День за днем. 25 ноября 1992 года

Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 25 ноября – среда. По материалам газеты «Известия», «Независимой газеты» и «Российской газеты».
 

«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» – 1992. – 25 ноября, среда. – № 256 (23830). – 6 полос.

«Руслан Хасбулатов готов поддержать на съезде президента в обмен на право контроля за деятельностью правительства» – страница 1
«В процессе расстановки политических сил накануне съезда народных депутатов сделан, как представляется, важный ход. О позиции, которую он, возможно, займет в ходе съезда, заявил наконец председатель ВС России. Это произошло 24 ноября в ходе состоявшейся в Белом доме встречи лидеров политических партий и депутатских фракций с Р. Хасбулатовым. <…>
Р. Хасбулатов выразил удивление по поводу того, что грядущий съезд нередко рассматривается как экстраординарное событие, хотя за шесть прошедших съездов пора бы было привыкнуть к тому, что это обычная часть политического процесса. Он также заявил, что каждый день встречается с президентом России и тот также «выражает озабоченность тем, как бы не превратить съезд в позорище».
Главным же моментом выступления следует считать ту его часть, в которой спикер, пусть в свойственной ему манере, но впервые столь определенно высказался фактически в поддержку правительства Гайдара. <…>
Суть их, надо понимать, заключается в заявлении, которое Р. Хасбулатов сделал в самом конце встречи: он готов обеспечить на съезде продление дополнительных президентских полномочий, если президент, правительство, их сторонники не будут препятствовать внесению в Конституцию поправок, приводящих в действие Закон о правительстве. Таким образом, в обмен на поддержку президента, правительства и реформ спикер парламента требует значительного расширения прав ВС и своих лично в сфере контроля за деятельностью исполнительной власти. <…>
Итак, можно сделать вывод: к силам, которые стремятся получить на съезде свой выигрыш, добавилась еще одна, причем самостоятельная и весьма влиятельная, – председатель ВС. Его предложения, по крайней мере на первый взгляд, не ставят президента в зависимость от воли какого-либо одного политического движения и в то же время оставляют ему возможность вместе с правительством продолжать реформы. <…>».
 
«Три тысячи российских фермеров отказались от земли, десятки тысяч – получили» – страница 1
«По данным Госкомстата, за год самоликвидировались 3,3 тысячи фермерских хозяйств. Однако процесс образования новых крестьянских хозяйств продолжается и даже активизировался в последние месяцы.
Сейчас в России 150 тысяч фермерских хозяйств, которые занимают шесть с половиной миллионов гектаров. Осенью количество фермеров стало расти быстрее – примерно по 10 тысяч в месяц. В фермерском пополнении гораздо заметнее в последнее время доля уволенных в запас военнослужащих. <…>
Выделенных правительством средств на погашение высоких процентных ставок при получении кредитов все же оказалось недостаточно для удовлетворения финансовых потребностей всех фермеров, а без кредита поднять частное хозяйство в селе сегодня немыслимо. <…>
Однако говорить о каком-то кризисе фермерства, как это спешат сделать, оснований нет. Рост крестьянских хозяйств даже опережает прогнозы Минсельхоза. <…>».
 
[Рубрика] «От наших корреспондентов и информационных агентств» – страница 1
«Обстановка в Северной Осетии и Ингушетии остается напряженной: Обстреляны контрольно-пропускные посты внутренних войск в ряде населенных пунктов. За нарушение комендантского часа и режима чрезвычайного положения задержано 77 человек. Зарегистрировано 19 преступлений и происшествий. Осетинская сторона передала Ингушской Республике семь заложников».
«Рублевые» торги в Минске: «Зайчики» подвели: Первые торги по продаже рублей за расчетные билеты национального банка Беларуси прошли в Минске. <…> «Рублевые» торги напрочь опровергли недавнее выступление белорусского премьера по поводу того, что национальные расчетные билеты, прозванные в народе «зайчиками», дадут фору рублю. <…>».
 
«В провинции помогают сдерживать цены. Но это уже не помогает» – страница 2
«По данным Госкомстата России, до сих пор не освобождены полностью цены на 26 продуктов литания из 70, за которыми ведется регулярное наблюдение. Однако исследование, проведенное Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования, показывает, что их рост в октябре уже почти не отстает от роста остальных цен. <…>
Начиная со второго квартала федеральное правительство поэтапно начало отпускать цены, однако в большинстве регионов их взялись дотировать из местных бюджетов. <…>
В июле–сентябре изменилась форма регулирования цен. Теперь они сдерживаются не за счет дотаций, а в основном за счет ограничения уровня рентабельности предприятий, вырабатывающих продовольствие, и фиксированной торговой надбавки к свободным отпускным ценам при их реализации. <…>
Однако уже в октябре по отношению к сентябрю прирост «сдержанных» цен составил 24,7 процента, а свободных – 26,1 процента. <…>».
 
«Российские железные дороги будут независимыми от зарубежных производителей вагонов и электровозов» – страница 2
«Министр путей сообщения Российской Федерации Г. Фадеев 25 ноября пригласил журналистов на пресс-конференцию. <…>
Министр Г. Фадеев сказал, что в 1991 году шел медленный развал транспортной системы и что нынешнего результата во многом удалось достичь после январского указа президента об образовании Министерства путей сообщения Российской Федерации и июньского правительственного постановления о государственной поддержке транспорта. <…>
Сейчас предпринимаются серьезные усилия и для ликвидации зависимости МПС России от зарубежных производителей вагонов и подвижного состава. <…>
Министр сказал, что убытки отрасли постоянно растут из-за того, что она не имеет права на свободные тарифы. Их индексация происходит обычно задним числом, когда «поезд уже ушел». Но, тем не менее, сказал Фадеев, он против повышения пассажирских тарифов. МПС ожидает, что расходы на пассажирские перевозки правительство будет ему дотировать. <…>».
 
«Прокуроры недовольны давлением властей» – страница 2
«Серьезную обеспокоенность продолжающимся противостоянием законодательной и исполнительной ветвей российской власти, противоречивым характером современного законодательства высказали прокуроры России на состоявшемся в Москве совещании. <…>
Генеральный прокурор России Валентин Степанков, накануне получивший из рук президента РФ Бориса Ельцина высшее и единственное звание в прокурорской иерархии – действительный государственный советник юстиции, назвал централизованную, сильную и независимую прокуратуру «стержнем Российской Федерации». Однако его все больше тревожат попытки некоторой части депутатов, представителей президентского аппарата, чиновников правительства ограничить права прокуроров, втянуть их в политические интриги, свести многогранные функции прокуратуры к одной – поддержке государственного обвинения в суде. <…>
На совещании выступил Руслан Хасбулатов. Он сказал, что знает о попытках ущемить прокурорскую власть со стороны части депутатского корпуса. Поэтому он считает, что проще представителям некоторых парламентских комитетов поменять свои взгляды на эти проблемы, чтобы не пришлось менять сами комитеты. <…>».
 
«Слухи о кончине российской науки преувеличены» – страница 3
«Вице-премьер правительства Российской Федерации, министр науки, высшей школы и технической политики Борис Салтыков беседует с научным обозревателем «Известий» Борисом Коноваловым. <…>
Неужели правительство не понимает, что без науки у России нет будущего?
– Конечно, понимает. Сохранение науки, повсеместное использование ее достижений, безусловно, отвечает стратегическим интересам России. Правительство осознает огромную национальную ценность науки и понимает, что оно ответственно за ее будущее. Но в эпоху гигантских общественных потрясений наука не может оставаться заповедной «башней из слоновой кости». Можно с полным основанием говорить об ошибках и нерасторопности правительства, упущенных возможностях. <…>
– Хотелось бы напомнить, что в не менее тяжелый для страны период послеоктябрьской революции у правительства большевиков нашлись деньги и средства, чтобы создать целый ряд институтов, которые стали гордостью отечественной науки. <…>
– Согласен, больно. И наша главная задача состоит в том, чтобы сохранить в науке людей, а не внешние формы. Наука СССР по своей структуре и по своему генотипу была неотъемлемой частью того государственного монстра, который мы так болезненно перестраиваем. <…>
– Уйдем ли мы, наконец, от принципа «всем сестрам по серьгам» и будем оказывать особую поддержку талантам?
– Еще в начале года мы провозгласили политику приоритетного финансирования сильных, конкурентоспособных направлений. Образно говоря, сегодня мы можем позволить себе разрабатывать только богатые золотоносные жилы, законсервировав бедные «месторождения» до лучших времен.
Надо честно признать, что пока нам не удалось уйти от равномерного «размывания» государственных средств между сложившимися за десятилетия структурами науки. <…>».
 
«Республики бывшего СССР впервые участвовали в заседании КОКОМ» – страница 5
«Во вторник в Париже завершился двухдневный форум сотрудничества КОКОМ – Координационного комитета по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны, созданного в годы «холодной войны». Впервые в истории в заседании приняли участие Россия и другие республики бывшего СССР, в также страны Восточной Европы. <…>
Участники КОКОМ – все члены НАТО за исключением Исландии, а также Япония и Австралия – время от времени подвергали ревизии «черные списки», насчитывающие сотни наименований. И до сих пор нарушение кокомовских запретов является уголовно наказуемым деянием. <…>
Ветры перемен достигли и этой организации.
– Участники форума пришли к выводу, сказал в беседе с журналистами заместитель министра иностранных дел России Григорий Берденников, – что нет больше политических причин для того, чтобы КОКОМ продолжал дискриминационную практику в области торговли и экономического сотрудничества. <…>».
 

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1992. – 25 ноября, среда. – № 227 (398). – 8 полос.

«Президентские хлопоты властей» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Прошли встречи с главами республик, генералами и прокурорами»
«О создании российских вооруженных сил официально было объявлено всего лишь шесть месяцев назад, в мае 1992 года. Но вступить в дело во все большем числе горячих точек на территории бывшего Союза и пришлось почти что сразу. И вскоре стало вполне очевидно, что армия бывшего Союза до крайности плохо подготовлена к тому, чтобы обеспечить безопасность России. Ситуация может вскоре стать критической, и президент (политическое руководство страны) теперь, очевидно, это понимает. Естественное стремление как-то поправить дело выразилось в том, что 23 ноября было собрано представительное совещание в Министерстве обороны – расширенное заседание коллегии МО РФ. <…>
Президент впервые публично заговорил о разложении российской армии: «Разложение некогда стройного военного механизма в отдельных воинских соединениях заходит так далеко, что несет потенциальную опасность как для российского общества, так и для армии».
Надо, впрочем, отметить, что высшее российское военное руководство, в большинстве своем состоящее из вполне подготовленных военных специалистов (профессионалов), достаточно понимает все военные опасности нынешней политической, социальной и экономической ситуации. Но самостоятельно, без политического руководства, военачальники не в состоянии вывести армию из кризиса. <…>
А выход из общего кризиса президент видит в гражданском согласии и в объединении общества на основе российского патриотизма. Армия, очевидно, может помочь в этом. <…>
Больших персональных перемен в высшем военном руководстве в ближайшее время, по-видимому, не будет. Впрочем, некоторые перемены неизбежны. <…>».
 
«Аграрная реформа нуждается в государственных подпорках» – страница 1
Подзаголовок – «Глава экспертного совета при президенте РФ Олег Лобов рекламирует зарубежный опыт»
«<…> Г-н Лобов обратил внимание президента на решающую роль государственного регулирования, фактор, как считает Лобов, универсальный для всех прошедших через аграрную реформу стран, а не исключительно тайваньский.
Олег Лобов провел 24 ноября брифинг, посвященный предварительным итогам аграрной реформы в России. Реформа, считает Лобов, по сути, еще не начиналась. Стратегическая ошибка, которую допустило правительство на пути аграрных преобразований, заключается в рыхлости самой концепции реформы, в отсутствии государственных механизмов и четких приоритетов при ее проведении. Неясность правительственного курса самым негативным образом сказалась на показателях сборки урожая, которые по многим видам овощных культур и фруктов не превысили 60–70% урожая прошлого года.
Провозглашенное правительством равенство всех форм собственности на селе – это неосуществимая на сегодня модель. Государственные приоритеты, по мнению Лобова, должны быть отданы не созданию новых фермерских хозяйств, а трансформации колхозно-совхозной системы в союзы цивилизованных кооператоров. <…>
Отказ от государственных рычагов управления и надежда на стихийные рыночные регуляторы, считает Лобов, главная причина провала реформ, и не только в аграрном секторе. <…>».
 
«Заседание было неслучайным» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Так сказал спикер парламента прокурорам»
«Если коллегию министерства обороны посетил Борис Ельцин, то состоявшуюся на следующий день чрезвычайную расширенную коллегию Генеральной прокуратуры (с приглашением прокуроров республик, краев, областей, военных и других специальных прокуроров) приветил председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов. <…>
Утреннее заседание началось с часового доклада Генерального прокурора России <…> Валентина Степанкова. <…>
Степанков заявил о недопустимости создания параллельных органов власти и разъяснения прокурорам, каким образом они должны выполнять закон о защите конституционных органов власти. Он подчеркнул роль прокурорского надзора в межнациональных конфликтах, в конфликтах, связанных с появлением незаконных территориально-государственных образований. <…>
Упомянул Генеральным прокурор и о проектах закона, вызревающих в недрах комитетов и комиссий Верховного Совета, которые предполагают свертывание прокурорского надзора. <…>».
 
«В Россию – вино, из России – нефть» – страница 1
Подзаголовок – «Готовится договор об экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Крым»
«После визита делегации ВС Крыма в Москву председатель ВС республики Николай Багров дал пресс-конференцию, он сообщил, что члены делегации встретились с председателем ВС РФ Русланом Хасбулатовым, и.о. премьер-министра Егором Гайдаром, руководителями министерств и ведомств. <…>
Крымская делегация привезла в Москву проект договора об экономическом сотрудничестве между РФ и РК. <…>
На переговорах достигнута договоренность о выделении Республике Крым до конца года 150 тысяч тонн нефтепродуктов, а в будущем году – не менее 600 тысяч тонн. Крым будет поставлять России продукцию химической промышленности, а также овощи, фрукты, вина. Россия выделит также 500 млн. рублей на программу возвращения в Крым депортированных народов. <…>
По инициативе крымской делегации на переговорах поднимался вопрос о двойном гражданстве. <…>».
 
«Бескомпромиссность ведет к эскалации напряженности, Россия фактически признала территориальную целостность Грузии» – страница 1, 3
«<…> Подход правительства Южной Осетии отличается от позиции Верховного Совета, о чем заявил «НГ» его председатель Олег Тезиев.
– Олег Джериханович, насколько, на ваш взгляд, оправданно решение недавней сессии ВС Южной Осетии вновь обратиться к съезду РФ с просьбой принять республику в состав федерации?
– Во-первых, незваный гость – хуже татарина. <…> Южная Осетия однажды уже просилась в состав России, однако парламент в Москве проигнорировал эту просьбу. Скорее всего, то же самое произойдет и сейчас. Во-вторых, российская сторона уже фактически однозначно определила свою позицию относительно Южной Осетии: в дагомысском договоре и последующем соглашении между Россией и Грузией по Абхазии много говорится о «территориальной целостности Грузии», принципе нерушимости границ и тому подобном. <…>
– А Северная Осетия готова поддержать идею объединения?
– Сейчас отношение к югоосетинской проблеме во Владикавказе существенно изменилось. Во многом это связано с участием нашего добровольческого отряда в освобождении Пригородного района. <…> В то же время, несмотря на популярность Южной Осетии среди населения Владикавказа, идея объединения не находит реальной поддержки у руководителей Северной Осетии. <…>».
 
«МИД Эстонии согласился с президентом» – страница 2
«По словам министра иностранных дел Эстонской Республики Тривими Веллист, правительство намерено войти в государственное собрание с предложением об уменьшении зоны территориальных вод республики с 12 морских миль до 4. После решения прежнего эстонского правительства о введении 12-мильной зоны территориальных вод Эстонии основным противником этого шага выступил тогдашний эстонский посол в Финляндии, кандидат на президентский пост Эстонской Республики Леннарт Мери. В качестве примера он приводил Финляндию, которая имеет 4-мильную зону территориальных вод, что позволяет экономить горючее при охране морской границы, В настоящее время г-н Мери – президент Эстонской Республики».
 
«На сессии ждут полевых командиров» – страница 3
Подзаголовок – «Министр внутренних дел называет депутатов лидерами боевиков»
«Выступивший 24 ноября с кратким сообщением о положении в республике министр внутренних дел генерал-майор Гулдасташо Имроншоев в очередной раз назвал настоящими лидерами вооруженных группировок сидящих в зале депутатов. <…> Правда, в ответ на просьбу депутатов назвать конкретные имена генерал сослался на необходимость подготовить соответствующие документы. <…>
Для этого 23 ноября премьер-министр Абдумалик Абдуллоджанов и генерал Имроншоев летали в Душанбе, где переговорили с 28 командирами из Душанбе и Кофарнихона. <…>
Пока, по информации МВД Таджикистана, наступившее затишье обусловлено нежеланием вести позиционные бои. <…>
Из выступления министра следует, что в настоящее время в республике у гражданского населения находится 18 тысяч единиц автоматического оружия. <…>
Встреча 25 ноября должна решить главную проблему для Таджикистана, поскольку продолжение войны вконец разделит республику. <…>».
 
[Рубрика]«НЕГА сообщает» – страница 3
«Молдова: Как сообщает «Ольвия-пресс», Совет Движения за равноправие «Унитатя –единство» в Кишиневе принял обращение, адресованное президенту РФ Борису Ельцину, съезду народных депутатов, парламенту и правительству России.
В обращении поднят вопрос о тяжелом положении русских, украинцев и других национальных меньшинств после прихода к власти в Республике Молдова националистических сил. <…>».
«Крым: В интервью газете Черноморского флота «Флаг Родины» народный депутат Республики Крым и Севастопольского городского Совета Александр Круглов заявил, что для защиты российского города Севастополя от Украины «кубанские и донские казаки готовы по первому зову приехать сюда». В Севастополе прошел митинг под девизом: «Севастополь – часть России». <…>».
«Грузия: На территории Сухуми до Очамчиры, контролируемой грузинскими войсками, восстановлен Совет Министров Абхазии. Об этом заявил вчера заместитель председателя парламента Грузии Тамаз Надареишвили. Он же избран председателем Совета Министров Абхазии. <…>».
 
«В Литве устали от выборов» – страница 3
Подзаголовок – «В польских районах они оказались безрезультатными»
«В минувшее воскресенье жители двух польских районов Литвы – Вильнюсского и Шальчининкайского – в третий раз за последний месяц отдавали свои голоса за народных избранников. Здесь прошел первый тур выборов в местные органы власти. Как и ожидалось, активность избирателей была незначительной. <…>
Поэтому не позднее чем через два месяца – точную дату назначат районные избирательные комиссии – должно состояться повторное голосование. <…>
Каким образом распределятся силы, покажет повторное голосование. Не исключено, что в местных органах власти этих двух районов – в особенности теперь, после смены центрального руководства республики – могут оказаться исключительно или в большинстве поляки. И дальнейшая судьба «польского вопроса» будет зависеть от того, найдут ли новые литовские власти общий язык с представителями национального меньшинства, чья родина – Польша – находится совсем поблизости».
 
«Россия будет сохранять видимый нейтралитет в осетино-ингушском конфликте до тех пор, пока и осетины, и ингуши сохраняют пророссийскую ориентацию» – страница 3
«Будучи кровно заинтересовано в сохранении стабильной обстановки в национальных республиках, российское руководство тем не менее будет стараться с максимальной для себя выгодой использовать спонтанно возникающие очаги напряженности для восстановления и укрепления своего пошатнувшегося военно-политического положения на Кавказе. <…>
Консерватизм местных властей на какое-то время сдерживает образование здесь влиятельной национал-демократической оппозиции, способной реально претендовать на власть. <…>
В альянсе с местными структурами Москве проще воздействовать на ход событий в центральной части Северного Кавказа. И после относительной стабилизации оперативной обстановки в зоне конфликта долгое время и политически, и с помощью военной силы. <…>
Поэтому и кажутся иллюзорными надежды официального руководства Северной Осетии на скорое и окончательное разрешение (так, как это представляет себе осетинская сторона) осетино-ингушской проблемы с помощью российских войск и российских политических институтов. Важнейшей (если не единственной) причиной пророссийской ориентации Ингушетии являлись надежды на то, что с помощью высшего российского руководства удастся решить проблему Пригородного района. <…>
Поэтому в ближайшей перспективе сохранится нынешняя двусмысленность в политико-правовых аспектах осетино-ингушской проблемы и вялотекущее (благодаря разъединительной роли российских войск) военное противостояние сторон, что даст российским властям достаточно оснований для того, чтобы продолжать представлять события как классический межнациональный конфликт и поддерживать в регионе желаемый уровень своего военного присутствия. <…>».
 
«Между положением и распоряжением» – страница 4
Подзаголовок – «Как платить, не совсем ясно»
«Непроработанность программы приватизации тем очевидней, чем чаще правительство прибегает к ее корректировке и регламентирующих нормативных документов. Новое распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению Государственным имуществом <…> устанавливает новые нормативы оплаты приватизации чеками акций приватизируемых предприятий при закрытой подписке. <…>
Беда в том, что вышеупомянутое распоряжение не снимает всех вопросов и не разъясняет двусмысленностей и недомолвок, заложенных в тексте Положения о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий, дополнением к чему оно является. <…>
Конечно, правительственные органы озабочены судьбой приватизации и эмитированных чеков. Хотелось бы только, чтобы коррективы в программу приватизации и регламентирующих ее нормативных документов носили более системный и менее двусмысленный характер».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 25 ноября, среда. – № 254 (590). – Вып.2. – 8 полос.

«Бюджет-93. Знакомые лица, знакомые методы» – страница 1, 3
«<…> Правительство России на своем заседании 16 ноября обсудило обновленную версию бюджета на 1993 год, подготовленную Министерством финансов. Документ этот мало чем качественно отличается от тех проектов, которые обсуждались и два, и три, и четыре года назад: та же идеология, те же методы приукрашивания действительности. Это, впрочем, вполне понятно, поскольку главные действующие лица при составлении бюджета остались те же самые.
Приходится констатировать, что команда Гайдара уже второй год подряд вынуждена доверить составление этого важнейшего экономического документа старым, «проверенным» кадрам. В результате можно с уверенностью прогнозировать, что при исполнении бюджета в будущем году нашу страну ожидают примерно те же проблемы, что и в этом, да и в целом судьба макроэкономической политики выглядит довольно печально. <…>
Понятно, что в условиях высокой инфляции, темпы которой трудно прогнозировать, составление бюджета и фиксация количественных его параметров является процедурой, близкой к искусству, а достоверность таких цифр – близкой к нулю. Гораздо более важна методология планирования бюджетных доходов и расходов.
Занижение в прогнозах темпов инфляции приводит на практике к номинальному росту доходной части и реальному обесценению расходной. <…>
Не подвергается сомнению правительством и целесообразность расходов, которые предусматривается осуществить в будущем году. <…>
Ситуация у Минфина незавидная: производство падает, сужается налоговая база, да тут еще депутаты приняли решение о снижении ставок налога на добавленную стоимость (НДС); расходы тем временем снижать никто не хочет. <…>
Фискальный интерес Минфина понятен, однако ясно, что ограничить рост зарплаты этот инструмент не поможет, а вот оставить предприятия без средств на развитие способен вполне. Зарплата находится на первом месте в списке приоритетов директоров предприятий, и их волнует не та сумма налогов, которую нужно заплатить, а уровень зарплаты работников. Следовательно, даже ценой уплаты сверхналога нужная зарплата все равно будет выплачиваться. <…>
Нет, пожалуй, сегодня ни одной страны в мире, где манипуляция бюджетной статистикой достигла бы таких высот, как в России. Набор инструментов для этого известен, и он по-прежнему активно используется: переоценка возможных налоговых поступлений, неполный учет предстоящих расходов, манипуляция понятиями «консолидированный» и «федеральный» бюджет и т.д. <…>
Положение дел с разработкой бюджетного послания на 1993 год наглядно свидетельствует о том, что реформа забуксовала на уровне конкретных шагов по «разгребанию завалов», доставшихся в наследство от старой системы. Аппарат работает по старой технологии, а это значит, что говорить о новой экономической политике пока преждевременно».
 
[Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» – страница 1
«В целом режим соблюдается: По данным штаба Временной администрации, в целом режим чрезвычайного положения и комендантского часа на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики соблюдается. Однако ночью из автоматического оружия был обстрелян наряд милиции в поселке Южный, зафиксированы перестрелки на окраине Владикавказа. <…>».
«Странная ситуация: Практически остановлен один из крупнейших аэропортов Сибири – Красноярский. Вчера отсюда были выполнены только два рейса на Москву. Остальные самолеты замерли без топлива. <…>».
 
«Не будем говорить о крахе» – страница 1, 3
«<…> Министр культуры России Евгений Сидоров.
– Евгений Юрьевич, пожалуй, можно понять скептиков, которым еще одна программа культурного строительства напомнила не особенно удачные попытки прошлый лет.
– Скепсис, конечно, понятен, но дело в том, что это отнюдь не «еще одна программа». Политика государства в области культуры, ее первоочередные задачи и общие направления определены впервые, по крайней мере, за последние семьдесят лет. Причем мы определяем их, опираясь на точное знание того, что происходит сегодня буквально во всех сферах культуры и искусства России: специалисты провели детальный анализ социокультурной ситуации. Только таким образом можно составить верное представление о том, какое место занимает в нашем обществе культура, как она будет развиваться в новой экономической ситуации, какие направления нуждаются в особом внимании и поддержке государства. <…>
– Какова же позиция нашего государства по отношению к богатым фирмам и людям, желающим помочь культуре?
– К сожалению, пока этот как будто вполне риторический вопрос действительно закономерен. Несмотря на то, что в принятых недавно Верховным Советом «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» говорится о необходимости налоговых льгот меценатам и спонсорам.
Соответствующие поправки к налоговому законодательству давно находятся в парламенте. Вместе с комиссиями по культуре и по природному и культурному наследию мы полгода пытаемся преодолеть сопротивление комиссии по налогам. <…>
– Проблем в культуре, по которым хотелось бы выяснить позицию государства, великое множество. Взять хотя бы библиотеки или отношения музеев с церковью.
– Политика государства и в библиотечном деле, и по отношению к музеям будет определяться законом, вы знаете, что в дополнение к «Основам законодательства…» разрабатываются специальные законы по наиболее важным и сложным сферам культуры. <…>».
 
«Борис Ельцин: нужна передышка в политической конфронтации» – страница 2
«Совещание глав республик Российской Федерации началось под председательством Бориса Ельцина вчера, 24 ноября, в «Президент-отеле». На нем уделено большое внимание формированию механизма реализации Федеративного договора. Принято решение о создании рабочей группы по выработке этого механизма. Главы республик высказали опасение о возможных нарушениях Федеративного договора, поэтому необходим закон об ответственности за пересмотр его статей. <…>
В выступлении Егора Гайдара главное внимание уделялось экономическим аспектам жизнедеятельности республик. Предусматривается существенное перераспределение бюджетных средств по территориям – до 40 процентов бюджета как по расходной, так и по доходной его части. Будет оказываться финансовая поддержка фермерским хозяйствам, социальной сфере. <…>
В своем выступлении глава Временной администрации Сергей Шахрай отметил, что положение в Ингушетии и Осетии продолжает оставаться сложным. Нет гарантий, что кровопролитие не повторится. <…>
Сергей Шахрай попросил о продлении режима чрезвычайного положения на месяц. Совет глав республик России (на совещании Борис Ельцин подчеркнул легитимность этого органа, созданного в соответствии с духом Закона о безопасности) согласился с этим предложением. <…>
На совещании также шла речь о переводе вооруженных сил на контрактную основу. Уже принято решение о переводе на контракт ста тысяч военнослужащих. 1-е формирование профессионалов будет направлено на Северный Кавказ. <…>
На обсуждение лидеров республик также вынесены вопросы по подготовке к Съезду народных депутатов. <…>
– Идет последняя неделя перед Съездом, но политические страсти не утихают, aусиливаются, что мешает работе органов власти, – отметил Борис Ельцин. – Нужна передышка в политической конфронтации хотя бы на год-полтора. <…>».
 
«По контракту» – страница 2
«С первого декабря сего года часть солдат и сержантов на службу будут брать по контракту. <…>
Идея как будто бы не нова. Озвученная на заре перестройки, она прошла сложный путь от активного неприятия до неумеренных восторгов. <…>
Во всяком случае, еще недавно планировался лишь «эксперимент». Проект положения о прохождении воинской службы по контракту и соответствующие нормативные акты были представлены в парламент. <…>
Сказать, что все идет по намеченному плану, – не сказать ничего. Критиков и оппонентов можно урезонить лишь немедленным и конкретным результатом. А его-то, как раз, и нет. И не может быть. Во-первых, процесс реформирования лишь в начале пути. Во-вторых, общая ситуация в стране мало способствует благородному реформаторскому зуду. В-третьих, в свое время реформа вооруженных сил США заняла целых тринадцать лет. <…>
Концепция строительства вооруженных сил (основа проводимой военной реформы) сейчас находится у Президента и, по мнению его окружения, пока не вызывает сколь-нибудь серьезных возражений. <…>
Уже сегодня можно предположить, что массового перехода новобранцев на контрактную систему – зарплата 4 тысячи рублей при всех других сложностях – не произойдет».
 
«И о малоимущих вспомнили» – страница 2
«На состоявшемся 24 ноября 1992 года заседании Правительства Российской Федерации было рассмотрено два вопроса: «Об основных направлениях социальной политики на 1992–1993 гг.» и «О социальной защите нетрудоспособного населения Российской Федерации». <…>
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации, министр науки, высшей школы и технической политики Б. Салтыков отметил, что на начальном этапе радикальной экономической реформы основной упор был сделан на создание условий для ускоренного формирования рыночных отношений и снижения бюджетного дефицита. <…>
Однако в социальном плане для значительной категории населения произошедшие перемены были болезненными. Поэтому, подчеркнул докладчик, главной целью социальной политики в оставшийся период 1992 года и в 1993 году должно стать предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня россиян, роста безработицы и создание необходимых предпосылок для улучшения материального положения различных слоев и групп населения. <…>
О государственной поддержке нетрудоспособного населения России сообщила министр социальной защиты Э. Памфилова. Она отметила, что для социальной защиты населения в 1993 году планируется создать не менее 1.100 отделений социальной помощи на дому, 150 территориальных центров, обеспечить бесплатным питанием около 2 млн. человек. <…>».
 
«Забастуют учителя?» – страница 4
«Под давлением профсоюза правительство приняло решение повысить уровень оплаты труда работников образования с 1 декабря на основе введения Единой тарифной сетки. Однако предзабастовочная ситуация в этой сфере сохраняется. Комментирует заместитель председателя ЦК профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова:
– К началу нового учебного года преподаватели оказались у разбитого корыта. Предусмотренное Законом РФ «Об образовании» повышение их заработной платы до уровня средней в промышленности не было выполнено, учащиеся, студенты остались с мизерной стипендией. Ответственность за новый виток социальной напряженности в школах, и других учебных заведениях лежала на Министерстве образования и лично министре Днепрове, так как заблаговременно не были подготовлены необходимые нормативные документы по переводу на Единую тарифную сетку оплаты труда. <…>
В итоге Всероссийская конференция на втором этапе приняла решение поручить Президиуму ЦК профсоюза продолжить переговоры с правительством. Если до 1 января 1993 года требования конференции не выполнят, она определит дальнейшую тактику действий профсоюза, вплоть до проведения всероссийской забастовки работников образования».
 
«Станут офицеры фермерами» – страница 5
«В целях создания дополнительных условий и ускорения организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств для уволенных в запас военнослужащих в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 9 марта 1992 г. «О мерах по оказанию помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, в создании крестьянских (фермерских) хозяйств» правительство Российской Федерации приняло специальное постановление. В нем признается целесообразным участие российского акционерного общества «Созидание», учрежденного Министерством обороны РФ, главным командованием Объединенных вооруженных сил СНГ и Российским союзом промышленников и предпринимателей по согласованию с Госкомитетом России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, в практической реализации программ социальной защиты военнослужащих, увольняемых в запас в связи с сокращением вооруженных сил, и работников предприятий, объединений и организаций оборонных отраслей промышленности, высвобождающихся в результате конверсии. <…>
Российское акционерное общество «Созидание» будет размещаться в Москве. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и Санкт-Петербурга следует рассмотреть возможность размещения его подразделений. Министерство иностранных дел будет содействовать работникам акционерного общества «Созидание» в осуществлении контактов с иностранными фирмами».