Режиссер Павел Лунгин: идея музея Ельцина в Екатеринбурге – абсолютно оригинальная
Президентский центр Б.Н. Ельцина через какое-то время откроет в Екатеринбурге музей первого Президента России. Сейчас на повестке дня создание концепции музея. Нужно определиться с целевыми ориентирами, подходом к тематическому наполнению экспозиций. Эту сложнейшую художественную задачу любезно согласился решить один из лучших российских кинорежиссеров Павел Лунгин.
О том, каким видится музей первого Президента России, чем этот музей будет отличаться от множества других, какие идеи задумано в нем воплотить, Павел Семенович рассказал сайту Президентского центра Бориса Ельцина.
- Лично Борису Николаевичу и тому времени, его времени, я глубоко благодарен. И определяю его как время свободы. Я взялся за эту работу прежде всего потому, чтобы выразить это уважение и благодарность. В последнее время стало принято вспоминать о первых годах русской свободы как о годах лихих, о времени беспредела. Мне кажется, это ужасное искажение истории, очень неправильное и неблагодарное чувство. Мне хотелось бы восстановить некоторую справедливость, чтобы люди осознали и поняли, что то время было первым временем свободы. Это были глотки свободы, время споров, обсуждений, выработки новых идей о жизни. Это было временем первых поездок за границу, первых предприятий открытых. То время абсолютно переменило наше общество. Надо быть очень неумным и неблагодарным человеком, чтобы говорить: вот они - лихие годы.
Все было удивительно. Юность свободы, со всеми, конечно, издержками юности. Но во время юности все и происходит. Первая любовь, первые увлечения. То время сильно подзабыто, его историю мне и хочется рассказать.
В России всегда думают, что свобода должна прийти с Запада, из Европы, а она, наоборот, пришла с Востока, с Урала. А самым свободным человеком у нас стал потомственный уральский крестьянин. Этого нельзя забывать. Оказалось, что чувство свободы глубоко свойственно русскому человеку.
У Бориса Николаевича было глубокое чувство свободы: он не боялся критики, не боялся карикатур. При нем была полная свобода прессы, полное отсутствие цензуры.
Из этого контекста и родилась концепция музея - я решил представить политическую жизнь Ельцина в виде семи дат, семи дней. Условное название экспозиции «Семь дней, которые изменили Россию». Вокруг них будет сконцентрировано семь залов. Каждый из них будет рассказывать об одном дне, о тяжести, драматизме принятого в этот день решения, о тех сложностях, которые были. И, конечно, о том, что решениям предшествовало и последовало за их принятием. Концентрация - вокруг драматургии одного дня.
Думаю, это глубоко оригинальное решение, оно может быть близко к киносценарию. Мне кажется, для музеев такое решение еще не использовалось. Хочу показать, раскрыть личность человека во время принятия судьбоносных решений на фоне «окружающей» жизни: ситуации внутри страны, международной ситуации. Мы имеем возможность показать внутренний характер и ход мыслей человека. Таким образом, у нас будет семь серий. Из этих семи дат и возникнет масштаб личности Бориса Николаевича.
Если бы мы начали - «родился в таком году, в деревне...» И шли бы так дальше, как обычно и делается… В этом есть что-то школьное, несовременное. Сегодня люди живут в эпоху совершенно других форматов. Современные музеи в большой степени – это «говорящие» экраны, много музыки, звука. Это будет интересная, синтетическая экспозиция. Я ее себе вполне ясно представляю.
Подобную задачу решаю впервые. Процесс меня увлекает. Мы уже определили те ключевые дни, и теперь предстоит конкретная работа, конкретное наполнение залов музея воспоминаниями, предметами. К слову, мы работаем с крупнейшей музейной фирмой Ральфа Аппельбаума (Ralph Appelbaum Associates - старейшее и самое крупное в мире агентство музейного проектирования - ред.) из Нью-Йорка. Когда я им изложил концепцию, они были очень удивлены, а потом увлеклись ею, загорелись, сказав, что такого прежде никогда не делали.