День за днем. 17 апреля 1991 года

Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 17 арпеля – среда. По материалам газеты «Известия».
 

«Известия» / Учредитель: Президиум Верховного Совета СССР – 1991. – 17 апреля, среда. – № 92 – 6 полос.

«Переговоры Президента СССР и премьер-министра Японии» – страница 1
«16 апреля в Токио началась первая советско-японская встреча на высшем уровне.<…>
Общим было понимание, что состояние советско-японских отношений отражается не только на обеих странах, но и на процессах в Азии и в мире. Ясно было выражено стремление к новому их качеству, причем не только на уровне правительств, но и народов. <…>
Неадекватность советско-японских отношений на этом фоне очевидна. Они не отвечают и возможностям, открывшимся вследствие глубоких преобразований в самом Советском Союзе, его стремлению строить внешнеэкономические связи по общепринятым в мире правилам, его принципиальной установке на включение в мировую экономику.<…>
Состоялся обмен мнениями о характере и значении документов, которые предстоит подписать в ходе визита. М.С. Горбачев особенно обратил внимание на меморандум о межправительственных контактах, включающих встречи на высшем уровне, подчеркнул значение соглашения по техническому содействию экономической реформе в СССР.<…>
Начато было обсуждение темы экономических связей, которые М.С. Горбачев охарактеризовал как необходимый базис советско-японских отношений в целом.<…>».
 
«Создан Таможенный комитет СССР» – страница 1
«Президент СССР подписал Таможенный кодекс СССР и Закон СССР «О таможенном тарифе». Верховным Советом СССР образован Таможенный комитет СССР как центральный орган государственного управления таможенным делом в стране. Новые таможенные законы закрепляют принципы единства таможенной территории, таможенного законодательства и таможенной службы СССР, исходя из того, что это является необходимой предпосылкой и гарантией существования единого экономического пространства СССР.
Таможенный комитет СССР будет действовать совместно с таможенно-тарифным советом. В рамках этого совета, являющегося уникальным в истории нашей государственности образованием, каждая из республик сможет активно и непосредственно участвовать в выработке общей таможенной политики».
 
«Состояние торговли после повышения цен» – страница 1
«Министр торговли СССР Кондрат Терех направил Председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову памятную записку о состоянии торговли в условиях новых цен за две недели. На рынке продовольственных товаров нормализуется торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, колбасами, рыбными полуфабрикатами и кулинарией. Исключение составляет лишь среднеазиатский рынок, где сохранился повышенный спрос на хлеб.
В общественном питании снизилась посещаемость столовых по месту работы и учебы населения, а также в общедоступной сети, резко сократились объемы реализации блюд и изделий. В среднем это сокращение составляет 30–40 процентов, а на отдельных предприятиях в 6–10 раз.
Ситуация в торговле товарами легкой промышленности не изменилась к лучшему. Это объясняется сокращением их производства в первом квартале этого года, сообщил «Интерфакс».
 
«Ленсовет - о приватизации жилья» – страница 1
«На открывшейся 7-й сессии Ленсовета будут рассмотрены принципы приватизации городского жилищного фонда, предложенные комиссией Ленсовета по жилищной политике. Предполагается, что ленинградцам будет предоставлено право выкупа жилья в собственность и возможность его аренды. Комиссия Ленсовета по жилищной политике предлагает сохранить муниципальный фонд квартир, которые можно получить бесплатно. В качестве первоочередной меры комиссия Ленсовета по жилищной политике считает необходимым ввести дифференцированную квартирную плату в зависимости от качества жилья, сообщил «Постфактум».
 
«Второй раунд переговоров» – страница 1, 4
«Утром 17 апреля М.С. Горбачев и Т. Кайфу провели второй, почти трехчасовой раунд переговоров. Он был посвящен наиболее крупным международным проблемам. Сам этот факт свидетельствует о значении начавшегося советско-японского диалога на высшем уровне.
М.С. Горбачев изложил свое видение кардинальных перемен в мире. Они связаны прежде всего с перестройкой в Советском Союзе.<…>
Президент СССР обосновал международное значение перестройки. Понимание этого является сейчас важнейшим признаком новой мировой политики, которая включает в себя поддержку перестройки, особенно на нынешнем, крайне остром ее этапе.<…>
Отвечая на просьбу Т. Кайфу высказать свою оценку второго раунда переговоров, М.С. Горбачев заявил, что он удовлетворен масштабностью обмена мнениями, находит в размышлениях много совпадающих моментов, считает, что это – хорошая база для наращивания политического диалога и сотрудничества СССР и Японии.<…>».
 
«Принят закон о молодежи» – страница 2
«Шестнадцатого апреля на совместном заседании сессии Верховного Совета страны обсуждался законопроект «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».<…>
Отныне каждый гражданин нашей страны, не достигший тридцати лет, может на законном основании считать себя молодым человеком. И пользоваться предусмотренными в Законе льготами с 1 июля – времени введения Закона в действие.<…>
Комитеты и комиссия Верховного Совета СССР, говорится в заявлении, готовы в любое время рассмотреть совместно с парламентской комиссией РСФСР и межпарламентской комиссией республик вопросы о забастовках и путях выхода из них. Затягивание создания межпарламентской комиссии республик и отсрочка начала ее работы усугубляют и без того тяжелейшее положение страны и вплотную подводят нашу экономику к черте, за которой начнутся необратимые процессы распада народного хозяйства. В этих условиях комитеты и комиссия Верховного Совета СССР приглашают межпарламентские комиссии к скорейшему началу диалога. <…>
Кабинету Министров страны, сказал А. Лукьянов, будет дано поручение включить вопрос о реформе ценообразования в правительственный доклад об антикризисной программе. Перейдя затем к теме Союзного Договора, выступавший проинформировал участников заседания, что 15 апреля на заседании Президиума Верховного Совета СССР детально обсуждалось, как будет рассматриваться Союзный Договор в парламенте страны. <…>
После подписания Союзного Договора этот Договор должен лечь в основу разработки новой Конституции СССР и, соответственно, нового избирательного Закона. Новая Конституция СССР должна разрабатываться и прорабатываться прежде всего в недрах этого, действующего Верховного Совета СССР и быть представлена на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР этого созыва. <…>
Естественно, что до тех пор, пока Конституция не вступит в силу, пока не будут избраны новые органы государственной власти на основе нового избирательного Закона, все государственные структуры Союза ССР будут существовать. Иначе будет нарушена преемственность государственной власти в стране. <…>».
 
«Бизнес не знает границ» – страница 2
«<…> И в нынешней ситуации, когда на рынке полная неопределенность, когда продолжается война законов и амбиций политических лидеров, когда потребительский рынок скуден совершенно, можно успешно вести коммерческую и предпринимательскую деятельность. Причем в цивилизованных формах.<…>
Пока идут споры с грядущем рынке и способах перехода к нему, наиболее инициативные люди уже живут в условиях рыночной экономики и при этом неплохо себя чувствуют.<…>
Начнем с того, что деньги делаются отнюдь не только ради денег. <…>
Возникнув в самый разгар кризиса нашей экономики, банк тем не менее стал одним из самых процветающих. В чем же оно, это искусство делания денег? <…>
Разумеется, формы участия банка в таких предприятиях могут выражаться и в специфичных формах – факторинге (выкупе долговых обязательств), лизинге (кредит - аренде), операциях с ценными бумагами, торгово-посреднических операциях по реализации излишков материальных ресурсов. Не исключено и прямое инвестирование.<…>
На стадии проработок – еще ряд проектов. Например, по расширению добычи морепродуктов на Дальнем Востоке. Ищут банкиры партнеров для реализации крупного проекта создания современной сети телекоммуникации – с использованием спутниковой связи. Реализация его позволит осуществлять межбанковские операции в считанные минуты, вообще придать информационному обеспечению рыночных структур цивилизованные формы. <…>
Немалые помехи в работе создают, как ни странно, новые правительственные структуры, которые, как и старые, живут в основном тем, что собирают разного рода отчетность. <…>».
 
«Никто не хочет уступать» – страница 2
«Чрезвычайная сессия белорусского парламента, созыва которой настойчиво требуют руководители стачечного движения Минска, не состоится. Приближены сроки очередной сессии – она состоится 21 мая. Такое решение принято 16 апреля на совместном заседании Президиума Верховного Совета БССР и Президиума Совета Министров республики.
Ситуация в Белоруссии, между тем, по-прежнему крайне напряженная.<…>
Обнародовано заявление ЦК КП Белоруссии о текущем политическом моменте. В каждой фразе документа – глубокая тревога по поводу кризиса в республике и стране.
Повышение союзным правительством цен не поддастся здравому смыслу, – так отозвался об этом мероприятии только что состоявшийся пленум ЦК КПБ. И еще один вывод пленума: перестройка, на которую возлагались большие надежды, зашла в тупик.
На промышленных предприятиях и в организациях республики ведется интенсивная работа по созданию стачкомов. <…>
На политическую арену республики выступает еще одна сила – студенчество. В Минске работает оргкомитет по созданию студенческого стачкома».
 
«Нервничает парламент, волнуется улица» – страница 2
«Прошедшая 16 апреля в Киеве забастовка всеобщей не стала, но толчок интенсивной работе парламента бесспорно дала.
Несколько остудило страсти выступление Председателя Совета Министров Украины Витольда Фокина. Он рассказал депутатам о комплексе мер, которыми правительство собирается сиять напряжение в республике, нормализовать экономическую жизнь. Верховный Совет Украины обязал правительство республики в десятидневный срок предоставить на рассмотрение парламента все постановления Президента СССР и Кабинета Министров Союза которые противоречат Декларации о суверенитете Украины и ее законам. <…>
И еще об одном постановлении, принятом Верховным Советом УССР 16 апреля. Парламент поддержал предложение Л. Кравчука считать призывы к забастовке, независимо от кого бы они ни исходили и какие бы цели ни преследовали, как путь к развалу экономики республики, действие против интересов народов Украины и ее суверенитета. <…>».
 
«Земельный передел» – страница 2
«1. Где растет тирлич-трава?
<…> Планы и перспективы действительно в Удмуртии серьезные. Да и сделано уже многое. Верховный Совет республики принял постановление по земельной реформе – между прочим, еще до российского, в октябре прошлого года. Это постановление по своему характеру радикально и направлено на решительный передел земель в республике, формирование нового крестьянского уклада. Были определены широкие возможности и четкий порядок изъятия необходимых для крестьянских хозяйств участков у колхозов-совхозов, право выхода крестьян из коллективных хозяйств со своими наделами без согласования с трудовыми коллективами и администрацией.<…>
Неуверенность в завтрашнем дне, основанная на горьком опыте нашего крестьянства, – вторая сторона дела, далеко не последняя. Как стать на ноги, обустроиться в сегодняшнем дне, даже поверив в будущее, – вот вопрос. Почему же получается так, что без поддержки даже слабого колхоза <…>ничего сделать не могут? А о том, чтобы самостоятельно хозяйствовать, и вовсе им пока остается лишь мечтать. <…>
Первое, во что упираются намерения нового крестьянина и что на виду, – материально-техническое обеспечение. Нет ли переносов в распределении и перераспределении ресурсов в нашем селе?<…>
Рядовому, уже взявшему землицу бедолаге, если он не председатель райисполкома или, на худой конец, не его шофер, куда сложнее. Новые фермеры оказываются то и дело в полной зависимости от колхозов-совхозов, а то и в опасной для себя конфронтации. Можно бы объяснить это конкуренцией, противодействием со стороны старого уклада, да не всегда это так. Проблема гораздо глубже и серьезнее. Колхозы-совхозы вместе с самостоятельными крестьянами оказываются жертвами абсурдной организации чашей сельской, да и не только сельской экономики. <…>».
 
«[Проект] Закон СССР «О статусе столицы СССР и РСФСР» – страница 4
«Основываясь на Союзном Договоре и Конституции СССР, исходя из положений Федеративного Договора РСФСР и Конституции РСФСР, настоящий Закон определяет основы правового статуса, экономической базы, организации власти и управления столицы Союза ССР и РСФСР. Закон направлен на обеспечение условий деятельности союзных органов власти и управления, предусмотренных Союзным Договором и Конституцией СССР, а также представительств суверенных республик, иностранных государств и международных организаций, осуществления иных столичных функций в соответствии с полномочиями Союза ССР. Порядок осуществления функций столицы РСФСР определяется законами РСФСР.<…>
Раздел I. Столичный округ
Статья 1. Столица Союза ССР
Столицей Союза ССР является город Москва. <…>
Статья 2. Столичный округ – особое территориальное образование
В соответствии с Союзным Договором (приложение о столице Союза ССР) город Москва составляет особую территориальную единицу – столичный округ, на который при сохранении полномочий РСФСР и в пределах, установленных настоящим Законом, распространяется юрисдикция Союза ССР.<…>
Раздел II. Основы организации власти и управления столичного округа
Статья 9. Городской Совет народных депутатов
Органом власти и самоуправления столичного округа является Московский городской Совет народных депутатов.
Права и обязанности городского Совета определяются настоящим Законом, законодательством РСФСР о статусе столицы РСФСР, другими законами СССР и законами РСФСР. <…>
Статья 11. Администрация города
Для управления городским хозяйством, объектами коммунальной собственности, реализации программ экономического и социального развития, составления и исполнения городского бюджета, обеспечения экологической защиты, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, развития местного самоуправления, контроля за соблюдением законодательства органами и службами городского управления и самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, формируется Администрация города. <…>
Раздел III. Экономические гарантии осуществления столичных функций
Статья 13. Основы экономических взаимоотношений в столичном округе
Органы власти и управления округа предоставляют союзным органам власти и управления, представительствам суверенных республик, иностранных государств и международных организаций необходимые для осуществления их полномочий земельные участки, здания и сооружения, жилищно-коммунальные и иные услуги; обеспечивают условия для проведения государственных союзных и международных мероприятий; учитывают при разработке Генерального плана города осуществление столичных функций.<…>
Раздел IV. Положения переходного периода
Статья 17. Переходный период Положения данного раздела действуют на период до заключения и вступления в силу Союзного Договора, Федеративного Договора РСФСР, избрания городского Совета народных депутатов нового созыва и формирования органов власти и управления столичного округа, предусмотренных настоящим Законом.<…>
Статья 20. О Главе города – столичного округа
Глава города избирается гражданами СССР, постоянно проживающими в столичном округе, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и может быть смещен в установленном законом порядке. <…>».