День за днем. 23 января 1993 года
Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 23 января — суббота. По материалам «Российской газеты», «Независимой газеты» и «Известий»
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов — 1993. — 23 января, суббота. — №13 (437). — 8 полос.
«Минская встреча: день законотворчества» — страница 1
Подзаголовок — «Устав Содружества обсуждали до позднего вечера, но приняли только проект из-за жесткой позиции Украины и Туркменистана и многочисленных поправок остальных членов СНГ»
«21 января, накануне саммита СНГ в Минске, встретились министры обороны стран Содружества. Собственно, это мероприятие носило дежурный характер и закончилось уже к 12 часам дня, но начавшееся затем заседание Комитета по ядерному планированию продолжилось с перерывами до 7 вечера. <…>
Намечавшаяся на 15 часов пресс-конференция была отложена на неопределенный срок, однако журналисты напрасно дожидались. <…>
Так и осталась невыясненной последовательность событий: то ли переговоры закончились, потому что ушла российская делегация, то ли российская делегация ушла, потому что закончились переговоры. <…>
Вероятно, Россия не смогла найти общий язык с Украиной и Казахстаном, которые в разной степени пытаются заявить о своих правах на расположенное на их территории ядерное оружие. <…>
Позиция Беларуси более определенна: ее министр обороны Павел Козловский заявил, что между Беларусью и Россией нет никаких разногласии по вопросу о принадлежности ядерного оружия — оно находится под юрисдикцией РФ. <…>
Если учесть, что все без исключения участники переговоров выглядели озабоченными и растерянными, напрашивается вывод, что переговоры министров обороны России, Украины, Беларуси и Казахстана о судьбе ядерного оружия закончились ничем. <…>
22 января начавшееся в 9 часов по местному времени заседание глав правительств СНГ завершилось одобрением соглашения об учреждении Межгосударственного банка. <…>
Премьеры же в это время одобрили Устав СНГ, при этом особое мнение оставили за собой Украина, Молдова и Туркменистан. <…>
В 10 часов началось совместное заседание глав государств и глав правительств. На нем было продолжено рассмотрение устава. Государства, отказавшиеся подписать устав (Украина, Молдова и Туркменистан), предложили составить и подписать всем членам Содружества другой документ, свидетельствующий об их желании сохранить экономическую интеграцию. После этого министры иностранных дел вместе с экспертами начали работать над этим документом, предположительное название которого — меморандум. Проект экономической хартии, предложенный Украиной, не был принят даже к рассмотрению. <…>».
«Наши корабли в Персидском заливе» / Феликс Громов [Главком ВМФ России, адмирал], Александр Яковлев — страница 1, 3
Подзаголовок — «Главкома ВМФ России адмирала Феликса Громова беспокоит неопределенность статуса Черноморского флота»
«<…> — Как вы оцениваете состояние флота в нынешней сложной экономической и социально политической ситуации?
— Главное мы видим в том, чтобы сохранить оптимальную боевую структуру флота. И я думаю, что с этой задачей мы в основном справляемся. Тихоокеанский, Северный и Балтийский флоты сохранили свои силы, не претерпели обвальных явлений, связанных с понижением боевой готовности. <…>
— А как решается проблема Черноморского флота?
— Именно с вопроса о Черноморском флоте начались 15 января переговоры между президентами России и Украины. С кандидатурой нового командующего Черноморским флотом согласились обе стороны. Им стал вице-адмирал Эдуард Дмитриевич Балтин. Он имеет достаточный опыт службы и, думаю, будет грамотно и ответственно управлять флотом. Вместе с тем процесс переговоров идет недостаточно активно. <…>
— Что ждет российский ВМФ в связи с подписанием российско-американского Договора СНВ-2?
— После подписания этого соглашения кардинальных изменений для ВМФ не предвидится. И дополнительных затрат по его реализации практически не будет. Мы как сокращали часть подводных лодок, так и будем их сокращать. Однако кое-что новое все же есть. В Договоре СНВ-2 предусмотрено максимально допустимое количество боезарядов на остающихся в боевом составе подводных лодках. <…>».
[Рубрика] «Коротко» — страница 1
«Ельцин обратился к чекистам: Президент Ельцин обратился с посланием к личному составу Министерства безопасности Российской Федерации. Он подчеркнул, что в условиях стремительного роста преступности, возникновения межнациональных конфликтов самоотверженный труд чекистов особенно необходим и важен. <…>».
«Ташкент передвигает сроки: Национальный олимпийский комитет Узбекистана и хокимият (мэрия) Ташкента приняли решение о переносе сроков выдвижения кандидатуры столицы республики на место проведения летних Олимпийских игр. Ранее Ташкент намеревался стать местом проведения Игр XXVII Олимпиады в 2000 году, теперь же речь идет о 2004 или 2008 годах. Сроки были перенесены по рекомендации президента МОК Хуана Антонио Самаранча. <…>».
[Рубрика] «Коротко» — страница 2
«Москва. 21 января президент России Борис Ельцин своим распоряжением утвердил Положение о Федеральном информационном центре России и его структуру. В тот же день парламент России отложил на неделю рассмотрение проекта постановления о Федеральном информационном центре России, приняв его за основу».
«Тбилиси. При комиссии Европарламента по связям с государствами бывшего СССР будет создана специальная подсекция для связей с республиками Кавказа. Об этом говорится в письме председателя Европарламента по связям с бывшими республиками СССР Магдален Хоф председателю парламента Грузии Эдуарду Шеварднадзе».
«Рига. 21 января в министерстве обороны состоялась очередная встреча командующих морскими силами балтийских государств. В ходе встречи был подписан совместный протокол по вопросам защиты морских рубежей».
«Договор о проведении референдума» — страница 2
Подзаголовок — «Ельцин и Шаймиев будут общаться ежемесячно»
«Встреча президентов Татарстана и России — событие обычное. <…>
Но для вялотекущих переговоров между Россией и Татарстаном встреча делегаций, возглавляемых президентами, которая состоялась 21 января в Москве, — почти сенсация. Ибо за два года, в течение которых длятся переговоры, состав российской делегации полностью сменился, причем дважды. И настойчивые попытки Казани добиться хоть какого-то результата оказывались на обочине российской политики. <…>
Руководство Татарстана не отчаивалось и медленно, но верно укрепляло свои позиции, проведя знаменитый референдум и приняв новую Конституцию, искусно балансируя на противоречиях законодательной и исполнительной властей России. <…>
Казалось, что Москва долго будет держать Казань в подвешенном состоянии. Но перед Новым годом руководство Татарстана пошло ва-банк: если договор не будет подписан до апреля, то общероссийский референдум на территории республики проводиться не будет. А в том, что республиканские власти способны сделать это, никто не сомневается: Казань успешно выдержала давление Центра перед республиканским референдумом и принятием новой Конституции. Возможность оставить Татарстан не охваченным референдумом подвигла Центр на всплеск энтузиазма, результатом которого и стала встреча в Кремле. И не случайно Борис Ельцин назвал апрель сроком подписания договора. Главный итог переговоров делегаций РФ и РТ — это договоренность о регулярности встреч: Ельцин и Шаймиев будут общаться ежемесячно. <…>
Под формулировкой коммюнике скрываются две проблемы, ради которых премьер-министр Татарстана едва ли не прописался в Москве, — бюджет и нефть. И пока его усилия были малоэффективны, несмотря на совместную работу Черномырдина и Сабирова в Оренбурге в не столь отдаленном прошлом. Неизвестно, что перевесит — желания политиков или боязнь создать прецедент для республик и областей, которые также жаждут одноканальной системы бюджета и самостоятельных квот на экспорт. <…>
Но главная проблема в отношениях России и Татарстана — это статус последнего. Казань выступает за ассоциированное членство в Российской Федерации. Центр, как показали последние переговоры, не имеет какой-либо позиции. Поэтому было принято соломоново решение — обсуждать проблему статуса Татарстана на завершающем этапе, когда станет ясно, что конкретно представляет собой «взаимное делегирование предметов ведения и полномочий». Хотя один из предметов ведения был все-таки затронут — оборона. <…>
Российская сторона выразила свое крайнее неудовольствие оборонной доктриной Всетатарского общественного центра, обнародованной накануне. <…>».
«Иван Плющ пишет Руслану Хасбулатову» — страница 2
Подзаголовок — «Решение парламента РФ по Севастополю ухудшит украино-российские отношения»
«В средствах массовой информации Украины было обнародовано письмо председателя ВС Украины Ивана Плюща председателю ВС России Руслану Хасбулатову от 19 января 1993 года. Как говорится в письме, сделать это Ивана Плюща побудила тревога за судьбу российско-украинских отношений. <…>
После слов президента Украины Леонида Кравчука о том, что Украина никак не будет реагировать на решения российского парламента по Севастополю, это письмо стало первой официальной реакцией украинского руководства. За ним, вероятно, последует заявление и обращение политических и общественных объединений Украины. <…>».
«Грозный готовится к переговорам с Москвой» — страница 3
Подзаголовок — «Только на паритетных началах»
«На днях, выступая в ВС России, председатель Госкомнаца Сергей Шахрай заявил, что в Чечне нет никакой власти, и развитие событий в ней может пойти по таджикскому сценарию. <…>
По мнению Грозного, такое заявление можно рассматривать как «новое серьезное испытание на пути возобновления переговорного процесса Чечни и России». <…>
20 января был издан указ президента России Бориса Ельцина об ужесточении проездного режима в Ставропольском крае, то есть на границе России с Чечней. <…>
Чеченская делегация намерена представить на переговорах в Москве два проекта договора между Россией и Чечней. <…>
Руководитель пресс-службы опроверг слухи, что в стенах парламента готовится сговор с целью «водворить Чечню обратно в состав империи». <…>».
[Рубрика] «НЕГА сообщает» — страница 3
«Эстония: В результате встречи премьер-министра ЭР Марта Лаара с главным редактором одной из крупнейших газет республики Рахва Хяэль Тоомесом Лейто и генеральным директором Эстонского телеграфного агентства (ЭТА) Аймаром Югасте принято решение о создании рабочих групп для разработки проекта правительственного постановления о приватизации этих средств массовой информации. <…>».
«Ингушетия: Завтра состоятся выборы президента Ингушетии. <…> На выборы предполагается пригласить наблюдателей от российской стороны».
«Северная Осетия: Сегодня в Кисловодск для переговоров с полномочными представителями Ингушетии выезжает полномочная делегация СО ССР, возглавляемая первым заместителем председателя ВС республики Юрием Бираговым. Посредниками на переговорах будут выступать представители Дагестана и Ставропольского края. <…>».
«Латвия ведет нечестную игру», — считает глава российской делегации на переговорах Сергей Зотов» — страница 3
«<…> Лишним доказательством изменения позиции России на переговорах с прибалтийскими странами в сторону большей жесткости и меньшей компромиссности стало заявление пресс-секретаря российского президента, сделанное за несколько дней до очередного раунда переговоров с Латвией. <…>
Ответ латвийской стороны не заставил себя долго ждать. Государственный министр Латвии глава латвийской делегации на переговорах с Россией Янис Диневич выразил глубокое сожаление по поводу нежелания России вести переговоры с Латвией в конструктивном русле и продолжающихся попыток силового давления. <…>
Очередной раунд «перепалок» окончился тем, что в Юрмале, где проходила двухдневная встреча делегаций, латвийская сторона предъявила список претензий к России, а также счет за пребывание российских войск на ее территории, соответствующий долгу Латвии за поставленный Россией газ и требование возместить потери латвийской армией оружия в 1940 году. Российская сторона тут же отклонила эти претензии, напомнив латвийским коллегам, что оставляемое российской армией имущество оценивается в несколько триллионов рублей. <…>
И хотя договоренности по основному соглашению, которое должно фиксировать правовой статус российских войск на период их вывода, не достигнуты, завизированы три документа — о перевозках войск и грузов по железной дороге, об использовании военными услуг почты и о сотрудничестве в области связи. Практически готовы проекты соглашений о пересечении латвийской границы российскими военнослужащими, об использовании территориальных вод, сооружений, находящихся под юрисдикцией Латвии, о порядке использования самолетами ВС России воздушного пространства Латвии. Достигнута принципиальная договоренность о совместном использовании сторонами российских военных предприятий на территории Латвии, на базе которых предполагается создать совместные, акционерные, смешанные предприятия. <…>».
«Раздается ничейное богатство» — страница 4
Подзаголовок — «Но собственниками станут не все»
«Общество и его правящие структуры, кажется, уже прочно связывают переход к рынку с приватизацией государственной собственности: ведь рыночные механизмы функционируют и обеспечивают прогресс лишь при условии свободы поведения производителей, а также потребителей товаров и услуг, действующих на свой страх и риск и конкурирующих между собой. <…>
В условиях России только малые предприятия можно приватизировать путем их продажи по настоящим рыночным ценам. Для приватизации всего остального имущества нужны иные способы, сочетающие бесплатное распределение с продажей как своим гражданам, так и иностранным. Способ бесплатного наделения собственностью через раздачу взрослому населению ваучеров, определяющих долю каждого в стоимости государственного имущества, продолжает встречать ряд возражений. Главное из них — подстегивание с помощью выпуска ваучеров инфляции. <…>
Приватизация через ваучеры распространяется лишь на небольшую часть национального богатства — только на средние и крупные промышленные предприятия в основном гражданского сектора экономики (и то пока далеко не все). Она не охватывает военные заводы. Стоимость земли, ее недр, лесов, государственного жилого фонда, коммунальных сооружений, интеллектуального потенциала и многого другого в расчет не принималась. Номинал ваучера был определен путем деления на численность населения весьма искусственной балансовой стоимости упомянутого выше довольно узкого круга предприятий. Балансовая оценка делалась еще в прежних ценах до их либерализации и инфляционного взлета. При текущих ценах в конце 1992 года, а тем более в 1993 году номинал ваучера в 10 тыс. руб. может восприниматься лишь как жалкая подачка обобранным людям. <…>
Приватизация в ее наиболее последовательных и демократических формах наталкивается на определенное сопротивление старых структур. Это отчетливо видно на примере мучительного прохождения через парламент вопроса о признании права частной собственности на землю и разрешении купли-продажи земли. Колхозы и совхозы, некогда получившие землю в бессрочное и бесплатное пользование, не хотят выпускать ее из своих рук. Их председатели действуют как фактические собственники земли, сдавая ее в аренду фермерам нередко на кабальных условиях. Несмотря на все декларации о пользе частной собственности, наделе предпринимательство в промышленности, сельском хозяйстве не пользуется активной государственной поддержкой, наталкиваясь на многочисленные бюрократические, налоговые и другие барьеры.
Сдерживает массовую приватизацию и затянувшееся разграничение государственной собственности между федеральным и местным уровнями. <…>».
«Контрабандисты идут напролом» — страница 6
Подзаголовок — «В ход пущены оружие, взятки и угрозы»
«В приграничных с Эстонией и Латвией районах Псковской области (общая протяженность границ — 484 км) создано 16 автомобильных, 3 железнодорожных, 2 речных таможенных поста и 4 пункта контроля на базе постов ГАИ.
Псковский участок границы все активнее осваивают разного рода «бизнесмены», получающие колоссальные прибыли на контрабанде товаров из России в Латвию. <…>
Известны факты подкупа, получения взяток должностными лицами, работниками милиции, таможни, прокуратуры. <…>
Пресечение незаконных действий по переброске контрабанды вызывает злобу среди «бизнесменов». Все чаще звучат угрозы физической расправы в адрес работников органов безопасности, милиции, таможни. <…>
Недавно вымогатели встретились с проводниками груза. В завязавшейся перестрелке бандиты были застрелены. <…>
Контрабандисты снабжены отличным транспортом, радиосвязью. Они не реагируют на предупредительные выстрелы в воздух. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — 23 января, суббота. — №15 (631). — 16 полос.
«Главное не темпы, а качество» — страница 1
«На утреннем совместном заседании палат 22 января депутаты вернулись к законопроекту «О воинской обязанности и военной службе». Основная дискуссия развернулась вокруг статьи, определяющей льготы при отсрочке от призыва. <…>
Разночтения в тексте законопроекта вынудили председательствующего Юрия Воронина снять документ с обсуждения для его дальнейшей доработки. <…>
Та же участь постигла и законопроект «О пенсионном обеспечении военнослужащих, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей». <…>
Его рассмотрение во втором чтении перенесли на следующую неделю. Это вызвало неудовольствие у части депутатов. <…>
Правительству России дано указание в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета РФ проект закона о военной милиции. <…>».
«Россия-Татарстан: на высшем уровне» — страница 1
«В Москве прошла полуторачасовая встреча делегаций Российской Федерации и Республики Татарстан. <…>
Вице-президент Татарстана оценил их как положительные, отметив конструктивный характер работы. <…>
Было, в частности, решено создать рабочие группы по подготовке соглашений по ряду вопросов: банковской и бюджетной системы, борьбы с преступностью, экологии и некоторых других с тем, чтобы подписать эти соглашения одновременно с двусторонним договором. <…>
Что же касается самого проекта договора, то <…> он обязательно будет рассмотрен на одной из следующих подобных встреч, благо их решено проводить регулярно 2–3 раза в месяц. <…>».
[Рубрика] «Работает служба новостей» — страница 2
«Почти на пять тысяч человек уменьшилось в минувшем году население города на Вятке. Показатели рождаемости снижаются. Так, например, в кировском родильном доме номер один в 1992 году на свет появился 1.691 младенец, что на 398 меньше, чем в предыдущем году».
«Грузовые автомобили известной марки Нижегородского акционерного общества «ГАЗ» с сегодняшнего дня будут собираться не только с бензиновыми, но и с дизельными двигателями. <…>».
«По 96 тысяч рублей — такие месячные оклады установил на первый квартал года Иркутский облсовет своему председателю и главе администрации. <…>».
«Новые амазонки российской армии» / Игорь Прокопенко, капитан — страница 2
«<…> Речь идет действительно о самой обычной школе прапорщиков, где с весны 1990 года впервые в советской армии (теперь уже российской) была создана женская рота. <…>
В мае 1991 года приказом министра обороны значительно расширяется перечень должностей, на которые могут назначаться женщины. И вслед за ним в части уже начинают спускаться распоряжения о запрещении назначения военнослужащих-мужчин на должности, которые теперь могут занимать женщины. Это уже посерьезней традиционных телефонисток, поскольку в результате военнослужащие в юбках сегодня становятся начальниками станций, аппаратных, станций космической связи и т. д., занимая традиционно мужские должности, ибо в подчинении у таких начальников может находиться до двух десятков личного состава со всеми вытекающими последствиями. <…>
Мировой опыт свидетельствует о том, что без ущерба для боеготовности «женская» часть армии может составлять 10–12 процентов. <…>
В российской армии же положение женщин в обозримой перспективе пока представить сложно. Военная реформа только началась. <…>».
«Мой дом — моя крепость» / Ефим Басин, председатель Госстроя России — страница 2
«Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» был подготовлен в начале 1992 года. Однако принят он Верховным Советом только в последние дни прошлого года. <…>
Работа над законом подготовила возможность принятия на VII Съезде народных депутатов России в новых редакциях статей 12 и 58 Конституции России. Эти статьи на принципиально новой основе регулируют права граждан на жилище, земельные участки. Предоставляют возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. В то же время новая редакция статьи 58 гарантирует сохранение прав очередников на получение «бесплатного» жилья в пределах нормы жилой площади на условиях договора найма. <…>
Проводится четкая классификация видов жилищного фонда и устанавливаются права по владению, пользованию и распоряжению жилищем. <…>
Законом установлен порядок, позволяющий с участием самих жильцов наконец расселить коммунальные квартиры. <…>
Расширяются права граждан по осуществлению приватизации жилья. <…>
Законом увеличены возможности развития частной собственности на недвижимость в жилищной сфере. Отныне никто не вправе ограничить права застройщиков в получении или приобретении в установленном порядке земельных участков для осуществления жилищного строительства. По новому закону граждане только в зависимости от своих пожеланий и возможностей будут определять размеры собственного жилья, его стоимость или месторасположение. <…>
Законом с учетом налогового законодательства гарантируются льготы по подоходному налогу для граждан, осуществляющих строительство или приобретение жилья; льготы по налогу на прибыль и добавленную стоимость для предприятий и организаций, оказывающих помощь своим работникам в жилищном строительстве, а также для инвесторов, осуществляющих строительство, реконструкцию и ремонт жилья и развитие производства строительных материалов и предметов домоустройства. <…>».
«Чтоб я так жил» / Евгения Пищикова — страница 3
«<…> Судя по всему, петушиный год окажется порфирным годом супермонополистических государственных структур, окончательно сформировавшихся и уже почувствовавших вкус экономической свободы. Помимо Минтопэнерго — Великого горюче-смазочного комплекса, контролирующего большую часть всех валютных поступлений России, оформился и научился держать голову хлебный король нашего Отечества — бывшее Министерство хлебопродуктов под руководством Л. Чешинского, превратившееся в государственно-коммерческую структуру «Росхлебопродукт». <…>
Пронаблюдав две неудачные государственные кампании по заготовке зерна, когда урожай из крестьян вынимался путем бесконечных обещаний встречных товарных потоков, невыполнимых по тем причине, что они были невыполнимы, коммерческие структуры решили, что смогут эффективно дублировать систему хлебозаготовок и стать буферной структурой между государством и крестьянством. <…>
Коммерческие структуры могут получать на зерне сверхприбыли только в том случае, если сливаются с госструктурами. Это прекрасно понимают низовые, местные структуры «Росхлебопродукта», превратившиеся вслед за своим московским патроном в государственно-коммерческие фирмы и контролирующие весь объем зерна, производимый на вверенных им сельскохозяйственных территориях.
Предполагается, что излишки зерна крестьянин может продать кому угодно. Это сказка про белый батон. Он вынужден в любом случае обращаться на госэлеватор и к госперевозке, которые находятся в ведении местного отделения «Росхлебопродукта». Хранить зерно как полагается ему негде. Он вынужден считаться с созданной системой квот и лицензий на вывоз зерна, которые создаются не только на региональном, но иногда и на районном уровне. Кроме того, от монополистов зависят встречные поставки на деревню дедушке бензина, керосина, техники по льготным ценам. <…>
Российская система хлебозаготовок абсолютно доказала свою несостоятельность хотя бы уже тем, что в течение тридцати лет тратит неимоверные государственные средства из-за совершенного неумения организовать нормальный хлебный импорт, если он так необходим. <…>
Элеваторы, рассчитанные на нереальные объемы зерна, все расположены в срединной части России, а не на побережьях. <…>
При всем при этом зависимость деревни от системы хлебопродукта становится все более тотальной. <…>».
«Закон Российской Федерации «Об основах государственной жилищной политики» — страница 5, 6
«Настоящий Закон определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства. <…>
Раздел I. Общие положения. <…>
Раздел II. Собственность в жилищной сфере. <…>
Раздел III. Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере. <…>
Раздел IV. Регулирование земельных отношений, строительства, содержания и ремонта жилья. Налогово-кредитная поддержка жилищной реформы. <…>».
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» — страница 6
«Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» с момента его опубликования.
2. Установить, что впредь до приведения законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» они применяются в части, не противоречащей указанному Закону. <…>».
[Рубрика] «Работает служба новостей» — страница 6
«Россия была и должна оставаться нашим главным партнером, мы будем шаг за шагом восстанавливать те взаимоотношения, от которых так поспешно и неразумно отказались, ибо путь самоизоляции — это путь в никуда». Об этом заявил в интервью газете «Бакинский рабочий» премьер-министр Азербайджана Рагим Гусейнов. <…>».
«В Таджикистане создается национальная армия, и военная доктрина республики будет носить только оборонительный характер. Об этом заявил 42-летний полковник Александр Шишлянников, назначенный указом Президиума Верховного Совета Таджикистана на должность министра обороны республики».
«Сейм Литвы принял обращение к Верховному Совету России о запрещении действующей на территории РФ враждебной Литве организации — Компартии Литвы (КИЛ). Сейм надеется, что Россия на основании договоров, подписанных между двумя странами, примет соответствующие шаги и не будет потворствовать деятельности на территории РФ действующей против Литвы террористической организации, которая угрожает демократии не только нашей республики, но, как нам думается, и самой России».
«Межпарламентская ассамблея: задание на завтра» / В. Подопригора [председатель Комитета Верховного Совета России по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству] — страница 6
«Вторая сессия Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств, прошедшая в конце декабря в Санкт-Петербурге, рельефно обозначила круг проблем, которые предстоит решать ее участникам. Председатель Комитета Верховного Совета России по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству В. Подопригора рассказывает нашему корреспонденту В. Березовскому:
— Комитет, не откладывая дело в долгий ящик, вплотную занялся выполнением поручений Межпарламентской ассамблеи. <…>
Сформированные рабочие группы максимально нацелены на «сшивание» разрывов в экономической, законотворческой, социальной сферах, образовавшихся после распада Союза. <…>
Комиссия ассамблеи по экономике и финансам определилась с теми хозяйственными законами республик, которые нужно состыковать в первую голову, чтобы внутри СНГ создать эффективное экономическое пространство.
В самое ближайшее время намечено провести экспертизу республиканских законов, затрагивающих бывших воинов-«афганцев». <…>
По инициативе Украины, хотя она и не участвует пока в Межпарламентской ассамблее, состоялась встреча парламентариев в Киеве. Здесь обсуждались проблемы сотрудничества бывших союзных республик с Европейским сообществом. <…>
И уж ни в коем случае Межпарламентская ассамблея не затея только российского парламента, его спикера, как утверждают некоторые критики. <…>».
«И украинская мова, и русский язык» — страница 6
«В прошлом году в Донецком коммерческом институте на одном из факультетов раздали анкету с вопросом: «Желали бы вы продолжить учебу на украинском языке?» Из 200 студентов положительно ответили всего четверо. Когда у них же спросили: «Кому хочется прочесть Тараса Шевченко на родном языке?» — поднялся лес рук. Казалось бы, неувязка. Но это на первый взгляд. Впрочем, жители Западной Украины, узнав мнение студентов коммерческого института, возмутились: мол, нашли где проводить анкетирование. Да, Донбасс испокон веков на украинской мове изъяснялся редко. Что ж, заглянем тогда во Львов, где в основном говорят на украинском, а русский считают чуть ли не «иноземным» языком. Здесь популярнейшую областную газету «Высокий замок» предпочли выписать в основном на русском языке. Вновь, казалось бы, противоречие. <…>
В Ворошиловском районе Донецка отдел народного образования решил перевести преподавание в одной из школ на украинский язык. Как только об этом узнали учителя, школьники и их родители, разразился скандал. <…>».
«Город-ловушка» / Светлана Пистрякова [руководитель сектора национальных проблем правительства Москвы], Эдуард Коман [главный специалист этого сектора] — страница 9
Подзаголовок — «Современные мегаполисы втягивают в себя национальные меньшинства. И они попадают в обидный разряд «…и другие»
«Большинство крупных российских городов являются многонациональными. Но Москва как мегаполис занимает среди них особое место. Этническое многообразие столицы неотделимо от ее самобытной истории, от истории российского, а потом и советского государства. Как относиться к этому наследию сегодня — как к ловушке, подстроенной нам историей, или как к достоянию, которым можно и нужно гордиться? На наши вопросы отвечают руководитель сектора национальных проблем правительства Москвы Светлана Пистрякова и главный специалист этого сектора — Эдуард Коман. <…>
— Считаете ли вы существенным вопрос о правомерности представительства того или иного национального объединения от имени всех москвичей данной национальности?
С. П.: В тех случаях, когда число горожан данной национальности исчисляется десятками тысяч, никакие национальные общества не могут претендовать на представительство от их имени. Но понятие «национальное общество» часто путают с понятием «национальная община», и тогда вопрос о представительстве приобретает правовой характер, поскольку никаких общин, объединяющих территориально или экономически людей по национальному признаку, в Москве нет. <…>
— Существует ли единая концепция национальной политики в крупном городе, в частности в Москве?
Э. К.: В конце ноября мы участвовали в подготовке к работе национальной секции Конгресса интеллигенции России. В ходе обсуждений еще раз подтвердилось очевидное для тех, кто занимается национальными проблемами: только четкая и действенная правовая основа может обеспечить жизнеспособность такой концепции. А ее пока нет. <…>
— Говоря о национальных проблемах, имеем ли мы в виду русских, которых в столице большинство?
Э. К.: «Русская проблема» заслуживает особого разговора. По своему значению она выходит за свои «национальные рамки». Отбросив тезис о «старшем брате» и возрождая культуры всех национальностей, не будем забывать, что российская столица есть величайшая сокровищница русской национальной культуры — духовной основы для возрождения и консолидации других национальных культур».
«Кто разыгрывает опасную карту» — страница 9
«<…> Главе администрации Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филипенко в прошлом году нанесли визит несколько напористых молодых людей из Екатеринбурга, из регионального комитета экономических реформ. И предложили в рамках культурной программы провести так называемый конгресс народов манси. <…>
Как оказалось, доводы первого лица автономного округа не убедили посланцев из-за Уральских гор, и они все-таки 25—28 декабря конгресс «прокрутили» в городе Урае. <…>
Воспользоваться опытом прадедов-подпольщиков заставили визитеров их цели, которые иначе, как вероломными, не назовешь. За тщательно охраняемыми дверями они с делегатами, неизвестно кем выбранными, решали не проблемы этноса, а отторжение почти половины территории округа в пользу своей области. <…>
На приватизированной территории создать Мансийский автономный округ со своим (чего уж мелочиться!) Верховным Советом, национальным флагом и собственной газетой «Манси маа», первый номер уже увидел свет. <…>
Упорство, с которым проводится кампания по созданию Мансийского округа, не может не наводить на мысль, что за этим насильственным актом стоит кто-то влиятельный. <…>
Из этого же источника известно, что реализация мероприятия обеспечивается крупномасштабным финансированием центра экономических реформ при аппарате правительства.
Екатеринбург преследует свои цели. Нарождающимся промышленникам, предпринимательству снится и видится богатство нефтяных и газовых месторождений Ханты-Мансийского округа. И там, за Уралом, не выбирают средства. <…>».
«Геннадий Бурбулис дистанцируется от Бориса Ельцина» — страница 13
Подзаголовок — «По поводу программного интервью бывшего госсекретаря»
«После месячной, обусловленной известными обстоятельствами паузы Геннадий Бурбулис дал обширное интервью. <…>
Это интервью выходит за рамки обычного по ряду причин. Оно рассчитано не только на российских, но и на зарубежных читателей. <…>
Впервые Геннадий Бурбулис вводит в политический оборот термин «радикальное реформаторство», провозглашая его как свою собственную позицию. <…>
Это означает:
неприятие сомнений в необходимости полной смены предыдущего общественного строя и связанных с ним форм государственного управления и функционирования современного общества; <…>
отрицание стабилизирующего значения «так называемого Центра», который при всей его многогранности, по мнению Бурбулиса, «полностью совпадает с советско-номенклатурной» системой и сознательно ограничивается «конъюнктурой дня». <…>
В упомянутом интервью он пытается внушить Ельцину, чтобы он не боялся ради идеи (чьей?) оказаться без президентского кресла, что надо отказаться «от культовой формулы, будто на личности Ельцина замыкаются реформаторские возможности страны». Что ставка на лидера и его персону рано или поздно будет преодолена «и будет востребована ставка на команду, сконструированную интеллектуально и политически».
Не знаю, совпадают ли эти взгляды с позицией и планами самого Ельцина. Во всяком случае, не к лицу Президенту чувствовать себя заложником узкопартийных интересов.
Удивляет и другое: освобожденный от дел бывший госсекретарь и руководитель группы советников Президента продолжает работать в том же кабинете в Кремле, пользоваться соответствующим обслуживанием, вырабатывает стратегию и тактику разрушительной борьбы. <…>
Таким образом, складывается и уточняется система взглядов и действий, которую уже назвали «бурбулизмом».
Конечно, это — эклектическая идеологическая похлебка, но она способна задурманить не одну сомневающуюся голову. <…>».