День за днем. 31 августа 1991 года
«Российская газета» / Издание Верховного Совета РСФСР. - 1991. – 31 августа, суббота. – № 181 (227). – 4 полосы.
«<…> Ситуация в стране за дни после разгрома путча коренным образом изменилась. Основные рычаги власти выпадают из рук тех сил, которые десятилетиями управляли страной. Рушатся незыблемые ранее структуры партийного аппарата, КГБ и те органы государства, которые проводили в жизнь их волю. Происходит, образно говоря, обвал союзного центра, обвал той мощной бюрократической системы, которая шесть лет стояла на пути преобразований. Все это время демократические силы страны, в том числе парламент и правительство России, настаивали на радикальных реформах центра. Вместо того, чтобы их проводить, союзная бюрократия использовала все возможности для укрепления своих позиций. Они всячески блокировали прогрессивные преобразования в республиках, и прежде всего в России. <…>
Всех волнует судьба Союза, высказывается тревога о его будущем. Действительно, переворот нанес мощный удар по стране, сорвал подписание Союзного договора, усилил центробежные тенденции. Ситуация действительно сложная, но далеко не безнадежная. Постоянно встречаясь в эти дни с руководителями республик, разговаривая с ними по телефону, еще раз убеждаешься, что идея Союза себя не исчерпала, стремление создать новый, действительно свободный, действительно добровольный союз суверенных и, подчеркиваю, равноправных государств по-прежнему сильна.
<…>
В Союз будут объединяться полноценные государства, а не призраки. Только тогда они получат возможность действительно делегировать в Союз ряд своих функций. Республики сами создадут новый центр, органы управления по важнейшим направлениям, координации экономической реформы, вооруженные силы, ядерный потенциал и другие. Они четко определят, какие органы власти необходимы на союзном уровне, очертят сферы их компетенции и структуры. <…>
Поражение реакции поставило вопрос: не будут ли злоупотреблять победой демократические силы? Твердо заверяю, партийно–бюрократическая диктатура не сменится диктатурой демократов, тем более российских демократов. Мы намерены и дальше всячески способствовать развитию демократического процесса и формирования правового государства.<…>
Я считаю, что в демократическом правовом государстве недопустимо, чтобы та или иная партия стояла над государством, а тем более имела возможность готовить и осуществлять перевороты в то же время хочу заявить, что являюсь противником какого-либо ущемления прав рядовых коммунистов, мести в адрес людей, работавших в аппарате.<…>
В дни переворота снова остро поставили вопрос о перспективах вооруженных сил страны. Россия и другие республики убедились в необходимости создания республиканских формирований по типу национальной гвардии.<…>
Наш общий долг – сохранить стабильность и спокойствие в стране, не допустить гражданского противоборства. Путч взбудоражил население, обострил многие противоречия, вызвал всплеск эмоций. Нельзя допустить, чтобы они овладели обществом, породили волну жестокости и мести. Расследование всех обстоятельств мятежа должны проводить соответствующие органы прокуратуры, заниматься этим – суд.<…>
Переворот выбил всех нас из нормальной колеи, отвлек от сложнейших проблем страны и России. Мы защитили демократию, дали отпор диктатуре, теперь главное – как можно скорее восстановить нормальный трудовой ритм, то есть должна быть прекращена эйфория победы.<…>».
«Хочешь погубить дело – создай комиссию» – страница 1, 2
Подзаголовок – «Сессии Верховного Совета СССР»
«Мы увидели вновь в неизменном виде тот самый Верховный Совет, какой был два года назад. Но тогда-то хоть были ссылки на отсутствие парламентского опыта, надежды на будущее. А сейчас... <…>
Так что, выходит, «подпольный обком действует»? А пора бы, наверное, и угомониться. Ведь вчера поздно вечером, на третьем за день заседании, чрезвычайная сессия приостановила деятельность КПСС на всей территории СССР и поручила Прокуратуре Союза провести расследование данных об участии руководящих органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и передать материалы дела в Верховный суд страны. <…>
Правда, некоторым благородным делом решили заняться и участники чрезвычайной сессии. Так сказать, «и мы пахали». Для начала, как водится, приступили к созданию комиссии. Естественно, следственной. И само собой, под юрисдикцией Союза ССР, то есть Верховного Совета. И тут обнаружилось, что правовых-то основ у союзных парламентариев для этого не было и нет.<…>.
Пять дней Верховный Совет ССР по сути занимал глухую оборону, заботясь не столько о сохранении нравственного реноме, сколько о собственном выживании.<…>
Видели бы вы, с каким яростным ожесточением Леонид Шарин, бывший председатель теперь уже расформированного Комитета по обороне и государственной безопасности, с подачи которого ВС принял реакционнейший закон об органах ГБ, человек, смертельно отстаивавший интересы военно-промышленного комплекса, пытался воспрепятствовать включению в постановление строки; «Расформировать Комитет по обороне и государственной безопасности».<…>
Слава Богу, как ни странно, у парламента хватило смелости принять эту строку. Тем самым ВС сделал еще один шаг а подготовке к чрезвычайному Съезду народных депутатов СССР, одобрив постановление «О перечне первоочередных мер и законодательных актов, которые бы исключили возможность повторения событий, подобных тем, что имели место 18—21 августа 1991 года».<…>
Вывод ясен: в своем нынешнем составе ВС не имеет права на существование. Не хотим бросать тень на достойных, честных, политически и профессионально грамотных его членов. Есть среди них и те, кто был на баррикадах или в Белом доме в те драматические августовские дни. <…>».
«Е. Силаев: нельзя пробиться в одиночку» – страница 1
«Вместо величественного и как бы могущественного союзного Кабинета министров сегодня мы имеем лишь символ разваливающегося Союза – комитет четырех, или, как его еще называют, «комитет спасения». Срок его существования ограничен жесткими рамками действительности, требующей немедленных мер к созданию нового экономического союза республик на основе единого экономического пространства. <…>
Между тем комитет четырех начал проводить серию консультаций с руководителями экономических ведомств республик, промышленниками, в том числе военно-промышленного комплекса. <…>
А добивался он вполне определенного отношения к предложенной программе стабилизации в экономике и создания благоприятных условий для проведения реформ. По всей видимости, она должна быть построена на координации действий всех республик по введению свободных цен, коммерциализации хозяйственных связей, сокращению дефицита республиканских бюджетов, ограничению кредитной эмиссии на территории государств, приватизации. Подчеркиваем: в соответствии с согласованными принципами. <…>
Прерывая совещание для того, чтобы делегации могли обдумать предложенный документ, Иван Силаев еще раз напомнил, что основу будущего сообщества может составить только экономика, которая должна наконец стать выше политики. Соглашение или заявление о принципах экономического сосуществования должно быть готово к понедельнику и предложено Съезду народных депутатов СССР в качестве основы Союзного договора. <…>».
«Россия – Украина: недоразумения устранены» – страница 1
«Недавнее заявление пресс-секретаря Президента России П. Вощанова вызвало неоднозначную реакцию в некоторых союзных республиках, а том числа и на Украине. Не располагая полной информацией о намерениях и позиции лидеров России, некоторые общественные деятели республики поспешили выступить с произвольной интерпретацией заявления, обвиняя Россию чуть ли не в имперских замашках. Дабы все поставить на свои места, в республики выехала делегация парламентариев во главе с вице-президентом России А. Руцким. <…>».
«Подписано коммюнике» – страница 1
«Вчера в Алма-Ате состоялась рабочая встреча государственных делегаций Казахской ССР и РСФСР, вызванная сложившейся политической ситуацией в стране и необходимостью укрепления суверенных прав республик. В ходе встречи было выработано коммюнике. Его подписали Президент Казахстана Н. Назарбаев и вице-президент РСФСР А. Руцкой.
Обе стороны подтвердили свою приверженность договору между Казахской ССР и РСФСР от 21 ноября 1990 года, ратифицированному парламентами обеих республик. Подтверждены также «взаимные обязательства по вопросам прав граждан и территориальной целостности двух суверенных республик.
Делегации договорились не допустить неконтролируемого развала союзного государства. Поэтому на переходный период для поддержания систем жизнеобеспечения населения и функционирования экономики делегации посчитали целесообразным создать временные межгосударственные структуры управления с участием республик. Подтверждено предложение безотлагательно начать подготовку экономического соглашения.».
«Свободных мест нет» – страница 2
«Бригада спецназа КГБ СССР, которая во время путча выполняла простую задачу – охрану Кремля, передана в состав Советской Армии. И тут же, как говорится, не отходя от кассы, Генеральный штаб Вооруженных Сил приступил к ее расформированию. Срок, отведенный начальством на эту акцию, был определен невероятно жесткий – десять дней. <…>
В дни переворота солдаты бригады спецназа прибыли на Манежную площадь невооруженными. Операцию «по очищению» площади от демонстрантов провели без всякого насилия, хотя каких только эпитетов в свой адрес не услышали – кое-кто не раз пытался ввязаться с солдатами в драку, в них бросали различными предметами, плевали... <…>
Официальная причина «разгона» бригады – в войсках Минобороны «мест нет». Некоторые офицеры полагают, что это всего лишь чиновничьи игры – делается все, чтобы бригада не досталась России, а именно этого добиваются военнослужащие. <…>».
«Они слишком долго выжидали» – страница 2
«Такой вывод можно сделать из интервью секретаря ЦК КПСС Петра Лучинского, которое он дал политическому обозревателю «Российской газеты» Игорю Королькову.
– Петр Кириллович, КПСС распущена. Вы, секретарь ЦК, практически безработный. Если говорить без обиняков, это банкротство.
– Произошло то, что и должно было произойти. В последнее время в партии образовалось очень сильное противостояние прогрессивной ее части и консервативной, ортодоксальной. Вспомним хотя бы апрельский пленум ЦК, на котором консерваторы хотели сместить Горбачева с поста Генерального секретаря. Было очевидно, что сохранить партию единой не удастся. <…>
– Критический день–20-е число. Может быть, в этот день можно было принять хоть какой-то документ? Ну, нельзя собрать весь секретариат, но те члены, которые были, они могли сделать решительное заявление, осуждающее хунту, и передать его в средства массовой информации?
– Это наша ошибка. Но надо понимать нашу дурную структуру. Есть какой-то синдром, и вот в чем он выражается. Я готов был сделать такое заявление, знаю, что Семенова была готова, Дзасохов согласился с нами...
– ...осудить хунту?
– Отмежеваться.
– Только отмежеваться? А почему не осудить?
– У нас так заведено: если ты вылезешь один – вроде как закладываешь всех остальных. Не хватило нам мужества сказать: кто хочет – подписывайтесь. Это был самый верный путь. Но этот момент в разговоры пошел. Мы оставили его до утра. Утром 21-го Ивашко пришел, и мы определились. <…>
– Какие шаги вы намерены сейчас предпринять?
– ЦК должен самораспуститься. А программа партии должна стать основой, вокруг которой следует вести разговор о какой-то новой партии левого толка. Надо дать людям возможность цивилизовано завершить этот этап размежевания. <…>».
«Постановления Верховного Совета СССР» – страница 2
Подзаголовок – «О вопросах, предлагаемых для включения в повестку дня внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР»
«Верховный Совет СССР постановляет: рекомендовать для внесения на рассмотрение внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР следующие вопросы:
1. О политической ситуации в стране и неотложных мерах по преодолению последствий государственного переворота (доклад Президента СССР М.С. Горбачева).
2. О Председателе Верховного Совета СССР.
3. О вице-президенте СССР.
4. О декларации прав и свобод человека.
5. Об обращениях Литовской республики, Латвийской республики и Эстонской республики о признании их Деклараций о независимости.
6. Об обновлении состава Верховного Совета СССР.
7. О внесении изменений в Конституцию СССР и другие законодательные акты Союза ССР.
8. О Генеральном прокуроре СССР.
9. О председателе мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР».
Подзаголовок – «О недоверии кабинету министров СССР»
«Рассмотрев Указ Президента СССР от 24 августа 1991 года «О Кабинете министров СССР», в котором поставлен вопрос о доверии Кабинету министров СССР, в соответствии со статьей 130 Конституции СССР Верховный Совет СССР постановляет:
1. Выразить недоверие Кабинету министров СССР.
2. Впредь до образования нового состава Кабинета министров СССР для организации совместно с республиками оперативного управления народным хозяйством страны создать Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР во главе с тов. Силаевым И.С.».
«Единственная привилегия путчистов – усиленная охрана» – страница 3
«Как содержатся и как ведут себя главари мы попросили рассказать Генерального прокурора РСФСР Валентина Степанкова.
– На вчерашний день задержано 13 человек. Содержатся они в условиях тюремного режима без каких-либо исключений, вместе с другими задержанными. Это те, кто проходит по уголовным делам, расследуемым Прокуратурой Союза, МВД СССР. На момент формирования в одиночке находился Павлов и бывший руководитель аппарата Президента Болдин, у Язова один сокамерник, у Крючкова – двое, у Грушко – трое. Подъем в шесть, отбой в десять. У всех часовая прогулка. Единственная привилегия – усиленная охрана.
– Передачи им разрешены?
– Только вещевые посылки. Павлов попросил куртку, спортивную шапочку для прогулок, поскольку пошли дожди. Тот же набор получил Бакланов.
– Имеют ли они информацию, что происходит в стране?
– Они слушают первую программу Всесоюзного радио, имеют возможность читать те газеты, что получает следственный изолятор.
– Нет ли жалоб на здоровье?
– Три дня назад я посетил всех, лично беседовал с каждым. Небольшие жалобы на состояние здоровья были. У Язова – несильное обострение полиартрита, распух сустав, у Янаева – обострение хронической экземы. На боли в сердце, повышенное давление жаловался Тизяков. Других жалоб на здоровье нет. На следующий день врачи-специалисты у них были, сделано все необходимое.
– Как чисто по-человечески они себя ведут?
– За 16 лет работы в прокуратуре мне много доводилось заниматься малоприятным делом – арестами. При аресте достойно вел себя один Язов. Он встретил это событие по-военному – взял под козырек и спросил, куда пройти. Остальные ведут себя заурядно, как, наверное, ведут себя люди, оказавшиеся в подобном положении. Конечно, сказался и спуск с заоблачной высоты на тюремную скамью. <…>».
«Бегут из плохого дома. Оберегают – родной» – страница 3
«Так считает Равик Михайлович Смирнов, народный депутат РСФСР заместитель председателя постоянной комиссии по развитию культуры, языка, национальных традиций и охраны исторического наследия при Совете Национальностей ВС РСФСР.
– Равик Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в стране и в России, сложившуюся в результате попытки военного переворота?
– Это драматическая, а может, даже и трагическая ситуация. Мне как русскому человеку стыдно. Ведь среди путчистов много и русских людей. Никакие цели, пусть даже самые высокие (хотя в данном случае о «высоте» говорить не приходится), не могут быть достигнуты, если в основе лежит ложь. Это закон бытия.
Главное, чего не учли путчисты – народ не обмануть. Народу сразу стало ясно – они лгут. Нагло и цинично. Во всем! Я был эти три дня в Белом доме. Я ездил и разговаривал с солдатами. Они не могли смотреть в глаза, смотрели в землю. <…>
Наша комиссия занимается вопросами духовного просвещения. Только путем духовного просвещения можно добиться того, чтобы была исключена возможность появления таких людей, как эта «восьмерка». Помимо того, что они преступники, они, я повторяю, прежде всего, духовно и нравственно оскопленные люди. Все видели выражение глаз, их натянутые, нечеловеческие улыбки, трясущиеся руки. <…>
Но вот что я хочу подчеркнуть: Россия несла и будет нести в себе конструктивное, консолидирующее начало. И, я думаю, к ее голосу республики должны прислушаться. Она этого заслуживает хотя бы потому, что именно и прежде всего Россия встала в дни путча стеной на защиту демократии и в конечном итоге спасла всех. Я верю в разум и добрую волю народов и Украины, и Казахстана, и других республик. <…>
Позиция же российского руководства такова: мы за единую Россию, в которой каждый народ будет развиваться и жить независимо. Но мы должны подписывать Союзный договор как единая республика.
– Ну, а если кто-то не захочет подписывать его в составе РСФСР?
– В таком случае есть только один путь – переговоры. Открытые и принципиальные. Это будет очень серьезное испытание, но, я надеюсь, мы его общими силами преодолеем».
«Рынок цен, а не рынок продовольствия» – страница 3
«Накануне уборочной страды российские структуры власти, предвидя нелегкий поединок с монополистом - производителем зерна – АПК, разразились двойным распоряжением, подписанном Борисом Ельциным и Иваном Силаевым. Распоряжение касается порядка закупок хлеба государством в этом «переходном году». В нем ясно проведена грань между самостоятельностью хозяйств, их правами на участие в рынке и интересами «всего народа». <…>
Государственные сельхозпредприятия в данной ситуации ведут себя подобно кулакам сталинского времени, придерживая хлеб и время от времени ставя ультиматумы структурам власти. В данный момент руководители региональных агроструктур отчаянно борются за снижение и без того льготного продналога до минимальной отметки. <…>
Весьма вероятно, что продавцы зерна специально нагнетают слухи о супердефиците хлеба в этом году, чтобы взвинтить цены на свой товар. В целом же сегодня эксперты отмечают, что взвинчивание цен на пшеницу приведет к сильному падению поголовья скота, ибо рентабельность производства мяса по сравнению с рентабельностью производства зерна смехотворна мала. Скажем, рентабельность мяса оценивается в 6%, в то время как рентабельность производства зерна в 1000% и более. <…>
Сегодня государство, пытаясь оставить за собой хлебную монополию, выражает опасение всего народа, что никакого рынка, кроме рынка цен, который уже имеется у нас в стране, в ближайшие полгода создано не будет. Нужен период создания хлебного рынка. Но хозяйства хотят рынок сейчас, в этом году, запах бумажных денег уже вскружил им голову. Они требуют свободы цен, а российское правительство ее не дает, опасаясь социального взрыва. <…>
Они хотят жить по рыночным законам в среде социалистической, регулируемой сильным государством. Хозяйства хотели бы получать ГСМ, технику, автомобили, гербициды, удобрения и услуги – все, что нужно для урожая, по государственным низким или дотируемым ценам, а сами пользоваться привилегией свободного установления цены на свою продукцию. <…>
<…> …Крестьянин больше не верит государству, он кричит: где все, что полагалось по «чекам-90» в прошлом году?
Телевизоры, холодильники и автомобили, которыми наше правительство обязалось платить «крестьянам», вряд ли попадут к тем, кто сидит на тракторе и комбайне. Все эти хорошие бытовые штуки, как и гуманитарная помощь из-за границы, оседают в большинстве своем где-то там, в головных структурах, которые распределяют - в АПК и райкомах с исполкомами. Это же так естественно. Ребята любят власть. АПК, как жесткая бюрократическая система, основанная на эксплуатации трудящихся, имеет свои интересы, которые не сводятся к производству продовольствия. АПК хочет работать на себя. Недаром сегодня многие хозяйства бойкотируют продналог, предпочитая съедать собранное зерно и казенное стадо. Система замкнулась на себе и приступила к самопоеданию. <…>
Таким образом, сегодня ясно, что никакого формирования рынка в стране не происходит. Идет грызня монополистов-производителей. Монополист сельского хозяйства – АПК борется с монополистом - промышленником, а бывший монополист власти – компартия борется посредством АПК с российским правительством. Невольно опять-таки вспоминается читанный в детстве роман Александра Беляева «Продавец воздуха». До куска хлеба наши продавцы уже дошли. Может, дойдут и до воздуха».
«Не беспокойтесь. Работа будет» – страница 4
Подзаголовок – «Беседа о трудоустройстве партийцев с замминистра труда В. Калашниковым»
«28 августа И. Силаевым было подписано распоряжение за номером 952-р:
«<…> В связи с Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» и Указом Президента СССР от 24 августа 1991 г. «Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза», а также с учетом многочисленных обращений органов государственного управления РСФСР и граждан:
1. Определить, что расторжение трудового договора с работниками, высвобождаемыми в связи с приостановлением деятельности органов и организаций КПСС и Компартии РСФСР, может производиться по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР или по желанию работника по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Для высвобождаемых работников сохраняются гарантии в области занятости, а также льготы и компенсации, предусмотренные статьей 40-3 КЗоТ РСФСР. Выплаты высвобождаемым работникам производятся органами исполнительной власти из средств соответствующих бюджетов с последующим возмещением выплаченных сумм за счет средств КПСС и Компартии РСФСР.
2. Установить, что за работниками, указанными в пункте 1 настоящего распоряжения, до момента расторжения трудового договора сохраняется средняя заработная плата, но не более чем в течение 30 дней со дня принятия Указа Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». <…>.
Мы отдаем себе отчет в том, что самыми незащищенными в этой ситуации оказываются люди предпенсионного возраста, больные, беременные женщины и те женщины, которые в соответствии с законом находятся сейчас в отпуске по уходу за маленькими детьми. Это категория людей, которые должны быть трудоустроены обязательно. Больным должны быть оплачены больничные листы. В распоряжении указывается, что все выплаты осуществляют органы исполнительной власти. <…>».
«Известия» / Учредитель – журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 31 августа, суббота. – № 208 (23474). – 6 полос.
«К шести часам вечера последнего, как было объявлено утром, заседания сессии парламенту Союза удалось сделать всего две вещи – отказаться от отдельной оценки собственной деятельности и деятельности руководства страны в дни путча и принять в целом перечень неотложных законодательных мер, которые следует разработать для предотвращения повторения покушения на государственный переворот. <…>
Мучительно долго шла борьба за выживание парламентского Комитета по обороне и безопасности. Призванный контролировать деятельность органов безопасности и армии комитет, по сути дела, стал лобби генералитета и военно-промышленного комплекса. Им были практически блокированы попытки начать работу над новой оборонной концепцией, предложения о департизации Вооруженных Сил. Из недр этого комитета вышел реакционный и по сути противоправный закон о КГБ. <…>
Главный аргумент – в комитете много хороших людей – и поэтому сначала надо создать комиссию, которая изучила бы его работу. Но эти доводы воздействия на депутатов не возымели: комитет расформирован. <…>».
«Съезд должен обновить состав Верховного Совета СССР» – страница 1
«На сессии Верховного Совета СССР принято постановление о ситуации, возникшей в связи с имевшим место государственным переворотом. В нем кратко изложены события трагических трех дней, названы главные виновники путча, а также те органы, чья позиция или нерешительность действий нанесли стране политический и экономический ущерб, практически сорвали подписание Союзного договора. Предложено внести необходимые изменения в Конституцию СССР и другие законодательные акты, которые обеспечили бы правовой механизм защиты конституционного строя, четкий порядок назначения и смещения высших должностных лиц.<…>
Республикам предложено ускорить подписание Союзного договора, скорректированного в соответствии с новой ситуацией в стране. Договоры об экономическом, валютно-финансовом сотрудничестве, обороне, экологии, защите прав и свобод граждан предлагается заключить также и тем республикам, которые не будут подписывать Союзный договор. <…>
Приостановлена деятельность КПСС на всей территории СССР, а МВД поручено обеспечить сохранность и ее материальных ценностей и архивов. Будут расследованы данные об участии в путче руководящих органов КПСС.<…>
Последним пунктом постановления предложено внеочередному Съезду провести обновление Верховного Совета СССР. <…>».
«Собственность КПСС: полмиллиарда найдены. А где остальные» – страница 1, 3
«500 миллионов рублей, принадлежащих КПСС и вложенных под четыре процента годовых в один из коммерческих банков, обнаружены комиссией правительства Москвы по инвентаризации имущества компартии. Об этом было сообщено журналистам на пресс-конференции в Моссовете, состоявшейся 20 августа. Характерно, что информацию о полумиллиарде рублей КПСС предоставил властям не кто-то из официальных представителей ЦК и его Управления делами, а директор оставшегося не названным банка. Очевидно и то, подчеркнул А. Музыкантский, что столь внушительная сумма – лишь малая часть находящихся в коммерческом обороте партийных денег. Обнаружить их, как показывает практика восточноевропейских стран, будет очень непросто.<…>.
На второй-третий день после опечатывания партийных зданий объявились десятки и десятки арендаторов помещений, никакого отношения к КПСС не имеющих, в том числе и немало иностранцев. <…>.
Сегодня главное – не допустить ажиотажного, по принципу «кто ближе – тот и захватит лакомый кусок», дележа партийной собственности. Здесь две опасности. Во-первых, можно продешевить и отдать кому-либо те же уникальные по своему местоположению, технической оснащенности здания ЦК, МГК за бесценок. Во-вторых, пока никто не гарантирует, что существенная часть партийного богатства не перейдет в руки новых бюрократов.<…>.
Теперь – о нескольких важных решениях, сообщенных мэром Москвы Гавриилом Поповым:
– С первого сентября все школьники Москвы и области с первого по четвертый класс будут получать бесплатное питание.
– Отныне мэрия Москвы всецело распоряжается городской собственностью, включая землю, и определяет порядок приватизации, застройки, аренды и пр.<…>».
«Парламентская комиссия за признание независимости Прибалтики» – страницы 1
«<…> 30 августа на своем заседании члены комиссии единогласно приняли решение о поддержке обращения народных депутатов о признании независимости, а также высказали мнение о включении в повестку дня, открывающегося 2 сентября внеочередного Съезда народных депутатов, вопроса об обсуждении обращения.<…>.
Представители Прибалтики заверили, что в их государствах не будут ущемляться права народов, а свои отношения со всеми другими государственными образованиями на территории СССР будут строить на принципах взаимной экономической, политической и культурной заинтересованности.<…>».
«Эдуард Шеварднадзе, Александр Яковлев и Гавриил Попов отказались войти в Совет безопасности СССР. Причины этого решения не сообщаются» – страница 1
«Вчера на внеочередной сессии Верховного Совета СССР Президент СССР М.С. Горбачев сообщил о принципиально новом подходе к формированию Совета безопасности СССР. Теперь он будет комплектоваться из руководителей девяти республик – участниц ново-огаревского процесса. Кроме того, Президент СССР предложил включить в Совет еще несколько человек, в том числе Г. Попова, Э. Шеварднадзе и А. Яковлева».
«Союзный МИД – с новым министром и неясным будущим» – страница 1
«Мы пережили две недели политических землетрясений, или – вступления в новую эру. Первая неделя – путч и его разгром, победа демократии. Вторая – развал СССР, о котором в ночь со среды на четверг делегации России и Украины в своем коммюнике впервые заявили как о прежнем, как о бывшем Союзе. На таком фоне даже крупные события теряются. В среду совпало два из них: Президент Горбачев назначил новым министром иностранных дел СССР Бориса Панкина, покинувшего свой пост посла в Чехословакии, а также заявил на Верховном Совете, что подаст в отставку, если процесс распада СССР не остановится.<…>.
В четверг Борис Панкин приступил к новым обязанностям. При первом появлении перед руководством МИД он подтвердил приверженность линии Горбачева–Шеварднадзе. Объявил, что первым заместителем министра назначается В. Ф. Петровский, долгое время работавший одним из заместителей (с ответственностью за связи с международными организациями), весьма компетентный, опытный и умный дипломат. От обязанностей первого заместителя министра освобожден Ю.А. Квицинский – без каких-либо формулировок, но в подразумеваемом контексте поведения в дни путча.<…>».
«Дело было на Рочдельской» – страница 2
«Вырисовываются по меньшей мере три неотложные проблемы – каждая из них способна доставить неприятности катастрофического размера. Первое: дальнейшая либерализация цен. Если этого не сделать в той или иной форме, крестьяне не продадут хлеб, который у них есть, сколько бы горожан мы ни посылали на уборку. Вряд ли нынешние цены на продукцию способны вдохновить и шахтеров, и нефтяников, от которых зависит, переживут ли города зиму. <…>
Второе: меры жесткой экономии топлива и энергии на ближайшие месяцы. Организационное меры экономии, ограниченные по своей природе, имеют, однако, и преимущество: они действуют быстро. Пусть они добавят к нашим ресурсам хоть два-три процента, но немедленно. Эти проценты могут оказаться спасительными.
Третья и самая опасная проблема: Союзный договор. Пора оставить споры о дефинициях: федерация, конфедерация или что-то еще. Границы между тем и другим в реальной жизни зыбки и условны.<…>.
Есть стратегический оборонный потенциал – разделять его невозможно, или во всяком случае смертельно опасно для всей страны и для всего человечества. Есть системы трубопроводов и Единая энергетическая система СССР. Разделить их на части – значит уничтожить, этого не захочет никто. Единую железнодорожную сеть разделить можно, но глупо, всем в убыток. Есть солидный потенциал АЭС. Обеспечить их эксплуатацию и безопасность вне единой организации большинство республик не смогут. Все республики до единой заинтересованы в экономическом договоре.<…>».
«Коммерческие банки идут на конфликт с Центральным банком России» – страница 2
«Представители 70 с лишним коммерческих банков, объединенных в Московский банковский союз (МБС), в энергичной форме заявили о своем несогласии с политикой Центрального банка России в отношении свободных банковских структур. Они обвинили это центральное ведомство в попытках фактического удушения банков нижнего уровня.
Проблема обсуждалась в четверг на общем собрании членов МБС. Представители многих коммерческих банков жаловались, что процедура их официальной регистрации затягивается на долгие месяцы из-за препятствий со стороны чиновников. Говорилось также, что Центральный банк мешает работе своих младших по рангу коллег, требуя от них непомерное количество отчетной документации. Обсуждался, в частности, циркуляр, изданный Главным управлением Центрального банка России по г. Москве, содержащий длинный перечень разного рода справок, балансовых счетов, ведомостей, обязательных для предоставления коммерческими банками в Центральный банк. <…>».
«Новые люди в союзных ведомствах» – страница 2
«С учетом чрезвычайной важности ряда министерств и ведомств СССР и складывающейся в них обстановки премьером России И.С. Силаевым – по согласованию с Президентом СССР – сделан целый ряд новых назначений. Новые люди энергично занялись реорганизацией старых структур в нынешний сложный переходный период.<…>».
«Конец империи или начало союза» – страница 3
«<…> Похоже, в считанные дни не только мы стали другими, но другим стал и Президент. И давайте вести себя принципиально и цивилизованно. Если мы доверяем Горбачеву, то хватит его подвергать подозрениям. <…>
Мне показалось, что его позиция по Союзу наиболее адекватно отражает историческим момент. Если мы допустим его хаотический распад по формуле «сначала размежуемся, а потом объединимся», то августовская победа над тоталитаризмом станет прелюдией нашего сокрушительного поражения. <…>
На смену насильственно устраняемым коммунистическим структурам наверняка придут не демократические, а фундаменталистские формы организации жизни. Это ли выход? Пусть решают, как им устраивать свои дела. Центр в это не должен больше вмешиваться. <…>
Ликвидация «красной империи» может дать колоссальный толчок развитию нашей страны, привести в действие мощнейшие интеллектуальные и энергетические силы нации, которые прежде – я имею в виду советский период нашей истории – использовались минимально. <…>
Попытка реализации безумной идеи мировой революции, распространения социализма и коммунизма на всей планете и естественное при этом противоборство с Западом в конечном итоге породила то, что мы называем военно-промышленным комплексом. Государство в государстве. <…>
Имперский характер государства самым негативным образом сказывается на общественном развитии, массовом сознании, психологии людей и т. д. Вместо национального вырабатывается имперское сознание. Не получает должного развития национальная культура. Формируется экспансионистская психология. В конечном итоге исконная территория «имперского народа» оказывается слабо обустроенной, запущенной, деградируют трудовая этика, нравственность. Силы этого народа уходят в первую очередь на обслуживание интересов империи. <…>
Что же делать в сложившейся ситуации? Как можно скорее подписывать Союзный договор с учетом новых реалий. Это уже будет не империя, а Союз суверенных государств. Неважно, федерация или конфедерация. <…>».
«Начальник Генштаба» – страница 3
Подзаголовок – «Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР назначен генерал армии Владимир ЛОБОВ. С ним беседует наш корреспондент»
« – Некоторые республики заявили о своем полном суверенитете со всеми вытекающими из этого последствиями. В частности, в республиках будут теперь свои армии. Как вы к этому относитесь?
– Я был всегда сторонником единых Вооруженных Сил. Думаю, ясно, почему. Однако не исключаю другие варианты. Ведь мы до сих пор живем по реформам 1862 года, когда в России были организованы военные округа. А сегодня в нашем государстве уже появились независимые республики, и, конечно же, в той ситуации, в которой живет наша страна, заниматься вопросами военного строительства без их участия нельзя. Поэтому возможны варианты один из которых может быть таким. Гражданское министерство обороны, гражданские комитеты по обороне в республиках, областях и ниже. Параллельно с ним командование войсками на территории данной республики. В этом случае военное строительство может осуществляться правительством через министерство и Генеральный штаб по вертикали и горизонтали, которые тесно должны взаимодействовать. Словом, идея такова: больше самостоятельности в вопросах военного строительства. Могут быть и другие варианты. Главное – не наломать дров! <…>
– Как вы относитесь к идее создания профессиональной армии?
– Я сторонник проведения плановой радикальной реформы Вооруженных Сил и считаю: каждый должен быть профессионалом на своем месте – будь то водитель троллейбуса, или военнослужащий. Свою задачу вижу в том, чтобы как можно быстрее ускорить этот процесс. <…>».
«На школу надо тратить столько, сколько на войско» – страница 3
«Во всех звеньях нашей школы хорошо знают Г. Ягодина. При нем в ней начались решительные перемены в сторону раскрепощения и гуманизации. Премьер Павлов, однако, не ввел Ягодина о свой кабинет. Исполнять обязанности руководителя Гособразования страны в конце июля назначил его вновь сам Президент. По традиции обращаемся к профессору Ягодину с вопросами в канун учебного года.
– Геннадий Алексеевич, первое сентября - праздник знаний, и давайте взглянем на нашу школу беспристрастно. Ведь, честно говоря, есть в ней перемены к лучшему, сколько бы ни говорили о кризисе, о том, что школу развалили.
– А мы, действительно, ее развалили. Только не в том смысле, о котором говорят. Мы развалили или, скорее, еще разваливаем авторитарную школьную систему обучения, подавляющую ученика и учителя. Только поворот к личности, отказ от школьного единообразия не так быстр, как хотелось бы, хотя это уже реальности. Начнем с того, что родители сами решают, пойдет ли ребенок учиться с шести или с семи лет. Когда мы давали эту свободу, нас пугали, что число шестилеток резко сократится, а око за два года увеличилось на полмиллиона. Сама школа теперь определяет, на каком языке вести обучение. И вот пошла в рост начальная школа на родном языке. А это благо: первым языком обучения, безусловно, должен быть родной. <…>
– А не слишком ли мы отстаем от развитых стран в школьном деле? Мелькает такая цифра: 34-е место в мире. Сетуют на неконвертируемость дипломов...
– Мы не раз пытались понять, откуда взялась приведенная вами пугающая цифра, но так и не смогли. Это миф. В течение десятков лет наши школьники побеждают на международных олимпиадах по всем естественным наукам.<…>
Существует какая-то путаница с так называемой конвертируемостью дипломов. В аспирантуру наших выпускников за границей принимают, и дипломы признают в большинстве стран. Но ведь многие фирмы на Западе берут выпускников и своих вузов сначала доучиваться, и только после испытаний признают их готовность к работе. В Японии выпускник медицинского факультета должен поработать, сдать экзамен независимой от университета комиссии и только тогда начать работать самостоятельно. Мы стали слишком склонны к самоуничижению. Право, это ни к чему.<…>».
«Новый статус Украины и Белоруссии в ООН» – страница 4
«Естественный вопрос, которым сейчас задаются в ооновских кулуарах, таков: как провозглашение Украиной независимости и принятие Белоруссией Закона о суверенитете отразится на статусе этих республик в Организации Объединенных Наций. Речь не идет, понятно, о возможных внешних переменах, о том, например, что теперь за теми столами в различных залах штаб-квартиры ООН, где отводятся места для украинской делегации, будут стоять таблички не с надписью «Украинская Советская Социалистическая Республика», а с надписью – «Украина».
Речь в первую очередь о том, как самостоятельность республик будет сказываться на решении серьезнейших политических, экономических и прочих вопросов, стоящих перед международным сообществом. С самого момента образования ООН Украина и Белоруссия были постоянными ее членами, имевшими, теоретически по крайней мере, равные права с любой другой страной, в том числе с Соединенными Штатами, но равноправие всегда подчинявшими интересам старшего партнера – Советского Союза.
<…>
Надо полагать, что одновременно с вопросами взаимодействия политического будут решаться и вопросы финансового свойства и в первую очередь, кто будет платить белорусские и украинские взносы в ооновские фонды – как на содержание самой Организации, так и на содержание ее миротворческих сил?<…>.
На предыдущей сессии Генассамблеи белорусский министр иностранных дел говорил мне о планах его республики добиться иного для себя статуса в ООН, такого статуса, который позволил бы понизить процент отчислений, свести их к уровню, определенному для государств малоразвитых. С тех пор, однако, ничего подобного не произошло.<…>».
«Деятельность чекистов проанализирует президентская комиссия» – страница 6
«28 августа Указом Президента СССР образована Государственная комиссия по расследованию деятельности органов КГБ. В ее составе народные депутаты СССР и РСФСР, представители комитетов госбезопасности Союза ССР и Российской Федерации. Председатель – руководитель парламентского комитета России народный депутат РСФСР Сергей Степашин.
Решением Президента СССР всем органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям и организациям, должностным лицам на территории всей страны предложено обеспечить доступ членов комиссии ко всем без исключения материалам и оказывать содействие в работе. В срок до 26 октября 1991 года комиссии (видимо, в газете опечатка, редакция предполагает правильное написание – КОМИССИЕЙ) должно быть представлено заключение о роли органов государственной безопасности в антиконституционном перевороте; предложения по реорганизации структуры органов государственной безопасности; об изменениях в законодательстве, регулирующем деятельность органов государственной безопасности. <…>
Проверка фактов, связанных с событиями 19–21 августа, будет проводиться в полном соответствии с существующим законодательством, соблюдением прав и свобод граждан. Вместе с тем комиссия выражает надежду, что личный состав КГБ, другие причастные к нему лица не будут чинить ей препятствий, а, наоборот, сотрудничать и оказывать содействие. <…>
Итогом работы комиссии должны стать предложения по реорганизации структуры КГБ и выработка законодательных предложений о правовых гарантиях, исключающих антиконституционное использование спецслужб.
<…>
Отвечая на вопросы журналистов, руководитель российского КГБ Виктор Иваненко отметил, что надвигающуюся опасность со стороны правых сил он ощущал давно. Но прямых данных об атаке путчистов именно 18 августа к нему не поступало. По его сведениям, организовать штурмовые отряды гэкачеписты не сумели и планов по аресту определенных лиц у заговорщиков практически не было. В. Иваненко признал, что процесс формирования органов КГБ России был затянут. <…>».
«Мятежный капитан сидит на гауптвахте» – страница 6
«Капитана поддержали несколько мичманов и матросов. В 4 часа утра лодка опалила от пирса и ушла в сторону острова Кремлева, который находился в получасе хода от бухты Диомид, но вскоре была перехвачена катерами, которым уже было сообщено о выходе лодки. Как заявил капитан-лейтенант Медведев, у него было намерение выйти в море и обратиться по радио к Борису Ельцину с заявлением о поддержке российского правительства. <…>
Рассказывая о подводной лодке, выступившей против путча, мы сознательно обошли стороной одну деталь: перед тем как увезти из бухты Диомид лодку, капитан-лейтенант Медведев, выражаясь официальным языком, «употребил спиртное». И как заявил начальник штаба Тихоокеанского флота Владимир Калабин, выступая на пресс-конференции: «Грязными руками чистые дела не делаются». По его же словам, Медведев имел четыре взыскания за пьянство, дебош, а в 1987 году снимался с должности помощника командира. Своим поступком, утверждал Калабин, он поставил под угрозу возможной гибели 15 членов экипажа, находившихся на борту вместо 73 по штату.
О том, что на ВМФ ведется «бескомпромиссная борьба с теми, кто пьет», – известно. Достаточно вспомнить историю, связанную с Героем Советского Союза Маринеско, которого в чем только не обвиняли!.. Но во всем этом просматривается одна особенность. Борьба эта ведется, как правило, против тех, кто как-то себя проявил...».
«И только «гласность» безмолвствует» – страница 6
«Сегодня возобновляется выпуск «Правды». Название осталось прежним, но учредителем независимой ныне газеты стала журналистская организация редакции. На первой полосе исчез традиционный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
«Правде» предстоит сложный период. Около пяти миллионов рублей долга, трудности с издательством, потеря доверия со стороны многих читателей. Кстати, как сообщили в Минпечати РСФСР, те из них, которые решат прекратить подписку на 1991 год, могут вернуть свои квитанции в отделения связи и получить деньги за оставшиеся месяцы.<…>.
Что касается остальных изданий, выпуск которых был приостановлен Указом Президента РСФСР, то большинство из них после смены учредителей и перерегистрации уже начало выходить. Редакция «Советской России» вчера представила документы на регистрацию в Министерство печати и массовой информации РСФСР. Новыми учредителями газеты стали журналистский коллектив и фирма «Завидия».<…>».
«Олимпийский комитет СССР дает добро» – страница 6
«В связи с объявлением о своем суверенитете трех прибалтийских республик Международный олимпийский комитет (МОК) сделал на днях запрос в Олимпийский комитет СССР, в котором последнему предлагается высказать свою точку зрения на возможность самостоятельного членства в МОКе Национальных олимпийских комитетов Эстонии, Латвии и Литвы.
30 августа в Москве состоялось расширенное заседание исполкома Олимпийского комитета СССР с участием руководителей всесоюзных федераций по видам спорта. Учитывая исключительную историческую ситуацию в стране, а также факт наличия в прошлом самостоятельных олимпийских комитетов в Прибалтике, исполком ОК СССР принял решение поддержать просьбу представителей Эстонии, Латвии и Литвы стать членами МОК. Кстати, статус олимпийских комитетов прибалтийских республик будет определен на сессии МОК, намеченном на 17–19 сентября в Берлине. <…>».