День за днем. 14 декабря 1991 года

«Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 14 декабря, суббота. – № 297 (23563). – 4 полосы.

«Итоги ашхабадской встречи вызвали вздох облегчения в стране» – страница 1
«Что греха таить: жутковатые прогнозы образования «мусульманской хартии» витали в воздухе. Как никогда реальной казалась опасность возникновения некой альтернативы СНГ, чреватой рассечением живых тканей, соединяющих людей и народы. Но вот она рассеялась – нагнетание страхов, как выяснилось, не имело под собой никакой почвы.
Итог встречи – подписание совместного заявления и подготовка проекта соглашения, согласно которому Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан готовы войти в Содружество независимых государств, объявленное в Беловежской Пуще. Но войти, как и ожидалось, на определенных условиях. Главное и основное: все субъекты бывшею Союза ССР, вступающие в СНГ, должны обладать правами его учредителей. <…>
Решено, что через неделю (ориентировочный срок – 21 декабря) не пять и не три, а все восемь республик встретятся в Алма-Ате для подписания нового соглашения о СНГ. Не зачеркивающего прежнего, белорусского, т.к. в основных положениях суть его не меняется. Но – как бы переписанного набело. Согласие Б. Ельцина на эту встречу уже получено, слово остается лишь за руководителями Украины и Беларуси.
Соглашение, вероятно, будет считаться вступившим в действие после ратификации его парламентами суверенных республик, а в Узбекистане – после проведения 29 декабря всенародных президентских выборов и референдума о независимости. Если все это состоится, мы станем свидетелями рождения принципиально нового трансгосударственного образования – евразийского Содружества независимых государств, построенного на конфедеративной основе, в чертах которого не так уж много останется от бывшего Союза. Содружества, сформированного на сугубо добровольной и равноправной основе, – и это тоже вселяет надежду. <…>».
 
«Маршал авиации Е. Шапошников: Вооруженные Силы подчиняются Верховному главнокомандующему и министру обороны» – страница 1
«Вечером 13 декабря состоялась встреча министра обороны СССР маршала авиации Е. Шапошникова с советскими журналистами. Министр изложил свою точку зрения на указы, принятые на Украине по созданию своей армии, и на события в Вооруженных Силах, происходящие в других регионах страны. <…>
Разъясняя свою позицию по поводу того, что Леонид Кравчук объявил себя главнокомандующим вооруженными силами, расположенными на Украине, Евгений Шапошников сказал:
– Президент любой республики вправе объявить себя главнокомандующим. Другой вопрос, который меня волнует, это переход под юрисдикцию той или иной республики вооруженных сил, расположенных на республиканской территории. По этому вопросу у нас с Президентом Кравчуком был длинный и обстоятельный разговор. Такой же разговор состоялся с Президентом СССР и Президентом России.
Мы условились с Леонидом Кравчуком не делать опрометчивых шагов. Если Украине нужны свои вооруженные силы, этот процесс надо очеловечить, сделать цивилизованным. Разработать определенные этапы, сроки, механизм. С такой целью сегодня в Киев вылетела группа генералов и офицеров Генерального штаба под руководством моего заместителя генерал-полковника Бориса Пьянкова. Они будут вести с руководством Украины переговоры по этому вопросу.
Министр рассказал о событиях, которые произошли в Республике Молдова в районе Дубоссар. Сейчас обстановка стабилизируется. Из Кишинева туда вылетели представители прокуратуры, следственной группы.
– Я заявил при заступлении на пост министра обороны, – сказал Е. Шапошников, – повторяю это и сейчас: Вооруженные Силы не должны вмешиваться во внутренние конфликты – это задача Министерства внутренних дел. У нас сегодня масса президентов, и каждый из них, борясь за власть, пытается командовать Вооруженными Силами, что недопустимо.
У нас есть Верховный Главнокомандующий, есть Госсовет – будут их указания, мы станем поступать в соответствии с этими указаниями, заявил министр. <…>
Отвечая на вопрос корреспондента «Известий» – как должен поступать командир части, офицер, к которому приходят представители местной власти и требуют предоставить секретную информацию, пытаются приватизировать оружие и боевую технику, министр сказал:
– Таких визитов не надо бояться. Контакты с местными властями никому не мешают, но никто ничего им передавать не собирается. Другое дело, что в республиках Закавказья, особенно в Грузии, отмечено большое количество нападений на наши машины и людей. Есть случаи издевательства над ними.
Я отдал распоряжение командующему ЗакВО, чтобы такие передвижения сопровождались усиленной охраной и бронетехникой. Думаю, это отрезвит хулиганов, а переговоры с руководством республик мы будем продолжать. <…>».
 
«Снова кровь в Дубоссарах» – страница 1
«В результате вооруженного столкновения у дубоссарского моста между силами молдавского ОМОН и приднестровских гвардейцев погибли три полицейских и два гвардейца, 19 человек ранены, двое находятся в реанимации.
Вот уточненная работниками МВД – участниками событий – картина происходившего утром в пятницу.
С вечера в Дубоссарах вокруг подчиняющегося МВД Молдовы райотдела полиции нагнеталось напряжение – продолжалась блокада его здания горожанами, требующими переподчинения полиции властям Приднестровья. По просьбе полицейских им на помощь из Кишинева вышли автобусы со спецподразделением МВД. На мосту через Днестр они без выстрела разоружили пост приднестровских гвардейцев и уже на подъезде к городу, у поста ГАИ, были встречены автоматными очередями. Полиция открыла ответный огонь. Впрочем, дубоссарская сторона утверждает, что первыми стали стрелять полицейские.
В течение дня в Дубоссарах обстановка была критической. Толпы возбужденных горожан не покидали центральную площадь. Попытки приехавших сюда членов президиума парламента Молдовы успокоить людей успеха не возымели. Не получились и переговоры на высоком уровне. Премьер-министр Молдовы В. Муравский, доехав до окрестности Дубоссар, не смог встретиться с президентом не признаваемой Молдовой Приднестровской республики И. Смирновым – последний, как утверждает молдавская сторона, отказался от встречи.
Тем временем в Тирасполе, Рыбнице, Григориополе прошли митинги, на которых звучали призывы к населению встать на защиту Приднестровской республики. Как сообщили из Бендер, вооруженные гвардейцы с утра взяли под охрану мосты через Днестр, здание исполкома. На предприятиях создавались рабочие отряды самообороны. Активизировался женский забастовочный комитет. Командование 14-й армии призывают помочь городу защититься от якобы ожидаемого со стороны Кишинева вторжения. <…>».
 
«Заводы встали – нет энергии» – страница 2
«В четверг и пятницу в Иркутске не работали. Горисполком объявил эти дни выходными. А вот суббота и воскресенье, наоборот, стали рабочими.
Такой странный график город вынужден ввести из-за того, что в области катастрофически не хватает электрической энергии. Дефицит ее в эти дни достигает 15–20 процентов от потребности. Мощности местных станций давно исчерпаны, имеющиеся энергоблоки и котлы лихорадят аварии, все меньше энергии поступает в область и от соседних энергосистем с Запада и Востока.
Примененное прошлой зимой так называемое веерное отключение предприятий, городов и районов от источников энергоснабжения нынче стало повседневным и все более затяжным. Поселки, заводы, золотодобывающие рудники, жилые массивы на несколько часов каждые сутки погружаются во тьму. Утром и ранним вечером невозможно вскипятить чай, не работает телевидение.
Все острее становится недовольство позицией МПС. Железная дорога интенсивными грузовыми перевозками, в основном транзитными, поглощает более четверти всей энергии и не желает поступиться ни единым киловатт-часом. На днях в Чите кто-то попытался перекрыть Транссибирскую магистраль бульдозером.
Обстановка в области в любой момент может выйти из-под контроля».
 
«Помог японцу – отвечай» – страница 2
«Чрезвычайный по дипломатическим канонам документ приняли на сессии депутаты Курильского района, занимающего срединное положение на островах гряды.
Они официально сняли с себя ответственность «за пребывание японских граждан на территории острова Итуруп, их безопасность, передвижение, размещение».
Решение депутатов сформулировано в категорическом тоне. Советским предприятиям и организациям, финансируемым из районного бюджета, запрещены любые проявления гостеприимства. Аэропорту и морпорту рекомендовано воздержаться от обслуживания японцев. Правда, допускается исключение: гражданам Японии, ранее проживавшим на Курильских островах, Итуруп не противопоказан. Предусмотрено и условие отмены грозных предписаний: Президент и Верховный Совет России должны подтвердить в специальных заявлениях «приверженность политике о неизменности статуса южных Курильских островов, в том числе Малой Курильской гряды».
 
«Женщинам сегодня тяжелее всех» – страница 2
Подзаголовок – «Устав ждать помощи от государства, они объединяются, чтобы спасти себя и детей»
«<…> …Комитет советских женщин (именуемый отныне просто Комитетом женщин) провел заседание президиума, который рассмотрел два важных вопроса. Первый – в ряды комитета вступили четыре независимые общественные женские организации. Это Федерация писательниц СП СССР (бывшего), ассоциации «Семья и здоровье», женщин-сотрудников МВД, женщин с высшим образованием.
Второй – утверждены четыре программы, сконцентрировавшие наиболее острые и наименее решаемые вопросы: «Земля наш общий дом», «Милосердие и здоровье», «Демократия для всех», «За выживание».<…>
Безусловно, не может КЖ подменять ни систему здравоохранения, ни государственной опеки. Но может и намерен не только проводить целенаправленные благотворительные акции, оказывая прямую материальную поддержку детям и матерям особо остро в этом нуждающимся. Используя право законодательной инициативы, Комитет собирается внести в парламент ряд законопроектов – о социальном равенстве, о правах ребенка, об охране материнства, отцовства и детства.
В меру своих сил и возможностей намерен Комитет бороться и за наиболее полное осуществление своей программы «За выживание», суть которой – найти формы и методы экономической поддержки женщин на период перехода к рынку.
Сегодня из двух миллионов безработных женщины составляют один миллион сто десять тысяч. В Москве и других крупных городах процент безработных женщин составляет более восьмидесяти. <…>
С одной стороны, КЖ намерен всемерно содействовать предпринимательству, организовывая школы бизнеса и курсы на базе европейских методик (кстати, это уже делается), обучения и переобучения по унифицированным программам, соответствующим международным стандартам и сертификатам. <…>
С другой стороны, Комитет совместно с государственными службами трудоустройства продолжит практику проведения ярмарок профессий для безработных женщин. <…>».
 
«Молодые берут власть» – страница 2
«По решению президиума Нижегородского областного Совета глава областной администрации Б. Немцов отныне будет называться губернатором.
В свою очередь новый губернатор недавно сделал несколько назначений на посты директоров департаментов – новых органов управления вместо распущенного облисполкома и его служб. Так, директором департамента сельского хозяйства и природопользования стал В. Фадеев. Это молодой специалист, который после окончания сельскохозяйственного института два с лишним года был агрономом в совхозе «Запрудновский», но, по его словам, «не сработался с системой», ушел в фермеры.
Департамент образования и науки возглавил бывший директор Ильинской средней школы Городецкого района Н. Бармин, 1963 года рождения. Директором департамента здравоохранения и социального обеспечения назначен 32-летний Л. Карцевский, который до этого работал главным врачом Балахнинской центральной районной больницы.
На предстоящей сессии областного Совета будет утверждена временная схема администрации области, которая предусматривает также департаменты экономики и прогнозирования, контроля и государственных инспекций и другие».
 
«Блок НАТО озабочен советским ядерным потенциалом» – страница 3
«Регулярная встреча министров обороны стран НАТО, прошедшая на истекшей неделе в Брюсселе, почти, как встарь, была омрачена «советским вопросом». Растущее беспокойство в натовских кругах на этот раз вызывает само развитие событий в бывшем Советском Союзе, которое едва ли не каждая серьезная газета называет «потенциально опасным».
Анализ прозвучавших в Брюсселе заявлений и комментариев прессы позволяет выделить три группы проблем, вызывающих наибольшие опасения военных руководителей НАТО. Прежде всего речь по-прежнему идет о том, кто же осуществляет контроль над советскими ядерными стратегическими силами. Очевидно, успокоительные заявления, прозвучавшие в эти дни в Москве, Киеве и Минске, сочтены на Западе недостаточными, тем более что наряду с заверениями нового Содружества о едином контроле над ядерным оружием фигурируют и факты противоположного свойства. Часть западной печати взбудоражена заявлением министра по делам обороны Беларуси П. Чауса о том, что-де ядерное оружие, размещенное в республике, «не следует спешить отдавать кому-то другому». <…>
Пока же сохраняется неопределенность, пусть даже кажущаяся, НАТО предпочитает сохранение такого порядка, который бы обеспечивал «строгий центральный контроль и надежный политический контроль» над ракетно-ядерным оружием в нашей стране.
Вторая группа проблем, вызвавшая, опять-таки несмотря на заверения Содружества, беспокойство военных кругов Запада, – это будущее договора о сокращении вооруженных сил в Европе. Этот договор был, как известно, подписан Советским Союзом в качестве целостного государства. Предусмотренные договором ограничения вооруженных сил и географические границы размещения военной техники касаются Союза в целом. Но будут ли эти условия соблюдать отдельные республики? Здесь у наших западных партнеров уверенности нет. Госсекретарь США Дж. Бейкер предупреждает даже об опасности «внутренней гонки вооружений между бывшими советскими республиками, которая представляет собой потенциальную серьезную угрозу европейской безопасности».
Наконец, НАТО испытывает известное беспокойство за судьбы собственных планов сокращения военных расходов. Эти планы не так уж маловажны и сами по себе, и ввиду экономических и финансовых трудностей в ведущих западных странах. США уже объявили о сокращении своих вооруженных сил на 25 процентов и подумывают над дальнейшими более радикальными мерами в этой области. Если такая программа будет одобрена, американская армия уменьшится на треть – на 700 тысяч солдат. НАТО в целом намечает к 1995 году сократить свои силы в Центральной Европе почти наполовину.
<…>».
 
«Шереметьево: старт свободной экономической зоны» – страница 4
«По решению московских городской и областной властей, в районе аэропорта Шереметьево создается свободная экономическая зона. Ее хозяином станет корпорация развития зоны, один из учредителей которой – Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУ МВС) гражданской авиации. По просьбе «Известий» новость комментирует генеральный директор ЦУ МВС Владимир Потапов.
– Территория, на которой располагается главная международная авиагавань страны, как нельзя лучше подходит для свободной экономической зоны. Прежде всего, это узел едва ли не всех транспортных систем. Помимо собственно аэропорта, здесь есть автомобильная и железная дороги Москва-Санкт-Петербург. С другой стороны, территорию омывает канал имени Москвы. Важно и то, что эта часть ближнего Подмосковья сравнительно мало заселена. И, значит, здесь не будет особых проблем с переселением жителей, выводом непрофильных предприятий. К тому же Москва географически очень удобно расположена на транспортных путях, связывающих между собой Европу, Дальний Восток и Юго-Восточную Азию.
В планах учредителей корпорации – строительство современных складов-терминалов, своего рода перевалочных пунктов. Возведение центров, где бизнесмены получат не только хорошие условия для жизни, но и всю необходимую деловую инфраструктуру. Другое направление – создание предприятий высокой технологии по выпуску электроники, систем космической связи. А поскольку отечественная авиатехника пока отстает по уровню комфорта от зарубежных образцов, в зоне появятся предприятия, производящие удобные кресла, современные бортовые кухни, другое бытовое авиаоборудование. И, наконец, гражданские авиаторы расширят свою сегодняшнюю, пока скромную, деятельность по поставке на зарубежные линии Аэрофлота качественного бортового питания и комплектов одноразовой посуды. <…>».
 
«Кто руководит московской милицией» – страница 4
«В последнее время Москва полнится слухами о предстоящем смещении с должности начальника столичной милиции Аркадия Мурашева.
Поводом послужило заявление правительства Москвы о том, что выдвиженец городского мэра Г. Попова и министра внутренних дел России А. Дунаева не справляется с возложенными на него обязанностями. В вину А. Мурашеву, в частности, поставлена лояльность по отношению к несанкционированным митингам и нерасторопность по мобилизации милицейских сил на выполнение отдельных решений правительства города.
Сам А. Мурашев вины за собой не чувствует, Г. Попов мнения по этому поводу пока не высказывает. Говорим с министром внутренних дел России Андреем Дунаевым.
– Андрей Федорович, по Москве ходят слухи о том, что начальник столичного ГУВД А. Мурашев провинился перед городским правительством и его хотят снимать с должности...
– Действительно, конфликт у них был, но я пока не вижу оснований в него вмешиваться. Думаю, сами в конце концов разберутся.
А первые месяцы работы А. Мурашева меня вполне удовлетворяют. Мне кажется, он сумел мобилизовать московскую милицию на главное – охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Меньше стало отвлекаться сил на разные парадные мероприятия, да и «затыкать городские дыры», как это было принято раньше по первому звонку городских руководителей, он тоже не горит особым желанием. Видимо, в этом причина конфликта А. Мурашева с правительством Москвы. <…>».
 
 
    

«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1991. – 14 декабря, суббота. – № 161. – 8 полос.

«Казахстан и среднеазиатские республики готовы присоединиться к договору «трех», но при определенных условиях» – страница 1
«13 декабря в Ашхабаде завершилась консультативная встреча президентов Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, где обсуждалась ситуация, возникшая после подписания Украиной, Россией и Белоруссией соглашения о создании Содружества независимых государств. Итогом встречи стало совместное заявление, в котором стороны зафиксировали свое позитивное отношение к минской инициативе. Однако, как сказано в заявлении, само соглашение явилось для участников ашхабадской встречи полной неожиданностью.
Участники встречи согласились, что процесс интеграции субъектов бывшего СССР на основе решений 5-го съезда народных депутатов страны зашел в тупик. Они констатировали, что недальновидная политика Центра привела к полному политическому и экономическому кризису, развалу производства, катастрофическому падению жизненного уровня народа. Новое Содружество стало необходимостью, но оно возможно только на основе консолидации усилий всех независимых государств при равноправном участии всех членов бывшего Союза. При этом все государства должны являться соучредителями и указываться в соглашении как «высокие договаривающиеся стороны». В документах же следует учесть особенности среднеазиатского региона, каковые в минском соглашении не были приняты во внимание. Содружество не может быть образовано по этническим, конфессиональным или любым другим признакам, нарушающим права человека и народов. По мнению участников встречи, необходимо также подтвердить заключенный ранее экономический договор, завершив работу над ним. Только исходя из всего этого, стороны готовы стать равноправными учредителями Содружества независимых государств. <…>
Говоря о Ново-Огаревском процессе и попытках создания ССГ, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заметил, что в их провале никак не повинны азиатские республики. <…>
Говоря о значения среднеазиатских республик в Содружестве независимых государств, президент Узбекистана Ислам Каримов заметил, что избежать вторичности их роли можно только одним путем: превратив Среднюю Азию в высокоразвитый, с собственной перерабатывающей промышленностью регион. <…>».
 
«Политики, похоже, смирились» – страница 1,2
«Единственным почти бесспорным результатом вступления в силу договора о Содружестве, после ратификации его российским парламентом, станет уход Михаила Горбачева. Уходит с отечественной политической сцены великий политик, избавивший страну от кошмара коммунизма и ввергнувший ее в хаос перехода к нормальной человеческой жизни. Уходит, сопровождаемый проклятиями, несущимися и слева – от бывших товарищей по партии, и справа – от демократов, а также от товарищей, демократами ставших и потому ненавидящих его вдвойне.
На смену идет то ли неведомый диктатор, то ли известный свердловский философ в качестве «главного координатора» нового Содружества.
В последней беседе с президентом России Михаил Горбачев сменил якобы гнев на милость и уже не столь раздраженно воспринял идею содружества. По словам Бориса Ельцина, между двумя президентами достигнута договоренность о ликвидации на российской территории остатков союзных структур в течение января. Возможно, впрочем, Михаил Сергеевич просто смирился с неизбежностью, хотя изредка обида и проскакивает в его речах. «Борьба только начинается», – было сказано президентом меньше недели назад. Она уже проиграна. Последнее поле боя – ВС СССР и съезд народных депутатов – было оставлено противникам: «драться» стало не с кем. <…>».
 
«СНГ каждый понимает по-своему» – страница 1
«<…> Для России – и многие ее политики – от Собчака до Травкина и Бабурина говорят об этом в полный голос – СНГ стало неизбежным компромиссом в стремлении сохранить теряемое единство, а то и «передышкой» перед новой попыткой обустроить федеративное государство. Украина же, судя по всему, ищет в Содружестве гарантии своей независимости, безопасности восточных границ, невозникновения территориальных споров и относительной экономической стабильности, которая гарантировала бы постепенную интеграцию в Европу, а значит, будущую переориентацию рынка. <…>
Что же касается республик Средней Азии и Казахстана, то они не случайно ратовали за сохранение хотя бы представительского Центра, способного уберечь их от радикализации политических процессов, возможных межнациональных распрей и способствовать консервации существующих систем правления.
Теперь того же они будут требовать от совершенно неподготовленного к такой роли Содружества. К тому же в наследство от добитого Центра содружественным странам уже достаются неурегулированные союзные проблемы. Что, скажите, делать с заявлениями о готовности присоединиться к СНГ, поступившими от президента Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова и председателя Нагорно-Карабахской Республики Леонарда Петросяна, когда и Молдова явно стремится участвовать в Содружестве, и Азербайджан спугнуть не хочется? Еще не утвердившись, СНГ оказывается перед перспективой превратиться в еще большее «зазеркалье», чем то, которым был необновленный Союз: в нем стремятся участвовать все, но каждый видит его по-своему, даже и не пытаясь присмотреться к видению партнера. <…>».
 
«Внутренние войска уходят досрочно?» – страница 1
«Как сообщили из Главного управления командующего внутренними войсками МВД СССР, группа офицеров управления под началом заместителя командующего генерал-лейтенанта Вячеслава Пономарева срочно вылетела в Степанакерт.
Цель – решение вопроса о выводе подразделений ВВ из Нагорного Карабаха. Как известно, до сего дня планировалось начать вывод ВВ из этого региона в конце декабря–начале января. Теперь же, по всей вероятности, это произойдет в ближайшие дни».
 
«С кого спросят за Чернобыль?» – страница 1
«Президент Международного союза «Чернобыль» народный депутат Украины Владимир Шовкотный в интервью «Интерфаксу» заявил, что постоянной комиссией Верховного Совета Украины по чернобыльской катастрофе собран достаточный материал для возбуждения уголовных дел против должностных лиц и руководителей бывшего Союза, в том числе и президента Михаила Горбачева. Ранее на этой неделе украинский парламент принял постановление, которое предполагает передачу российской прокуратуре всех собранных парламентской комиссией материалов по фактам преступной халатности и замалчивания последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году».
 
«МИД России работает на два фронта» – страница 1
«В МИД России в настоящее время есть два приоритетных направления деятельности, заявил ответственный сотрудник МИД РСФСР в беседе с корреспондентом «Интерфакса». Он пояснил, что на ведомство, во-первых, возложена задача «поддержать контакты с республиками бывшего Союза». В нынешних условиях это направление выражается прежде всего в разъяснении сущности брестских соглашений, подписанных руководителями Беларуси, России и Украины. Во-вторых, аналогичную цель преследует российское внешнеполитическое ведомство и на международной арене. В частности, идет подготовка к визиту государственного секретаря США Дж. Бейкера в Москву. <…>».
 
«Михаил Горбачев: «Я не знаю счастливых реформаторов» – страница 1, 5
Подзаголовок – «11 декабря Президент СССР дал интервью главному редактору «НГ» Виталию Третьякову»
«<…> …Я убежденный сторонник такого подхода, что Союзный договор как база для реформирования нашего унитарного многонационального государства просто необходим. И с точки зрения решения неотложных задач я думаю, что без согласования между республиками реформа не пройдет. Согласование нам необходимо, потому что мы так сложились и деваться нам уже некуда. Сейчас делиться, размышлять, хорошо ли это получилось или нет, просто нет возможности. А согласование при большой степени свободы, какой, например, является расхождение по национальным квартирам и создание национальных государств даже в виде Содружества, я думаю, усложнит процесс согласования и взаимодействия. <…>
…Я и сейчас считаю, что в плане направленности, видения ближайших перспектив у нас принципиальных расхождений с Ельциным нет. В методах, способах решения этих задач – есть. Серьезное расхождение – о концепции Союза. А это теперь скажется на всем. <…>
Я не вижу себя в какой-то иной роли, тем более в роли какого-то свадебного генерала. Нет. Но если я увижу, что это отвечает моим убеждениям и не противоречит тому, что я считаю для себя важным, то я еще раз все обдумаю. Но если процесс уходит за пределы того Союзного договора, который мы разослали, то я не могу разделять ответственность за политику в другой структуре. Я не уверен, что это принесет пользу и даст нам возможность взаимодействовать, а раз не будет взаимодействия, то мы все будем обречены во всех республиках на испытания, а я не могу тогда на себя брать ответственность. Я могу ее взять, когда речь идет о реальном образовании, о реальных структурах. Нас ждут труднейшие месяцы в нашей истории. Поэтому, если мы получим образование, как на последнем Госсовете сказал вице-президент Казахстана, типа «облака в штанах», то я в эти штаны не влезаю, пусть их носят другие. <…>».
 
«Союзный парламент закатывает рукава в последний раз» – страница 2
Подзаголовок – «А Президент СССР умывает руки»
«Случившееся в четверг пленарное заседание Верховного Совета СССР было почти рекордным по продолжительности – оно длилось менее часа. <…>
Анатолий Собчак резюмировал: никакое и ничье решение о прекращении деятельности союзного парламента не освобождает его от последней обязанности. По мнению Собчака, ВС должен в любом случае, решить три вопроса: кто будет правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, кто и в каком качестве станет учредителем Содружества, какова судьба союзного законодательства? <…>
Председатель Совета Союза Константин Лубенченко, замеченный в смене настроения по поводу СНГ, сообщил парламентариям о том, что у них есть «два пути». Немедленный «одномоментный» самороспуск или попытка цивилизованно «разрешить неразрешимую для них ситуацию». Предложив депутатам пути, Лубенченко предложил и способ их реализации: собраться по комитетам и комиссиям, рассмотреть предложения Собчака, подумать и после выходных (когда, по мнению Лубенченко, уже «станет ясно, кто, когда и почему должен прекратить свое существование») собраться и обратиться ко всем Верховным Советам с документом.
Лубенченко заметил, что в любом случае ВС СССР не должен идти на конфронтацию. Это, видимо, означает, что союзные парламентарии должны сосредоточиться и изобрести наиболее достойную и напоминающую компромисс форму самоликвидации. <…>
 
«Сколько главнокомандующих будет в Содружестве» – страница 2
Подзаголовок – «Интересный вариант совместительства: Кравчук стал главнокомандующим сразу и на Украине, и в Молдове»
«Всего лишь через несколько часов после того, как российский Верховный Совет 12 декабря ратифицировал договор о СНГ, президент одного из «союзных» государств – Леонид Кравчук – объявил себя главнокомандующим войсками трех округов, расположенных на территории Украины (за исключением сил стратегического сдерживания). Впрочем, речь идет не только об Украине. Войска, расквартированные на территории независимой Молдовы, находятся в подчинении Одесского военного округа, так что Леонид Кравчук теперь по совместительству главнокомандует сразу в двух независимых государствах, из которых только одно входит в СНГ. <…>
С августа месяца Кравчук уже в третий раз объявляет себя командующим, но пока что дело не шло дальше пустых деклараций.
Но теперь обстоятельства в стране изменились, СССР юридически не существует, присяга отменена, офицерский корпус дезориентирован. На Украине может начаться быстрый и, скорее всего, необратимый распад основ существования любой армии: принципов единоначалия, управляемости, дисциплины.
Между тем в Дубоссарах, на территории Одесского военного округа, в ночь на 13 декабря начались достаточно серьезные боевые действия. Правительство Молдовы обвиняет войска 14-й армии в том, что они помогают приднестровским отрядам. Так что в самые ближайшие дни президенту Кравчуку будет предоставлена полная возможность доказать, какой он главнокомандующий, причем в боевой обстановке».
 
«Реформа нужна, чтобы остановить катастрофу» – страница 2
Подзаголовок – «Останется ли Джеффри Сакс оптимистом, если Россия не получит миллиардных кредитов»
«<…> Автор стратегии реформ в восточной Европе вместе с практиками – бывшим замом Бальцеровича Мареком Домбровским и пиночетовским министром финансов Куадро в течение нескольких дней проводил для Ельцина и Бурбулиса экспертную оценку состояния экономики страны.
По мнению Сакса, меры, предложенные правительством Гайдара, – либерализация цен, приватизация, жесткое налогообложение (и фактическое ограничение доходов граждан) для ликвидации бюджетного дефицита – должны быть предприняты безотлагательно и носить не последовательный, а одновременный – «обвальный»» – характер.
«Вы должны учесть ошибки Восточной Европы, – сказал Сакс. – Они недопустимо тянули с приватизацией». <…>
Правда, именно восточноевропейские примеры доказывают, что успех преобразований зависит не только от страны, но и от мирового сообщества: Польше и Чехословакии, как известно, предоставили под реформы существенные кредиты, а Болгария – чуть позже – не получила почти ничего... Сакс же считает необходимым еще один значительный западный кредит территориям к востоку от Бреста – 15-20 миллиардов долларов: 5-6 миллиардов – на продовольствие и лекарства, еще 5 – на организацию чего-то вроде «товарной интервенции», и еще 5 – на создание Фонда стабилизации. <…>
А вообще, по прогнозу профессора Сакса, наступающий год будет выглядеть так: после нескольких месяцев стремительного роста цен они стабилизируются на новом уровне. Будет ликвидирован дефицит – и товаров, и бюджета. Малый частный бизнес получит хороший импульс к развитию. Однако при этом во многих традиционных отраслях (особенно военных) сохранится глубокий кризис. Жизненные стандарты останутся низкими для большинства населения, но тем не менее несмотря на опережающий рост цен (по сравнению с ростом доходов), качество потребления повысится – просто из-за того, что на прилавках появится выбор...».
 
«Карачаевцы не хотят, чтобы их земля стала ареной русско-кавказской войны» – страница 3
«Началось с того, что 4 декабря Карачаево-Черкесский областной Совет народных депутатов абсолютным большинством голосов поддержал требование участников бессрочного митинга в Карачаевске о восстановлении карачаевской автономии в статусе республики в составе РСФСР. По всем прогнозам, российские власти готовы признать такое решение. <…>
Скорее инстинкт самосохранения, нежели политические амбиции побудили карачаевцев поднять голос с просьбой вернуть отнятую национальную государственность. <…>
17 ноября этого года карачаевцы вышли на бессрочный митинг с требованием восстановить автономию из пяти бывших районов: Зеленчукского, Карачаевского, Малокарачаевского, Урупского и Усть-Джегутинского. Это тоже ущемляет права карачаевцев – пятая часть народа войдет в состав соседней республики. Но большинство идет на это вполне сознательно.
Сегодня появляются разнообразные слухи о намерениях карачаевцев, получив автономию, сбежать из России в Конфедерацию горских народов Кавказа. В одной из публикаций «Независимой газеты» даже упоминалось о карачаевской депутации на сессии КГНК. Хотя на самом деле карачаевский народ не выдвигал никаких представителей в эту организацию и никого не уполномочивал делать заявления от своего имени. Подобные слухи появляются в тот самый момент, когда должны закладываться основы государственности и законодательства будущей автономной республики, закрепляющие равные гражданские права для карачаевцев и русских. Карачаевский народ не желает, чтобы его земля стала ареной русско-кавказской войны. Так же, как не ставит целью противопоставлять себя России. Более того, подавляющее большинство карачаевцев не видят свою автономию вне РСФСР. <…>».
 
«Пустят ли представителя президента Ельцина в Калмыкию?» – страница 3
Подзаголовок – «В Элисте еще сами не знают»
«Несмотря на то, что в результате встречи президента России Бориса Ельцина и председателя Верховного Совета Калмыкии Владимира Басанова осенью этого года была достигнута договоренность о том, что на территории суверенной Калмыцкой Республики не будет введено института постоянного представителя президента РСФСР, в Элисту без широкой огласки прибыла группа работников аппарата ВС РСФСР. Российские парламентарии провели встречи в парламенте и правительстве республики, где услышали разные мнения по этому поводу. Так, не совпадают и даже диаметрально противоположны позиции председателя ВС Владимира Басанова и председателя СМ Батыра Михайлова. Басанов, которого наблюдатели считают осторожным политиком, выступает против появления представителя Ельцина, на каковую должность, по неофициальной информации, претендуют некоторые члены республиканского отделения ДПР, работники аппарата ВС. Глава парламента в беседе с корреспондентом «НГ», в частности, сказал, что не видит необходимости в новом человеке из Москвы. Напротив, глава кабинета министров считает, что в отсутствие своего президента республике необходим представитель российского.
Как известно, Басанов и Михайлов спорят за политическое лидерство в Калмыкии – два тура недавней президентской кампании не привели ни к какому результату, показав, что оба претендента одной весовой категории. Выборы отложены на вторую половину 1992 года. <…>».
 

«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 14 декабря, суббота. – № 275 (321). – 4 полосы.

«У Соглашения о СНГ появилась иная редакция» – страница 1
«<…> Между тем принятые в ВС Украины оговорки к минскому Соглашению меняют содержание самого договора по весьма важным позициям. <…>
Так, стороны в статье 5 минского Соглашения «гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан в передачи информации в рамках Содружества».
В киевской «редакции» эта статья конкретизируется: стороны «гарантируют открытость границ для беспрепятственных контактов их граждан...». <…>
Ну и нельзя не обойти вниманием коренное изменение содержания статьи о вооруженных силах. Если в Минске три стороны пришли к согласию по такому принципиальном вопросу, как сохранение и поддержание общего военно-стратегического пространства под единым командованием, тем самым вселив надежду на перспективу единых для СНГ вооруженных сил, то в Киеве одна сторона, подумав еще раз у себя дома, добавила в статью 6: «Государства - члены Содружества реформируют размещенные на их территории группировки вооруженных сил бывшего Союза ССР и, создавая на их базе собственные вооруженные силы, будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности». <…>».
 
«Управились быстро» – страница 1
«<…> Да, вчера заседание Верховного Совета было на удивление коротким. Уже в полдень повестка дня были практически исчерпана. Основную ее часть вновь занимали законопроекты о налогообложении. Если конкретно, то это о налогообложении доходов от страховой деятельности, о налоге на имущество предприятий, об инвестиционном налоговом кредите и о законопроекте по дополнению статьи 18 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»... <…>
– На сегодня Верховным Советом уже принято тринадцать законов по налогообложению, – сказал в разговоре со мной председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам Александр Починок. – Осталось еще четыре, которые намечено обсудить и принять на будущей неделе. Принятие данного пакета законов позволит России делать первые шаги в цивилизованный рынок. Ведь смешно думать, что рынок – это свободные цены. Это же целая высокоорганизованная система, где свое особое место занимает и налогообложение... <…>».
 
«Удержаться на плаву» – страница 1
«Администрация Московской области принимает экстренные меры по снабжению области продовольственными и промышленными товарами первой необходимости. В частности, здесь решили образовать фонд стабилизации потребительского рынка в размере 10 процентов продукции всех предприятий, расположенных на территории области, независимо от их подчиненности и форм собственности... <…>
Предприятия, отправляющие свою продукцию в фонд стабилизации, будут иметь право на привилегии».
 
«Цены отпустили, еды нет» – страница 1
«Миллионная Пермь напоминает в эти дни осажденный город: в Прикамье полностью прекращена поставка продовольствия из всех регионов бывшего Советского Союза и РСФСР. Так, суверенная Украина отказала пермякам в сахаре, несмотря на то, что последние добросовестно выполнили свои обязательства по отгрузке украинским шахтерам крепежного леса. Краснодарская, Ростовская и Оренбургские области не отправляют мясо... <…>
А где же обещанная областным Советом компенсация за продажу продуктов питания по договорным ценам? Почему облисполком «отпустил» цены, не дожидаясь соответствующего указа Президента России? Отвечая на эти вопросы, первый заместитель председателя облисполкома на днях пояснил, что по договорным ценам в розничной торговле реализуется только продукция, произведенная колхозами и совхозами области сверх государственного заказа и заведенная из других регионов страны. Что касается компенсации, то ее, судя по всему, не будет, так как в бюджете области и республики не хватает средств... <…>».
 
«Горбачев удовлетворен результатами ашхабадской встречи» – страница 1
«Президент СССР Михаил Горбачев удовлетворен тем, что процесс обсуждения вопросов будущего страны приобретает широкий, представительный характер. О такой реакции Президента на результаты ашхабадской встречи глав республик Средней Азии и Казахстана сообщил вчера журналистам руководитель его пресс-службы Андрей Грачев».
 
«Будут ли выборы Карачаево-Черкесии?» – страница 1
«С просьбой приостановить действие постановления Президиума ВС РСФСР о порядке и сроках проведения выборов Карачаево-Черкесского республиканского депутатского корпуса обратился в высшие органы власти России Президиум Совета народных депутатов Карачаево-Черкесской ССР... <…>
Обоснованием для приостановления выборной кампании служит то, что принятые несколько месяцев назад законодательный акт о придании бывшей автономной области статуса Карачаево-Черкесской ССР в составе РСФСР и постановление о выборах не встретили единодушия».
 
«Открылся чрезвычайный съезд» – страница 1
«Чрезвычайный съезд осетинского народа открылся сегодня во Владикавказе. В центре внимания съезда – дальнейшая судьба осетинского народа, консолидация всех здоровых сил общества, стабилизация о6щественно-политической ситуации в регионе. Съезд обсудит ситуацию в Южной Осетии, где трагические события могут привести к полному истреблению народа автономной области».
 
«Скажи мне, кто твой друг...» – страница 2
«С горячим призывом не принимать Президента страны в коммунисты обратились к своим коллегам из растущих как грибы коммунистических партий члены оргкомитета вновь создающейся партии – «Союза коммунистов». Совсем еще недавно члены КПСС очень гордились своими сплоченными рядами и не менее едиными убеждениями. В условиях «подполья» стало очевидным, что и в их стане нет согласия... <…>
«Союз коммунистов» – именно так решили назвать свою будущую партию сторонники марксистской платформы в несуществующей ныне КПСС. В новой партии все как в настоящей: оргкомитет, заявления, обращения, протесты, идеологические концепции. Нет только членов. Но они в перспективе! Оргкомитет все точно рассчитал по социологическим исследованиям: весенние показатели гласят, что на марксистских позициях стоят 15– 17% членов КПСС, а линию ЦК КПСС поддерживают 40%. Вот вам и потенциальный резерв... <…>».
 
«Школа на бизнес смотрит сурово. А зря» – страница 2
« – Он – самородок, – сказал о Пишко один из его коллег, позвонив в редакцию. – То самое явление, альтернативы которому в традиции отечественной школы нет. У него тьма идей. Но он трудовик, и труд в сознании педколлектива – предмет никчемный. В одиночку ему своих идей не пробить. <…>
Учитель считает: поскольку в России взят курс на рынок, выпускать детей в мир несведущими даже в азах бизнеса – значит предать их. Людям науки пора бы создать синтезирующую программу экономического образования школьников, взяв за основу трудовое обучение в его сопряжении с иными общеобразовательными предметами. Однако это дело времени. Учить же детей экономике и бизнесу можно уже сейчас. Да беда в том, что демократизация не коснулась школы, и право на бизнес ей так и не дано... <…>».
 
«Генералам - биржи, капитанам - общаги» – страница 2
«<…> В ноябре проводилось совещание руководящего Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина о проблемах обеспечении жителей 23-тысячного гарнизона нормальными условиями для жизни и деятельности. На нем отмечалось, что план текущего года по капитальному строительству – жилья и необходимой инфраструктуры – выполнен не более чем на 30 процентов. <…>
И на том самом совещании, и повсюду в армии звучат голоса в пользу активного участия военнослужащих в предпринимательской деятельности. При Министерстве обороны создается Коммерческий центр. С его помощью МО СССР надеется самостоятельно зарабатывать средства на решение социальных программ. Основной аргумент – того требует наступающий рынок. Для Коммерческого центра определен широкий спектр деятельности, где главным является реализация военной техники, оборудования, имущества, выводимых из эксплуатации... <…>».
 
«Мы не задворки Европы, мы - ворота в Азию» – страница 3
[Никита Михалков]: «<…>... Я не то что увлечен идеями евразийства, я просто не вижу иного выхода на сегодняшний день. Россия всегда была тем балансом, тем институтом, включающим в себя и культуру, и историю, который вносил равновесие между Востоком и Западом, истинным
Востоком и истинным Западом. Россия всегда была Евразией. Нужен Союз суверенных евразийских государств, который и оставит Россию в центре, как это было, в силу того, что Россия и есть центр... <…>
– Союз суверенных государств? На чем он создан? Что их объединяет? Кроме экономических идей – ну что? Есть ли какая идея внеэкономическая? Мы говорим: отдавайте вы нам хлопок, мы вам – нефть. И это все? Где идея, вокруг которой это объединяется? В чем эта идея? В дальнейшей демократизации, приватизации? Это все разговоры! «Демократическое государство анархично, – писал еще в 1934 году Карсавин. – Совершенно не управляет страной «народ» (демос); почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего – бюрократия, единственный постоянный элемент власти». <…>».