День за днем. 17 октября 1992 года
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1992. – 17 октября, суббота. – № 201 (372). – 8 полос.
Подзаголовок – «Реакция парламента вряд ли будет положительной»
«Президент Ельцин, выступая вчера на пленарном заседании Конституционной комиссии, обратился и депутатам с просьбой перенести сроки проведения седьмого российского съезда. <…>
Начало седьмого съезда, считает господин Ельцин, следовало бы перенести на март–апрель будущего года, когда после обсуждения проекта Конституции в парламенте ее «можно было бы принять хотя бы в первом чтении».
Согласие парламентариев на предложение Бориса Ельцина, хотя бы даже и подкрепленное единогласным мнением руководителей российских республик весьма сомнительно. <…>
В отличие от президента парламентское большинство, проголосовавшее за дату «1 декабря», по всей видимости, не склонно считать конституционный вопрос основным. Что же касается «бесплодности» намечаемых дискуссий, то у инициаторов съезда на этот счет особое мнение. Главным плодом депутатского конгресса должно стать правительство Егора Гайдара и его экономическая политика. <…>
Для Кабинета министров Ельцина–Гайдара такое решение вряд ли может означать что-либо, кроме отсрочки вынесения приговора. Привести проект Конституции к сколько-нибудь готовому виду к началу будущего года вряд ли удастся. Тем более, что президент Ельцин в своем вчерашнем выступлении заявил о недопустимости поспешных решений. <…>».
«Шеварднадзе меняет внешнеполитические ориентиры?» – страница 1
Подзаголовок – «Севером» может стать не Москва, а Северный Кавказ»
«То, что новую встречу Ельцина и Шеварднадзе организовать будет гораздо сложнее, чем предыдущею, было ясно – с тех пор абхазские военные формирования успели отбить Гагру и итоговый документ московской встречи 3 сентября рухнул, похоронив под собой репутацию российской политики в регионе. <…>
В Тбилиси это вызвало шок – не столько из-за «коварства» противника, сколько потому, что рушилась отстаиваемая Шеварднадзе едва ли не в одиночку концепция российско-грузинских отношений, где Грузии отводилось особое место стратегического партнера в Закавказье. <…>
Отсутствие видимых компромиссов на переговорах министров иностранных дел Козырева и Чикваидзе вынуждают грузинские власти импровизировать: Шеварднадзе нужно найти новые рычаги, с помощью которых он мог бы управлять ситуацией, пока военные не взялись за дело сами. Тем более, что после военного поражения командование занялось поиском предателей, а министр обороны заявил, что эти поиски необходимо вести и среди политиков. <…>
Есть еще один косвенный симптом того, что публичные интерпретации грузино-абхазского конфликта больше ориентированы на восприятие за пределами постсоветской зоны: разговоры о религиозном характере противостояния и ссылки на то, что волонтеры КГНК представляют террористическую фундаменталистскую организацию. <…>
Но, кстати, то неприятие, которое вызывает деятельность Конфедерации у властей республик Северного Кавказа, дает руководству Грузии дополнительное пространство для маневра. По крайней мере, оно уже готово, по заявлению Шеварднадзе, пойти на «сепаратные» переговоры с официальными представителям Северного Кавказа. <…>».
[Рубрика] «Коротко» – страница 1
«Министр остался без заместителей: Президиум Совета министров Беларуси принял решение ликвидировать должности первого заместителя и двух заместителей министра обороны республики. Официально это решение объясняется необходимостью сокращения аппарата военного ведомства, однако, по неофициальной информации из армейских источников, против генералов <…> проводилось служебное расследование по фактам злоупотребления служебным положением с корыстными целями».
«Петр Авен против введения обязательной продажи валютной выручки» – страница 2
Подзаголовок – «В Париже Россия получит отсрочку по долгам до конца года, считает министр»
«Похоже, министр внешнеэкономических связей больше не боится опалы. Или считает, что если будет введена продажа всей валютной выручки экспортеров, то последствия для России будут куда более катастрофичны. <…>
Прежде чем вводить полную продажу, по мнению министра, необходимо осуществить ряд мер по укреплению позиций рубля, пускай даже – при пониженном курсе, ввести систему эффективного валютного контроля и «сделать еще некоторые институциональные шаги по развитию валютного рынка». <…>
Как сказал Авен, необходимость этой меры уменьшается в условиях, когда предполагается использовать систему централизованного экспорта сырьевых товаров, в частности – энергоносителей, что обеспечит поступления в бюджет валюты в большем объеме, нежели ее покупка на внутреннем рынке. <…>».
«ФНПР выходит на улицы» – страница 2
Подзаголовок – «Заместитель председателя ФНПР Василий Романов дает правительству последний шанс»
« –Василий Иванович, почему ФНПР выводит людей на улицы? Каковы ваши основные требования?
– Вот члены правительства говорят иногда, что в июле, к примеру, рост зарплаты опережает рост цен. <…> Мы добиваемся, чтобы правительство и парламент пересмотрели размер минимальной оплаты труда. <…> Нужна индексация доходов, чтобы с изменением цен мы чувствовали себя хотя бы сносно. Мы требуем ввести государственное регулирование цен на энергоносители, требуем, чтобы была оказана поддержка тем отраслям, которые производят товары, требуем решить проблемы села, а это значит – питания. Решить больную проблему, связанную с борьбой с преступностью, и т. д. <…>
– А политические требования будут?
– Нет, их мы пока не выдвигаем. Однако сейчас много прогнозов того, как будут разворачиваться события. <…>
– А правительство скажет, что денег у него на удовлетворение ваших требований нет и взять их неоткуда? Что тогда?
– Сколько в кармане правительства, мы не знаем. Но они поставлены для того, чтобы распорядиться этим карманом. Если нас пригласят стать участниками процесса распределения, мы готовы взять на себя свою часть ответственности. <…>
– А выборы. Вы будете в них участвовать? Ведь для этого нужна партия.
– Мы разрабатываем концепцию развития профсоюзного движения и намерены ее широко обсуждать. В проекте заложена такая мысль: поскольку в России нет партии, которая выражала бы интересы наемного работника, на повестку дня может стать вопрос о ее образовании. <…>».
[Рубрика]«Коротко» – страница 2
«Увеличивается число граждан России: Российское консульство в Риге начало выдавать документы тем жителям Латвии, которые желают получить российское гражданство. Такое право имеют все бывшие граждане СССР, проживающие на территории республики, которые признают законной нынешнюю российскую власть. <…>».
«Чеченская разведка знает не все: В сторону границ Чеченской Республики перебрасывается из Средней Азии (предположительно из Туркмении) десантно-штурмовая бригада российской армии. Сведениями о ее численности и штабной принадлежности чеченская разведка не располагает. <…>».
«Вывод российских войск из Балтии?» – страница 3
Подзаголовок – «Или втягивание военных в новый политический водоворот?»
«<…> Поначалу на официальном уровне считалось, что такой проблемы нет, хотя Балтия бурлила. Решение откладывалось на неопределенно далекое будущее – не раньше конца 1994 года. Но после того как президент вдруг решительно признал остроту вопроса, курс поменялся на прямо противоположный. <…>
И вот в этих условиях, говоря военным языком, Министерство обороны России осуществляет прорыв на одном из участков затяжного российско-прибалтийского противостояния – переговоры с Литвой завершились выработкой шести соглашений и Основного политического договора. Три из них, касающиеся графика вывода войск, технических условий и правил поведения военнослужащих, уже подписаны высшими военными руководителями России и Литвы – это определенный успех, но отвечающий больше интересам партнеров по переговорам, чем российских военнослужащих. А три других, связанных с урегулированием жилищных вопросов, социального обеспечения и юрисдикции выводимых российских войск, не скреплены высокими подписями. <…>
И что самое удивительное – литовская сторона согласна решать бытовые проблемы военнослужащих цивилизованно, как ни одно другое государство СНГ. Она готова способствовать продаже на аукционе квартир, в которых живут или имеют в своей собственности российские офицеры и прапорщики. <…>
Или другой вопрос – о дележе оружия, оставшегося от Советской Армии. Как нигде, здесь тоже найдены цивилизованные методы. Литва просит компенсировать вооружение трех дивизий, включенное в состав Красной Армии в годы Второй мировой войны. Министерство обороны России согласно сделать это. <…>
А пока, по подсчетам специалистов, пребывание войск в Литве до 1994 года обойдется российской казне в кругленькую сумму. <…>
Российское политическое руководство отделяет свое отношение к Литве от подходов к ее балтийским соседям. Вывод войск увязывается с решением территориальных притязаний Латвии и Эстонии к России и ущемлением прав национальных меньшинств, в частности, русских в этих странах. Доминирующая логика МИДа и Минобороны: раз Эстония и Латвия как члены ООН не выполняют Международные соглашения по правам человека, то можно не прислушиваться и к их требованиям о выводе иностранных войск. Все три в общем-то разные проблемы преднамеренно сплетены в единый переговорный клубок. И заложниками всей этой политико-дипломатической интриги оказываются российские войска».
«Упразднение автономии будет равносильно катастрофе» – страница 3
Подзаголовок – «Интервью председателя ВС автономной республики Аджария Арслана Абашидзе, взятое до проведения парламентских выборов в Грузии»
«<…> –В Грузии и за ее пределами отмечают, что, к счастью, гражданская война не затронула территории Аджарии.
– Чрезвычайно было важно перенести акцент населения на созидание, на решение социальных проблем. Создали действенный исполнительный орган, который нацелили на решение этих вопросов. Именно к этот период, когда Грузия разделилась на два лагеря, все районы мы освободили oт уплаты сельскохозяйственных налогов, оплаты за землю, домовладение, а три горских района – от уплаты за электроэнергию, транспортные услуги. <…>
– Вас обвиняют и в том, что вы вооружили население, находитесь в союзе с реакционными силами в Москве, с военным руководством.
– Когда над всей Грузией нависла опасность из-за разгула незаконных вооруженных формирований, а среди них – в основном криминальные элементы, созрела мысль – найти механизм, как защитить народ. Административные органы так одряхлели, что не выполняли возложенные на них функции. <…>
– Как, по-вашему, должны строиться отношения между Грузией и Россией? Что выиграла или проиграла ваша республика, не находясь в составе СНГ?
– Выигрыша я не вижу. Если бы не присутствовал огромный фактор авторитета Шеварднадзе, нас не приняли бы в ООН и так быстро не признало мировое сообщество. Мне часто говорят, что я веду пророссийскую политику. Я хочу дружить со всеми, а не воевать. <…>».
[Рубрика]«НЕГА сообщает» – страница 3
«Украина: Продолжается акция протеста украинского студенчества. <…> Планируется встреча студентов с премьер-министром Украины Леонидом Кучмой для обсуждения стратегии нового правительства. Развитию событий предшествовал разгон студенческой демонстрации 13 октября у стен парламента отрядами ОМОНа и милиции, применившими слезоточивый газ «Черемуха». <…> Студенты требуют немедленного выхода Украины из СНГ, принятия закона о выборах парламента на многопартийной основе, а также создания правительства народного доверия. <…>».
«Кыргызстан: Завтра начинается официальный визит в Саудовскую Аравию президента Кыргызстана Аскара Акаева. Цель визита – рассмотрение вопросов сотрудничества между двумя государствами. Предполагается также установить дипломатические отношения с этой страной».
«Таджикистан: Заместитель председателя ВС Таджикистана Ахмаджон Саидов в интервью корреспонденту НЕГА прокомментировал решение парламента Кыргызстана не направлять в Таджикистан армейские подразделения с миротворческой миссией. <…> Он также сообщил, что ведутся переговоры с правительствами нескольких республик, в том числе и российским, об отправке миротворческих сил СНГ в Таджикистан. Саидов считает, что ни та, ни другая сторона не хотят войны, но отдельные полевые командиры и боевики не подчиняются руководству. <…>».
«Никому не удастся разыграть крымскую карту» – заявил председатель ВС Крыма Николай Багров» – страница 3
«<…> Николай Багров заявил, что процесс возвращения крымских татар должен проходить под контролем ВС Крыма: «Мы заявляем о приоритете права личности, хотим сделать Крым общим домом для лиц всех национальностей. Никому не удастся разыграть крымскую карту».
Вчера на заседании сессии были созданы парламентские комиссии по осуществлению экономических связей с Россией и Узбекистаном и решению в этих странах проблем депортированных народов, а в связи с предстоящей денежной реформой на Украине и выходом ее из рублевой зоны образована комиссия ВС Крыма по установлению тесных связей с Национальным банком России».
«Банкиры СНГ не стали ждать политиков» – страница 4
Подзаголовок – «И создали наднациональную структуру»
«По общему мнению большинства журналистов, освещавших встречу глав СНГ в Бишкеке, единственным достижением саммита стало подписание семью государствами (Россией, Беларусью, Молдовой, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Арменией) соглашения о единой денежной системе и решения о создании межгосударственного банка по обслуживанию взаимных платежей. <…>
Подписанию итоговых документов во многом способствовало предшествующее встрече политиков двухдневное совещание банкиров, в котором участвовали председатели или их заместители национальных банков 14 бывших республик СССР, включая прибалтийские (отсутствовал представитель Грузии).
В отличие от политических лидеров, озабоченных чистотой суверенитета, банкиров волновал прежде всего вопрос ликвидации прогрессирующего после распада СССР кризиса в системе межреспубликанских расчетов. <…>
К саммиту в Бишкеке, помимо инициатив Нурсултана Назарбаева по созданию исполнительных структур Содружества, впоследствии проваленных, Казахстан подготовил проект соглашения «о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства».
Проект предусматривал учреждение межгосударственного банка, по сути, с функциями бывшего Госбанка СССР. <…>
При обсуждении проекта банкиры СНГ не смогли договориться о правах членов-учредителей. Россия настаивала на том, чтобы весомость голоса в Совете банка определялась объемом денежных средств в народном хозяйстве страны-учредителя. Прочие склонялись к формуле: одно государство – один голос. В результате дебатов по предложению России был принят компромиссный вариант. Полномочия учреждаемого банка ограничились сферой организации межреспубликанских расчетов. <…>
Однако согласие банкиров еще не означает, что все проблемы решены. Достигнутым в Бишкеке соглашениям предстоит пройти процедуру ратификации в парламентах. <…>».
«Подорожание нефтепродуктов в госторговле вызвало взрыв» – страница 4
«Для ценовой динамики биржевого рынка все более характерным становится взрывной рост цен. Причиной очередного их взрыва послужило новое подорожание нефтепродуктов в государственной торговле. <…>
Продукция агрокомплекса подорожала на 3 процента, из-за роста цен на муку пшеничную на 12 процентов и комбикорм для крупного рогатого скота – на 7 процентов. <…>
За вторую неделю октября по отношению к предыдущей неделе остались на прежнем уровне цены на металлы и металлоизделия, но ситуация на рынке металлов продолжает оставаться неопределенной. Продолжается рост цен на цветные металлы. <…>
Биржевой рынок продовольственных товаров за вторую неделю октября не претерпел существенных изменений. Рост цен находился на уровне общих инфляционных процессов и составил за неделю 4 процента. <…>».
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 17 октября, суббота. – № 228 (564). – Вып.2. – 8 полос.
«16 октября в Кремле состоялось очередное пленарное заседание Конституционной комиссии под председательством Президента России Бориса Ельцина. <…>
Обсуждалось два вопроса; о доработанном проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним, о ходе конституционной реформы в Республиках в составе Российской Федерации.
В своем выступлении Борис Ельцин высказал замечания, которые у него возникли после встречи с главами республик. <…>
По убеждению Президента, в проекте не должно остаться даже налета унитаризма, унитарного стиля, что вызывает болезненную реакцию республик, их недоверие к России. <…>
Как сообщил Президент, на встрече с главами республик прозвучало мнение, что дата Съезда народных депутатов России выбрана неудачно. Его проведение в декабре можно объяснить только логикой политической борьбы. Наталкивает на эти мысли и то, что основной вопрос по Конституции вновь сформулирован по-старому – как поправки к Конституции, а не принятие новой. По мнению Бориса Ельцина, это означает пустую трату времени, еще один повод для бесплодных дискуссий, политической борьбы. <…>
Президент вновь остановился на проблемах стабильности государства и гарантиях деятельности институтов власти. Он высказал озабоченность тем, что в последнее время появились факторы, дающие угрозу такой стабильности. <…>
По словам Президента, проекту Конституции еще недостает юридической отточенности. Особенно должен быть безупречным раздел об организации государственной власти. <…>
Пленарное заседание Конституционной комиссии одобрило в основном проект Конституции РФ и приняло решение: представить доработанный проект Конституции РФ на повторное обсуждение и рассмотрение российского парламента в ноябре 1992 года; рекомендовать очередному Съезду народных депутатов России рассмотреть новую Конституцию РФ в первом чтении и определить порядок ее окончательного принятия».
«Президент перед выбором: спасти правительство или государство» – страница 1
«Участники совещания глав российских республик обратились к Верховному Совету России с просьбой перенести VII Съезд народных депутатов на март–апрель будущего года. В коротких информационных сообщениях это обращение мотивировалось необходимостью продолжения работы для более тщательной подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации. Хотя ясно: Президент, понимая, что правительство на Съезде может не выдержать давления со стороны депутатов, стремится выиграть время для того, чтобы действиями подтвердить правильность выбранного курса реформ. <…>
Не потому ли, кстати, руководители республик и выступили за перенесение срока Съезда, чтобы выиграть время для принятия своих конституций? В таком случае, давая передышку правительству, оттягивая Съезд, Президент может столкнуться в будущем году с не менее трудной проблемой: парадом конституций российских республик. Так что Президент стоит перед дилеммой: спасти правительство или федеративное государство. <…>».
«Чуден ваучер при тихой погоде» – страница 1, 2
«В самом начале года один из руководителей Госкомимущества в интервью произнес замечательную фразу: нас можно обвинить во всем, кроме бездействия… То, что сейчас происходит с ваучеризацией, думается, подтверждает пророческую глубину этого утверждения.
Сам факт появления Указа Президента о введении приватизационных чеков в разгар парламентских каникул можно расценить не иначе, как продолжение игры с парламентом на опережение, которую Госкомимущества блестяще освоил. <…>
И хотя депутаты перекроили практически каждую статью основных направлений, прежде чем они стали госпрограммой, в Госкомимуществе, похоже, остались довольны: удалось добиться главного – запустить приватизацию и сохранить при этом свою идеологию. <…>
Так был найден алгоритм – парламент надо объезжать на кривой. И когда очередь дошла до ваучера, то, не мудрствуя лукаво, применили ту же схему: закрутили машину, пока депутаты на каникулах. <…>
Но самое важное состоит в том, что вслед за этими признаниями вышли в свет указы Президента, значительно расширяющие сферу применения приватизационных чеков, хотя незадолго до начала сессии такая возможность в принципе отвергалась. <…>
Изыскания федерального фонда имущества приводят к выводу, что без прямой государственной опеки тут не обойтись. Нужен толчок – единовременные бюджетные затраты. <…>
Вся остаточная стоимость федерального имущества, по словам Президента, оценивается в полтора триллиона рублей. Ясно, что оборонка, связь, транспорт и так далее из приватизации однозначно выпадают. Так что фактически акционированию подлежит собственности менее чем на триллион. А обменивать на чеки по закону будут только 35 процентов этой собственности – то есть около 300 миллиардов рублей имущества. Им же противостоят ваучеры на полтора триллиона рублей. Достаточно соотнести две эти цифры, и получим, что с точки зрения обеспечения ценных бумаг продаваемым имуществом номинал чека выливается в две тысячи целковых вместо 10 обещанных Президентом и нарисованных правительством. <…>
Однако правительство отреагировало очень быстро, и, как уже упоминалось, последовала серия указов Президента, в частности о том, что доля приватизируемого имущества, которую можно купить только на приватизационные чеки, увеличится уже до 80 процентов. Прорву пустых ваучеров принялись срочно отоваривать жильем, муниципальной собственностью землей. <…>
Весь предстоящий год страна будет получать чеки, терять их и бурно обсуждать этот процесс. Словом, всенародная буза. К четвертому кварталу начнут появляться акционерные общества, акции которых и нужно будет обменивать на наши ваучеры. Хотя по упрощенной схеме требуется два месяца на акционирование. Но по жизни все будет иначе. <…>».
«К положению в «А» – страница 3
Подзаголовок – «Их отправили в чужую страну «защищать свою Родину»
«После обнародования на вчерашней пресс-конференции документов и совершенно секретных фактов, коммунистическая сторона начала утренние выступления в КС со слов скорби по поводу расстрелянных в 1940 году по постановлению ЦК ВКП(б) польских офицеров. <…>
Вчера после разбора материалов по Катыни суд рассматривал документы о вводе войск в Афганистан. <…>
Постановление ЦК КПСС от 29 июня 1979 года. Высшее партийное руководство СССР принимает решение о помощи Амину. <…> Еще был мир. Но судьбу тысяч наших мальчишек уже решили старые руководители «ума, чести и совести». Через несколько дней их приказом 50 тысяч молодых жизней были отправлены в чужую страну «защищать свою Родину». <…>
В Конституционном суде идет в эти дни трудный разговор. Нет, как бы ни старалась коммунистическая сторона ограничить процесс временными рамками, как бы ни призывала «Не разглашайте государственные секреты!», как бы ни пыталась усомниться в подлинности документов, страшная правда об организации, именовавшей себя КПСС, будет раскрыта».
[Рубрика] «Вчера, сегодня, завтра» – страница 3
«Будет вам индексация: Парламентская комиссия по социальной политике направила в ряд российских министерств и ведомств свои предложения по индексации денежных вкладов населения. <…> Парламентарии считают возможным, чтобы индексированные вклады были добавлены к стоимости ваучера, если вкладчик внесет его в Сбербанк. <…>».
«Рубли-путешественники:В Пскове сотрудниками безопасности России был задержан самолет, следовавший по маршруту Рига – Грозный. На нем обнаружено и конфисковано девять тюков денег на сумму более 264 миллионов рублей. <…> А сто миллионов рублей наличных денег, которые перевозились чартерным рейсом самолета АН-26 из Литвы в щахтерскую Инту Республики Коми, задержаны Сыктывкарской таможней. <…>».
«Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» – страница 4, 5
«Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О введении в действие Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» – страница 5
«Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октябре 1992 г. № 762 г. Москва «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» – страница 5
«Таджикский разлом» – страница 7
«В Душанбе вооруженные отряды взяли в осаду одну из русских школ, которая расположена вблизи места дислокации 201-й дивизии. Все, кто находился в здании учебного заведения, объявлены заложниками. Командованию воинского соединения предъявлен ультиматум: если оно не разоружит так называемую кулябскую группировку, то против русскоязычных заложников «будут предприняты противоправные действия». Иными словами, с ними угрожают расправиться. <…>
Тех, кто встал сейчас у государственного кормила, считают фундаменталистами. Они вознеслись на местный политический Олимп на гребне антикоммунистической волны. И потому, понятно, от идеи «джихада» не только против одних «красных», но и, по-видимому, всех «неверных» вряд ли откажутся. <…>
При этом они хотели бы заручиться если не моральной, то хотя бы материальной поддержкой в высших российских эшелонах. <…>
Опору в нашей столице одновременно с ними ищет и Рахмон Набиев, что дает повод его противникам обвинять оставшиеся в Таджикистане российские войска в снабжении кулябских формирований оружием и техникой. Командиры расквартированных на его территории частей отвергают их как беспочвенные. <…>
Как известно, политика – это средство согласования различных интересов. В демократических странах мало кто сомневается в этом. В нынешнем же Таджикистане, кажется, слишком многие. Быть может, российским политикам стоит подумать над тем, как взять на себя миссию по «обращению в веру» этой истины и таджикских «красных», и «зеленых»? Ведь заложниками войны в Таджикистане стали живущие в республике русскоязычные».