День за днем. 31 марта 1992 года

«Известия / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1992. – 31 марта, вторник. – № 77 (23651). – 8 полос.

«Накануне решающего съезда углубляется кризис между правительством и парламентом России» – страница 1
Подзаголовок – «С. Шахрай подал в отставку с поста вице-премьера»
«<…> Мотивы С. Шахрай изложил в письме на имя Бориса Ельцина. Он указал, что в канун 6-го съезда народных депутатов России развернута кампания по досрочному лишению депутатских полномочий членов российского правительства.
Как известно, по инициативе комитетов парламента по законодательству и по работе Советов народных депутатов подготовлен проект постановления Верховного Совета РФ о досрочном лишении депутатских полномочий вице-премьера Сергея Шахрая, министра промышленности Александра Титкина, министра путей сообщения Геннадия Фадеева и председателя Госкомитета по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при президенте России Юрия Вишневского.
В письме президенту С. Шахрай отмечает, что инициаторами кампании движет «не священная борьба за чистоту принципа разграничения законодательной и исполнительной власти». По его мнению, налицо стремление исключить членов правительства из активной работы на съезде, а «заодно сократить число голосов сторонников президента и реформы, создать послушный депутатский корпус».
 
«Федеративный договор, призванный поправить конституцию России» – страница 1
«Разграничить полномочия, чтобы жить вместе, – таков лейтмотив Федеративного договора между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти на местах, подписанного 31 марта в Георгиевском зале Кремля. Этот документ, после одобрения съездом народных депутатов РФ, станет частью (самостоятельным разделом) Конституции России, подводя тем самым черту под длительными спорами о национальной политике. <…>
В совместном ведении должны находиться: вопросы соответствия конституций и законов (республик), а во взаимоотношениях с другими образованиями – правовых актов; обеспечение прав и свобод человека, правопорядка, безопасности, природопользования, воспитания, образования, науки, культуры, а также вопросы налогообложения, защиты окружающей среды и другие. В каждом из трех блоков договора учтены специфические потребности субъектов Федерации.
Республики, автономные образования, края, области, города Москва и Санкт-Петербург по договору имеют широкие полномочия для самостоятельной деятельности, включая распоряжение землей, ее недрами, другими ресурсами (естественно, в рамках Основ законодательства РФ), внешнеэкономические связи, соглашения с другими республиками, краями, областями, если это не противоречит Конституции России. Федеральные органы могут передавать им часть своих полномочий. <…>».
 
«Наши ученые поедут на стажировку в США» – страница 1
«США объявили о двух новых программах для ученых из стран СНГ. Первая касается организации стажировки в течение трех-шести месяцев в США 150 специалистов из бывшего СССР, занятых в оборонных областях. Другая предусматривает поездки в США не менее 150 ученых для ведения преподавательской и научной деятельности. На эти программы выделяется соответственно один миллион и 1,5 миллиона долларов...
В Вашингтоне и других западных столицах давно озабочены проблемой возможного выезда наших ученых из оборонного комплекса на работу в третьи страны, в том числе государства с тоталитарными режимами, представляющими опасность для мира и стабильности в отдельных регионах. Предлагаемые американцами проекты направлены, как считают они сами, в первую очередь на недопущение «утечки умов» из бывшего СССР и неконтролируемого расползания по миру нашей военной технологии. <…>».
 
«Г. Попов готов подчиниться решению генпрокурора» – страница 1
«Мэр Москвы и председатель Российского движения демократических реформ Г. Попов в интервью «Интерфаксу» заявил, что готов подчиниться представлению Генерального прокурора В. Степанкова, согласно которому он должен оставить для себя только одну должность и сложить все остальные полномочия.
Мэр, однако, заметил, что «есть еще около месяца, и в течение этого месяца законодательство может измениться».
 
«Состояние финансов Эстонии» – страница 1
«Правительство Эстонии решило выставить на ближайшие валютные торги миллион долларов США. Полученные от продажи средства пойдут на покрытие денежного дефицита, продолжительное время лихорадящего Эстонию.
Заместитель министра финансов Э. Роосе заявил, что республика находится на грани банкротства. Дефицит составляет от 5 до 7 миллиардов рублей. Чтобы вывести экономику и финансы из тупика, ей необходимо 50-70 миллионов долларов США».
 
«В Молдове платят меньше, хотя стоит все дороже» – страница 1
«В Молдове наблюдается фатальное обнищание населения. Об этом сообщает орган профессиональных союзов республики газета «Голос народа».
По данным департамента по статистике, в январе 1992 года средний месячный заработок в республике составлял 989 рублей. Это намного меньше, чем, например, в Беларуси (1330 рублей) и на Украине (1500 рублей). Уровень же цен в Молдове выше, чем в других странах СНГ».
 
«Зарубежные эксперты поддерживают и предостерегают правительство России» – страница 2
«Чтобы российский локомотив успешно достиг станции под названием «Рынок», он должен выдержать нелегкий путь к ней. Такой на первый взгляд банальный, главный вывод сделали зарубежные эксперты Фернандо Кордозо (Бразилия), Мануэль Кастельс (Испания), Алан Турен (Франция), Стефан Коэн (США), Мартин Карной (США), которые прибыли в Москву с целью детального ознакомления с ходом реформ в России и оказания консультационных услуг правительству.
Суть их [заявлений] сводится к тому, что в нашей технологии перехода к рынку немало утопии, и форсировать этот процесс дальше опасно. Вот несколько тезисов из выступлений участников пресс-конференции.
<…> – В результате… стало ясно, что правительство абсолютно право в своих действиях, направленных на разрушение старых тоталитарных структур, создание автономной от политических пристрастий экономики. Но этих мер недостаточно для создания рынка, поскольку, сделав акцент на экономику, правительство и другие государственные структуры не обеспечили адекватных преобразований в социальной сфере. Эти процессы обязательно должны быть в едином блоке. <…>
Во-первых, для полноценного рынка нужен класс предпринимателей с широкой социальной базой. Успехи правительства в этом деле скромные – предпринимательство в России носит в основном номенклатурный характер. Во-вторых, нужны реформы в самой структуре власти. Нынешние ее институты как по своему составу, так и по своему характеру не отвечают требованиям рынка. <…>».
 
«Петросовет выразил недоверие Собчаку» – страница 2
«Большинство депутатского корпуса Петросовета выразило свое недоверие мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку. Совет принял решение: обратиться к президенту России Б. Ельцину и в Конституционный суд с вопросом о целесообразности использования А. Собчака на должности мэра Санкт-Петербурга. <…>
Что же инкриминируется мэру Петербурга? Некомпетентность, проявленная при заключении ряда крупных договоров (о реконструкции «Новой Голландии», по акционерному обществу «Санкт-Петербургу – чистая вода» и т. д.). Многочисленные нарушения Конституции, законности и финансовой дисциплины, выразившиеся в ряде распоряжений, которые потом Петросовету пришлось отменять. Чехарда в кадровой политике.
Многие депутаты обвиняют Собчака в том, что он переметнулся в лагерь оппозиции по отношению к правительству России. И сейчас, накануне съезда российских депутатов, новая позиция столь авторитетной политической фигуры может сильно повредить политике «гайдаровских» реформ. Активными противниками Собчака выступили члены депутатской фракции «На платформе Народного фронта», «Демократическая Россия», ряд других депутатов горсовета. <…>».
 
«В Грозном опять стреляют. Есть жертвы» – страница 2
«В ночь на 31 марта в Грозном слышалась интенсивная стрельба. По непроверенным данным, была попытка захвата телецентра, убито несколько охранявших комплекс национальных гвардейцев.
Утром вооруженные отряды – предположительно из жителей селения Алды, находящегося в черте города, – захватили телецентр. Бронетранспортерами (неизвестно, чьи они – сторонников Д. Дудаева или оппозиции) блокированы подступы к телецентру.
Утром вооруженные жители другого селения – Старая Сунжа, также находящегося в черте Грозного, участвовали в нападении на воинские части – захвачен радиоцентр, и по радио на чеченском языке передается обращение к народу с призывом отставки президента Д. Дудаева и парламента, проведения новых выборов. Что это за оппозиция, от чьего имени подписано обращение – неизвестно.
По сведениям МВД Чечни, работники министерства стоят на страже закона, а не чьих-то корыстных интересов. В течение ночи здание КГБ переходило из рук в руки, сейчас оно опять под контролем ОМОНа МВД ЧР. На площади собирается митинг оппозиции, много вооруженных людей. Их требования – отставка руководства, новые выборы. Попытки связаться с парламентом, аппаратом президента Д. Дудаева ни к чему не приводят: телефоны молчат. Жители прячутся по домам».
 
«Душанбе: шестые сутки продолжается митинг» – страница 2
«Шестые сутки продолжается митинг оппозиции в центре Душанбе. Конфликт, толчком к которому послужило транслировавшееся по местному ТВ заседание Президиума ВС, рассмотревшего, в частности, вопрос о деятельности руководства МВД республики, не разрешен.
В пятницу вечером по телевидению выступили председатель Верховного Совета С. Кенджаев, вице-президент Н. Дустов и министр внутренних дел М. Навджуванов. Разъясняя сложившуюся ситуацию, они сообщили, что постановление об отставке руководства МВД носило рекомендательный характер, и право окончательного решения принадлежит президенту. Поскольку М. Навджуванов не согласился с выводами комиссии ВС в его адрес, была создана еще одна специальная комиссия по проверке и изучению всех имеющихся документов, в которую вошли и представители оппозиционных сил. Однако участников митинга это не удовлетворило. Они выдвинули требование об отставке ныне действующего парламента во главе с председателем С. Кенджаевым.
Пока лидерам оппозиции и официальным руководителям Республики Таджикистан не удалось найти общего языка. <…>».
 
«Оборонный комплекс может не разорять, а кормить» – страница 2
Подзаголовок – «Убежден государственный советник по вопросам конверсии Михаил Малей»
« – <…> Горбачев уверял страну, что еще немного усилий – и оборонный комплекс завалит прилавки классными товарами, что из цехов, где делали ракеты, пойдут кастрюли, а из танковых заводов – детские коляски. Но ничего этого нет. План Горбачева провалился. Почему?
– По тривиальной причине. Объявив конверсию на словах, Михаил Сергеевич не нашел средств для ее финансирования. А их надо очень много – 150 миллиардов долларов. Поэтому заявления, что ВПК вот-вот завалит страну товарами, не имели под собой никакой почвы. В результате началась не конверсия, а разрушение лучшей части нашего машиностроения, науки, материаловедения, ибо падение производительности труда при переходе военного завода на гражданскую продукцию составляет от 30 до 120 раз в рублевом исчислении. Между тем военно-промышленный комплекс накормит и напоит Россию только в том случае, если станет экспортной отраслью нашей экономики. <…>
– <…> Что надо сделать для этого?
– Нужно было решение президента по расширению экономической конверсии – он его принял. Нужно было вслух сказать, что благодаря продаже конкурентоспособной продукции военного назначения мы сможем не только содержать свой ВПК и вести его грамотную конверсию, но к тому же зарабатывать немалые средства на преобразование других отраслей, попросту на их жизнь. Это тоже сказано. Теперь надо, чтобы Верховный Совет и президент определили военную доктрину, чтобы мы знали, какая армия будет, кого и как надо вооружать, какие предприятия ВПК на что ориентировать. <…>».
 
«Вызов преображения» – страница 6
«<…> Всего три с половиной месяца существует Россия как независимое государство. За это время выявились возможности и проблемы ее отношений с окружающим миром.
Прежде всего, заявленное стремление полностью заменить коммунистическую систему плюралистической демократией и рыночной экономикой вызвало беспрецедентную волну симпатий со стороны демократических высокоразвитых государств. Впервые внутренние преобразования такого масштаба протекают не в условиях военного давления извне, европейской или мировой войн, но при ощутимой, в том числе подкрепленной гуманитарной помощью и кредитами, поддержке. <…>
Удалось свести к минимуму международные последствия обвального распада Советского Союза. <…> ...Потребовалось изобрести и согласовать с основными партнерами концепцию государства-продолжателя. Она позволила безболезненно заменить Советский Союз на Российскую Федерацию в ООН, других международных организациях, всей системе дипломатических отношений. <…>
Сегодня Россия уже имеет договорные отношения с такими ключевыми европейскими государствами, как Германия, Франция, Италия, без всякого преувеличения историческую кэмп-дэвидскую декларацию, прямо переводящую отношения с США из сферы сближения в область дружеских, а в перспективе – союзнических. Подобную линию мы проводим и в отношении Японии, многих других развитых государств. <…>».
[Андрей Козырев, министр иностранных дел России]
 

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1992. – 31 марта, вторник. – № 62 (233). – 8 полос.

«Московская группа» в окружении Ельцина ищет реванша» / Сергей Пархоменко – страница 1, 2
«Поразительные события конца минувшей недели – со стремительным охлаждением президента Ельцина к «румянцевскому» проекту Конституции и мощным перехватом инициативы группой Попова–Собчака, которая вдруг загнала сторонников Румянцева в глухую оборону, – эти события полностью вписываются в логику политической борьбы в российских верхах. <…>
Может почудиться, что приливы и отливы, так разительно менявшие ландшафт российской власти, не докатывались до скромных келий тружеников конституционной нивы. Однако стоило им, завершив свой кропотливый труд, выйти наконец на политический просцениум, стала совершенно ясна вся странность и неуютность их положения. Они сказались чужими на этом празднике жизни. Конституционная комиссия в ее восходящем к июню 1990 года составе оказалась реликтом бесконечно далекой эпохи, реликтом давно расторгнутых отношений, давно опрокинутой расстановки сил.
Сориентироваться в совершенно изменившейся диспозиции Румянцев и его коллеги не смогли. Все планы своей обороны они построили на политически устаревшем предположении, что атаки следует ждать со стороны правого (в терминах того же 1990 года) лагеря – упорствующих ортодоксальных коммунистов, великодержавных националистов-консерваторов, мимикрировавших большевиков из автономий. Недооценивать их силу (в одних случаях удвоенную отчаянием, в других – удесятеренную неожиданно открывшейся перспективой самовластья), конечно, тоже не следовало. Но, как выяснилось, нельзя было оставлять неприкрытым и другой фланг. Впрочем, «румянцевцы» ошибочно считали его тылом.
А в тылу оказались дождавшиеся своего часа лидеры «московской группы». Когда-то они сами вручили Олегу Румянцеву право претендовать на прозвище «русского Мэдисона». Теперь они его за своего не признали. Посчитали перебежчиком, пригретым «свердловцами». Да так оно, наверное, и есть: Румянцев готов был блокироваться хоть с чертом, лишь бы увеличить шансы на благополучный исход своего конституционного предприятия. Но разве можно его упрекнуть за это?
Меж тем намерения у «градоначальников», как в сердцах назвал их Румянцев, самые серьезные. Гавриил Попов и Анатолий Собчак безошибочно почувствовали, что конституционная интрига предоставляет им уникальный шанс для очень сильной контратаки, а может быть, и молниеносного реванша. И потому у нас есть все основания утверждать: инициатива двух мэров направлена прежде всего вовсе не против Конституционной комиссии и поддерживающих ее парламентских кругов – в этом деле они оказываются едва ли не случайными жертвами. Цель выбрана куда более крупная: Бурбулис, и возглавляемая им политическая группировка, конечно. <…>
Накрепко связав свое имя с новой российской Конституцией, Олег Румянцев грозил перейти в качественно иной ранг – из запальчивого энтузиаста превратиться в деятеля с весьма серьезной и устойчивой репутацией. Партийная жизнь в республике тоже когда-нибудь перестанет походить на забаву с игрушечными паровозиками, приобретет натуральный масштаб, и рано или поздно вспомнится, что страна живет по законам, основы которых выработаны под руководством одного из лидеров Социал-демократической партии. Мог ли допустить это, скажем, Анатолий Собчак, чьи амбиции – не лишенные, заметим, оснований – вне всякого сомнения, простираются до президентского кабинета в Кремле? <…>
План реванша в рекордные сроки воплотился в физически существующий проект. Оставалось самое сложное: вручить текст Ельцину и убедить его вынести на Съезд не проект Конституционной комиссии, которую он официально возглавляет, а – вопреки всякой логике – альтернативный документ.
Задача почти безнадежная. Не может же всесильный Бурбулис не понимать, что такой поворот событий резко усиливает его противников?.. Не может же сам Ельцин не отдавать себе отчет, что, собственными руками превращая Собчака в «отца российского конституционализма», он воспитывает себе, в перспективе, могучего конкурента?..
С другой стороны, сам по себе альтернативный проект должен показаться нынешнему главе государства весьма привлекательным: объем полномочий, коим предлагается наделить президента, – огромен. И второе его достоинство – значимость которого становится понятна, если вспомнить о приверженности Ельцина взрывным, резко конфликтным методам борьбы – коль скоро противостояние с парламентом и уж, конечно, со Съездом неизбежно, не стоит и мечтать о лучшем предлоге для наступления на нынешний состав депутатского корпуса, чем его отказ принять президентский проект Конституции. Проходит проект на Съезде – отлично. Не проходит – еще лучше: вполне обоснованным будет вынесение текста на референдум. В результате – парламентский кризис. Следующий шаг – реформа законодательной власти. <…>».
 
«Президент России идет ва-банк» – страница 1
«Президентский» проект Конституции не миф. По сведениям из достоверных источников, в данный момент на правительственных дачах в Архангельском над «ельцинской Конституцией» трудятся несколько рабочих групп. По-видимому, можно с уверенностью предположить, что фактически руководителями процесса являются сам Борис Ельцин, вице-премьер Сергей Шахрай и глава аппарата правительства Алексей Головков.
Одна из задач группы – создание функционального, цельного и бескомпромиссного (в буквальном смысле этого слова) проекта Конституции России, в частности, на основе переработки всех ныне существующих проектов. Принципиальное отличие создаваемого варианта заключается в отчетливом выборе президентской республики как формы государственного правления (с вероятным сходством с французской Пятой республикой) и курсе на полную десоветизацию страны с переходом на муниципальные и федеральные формы правления. Вопрос о национально-государственном устройстве России, по информации, имеющейся у «НГ», еще не решен: он оказался самым сложным и наиболее дискуссионным даже для ельцинской команды. <…>
Вероятно, конституционная эпопея, которая может и вовсе «не успеть» к 6 апреля, – это лишь начало масштабной политической кампании президента России Бориса Ельцина. В рамках этой кампании, по-видимому, предполагается беспрецедентная по радикальности государственная и кадровая реформа».
 
«Парламент и правительство пока проводят одну политику, но парламент об этом не знает» – страница 2
«Повторное отклонение бюджетного послания правительства, произошедшее в пятницу в российском парламенте, вовсе не является, как это может показаться, ни неудачей кабинета, ни даже мелкой неприятностью. Члены кабинета, участвовавшие в дебатах по этому вопросу, покидали зал заседаний с плохо скрываемым чувством глубокого удовлетворения.
Когда Егор Гайдар заявляет, что у правительства с парламентом складываются нормальные отношения, он нисколько не преувеличивает. В самом деле, чего большего может ожидать правительство, проводящее политику финансовой стабилизации, чем отклонения бюджета (являющегося в случае принятия законом, который вообще-то надлежит исполнять) и разрешения «производить затраты»? И судя по парламентским дебатам, депутаты не намерены «смягчать» свою позицию.
Вся нормальность этих взаимоотношений заключается только в том, что при всей их нервозности они позволяют правительству проводить вполне самостоятельную политику. Во всем же остальном отношения поставлены с ног на голову.
В отличие от вполне привычной, для западной демократии ситуации, когда правительство просит у парламента денег, а тот «жмется», тут все происходит с точностью до наоборот. Единодушно ругающий правительство Верховный Совет больше всего сейчас походит на трехголовую гидру: одна голова продолжает удивляться тому странному обстоятельству, что доходная часть бюджета состоит из налогов; другая, заботясь о налогоплательщике и обеспокоенная падением производства, требует снизить ставки налогов; а третья настаивает на немедленном увеличении социальных выплат. <…>
Несколько серьезней обстоит дело в связи с намерением достаточно большой части депутатского корпуса лишить президента Ельцина дополнительных полномочий. В случае, если отъем будет успешным, вопрос о правительстве возникнет автоматически... <…>».
 
 
 
«Руслан Хасбулатов говорит откровенно и излагает свой сценарий съезда» – страница 2
«Вчера на встрече с комитетом ВС России по средствам массовой информации, на которой присутствовали и главные редакторы центральных газет, Руслан Хасбулатов заявил, что пресса не должна тешить себя иллюзией, будто она – четвертая власть, ибо ее деятельность направляется правительственными структурами и вообще ведет к развалу России и свержению власти парламента.
Руслан Хасбулатов также сказал, что на Съезде народных депутатов России проект Конституции, представленный Конституционной комиссией, будет принят при первом же голосовании. Председатель российского парламента отметил, что не может быть никаких иных сценариев Съезда, кроме предложенного Верховным Советом. Согласно этому сценарию, по вопросу о ходе экономической реформы выступит глава правительства, то есть Борис Ельцин. Геннадию Бурбулису поручено выступить по вопросу об СНГ, а Егору Гайдару – о развитии территорий российского Севера.
<…>».
 
«Аркадий Вольский: «Россия должна идти своим особенным путем» – страница 2
Подзаголовок – «Этот путь лежит через Собрание граждан РФ»
«На состоявшемся в субботу заседании Правления ДДР было выдвинуто требование «реорганизации» правительства и немедленной реформы министерств. Причем специально подчеркивалось, что речь об отставке правительства не идет.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский решительно опроверг слухи о том, что члены союза – одни из главных противников рынка, заметив лишь, что они принципиально выступают за сугубо целевые инвестиции. И тогда уже, «пусть кто не может, тот гибнет – мы тоже так считаем», – заявил Вольский, оговорив, правда, что этот принцип не должен относиться к жизненно важным отраслям. В качестве «жизненно важных» Вольский определил сельское хозяйство, энергообеспечение и другие. «Россия – не большая Польша, – заявил Вольский. – Польский вариант у нас невозможен, потому что там костел объединял население лучше, чем любая компартия, у нас же единственным стабилизирующим фактором может являться президент... И вообще, Россия должна идти своим особенным путем». С точки зрения Вольского, важнейшее дело ДДР сегодня – участие в Собрании граждан РФ. <…>».
 
«Почему ФНПР не подписала генерального соглашения с правительством?» – страница 2
Подзаголовок – «Потому что решила окончательно от него дистанцироваться»
«Подписанное 25 марта в Мраморном зале Дома правительства на Старой площади генеральное соглашение между правительством РФ, объединениями предпринимателей и профсоюзов многие воспринимают как своего рода «реверанс» в сторону общественного мнения. Это документ, вступающий в явное противоречие с известным меморандумом правительства, выпущенным в свет немногим ранее. К примеру, в пункте 1.7 соглашения, в котором правительство обязуется по-прежнему контролировать цены и тарифы на ограниченный перечень услуг и товаров с упреждающими мерами по социальной защите. Короче говоря, соглашение «гуманнее» меморандума. И однако же, как известно, подписано оно не всеми профсоюзами. Руководство Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которой принадлежат 9 из 14 мест в профсоюзном лобби Трехсторонней комиссии, вырабатывавшей соглашение, отказалось подписать документ.
Заместитель председателя ФНПР Василий Романов мотивировал свой отказ необходимостью вначале согласовать сей акт с президиумом совета ФНПР, который состоится 2 апреля. <…>
Существуют различные версии относительно позиции ФНПР. В кулуарах Совета Федерации популярно мнение, что для подписания был представлен совершенно иной документ, чем тот, над которым работала комиссия. Однако один из внутрипрофсоюзных диссидентов, лидер профсоюза металлургов Борис Мисник, заявил корреспонденту «НГ», что это тот самый текст, «над которым мы до посинения работали все вместе». <…>
Как бы то ни было, позиции правительства и ФНПР тем больше отдаляются, чем различнее амплуа, которые они вынуждены отыгрывать в данной политической ситуации. Российскому руководству уже почти не по карману популизм, который был его коньком в предыдущий период. Его действия по поддержанию имиджа нарочиты и изобилуют натяжками. Независимо от того, является ли соглашение камуфляжем меморандума, как считают в ФНПР, или корректировкой, как уверяют в правительстве, это все равно не самый удачный ход.
Зато ФНПР набирает очки. Если раньше ей приходилось конкурировать с правительством в претензиях на роль народного заступника, то теперь ее рейтинг может повышаться гораздо быстрее.
<…>».
 
«На Урале страшно» – страница 6
«Екатеринбург выходит на первое место по преступности среди городов России, заявил на пресс-конференции для журналистов 13 марта глава администрации Свердловской области Эдгард (так в газете) Россель. В городе, похоже, действительно наступил беспредел. Екатеринбуржцы стараются вечером не выходить из дома, сократили работу многие магазины, предприятия, службы быта. Некоторые заводы перешли на односменную работу. Транспорт работает до 11 вечера. Число краж квартир увеличивается с каждым днем. В связи с этим резко возросло количество желающих поставить железные двери в квартирах».
 
«Сторожа вооружаются» – страница 6
«Огнестрельным оружием отныне получила право пользоваться охрана гаражных и дачных кооперативов, садоводческих и огороднических товариществ Иркутской области. Решение на этот счет принял Малый Совет, поскольку растет число нападений, других преступных посягательств на эти объекты.
Одновременно орган представительной власти территории утвердил порядок применения оружия. В ее основу положены закон о милиции и акты, регулирующие деятельность вневедомственных сторожевых служб. Кстати, запрет на использование даже гладкоствольного оружия при охране гаражей и дач установлен инструкцией МВД от 1987 года».
 
«Архиерейский собор: главный вопрос – украинский» – страница 6
«В Москве, в конференц-зале при Свято-Даниловском монастыре начался Архиерейский Собор (АС) Русской Православной Церкви, который должен продлиться до 4 апреля. Предыдущий АС проходил в октябре 1990 года.
Главным вопросом повестки дня является, конечно, Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Патриарху и епископату Русской Православной Церкви. Речь идет о полном отделении и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Однако известно, что среди украинских епископов нет полного единства в этом вопросе. Поэтому Архиерейский Собор может пойти не так, как предполагалось. <…>».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 31 марта, вторник. – № 74 (410). – 8 полос.

«Федеративный договор будет подписан сегодня» – страница 1
«До подписания Федеративного договора остались часы. Подготовка к этому событию проходила несравненно спокойнее, скромнее, чем к подписанию в свое время Союзного договора. Тем не менее значение его для Российской Федерации не менее важно. По мнению парламентариев, работавших более полутора лет над текстом договора он должен стать той спасительной акцией, которая сможет предотвратить распад российской государственности. <…>
В Федеративном договоре стороны заявляют об уважении к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов России, признают свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов. Подтверждена цель достичь и укрепить межнациональное согласие, доверие и взаимопонимание. Эти высокие обязательства должны осуществляться вместе с правом народов на самоопределение в составе Федерации. Полномочия распределяются добровольно. <…>».
 
«Правительство и парламент. Друг без друга не жить» – страница 1, 2
[Валерий Михайлов, член ВС, народный депутат РФ]: «<…>... На сегодня парламент России остается единственным органом, который имеет законные рычаги воздействия на Президента, на членов правительства, по необходимости может или пытается поправлять их ошибки. Вот и появляются сомнительные признаки в лице Верховного Совета, которые якобы мешают экономическим реформам, не дают работать... <…>
А сейчас, пока есть время, надо нам раскрыть глаза и посмотреть на все наши просчеты в дебрях экономических реформ. Я не берусь ответить на вопрос: существует ли у нынешнего правительства новая экономическая политика. Но насчет политики социальной защиты населения в тяжелейших условиях сразу отвечу отрицательно. Я, например, ее у правительства не вижу. Есть отдельные куски этой политики... <…>
Несколько слов о предстоящем Съезде. Ничего страшного и неожиданного на нем, я думаю, не произойдет. Непростое обсуждение пройдет вокруг вопросов о новой Конституции и социально-экономическом положении в Российской Федерации. Конечно же, будут приняты весьма серьезные решения, которые могут не понравиться правительству. Но это проблемы, которые оно само породило... <…>».
 
«Руслан Хасбулатов: Съезд примет Конституцию» – страница 1
«На Съезд будет вынесен только проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией», – заявил вчера глава российского парламента Руслан Хасбулатов на встрече с членами Комитета по средствам массовой информации. Он выразил уверенность, что Съезд пройдет спокойно и примет Конституцию в первом чтении. Никакие альтернативные проекты рассматриваться не будут. <…>
Говоря о возможности лишения Президента России дополнительных полномочий, Руслан Хасбулатов сказал, что «у Бориса Ельцина мало полномочий, но он не пользуется даже теми, которые у него есть». Все свелось к назначению на должности, а его полномочиями пользуются другие, заявил он. <…>».
 
«Счет жертвам растет» – страница 1
«Еще почти сто жителей из зоны приднестровского конфликта в Молдове пополнили за минувшие сутки многотысячный отряд беженцев, переместившийся оттуда за последние дни в приграничные районы Одесской области. Число покинувших свои дома в Молдове и нашедших приют в Одесской области на утро 30 марта составило 5.200 человек. <…>».
 
«Надбавка к вкладам ждет вас» – страница 1
«Выплату начислений по 40-процентной компенсации на вклады населения начал Сбербанк России. Напомним, что такая компенсация вкладов была введена в прошлом году после апрельского повышения цен. Тогда же в соответствии с Указом Президента СССР сумму, полученную при переоценке вкладов, разрешалось выдавать владельцам сберкнижек лишь по истечении трех лет. Однако в начале этого месяца правительство России по просьбе банка сняло такое ограничение, разрешив с 30 марта проводить выплаты... <…>».
 
«Сибиряки критикуют правительство» – страница 1
«Принятием нескольких резолюций завершился в Красноярске первый съезд народных депутатов Сибири. Основное внимание делегаты съезда сосредоточили на критике правительственной программы экономической реформы, необходимости ее корректировки, обсуждении вопросов социальной жизни. Богатый сырьевой регион сегодня оказался на пороге экономического краха».
 
«В «корзинке» дна не видно» – страница 1
«Абсолютное большинство тружеников области отброшены реформами за черту бедности – к такому выводу пришла на своем заседании комиссия по экономической защите трудящихся Тамбовского совета федерации профсоюзов. Ее специалисты подсчитали, что размер так называемой «потребительской корзинки» в области достиг 2642 рублей. Еще в начале года «корзинка» укладывалась в сумму 1.681 рубль, учитывая, что максимальная зарплата составляет 2342 рубля».
 
«Ядерные мозги» пока на запоре» – страница 1
«Ни один специалист, обладающий «ядерными секретами», не выехал за рубеж на постоянное место жительства, заявили на пресс-конференции в центре общественных связей Министерства безопасности РФ представители Министерства атомной энергии России. Они, однако, не исключают возможности нелегального выезда физиков-ядерщиков за границу, но утверждают, что необходимые меры, предотвращающие подобное передвижение, принимаются... <…>».
 
«Российско-итальянские переговоры завершились» – страница 1
«В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась официальная церемония встречи Президента Российской Федерации Бориса Ельцина с прибывшим в Москву с визитом Президентом Итальянской Республики Франческо Коссигой. <…>
Проблема итальянских кредитов, предназначавшихся для бывшего Союза на 1990 год, решена. Они переоформлены на Россию и уже начали работать... <…>
Наша страна заинтересована в участии во всех европейских экономических структурах, а также в политическом присутствии в НАТО, при этом речь не идет о вступлении России в эту организацию, заявил Борис Ельцин. Он согласился с итальянским президентом в том, что НАТО должна стать единой европейской организацией для обеспечения политического сотрудничества на континенте... <…>».
 
«Альтернативы конфронтации, к сожалению, нет» – страница 2
«30 марта в здании Московской мэрии состоялась конференция Российского движения демократических реформ, на которой был обсужден альтернативный проект Конституции Российской Федерации, разработанный группой под руководством А. Собчака, С. Алексеева, Ю. Калмыкова. <…>
А. Собчак отметил главные недостатки официального проекта: налицо попытка сделать Конституцию не только Основным Законом государства, но и Основным Законом общества. Было отмечено, что в официальном проекте отсутствует разделение между естественными и неотъемлемыми правами человека и теми, которые ему дарует государство. <…>».
 
«Соглашение о Межпарламентской ассамблее государств–участников Содружества независимых государств» – страница 2
«Статья 1. Стороны учреждают Межпарламентскую ассамблею государств – участников Содружества независимых государств как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес. <…>
Статья 3.Парламентские делегации обладают равными правами, и каждая из них имеет один голос. <…>
Статья 4.Межпарламентская ассамблея имеет право:
обсуждать политические и социально-экономические вопросы, требующие согласования сторонами; <…>
Статья 9.Межпарламентская ассамблея проводит очередные пленарные заседания не реже двух раз в год в городе Минске или – при необходимости – в столицах государств. Верховные Советы (парламенты) которых являются сторонами настоящего соглашения. <…>».
 
«Указ Президента Российской Федерации О Государственном советнике Российской Федерации по обороне и его Службе» – страница 2
«<…> 1. Упразднить должность Государственного советника Российской Федерации по обороне и его Службу. Направить генерала армии Кобеца Константина Ивановича в распоряжение Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами Содружества независимых государств (по согласованию с маршалом авиации Шапошниковым Е.И.). <…>
3. В связи с проводимыми организационными мероприятиями работников Службы Государственного советника Российской Федерации по обороне освободить от занимаемых должностей в соответствии с действующим законодательством. Администрации Президента Российской Федерации решить в установленном порядке вопрос об их трудоустройстве. <…>
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН».
 
«Не стоит милостей покорно ждать от Минфина...» – страница 3
[Сергей Дрожжин, научный сотрудник Института исследования организованных рынков]: «Как известно, закона о рынке ценных бумаг у нас пока нет. Предполагается, что он появится осенью. Но нельзя же жить без норм и правил. Их и пытается установить принятое российским правительством Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах. Сейчас оно обрастает инструкциями, вырабатывается механизм реализации тех или иных статей. Но беда в том, что само положение, мягко говоря, сыровато и при знакомстве оставляет немало недоуменных вопросов. <…>
Как я уже говорил, положение будет действовать до принятия парламентом соответствующего закона. Думается, оставшееся время необходимо эффективно использовать не только для доводки законодательных норм, но и для налаживания самого механизма регулирования. Вряд ли кто сегодня осмелится назвать его эффективным, и первая причина этого – отсутствие обратной связи между правительством и представителями бизнеса. У всех на устах вопрос: где грамотные законы, до каких пор будет существовать неразбериха?.. <…>».
 
«Денежный фетишизм» – страница 3
[Эдуард Горбунов, доктор экономических наук]: «<…> Экономический кризис, поразивший Россию, – это прежде всего структурный кризис. Его первопричина – нарушение нормального процесса воспроизводства, глубокая деформация всего промышленного цикла. Налицо своего рода структурный вакуум, заполненный лишь движением все разбухающей денежной массы. <…>
К сожалению, одним из негативных результатов рыночной эйфории в нашем обществе (в том числе и в правительственных кругах) стало то, что структурные реформы как бы выпали из поля зрения правительства России. Во всяком случае, широкой общественности о них ничего не известно. Однако ни приватизация, ни ценовая, ни банковская или налоговая политика в такой огромной стране, как Россия, не дадут положительного результата, если не будут исходить из единой концепции структурных реформ, определяющих стратегию экономического роста. <…>».
 
«Ухо от селедки» – страница 3
«Упорство старого Минрыбхоза Союза и нового комитета в отстаивании интересов административных структур удивительно похожи (люди-то прежние), что заставляет еще раз обратиться к первоочередным проблемам отрасли. <…>
Понимая, что рыба, добываемая тяжелым трудом в море, является товаром высокого спроса на зарубежных рынках, а значит, и стабильным источником валюты, чиновники готовы на любые шаги, лишь бы не отдать флот в руки экипажей. Если права плавсостава удастся отстоять, – все остальное уже не будет столь трудным. Ведь каждое судно представляет собой предприятие практически с конечной продукцией, а потому вправе ее самостоятельно и реализовывать. <…>».
 
«Есть шанс сохранить согласие. Его надо использовать» – страница 5
[Рамазан Абдулатипов, Председатель Совета Национальностей Верховного Совета России]: «<…> И все же здравый смысл, кажется, пробивает себе дорогу. Из 88 членов Федерации 86, кроме Татарстана и Чечни, уже практически согласились на сохранение федеративной целостности России, парафировав договор при всех противоречиях подготовленного документа, при всех сложностях нынешней ситуации. Сейчас не так много политических, экономических, культурных и других аргументов, которые бы работали на собирание России воедино. Но есть главный фактор – историческая целостность, историческая судьба и осознание того, что поодиночке из кризиса не выйти. <…>
Необходимо прояснить и такой возникающий вопрос: сколько же существует договоров – один или три? Ответ прост. Поскольку Федерация состоит из национально-государственных, административно-территориальных и национально-территориальных образований, то исходя из этого и было подготовлено три варианта. Единственное различие – это определение прав, вытекающих из начального статуса субъекта Федерации. Поэтому и подписываться будут три варианта. <…>».
 
«В традициях «русской правды» – страница 5
Подзаголовок – «О социальных аспектах проекта Конституции России»
[Валерий Коробейников, доктор философских наук, профессор заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при ВС РФ]: «Одна из примечательных особенностей проекта новой Конституции Российской Федерации – обилие статей и понятий, относящихся к социальной сфере, к положению отдельного человека, к состоянию всего общества в целом. Один из разделов проекта так и называется – «Гражданское общество». В других широко используются такие термины, как «социальное государство», «социальное рыночное хозяйство», «социальное партнерство», «социальная защита», «социальная помощь» и т. д. По сути дела проект представляет собой социально-правовой документ. <…>
Отношения между государством и обществом в целом, его отдельными частями, основными социальными институтами регулируются третьим разделом проекта, который называется «Гражданское общество». Общую идею раздела разработчики проекта в уже упоминавшейся пояснительной записке формулируют так: «Высшее призвание государства – служить интересам личности и общества». Но нельзя упускать из виду и обратную связь: общество должно заботиться о силе и авторитете своего государства. <…>».
 
«Талант и чин – вещи несовместные?» – страница 6
Подзаголовок – «Государственной службе России нужны одаренные, высокопрофессиональные чиновники»
«<…> Недавно приступило к работе Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Росглавкадры). Главку переданы восемь кадровых центров для подготовки госслужащих (в том числе Сибирский в Новосибирске, Поволжский в Саратове, Уральский в Екатеринбурге, Северокавказский в Ростове-на-Дону и др.); предельная численность аппарата самого главка определена в 85 человек. Основные направления работы Росглавкадров – это анализ и совершенствование организации работы госучреждений, разработка соответствующих проектов законов и других нормативных актов, а также правил аттестации и продвижения по службе; отбор и обучение государственных служащих. <…>
В Росглавкадрах считают, что условия материального и бытового обеспечения госчиновников должны быть, как это принято во всем мире, установлены законодательно – тогда исчезнет база для незаконных привилегий, льгот, будут четкие основания для пресечения взяточничества, злоупотребления служебным положением. <…>».
 
«Нахичевань смотрит на Восток» – страница 7
«Лидер Нахичеванского меджлиса Гейдар Алиев, до конца так и не признавший Аяза Муталибова, успешно ведет самостоятельную внешнюю политику с соседями – Ираном и Турцией. Эти страны поставляют в регион продукты питания и достаточно откровенно проявляют заботу об азербайджанском форпосте в приграничье с Арменией. Нахичевани, территориально оторванной от «материкового» Азербайджана, благодаря своему лидеру и его опыту военспеца пока удается избежать участи Нагорного Карабаха... <…>
В то же время карабахский конфликт заставляет нахичеванцев искать неординарные решения. Гейдар Алиев, кстати сказать, всегда имел собственное видение и подходы к проблеме взаимоотношений с Арменией и диалог с ее государственными мужами ведет на доступном им армянском языке. Его визит в Турцию в этом контексте вносит в геополитику региона качественно новый фактор. С помощью турецких инвестиций намечается глубокий прорыв в экономику. <…>».
 
«15 миллионов безработных» – страница 7
«Более 15 миллионов рабочих и служащих окажутся безработными в республиках бывшего Советского Союза в нынешнем году. Еще 30 миллионов трудящихся в государственном секторе хозяйства могут оказаться на грани безработицы в связи с падением производства... <…> По мнению эксперта МОТ, рост безработицы будет самым негативным аспектом перехода к рыночной экономике. Он будет усугубляться еще и тем, что система выплат по безработице в бывшем СССР почти отсутствует или деньги просто не доходят до тех, кто должен их получать. <…>».