День за днем. 22 июля 1993 года
Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 22 июля — четверг. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий».
«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 22 июля, четверг. — № 136 (23991). — 8 полос.
«Парламент пытается отнять у народа право владеть своей собственностью» — страница 1, 2
«Под занавес вечернего заседания 20 июля сессия Верховного Совета утвердила постановление о направлении в Конституционный суд для проверки на конституционность Указ Президента «О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации» и постановления об изменениях и дополнениях в постановлении Верховного Совета «О разграничении государственной собственности»… суть которых, по определению А. Чубайса, в том, что полномочия Госкомимущества передаются отраслевым министерствам, о прохладном отношении которых к приватизации достаточно хорошо известно. <…>
А за два часа до этого события на срочно созванной пресс-конференции председатель Госкомимущества назвал такую акцию «очередной, особенно тщательно подготовленной попыткой парламента нанести удар по приватизации и интересам миллионов людей, принимавших участие в этом процессе», цель которой «просматривается, очевидно, — остановить российскую приватизацию». <…>
Даже после того, как вокруг этих документов уже бушевали страсти в средствах массовой информации, сам факт их существования опровергали публично председатель комиссии по экономической реформе В. Мазаев, заместитель председателя С. Полозков и спикер парламента Р. Хасбулатов, невнятно ссылавшиеся на подготовительный рабочий характер проектов и т. д. <…>
Уже потому, что Госпрограмма содержит положение, противоречащее свежеиспеченным постановлениям, а парламент должен взамен предложить, хотя бы для приличия, какой-то свой вариант развития приватизации. <…>
В ответ на вопрос о реакции президента на разворачивающиеся события, председатель Госкомимущества, сообщил, что Борис Ельцин находится сейчас на отдыхе и его пока решили не беспокоить. Думается, после сессии ситуация изменилась. И его вмешательство в эти события уже неизбежно: ставкой в политической борьбе стала судьба реформ, интересы многих миллионов людей. <…>».
«Накануне сакраментального парламентского решения, фактически приостанавливающего приватизацию, состоялось чрезвычайное заседание правления Лиги содействия инвестиционным фондам России. В повестке был один вопрос — обсуждение и оценка проектов известных постановлений. Слово — президенту лиги Александру Волгину.
— Члены правления лиги после знакомства с документами некоторое время пребывали в шоке. <…>
Парламент фактически проигнорировал судьбы десятков миллионов россиян, поверивших в приватизацию, в правительственную программу. То, что сделано, можно сравнить с попыткой выключить двигатель уже взлетевшего самолета. <…>
— Проекты постановлений вам прислали из Верховного Совета?
— Мы добыли их сами. Все вершилось втайне от чековых фондов. Кстати, Верховный Совет пытается «зарубить» фактически ту программу, которую сам и одобрил. <…>
— В вашей лиге, видимо, есть цифра, сколько ваучеров сегодня уже сосредоточилось в фондах…
— Есть такая цифра. Свыше 25 миллионов ваучеров. Из 150 миллионов выпущенных. Одна треть ваучеров из 25 миллионов прошла через аукционы и обменена на акции приватизированных предприятий. <…>
…Пойдет двойное, тройное налогообложение граждан, чего нет ни в одной стране мира. Но парламент пошел по другому пути. <…>
Предлагается продавать имущество не по остаточным ценам 1992 года, а по новым рыночным. В итоге на один именной счет придется имущества минимум в 30–40 раз меньше, чем сейчас приходится на один чек. Это и есть закамуфлированный, спрятанный смысл решений Верховного Совета.
И при этом парламентарии утверждают, что, вводя именные счета, они борются с распылением средств. Но ведь именные счета — это и есть самое настоящее распыление. <…>
Нетрудно предугадать, как поведут себя министерства. Они ни за что, ни за какую цену не отдадут собственность. Потому что отдать ее — значит отдать свое право командовать и управлять ею. <…>
Я уполномочен заявить от нашей лиги; мы требуем публичного обсуждения всех поднятых парламентом вопросов, касающихся изменений правил приватизации. С участием граждан, руководителей чековых фондов, специалистов. Если депутаты утверждают, что за ними стоят избиратели, то у нас не меньше аргументов, доказывающих, что за фондами — миллионы акционеров. Или тех же избирателей. <…>».
«Совет Безопасности ООН осудил постановление российского парламента по Севастополю» — страница 1
«Вопреки сомнениям, высказывавшимся в дипломатических кругах, Совет Безопасности ООН все же занялся во вторник рассмотрением украинской жалобы по Севастополю. Как обычно в подобных сложных ситуациях, вместо принятия резолюции за номером таким-то была избрана форма заявления председателя Совета Безопасности на его очередном заседании. Постановление Верховного Совета России «О статусе города Севастополя» признано не имеющим силы, сообщил корреспондент ИТАР-ТАСС из ООН. <…>
Выступивший на заседании постоянный представитель РФ при ООН Юлий Воронцов подчеркнул: «Президент и правительство Российской Федерации руководствовались и будут руководствоваться договорами и соглашениями с Украиной. В том числе, в части уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга». <…>
Совет Безопасности в заявлении своего председателя приветствовал усилия президентов и правительств России и Украины «с целью улаживать любые разногласия между ними мирными средствами»» и обратился с настоятельным призывом «принять все меры, чтобы не допустить возникновения напряженности». <…>».
«Обреченные на границе» — страница 1, 5
«Наши пограничники на таджикской границе привыкли побеждать. Еще меньше года назад в тех же местах мы сами видели одну из блестящих побед над нарушителями. <…>
Тогда все это воспринималось как должное. Вертолеты не успевали выводить с застав в Душанбе задержанных. <…>
Уже в это время на таджикско-афганской границе российских солдат и офицеров служило в два-три раза меньше положенного. Попытки пополнить их ряды за счет местных призывников провалились: новобранцы стремительно разбегались. <…>
Недостаток людей вполне компенсировался блеском побед. <…>
Надо смотреть правде в глаза, к роковому 13 июля мы таджикско-афганскую границу на огромных участках уже не охраняли. Пограничники были заперты на своих заставах и защищали лишь сами себя. Зато душманы и бойцы так называемой оппозиции беспрепятственно ходили туда и обратно, перетаскивая с собой все что угодно, вплоть до безоткатных орудий и реактивных установок… <…>
Мертвые сраму не имут. Вины солдат здесь нет. На заставе людей намного меньше, чем положено, а служба делится на тех, кто есть. <…>
В таком положении практически оказались все заставы. Защитить себя от серьезного противника они не в состоянии, как не смогут и им помочь в случае беды. <…>
Кстати, выяснилось: высадка десанта с вертолетов в тыл к моджахедам вообще не предусматривалась. И противник ушел практически беспрепятственно с захваченным боекомплектом пограничной заставы. <…>
Ни для кого не секрет — в Таджикистане для нас обстановка непредсказуема. И она во многом напоминает до боли знакомые события декабря 1979 года, когда пять советских дивизий вошли в Афганистан. <…>
В отличии от нас они [душманы и таджикская оппозиция] прекрасно знают, чего хотят: до предела ослабить границу, отсечь Горно-Бадахшанскую область, привезти туда правительство в изгнании. А потом с трех или пяти направлений ударить по Душанбе. Противостоять им таджикская армия не сможет. Нет техники, боеприпасов, ПВО и связи. <…>
Вообще, по данным разведки, основной удар придется на середину сентября. Начнут после сбора урожая. И к этому времени Россия должна определиться — уходим мы из Таджикистана или остаемся. Если остаемся, то участь 12-й заставы не должна повториться. <…>».
[Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» — страница 1
«Правительство и аграрии не могут договориться о ценах на зерно: Продолжающиеся уже больше месяца переговоры правительства России с представителями производителей зерна об установлении закупочных цен на зерно урожая 1993 г. вновь зашли в тупик. «Аграрный союз», представляющий, прежде всего, интересы крупных хозяйств, отверг предложение о введении цен на среднем уровне 50–60 тыс. руб. за тонну. <…>».
«Ростовская область отказывается пополнять федеральный бюджет: Ростовская область отказывается перечислить в федеральный бюджет 21,2 млрд. рублей. По решению Малого совета Ростовской области данная сумма будет зачтена в счет взаимных расчетов областного и республиканского бюджетов, так как задолженность последнего бюджету области составляет именно эту сумму».
«На шахтах Воркуты начались массовые увольнения горняков» — страница 2
«Первое в стране массовое сокращение рабочих происходит за счет закрытия убыточных забоев, рационализации производства. Эта мера связана с тем, что государство не в состоянии и далее поддерживать из бюджета низкопроизводительные шахты.
В связи с предстоящим массовым увольнением в Воркуте была намечена общая часовая предупредительная забастовка. Однако работа была прекращена только на двух шахтах Печорского бассейна. <…>
Что касается социальных потрясений, то гораздо опаснее для шахтеров последствия либерализации цен на уголь. В последние дни цена на него в Печорском бассейне подскочила в 7–8 раз. Трудно представить покупателя, который согласился бы на такие расходы. И вот в среду в связи с невыплатой задолженности в Воркуте принято решение прекратить отгрузку угля металлургам. <…>».
«Конфликт в Жигулях может обернуться гибелью людей» — страница 2
В национальном парке «Самарская Лука» бурно разворачиваются события, способные повлечь за собой самые тяжелые последствия. «Зеленые с риском для жизни пытаются сорвать вскрышные работы на Могутовой горе. <…>
Однако убежденные в том, что благородные цели оправдывают любые средства, борцы за спасение природы захватывают бурильные станки, блокируют разрабатываемые участки горы, а то и демонстративно ложатся возле напичканных динамитом, уже готовых к взрыву скважин. <…>
Ни вывезти «зеленых» из опасной зоны насильно, ни уговорить их покинуть ее добровольно пока не удается».
«Очередная попытка надеть узду на свободу слова» — страница 2
«В Министерстве печати и информации состоялась пресс-конференция. <…>
Министр напомнил дальше слова Василия Гроссмана о том, что сложные проблемы всегда чреваты простыми, легкими для понимания, неверными решениями. <…>
Особо министр остановился на поправках, указывающих поводы, по которым можно закрыть средства массовой информации. В их число попадает, по сути, любая попытка серьезной критики действий парламента. Что же касается наблюдательного совета, которому парламент намерен поручить защиту свободы слова, в том числе право смещать руководителей СМИ, М. Федотов обратил внимание на их предполагаемый состав: в них должны войти представители 14 фракций плюс несколько представителей президента и Союза журналистов. Большинство, таким образом, всегда будет за парламентской стороной. <…>
Сразу после заявления министра была сделана попытка устроить скандал на пресс-конференции. <…>».
«Инфляция снизилась до 4 процентов в неделю» / Ирина Горячева, Центр экономической конъюнктуры при российском правительстве — страница 4
«Центр экономической конъюнктуры при Совете Министров — правительстве Российской Федерации проанализировал оперативную информацию органов государственной статистики и сообщает, что за период с 6 по 13 июля инфляция составила 4 процента (неделю назад — 5,9 процента). Рост цен по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг значительно не различался и составил соответственно 3,9, 4,2 и 3,3 процента. <…>
Средняя стоимость набора 19 важнейших продуктов питания по состоянию на 13 июля составила 14,7 тысячи рублей в расчете на месяц и выросла по сравнению с предыдущей регистрацией на 5,1 процента, а с декабрем прошлого года — в 3,4 раза. <…>
В середине июля по сравнению с началом месяца разрыв между максимальной и минимальной стоимостью набора в различных городах России несколько сократился и составил 3,1 раза против 3,6 раза. <…>».
«Негосударственные пенсионные фонды не знают, куда вкладывать деньги» — страница 4
«Год назад у Пенсионного фонда РФ появился потенциальный соперник — Российский страховой пенсионный фонд (РСПФ). С его деятельностью еще тогда связывались большие ожидания — ликвидация монополии в пенсионном обеспечении, аккумулирование крупных средств для инвестиций, увеличение пенсионных доходов вкладчиков сверх государственной пенсии. <…>
Более того, крупные корпорации, акционерные общества, мощные предприятия и даже целые отрасли создали собственные Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). <…>
Год не прошел зря в смысле формирования новой параллельной структуры. Идет накопление опыта, отработка возможных схем пенсионных выплат (их уже 10), моделей взаимодействия с потенциальными инвесторами. Но, строго говоря, дело застопорилось по двум причинам: отсутствия государственной инвестиционной политики и нормативной базы. <…>
Ситуация с независимыми пенсионными фондами очень типична для нынешних времен — жизнь обгоняет и законодателей, и исполнителей «наверху». Осторожность понятна — речь идет о деньгах вкладчиков и твердых гарантиях со стороны государства (банковские гарантии, страхование, залог, заклад и т. д.). Но скорость принятия ответственных решений все же ничтожно низка. <…>
Уже сегодня накопления независимых пенсионных фондов исчисляются сотнями миллионов рублей и за неимением лучшего применения хранятся на банковских депозитах. <…>
Еще один существенный тормоз в деле становления НПФ — информационный голод. Учредители независимых фондов уже объединяются в ассоциацию, чтобы получать консультации, вырабатывать единую политику, методологию, обмениваться наработками. <…>».
«Федеральная программа книгоиздания пока не работает» / Сергей Кондратов, директор издательского центра «Терра» — страница 4
«Прошло десять месяцев с тех пор, как коллегия Министерства печати и информации обнародовала федеральную программу книгоиздания в России. Министерство финансов выделило для ее осуществления на 1993 год около 11 миллиардов рублей. Требовалось же, по самым скромным подсчетам, хотя бы 19 миллиардов (в ценах августа 1992 года). Однако, как говорится, и на том спасибо. <…>
Кроме финансирования отечественного книгоиздания, программа предусматривала также снижение налогов на книжную продукцию, предоставление льгот издательствам и книготорговле. <…>
Тем не менее, сам факт существования такой программы — большой шаг вперед, важное достижение. <…>
Сложный и больной вопрос в области книжной культуры, да и книжной политики вообще — комплектование фондов научных и публичных российских библиотек. <…>
Факт огорчительный, но очевидный: практически прекращен выпуск академических изданий, собраний сочинений классиков отечественной литературы. А ведь подобные издания — основа для последующих переизданий отдельных произведений этих авторов, а также для подготовки более популярных собраний их сочинений для массового читателя. <…>
В период перехода к рынку одно из наиболее важных со всех точек зрения направлений федеральной программы — бюджетное финансирование разного рода справочников, пособий, энциклопедий, имеющих целью экономическое образование самых широких слоев населения. <…>
В заключение подчеркну: обновление книжного бизнеса невозможно без ломки стереотипов. И второе: книга — дело настолько важное среди всех приоритетов государства, что, развивая его, нельзя ограничиваться провозглашением лишь программы, даже самой хорошей. <…>».
«Контрабанда в псковских лесах остается бизнесом прибыльным и безопасным» — страница 6
«Вот уже два года, как Псковская область получила статус приграничной, а граница, отделяющая ее от соседней Прибалтики, — государственной. Известно, сколь оживлен незаконный товарооборот через этот рубеж. В Эстонию, увы, десятками, сотнями тонн нелегально уходят нефтепродукты, стройматериалы, цветные и редкие металлы. Однако, по словам начальника УВД Псковской области генерал-майора милиции Станислава Осипова, ни один контрабандист не только не понес заслуженного наказания, но и не предстал перед судом. <…>
Причина безнаказанности, поясняет генерал-майор Осипов, в нынешней формулировке «контрабандной» 78-й статьи УК РФ, представляющего собой измененный и дополненный Уголовный кодекс РСФСР. И делают беззубой статью, грозящую, между прочим, сроком до 10 лет лишения свободы, четыре прописные буквы. Те самые, что поясняют, через границу какого государства не следует незаконно перемещать товар. То есть — страны под названием СССР.
Ни один следователь, утверждает начальник УВД, не рискнет сейчас представить суду доказательства контрабандистской деятельности обвиняемого. Ни один суд не вынесет приговор человеку, незаконно переместившему товар через несуществующую границу несуществующего больше государства. <…>
Пока законодатели заняты глобальными проблемами государственного устройства, российские богатства сотнями тонн уходят за границу. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 22 июля, четверг. — № 136 (560). — 8 полос.
«Тайная операция Верховного Совета» — страница 1
Подзаголовок — «Именно так назвал Чубайс депутатский демарш против ваучеров»
«<…> Кто спорит, «народная приватизация» — не самое удачное изобретение реформаторов. Но альтернативы ей нет, ее надо вытерпеть до конца. <…>
И вот, когда цена ваучера наконец-то поднялась до номинала, депутаты открытого всем ветрам и веяниям парламента неожиданно для многих парламентариев, правительства, но главное — для Госкомимущества, не дождавшись даже, появления Чубайса на заседании ВС, спешно отправляют закрепленную указом президента гарантию государства, которая дана была ваучеру, на экспертизу в Конституционный суд, что на 3–5 месяцев дестабилизирует рынок приватизационных чеков. <…>
Но когда стало ясно, что курс ваучера растет, а вместе с ним тают надежды немалого числа управленцев отхватить от госсобственности кусок пожирнее, их лобби и предприняло шага, приведшие к плохо подготовленному демаршу. Дестабилизация на рынке ваучеров выгодна сейчас только тем, кто пусть и поздно, но все же сообразил: нужно обзаводиться ваучерами как можно скорее. И желательно по самой низкой цене. <…>».
«Собственность возвращена Советам» — страница 1
Подзаголовок — «Председатель Госкомимущества в этом сомневается»
«Вслед за приостановлением действия указа Ельцина «О гарантиях права граждан России на участие в приватизации» и направлением ходатайства в Конституционный суд об оценке степени его соответствия Конституции Верховный Совет вчера принял постановление, изменившее полномочия Госкомимущества. В частности, управление и распоряжение объектам федеральной собственности (за исключением случаев, предусмотренных в различных законодательных актах) отдано правительству РФ, которое, в свою очередь, может передавать министерствам и ведомствам целый ряд полномочий. <…>
Кроме того, правительству дано право делегировать некоторые свои полномочия и субъектам РФ. <…>
Впрочем, Анатолий Чубайс полагает, что никаких особых последствий постановление не вызовет, а в Госкомимуществе уже разработаны меры для его нейтрализации. Рассказать о них подробнее г-н Чубайс отказался, попросив подождать несколько дней. <…>
Председатель комиссии по экономической реформе Владимир Мазаев по горячим следам устроил пресс-конференцию, чтобы разъяснить, что ВС ни в коем случае не приостанавливает приватизацию, приостановив указ, и не отменяет ее, отобрав у Госкомимущества исключительное право на управление и распоряжение федеральной собственностью. Г-н Мазаев также заявил, что ни через какие структуры Верховного Совета не проходили проекты каких-либо документов об отмене ваучеров. <…>».
[Рубрика] «Коротко» — страница 1
«ВС о ракетах и зарплате президента: Вчера Верховный Совет постановил, что любые международные договоры и соглашения в сфере контроля ракетной технологии (РКРТ), участниками которых является РФ, подлежат ратификации Верховным Советом. <…>».
«Создана антикризисная комиссия: Распоряжением правительства РФ создана комиссия, которая должна будет подготовить проект программы неотложных мер по выходу РФ из экономического кризиса на период до 1995 года. Председателем комиссии назначен первый заместитель председателя СМ РФ, министр экономики Олег Лобов. <…>».
«Евро-Азиатский дом без Казахстана?» — страница 2
Подзаголовок — «Идея союза славянских государств высосана из пальца»
«<…> В своем увлечении строительством новых домов, не имеющих пока не только крыши, но даже подобия фундамента, мы все больше разрушали Евро-Азиатский дом, который русская политика, дипломатия и культура возводили на протяжении столетий. <…>
Начнем с подмосковной встречи. Почему в ней не участвовал президент Н. Назарбаев или его представитель? Почему снова повторилась модель Беловежской Пущи? Объяснения, которые дают руководители трех правительств, не выдерживают никакой критики. <…>
Итак, перед нами замысел. И состоит он в том, чтобы исключить из экономического союза кавказские и среднеазиатские государства бывшего СССР. <…>
Что выиграла Россия от великого распада? Экономически не выиграла ничего. Рост доходов за нефть и газ не компенсировал падения производства из-за разрушения сложившихся хозяйственных связей. А реформу — вернее, скачок в финансовую дыру — Россия осуществила все равно вместе с другими государствами рублевой зоны. И ничего особенно хорошего мы пока не смогли сделать на нашем паровозе без вагонов: как он ни пыхтел и ни раздувал пары, он так и не выкатился из тупика, несмотря на усилия сменяющих друг друга стрелочников. <…>
Наше могущество транжирится в угоду сиюминутным интересам мелкой политики и недалеких политиков.
Впрочем, и здесь мы видим какую-то необъяснимую двойственность. Не заботясь об экономической и культурной интеграции со странами Средней Азии, мы снова готовы ввязаться в военные конфликты в этом регионе. <…>
Дилемма — союз славянских государств либо евро-азиатское общество — надумана. Точнее, она высосана из идеологического пальца. Делить такую многонациональную страну, как бывший СССР, по расовому или религиозному признаку невозможно и опасно. Это чревато распадом самой России, где есть и Татарстан, и Калмыкия, и Чечня, и Саха (Якутия). Кроме того, можно ли забывать о том, что до сих пор главным дезинтегрирующим фактором была как раз позиция славянской Украины.
Если мы будем вести себя по-умному, народы, которые прошли вместе с нами через неисчислимые исторические испытания, которые внесли огромный вклад в евро-азиатскую цивилизацию, сохранят накопленное, независимо от характера политических союзов с Россией. Если же мы пойдем по пути дальнейшего панславизма или однобокого европеизма, через несколько десятков лет наши потомки окажутся в совершенно ином мире. И поверьте — это будет худший из миров для России, пренебрегшей своими естественными союзниками. <…>».
«Дефицитный бюджет утвердят сегодня» — страница 2
Подзаголовок — «У правительства и ВС цифры разные»
«Верховный Совет вчера не получил проект уточненного бюджета 1993 года, который предполагалось принять в сведенном виде. Как заявил председатель планово-бюджетной комиссии Александр Починок, уже сложилась традиция, когда представители Министерства финансов участвуют в работе по подсчету основных бюджетных показателей. <…>
Первый заместитель председателя ВС Юрий Воронин сказал, что это саботаж, a его цель — еще раз обвинить Верховный Совет в затягивании принятии бюджета. <…>».
«Рынок и российский АПК» — страница 2
Подзаголовок — «Закупки по импорту чрезмерны»
«Не дождавшись создания обещанного правительственного Фонда поддержки сельского хозяйства, российские аграрии решили помочь себе сами. Бюджет сельского хозяйства на 1993 год равен 91 млрд. руб., тогда как необходимо 3 трлн. руб. <…>
Вчера на пресс-конференции министр сельского хозяйства Виктор Хлыстун сообщил о своем согласии с мнением двух вице-премьеров — Б. Федорова и А. Шохина — о нецелесообразности закупок сельхозпродукции за рубежом в том количестве, в каком закупалось до сих пор. <…>
Хлыстун заявил о необходимости повышения таможенных тарифов для фирм, закупающих сельхозпродукцию не по государственной линии. И все-таки предложил, чтобы 3% от объема валовой продукции всех отраслей направлялось российскому АПК. <…>».
[Рубрика] «НЕГА сообщает» — страница 3
«Кабардино-Балкария: 22 июля в Нальчике откроется 13-я сессия ВС КБР. Депутатам предстоит обсудить республиканские законопроекты о безопасности, об образовании, о культуре, о молодежной политике в КБР. <…>».
«Адыгея: 20 июля в Майкопе открылся второй всемирный конгресс черкесов. Его инициатором стала Международная черкесская ассоциация (МЧА), объединяющая представителей адыгейского, кабардинского, черкесского, шапсугского, абхазского и других народов Северного Кавказа, а также почти 3 млн. зарубежной диаспоры. <…> Главными темами конгресса станут проблемы объединения и возрождения адыго-абхазского народа, создание единого черкесского алфавита, прекращение войны в Абхазии».
«Чрезвычайное положение в республике вводиться не будет» — страница 3
Подзаголовок — «Однако тревога у президента Николаева остается»
«По словам президента Михаила Николаева, кредитная комиссия российского правительства 20 июля приняла решение о выделении республике 73,5 млрд. рублей под закупку энергоносителей для районов Крайнего Севера. А в пятницу федеральная кредитная комиссия будет обсуждать выделение Саха (Якутии) средств под закупку продовольствия и сырья. По словам Николаева, российский вице-премьер Юрий Яров заверил президента Якутии, что и этот вопрос будет решен положительно. Но тревога не оставляет президента Николаева. По его словам, по отдельным позициям товаров для северян завод осуществил на 5–10 или даже 0%, а с северных портов ни одно судно еще до сих пор не отправлено, т. к. нет необходимых товаров. <…>
Несмотря на то, что угроза смерти от холода и голода в эту зиму для северян еще не миновала, в Саха (Якутии) думают о будущей навигации. По словам президента Николаева, власти республики достигли соглашения с Москвой по созданию в Якутске собственного банка кредитных ресурсов. <…>
Этот банк позволит Якутии в будущей арктической навигации. <…>
1 июля Якутск выступил с ультиматумом: если в течение трех недель Москва не выделит ему кредита под закупку нефти и продовольствия для Крайнего Севера, то республика прекращает поставки алмазов и золота в федеральные фонды и вводит чрезвычайное положение. <…>».
«Пройдена ли нижняя точка экономического кризиса?» / Вадим Медведев, член-корреспондент РАН [группа экономического анализа Горбачев-фонда] — страница 4
Подзаголовок — «Шоковые методы перехода к рынку неприемлемы»
«<…> В стране продолжается проедание основных фондов. В некоторых отраслях этот процесс приобрел явные формы, например сброс поголовья скота, в том числе коров. Он не преодолен и в начале текущего года. <…>
Подорваны источники и стимулы инвестиционной деятельности предприятий и банков. Сохраняется жесткий налогово-финансовый прессинг. Прибыль, остающуюся в хозяйствах после выполнения финансовых обязательств, не спешат вкладывать в производство, стремятся использовать для материальной поддержки коллективов, а нередко для приобретения дорогих автомобилей и других престижных вещей. <…>
Замысел авторов шоковой терапии состоял в том, чтобы, перейдя одним махом к свободному ценообразованию, дать молодому рынку «поработать» над оздоровлением экономики, разрешить накопившиеся в ней проблемы и противоречия, выбраковать неэффективные звенья производства. <…>
Но в том виде, в каком приватизация задумана и начала практически осуществляться, она не способна решить этой задачи. Ведь дело сводится к массовому и в большинстве случаев формальному преобразованию государственных предприятий в акционерные с помощью ценных бумаг, то есть простому изменению титула собственности. В условиях, когда значительная часть производства неконкурентоспособна, это может привести к разорению массы акционеров и дискредитации самой идеи реформы собственности. <…>
Степень инфляции все равно остается очень высокой, и, главное, продолжают действовать факторы, раскручивающие все новые ее витки. Опасность гиперинфляции не миновала.
Весьма значительного инфляционного эффекта следует ожидать от отпуска цен на уголь. <…>
Во-первых, в экономике опять накопился большой «инфляционный навес» в виде огромной потребности в кредите со стороны нового критического нарастания суммы неплатежей в народном хозяйстве предприятий различных отраслей хозяйства.
<…>
Не даст оснований говорить о прохождении нижней точки экономического спада и динамика дефицита государственного бюджета. <…>
Создается впечатление, что, пребывая в состоянии неопределенности и растерянности, утрачивая реальные рычаги воздействия на важнейшие экономические процессы, правительство ждет чуда и хватается за любые малозначительные колебания конъюнктуры, чтобы объявить о выходе из кризиса. И это вместо того, чтобы разработать и ясно изложить активную экономическую политику, энергично осуществлять антикризисные меры. Ведь экономическая программа нынешнего правительства так и остается неясной, а его практическая деятельность отличается крайней противоречивостью. <…>».
[Рубрика] «Коротко» — страница 4
«Не помогайте больше слабым: Верховный Совет РФ, обсуждая проект бюджета, решил не образовывать фондов финансовой поддержки сельского хозяйства и угольной промышленности. С такой идеей выступило правительство, чтобы установить специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для аккумулирования средств поддержки приоритетных отраслей. <…>».
«Валюта нужна всем: В середине июля этого года совместно с налоговыми, финансовыми и правоохранительными органами начата проверка на местах законности реализации товаров (услуг) за иностранную валюту в столице. <…>».
«ГРЭС остановится из-за неплатежей: На грани остановки оказалась крупнейшая электростанция Республики Коми-Печорская ГРЭС. Причина в том, что объединение «Севергазпром» прекратило поставки ей основного топлива — природного газа из-за большой задолженности и неплатежей. <…>».
«Судьба лейтенантов» — страница 6
Подзаголовок — «Реформа армии идет, но офицеры все еще находятся на положении крепостных»
«<…> Часть, к которой они принадлежат, выполняет функции, связанные с обеспечением безопасности России, и входит в состав российских вооруженных сил. Однако все находящиеся на ее территории имущество, жилые здания и технические сооружения являются уже собственностью суверенного Казахстана, которой военные только пользуются, но отнюдь не владеют. Такой парадокс стал причиной того, что гарнизонное хозяйство разваливается не по дням, а по часам, восстанавливать же его просто некому. Содержащая гарнизон Россия не собирается вкладывать деньги в ремонт и поддержание в порядке не принадлежащей ей собственности, а у Казахстана для этого просто нет денег. <…>
Однако в этом смысле служащие в Казахстане военные оказались даже в худшем положении, чем их братья по касте в самой России. Из-за регулярных задержек выплаты жалованья все повышения и надбавки, которые вводятся в российской армии, доходят до части с многомесячным опозданием и никак не поспевают за ростом цен. <…>
Говоря об армии, представители российского генералитета неизменно считают своим долгом упомянуть о том, насколько болезненно идет ее сокращение, как трудно отправлять еще способных принести пользу отечеству офицеров в отставку, и что этот процесс, возможно, стоит замедлить. <…>
С переходом на контрактную систему комплектование войск армейскому руководству, вполне возможно, придется решать не то, куда деть «лишних» офицеров, а проблему прямо противоположную: как сохранить хотя бы минимальную численность войск в гарнизонах, подобных балхашскому. Но в любом случае абсолютно точно, что, если уж приходится сокращать армию, первым из нее следует отпустить тех, кто желает ее покинуть добровольно, ничего не требуя взамен. Тем более что молодым двадцатидвухлетним ребятам намного легче перестроиться и начать новую жизнь, чем профессиональным военным, отдавшим армии десятилетия. А государство только на пенсиях и выходных пособиях сэкономит в этом случае не один миллиард рублей. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 22 июля, четверг. — № 139 (755). — Вып.2.- 8 полос.
«С теми, кто выворачивает карманы граждан, не будем консолидироваться» — страница 1
«Недавно состоялась конференции «Гражданского союза» московского региона. Кроме руководителей региональных организаций «ГС», в ней приняли участие лидеры политических партий, входящих в это объединение центристов на федеральном уровне.
Известно, что Демократическая партия России отозвала своих представителей из центральных структур «ГС». Выступивший на конференции лидер ДПР Николай Травкин объяснил этот шаг руководства своей партии нарушением принципа равноправия политических сил, входящих в «ГС», а также тем обстоятельством, что от его имени принимаются решения, в которые не посвящают партнеров по «Гражданскому союзу». <…>
Однако, пожалуй, главное, что сплотило партнеров по коалиции, — это тяжелое экономическое положение столичного региона и совместные политические инициативы, направленные на то, чтобы это положение изменить. <…>
Предполагалось, что экономический союз не будет носить политического, военного и идеологического характера. <…>
Можно и нужно ставить вопрос о политико-оборонительном союзе, о едином геополитическом и гуманитарном пространстве. <…>
Ораторы предупреждали об опасности применения в России «беловежского варианта». <…>
А. Руцкой остановился также на вопросах социально-экономического курса и политической тактики «Гражданского союза». Он защищал идею создания новой центристской «коалиции гражданских сил», заявив, что иного пути противостоять «денежным мешкам» нет. Поиск союзников на ином политическом фланге был бы гибельным для центристов. <…>
Несомненно, что апеллировать в нынешней ситуации к правительству и Президенту бессмысленно, утверждали выступавшие. <…>».
«Против возрождения тоталитаризма» — страница 1
Подзаголовок — «Заявление участников совещания-семинара председателей районных Советов народных депутатов Центрального и Волго-Вятского районов»
«На долю нашей страны и ее многонационального народа выпали нелегкие испытания, связанные с проведением широкомасштабных реформ. Эти испытания вызваны как объективными трудностями так и многочисленными ошибками в выборе направлений и методов преобразований.
В этой тяжелой ситуации для облегчения жизни народа требуются не конфронтация и поиск врагов, а объединение усилий согласие и соблюдение законов Российской Федерации. <…>
Нам понятно, что некоторым коррумпированным должностным лицам, занимающимся под видом реформ разграблением и разбазариванием национального достояния России, не нравится контроль со стороны Советов. <…>
Мы заявляем, что Советы народных депутатов выступают против возрождения тоталитаризма, под какой бы личиной он ни маскировался. Любые попытки противопоставить Советы демократии — антиконституционны. <…>
Мы выступаем за то, чтобы органы государственной власти и управления перестали наконец говорить о реформе и дальнейшем развитии органов самоуправления, а реально передавали им полномочия, прежде всего контрольные, на деле обеспечивали подлинное самоуправление и самофинансирование. <…>
Сегодня местное самоуправление — практически единственная система власти, непосредственно работающая с населением и занимающаяся решением его социальных проблем. <…>».
«Приватизация не приостанавливается» — страница 1, 2
«Как сообщалось в нашей газете, во вторник, 20 июля, на своем дневном пленарном заседании парламент принял ряд важнейших законопроектов. Не менее важные обсуждались и на вечернем. <…>
Представитель Министерства обороны добавил, что сегодня во всех гарнизонах и военных городках семьи военнослужащих ждут, когда начнется реализация этой программы, которая помимо прочего будет способствовать успешному ходу военной реформы. <…>
Затем председатель Комиссии по экономической реформе В. Мазаев рассказал депутатам о ситуации, сложившейся вокруг Указа Президента за номером 640 «О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации». Дело в том, что, несмотря на неоднократные запросы парламентариев Госкомимущество, нарушая все сроки, так и не представило программы приватизации на 1993 год. Вместо этого появился упомянутый Указ Президента, в котором не учтены требования ВС о корректировке хода приватизации. <…>
В связи с этим депутаты приняли постановление о направлении в Конституционный суд ходатайства о проверке конституционности Указа Президента за номером 640, имея в виду возможную приостановку действия. <…>
Речь отнюдь не идет о приостановлении программы приватизации и отмене ваучеров, о чем с подачи Госкомимущества так громко поспешили раструбить некоторые средства массовой информации. Наоборот, ВС готов поддержать и развивать приватизацию и выступает за сохранение системы ваучеров как было подчеркнуто на заседании, и все слухи об их отмене являются элементарной дезинформацией.
Главное же в предложенном депутатами постановлении — это передача полномочий по распоряжению и управлению федеральной собственностью от монополиста Госкомимущества к коллективному органу — правительству РФ. <…>
В конце дня депутаты приняли обсужденное ранее и доработанное с учетом замечаний постановление «О работе над проектом новой Конституции РФ». <…>
Создалось впечатление, что взятый накануне тайм-аут требовался как Госкомимуществу, так и кое-кому из депутатского корпуса, чтобы лучше осмыслить предложенный проект и возможные последствия столь ответственного решения, каковым является передача прав, распоряжений и управления федеральной собственностью от Госкомимущества правительству Российской Федерации. <…>».
«Правительство проводит антинародную и антирыночную политику» — страница 1, 2
«На дворе середина лета, а страна до сих пор не имеет закона о республиканском бюджете на год. Почему? Об этом мы попросили рассказать председателя Совета Республики Верховного Совета Вениамина Соколова.
— Вениамин Сергеевич, одно из обвинений, которое постоянно выдвигается в адрес Верховного Совета, состоит в том, что до сих пор им не рассмотрен бюджет, в результате чего правительство вынуждено выкручиваться как может. Основательны ли эти обвинения?
— Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться в прошлый год. Проект бюджета на 1993 год правительство возглавляемое еще Егором Гайдаром, должно было представить к 15 сентября 1992 года. <…>
Только 30 ноября в Верховный Совет пришло бюджетное послание, которое не выдерживало никакой критики. <…>
После того как Виктор Черномырдин стал премьером, мы попросили к концу декабря представить уточнения и разъяснения по законопроекту. Однако правительство соизволило их прислать лишь 25 января, то есть тогда, когда финансовый год уже был в разгаре. <…>
Но и этот документ мало чем отличался от старого. <…>
И только 25 мая государство, наконец то, обрело документ, не только отражающий доходы и расходы, но и с помощью которого можно воздействовать на финансовую, налоговую, инвестиционную и внешнеэкономическую политику. <…>
— А что же сегодня обсуждает Верховный Совет?
— Мы рассматриваем вовсе не тот документ, который представило правительство, а фактически заново разработанный. Это вынужден был сделать сам Верховный Совет. <…>
— Вениамин Сергеевич, как известно, правительство считает, что инфляционные процессы обусловлены главным образом огромным дефицитом федерального бюджета и политикой Центробанка в области кредитов. А все остальное, дескать, не так важно. А вы как считаете?
— По-моему, главная причина лежит за пределами этих двух явлений. Взять хотя бы факты, изложенные в письме вице-премьера министра финансов Бориса Федорова на имя Руслана Хасбулатова в котором приводятся данные о помощи развивающимся странам. Россия израсходовала на эти цели в прошлом году 17 миллиардов долларов, что составило 21,4 ее валового продукта. <…>
— Складывается впечатление, что правительство намерено экономить на самом насущном…
— Почему складывается? Так оно и есть! <…>
— Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы изменить положение?
— Принципиально изменить политический и экономический курс. Это само собой предполагает и смену тех, кто проводит его. Политику нынешнего правительства я еще полтора года назад назвал на одном из Съездов народных депутатов антинародной и антирыночной. Мало что изменилось. <…>».
[Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» — страница 1
«Госкомимущество предупреждает…: Вчера Госкомимущество России выступило с заявлением по поводу принятых на днях Верховным Советом решений, касающихся вопросов приватизации. Принятые Верховным Советом России решения, — сказано в заявлении, — тщательно спланированная попытка уничтожить приватизацию, являющуюся ключевым элементом экономической реформы… Налицо стремление реанимировать централизованный номенклатурный уклад экономики. <…>».
«Протестанты протестуют: 14 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Этот закон одобрен Патриархом Московским и всея Руси. <…>».
«Пламя конфликта может дотянуться до России» — страница 2
«Много острых вопросов возникло у группы депутатов Российского парламента, побывавших на таджикско-афганской границе для изучения обстоятельств нападения на 12-ю погранзаставу. Их сформулировал на состоявшемся в Белом доме совещании трех парламентских комитетов руководитель делегации Георгий Куц. <…>
— Если мы попытаемся спрогнозировать развитие событий, то увидим, что нам грозит вторая афганская война, — заявил Иона Андронов. — На удары по своей территории моджахеды будут отвечать новыми ударами. Это заставит России постоянно наращивать свои военные контингенты на границе — и в какой-то момент война может стать неизбежной. <…>
Подводя итоги дискуссии, председатель Комитета по международным делам Евгений Амбарцумов назвал некоторые ключевые элементы формирования политической стратегии России в регионе. Прежде всего необходимо способствовать политическими средствами урегулированию обстановки в Таджикистане, проводить там гибкую линию, избегая таких крайностей, как широкомасштабное применение войск или, наоборот окончательный уход из этой страны. <…>».
«Будет ли светло полярной ночью» — страница 2
«Корреспондент «Российской газеты» встретился с председателем Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера Владимиром Кураминым. Разговор шел о бытовых проблемах северян. <…>
— Год назад в эхо же время в северные районы было завезено 35 процентов необходимого объема продовольствия, топлива. А сейчас?
— На 1 июля завезено 14,5 миллиона грузов из запланированных 53 миллионов тонн, то есть 29 процентов. <…>
— Что же мешает обеспечить северян сполна и своевременно?
— Трудности, общие для всей страны. Продолжается распад хозяйственных связей. Новое же — на основе экономических рычагов — только зарождается. Другая причина — позднее и недостаточное выделение кредитов: в прошлом году — в июне, в этом — в марте. <…>
— Причина — только в затягивании вопроса о кредитах?
— Не только. После распада Советского Союза весь танкерный флот — транспорт для топлива — очутился за границей, главным образом в Латвии, по месту приписки. На правительственном уровне долго решали вопрос о его фрахтовании (для этого необходима валюта). Теперь дело за Минфином. <…>».
«О курсе экономической политики правительства» — страница 4
«В постановлении VII Съезда народных депутатов Российской Федерации в декабре 1992 года с тревогой отмечалось ухудшение экономической ситуации в стране, углубление кризисных явлений. Деятельность правительства была признана неудовлетворительной. В месячный срок ему предлагалось представить Верховному Совету комплекс мер по преодолению кризисной ситуации. Однако, разработанные правительством «Меры по выполнению постановления VII Съезда народных депутатов РФ «О ходе экономической реформы» (18.01.93 г.) и «План действий по реализации экономической реформы в 1993 г." (март с.г.) представляют собой скорее свод нормативных актов для самих министерств и ведомств, а не комплексный план преодоления переживаемого страной экономического кризиса. <…>
Анализ доклада В. Черномырдина на заседании Совета Министров 29 апреля 1993 г. дает основание полагать, что правительство не учитывает просчетов предшествующей команды Е Гайдара в области взаимодействия производства инвестиционной активности и инфляции. По мнению многих специалистов, спад производства и инвестиционной деятельности был спровоцирован массовым повышением цен в начале 1992 г. И в течение 1992—1993 гг. прослеживалась устойчивая зависимость между продолжавшимся падением производства, инвестиционной активности и инфляционным ростом цен. Представляется, что первоочередная задача стабилизации производства состоит сегодня в обуздании инфляции посредством государственного регулирования цен и доходов. <…>
Существенным недостатком правительственной программы является отсутствие организационно-правовой основы ее реализации. <…>
Однако основные положения государственной селективной структурной политики в известной степени находятся в противоречии и с планом действий самого правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году. <…>
Проведение же политики либерализации экономики при отторжении элементов государственного управления без направленного стимулирования инвестиционной активности практически исключает достижение каких-либо существенных структурных преобразований. <…>
Правительство намерено впредь активно использовать свое право законодательной инициативы, добиваться внесения изменений и дополнений в действующие законодательство и нормативно-правовую базу, а также инициировать проекты новых законов. <…>
Вместе с тем исполнительная власть все еще не нашла путей решения двух кардинальных проблем: усиления социальной защиты граждан и противодействия катастрофической инфляции, невиданному обесценению денежных накоплений. <…>
В заключение следует отметить, что правительство В. Черномырдина отличается в целом от предшествующего ему, более взвешенным подходом в осуществлении экономических реформ, регулировании текущих проблем и проведении структурной политики. Переходя к более селективной, предметной политике, правительство разработало внушительный пакет программ и мероприятий, которые, однако, не всегда взаимоувязаны друг с другом.
Экономика в очередной раз стала заложницей политики. <…>».
«Была когда-то сила у ЗИЛа» — страница 4
«<…> ЗИЛ сегодня — это 14 заводов, сто тысяч работников. Называется красиво — концерн. Были годы, когда ЗИЛ выпускал более 200 тысяч грузовиков в год. Теперь — едва 150, и те, как видно, нездорово расходятся. Дело в том, что главные потребители (армия и село) резко снизили объемы закупок — нет денег. <…>
Тут еще прибавляется очевидная проблема кадров, хотя президент АМО ЗИЛ В.Т. Сайкин пытался сделать вид, что такой проблемы нет. <…>
За всем этим прячется нищета некогда всемогущего предприятия. Когда были «флагманом» стоило заикнуться — и все к их услугам. Теперь просят у правительства валюту на импортные комплектующие. Правительство ездит на «ЗИЛах», но помочь не спешит — как уже стало привычным, только обещает. Да разве один ЗИЛ с протянутой рукой в России?! <…>».
«Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности правоприменительной практики обжалования работниками прокуратуры увольнений и наложения на них дисциплинарных взысканий, сложившейся в результате применения статьи 218 Кодекса законов о труде Российской Федерации, статьи 40 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 23 Положения о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 года» — страница 6
«Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации» — страница 6