«Multiple traditions, multiple transitions, multiple modernities»
Название семинара можно перевести как «Множественность традиций, множественность переходных периодов, множественность модернизаций». Такое сложное словосочетание отражает комплексный и объемный характер тем, которые были предложены в ходе дискуссии. Вот лишь некоторые из них: «Религия как источник социального сближения и формирования идентичности», «Религиозная благотворительность, социальное обеспечение, гражданское общество», «Государство и церковь», «Межрелигиозный диалог и коммунизм в контексте миграции».
Интересным был и круг участников. По традиции, конференцию открыл один из руководителей «Диалог Европа-Россия» бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель. На пленарном заседании выступили видные деятели церкви и гражданского общества — председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн, один из ведущих американских специалистов в области религии и ее социальной роли профессор Бостонского университета Петер Бергер.
В ходе пленарной дискуссии и сессий высказывались разные мнения о роли религии в современном обществе и о том, как относятся к церкви люди. Многие конфессии по-разному подходят к таким проблемам современного общества, как семья, брак, моральные ценности. В этом плане есть трения между традиционными религиями (католицизм и православие) и новыми конфессиями в протестантизме, которые занимают более мягкую позицию в отношении однополых браков, размывания института семьи.
В рамках сессии, посвященной отношениям между церковью и государством, состоялся продолжительный разговор о взаимоотношениях между русской православной церковью и государством — они исторически характеризуются значительной близостью. После распада СССР и падения коммунистической системы связи между государством и церковью стали приобретать новый характер. Этой теме было посвящено сообщение заместителя директора Фонда Ельцина Евгения Волка. «Борис Николаевич Ельцин и формирование нового типа отношений между государством и церковью в 1990-х годах» — это и о принятии законов о религиозных объединениях, и об упразднении в ноябре 1991-го печально известного Совета по делам религий — организации, которая контролировала все аспекты деятельности религиозных организаций на территории СССР, и, наконец, о формировании нового типа отношений между государством и церковью. Нельзя не вспомнить роль РПЦ в решении политического конституционного кризиса 1993 года, когда Алексий II и митрополит Кирилл взяли на себя посредническую миссию в урегулировании кризиса, что привело к определенным результатам. И не их вина, что кровопролития не удалось тогда предотвратить.
К сожалению, после ухода Бориса Николаевича многие тенденции к преодолению негативного наследия прошлого в отношениях церкви и государства оказались размыты. Ведь формирование качественно новых отношений основывалось на и на личных симпатиях Ельцина и Алексия II. Об этом вспоминает супруга первого Президента:
Участники дискуссии сошлись в том, что необходим более интенсивный и плодотворный диалог между РПЦ и западными христианскими течениями — ради сохранения традиционных ценностей, в борьбе с размыванием основ, заложенных в Священном Писании.