День за днем. 17 декабря 1992 года
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1992. – 17 декабря, четверг. – № 243 (414). – 8 полос.
«На время поездки Ельцина в Китай Черномырдин сохранит нынешний состав правительства, но команда Гайдара и сама не спешит уходить» – страница 1
«<…> Новый премьер… уже заявлял, что уход и.о. премьера – его личное дело, а остальные членов команды с их рабочих мест никто не гонит. И все же – с кем останется новый глава правительства?
Со значительной частью кабинета все понятно уже сейчас. Определенно сохраняют свои кресла трое «силовых министров» – Виктор Баранников, Павел Грачев и Виктор Ерин: их нынешняя коллизия никак не касается. Достаточно уверенно можно прогнозировать отставку Андрея Козырева: она предрешена его выступлением на стокгольмской сессии Совета СБСЕ. Впрочем, в Пекин он улетел еще в ранге министра иностранных дел. О своей готовности «подставить плечо» Виктору Черномырдину заявил верный солдат президента вице-премьер Валерий Махарадзе. В большинстве своем усидят (несмотря на некоторые возможные перемещения в рутинном порядке) отраслевые министры. Понятно, однако, что, говоря о команде Гайдара, имеют в виду не их.
Лишь двое из «либерального ядра» кабинета открыто заявили о намерении остаться: Владимир Шумейко и, как и предполагала «НГ», Анатолий Чубайс. Шумейко считает, что если уйдут все, то «сама идея реформ ослабнет». <…> Господин же Чубайс заявил, что останется, пока есть возможность осуществлять свою программу. Но этот срок может оказаться коротким. Сегодня парламент вносит в программу поправки. <…>».
«Павел Грачев: мы вне политики» – страница 1
Подзаголовок– «Однако реформа в армии идет трудно»
«На пресс-конференции в Министерстве обороны 16 декабря генерал Павел Грачев заявил, что российской армии досталось тяжелое наследие от армии бывшего Союза: «Падение дисциплины, коррупция, рост правонарушений». Но в последнее время руководство МО сумело приостановить снижение боеготовности войск и воинской дисциплины. Вооруженные силы – управляемы. Начато формирование новых группировок, в том числе на Северном Кавказе. Однако реформа идет трудно, как и вообще в стране. Завершается выработка новой военно-технической политики, Министерство обороны выступает за сохранение научно-промышленной основы отечественного ВПК и надеется на поддержку нового премьера. Также «прорабатывается вопрос» о самостоятельном, минуя МВФ, выходе Министерства обороны на мировой рынок для продажи излишков военной техники и вооружений. <…>
…Армия в целом будет вне политики в соответствии с заявлением генерала Грачева на VII съезде народных депутатов. Политические организации любого толка в армии не будут допускаться».
«Черномырдин – российский Кучма?» – страница 1
Подзаголовок– «Но Кучма – не украинский Черномырдин»
«Оттого, что приходят промышленники, хуже не станет», – сказал новый российский премьер, когда я попробовал сравнить его избрание с недавним избранием на пост премьер-министра Украины Леонида Кучмы. <…>
Виктор Черномырдин долгие годы находился на высотах промышленной власти. Он был одним из подлинных хозяев страны. Кучма руководил пусть очень важным, но все же, только одним предприятием. И пришел в премьеры прямо из директорского кабинета. Но Кучма готовился к своей будущей роли несколько лет: весь период правления Витольда Фокина его фамилия называлась в «коридорах власти» в Киеве среди наиболее возможных претендентов на пост премьера. Для Черномырдина новое назначение явилось такой неожиданностью, что он даже не счел нужным это скрывать.
Кучма, появившись в кабинете своего предшественника, изгонявшего министров-реформаторов, легко мог предлагать ключевые посты «рыночникам». Черномырдин вынужден будет расставаться даже с теми реформаторами, с которыми он легко мог бы работать, не окажись кабинет под прессом депутатской амбициозности и кремлевских схваток. <…>
Черномырдина легко назвать «российским Кучмой»: его избрание как бы подтверждает общую тенденцию усиливающегося влияния промышленного лобби. Но Кучма все же – не украинский Черномырдин. Впрочем, это уже не имеет большого значения. Ведь не украинская экономика влияет на российскую. А наоборот».
«От прозрачности к поясу добрососедства» – страница 1, 2
Подзаголовок – «О российских границах»
«<…> Проблема границ… является составной частью целого комплекса вопросов военной безопасности Российской Федерации в нынешний период перехода от противостояния к новому глобальному сообществу, основанному на принципах мирного диалога и сотрудничества. <…> Для безопасности стран Содружества главную угрозу представляют сейчас такие внутриполитические факторы, как наличие зон вооруженных конфликтов и нерешенность взаимных территориальных претензий. <…>
<…> С учетом прозрачности границ внутри Содружества интересам России отвечает обеспечение надежного контроля над внешними границами бывшего СССР. Поэтому одной из главных целей политики России в этой области является постепенное налаживание и углубление связей между государствами – участниками Содружества в сфере безопасности внешних границ Содружества.
В этих условиях нашими стратегическими целями можно было бы назвать создание вокруг России «пояса добрососедства», построение таких отношений сотрудничества, которые позволили бы России чувствовать себя в безопасности, рассчитывать на поддержку и понимание в решении ее внутренних проблем. Такой пояс должен стать своего рода мостом для отношений России с дальний зарубежьем и ни в коем случае – «санитарным кордоном», отсекающим нас от внешнего пространства. <…>».
«Миротворчество дается СБСЕ с трудом» – страница 1
Подзаголовок – «5 процентов азербайджанской территории – под контролем армянской армии»
«Как сообщили официальные источники в Баку, проходившая 14-15 декабря в Стокгольме сессия СБСЕ не смогла убедить представителей Армении и Азербайджана пойти на взаимные уступки для возобновления прерванного несколько месяцев назад переговорного процесса в Риме под эгидой СБСЕ. <…> В канун стокгольмской встречи МИД Азербайджана обратился с заявлением к странам СБСЕ, в котором призвал их квалифицировать поведение Армении как действие агрессора. Глава МИД Армении Арман Киракосян на закрытом заседании в Стокгольме полностью отверг обвинения азербайджанской стороны и, в свою очередь, возложил на Баку ответственность за политику экономической и энергетической блокады Армении. <…>».
[Рубрика] «Коротко» – страница 1, 2, 3
«Обстрел не прекращался»
«Всю ночь со вторника на среду сербские войска продолжали обстрелы боснийских позиций в северной части республики. Боснийское радио сообщило без всяких подробностей, то сербская сторона мобилизовала «все имеющиеся в ее распоряжении вооружения и войска».
«Министр ознакомил с проектом»
«Министр финансов РФ Василий Барчук вчера ознакомил депутатов ВС с проектом бюджета РФ на 1993 год, разработанный вше командой экс-премьера Егора Гайдара.
В отличие от предыдущих лет, по словам Барчука, бюджет 1993 года направлен, прежде всего, на социальную поддержку населения и стимулирование отечественного предпринимательства. <…>».
«Чечня»
«Напрасно Россия делает из Чечни врага. Мы, наоборот, можем и являемся гарантом политической стабильности на Кавказе, мы можем способствовать урегулированию любого конфликта», – заявил вице-премьер правительства Чечни Яраги Мамодаев на встрече с председателем Совета национальностей российского парламента Рамазаном Абдулатиповым.
Цель своего визита в Москву вице-премьер Чечни видит в том, чтобы отстаивать политические и экономические интересы Чеченской Республики. <…>
В результате переговоров было подписано правительственное соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве России и Чечни. <…>».
«Грузия»
«Вывод из Грузии частей российской армии, в также вывоз военной техники и имущества будет приостановлен до завершения переговоров между Россией и Грузией. Это постановление принял Совет национальной безопасности и обороны Грузии. Постановлением разрешено передвижение колонн автомобильной техники и полеты авиации для обеспечения жизнедеятельности российских войск, но только с предварительным уведомлением грузинских властей. <…>».
«Реальности территориально-политического устройства России, или «О «конструктивных» взглядах демократов-государственников» – страница 2
«<…> Мировой опыт свидетельствует о том, что на практике организация властных структур в государстве определяется четырьмя основными факторами: интенсивностью хозяйственных связей отдельных регионов, оптимальными размерами территории, уровнем жизни населения, возможностями для самобытного развития входящих в него народностей. <…>
Опыт ратификации Маастрихтского соглашения о Европейском Союзе побуждает сделать еще один вывод, по-видимому, весьма болезненный для демократов-государственников. Речь идет о том, что в условиях развитой демократии население оказывается неготовым одобрить дополнительную централизацию власти, находящуюся выше регионального и национального уровней, даже если этот шаг кажется разумным с точки зрения макроэкономических и внешнеполитических целей.
Разрушать наметившееся на российской политической сцене согласие по вопросу о расширении полномочий национальных территорий и отдельных регионов и не замечать того фанта, что связи России со странами СНГ к обоюдному согласию переходят на уровень двусторонних международных отношений, означает не что иное, как идти по неконструктивному пути, исключающему надежды на разумную консолидацию регионов России и стран СНГ в обозримом будущем».
«Противоборствующие стороны общаются по телефону» – страница 3
Подзаголовок – «Ситуация вокруг сбитого вертолета накаляется»
«<…> Как грубую провокацию, последствия которой не могут не повлиять на состояние российско-грузинских отношении, квалифицировало Министерство иностранных дел Российской Федерации уничтожение в районе Ткварчели транспортного вертолета российских вооруженных сил, доставлявшего гуманную помощь. На борту вертолета, сбитого 14 декабря ракетой класса «земля-воздух», находились женщины и дети, эвакуировавшиеся в Гудауту. Экипаж и все 35 пассажиров погибли.
Всем было хорошо известно, говорится в заявлении представителя МИД России, что в этом районе регулярно осуществлялись полеты российских транспортных вертолетов, доставлявших в Ткварчели гуманную помощь, предоставленную правительством Российской Федерации пострадавшим от вооруженного конфликта в Абхазии. Единственной целью этой искренней помощи было предотвратить массовый голод и гибель людей. МИД Российской Федерации, заявляя решительный протест грузинской стороне, требует срочного и всестороннего расследования случившегося и примерного наказания виновных. <…>».
«Это больше, чем шокотерапия» – страница 3
Подзаголовок – «Ландсбергис и Бразаускас о стокгольмском заявлении Андрея Козырева»
«Информационно аналитический центр сейма Литвы распространил заявление бывшего председателя ВС Литовской Республики, лидера нынешней оппозиции в сейме Витаутаса Ландсбергиса, в котором комментируется выступление в Стокгольме на совещании министров иностранных дел государств-членов СБСЕ главы внешнеполитического ведомства России Андрея Козырева. <…>
Заявление министра иностранных дел России вызвало у бывшего руководителя литовского парламента немалые сомнения и тревогу за судьбы балтийских государств, их независимость. «Защитит ли нас кто-нибудь, если мы вновь получим ультиматум объединяться в новую федерацию вместе с угрозами военного и экономического насилия? А может, нас толкают на поиски союзников в других местах, чтобы мы могли быть обвинены, как обычно, в антирусских действиях? А может, и нынешняя Россия будет давить на балтийские страны все сильнее?» – задается вопросами Ландсбергис.
Несколькими часами позже было распространено заявление исполняющего обязанности президента Литовской Республики Альгирдаса Бразаускаса. «Выступление Козырева в Стокгольме может трактоваться только как грубое вмешательство во внутренние дела соседних государств и коренным образом противоречит духу СБСЕ, – говорится в заявлении. – Оно сильно напоминает о временах холодной войны и конфронтации и несовместимо с архитектурой новой единой Европы». <…>».
«Партии говорят о выборах и объединении» – страница 3
Подзаголовок – «На Украине будет смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система»
«В Киеве состоялись очередные съезды Объединенной социал-демократической (ОСДПУ) и Демократической (ДмПУ) партий, сбор Всеукраинского политического объединения «Державная самостийнисть Украины» (ДСУ), открытая конференция Транснациональной радикальной партии и непосредственно связанная с деятельностью политических партий научно практическая конференция «Избирательная система и проблемы становления Украинского государства», приветствие которой прислал президент Украины Леонид Кравчук.
Все эти мероприятия были направлены на преодоление двух отрицательных тенденций в политической жизни Украины: формальной беспартийности органов власти, за деятельность которых не несет ответственности ни одна политическая сила республики, и формализма в создании политических партий, которые образовывались по принципу политических симпатий и воззрений людей, а не на основе четко определенных политических, социальных и экономических программ. Отсюда вытекала и главная общая направленность всех партийных форумов – выработка конкретных программ, с которыми можно идти на будущие выборы, и поиск политических партнеров на основе сближения и согласования партийных программ, а не по принципу личного знакомства лидеров. <…>».
«Создание народного совета – путь к президентской республике» – страница 3
«Россия: примат собственных интересов» – страница 4
Подзаголовок – «Только тогда ее фондовый рынок заработает по-настоящему»
«Заведующий сектором Института экономики Российской академии наук профессор Анатолий Дерябин по совместительству еще и председатель методологического совета Московской центральной фондовой биржи, убежден: практический бизнес нуждается в поддержке фундаментальной науки. А в том, что в академическом институте без знания нынешних реалий делать нечего, никого сегодня убеждать не надо.
– Анатолий Александрович, рынок ценных бумаг у нас только складывается, причем не все и не всегда действуют на нем грамотно. Как быть?
– Вы правы: наши участники фондового рынка действительно пока не ведают, что же это на самом деле такое. Впрочем, и на Западе, где фондовому рынку свыше 200 лет, тоже случаются неожиданности. <…> …Бизнесменам не избежать открытий в своем собственном деле. Тем более это касается нашего фондового рынка, который еще и не начал-то работать в полную силу.
– Что этому на ваш взгляд, больше всего препятствует?
– Прежде всего – нездоровая экономика. Рынок подавлен не только оттого, что у нас мало эмитентов ценных бумаг. Когда акционерных обществ станет больше и начнется обвальная приватизация, количество операций на фондовом рынке, конечно, возрастет, ценных бумаг станет больше. Но сам рынок будет по-прежнему не устойчивым, если экономическое положение в стране не улучшится.
– Как влияет на состояние отечественного рынка ценных бумаг нынешняя инфляция?
– Стремительное падение рубля – следствие нестабильности в разных сферах. И состояние валютного и фондового рынков отражает как неуверенность наших потенциальных эмитентов, так и вызванное этим своеобразие поведения брокеров. <…>
– Что бы Вы тогда посоветовали нашим профессионалам рынка ценных бумаг?
– <…> Я бы порекомендовал остудить головы нашим брокерам, иначе они проиграют.
Второй совет: надо активно изучать фондовый рынок. Министерство финансов России хоть и устраивает экзамены на получение лицензии финансового брокера, но сами экзаменаторы никогда не работали на фондовом рынке. Поэтому полагаться, что, сдав экзамены, будешь большим специалистом, не стоит.
И еще одно пожелание – правительству. Ему нужно глубже разобраться в проблемах российской экономики, не ограничиваться и не увлекаться изучением учебников политэкономии. В денежно-кредитной политике надо исходить из примата интересов России и не надеяться на помощь Запада. Нам не столько их помощь нужна, сколько сотрудничество. Мы – равные партнеры, а не просители. Наконец, никак не обойтись без регулирования цен».
«Можно ли вытащить со дна обломки российской экономики?» – страница 4
Подзаголовок – «Русские на это более чем способны»
«[Ланс Тейлор, профессор массачусетского технологического института (США)]: <…> Двузначная месячная инфляция настолько сокращает экономические горизонты, что задача восстановления производства без снижения роста цен бесперспективна. Инфляцию можно сдержать, однако абсолютно надежных средств не существует. <…>
Помимо перехода к режиму жесткой экономии любая российская антиинфляционная программа в дальнейшем обопрется на неизбежный контроль за заработной платой и ценами, что не легко восстановить в экономике, даже имеющей длительную историю обращения к методам подобного регулирования. К тому же Международный валютный фонд в своей идеологии насмерть стоит против такой практики. Однако в сочетании с фискальными ограничениями гетеродоксный шок а ла Рюс представляется, как это ни удивительно, неизбежным. Он может сработать, может провалиться. В зависимости от того, готово ли политическое руководство (или нет) нести соответствующие издержки. <…>
Начальным шагом в России должно стать установление таможенных границ. При их отсутствии стимулирование торговли не имеет особого смысла. <…> Технологии не относятся к числу легкодоступных товаров, поэтому местные предприятия и их рабочие, чтобы задействовать импортируемый основной капитал, должны приобрести необходимые навыки. А покупка или собственное производство технологий связаны с масштабом всей экономики. <…>
В отношении имеющихся, но особенно появляющихся производителей весьма оправдан протекционизм. Квотная рента, порождаемая лицензированием импорта по дешевым ценам стратегически важных технологий с последующей их продажей по высоким ценам на рынке внутреннем, способствует субсидированию экспортных продаж. <…>
История свидетельствует: либерализация торгового и финансового сектора, отстаиваемая основными представителями неоклассической теории, в цель не попадает. Основополагающие представления этого подхода реальностям нашего мира не соответствуют. Перед россиянами стоит другой вызов – создать такой механизм формирования рынка, который запряжет и вытянет имеющийся капитал, техническую экспертизу и квалифицированную рабочую силу. Ключ к этому – в сочетании государственного рыночного интервенционизма с возобновлением гражданских свобод при стабильной политической системе. <…>».
«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 17 декабря, четверг. – № 272 (23846). – 8 полос.
«Визит Бориса Ельцина в Китай стал заметным политическим событием еще до того, как самолет президента приземлился в Пекине.
И дело не только в том, что накануне визиту посвятили свои репортажи здешние средства массовой информации. Внушительная толпа журналистов, как из Китая, так и из третьих стран, собравшаяся в столичном аэропорту, тоже свидетельствовала о большом интересе за рубежом к первой поездке главы российского государства в КНР.
Сойдя с трапа, президент сделал краткое заявление для прессы.
– Нужно установить новую эру в наших отношениях с Китаем, – сказал он. – В течение десятилетий продолжался сильный застой или даже вовсе не было сотрудничества двух великих народов. Это – недопустимо. Я предполагаю сделать все для того, чтобы нам сблизиться, сдружиться, ну и, конечно, взаимовыгодно торговать, сотрудничать в различных областях. Подготовлены проекты соглашений – их больше десятка по многим направлениям. Есть общая декларация об основах отношений между двумя державами. <…>».
«Валютный рынок не отреагировал на нового премьера» – страница 1
«Состоявшиеся 17 декабря очередные торги на Московской межбанковской валютной бирже принесли следующие результаты: курс операций зафиксирован на уровне 416 рублей за доллар США (на прошлых торгах – 418, а общий объем продаж составил 54 миллиона 950 тысяч долларов.
Вопреки многочисленным прогнозам, валютный рынок в России пока никак не отреагировал на назначение нового главы правительства. На последних биржевых торгах сохранилась тенденции укрепления курса рубля, в основе которой лежат стабильно большие объемы предложения валюты. А конкретно 17 декабря предварительные заявки на продажу валюты составили 57 миллионов 910 тысяч долларов. Причем все эти деньги принадлежали организациям и предприятиям и ничего не выбрасывал в этот раз на свободный рынок Центральный банк. <…>».
«Взгляд не из Москвы» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Корреспонденты Известий сообщают об отношении на местах по итогам VII съезда народных депутатов России»
«Санкт-Петербург. Большинство петербуржцев… довольно тем, что найден компромисс между президентом и депутатами. Хотя не мало и таких, кто разделяет мнение «неистового репортера и академика» А. Невзорова, заявившего, что народные депутаты проворонили свой исторический шанс. <…>
Нижний Новгород.Председатель Нижегородского облсовета Е. Крестьянинов делясь впечатлениями о съезде с нашим корреспондентом А. Ершовым, сказал, что, на его взгляд, стороны устали. Достигнутое неустойчивое равновесие – лишь передышка. Обстановка в нашей области, и счастью, не раскачивалась политическими страстями. <…>
Омск.Корреспондент «Известий» С. Сусликов информирует: омские сторонники реформ решили создать областное объединение «Демократический выбор». Начата организационная работа по сбору подписей за проведение референдума в поддержку реформ. Что касается властей, то их отношение и идее референдума сдержанное. <…>».
«Новое назначение Егора Гайдара» – страница 1
«Президент России Борис Ельцин подписал указ об освобождении Егора Гайдара от обязанностей первого заместителя председателя правительства, исполняющего обязанности премьера.
Об этом сообщила пресс-службе президента. Другим указом президента Е. Гайдар утвержден в должности директора Института экономических проблем переходного периода. <…>».
«Реставрация СССР невозможна, считают лидеры государств ближнего зарубежья» – страница 2
«После сделанного, а затем отозванного обращения VII съезда народных депутатов РФ к российскому народу, в последний день своей работы парламентарии приняли еще одно обращение. На этот раз к парламентам независимых государств – бывших республик Союза ССР. В нем российские депутаты сделали предложение рассмотреть вопрос о создании конфедерации или иной формы сближения независимых государств Европы и Азии – бывших республик СССР. Несколько дней этот призыв оставался как бы неуслышанным. И вот стали постулат, первые сообщения.
Ни высшие эшелоны власти, ни крупные политизированные общественные организации Украины никак не отреагировали на призыв VII съезда народных депутатов Российской Федерации вновь объединиться в одну дружную семью – подобие бывшего СССР, сообщает из Киева собкор «Известий» С. Цикора. <…>
Все официальные руководители Республики Беларусь категорически и однозначно против восстановления бывшего Союза, считая его пройденным этапом, а саму идею – обанкротившейся, передает из Минска корреспондент «Известий» Н. Матуковский. <…>
Отвечая на вопрос журналистов о возможности реставрации СССР, президент Туркменистана С. Ниязов сказал: «СССР и все, что с ним связано, стало достоянием истории. И всякие рассуждения о возможной реставрации Союза могут носить чисто теоретический характер. Туркменистан есть и будет независимым государством. Вся политика нашего правительства строится на этом основополагающем принципе», сообщает наш корреспондент в Ашхабаде В. Кулешов. <…>
Реакция Молдовы на попытку реставрации нового союзного образования однозначна. Создание на основе СНГ центральных структур республика не может расценивать иначе, как новый диктат бывшего центра. <…>».
«Ничейная госсобственность - подарок отраслевым генералам» – страница 2
Подзаголовок – «Законопроект, угрожающий приватизации»
«[А. Дунаевский, консультант парламентской коалиции реформ]: Фракции Верховного Совета РФ «Рабочий союз», «Промышленный союз», «Аграрный союз», «Отчизна», «Коммунисты России», «Россия» подготовили проект Закона «О приоритете трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий и организаций в выборе форм разгосударствления и приватизации». Для ускорения прохождения через комитеты и комиссии Верховного Совета Р. Хасбулатов сопроводил его текст запиской: «Этот законопроект был запланирован еще в 1991 г. Мы запоздали, и основательно. Прошу поработать над ним и немедля вынести на сессию ВС (до съезда)». <…>
С принятием этого законопроекта большинство предприятий будет выведено из-под узаконенных Государственной программой приватизации способов приватизации. Ведь его авторы оставляют возможность акционировать предприятия, использовать аукционы и конкурсы, только если коллектив откажется принять основные фонды в бессрочное хозяйственное ведение. Скорее всего, многие коллективы ухватятся за эту, казалось бы, спасительную соломинку. <…>
Но будет ли благом такой вариант для самих трудовых коллективов? Сомнительно, ведь они в соответствии с законопроектом получат имущество не в собственность, а лишь в ведение. Передаст его министерство или местный орган отраслевого управления. Сегодня даст, а завтра может и отнять. Тем самым сохраняется власть чиновников над предприятиями. <…>».
«Советы сегодня – это КПСС вчера, считает Гарри Каспаров, анализируя политическую ситуацию в России» – страница 3
«Думаю, что у наших читателей не возникнет вопрос, почему в данном случае чемпион мира по шахматам выступает в роли политика и политолога. Да потому что он действительно политик и политолог. <…> Суждения чемпиона мира отличаются твердостью, даже радикализмом взглядов. И мне кажется, читателям будет особенно интересно познакомиться именно в эти дни с его анализом не шахматной, но политической позиции.
– Какие чувства бы испытываете после завершившегося съезда народных депутатов?
– Я испытываю чувство глубокого удовлетворения. Поверьте, это не шутка. Наконец-то все встало на свои места. Окончательно прояснилось, кто есть кто, будто прошло поименное голосование по всему комплексу наиболее животрепещущих проблем нашего общества. И если у кого-то еще сохранялись иллюзии относительно каких-то политиков, то теперь или окончательно развеялись. Все действующие лица нашего политического театра предстали в своем реальном виде, без всякого инородного для них обличья. <…>
Мы узнали много интересного, да и неожиданного. Теперь важно, чтобы все эти знания не пропали даром. Важно с учетом приобретенного опыта всерьез задуматься над тем, каким образом следует действовать, чтобы консолидировать разрозненные демократические силы, дабы не быть и дальше потесненными куда более сплоченными, более организованными конкурентами. <…>
– Вы выступаете, насколько я понимаю, за быстрейшее проведение выборов, за избрание таких органов управления, которые бы отвечали новому состоянию общества, его новым потребностям.
– Да, мы нуждаемся в этом. Произошедший в результате августа 91-го демонтаж коммунистической системы не означал излома системы номенклатурной. Власть сменила имя, но отчество и фамилия остались прежними, она лишь перешла как бы от старшего брата к младшему. Вернее, к тем лицам, которые стояли ближе всего к ней, рядом с теми, кому принадлежала раньше. Другого, наверное, и не могло быть. Сказались организационная слабость демократического движения, разнородность и разношерстность его структур. Социальная база движения, формировавшаяся стихийно, так и осталась на митинговом уровне. О чем вообще говорить, если только недавно президент признал эту реальность и решил, что надо всерьез подумать о расширении социальной базы реформ и реформаторов. <…>».
«Россия и Германия дали свет новому поколению договоров» – страница 4
«<…> По общей оценке, первый визит Г. Коля в новую Россию стал важной вехой в жизни двух стран, отношения между которыми во многом определяют ситуацию на континенте. Как отметил в своем выступлении Б. Ельцин, дружба России и Германии – весомый фактор сохранения мира.
Сегодня можно утверждать, указал президент, что дружеские отношения между нашими странами и имеют хорошую перспективу. Никто не желает территориальной экспансии, рухнули идеологические барьеры, нас объединяет общечеловеческая цивилизация, огромные резервы для делового сотрудничества. «У нас есть и такой объединяющий фактор, – добавил Б. Ельцин, – как судьба российских немцев». В будущем году впервые из госбюджета РФ на их обустройство выделяется 10 миллиардов рублей. <…>».
«ООН отреагировала на дискриминацию русскоязычного населения в Латвии и Эстонии» – страница 4
«Отныне проблема защиты интересов русскоязычного населения в странах Балтии стала органичной частью повестки дня ООН. Такой вывод следует из одобренной в среду на пленарном заседании 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции под названием «Положение в области прав человека в Латвии и Эстонии». <…>
Можно заключить, с отдельными оговорками, скромная заслуга в том, что мировое общественное мнение было своевременно привлечено к опасности возникновения нового межэтнического конфликта в Европе, принадлежит российской дипломатии, а не добровольным, независимым, правозащитным организациям по типу хельсинкских групп по «мониторингу». <…>
После возвращения миссия ООН изложила свои рекомендации в целях национального примирения: в кратчайшие сроки принять закон о гражданстве, снизить ценз оседлости с 16 до 5 лет; четко сформулировать критерии регистрации для недопущения административного произвола; восстановить равенство в правах нелатвийцев при проведении приватизации; запретить в законодательном порядке подстрекательство к этнической вражде. <…>».
«Франция разрабатывает золотую жилу российских талантов» – страница 7
«Тридцать процентов преподавателей математики, взятых на работу во французские университеты в 1992 году, составляют русские, заявил профессор университета Париж-VIIи Высшей нормальной школы Клод Бардос. <…>
Тем не менее, Франция, где работают 600 русских ученых, в деле организация утечки умов пока заметно отстает от других стран, в Соединенных Штатах и Израиле число специалистов из бывшего Союза достигло 30 тысяч, а в Германии – 4 тысяч. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. - 1992. – 17 декабря, четверг. –№ 270 (606). – 8 полос.
«Без раскачки, сразу же после Съезда Верховный Совет приступил к работе над законопроектами. Вчера состоялось совместное заседание палат. <…>
<…> Резкой критике подвергался второй пункт Постановления Верховного Совета, в котором предлагалось отметить, что правительство в соответствии с указами Президента профинансировало расходы, не предусмотренные бюджетом. <…>
Дискуссия вокруг законопроекта об уточнении показателей республиканского бюджета и проекта постановления о его введении в действие закончилась тем, что законопроект принят за основу и отправлен на доработку. <…>
Закончив дебаты о бюджете нынешнего года и решив для более подробного изучения бюджетного послания на 1993 год провести парламентские слушания, депутаты на вечернем заседании ВС обсудили законопроект о федеральных органах правительственной связи и информатике. <…>
Неудачной оказалась попытка авторов законопроекта о внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах вынести его на второе чтение. Ввиду крайней важности данного проекта для экономики и необходимости серьезного обсуждения депутаты предложили перенести его на одно из ближайших заседаний. <…>».
«Бурбулис уже не председатель…» – страница 1
«Геннадий Бурбулис освобожден от обязанностей председателя российской части российско-индийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Вместо него руководителем российской части назначен первый вице-премьер Владимир Шумейко.
Распоряжение правительства по этому поводу подписано 11 декабря Егором Гайдаром».
«Чубайс готов работать…» – страница 1
«Вице-премьер Анатолий Чубайс готов продолжать работу в правительстве Виктора Черномырдина, об этом сообщил пресс-секретарь вице-премьера Аркадий Евстафьев. По его словам, Анатолий Чубайс выразил готовность работать в правительстве с учетом просьбы Егора Гайдара и личной ответственности за осуществление программы приватизации в России. Он готов работать с новым премьером, пока существует возможность реализовать концепцию государственной программы приватизации».
«А Нечаева просят остаться» – страница 1
«Президент российской федерации Борис Ельцин обратился с просьбой к министру экономики Андрею Нечаеву остаться на своем посту.
Об этом сообщил руководитель пресс-службы Министерства экономики Николай Вишневский».
«В Питере подорожал хлеб» – страница 1
«Вчера в Петербурге в полтора раза увеличены цены на хлебобулочные изделия. Это решение городская мэрия приняла под давлением внешних обстоятельств, в первую очередь, из-за резкого повышения стоимости муки. При этом почти 350 миллионов рублей выделено из городского бюджета в качестве дотации на зерно».
«Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О толковании отдельных положений Постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» – страница 1
«1. В пункте 1 постановления под «Основными положениями новой Конституции» следует понимать основы общественного строя, основы организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, основы правового положения личности и другие принципы конституционного строя.
Иные референдумы на территории российской Федерации 11 апреля 1993 года не проводятся.
2. В пункте 3 постановления под «поправками», которыми нарушается сложившийся баланс законодательной, исполнительной и судебной властей, понимаются поправки к действующей Конституции и законам Российской Федерации, которыми существующие полномочия федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей перераспределяются между этими органами.
3. Пункт в постановления устанавливает, что до выборов народных депутатов Советов нового созыва досрочное прекращение полномочий назначенного главы администрации по инициативе Президента Российской Федерации или главы вышестоящей администрации производится без согласования с соответствующим Советом народных депутатов.
4. Данное толкование не направлено на изменение смысла постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». <…>».
«Разговор был конструктивным» – страница 2
«За время проведения VII Съезда народных депутатов ни одна воинская часть Вооруженных Сил России не была приведена в боевую готовность, что было впервые за все время проведения различного рода съездов в нашей стране, – сказал вчера на брифинге министр обороны Российской Федерации Павел Грачев.
Армия была, есть и будет на стороне закона и Конституции, и военное руководство не допустит втягивания ее в политику. Отвечая на вопрос вашего корреспондента о судьбе демократических структур в Вооруженных Силах, министр обороны отметил, что он высоко оценивает деятельность офицерских собраний в частях и гарнизонах по решению социально-бытовых проблем. В частности, сейчас рассматривается проект создания окружных и всеармейского совещания представителей офицерских собраний. Военнослужащим же, которые пытаются создавать свои организации или профсоюзы в армии для решения политических задач, он советует вначале уволиться.
Говоря об итогах Съезда, министр отметил, что, пожалуй, впервые на столь высоком уровне военный вопрос рассматривался в таком конструктивном и деловом плане. <…>».
«Новой России – новую армию» – страница 2
«На Съезде возникла новая депутатская группа «Реформа армии». <…> Решение военных проблем группа видят в радикальных действиях по созданию в России новых вооруженных сил, отвечающих требованиям демократического общества.
Некоторые из военных – участников Съезда – дали интервью нашему корреспонденту.
Константин Кобец, генерал армии:
– Константин Иванович, откуда сегодня по новой концепции вооруженных сил исходит опасность для нашей страны?
– Это самый трудный вопрос. В нынешней ситуации, когда в мире снижена напряженность, явно выраженных противников у России нет. Тем не менее, сохраняется риск локальных вооруженных конфликтов, в том числе и ядерных провокаций. Особенно со стороны третьих стран, которые пытаются создать ядерное оружие.
Одна из положительных сторон новой концепции – создание высокомобильных вооруженных сил, которые могут парировать возникающие эксцессы. <…>
Анатолии Бугримов, полковник, старший преподаватель военной академии;
– Разговор об армейских проблемах на Съезде был интересным, принципиальным и без нападок. <…>
Удовлетворение вызывает решение о смешанном принципе комплектования Вооруженных Сил, когда часть войск будет формироваться за счет призыва на военную службу, а часть – по контракту. <…>
Дискуссию вызывает продажа Россией оружия некоторым странам. Конечно, в идеале торговать оружием вообще плохо. Но реальная ситуация для нашей страны такова – у нас только два конвертируемых товара: природные ресурсы и вооружение. Весь вопрос в том – кому, какому государству продавать оружие: стабильному, миролюбивому или агрессивному?»
«VII Съезд народных депутатов Российской федерации. Стенографический отчет» – страница 3, 4, 5, 6
«[Окончание. Начало в № 269]: Заседание двадцать первое. <…> Сабиров М.Г.: <…> Уважаемые народные депутаты Российской федерации! Остались считанные дни до конца 1992 года. Но остались нерешенными важнейшие вопросы по многим отраслям народного хозяйства. Еще больше вопросов по формированию программы 1993 года, его первого квартала, особенно по взаимоотношениям между республиками.
Я назову только несколько из них. Первый – объемы и заказы Российской федерации республикам по поставкам, как сырьевых ресурсов, так и готовой продукции. Второй – завершение расчета по бюджету и формирование консолидированного бюджета на 1993 год, экспортные поставки, согласование совместных мер правительств республик в составе Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по стабилизации экономического положения и так далее, и тому подобное. <…>
Прошу поддержать меня в том, чтобы завтра или в понедельник обязательно весь день работы Съезда посвятить только двум вопросам. Первый – принять, рассмотрев, закон о Совете Министров – Правительстве Российской Федерации, второй – о Председателе Совета Министров, и работать до тех пор, пока не примем окончательного решения по обоим вопросам, столь нужного тем, кто ведет хозяйство в это сложное и трудное время. <…>».
Гехт Ю.Г.:Позвольте довести до вас решение, которое приняли вчера 250 директоров. 40 председателей профкомов крупнейших предприятий Москвы: мы, участники совещания – руководители московских предприятий, профсоюзов и народные депутаты России, призываем все политические силы страны к консолидации, к полному согласию и взаимопониманию. Мы поддерживаем решение Съезда на укрепление конституционного строя в стране и против любого нагнетания страстей.
Считаем, Съезду необходимо принять решение об утверждении закона о Правительстве, об утверждении Председателя Совета Министров и нового состава Правительства. Президенту страны и Съезду необходимо приложить все усилия для поиска компромисса и преодоления возникшего политического кризиса. <…>
Заседание двадцать второе.<…> Зорькин В.Д.: <…> В соответствии с вашей волей состоялась встреча Президента Российской Федерации. Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. <…>
С учетом выраженной предварительно воли, участники встречи предлагают вам проект постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации»:
1. Назначить на 11 апреля 1993 года проведение всероссийского референдума об основных положениях новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.
Поручить Верховному Совету российской Федерации утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положений новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, согласованный с Президентом Российской Федерации и с Конституционным Судом Российской Федерации. <…>
4. На период до принятия новой Конституции Российской Федерации не проводить избрания судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного Суда Российской Федерации.
5. Считать утратившим силу решение седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации о внесении дополнений в Закон «О референдуме Российской Федерации». <…>».
«Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» – страница 6
«Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает, что состояние законности и правопорядка в России приняло кризисный характер. Широкое распространение получили нарушения Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов личности. <…>
Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:
1. Рассматривать обеспечение законности укрепление правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью как приоритетную общегосударственную задачу, от решения которой во многом зависят стабилизация социально-политической обстановки, судьба экономических реформ.
2. Верховному Совету Российской Федерации в целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки и восполнения пробелов правового регулирования в области борьбы с преступностью безотлагательно рассматривать представляемые Президентом Российской Федерации проекты законов по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
3. Верховному Совету Российской Федерации в первом полугодии 1993 года: разработать и принять закон о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности… <…>».