Главное «Зеркало» уехало в Китай

Раз в год Ивановская область становится центром мирового кино. Международный кинофестиваль «Зеркало», носящий имя великого режиссера Андрея Тарковского, прошел на его родине в 7-й раз. Поддержку фестивалю оказывает Фонд Ельцина.
 
В основной конкурсной программе - десять фильмов из разных стран: Австрия, Германия, Бельгия, Мексика, Китай, Восточная Европа и Россия. Все картины объединяет нестандартный подход к сюжету и способам его воплощения.
- Все это - авторское кино. Мы исходили из критерия художественного качества. Думаю, что большую часть фильмов Андрей Тарковский посмотрел бы с интересом, - поделился мыслями программный директор кинофестиваля Андрей Плахов.
Главным событием кинофорума стала презентация архива Тарковского, недавно выкупленного анонимными российскими предпринимателями на аукционе Sotheby’s за 1,3 миллиона фунтов. Среди документов - рукописи, личные письма, аудиодневники, публикации зарубежной прессы, черновик письма режиссера Брежневу, а также цикл фотографий и стенограмма пресс-конференции в Милане, на которой Тарковский объявил о своем решении остаться на Западе. Кое-какие аудиокассеты уже оцифровали — голос Тарковского можно послушать здесь же, одновременно рассматривая финальную версию сценария «Ностальгии»; ведется работа по оцифровке всего архива.
- Это символический акт, когда часть души Тарковского возвращается на свою Родину, - сказал Павел Лунгин, президент кинофестиваля «Зеркало».
Архивную экспозицию можно было увидеть в Культурном центре Андрея Тарковского в Юрьевце. Родину режиссера посетили гости и участники фестиваля, в том числе Рэйф Файнс. Известный британский актер два года назад возглавлял жюри «Зеркала»; сейчас он готовится к съемкам в фильме Веры Глаголевой по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».
Именитые гости побывали в доме Тарковского, где он жил до девяти лет. По традиции, зародившейся еще на первом фестивале, члены жюри посадили яблони в саду у дома режиссера и ударили в колокол.
Местные жители считают, что благодаря фестивалю и город Иваново, и вся область меняется в лучшую сторону: улицы стали значительно чище, появились регулярные авиарейсы из Москвы, а в кинотеатрах появляется авторское кино. Представители местных киносетей ходили на все показы и наблюдали за реакцией зрителей, которая была неизменно восторженной.
Приз зрительских симпатий получил режиссер Алексей Федорченко. За его фильм «Небесные жены луговых мари» (к слову, совсем недавно получившего Гран-при «Кинотавра») публика проголосовала даже несмотря на то, что реплики персонажей остались ей непонятными.  Произошла накладка, и жители Иванова смотрели фильм на марийском языке, без русского перевода.
Специальный приз за вклад в киноискусство вручили вдове Алексея Германа и его сыну.
Гран-при фестиваля достался дебюту китаянки Хуан Цзи, которая в 2012 году взяла одного из «Тигров» Роттердамского кинофестиваля. «Яйцо и камень» - минималистичная драма о 14-летней девочке в женоненавистническом Китае. Ей сложно найти себе место в обществе, где ценятся только мальчики, потому что их с детства можно эксплуатировать на тяжелой работе. Хуан Цзи наделала на родине много шума, став одной из немногих женщин-режиссеров, получившей главный приз международного кинофестиваля, но из-за жестко поставленной проблемы в фильме так и не получила прокатную лицензию на родине. В Плес она приехала с годовалой дочкой Тихиро, которую вместе с мужем-японцем Рюдзи Оцука (он еще и оператор ее дебютного фильма) назвала в честь главной героини мультфильма Хайо Миядзаки «Унесенные призраками».
Победительница увезла с собой статуэтку в виде крыла на фоне зеркала и 50 тысяч долларов — это половина призового фонда. Еще 50 тысяч разделили поровну режиссеры Дэниэл Хесль и Мира Форнай. Австриец Хесль — автор фильма «Солдат Жаннет» о женщине-антифеминистке — получил приз за профессиональные достижения. А Форнай, мастеру из Словакии, достался приз за лучшую режиссуру при создании фильма «Мой пес киллер».
 
Фото с сайта tarkovskyfest.ru