок — «Русскоязычное население и выборы в орган местного самоуправления»
«После длительного перерыва собралась на очередную сессию Представительная ассамблея русскоговорящего населения Эстонии. <…>
На сессии Представительной ассамблеи некоторыми ее участниками, в частности депутатами нарвского и силламяэского Советов, отмечалось, что горожане, во-первых, недовольны тем, что проведенные референдумы (плебисциты) так и не получили развития; во-вторых, высока вероятность создания альтернативных органов власти; в-третьих, проведение выборов по существующему закону может стать искрой для массового недовольства, беспорядков и, как следствие, анархии. Все это пугает и не устраивает Представительную ассамблею. <…>
Особенность ситуации и в том, что для участия в выборах зарегистрировалось неожиданно большое число постоянно проживающих в республике неграждан, несмотря на необходимость порой отстаивать многочасовые очереди. <…>
В прошлогодних выборах парламента «русский фактор» был не более чем составной частью предвыборной пропаганды партий и блоков. Сегодня он — заметная доля электората, способная в иных случаях решить судьбу выборов, существенным образом изменить расстановку политических сил и расшатать правящую коалицию. <…>».

«Новые реорганизации под новых людей» — страница 5
Подзаголовок — «Слепые поведут прозревших?»
«Президент объявил, что после августовской артподготовки нужно ждать сентябрьских баталий. Это во время уборки, отпусков, забастовок. А люди ждут успокоения, согласия. <…>
Август был богат известиями об альтернативных программах. Одна — относительно радикальная — от Ясина. Другая, — ей быстро приклеили ярлык «консервативная», — мол, тянущая назад, к Госплану и Госснабу, — от Минэкономики. Премьер-министр на заседании с участием президента снял покров таинственности с «Рабочей программы», мол, реформе нет альтернативы. <…>
Отступать некуда, экономикой заниматься некогда. Сзади — «шокономика», впереди — ? <…>
А публичные заявления, переписки министров друг с другом через газеты с демаршами и предложениями объединить их ведомства, понятны лишь узкому кругу. <…>
Достается Министерству экономики, многим оно мешает — в памяти Госплан. Бывший министр не успел развалить его до конца. Новый пытается наладить работу. <…>
Нужны новые сильные ходы, чтобы спасти то, что еще можно спасти. Все больше людей прозревают. Вот еще почему необходимо новое коалиционное правительство. Не стоит только разбрасываться работающими профессионалами. Как это было уже не раз. А то можно остаться в пустыне, в одиночестве. И опять все потонет в фарисействе. <…>».

«8 миллионов киловатт ежегодно» / Анатолий Дьяков, президент РАО «ЕЭС России» — страница 4
Подзаголовок — «Именно столько необходимо приращивать для нормального энергоснабжения»
«<…> В последнее время возникло противоречие между объективной целесообразностью централизованного управления отраслью на федеративном уровне и интересами республик и регионов.
Процесс акционирования в отрасли не должен снизить надежности энергоснабжения потребителей. Для этот прежде всего сохранены в качестве основных объектов акционирования производственные энергетические объединения, строительно-монтажные тресты и др. Для сохранения ЕЭС России как единого энергетического комплекса принято решение сосредоточить в одних руках все линии электропередачи и подстанции. <…>
Энергостроительные тресты, предприятия машиностроения и стройиндустрии поступают в прямую приватизацию. Однако контрольные пакеты акций по большей мере останутся у государства, которое передает их в траст РАО «ЕЭС России» сроком на три года. <…>
Предусматривается использовать внебюджетные фонды целевого назначения, создаваемые за счет отчислений от тарифов, собственные средства энергосистем, которые образуются из амортизационного фонда и отчислений от прибыли, льготные кредиты под гарантии государства, а также бюджетные инвестиции. <…>
Особое внимание при формировании системы противоаварийного управления уделяется АЭС — источникам повышенной радиационной опасности. С учетом этого предусматриваются специальные меры резервирования, призванные предотвратить нарушение технологического процесса АЭС даже при очень редких аварийных нарушениях в электрической сети, прилежащей к шинам атомных электростанций. <…>».

[Рубрика] «Коротко» — страница 4
«Из зоны в зону: В ходе встречи глав правительств СНГ, которая закончилась вчера в Москве, намечены практические меры по созданию рублевой зоны нового типа. <…> Соглашение уже парафировано Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией и, возможно, к нему присоединятся Беларусь и Таджикистан. Они делегируют соответствующие полномочия Центральному банку России. Рублевая зона нового типа предполагает также наличие общего таможенного пространства и единый эмиссионный центр в России».
«Чтобы правительство и парламент скорее договорились: Активность московских политиков на Урале вызывает ответную реакцию. Вчера на пресс-конференции Партия консолидации огласила свое заявление, в котором потребовала прямых переговоров между Борисом Ельциным и Русланом Хасбулатовым. <…>».

«Русские в «ближнем зарубежье» — страница 5
Подзаголовок — «Доклад Горбачев-фонда»
«На пороге XXI века «русский вопрос» обрел новое измерение. С распадом СССР миллионы русских не по своей воле оказались «за границей», нередко — в положении граждан второго сорта, а то и вовсе неграждан. Новый комплекс проблем сразу же сказался на расстановке сил российской политической сцены, привлек к себе пристальное внимание ученых.
Положение русских в странах «ближнего зарубежья», их вероятное поведение в обозримом будущем, политика России в этом вопросе, его воздействие на международные отношения в постсоветском пространстве, на формирование новой российской государственности — таков далеко не полный перечень проблем, которые обсуждались на ситуационном анализе в Фонде Горбачева. <…>
Участники анализа — ведущие специалисты Москвы, демографы, этнологи, историки, социолога, политологи — подчеркивали, что проблемы русской диаспоры имеют исключительное значение для будущего России, от их решения в громадной мере зависит, возьмут ли верх в отношениях между бывшими союзными республиками тенденции реинтеграции или дезинтеграции, будет ли покой на нашей земле или проблемы эти окажутся миной замедленного действия, которая взорвет все геополитическое пространство на Востоке Европы, нанесет невосполнимый ущерб мировой стабильности. <…>
Политика в отношении русских за пределами России — составная часть ее общего политического курса в СНГ. Нужно в конце концов определяться: или мы будем вместе выбираться из пропасти, в которой оказались, или окончательно отгородимся друг от друга со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Многие участники анализа высказывали известную мысль, что ни одна из республик не сможет в одиночку обеспечить динамичное развитие и конкурентоспособное вхождение в мировой рынок. Это относится и к России. Между тем она пассивна, не выполняет своей объективно предопределенной центральной роли в «постсоветском» геополитическом пространстве. <…>».

[Рубрика] «Коротко» — страница 6
«Санитарных врачей защитят с помощью оружия: В системе государственного санэпиднадзора России необходимо создать хозрасчетную военизированную службу. Такое положение уже внесено в проект Закона о государственной санитарной службе, в котором предусмотрены меры по обеспечению безопасности врачей этой службы. <…>».

«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 7 сентября, вторник. — № 172 (788). — Вып.2.- 8 полос.

«Юрий Воронин: Реформа без шока, вполне возможна» / Юрий Воронин, первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации, доктор экономических наук — страница 1, 3
«С принятием на последнем расширенном заседании Совета Министров Российской Федерации своей «Рабочей программы» правительство официально заявило, что окончательно становится на путь продолжения начатой в январе прошлого года экономической политики. Эта модель перехода к рыночной экономике основана на недопустимом «сжатии», перенапряжении сфер денежного обращения и общественного производства, форсированном отпуске цен на топливо и другие природные ресурсы.
Возникающий с ужесточением кредитно-финансовой политики острый недостаток денежных средств при постоянно растущих издержках производства ведет к кризису сбыта, недопустимым спросовым ограничениям, всеобщему инвестиционному, производственному и социальному кризису. <…>
Существует принципиально иная концепция преобразований, позволяющая сохранить в переходный период отечественную промышленность и уровень жизни людей. Она основана на том, что общие механизмы управления экономики должны сочетать не только элементы рыночных регуляторов, но и административные методы управления.
Мне, например, близка идея экономического обособления, выделения в отечественной экономике «чисто рыночного» сектора, в котором была бы сконцентрирована значительная часть существующего в экономике потенциала в виде наиболее конкурентоспособной отечественной продукции высокой обработки. Высокое качество и низкая затратность этой продукции как раз могли бы быть условием бескризисного сближения в этом секторе пропорций внутренних цен с мировыми, ввода здесь в обращение нового и свободно обратимого рубля, конвертируемого в твердые валюты по относительно высокому и единому обменному курсу и полной интеграции на этой основе данного «свободного сектора» экономики в мировое хозяйство.
При этом не готовая пока для внешней конкуренции часть отечественных корпораций и производимой ими продукции должна существовать в переходный период в рамках централизованно регулируемого сектора экономики. Обслуживаться своим «неконвертируемым» рублем. В этом секторе, в частности, пропорции между ценами на сырье и готовую продукцию будут сближаться с мировыми более плавно по мере повышения его эффективности. <…>
В такой модели могут быть временно разделены не только денежное обращение, но и кредитно-финансовая и бюджетно-налоговая системы. <…>
Такой подход мог бы, в частности помочь решить неразрешимую сегодня и неизбежную в плохо управляемой экономике проблему относительного роста государственных расходов дефицита бюджета и необходимой в целом финансовой стабилизации. <…>
В подобной модели развития могли бы, наконец, создаться нормальные условия и для развития отечественного производственного предпринимательства и новых сельскохозяйственных производителей. <…>».

«В защиту вице-президента» — страница 2
«Координаторы восьми парламентских фракций направили 6 сентября депутатский запрос на имя Генерального прокурора России В. Г. Степанкова. Они просят дать правовую оценку действий должностных лиц Главного управления охраны Президента России, не допустивших утром того же дня на рабочие места в Кремль вице-президента А. В. Руцкого и его сотрудников. <…>».

«А за поворотом — новый переворот» — страница 2
«<…> Одного дня оказалось довольно, чтобы выяснился непреложный факт — сторонники Президента не смогли выдвинуть ни одного убедительного аргумента в пользу юридической безупречности указа. Но Президент, похоже, в убедительных аргументах и не нуждался. Его план предельно ясен — вслед за этим указом в назначенный день и час должен последовать второй — о временном приостановлении деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов и о введении режима прямого президентского правления. Тоже, разумеется, временно — до принятия новой Конституции и выборов в новый парламент. <…>
Совершенно ясно, что пресловутая Межведомственная комиссия была создана с целые подготовки политического плацдарма для начала последней и решительной борьбы за власть. Компромат на вице-президента и Генеральную прокуратуру должен был создать в обществе впечатление страшной угрозы, якобы нависшей над российской государственностью вследствие коррумпированности высших должностных лиц из оппозиционного лагеря. При этом убедительность аргументации и тогда мало беспокоила организаторов сенсационных разоблачений. <…>
Другое направление — лихорадочная подготовка полулегитимных опор переворота. Судя по высказываниям самого Президента, наспех сколоченный Совет Федерации должен будет сыграть роль временного парламента на переходный период — для принятия нужной ему Конституции. Заметим, председателем, т. е. спикером этого парламента» Президент решил назначить самого себя. <…>
Поставив целью построить в России капитализм в кратчайшие исторические сроки. Президент и его окружение сделали ставку на демона сиюминутной наживы, на бешеную стихию экономического грабежа и разбоя. Идеологическое обоснование (не афишируемое ни «демократической» прессой, ни телевидением) — тезис о неизбежности эпохи первоначального накопления для России (постулат совершенно примитивный, опровергаемый опытом реформ в других странах). <…>
Запланированная авантюра настолько рискованна, что уже не выдерживают нервы у сподвижников, — отсюда и составленная Лужковым и Лобовым записка на имя Президента о полном провале народной приватизации. <…>».

«Даже без поцелуя…» — страница 2
«Егор Гайдар в прошедшую пятницу дал понять общественности, что готов вступить в предвыборную борьбу. А поскольку бороться пока больше не за что, кроме как за место депутата в поруганной всеми «говорилке» — Верховном Совете, то именно за такое рядовое место и намерен бороться недавний премьер правительства России. <…>
Нынешняя пресс-конференция Гайдара, в которой участвовал и Андрей Нечаев, как известно, бывший в гайдаровском правительстве министром экономики, сшита оказалась наскоро. Огласке подлежало лишь то, что к власти вернуться готовы и хотят. Что предвыборный блок сколочен и называется «Выбор России». Что деньги есть. <…>
В политическом документе гайдаровской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий, где в одну телегу намеренно впряглись конь и трепетная лань, чтобы подставить провалившиеся спины под предвыборный блок для своего лидера — Гайдара, ничего от экономики на этот раз нет. <…>
«Ассоциация решительно выступает в поддержку последовательной политики углубления экономических реформ, солидаризируется с теми силами в Правительстве (орфография оригинала), которую эту линию отстаивают и проводят». <…>
Таинственный пришелец, который пишет слово «правительство» с большой буквы и с кем-то в нем солидаризируется, рвется к власти и не концентрируется на конкретных пустяках, вроде урожая, приседает перед Президентом, как-то мало напоминает Егора Гайдара, каким он запомнился интеллигенции. <…>».

«Дорожка в Кремль лежит через Останкино» — страница 2
«Есть народная телепримета: если кто берется за сизифов труд объяснить народу хитроумие президентских указов — быть ему вскорости министром или на худой конец советником. <…>
Указ об отстранении от исполнения обязанностей вице-президента и первого вице-премьера был доступно объяснен гражданам прежде неведомым доктором-юристом. <…>
В «Диалоге в прямом эфире» лидеры нескольких российских регионов пытались прилюдно понять, зачем им нужен Совет Федерации, но кажется, так и не смогли осилить эту головоломку. Да и неудивительно ведь вся затея нужна лишь для устранения с политической арены российского парламента. <…>
Простенький вопрос — сколько ваш регион отдает центру и сколько получает — был замотан общеполитическими рассуждениями, что обнажило еще одну милую особенность наших властных лиц, рассуждают они бойко, а вот элементарными цифрами не владеют. <…>».

«Предварительная проверка закончена» — страница 2
«Закончила предварительную проверку материалов, поступивших из межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации, прокуратура Москвы. <…>
Изучение и анализ документов, имеющих отношение к объединению «Агрохим», фирмам, созданным с его участием, полученные в ходе проверки объяснения привели к выводу о наличии в действиях некоторых должностных лиц «Агрохима» признаков уголовно наказуемых злоупотреблений, выразившихся в необоснованном перечислении государственных валютных средств на счет предприятия, созданного совместно с фирмой «Сеабеко». В связи с изложенным возбуждено уголовное дело. <…>
В информации прокуратуры Москвы сообщается, что по заявлению члена комиссии А. М. Макарова о подготовке покушения на его жизнь Генеральным прокурором в возбуждении уголовного дела отказано. <…>
В ходе проверки установлено, что ни Д. О. Якубовский, ни В. Г. Степанков не предпринимали действий, которые могли бы свидетельствовать о подготовке убийства. <…>».

«В блокаде долгов» — страница 2
«Директор Нововоронежской АЭС В. Викин вынужден был отправить в Министерство безопасности, концерн «Росэнергоатом» и главе областной администрации А. Ковалеву послание о критической ситуации на станции в связи с растущими неплатежами потребителей электроэнергии. <…>
Ситуация, в которую попали нововоронежские атомщики, не требует комментария. Парализована хозяйственная деятельность АЭС появилась реальная угроза возникновения нештатных ситуаций при эксплуатации энергоблоков. <…>».

«Шерсть есть. Теперь бы власти клок» — страница 2
«На фермах Республики Хакасия в полном разгаре так называемая «белая страда» — идет стрижка овец. <…>
Даже если с овцы снимают хороший «урожай» — до пяти килограммов шерсти все равно не хватает полученных денег даже для того, чтобы покрыть расходы на ее содержание. <…>».

«С полуострова на остров» — страница 2
«Пока в коридорах власти думают о том, как накормить жителей Курил, который год пребывающих в жесткой продовольственной блокаде, на помощь островитянам уже пришли предприниматели с Апеннинского полуострова. Прямо с итальянской выставки «Италагропищемаш-93», проходившей в Южно-Сахалинске, на остров Итуруп отправилось оборудование мини-пекарни производительностью две тонны хлебобулочных изделий. <…>».

«Ключ от Сахалинского шельфа лежит в Газпроме, а комбинация от замка находится в Техасе» — страница 3
«Завершившийся на прошлой неделе деловой визит премьер-министра Виктора Черномырдина и США наконец-то обнажил истинную подоплеку его недавней «рабочей» поездки по Дальнему Востоку. <…>
В итоге значительно вздорожавший по сравнению с первоначальным проект стал основываться на условиях так называемого «продакшн шеллинг» — соглашения о разделе продукции из которой российской стороне достанутся в лучшем случае крохи.
Естественно что подобный оборот встревожил самих сахалинцев прежде всего газовиков и нефтяников из объединения «Сахалинморнефтегаз». Предложенный консорциумом вариант фактически выводил их из игры, создавая одновременно на удивление благоприятные условия для мощного зарубежного конкурента. Призывы же здравомыслящих отечественных ученых и специалистов, предлагавших использовать для осуществления проекта потенциал российских оборонных предприятий, томящихся нынче без заказов, и предоставлять небольшие участки шельфа различным компаниям, чтобы резко повысить эффективность его освоения, правительством с ходу отвергались… <…>
Похоже, июльская поездка Ю. Шафраника на Сахалин как раз и преследовала эту цель — убедить руководство области в правильности варианта, предложенного «ММММШ» и носила, так сказать, «пристрелочный» характер. Впрочем, то, что не успел сделать министр, с успехом завершил глава кабинета месяц спустя. <…>
В этой ситуации нелишне напомнить, что до того как стать главой правительства, В. Черномырдин долгое время был министром газовой промышленности СССР активно способствуя на этом посту преобразованию министерства в АО «Газпром». <…>».

[Рубрика] «Работает служба новостей» — страница 3
«Не отравляйте себе жизнь: Министерство окружающей среды и природных ресурсов России отрицательно относится к заключению российскими предприятиями валютных контрактов на переработку ртутьсодержащих отходов, поставляемых из-за рубежа. Одна из причин — отсутствие действенного механизма контроля за состоянием крайне опасных грузов при транспортировке. <…>».
«В долгах как в шелках: Коллектив Ижевского электромеханического завода подает в суд на Министерство обороны РФ «за ущерб, нанесенный предприятию». Большую часть продукции завода составляют военные заказы, однако они не оплачиваются — работники предприятия вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска. В цехах начался сбор подписей с требованием отставки правительства, которое «губит оборонную промышленность». <…>».

«Нижегородские социал-демократы против «потемкинских деревень» — страница 3
«Российская провинция еще недавно была политической пустыней. А сегодня здесь все больше людей, готовых и политическую беседу поддержать, и в случае чего взять в свои руки практическое дело.
Одним из таких считают в Нижнем Новгороде руководителя местных социал-демократов, кандидата философских наук Сергея Кочерова. <…>
— Каково же нынешнее состояние социал-демократии в России, и в частности, в Нижегородском крае?
— Не очень благоприятное. Раскол на последнем съезде, образование фракции «Объединенные социал-демократы», к которой принадлежу и я, ставит в повестку дня формирование более широкого и качественно нового социал-демократического движения.
— Как относится ваша организация к нынешним экономическим и политическим преобразованиям?
— Мы за рынок, за приватизацию. Однако для нас важно, чтобы реформы носили подлинно демократический, народный характер. Пока, к сожалению, этого нет. Приватизации по Чубайсу приводит к обогащению одних за счет остальных. <…>».

«Резолюция Всероссийского экономического совещания» — страница 4
«Мы, участники Всероссийского экономического совещания, отмечаем, что неуправляемость процессов в экономике страны ведет к разрушению народного хозяйства и далее недопустима. <…>
Исходя из этого и в развитие положений Декларации общенационального экономического согласия участники Совещания рекомендуют:
1. Общие принципы экономической реформы. <…>
Экономические реформы в России должны быть направлены на формирование в ней открытой рыночной экономики — конкурентной, социально ориентированной, базирующейся на многообразии и равенстве всех форм собственности и развивающейся в тесном взаимодействии с мировым хозяйством, в первую очередь с партнерами по СНГ. <…>
На ближайшее время приоритетной задачей реформы являются преодоление спада производства на базе оживления инвестиционной деятельности и снижение инфляции на основе умеренно жесткой денежно-кредитной политики. <…>
3. Приватизация и развитие предпринимательства. <…>
4. Антиинфляционные меры и кредитно-финансовая политика. <…>
Совещание поддерживает стремление органов власти и Центрального банка Российской Федерации согласованными мерами снизить темп инфляции. При этом оно высказывается против использования «шоковой терапии», ведущей к разрушению производства и безработице, за достижение поставленных целей методами умеренно жесткой финансово-кредитной политики. <…>
7. Восстановление управляемости народным хозяйством. <…>
9. Внешнеэкономическая деятельность. <…>
Принципиально важным Совещание считает активизацию курса на экономическую интеграцию с заинтересованными партнерами по СНГ создание экономического союза СНГ и обновленной рублевой зоны. При этом неотложным первоочередным шагом представляется оформление таможенного союза России с заинтересованными партнерами из СНГ с учетом ее государственных интересов. <…>».

«Москва и Киев обречены договориться, пока у людей не иссякло терпение» — страница 7
«<…> Прилетев в Киев, президент Украины в аэропорту объяснил журналистам:
— Будь у Украины хотя бы с миллиард долларов в банке, результаты переговоров были бы иными. Но следует учитывать реальность. Что касается Черноморского флота, то зря паникуете. Мы не подписали ни одного документа. Лишь договорились, что Украина продаст России часть флота. И то посмотрим, какую часть… <…>
И все же мне кажется, что на встрече в Крыму Л. Кравчук при создавшейся ситуации решился на самый оптимальный вариант. Ведь как бы ни кручинились националисты о потере флота, Украина не в состоянии поддерживать в боевой готовности уже изрядно потрепанные временем корабли, оживить обанкротившиеся судоремонтные заводы… <…>».