День за днем. 19 февраля 1993 года
Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 19 февраля — пятница. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и газеты «Известия»
«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 19 февраля, пятница. — №32 (23887). — 16 полос.
«Российские власти перед выбором: либо компромисс, либо референдум» — страница 1, 2
«Президент Борис Ельцин, как известно, направил парламенту свой проект соглашения федеральных органов исполнительной и законодательной властей по стабилизации конституционного строя на период до принятия копой Конституции России. Он получил также предложение рабочей группы Конституционной комиссии и председателя Комитета по законодательству Верховного Совета Российской Федерации.
Для выработки соглашения сформирована рабочая группа. Назначенный членом группы вице-премьер С. Шахрай на пресс-конференции снял «покров неизвестности» с принципов, которые вносит в проект соглашения президентская сторона. Смысл их в том, чтобы объявить 1993 год годом экономики и предоставить свободу действий правительству для осуществления антикризисных мер. <…>».
«Выход российской прессы в странах СНГ может быть прекращен» — страница 1
Подзаголовок — «Причина — непомерные таможенные пошлины на вывоз из России газетной бумаги»
«В феврале Таможенный комитет России ввел новые пошлины на вывоз за пределы республики, в том числе и в страны СНГ, газетной бумаги. Отныне этот сбор составляет 130 экю за тонну (по курсу рубля на середину февраля — 84 тысячи рублей за тонну!)
Много это или мало, следует судить не по количеству «деревянных» рублей, а в сопоставлении с ценой бумаги на внутреннем рынке России. <…>
…При нынешних пошлинах печатать, возможно, будет нечего. Когда в Соликамске и Кондопоге купленная «Известиями» бумага грузится в типовой 40-тонный вагон, ее стоимость — 1,92 миллиона рублей. Прибавим к этому плату за доставку — в среднем 800 тысяч. Итого — два миллиона? Нет. Таможенная пошлина составляет 3,36 миллиона плюс налог на добавленную стоимость — 20 процентов, или 540 тысяч. Всего получается 6,62 миллиона, или 165 тысяч за каждую тонну.
Такие расходы, будучи чистой воды форс-мажорными обстоятельствами, в стоимость подписки на российские издания за рубежом не включались. Ведь подписная кампания проходила осенью прошлого года, а новые пошлины ввели нынешним февралем. <…>».
«Горняки прекратили голодовку» — страница 1
«В пятницу состоится конференция по выборам директора шахты «Воргашорская». Выборы пройдут на альтернативной основе.
Такое решение приняли горняки шахты после того, как по решению суда из-под стражи под залог был освобожден председатель профкома независимого профсоюза шахты Иван Гуридов. Залог в сумме одного миллиона рублей был внесен профсоюзом. Голодовка на шахте прекращена. В субботу будет официально прекращена и забастовка. Правда, никому не запрещается выходить на работу уже сейчас».
«Вокруг нефти ожидаются невиданные политические баталии» — страница 2
«Безрадостную оценку состояния базовой отрасли в моем первом публичном выступлении, в ходе встречи с руководителями средств массовой информации дал новый министр топлива и энергетики России Юрий Шафраник.
В наиболее запущенном состоянии находится угольная промышленность, которую министр назвал основным стабилизирующим фактором экономики. Однако, подчеркнул он, угля не хватает сегодня, а будет еще меньше. <…>
Следующим по остроте вопросом министр считает состояние нефтедобывающей промышленности. Добыча нефти в России сократилась по сравнению с показателями в СССР вдвое и составляет сейчас лишь 350 миллионов тонн. Если не будут приняты кардинальные меры по сдерживанию спада, то в 1993 году добыча сократится еще на 20 миллионов тонн. А это грозит тем, что в следующем году Россия выйдет на уровень собственного потребления и прекратит экспорт нефти, обрубив основной источник поступления валюты в страну. <…>».
«Поезда стоят перед причалами» — страница 2
«Тревожная ситуация сложилась в морских портах России, где в ожидании выгрузки стоят десятки поездов. Почему же остановился транспортный конвейер? Рассказывает начальник отдела обеспечения выгрузки Главного управления перевозок МПС В. Тарасов:
— Только на одной Дальневосточной дороге скопилось 11 тысяч 300 вагонов с экспортными грузами, что в три с лишним раза больше нормы. <…> Причин образовавшиеся здесь заторов много. Это и неритмичная работа портовиков, и отсутствие дополнительных складских помещений, и вышедшая из строя техника, отремонтировать которую трудно, поскольку нет необходимых запчастей. Но, конечно, главное, почему буксует транспортный конвейер, — нехватка судов на рейдах морских портов. Да и откуда им взяться? Собственный наш флот чуть ли не в полном составе бороздит моря и океаны вдали от родных берегов, зарабатывая валюту. <…> Министерства морского флота СССР в апреле прошлого года, которое тесно сотрудничало с фрахтовыми компаниями всего мира, некому больше держать связь с зарубежными партнерами и информировать их об имеющейся выгодной работе. Созданный вместо упраздненного Минморфлота департамент морского флота России не стал этим заниматься и поручил вести фрахтовку судов самим пароходствам. А им пока не под силу решить эту проблему: контакты с компаниями до сих пор не налажены.
Вот и приходится докерам и грузоотправителям ждать, когда в порт зайдет какой-нибудь корабль с грузом для нашей страны, и уж тогда зафрахтовать его. <…>».
«Потребкооперация начала жизнь по новому уставу» — страница 2
«На первом общем собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации — высшего органа Центросоюза РФ — состоялось переучреждение этой организации в соответствии с законом «О потребительской кооперации в Российской Федерации и принят новый устав этой организации. <…>
Обновленный Центросоюз, тем не менее, не удовлетворен своим нынешним положением. Общее собрание обратилось к президенту РФ, руководителям парламента и правительства с просьбой приравнять систему потребкооперации по кредитованию, материально-техническому обеспечению и другим льготам к агропромышленному комплексу.
Председателем правления Центросоюза единогласно избран единственный кандидат на этот пост, прежний председатель Валентин Ермаков. <…>».
«Рынок СНГ остается приоритетным для России» — страница 2
«О торгово-экономических отношениях со странами СНГ» — так был сформулирован главный вопрос повестки дня заседания президиума правительства РФ, состоявшегося 18 февраля под председательством В. Черномырдина. <…>
<…> Благодаря отчаянным усилиям в минувшем году все же удалось создать правовую основу сотрудничества. Однако результаты его малоутешительны. В соответствии с подписанными межправительственными соглашениями поставки России в ближнее зарубежье были выполнены примерно на уровне 70 процентов. <…>
Продолжительная дискуссия по докладу в конечном итоге сконцентрировалась вокруг давно наболевшей проблемы: каким отношениям отдавать приоритет
— в рамках СНГ или двусторонним? Приводили примеры, когда многие коллективные решения оставались на бумаге, да и в двусторонних связях не соблюдались договоренности. <…> Решено поддерживать безальтернативные экономические связи, когда один специализированный завод — на все Содружество. Или работающие связи. В остальном нужно постепенно переходить на свободную торговлю. <…>».
«Споры о ракетах продолжаются. Опасность остается» — страница 2
«После публикации «Известий» [№29 от 16 февраля] о проблемах поддержания ядерной безопасности стратегического оружия в Украине Министерство обороны этой страны все же признало факт неисправности ракет, находящихся там на боевом дежурстве, грубые нарушения графика регламента работ как на самих стратегических ракетах СС-24, так и на их боевых блоках. <…>
Ассошиэйтед Пресс информирует, что в неполадках, возникших с регламентным обслуживанием ракетных комплексов, Украина обвинила Россию, так как та отказалась их проводить, пока не будет определен государственный статус стратегических ядерных сил, расположенных на территории Украины.
В свою очередь, российские ракетчики обвиняют украинских коллег в том, что те не заключили соответствующих договоров с российскими предприятиями на проведение таких работ и не выделили на это необходимых финансовых средств. <…>
Кто прав в этом споре и кто не прав, на наш взгляд, — далеко не главная проблема. За взаимными обвинениями как-то незаметно уходит на второй план само существо поддержания ядерной безопасности ракетных комплексов в Первомайске. <…>».
«МИД РФ опровергает сообщение газеты «Майнити» — страница 3
«Заметка, опубликованная 17 февраля в одной из крупнейших японских газет — «Майнити», вызвала широкий резонанс. В публикации речь идет о недавнем визите в Пхеньян заместителя министра иностранных дел России Георгия Кунадзе.
В частности, отмечается, что истинной целью поездки был не пересмотр военного соглашения с КНДР, как сообщалось официально, а ультиматум северо-корейской стороне по поводу попыток Пхеньяна переманить российских экспертов-ядерщиков для работы над проектом, которым втайне занимается Северная Корея. По сообщению «Майнити», Кунадзе пригрозил Пхеньяну разрывом дипломатических отношений, если эти попытки не прекратятся, и вроде бы добился своего обещания больше так не делать. <…>».
«На афганско-таджикской границе назревает конфликт» — страница 4
«На свой лад отметили моджахеды в Кабуле четвертую годовщину ухода советских войск из Афганистана: воюющие стороны 15 февраля объявили «днем мира».
На прекращение огня сначала дали согласие все группировки, раскроившие столицу на отдельные зоны и в течение последнего месяца не знавшие передышек в междоусобных схватках. Город остался без иностранных дипломатов, покинувших посольства; на одну треть без жителей, сбежавших в тихие провинции; без продовольствия, но с солидным запасом оружия и боеприпасов. Информация поступает только от корреспондентов западных агентств, рискнувших остаться в Кабуле.
По их данным, за четыре недели боев и ракетных обстрелов погибли более тысячи жителей, около 5 тысяч ранены. Разрушена значительная часть зданий в центре столицы и на ее окраинах. <…>».
«Москва вложит в конверсию валюту, если заработает ее на продаже оружия» — страница 5
«Россия должна добиться реализации договоренностей с США по урегулированию региональных конфликтов и выйти на западный рынок оружия», — заявил Андрей Козырев, а интервью «Файнэншл таймс». По словам министра, средства от продажи оружия пойдут на финансирование конверсии оборонной промышленности. Лишь согласие Запада открыть для России рынки военной продукции остановит русских от попыток любыми средствами защитить свои узконациональные интересы, считает московский корреспондент британской газеты Джон Ллойд.
Россия намерена предложить Соединенным Штатам план: «возможность торговать оружием в обмен на конверсию». Запад должен предоставить Москве доступ на свои тщательно оберегаемые рынки вооружений и связанных с ним технологий. <…>».
«Топливно-энергетический комплекс получает 200 миллиардов рублей и претендует еще на триллион» — страница 5
«Судя по всему, близится к завершению история с предоставлением 200-миллиардного государственного кредита топливно-энергетическому комплексу. 12 февраля Верховный Совет постановил выдать кредит, несмотря на то, что первоначальный срок выдачи истек 31 декабря прошлого года.
Почти двухмесячная задержка во многом объясняется разными позициями Центрального байка и Министерства финансов в вопросе о порядке кредитования. Центробанк настаивает на доведении кредитов до предприятий топливного комплекса непосредственно Министерством финансов. Оно, в свою очередь, с согласия Министерства топлива и энергетики готово отдать деньги коммерческим банкам, обслуживающим отрасль. Последние, в отличие от Минфина, имеют опыт быстрого перевода кредитов клиентам.
Другим тормозящим моментом оказалось нежелание Министерства финансов давать деньги для оплаты работ в капитальном строительстве. <…>».
«Казну пополнит фискальный сыск» — страница 5
«Верховный Совет приступил 17 февраля к рассмотрению проектов закона «О налоговой полиции» и положения «О прохождении службы в налоговой полиции».
Уже на начальной стадии документы вызвали резкие разногласия среди депутатов. На первом чтении в Совете Национальностей они были приняты при повторном подсчете с перевесом лишь в один голос. Скорее всего, и дальнейшее прохождение проектов вряд ли будет гладким, хотя необходимость законодательного оформления предусмотренной ими службы бесспорна — мировой опыт показывает, что успешно функционирующая рыночная экономика предполагает мощный налоговый аппарат, обеспечивающий неукоснительную уплату налогов. Он тем более необходим России, где в процессе перехода к рынку сокрытие доходов и уклонение от налогов приняло астрономические масштабы. <…>».
«Российская безработица настораживает тем, что она невелика» — страница 5
«Европейский банк реконструкции и развития опубликовал оценки экономического положения стран Восточной Европы. В среднем ВВП сократился на 5 процентов во всех государствах, включая республики бывшего СССР. Однако эксперты ЕБРР прогнозируют стабилизацию и даже умеренный рост всем, кроме России.
По данным ЕБРР, в 1992 году российский ВВП сократился на 20 процентов, инфляция составила 1450 процентов, дефицит госбюджета невозможно рассчитать.
Парадоксальная ситуация — производство сокращается на одну пятую, но безработица не растет. Логично было бы предположить, что экономический спад ведет к закрытию убыточных предприятий, сокращению рабочих мест. В России этого не происходит. Безработица здесь, по данным ЕБРР, — на уровне 1,3 проц. <…>».
«Государственный кредит позволит крестьянам посеять, но не поможет собрать урожай» — страница 6
«Чем ближе начало весеннего сева, тем мрачнее прогнозы специалистов по сельскому хозяйству. Традиционные проблемы — отсутствие техники, дороговизна удобрений, плохие погодные условия — отходят на второй план перед лицом «топливного вопроса». Вице-президент Александр Руцкой недавно заявил, что топливный комплекс в состоянии поставить немногим более половины необходимых селу нефтепродуктов. Некоторые пессимистические прогнозы говорят не о половине, а о 40–45 процентах. <…>
Неизвестно, как будет решен вопрос оплаты поставляемого селу топлива. По сообщению заместителя начальника управления по оперативному регулированию производства в отраслях ТЭКа Юрия Злотникова, выполнение поставок в первую очередь зависит от обеспеченности сельскохозяйственных потребителей финансовыми ресурсами. <…>
В этой ситуации растет число сторонников испытанного «кредитного варианта». Огромный правительственный кредит «под сев» называют единственным спасением от надвигающейся катастрофы. <…>
Трудно сказать, насколько эффективным окажется для сельхозпроизводителей такая кредитная инъекция. Вероятно, на какой-то срок они вздохнут посвободнее, однако очередной виток инфляции (он не заставит себя ждать, ведь кредиты будут исчисляться сотнями миллиардов) обернется для села эффектом бумеранга. <…>».
«Государству нужна достоверная информация Госкомстата» / Владимир Орлов, Юрий Уваров [Международным фонд «Реформа»] — страница 6
«Думается, излишне доказывать, что в условиях быстро изменяющейся ситуации в экономике к социальной сфере оперативная и полная статистическая информация оказывает существенное влияние на качество принимаемых государственных решений.
Между тем, по нашему мнению, в статистическом освещении экономических и социальных процессов остается немало вопросов.
В частности, речь идет об информации, которая касается пропорции роста доходов и цен. <…>
По итогам года Госкомстат опубликовал информацию, которая пропивает свет на складывавшиеся в течение года пропорции между доходами разных групп населения.
Стало известно, что средняя пенсия с начала января 1992 г. по начало октября увеличилась в 3,2 раза, в то время как потребительские цены за январь—сентябрь выросли в 13,6 раза. <…>
Другой пример касается оценки динамики промышленного производства.
В совместном докладе Международного фонда «Реформа» и Отделения экономики Российской академии наук «О стратегии социально-экономических преобразований в России» (основные положения которого были опубликованы 28 ноября 1992 года в «Независимой газет») показано, что делать выводы о приостановке кризиса и начале стабилизации в промышленности на основании динамики производства по месяцам 1992 года в сопоставлении с 1991 голом некорректно. Такой метод затушевывает тот факт, что именно второе полугодие 1991 года характеризовалось усилением спада. В качестве более объективной базы было предложено использовать данные за докризисный 1989 год. <…>».
«Надо убедить рынок в надежности гособлигаций» / Александр Сарчев [начальник фондового отдела ММВБ] — страница 7
«На первом этапе развития рынка государственных краткосрочных облигаций (приблизительно полгода после первого аукциона) электронная технология ММВБ позволяет с высокой эффективностью обслуживать операции 26 дилеров, определенных Центральным банком. Сложностей не возникнет, даже если объемы операций многократно возрастут. Сами дилеры, среди которых много ведущих коммерческих банков и брокерских компаний, обладают большими возможностями по привлечению все новых инвесторов как в Москве и Московской области, так и в других регионах России. Вместе с тем Центральный банк России предполагает организовать куплю-продажу облигаций в провинции через территориальные отделения ЦБР и фондовые биржи. Им, скорее всего, будет предложена уже существующая система торговли облигациями. <…>».
«Фондовые биржи пытаются выжить в сложных условиях гиперинфляции» / Лев Макаревич [Информационно-аналитический центр Федерации фондовых бирж России] — страница 7
«Гиперинфляция, достигшая, по некоторым оценкам, 11 тысяч процентов в наличном обороте в 1992 году, практически перечеркивает все надежды на восстановление рынка ценных бумаг в году нынешнем. Под вопросом существование самих многих фондовых бирж. Шансы выжить лишь у тех, кто успел состояться, как общероссийская или крупная региональная структура вроде МЦФБ.
Крупно повезло тем, кто сумел вовремя подготовить, оттренировать внушительный штат брокеров. А главное — дал им возможность освоить операции не только с ценными бумагами, но и с такими специфическими для нашего фондового рынка инструментами, как ваучер и свободные кредитные ресурсы. <…>
Со своей стороны дальновидно поступают и те банки, которые не пытаются подмять под себя или, что еще более неосмотрительно, заменить собой Фондовые и валютно-фондовые биржи, а грамотно используют их потенциал, региональные возможности для решения своих специфических задач.
Ведь кредитный и фондовый механизмы — совершенно разные инструменты мобилизации и перераспределения финансовых средств. Только конкуренция между банками к биржами за накопления частных и юридических лиц… позволяет развивать оба сегмента финансового рынка. <…>».
«Газпром» от помощи не отказывается, но хотел бы ею руководить» — страница 8
Подзаголовок — «Об антизападных настроениях руководителей российской газовой индустрии пишет Дебора Харгривз»
«В соответствии с заявлением Рэма Вяхирева, председателя госконцерна «Газпром», газовая промышленность России не повторит ошибки, допущенной руководством нефтяной индустрии, и природные ресурсы страны не будут отданы на откуп иностранным компаниям. <…>
Негативное отношение к привлечению иностранного капитала к процессу добычи и транспортировки газа служит очередной преградой для многих нефтяных и газовых компаний Запада все более разочаровывающихся в российском энергетическом секторе. <…>
Вяхирев признает, что «Газпром» может прибегнуть к сотрудничеству с иностранными компаниями по ряду специфических, мелкомасштабных проектов, однако он предпочитает стать свидетелем более высоких темпов роста цен на газ, не отстающих от темпов инфляции, что обеспечит существование необходимых для отрасли инвестиционных фондов. Недавно цены на газ в России увеличились на 200 процентов, и, тем не менее, они значительно ниже мировых. 1000 кубометров газа стоит сегодня 600 рублей. <…>
Если не найти инвестиций для разработки новых месторождений, с 1997 года добыча газа начнет падать. <…>
«Газпрому» нужны изоляционные материалы, трубы большого диаметра, сварочное оборудование и технология горизонтального бурения. В дополнение к этому концерн приглашает западные строительные компании принять участие в тендере на Сооружение завода в Уренгое, который сможет работать на честном газе. Стоимость проекта оценивается в 550 миллионов долларов. <…>».
«Российский космический демпинг тревожит западных конкурентов» — страница 9
«Российские ракетоносители в Казахстане приводятся в состояние готовности, чтобы осуществить запуск космических объектов своих американских и европейских партнеров. Вице-президент США призывает придерживаться жесткой линии в ходе весьма деликатных переговоров между Вашингтоном и Москвой. Китай же ждет за кулисами, чтобы «подстрелить» проигравших.
Все это звучит как мотив времен «холодной войны», однако на дворе 1993 год, и полем битвы является не идеология, а коммерция. Призом в этой борьбе является часть мирового рынка коммерческих запусков стоимостью 2 млрд. долларов в год.
Космическая промышленность России предлагает запускать западные спутники примерно за половину той цены, которую обычно платят на Западе за осуществление подобных запусков, а в отдельных случаях и за меньшую плату.
Однако война цен может подорвать борьбу западных компаний за диверсификацию своей деятельности в стремлении выйти за рамки контрактов военного характера. <…>
Администрация Б. Клинтона имеет достаточные возможности, чтобы воспрепятствовать коммерческим запускам России путем отказа от выдачи лицензий на экспорт спутников. <…>
В попытке избежать ненужные споры российское правительство и представители промышленности проводят неофициальные переговоры со своими американскими партнерами, а также с Европейским космическим агентством и Европейской комиссией. Трехстороннее соглашение, определяющее квоты и минимальный уровень цен на запуски российских ракет-носителей, может быть достигнуто позднее в этом году».
«Валютные не только увлекательны, но и очень выгодны» — страница 12
«В стране, которая практически не интегрирована в мировую экономику и где стагфляционные процессы не позволяют развиваться производству, меняются приоритеты мелких инвесторов.
Частных и многих институциональных инвесторов все более привлекает возможность вложения капитала в иностранные валюты. В наших условиях инвестирование в иностранные валюты означает открытие счета в банке и покупку депозитного сертификата, деноминированного в одной и более иностранных валютах. При этом риск вложений в валюту снижается за счет диверсификации портфеля и возможности получать фиксированный процент по твердодоходным бумагам. <…>
Эксперты Центрального банка РФ считают, что с введением торговли краткосрочными государственными долговыми обязательствами удастся оттянуть часть рублевых активов с валютного рынка на фондовый. Но даже если к концу 1993 г. на рынке будет обращаться государственных долговых обязательств на общую сумму 500–600 млрд. руб. (как это прогнозируют в банке России), среднемесячные объемы эмиссии около 50 млрд. руб. малосопоставимы с объемами недельного рублевого оборота ММВБ. <…>».
«Даже консалтингу в России нужна поддержка государства» — страница 12
«Решение правительства России о разработке программы становления профессионального консультирования по экономике и управлению позволяет надеяться на реализацию потенциала этой сферы бизнеса.
Очевидно, что формирование такой программы должно осуществляться в соответствии с концепцией структурной перестройки экономики. <…>
На наш взгляд, программа должна иметь комплексный характер и включать в себя национальный, региональный и отраслевой аспекты. <…>
Ключевыми задачами программы должны стать вопросы создания экономического механизма управления консультационной деятельностью, подготовки и переподготовки кадров консультантов, их аттестации и сертификации, информированного обеспечения. <…>
Именно сейчас, в переходный период, существует огромная потребность в консультационных услугах по управлению такими процессами, как приватизация, организация малого бизнеса и т. д. смогут обеспечить финансирование таких масштабов работ. Именно здесь необходима их государственная поддержка.
Для ее осуществления государство может использовать такие инструменты, как налоги, кредиты, субсидирование управленческие консультирования через разнообразные фонды и программы… Применение этих методов за рубежом дает неплохие результаты. <…>».
«Насильно мил не будешь» — Саламбек Хаджиев о ситуации в Чечне и вокруг нее» — страница 13
«<…> Саламбек Хаджиев — член-корреспондент РАН, нефтяник из Грозного, директор нефтяного научно-исследовательского института «ГрозНИИ» — из политики вернулся в науку, из Москвы — в Чеченскую Республику. <…>
— И все же, тогда три года назад, казалось — вы рождены быть парламентарием. Не только я помню ваш драматический поединок с М.С. Горбачевым, когда он упорно отстаивал кандидатуру Янаева на должность вице-президента Союза, а вы возражали: «Мы устали, Михаил Сергеевич, от уровня некомпетентности в высоких эшелонах власти». Вы ушли тогда из парламента в министры. Под Павлова?
— Никогда не шел под кого-нибудь. У меня была своя программа, и Павлов с ней согласился. Многие демократически настроенные депутаты уходили тогда из парламента в практические дела. Мы договорились, что я иду работать на один год, за год ликвидирую это министерство и создаю на его базе рыночные структуры. <…>
— Но у вас той же осенью появился еще один шанс вернуться в большую политику. Это связано с событиями у вас на родине, в Чечено-Ингушетии. Вам ведь предлагали баллотироваться в президенты Чечни. Почему вы отказались? Дудаев даже сетовал — нет ни одного серьезного конкурента…
— Да, отказался. Потому, что, если бы меня и выбрали, Дудаев и его команда все равно не ушли бы с политической арены, остались бы рядом. Они взяли власть в республике и считали, что она принадлежит им по праву. Но люди, которые берут силой власть, — совсем необязательно те, кто сумеет ею, как надо, распорядиться для нужд народа, тут нужны иные качества. <…>
— И все же, тот, кто следит за национальной политикой России на Северном Кавказе, не может не изумляться ее неожиданным поворотам. Вот я недавно на кавказском «круглом столе» в Пятигорске наблюдала, слушая С. Шахрая и Р. Абдулатипова, «потепление» в отношениях России и Чечни, а вскоре С. Шахрай, возможно, раздосадованный новыми осложнениями в переговорах, предсказывал Чечне кровавый поворот событий, как в Таджикистане.
— Аналогия неудачна. У нас, на мой взгляд, нет предпосылок для такого исхода. Но само по себе такое заявление в устах председателя Госкомнаца настораживает. Откуда у него такая информация? В том, что мы называем межнациональными конфликтами, во всех этих жестоких событиях, где гибнут люди, я постоянно ощущаю присутствие неких очень мощных сил, которые не контролируются ни парламентом, ни правительством России. Если бы их не было, то некоторые события последнего времени были бы просто невозможны. А проблема, на мой взгляд, заключается в том, что эти силы, действующие во имя единой и неделимой России, готовые ради этих целей использовать любые средства, сами же разваливают Россию. Не мы, не Чечня ее разваливает, а вот эти самые разрушительные силы, действующие во всех без исключения наших горячих точках и даже за рубежом, проникающие в общественные движения, что хуже всего, в армию… <…>».
«Закон «о талонах» не в ладах с законом» — страница 14
«С 1 марта 1993 года вступает в силу статья 118–1 нового, уже начавшего действовать закона, усиливающего административную ответственность за нарушения Правил дорожного движения.
Эта статья предусматривает балльную оценку нарушений, допущенных водителями. Например, проехал на красный сигнал светофора — начисляется три балла. Не пристегнулся ремнем безопасности — два балла и т. п. Набрал 15 баллов в течение года — автоматически лишаешься прав. <…>».
«В МГУ создается мощный медицинский факультет» — страница 15
«Факультет фундаментальной медицины, на котором пока всего 25 самых первых первокурсников, вскоре, возможно, станет наиболее многолюдным в МГУ. <…>
При факультете откроется многопрофильная больница, которая станет его учебной базой. Ее оснастят самой передовой отечественной и зарубежной техникой. Все ведущие медицинские и биологические центры РАН и РАМН, фирменные наши медвузы стоят у колыбели своего университетского собрата. <…>».
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. — 1993. — 19 февраля, пятница. — № 32 (456). — 8 полос.
«Борис Ельцин вновь идет на обострение» — страница 1
«Пока не ясно, это стратегическая линия или тактическая игра. Президентский проект соглашения составлен так, что парламент в своем нынешнем составе с ним никогда не согласится, ибо предполагается усилить не только власть правительства, но и власть президента.
Предварительный сценарий, с которым группа президента работает на многосторонних консультациях по проблемам государственного строительства, изложил член этой группы Сергей Шахрай на пресс-конференции 17 февраля.
Но его мнению, есть две возможности стабилизировать ситуацию. Одна — это согласованная между президентом и Верховным Советом законодательная инициатива, которую они выносят на чрезвычайный съезд народных депутатов. При этом съезд длится один день и рассматривает единственный вопрос. Второй путь — президент и парламент входят в Конституционный суд с проектом Конституционного соглашения. <…>
В целом, заявил Сергей Шахрай, лимит легитимных способов развития ситуации почти исчерпан. Угроза, что съезд «похоронит соглашение», конечно, есть, и президент пытается застраховаться от этого всеми доступными средствами: он сам выступает со встречной инициативой, публикует свой проект соглашения в печати и надеется на помощь средств массовой информации. <…>».
«Президентский проект соглашения федеральных органов законодательной и исполнительной властей РФ по стабилизации конституционного строя на период до принятия новой Конституции Российской Федерации (в сокращении)» — страница 1
«<…> Обязательства президента:
1. Не вмешиваться в прерогативы законодательной власти, обеспечивать соблюдение конституционного принципа разделения властей всеми органами исполнительной власти;
2. Не использовать право законодательной инициативы для внесения законопроектов, нарушающих баланс властей; <…>
5. Создавать условия для эффективной работы Совета Министров — Правительства Российской Федерации; обеспечивать приоритет в отношении экономических проектов и незамедлительное внесение их в порядке законодательной инициативы; все проекты указов, а также проекты законов, касающиеся бюджетных расходов, подлежат согласованию с Правительством… <…>».
«Шесть покушений на руководство России» — страница 1
Подзаголовок — «Их удалось предотвратить сотрудникам Главного управления охраны РФ, так утверждает генерал-лейтенант Михаил Барсуков»
«Начальник сформированного 14 месяцев назад Главного управления охраны РФ генерал-лейтенант Михаил Барсуков в беседе с корреспондентом «НГ» заявил, что обе неудавшиеся попытки покушения на президента, сделанные арестованным недавно Иваном Кисловым, не были первыми в цепи подобных инцидентов. Вообще деяния «чокнутых» он не считает особенно опасными. В самом деле, не с перочинным же ножом ходить на такое дело.
С другой стороны, групповые акции представляют собой несомненную опасность, несмотря на три «рубежа обороны», которые выставляет госохрана вокруг президента России. Главная надежда тут на оперативные подразделения. Именно по их сигналам работники госохраны вместе с офицерами МВД и МБР предотвратили в минувшем году шесть попыток расправиться с Борисом Ельциным, и не только с ним. <…>».
[Рубрика] «Коротко» — страница 1, 2, 3
«Хасбулатов не знает о конституционном соглашении»
«Легкий шок испытали вчера журналисты, услышав ответ прилетевшего в Новосибирск Руслана Хасбулатова на вопрос: «Как вы расцениваете проект конституционного соглашения?» Глава российского парламента ответил: «Я об этом ничего не знаю». Сегодня Хасбулатов открыл своим докладом совещание руководителей органов государственной и исполнительной власти российских республик и других субъектов РФ. Ожидалось, что в нем глава парламента выскажет свою точку зрения на референдум. <…>».
«Приватизацию рассмотрят позже»
«Обсуждение ВС государственной программы приватизации на 1993 год, которое должно было произойти вчера, перенесено. Очевидно, оно состоится на следующей неделе. Высший экономический совет при ВС РФ посчитал, что программа требует некоторой доработки. <…>
«Москва»
«На вчерашнем заседании правительстве, длившемся три часа, обсуждались торгово-экономические отношения с государствами-членами СНГ в 1993 году, вопросы, связанные с торговым режимом, внешним долгом и денежно-кредитной политикой. Констатировалось, что с большинством республик, кроме Украины, установлен режим свободной торговли, а не наибольшею благоприятствования, как со странами дальнего зарубежья. Установлена также общая квота на вывоз товаров и сырьевых ресурсов для ближнего и дальнего зарубежья».
«Северная Осетия»
«<…> 17 февраля в пресс-центре временной администрации сообщили, что находящийся в Кисловодске глава ВА Александр Котенков получил новый вариант постановления Центризбиркома ИР, в котором изменена формулировка спорного пункта. Теперь в нем говорится о создании окружной комиссии для депортированных народов из Пригородного района и города Владикавказа».
«Россия»
«Краснодарский краевой Совет народных депутатов выступил против проведения всероссийского референдума 14 городских и 33 районных Совета на Кубани направили к крайсовету письма с просьбами использовать свое право законодательной инициативы и обратиться в ВС РФ с предложением отменить референдум по основным положениям новой Конституции».
«Кабардино-Балкария»
«Верховный суд России отклонил представление прокурора КБР о прекращении деятельности Конгресса кабардинского народа (ККН).
Как известно, ККН инкриминировались попытки подменять законные органы власти, а также противоправные действия при проведении в Нальчике акции в поддержку Абхазии и во время несанкционированного 10-дневного митинга осенью 1992 года».
«Россия в Персидском заливе»
«Накануне второй годовщины освобождения Кувейта от иракской оккупации это государство посетил министр обороны России Павел Грачев, представлявший РФ на международной выставке вооружений «Идэкс-93» в Объединенных Арабских Эмиратах. В Кувейте Грачев провел переговоры с руководством вооруженных сил страны и, как сообщается, подписал «Документ о взаимопонимании». Со ссылкой на российских официальных лиц распространяется информация о желании России стать одним из главных поставщиков оружия странам Персидского залива. Однако пока неясно, включен ли в их число и Ирак».
«Разделение властей и управляемость государства» — страница 2
Подзаголовок — «Ущемление прав правительства в России автоматически ущемляет права ее парламента»
«<…> …Нынешнее положение в своей основе — это не просто советская, а, я бы сказал, видоизмененная партийно-советская система. Власть, которую утратила партия и ее аппарат, не ушла в прошлое, за нее велась и ведется ожесточенная борьба, и верх здесь одерживают попеременно то парламент, то президент, то оба этих института, но только не правительство. <…>
В России воспроизведена практически та же, что и в «перестроечном» СССР, трехзвенная структура власти, ответвления которой не просто соперничают друг с другом, но часто и действуют на одной территории. И в наименее выгодном положении оказывается правительство. Это проявляется не только в ущемлении его прав как института исполнительной власти, но и в оттеснении на периферию законодательно процесса. <…>
Учредительное собрание, к идее которого прибегают сейчас, заменил избранные в другой общественно-политической ситуации съезд и Верховный Совет, наверняка устранит из нашего парламентаризма рудименты старой, партийно-советской системы и продвинет государственную власть ближе к общепризнанным образцам. Но оно (УС) может, особенно в наших теперешних условиях, способствовать и дальнейшей дестабилизации. Это почти неизбежно в случае, если будет скопирована западная партийно-политическая система, и в частности будет узаконен принцип партийного правительства. При множественности партий и набирающей силу лево- и праворадикальной оппозиции это может привести либо к «министерской чехарде», либо к «электоральной диктатуре», то есть легальному захвату власти реакционными, авторитарными силами. Избежать этого может помочь, на мой взгляд, институт президентства, стоящего «над схваткой» и не допускающий ни чреватого хаосом доморощенного парламентаризма, ни замыкающейся на корпоративных интересах власти директоров и госбюрократии. <…>».
«Основной могильщик великой державы» — так обозвали Михаила Горбачева на заседании народного трибунала» — страница 2
«На московском митинге 12 января 1992 года Народной Думы была создана комиссия «по расследованию неконституционной, антинародной деятельности М. Горбачева». 24 октября на втором митинге было решено отдать Горбачева «под народный трибунал». По словам председателя комиссии Виктора Илюхина, ее позиция заключается в том, что она «хочет уйти от правового обвинения и дать нравственную оценку деятельности президента СССР». Однако на трибунале, заседание которого началось вчера и продолжится до субботы, говорилось и о правовой оценке деятельности Горбачева. Возможно, трибунал обратится в соответствующие органы с требованием возбуждения уголовного дела о проверке деятельности Горбачев-фонда, об аннулировании Нобелевской премии, присужденной Горбачеву. <…>».
«Украина надеется, что ее долги заплатит Россия» — страница 2
Подзаголовок — «Это следует из позиции ее руководителей на последних переговорах»
«Почему россияне должны субсидировать экономику Украины? Этот вопрос, видимо, не раз задавал себе вице-премьер РФ Александр Шохин во время состоявшихся в конце прошлой недели российско-украинских переговоров. На них в частности, шла речь о том, что Украина намерена установить тариф за транзит газа, экспортируемого нами в Европу через ее территорию, значительно больший, чем принято в мире. <…>
Понятно, что повышение тарифа несколько смягчило бы острый экономический кризис на Украине. Однако эта мера означает повышение цены газа для потребителей. Но пресс-конференции 17 февраля Александр Шохин сказал, что российское правительство не стремилось поставить Украину в неловкое положение, но теперь не исключено, что придется продавать газ западным покупателям прямо на российско-украинской границе. <…>».
«Все хотят мира, но война продолжается» — страница 3
Подзаголовок — «Еще одна миротворческая миссия в Абхазии»
«Все хотят мира, как с абхазской, так и с грузинской стороны» — таковы были выводы, сделанные Миссией гражданской дипломатии, сформированной международным комитетом гражданской дипломатии. Международным фондом гуманитарных инициатив и ассоциацией «Гражданский мир» и посетившей зону грузино-абхазского конфликта и Тбилиси.
Участники миссии, считающие, что на Кавказе традиционно сильны методы народной дипломатии, встречались с населением, беженцами, политическими и общественными деятелями противоборствующих сторон… <…>
Действенность российского фактора участники миссии пока затруднились определить: «Есть российская армия, которая не принимает участия в конфликте, а есть добровольцы из России — и путать их не следует». Ввиду же того, что все стороны хотят мира, а война все-таки идет, народные дипломаты ищут «третью силу»: «Кому-то надо, чтобы, скажем, российская военная исследовательская лаборатория оставалась в зоне конфликта, провоцируя его развитие». <…>».
«380 лет дома Романовых» / Анатолий Пономарев [доктор исторических наук] — страница 5
«Года три назад в печати замелькали статьи, посвященные обстоятельствам расстрела царской семьи летом 1918 года в Екатеринбурге. Затем, на волне сочувствия к жертвам этой трагедии, последнего российского императора стали рядить в ризы святого.
Дальше — больше, и понеслись трели о могучей, пролетающей Руси, которую-де подстрелил на взлете преступный, инспирированный масонами и большевиками 1917 год…
Воодушевленные вялоблагодушной реакцией общественности, наиболее нетерпеливые из «правдолюбцев» заговорили уже о виновности его величества народа перед монархией, о необходимости покаяния перед императорской фамилией.
Наиболее рельефно подобная мысль прозвучала в интервью «Новое кресло для Никиты Михалкова», опубликованном еще в декабре 1990 года в газете «Московская правда». В нем наш известный кинорежиссер условием своего пребывания советником по вопросам культуры у И. С. Силаева (был такой премьер-министр в России) поставил осуществление торжественного перезахоронения останков царской семьи. «Убежден, — говорил тогда Никита Сергеевич, — лишь признав незаконность убийства детей (пусть даже монархических отпрысков), мы сможем начать серьезное нравственное возрождение России». <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. — 1993. — 19 февраля, пятница. — №34 (650). — 8 полос.
«Президент предложил сделать передышку от конфронтации» — страница 1
«Президент России Борис Ельцин выступил 18 февраля по Российскому телевидению и призвал «если не разрешить, то заметно ослабить кризис», возникший в результате противоречий между исполнительной и законодательной властями. Он предложил два пути: всероссийский референдум или «нелегкие напряженные переговоры для достижения согласия».
Борис Ельцин отметил, что он за продолжение подготовки к референдуму, поскольку «нет надежных гарантий достижения и, главное, выполнения договоренностей». Если переговоры с парламентом потерпят неудачу, «останется еще один конституционный способ разрешения кризиса власти».
Остановившись на принципиальных моментах своего проекта конституционного соглашения, переданного позавчера в Верховный Совет, он отметил главный: обязательство Президента и парламента «не вмешиваться в полномочия друг друга». Съезд также не вправе вмешиваться в прерогативы исполнительной и судебной властей. Ни Президент, ни парламент в период действия соглашения не будут выступать с инициативами по изменению и дополнению действующей Конституции.
Борис Ельцин считает, что новую Конституцию лучше всего принимать не нынешнему депутатскому корпусу, а специально созданному конституционному собранию. Согласно проекту, если соглашение не будет выполняться Президентом и это констатирует Конституционный суд, то в отставку уходит Президент. Если наоборот — Президент распускает Верховный Совет. <…>».
«Сеять зерно, а не клевету» — страница 1, 2
«18 февраля на совместном заседании палат депутаты рассмотрели законопроект о статусе территорий радиационного загрязнения. По проекту зонами национального радиационно-экологического бедствия могут объявляться территории с превышением фонового облучения на 5,0 мЗв в год. Территория считается потенциально радиационно-экологически опасной при загрязнении свыше 1,0 мЗв в год, реально опасной — при превышении этой величины. Однако из-за неурегулированности некоторых положений законопроекта он был отправлен на доработку. <…>».
«Сядет ли Шахрай в кресло Сталина?» — страница 1, 2
«Вопрос этот в шутливой форме прозвучал на брифинге в Государственном комитете по национальной политике (Госкомнац). И по совершенно конкретному поводу.
Брифинг был посвящен в основном тяжбе, разгоревшейся между федеральными властями и правительством Москвы из-за помещения для Госкомнаца. <…>
Но время идет. Госкомнац продолжает ютиться в жалком здании ПТУ на окраине Москвы…
С обсуждения этой проблемы и начался брифинг в Госкомнаце: три десятка журналистов, своими глазами увидевшие, в каких условиях работают сотрудники нового министерства, единодушно обещали им свою моральную поддержку. Тогда-то и прозвучал вопрос: если Госкомнац переедет в Трубниковский переулок, то сядет ли его председатель Сергей Шахрай в кресло товарища Сталина?
В чем тут дело? Ларчик открывается просто. В особняке по Трубниковскому переулку, 19 в начале двадцатых годов размещался Наркомнац первого, большевистского формирования, который и возглавлял вождь всех народов. И, стало быть, у Сергея Шахрая есть реальный шанс в прямом смысле сесть в кабинет и кресло Сталина. Но это, так сказать, курьез судьбы. Гораздо важнее суть вопроса. <…>».
«Совещание в Новосибирске» — страница 1
«Сегодня, 19 февраля, в Новосибирске открылось традиционное всероссийское совещание руководителей органов государственной представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной, области, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга. <…>
Две главные проблемы предстоит обсудить участникам совещания. Прежде всего — это выработка механизма реализации законодательной инициативы субъектами Федерации, обсуждение законопроектной деятельности парламента по выполнению Федеративного договора. <…>».
«В правительстве единства нет» — страница 2
«Так охарактеризовали нынешнюю ситуацию в высшем эшелоне исполнительной власти участники пресс-конференции, состоявшейся вчера (18 февраля) в исполкоме Демократической партии России, председатель ее правления Валерий Хомяков, секретари правления по вопросам идеологии и выборов Илья Ройтман и Евгений Малкин.
По их мнению, в сложившейся социально-политической обстановке при явном взаимном непонимании законодательной и исполнительной властей необходимо коренным образом модернизировать систему власти. Реформы обречены на провал, пока председатель Сонета Министров лишен права формировать правительство самостоятельно, решить, кадровые вопросы, заниматься исключительно вопросами экономики. <…>».
«Сбербанк готов, а правительство? — страница 3
«Сбербанк России готов поднять процентные ставки по вкладам граждан до 40–100 процентов, заявил вице-президент сбербанка Вячеслав Корнев.
По его словам, с Министерством финансы подписано соглашение, по которому до середины февраля Сбербанк должен получить 285 миллиардов рублей для повышения процентных ставок. <…>».
«Строители теряют работу без конкурентной борьбы» — страница 3
«Сегодня в Москве открывается Второй съезд Российского союза строителей. Одна из главных вопросов, который предстоит обсудить на форуме, — добросовестная конкуренция подрядных фирм, в том числе и иностранных. <…>
<…> В условиях правового вакуума, отсутствия экономической политики резко усилилась экспансия иностранных строительных фирм в России. Немало этому способствует чуть ли не повальная благосклонность должностных лиц в аппаратах органов власти и в хозяйственных структурах к поездкам за рубеж и другим благам за счет инофирм.
Активность этих фирм проявляется порой даже в тех областях, где российским строителям не было равных, например в металлургии. <…>
Для создания в России целостной и эффективно работающей тендерной системы необходимо выполнить три главных условия. Первое: создать правовую базу в виде пакета законов, нормативов и методик. Второе: создать организационные структуры, способные проводить законодательство в жизнь, вовремя реагировать на обратную связь, стимулировать и мотивировать заказчика и подрядчика, вести наблюдения и делать анализ. Третье: иметь некоторый минимум обученных людей. <…>».
«Указ Президента Российской Федерации «О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы» — страница 4
«В целях создания благоприятных условий для привлечения и использования финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиции и кредитов, для осуществления целевых программ и проектов, поддержки предпринимательства и развития конкуренции в сфере агропромышленного комплекса… постановляю;
1. Освободить Международный финансовый фонд земельной и агропромышленной реформы — акционерное общество закрытого типа (далее именуется Фонд) от уплаты экспортных и импортных пошлин и таможенных сборов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с реализацией в агропромышленном комплексе России проектов и программ, утвержденных соответствующими государственными органами, на период нормативной окупаемости инвестиций, вложенных в эти проекты и программы, а также от обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке в течение первых пяти лет работы Фонда,
Министерству внешних экономических связей Российской Федерации обеспечить предоставление Фонду лицензий на осуществление указанной деятельности. <…>».
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О финансировании топливно-энергетического комплекса» — страница 4
«С целью поддержания функционирования топливно-энергетического комплекса России в 1993 году Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о продлении на 1993 год действия пункта 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 года «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об уточнении показателей республиканского бюджета Российской Федерации на 1992 год. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 3. ст. 95) и пункта в постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 года «О финансировании государственных расходов из бюджетов Российской Федерации в первом квартале 1993 года и об организации работы над бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 1993 год. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 2. ст. 62) в части, касающейся финансирования топливно-энергетического комплекса. <…>».
«Секретные протоколы Горбачев-Коль» — страница 7
«В вышедшем вчера в Гамбурге первом номере нового германского еженедельника «Вохе» публикуются секретные протоколы доверительных бесед канцлера ФРГ Гельмута Коля с Михаилом Горбачевым, бывшим в то время президентом СССР.
Эти беседы руководителей двух стран состоялись накануне объединения Германии в 1990 году. Публикация свидетельствует о весьма конфиденциальном характере бесед между Г. Колем и М. Горбачевым, особенно в тех моментах, когда речь шла о трудностях, которые могли возникнуть в ходе объединения ФРГ и ГДР. <…>».